Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
829
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВЗИМАНИЕ / НАЛОГИ / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS LEGISLATION / FEDERAL BUDGET / CUSTOMS AUTHORITIES / COLLECTION / TAXES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кецба Бата Игоревич

В статье дана общая характеристика административно-правового регулирования института таможенных платежей в Российской Федерации. Рассмотрено значение таможенных платежей при формировании бюджета государства, изучены механизмы уплаты таможенных платежей в условиях Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The general characteristic of administrative-legal regulation of the institute of customs payments in the Russian Federation is given in the article. The importance of customs payments in the formation of the state budget is considered, mechanisms of paying customs duties within the Eurasian Economic Union are studied.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.08.2018).

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/ (дата обращения: 12.09.2018).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

10. Кожуханов Н. М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 26-31.

Б. И. Кецба

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье дана общая характеристика административно-правового регулирования института таможенных платежей в Российской Федерации. Рассмотрено значение таможенных платежей при формировании бюджета государства, изучены механизмы уплаты таможенных платежей в условиях Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенные платежи; таможенное законодательство; федеральный бюджет; таможенные органы; взимание; налоги.

B. I. Ketsba

ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The general characteristic of administrative-legal regulation of the institute of customs payments in the Russian Federation is given in the article. The importance of customs payments in the formation of the state budget is considered, mechanisms of paying customs duties within the Eurasian Economic Union are studied.

Keywords: customs payments; customs legislation; federal budget; customs authorities; collection; taxes.

Опыт передовых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным аспектом экономического развития, а также необходимым условием существования сильного государства. Особое значение таможенных платежей в системе доходов бюджета Российской Федерации (РФ) обусловливает актуальность изучения вопроса о своевременности и полноте их уплаты.

В современных экономических условиях таможенные платежи остаются одним из важнейших источников пополнения государственной казны. При этом эффективность собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости

от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в бюджет государства.

Существующие требования к государственному контролю в части обеспечения безопасности, прав и законных интересов граждан и юридических лиц определяют необходимость разработки новых практических способов реализации таможенного контроля в целях повышения его эффективности.

На данный момент правовое регулирование взимания таможенных платежей как одна из основных функций таможенных органов не получило достаточной теоретической проработки. К числу существенных недостатков действующего законодательства следует отнести прежде всего отсутствие четкого определения сущности данного понятия.

Так, М. В. Калинин полагает, что таможенные платежи представляют собой систему платежей, установленных законодательством, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в целях защиты национального производства и пополнения бюджетной системы РФ [1]. Другие ученые предлагают рассматривать таможенные платежи как фактор развития экономического потенциала государства и внешнеторговой деятельности. О. Ю. Бакаева, например, рассматривает таможенные платежи как обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [2].

В законодательстве ЕАЭС под таможенными платежами понимаются обязательные пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплата которых является обязательным условием применения таможенных процедур. К ним относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 5) таможенные сборы [3].

Исходя из этого можно сделать вывод, что в целом институт таможенных платежей представляет собой стабильную группу правовых норм, регулирующих правоотношения по установлению, взиманию, исчислению, взысканию, перечислению и уплате таможенных платежей в доходную часть бюджетной системы государства.

В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ таможенные органы РФ наделены полномочиями по осуществлению административно-правовой деятельности, что необходимо для обеспечения должного выполнения возложенных на них функций. Фискальное направление финансовой деятельности таможенных органов, благодаря которому ими формируется примерно половина доходной части федерального бюджета, повышает значимость решения вопроса о механизме административно-правового регулирования таможенных платежей в рамках ЕАЭС, с учетом сложившихся международно-экономических условий.

В правовой науке общепризнанным является факт, что институт таможенных платежей носит межотраслевой характер, потому что его функционирование

основано на нормах конституционного, налогового, таможенного, финансового и бюджетного законодательства [4].

В Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон), вступившем в силу 04.09.2018 (за исключением некоторых положений), реализована значительная часть отсылочных норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), согласно которым регулирование ряда правоотношений либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования отнесено на уровень национального законодательства.

В частности, Законом исключается возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере таможенного регулирования, если оно вызвано неясностью содержащихся в нем правовых норм. Закреплена возможность освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Допускается предоставление предварительной информации на английском языке.

В части проведения таможенного контроля предусмотрены автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций, закреплена возможность участников ВЭД представлять в таможенный орган возражения по итогам таможенной проверки.

Законом установлено право заинтересованного лица (в том числе перевозчика, декларанта) на получение информации о причинах и основаниях принятого решения, совершенного таможенным органом действия (бездействия) (срок направления запроса - в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения, либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии)). Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.

Данный Закон наделил Министерство финансов РФ (Минфин России) компетенцией по установлению особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозимых только по территории РФ, а также по определению случаев, когда обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении таких товаров не предоставляется.

По информации ФТС России, нормативные правовые акты должны быть приведены в соответствие с положениями Закона до 01.01.2019. До этого момента применяются действующие нормативные правовые акты в части, не противоречащей международным договорам, актам в сфере таможенного регулирования, а также Закону [5].

Также следует обратить внимание на то, что административно-правовое регулирование таможенных платежей имеет ряд отличительных особенностей. Так, особый интерес для юридической науки представляет система источников правового регулирования таможенных платежей и субъектов нормотворчества в данной сфере. Это вызвано тем, что в связи с вхождением России в ЕАЭС правовое регулирование таможенных платежей стало многоступенчатым: оно реализуется

на международном, союзном и национальном уровне. Возникли новые субъекты правотворческой деятельности: Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Евразийская экономическая комиссия.

Основной составляющей доходной части бюджета стран ЕАЭС являются таможенные платежи. Таможенные платежи представляют собой регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей. От того, насколько эффективно государство закрепит правовой механизм их уплаты и другие вопросы, связанные с уплатой, зависит не только формирование бюджета, но и исполнение расходных обязательств государства. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о соотношении понятий «уплата», «взимание» и «взыскание» таможенных платежей как источника пополнения федерального бюджета. Термины «уплата», «взимание» и «взыскание» таможенных платежей тесно взаимосвязаны. Взимание - наиболее широкое понятие, включающее в себя как получение таможенными (налоговыми) органами таможенных платежей в случае их добровольной уплаты (т. е. добровольное исполнение обязанности по возмещению долга), так и принудительное взыскание (возможность применения мер принуждения при неисполнении обязанности по уплате добровольно).

Получается, что административно-правовое регулирование института таможенных платежей в России заключается в установлении порядка и правил регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению «уплаты», «взимания» и «взыскания» таможенных платежей как источника пополнения федерального бюджета.

Наиболее острыми вопросами, требующими проведения более тщательного анализа правового регулирования, а также уяснения сущности каждого из направлений администрирования таможенных платежей, являются:

1) взимание таможенных платежей, в том числе их принудительное взыскание;

2) зачисление и распределение сумм уплаченных ввозных таможенных пошлин;

3) контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей.

При этом следует учесть, что в настоящее время в действующем законодательстве не нашло закрепления такое существенное правовое понятие, как «административно-правовое регулирование уплаты таможенных платежей».

Вместе с тем, в юридической литературе предлагаются различные определения рассматриваемого понятия. Так, некоторые ученые-исследователи под административно-правовым регулированием понимают такие отношения, которые складываются по поводу предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Они установлены нормами различных отраслей права и нацелены на защиту интересов государства от непоступления или несвоевременного поступления таможенных платежей в бюджет [6].

Другие исследователи предлагают рассматривать административно-правовое регулирование взимания таможенных платежей как нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей, который направлен на защиту фискальных интересов государства путем предотвращения ущерба от ненадлежащего исполнения обязанности по уплате данных платежей [7].

В юридической науке выделяются следующие составляющие административно-правового регулирования таможенных платежей: 1) фискальный характер; 2) характерные свойства управленческой деятельности; 3) субъекты данных отношений - национальные таможенные органы государств - членов ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия, с одной стороны, плательщики таможенных платежей - с другой; 4) органы, способствующие администрированию таможенных платежей - Федеральное казначейство РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, а также Евразийский межправительственный совет; 5) осуществление на союзном и национальном уровне; 6) регулирование таможенным законодательством, в том числе таможенным законодательством ЕАЭС, и законодательством РФ о налогах и сборах; 7) существование таких его направлений, как взимание (в том числе принудительное взыскание), контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты, зачисление и распределение сумм ввозных таможенных пошлин [8].

Эффективное и своевременное регулирование таможенных платежей позволит максимально обеспечить стабильность их поступления в бюджет государства. На сегодняшний день таможенные органы сталкиваются с комплексом проблем, большинство из которых носит системный характер: занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование; неразвитость системы информации; низкая эффективность таможенного контроля; отсутствие системного подхода к анализу информации и многие другие.

Административно-правовое регулирование таможенных платежей как направление хозяйственной деятельности государства ориентировано прежде всего на пополнение доходной части федерального бюджета страны. Участники ВЭД, в свою очередь, заинтересованы в минимизации своих расходов на уплату таможенных платежей. В связи с этим неизбежно возникновение конфликтов между таможенными органами и хозяйствующими субъектами, разрешаемых очень часто в судебном порядке. Цель таможенного администрирования состоит в том, чтобы все платежи поступали в казну исправно, чтобы заработали механизмы, которые бы не позволяли субъектам ВЭД занижать таможенную стоимость, менять код товара на другой, по которому идет низшая ставка пошлин. Постоянно идет состязание - одни пытаются поменьше заплатить, другие стараются взимать все надлежащие платежи. Но в результате этой «борьбы» все равно какой-то процент остается «в тени».

Таможенные платежи являются обязательными выплатами для всех участников ВЭД. В случае задержки этих выплат таможня располагает всеми необходимыми законными инструментами для взыскания долга с лица. Специально для тех случаев, когда лицо отказывается уплачивать обязательные взносы, было введено принудительное взыскание таможенных платежей.

Принудительное взыскание налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

По итогам работы за 2017 г. таможенными органами РФ возбуждено 2 103 уголовных дела, из них в отношении конкретных лиц - 1 429 уголовных дел. Сумма неуплаченных таможенных платежей (ст. 194 Уголовного кодекса РФ (УК РФ)) -5,2 млрд руб. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте РФ (ст. 193 УК РФ) на сумму более 24 млрд руб.

В 2017 г. таможенными органами возбуждено 119 327 дел об административных правонарушениях, что на 48,5% больше аналогичного показателя 2016 г. (80 355). Из них 32 807 дел (27,5% от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях) возбуждено по ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Взыскано денежных средств по административным штрафам на общую сумму более 1,7 млрд руб. В результате работы с задержанными в рамках таможенного контроля товарами в территориальные управления Росимущества таможенными органами передано 282 товарные партии общей стоимостью 275,8 млн руб. [9].

Споры о возврате таможенных платежей являются первой по распространенности категорией дел с участием таможенных органов, при рассмотрении которых судами применялись положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

Анализ судебной практики по осуществлению таможенными органами администрирования таможенных платежей в условиях реформирования финансово-правового регулирования позволяет провести классификацию споров:

1. Споры, возникшие при определении сумм таможенных платежей, подлежащих уплате. Среди них наиболее распространенными являются следующие виды:

- об оспаривании решения таможенного органа о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (эта категория дел содержит в своей основе несогласие декларантов с действиями таможенных органов, которые принимают решение об изменении заявленного лицом кода товара с целью доначисления таможенных платежей);

- об оспаривании решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости ввозимых товаров (данная категория является одной из наиболее распространенных на протяжении многих лет);

- об обжаловании отказа таможенных органов в применении льгот по уплате таможенных платежей.

2. Споры, связанные с принудительным взысканием таможенных платежей. Среди них наиболее распространенными являются следующие категории споров:

- о порядке и сроках принудительного взыскания (наибольшее число таких споров связано именно с обжалованием порядка принудительного взыскания);

- о взыскании таможенным органом пени (данную категорию споров можно подразделить на споры относительно факта выставления пени, а также споры об обжаловании сумм начисленных пени, порядка их начисления).

3. Споры, связанные с возвратом (зачетом) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, являются одной из наиболее распространенных категорий споров в судебной практике таможенных органов.

4. Споры, связанные с привлечением участников ВЭД к административной ответственности за нарушение порядка и сроков уплаты таможенных платежей -административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей установлена ст. 16.22 КоАП РФ [10].

Административно-правовое регулирование таможенных платежей осуществляется на союзном и национальном уровне, регулируется правом ЕАЭС

и законодательством РФ о налогах и сборах. Обосновано выделение специалистами трех стадий администрирования таможенных платежей: взимание (в том числе принудительное взыскание), контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты, зачисление и распределение сумм ввозных таможенных пошлин.

Таким образом, контроль за уплатой таможенных платежей следует рассматривать как разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого таможенными органами в целях определения правильности исчисления, соблюдения порядка и сроков уплаты таможенных платежей. Совершенствование правового регулирования таможенных платежей, которое обеспечивается посредством соответствующих изменений административного и таможенного законодательства ЕАЭС и РФ, будет способствовать развитию экономик государств - членов ЕАЭС, конкуренции на единой экономической территории.

Использованные источники

1. Калинин М. В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 187 с.

2. Рыльская М. А., Кожанков А. Ю., Боброва О. Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. № 4. С. 88-103.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

4. Землянская Н. И. Правовая природа таможенных платежей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 219 с.

5. https://www.asmap.info/detail-news/rossiya-novyy-federalnyy-zakon-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rossiyskoy-federatsii.

6. Политико-правовые вопросы финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации (на примере Саратовской области) / О. Ю. Бакаева, Н. И. Землянская, Д. Г. Штенберг; под общ. ред. О. Ю. Бакаевой. Саратов: Изд-во Сарат. гос. социал.-экон. ун-та, 2008. 122 с.

7. Коваленко Е. В. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 214 с.

8. Бакаева О. Ю. Судебный контроль как способ защиты прав участников таможенных правоотношений: перспективы развития в рамках административной юстиции // Административное судопроизводство в Российской Федерации. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 65 с.

9. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 10.10.2018).

10. Цидилина И. А. Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.