УДК 342.98:339.543.3
БСИ 10.24866/1815-0683/2021-2/18-23
И. В. ЧЕПУРНАЯ*, М. Г. ХОЛКИНА*
Взыскание таможенных пошлин и налогов на современном этапе:
таможенно-правовой и гражданско-правовой аспекты
Представлены положения таможенного и гражданского законодательства, регламентирующие порядок взимания таможенных платежей. Институт взыскания таможенных платежей рассматривается комплексно. Проводится анализ предусмотренного действующим законодательством правоприменительного процесса, обозначены выявленные в ходе этого анализа проблемы правоприменения.
Ключевые слова: законодательство ЕАЭС и Российской Федерации о таможенном деле, таможенные платежи, таможенная пошлина, обеспечение уплаты таможенных платежей, взыскание таможенных платежей.
ЧЕПУРНАЯ Ирина Владимировна -кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. chepurnaja.irina@vfrta.ru.
CHEPURNAYA I. V. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law Disciplines.
ХОЛКИНА Марина Геннадьевна -кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. kholkina.marina@vfrta.ru.
KHOLKINA M. G. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law Disciplines.
I. V. CHEPURNAYA, M. G. KHOLKINA Collection of Customs Duties and Taxes at the Present Stage: Customs-legal and Civil-legal Aspects
The provisions of the customs and civil legislation regulating the procedure for collecting customs payments are presented. The institution of collecting customs payments is considered comprehensively. The analysis of the law-enforcement process provided for by the current legislation is carried out, and the law enforcement problems found out in this analysis were identified.
Keywords: legislation of the EAEU and the Russian Federation on customs, customs payments, customs duty, ensuring the payment of customs duties, collection of customs payments.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» закреплены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль).
Федеральной таможенной службе (ФТС России) среди прочих предоставлено полномочие (пп. 5.1.2 Положения о ФТС России) осуществлять контроль и надзор за правильностью исчисления или начисления, своевременностью уплаты, своевременностью и полнотой принятия мер к взысканию таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и т. д. Так, сумма доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России, в 2020 г. составила 4 751,8 млрд, в 2019 г. - 5 729,1 млрд руб. [1; 2]. Приведенные цифры иллюстрируют значимость взыскания таможенных пошлин и налогов для формирования федерального бюджета Российской Федерации.
Данное исследование имеет целью анализ действующих норм права по вопросу взыскания таможенных платежей, их обеспечения, что позволит комплексно рассмотреть данный институт как с позиции таможенного, так и гражданского законодательства.
Прежде всего, отметим, что взыскание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей носит межотраслевой характер. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза закрепляет лишь общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов, закон о таможенном регулировании в РФ (от 03.08.2018 № 289-ФЗ) содержит основания такого взыскания и порядок внесудебного взыскания за счет авансовых платежей, обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, отдельные способы обеспечения исполнения обязательств подробно регламентируются гл. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В свою очередь обращение взыскания на имущество возможно лишь в судебном порядке, что регулируется нормами Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Последующие отношения по взысканию на основании решения суда и исполнительного листа регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об исполнительном производстве» и происходят с участием судебных приставов-исполнителей.
Целью взыскания таможенных платежей является внесение в государственный бюджет сумм, не поступивших в него в силу неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таких платежей
недобросовестными лицами. В данном контексте взыскание таможенных платежей бесспорно является вариантом реализации государственного принуждения, применение которого необходимо для обеспечения исполнения фискальной функции таможенных органов. Применение государственно-правового принуждения при взыскании таможенных платежей становится реакцией государства на возникший конфликт интересов между государственными органами и частными субъектами. Конфликт обусловлен различными целями, для первых - пополнение доходной части бюджета, для вторых - максимальное снижение расходов, в числе которых уменьшение налогового бремени.
Кроме того, в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов таможенным органам предоставлено право требовать внесения обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. В ст. 63 ТК ЕАЭС содержатся четыре таких возможных способа: денежные средства (деньги); банковская гарантия; поручительство; залог имущества. Несмотря на то что ТК ЕАЭС дает право государствам-членам установить в своем законодательстве иные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, закон о таможенном регулировании в РФ дополнительного перечня способов не устанавливает. Указанные способы относятся в целом к общим способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным гл. 23 ГК РФ. Здесь также оговоримся, что гражданское законодательство рассматривает денежные средства как способ обеспечения исполнения обязательств неоднозначно. Так, в качестве способов обеспечения исполнения обязательств, где предметом будут выступать денежные средства, можно назвать: неустойку, денежный залог, обеспечительный платеж, задаток.
Применительно к сфере взыскания таможенных пошлин и платежей этот новый способ обеспечения исполнения обязательств относят только к денежному залогу [3]. Данный вывод можно сделать из ст. 60 закона о таможенном регулировании в РФ, которая так и называется - «Денежный залог».
Такой подход к выделению денежного залога в качестве самостоятельного способа обеспечения исполнения обязательств может показаться не вполне целесообразным, т. к. с позиции гражданского законодательства он является разновидностью залога имущества. Однако это единственный специальный способ обеспечения исполнения обязательств таможенных платежей, вынесенный за рамки регулирования гражданским законодательством. И ст. 60 закона о таможенном регулировании в РФ не предусматривает, в отличие от статей, регламентирующих иные способы исполнения обязательств, возможности применения положений гражданского законодательства Российской Федерации.
Обеспечение выполнения участниками таможенных правоотношений обязанности по уплате таможенных платежей реализуется посредством достаточно сложного, регламентированного большим количеством правовых норм, правоприменительного процесса ряда государственных органов. За 2020 г. таможенными органами Российской Федерации было взыскано задолженностей по уплате таможенных платежей на сумму 22 213 817 516,26 руб., из которых в Дальневосточном таможенном управлении было погашено задолженностей по уплате таможенных платежей на сумму 805 049 413,91 руб., в 2019 г. суммы составили 20 702 994 508,66 и 892 676 818,58 руб. соответственно [4; 5].
Право на принятие таможенными органами мер по взысканию таможенных пошлин в том числе закреплено таможенным законодательством ЕАЭС. Статьями 55 и 68 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по их взысканию.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов среди прочих, относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств или иного имущества плательщика. В гл. 12 закона о таможенном регулировании в РФ (ред. от 20.04.2021) содержатся основные правила по взысканию таможенных платежей, а также иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом либо в административном, либо в судебном порядке. Независимо от избранной таможенным органом процедуры взыскания таможенных платежей (административной либо судебной) ей предшествует выставление требования об уплате таможенных платежей. В рамках административной процедуры бесспорное взыскание производится на основании решения о взыскании, принимаемого таможенным органом не позднее 15 рабочих дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (ст. 75 закона о таможенном регулировании в РФ). Взыскание таможенных платежей за счет имущества производится по решению таможенного органа путем направления не позднее 3 рабочих дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 80 закона о таможенном регулировании в РФ.
Последовательность применения мер взыскания задолженности исходит в первую очередь из результативности взыскания и времени на его реализацию. Наиболее эффективными мерами взыскания задолженности
являются обращение взыскания на неизрасходованные остатки авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей. При невозможности реализации вышеуказанных мер, в том числе при нарушении срока взыскания или недостаточности денежных средств для погашения задолженности, таможенные органы имеют право принять решение о бесспорном взыскании денежных средств со счетов плательщика с направлением на исполнение в банк инкассовых поручений. В ряде случаев таможенные органы выносят решение о приостановлении операций по счетам как меры обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании таможенных платежей.
В целом данные меры взыскания задолженности не ограничивают право таможенных органов осуществлять взыскание подлежащих уплате таможенных платежей за счет иного имущества плательщика. Но предоставленная правовыми нормами возможность взыскания таможенных платежей за счет имущества физических и юридических лиц на практике не находит широкого распространения по ряду причин.
Обращение взыскания на иное имущество требует значительных временных и финансовых затрат, связанных с определением стоимости подлежащего аресту имущества, привлечением специалистов, оплатой их услуг. Отсутствует регламентация деятельности и правовых последствий в случаях выявления неделимого имущества должника, стоимость которого превышает неисполненную обязанность по уплате причитающихся таможенных платежей. Особенность погашения задолженности за счет обращения взыскания на имущество плательщика заключается в том, что задолженность не может погаситься сразу, в один момент, как это происходит при обращении взыскания на денежные средства. При обращении взыскания на имущество погашение задолженности происходит в несколько стадий, длящихся определенное время.
Таким образом, говоря о комплексном регулировании порядка взимания таможенных платежей со стороны норм таможенного и гражданского права, отметим, что в основном применению будут подлежать специальные нормы таможенного права, одной из них как раз является институт взыскания таможенных пошлин и налогов, нормы же гражданского права применяются дополнительно и только в рамках регулирования вопросов, связанных с обеспечением исполнения рассмотренных обязательств.
Список литературы
1. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 20.05.2021).
2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 20.05.2021).
3. Казачкова К. А. Анализ способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и их применения // Таможенное дело. 2020. № 2. С. 13-16.
4. Сведения о взыскании (погашении) задолженности по таможенным платежам и пеням за 12 месяцев 2019 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/ results/statistika-pogasheniya-zadolzhennostej-po-uplate-tamozhennyx-platezhej-i-penej?page=6 (дата обращения: 20.05.2021).
5. Сведения о взыскании (погашении) задолженности по таможенным платежам и пеням за 12 месяцев 2020 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/ results/statistika-pogasheniya-zadolzhennostej-po-uplate-tamozhennyx-platezhej-i-penej?page=2 (дата обращения: 20.05.2021).
© Чепурная И. В., Холкина М. Г., 2021 © Chepurnaya I. V., Kholkina M. G., 2021
Для цитирования:
Чепурная И. В., Холкина М. Г. Взыскание таможенных пошлин и налогов на современном этапе: таможенно-правовой и гражданско-правовой аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 2(95). С. 18-23.