Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПРАВЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВОВВЕДЕНИЙ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПРАВЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВОВВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS PAYMENTS / СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ / THE SYSTEM OF CUSTOMS PAYMENTS / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / ПРИМЕНЕНИЕ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / APPLICATION OF RATES OF CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мызникова Елена Аркадьевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, устанавливающих систему таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты в условиях интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено анализу существенных нововведений, касающихся порядка установления таможенных сборов в законодательстве государств - членов Евразийского экономического союза. На основе анализа положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза исследованы нормотворческие полномочия Евразийской экономической комиссии по регулированию порядка уплаты таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мызникова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE LAW OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: COMPARATIVE ANALYSIS OF CHANGES AND INNOVATIONS

The results of comparative analysis of provisions of the Customs Code of the Customs Union and the Customs Code of the Eurasian Economic Union establishing the system of customs payments, the procedure for their calculation and payment in conditions of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union are presented in the article. The main attention is paid to the analysis of significant innovations concerning the procedure for establishing customs duties in the legislation of the Eurasian economic Union member-states. Based on the analysis of provisions of the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the author analyzes the rule-making authority of the Eurasian economic commission on regulation of the procedure of paying customs duties.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПРАВЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВОВВЕДЕНИЙ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ POINT OF VIEW

Е. А. Мызникова

регулирование института таможенных платежей

в праве евразийского экономического союза: сравнительный анализ изменений и нововведений

В статье представлены результаты сравнительного анализа положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, устанавливающих систему таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты в условиях интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено анализу существенных нововведений, касающихся порядка установления таможенных сборов в законодательстве государств - членов Евразийского экономического союза. На основе анализа положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза исследованы нормотворческие полномочия Евразийской экономической комиссии по регулированию порядка уплаты таможенных платежей.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Таможенный кодекс Таможенного союза; таможенные платежи; система таможенных сборов; Евразийская экономическая комиссия; применение ставок таможенных пошлин.

E. A. Myznikova

regulation of the institute of customs payments

in the law of the Eurasian economic union: comparative analysis of changes and innovations

The results of comparative analysis of provisions of the Customs Code of the Customs Union and the Customs Code of the Eurasian Economic Union establishing the system of customs payments, the procedure for their calculation and payment in conditions of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union are presented in the article. The main attention is paid to the analysis of significant innovations concerning the procedure for establishing customs duties in the legislation of the Eurasian Economic Union member-states. Based on the analysis of provisions of the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the author analyzes the rule-making authority of the Eurasian economic commission on regulation of the procedure of paying customs duties.

Keywords: the Customs Code of the Eurasian Economic Union; the Customs Code of the Customs Union; customs payments; the system of customs payments; Eurasian economic commission; application of rates of customs duties.

Вступление в действие с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) является значительным этапом в развитии интеграционных процессов в рамках Союза. Понятие «таможенные платежи», их виды, а также правовое регулирование порядка их исчисления и уплаты - один из

Е. А. Мызникова

ключевых вопросов в таможенном деле. В связи с этим проведение сравнительного анализа изменений и нововведений в регулировании данного правового института в ТК ЕАЭС представляется актуальным и своевременным.

Статья 46 ТК ЕАЭС, как и ранее действовавшая ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), не содержит законодательно закрепленного понятия «таможенные платежи», а определяет лишь систему обязательных платежей, охватываемых данным родовым понятием, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; таможенные сборы. Следовательно, по сравнению с ранее действовавшим ТК ТС совокупность таможенных платежей не изменилась. Однако положения ст. 46 ТК ЕАЭС не содержат норм, определяющих порядок установления и взимания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, как это было ранее предусмотрено п. 2 ст. 70 ТК ТС. Вопросы правового регулирования порядка установления и взимания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в действующем ТК ЕАЭС вынесены в отдельную главу. На наш взгляд, данные изменения связаны с тем, что ранее в научной литературе неоднократно указывалось на их «принципиально иную правовую природу по сравнению с таможенными пошлинами» [1], которые относятся к системе мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами и устанавливаются в предусмотренных законодательством случаях.

Пунктом 2 ст. 46 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в «отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС» [2]. При этом правом определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении данной категории товаров, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с п. 2 ст. 266 ТК ЕАЭС наделена Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Ранее, в соответствии с п. 3 ст. 360 ТК ТС, единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования устанавливались международным договором государств - членов Таможенного союза.

По сравнению с ТК ТС в действующем ТК ЕАЭС отсутствуют положения о видах ставок таможенных пошлин, которые ранее содержались в ст. 71 ТК ТС.

Приступая к анализу вопросов, связанных с регулированием таможенных сборов, необходимо отметить, что в ТК ЕАЭС имеется ряд существенных нововведений, касающихся порядка установления данного вида таможенных платежей, что является положительным результатом реализованного в ТК ЕАЭС подхода, направленного на гармонизацию норм национального законодательства государств - членов ЕАЭС, регулирующих таможенные сборы - одну из базовых категорий в таможенном праве.

В соответствии со ст. 72 ТК ТС под таможенными сборами понимались «обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или)

Точка зрения

законодательством государств - членов таможенного союза» [3]. Тем самым были установлены два вида таможенных сборов: таможенные сборы за таможенное оформление и таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.

Пунктом 1 ст. 47 ТК ЕАЭС определено, что «таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании» [2]. Исходя из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что содержание данного понятия не претерпело существенных изменений.

Правовые нормы, регулирующие таможенные отношения в части установления видов и ставок таможенных сборов, также не претерпели изменений и в соответствии с п. 2 ст. 47 ТК ЕАЭС устанавливаются законодательством государств -членов Союза. Содержащаяся ранее в п. 3 ст. 72 ТК ТС общая характеристика таможенных сборов, закрепляющая принцип, в соответствии с которым «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор» [3], также без изменений нашел свое отражение в п. 3 ст. 47 ТК ЕАЭС.

Существенным нововведением, установленным в п. 4 ст. 47 ТК ЕАЭС, является положение о том, что «плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств - членов Союза» [2]. Ранее в аналогичной норме ТК ТС устанавливалось положение только об определении в соответствии с ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза: плательщиков таможенных сборов, сроков уплаты таможенных сборов, порядка их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаев, когда таможенные сборы не подлежали уплате. Так, в ТК ЕАЭС отражен более широкий перечень элементов, определение которых обязательно при установлении таможенных сборов в национальном законодательстве государств - членов Союза.

В научной литературе при исследовании вопросов, связанных с выявлением правовой природы таможенных платежей в целом и таможенных сборов в частности, а также видов таможенных сборов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, неоднократно указывалось на то, что «наличие таких видов таможенных сборов в законодательстве Республики Беларусь, как таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию и таможенного сбора за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, противоречит самой природе таможенного сбора как вида таможенных платежей, связанного с перемещением товаров через таможенную границу» [4].

Думается, что закрепление на наднациональном уровне требования о необходимости определения объекта обложения таможенными сборами и базы для исчисления таможенных сборов осуществлено в целях выработки единых подходов национального законодателя к определению видов таможенных сборов и будет

Е. А. мызникова

способствовать гармонизации правовых норм, регулирующих систему таможенных сборов в государствах - членах Союза.

Кроме определения вышеперечисленных обязательных элементов таможенных сборов, п. 4 ст. 47 ТК ЕАЭС к исключительной компетенции национального законодателя отнесено определение правовых оснований возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов, сроков их уплаты, установление порядка их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаев, когда таможенные сборы не уплачиваются.

Следовательно, в ТК ЕАЭС сформирована только правовая основа, определяющая элементы таможенного сбора как обязательного платежа, а вопросы правового регулирования их установления переданы исключительно на национальный уровень.

Что касается правового регулирования исчисления таможенных пошлин и налогов, то в действующем ТК ЕАЭС, по сравнению с ТК ТС, определение объекта обложения таможенными пошлинами, налогами, базы и порядка их исчисления не претерпели значительных изменений. Нововведениями являются положения, регулирующие порядок внесения сведений об исчислении таможенных пошлин, налогов, перечень и формы документов, в которые вносятся эти сведения. Нормо-творческими полномочиями по определению форм расчета таможенных пошлин, налогов и таможенного приходного ордера, структуры и формата такого расчета, порядка их заполнения наделена ЕЭК. Передача ЕЭК указанных полномочий по упорядочению системы исчисления таможенных пошлин, налогов будет способствовать единообразию их применения.

Анализируя нормы ТК ЕАЭС, регулирующие вопросы применения ставок таможенных пошлин, налогов, необходимо отметить, что, как и в ранее действовавшем ТК ТС, по общему правилу, для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенными органами таможенной декларации. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. При этом в ТК ТС устанавливалась возможность применения иных ставок в случаях, предусмотренных кодексом или международными договорами государств - членов Таможенного союза. В действующем ТК ЕАЭС применение иных ставок предусмотрено не только в случаях, определенных Договором о Союзе, но и в соответствии с международными договорами в рамках Союза, а также международными договорами Союза с третьей стороной.

Что касается вывозных таможенных пошлин, то в соответствии с п. 1 ст. 53 ТК ЕАЭС при их исчислении применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Союза, в котором они подлежат уплате, т. е. в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Для исчисления налогов также применяются ставки, установленные национальным законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате. Наряду с нормами, регулирующими применение ставок таможенных пошлин, налогов, в п. 4 ст. 53 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ЕЭК формирует общий перечень ставок налогов, применяемых в отношении товаров в государствах-членах, на основании сведений, представленных уполномоченными государственными органами государств-членов, и размещает его на официальном сайте Союза в сети «Интернет». Также ЕЭК наделена полномочиями по определению формата общего

точка зрения

перечня ставок налогов, применяемых в отношении товаров в государствах-членах, порядка его формирования, ведения и использования сведений из него, порядка и технических условий, в том числе структуры и формата предоставления сведений о таких ставках.

Таким образом, совершенствование механизма правового регулирования порядка установления и уплаты таможенных платежей является важнейшим направлением финансовой деятельности государств в рамках функционирования ЕАЭС, обеспечивающим фискальные интересы его членов. На основе проведенного сравнительного анализа положений таможенного законодательства ЕАЭС, регулирующего институт таможенных платежей, содержания понятия «таможенные платежи» можно сделать вывод о том, что в ТК ЕАЭС, по сравнению с ТК ТС, учтены теоретические положения финансово-правовой науки. Это будет способствовать совершенствованию правового регулирования данного института и выработке единых подходов национального законодателя к определению видов таможенных сборов как обязательных платежей, связанных именно с совершением действий по перемещению товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Использованные источники

1. Бакаева О. Ю. Классификация таможенных платежей: спорные вопросы // Налоги. 2016. № 2. С. 7-10.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Орлов И. В. Таможенные сборы в Таможенном союзе Беларусь - Казахстан - Россия // Таможенное дело. 2015. № 2. С. 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.