Научная статья на тему 'ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОМ НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОМ НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1663
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ЕАЭС / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодухина Ольга Ивановна

В таможенном кодексе Евразийского экономического союза подробно описаны все виды операций, способы, формы, условия перемещения товаров категории «для личного пользования», припасов, международных почтовых отправлений и перемещаемых в них товаров, товаров определенными категориями лиц, дипломатической почты и консульской вализы, товаров, перевозимых с одной территории Союза на другую территорию Союза, и также через территории государств, не входящих в Союз, и (или) морем. Поскольку перемещение товаров через таможенную границу физическими лицами в международном неторговом обороте, традиционно, относится к проблемным сферам таможенной деятельности, значительное место в ЕАЭС уделяется регулированию порядка товарооборота товаров для личного пользования, а также вопросам совершения таможенных операций в отношении таких товаров. Правила перемещения товаров в неторговом обороте направлены на сокращение неторгового оборота и рост объёма таможенных платежей, взимаемых таможенными органами. В таможенных органах проблемы организации таможенного контроля и совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, перемещаемых в международном неторговом обороте, разнообразны, а пути их решения требуют комплексного подхода к совершенствованию системы правового регулирования перемещения товаров для личного пользования, основанного на результатах непрерывного мониторинга функционирования системы таможенного регулирования международного неторгового оборота. Приведенное исследование осуществлено с целью комплексной экономикостатистической оценке перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в международном неторговом обороте. Результаты экономико-статистической оценки совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, свидетельствуют об изменении структуры международного неторгового оборота в сторону увеличения доли международных почтовых отправлений, что обусловлено опережающими темпами развития мирового рынка интернет-торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солодухина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVEMENT OF GOODS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN INTERNATIONAL NON-TRADE TURNOVER: ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS

The Customs Code of the Eurasian Economic Union describes in detail all types of operations, methods, forms, conditions for the movement of goods of the category "for personal use", supplies, international mail and goods transferred to them, goods by certain categories of persons, diplomatic mail and consular clearance, goods transported from one territory of the Union to another territory of the Union, and also through the territories of States outside the Union and/or by sea. Since the movement of goods across the customs border by individuals in international nontrade turnover traditionally belongs to problematic areas of customs activity, a significant place in the EAEU is devoted to regulating the procedure for the circulation of goods for personal use, as well as issues of customs operations in relation to such goods. The rules for the movement of goods in non-trade turnover are aimed at reducing non-trade turnover and increasing the volume of customs payments levied by customs authorities. In customs authorities, the problems of organizing customs control and carrying out customs operations related to the release of goods transferred in international non-trade traffic are diverse, and ways to solve them require an integrated approach to improving the system of legal regulation of the movement of goods for personal use, based on the results of continuous monitoring of the functioning of the system of customs regulation of international non-trade traffic. The article presents the main results of the economic and statistical assessment of customs operations in relation to goods transported across the customs border of the Eurasian Economic Union. The data obtained through the statistical analysis of the activities of customs authorities in the field of regulation of the movement of goods in non-trade turnover make it possible to assess shortcomings and determine promising directions for the development of the system of customs control of goods transported by individuals for personal use in the conditions of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОМ НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №6, Том 12 / 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today/issue-6-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/19ECVN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Солодухина О.И. Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в международном неторговом обороте: экономико-статистический анализ // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, https://esj.today/PDF/19ECVN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Solodukhina O.I. (2020). Movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union in international non-trade turnover: economic and statistical analysis. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/19ECVN620.pdf (in Russian)

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2020 год (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)

УДК 339.54

Солодухина Ольга Ивановна

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики»

Кандидат экономических наук E-mail: kuznecova_olja@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=736053

Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в международном неторговом обороте: экономико-статистический анализ

Аннотация. В таможенном кодексе Евразийского экономического союза подробно описаны все виды операций, способы, формы, условия перемещения товаров категории «для личного пользования», припасов, международных почтовых отправлений и перемещаемых в них товаров, товаров определенными категориями лиц, дипломатической почты и консульской вализы, товаров, перевозимых с одной территории Союза на другую территорию Союза, и также через территории государств, не входящих в Союз, и (или) морем.

Поскольку перемещение товаров через таможенную границу физическими лицами в международном неторговом обороте, традиционно, относится к проблемным сферам таможенной деятельности, значительное место в ЕАЭС уделяется регулированию порядка товарооборота товаров для личного пользования, а также вопросам совершения таможенных операций в отношении таких товаров. Правила перемещения товаров в неторговом обороте направлены на сокращение неторгового оборота и рост объёма таможенных платежей, взимаемых таможенными органами.

В таможенных органах проблемы организации таможенного контроля и совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, перемещаемых в международном неторговом обороте, разнообразны, а пути их решения требуют комплексного подхода к совершенствованию системы правового регулирования перемещения товаров для личного пользования, основанного на результатах непрерывного мониторинга функционирования системы таможенного регулирования международного неторгового оборота.

Приведенное исследование осуществлено с целью комплексной экономико-статистической оценке перемещения товаров через таможенную границу Евразийского

экономического союза в международном неторговом обороте. Результаты экономико-статистической оценки совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, свидетельствуют об изменении структуры международного неторгового оборота в сторону увеличения доли международных почтовых отправлений, что обусловлено опережающими темпами развития мирового рынка интернет-торговли.

Ключевые слова: международный неторговый оборот; товары для личного пользования; ЕАЭС; таможенная граница

Ежедневно через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС, Союз) перемещаются сотни тысяч людей и товарных партий. Каждое перемещения через таможенную границу несет определенный риск проникновения товаров, запрещенных к ввозу и обороту в страну. При любом пересечении таможенной границы (физических лиц, автомобильного транспорта и т. д.) необходимо применять меры таможенного регулирования, выраженные в совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств. Перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС осуществляется в торговом и неторговом оборотах. В научной литературе и действующем законодательстве отсутствует определение понятия «международный неторговый оборот».

Международный неторговый оборот, применительно к таможенному делу, можно рассматривать как денежное измерение объёма товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими лицами для личных потребностей, не связанных с получением предпринимательских доходов. Следовательно, в неторговом обороте осуществляется перемещение товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

Реализуя стратегию развития таможенной службы Российской Федерации, таможенные органы постоянно совершенствуют технологические схемы совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в международном неторговом обороте, что способствует сокращению времени проведения контрольных мероприятий на границе. Однако, уменьшение времени на совершение таможенных операций в отношении рассматриваемой категории товаров может неблагоприятно сказываться на эффективности контрольных мер. В целях недопущения проблем функционирования системы таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами в неторговом обороте, необходимо разрабатывать и актуализировать таможенное законодательство РФ, основываясь на результатах регулярного экономико-статистического анализа международного неторгового оборота.

В этой связи, цель исследования состоит в комплексной экономико-статистической оценке перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в международном неторговом обороте.

Введение

Для достижения обозначенной цели исследования результативно решены следующие задачи: рассмотрены особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС; на основе методов экономико-статистического анализа произведена оценка деятельности ФТС и Курской таможни в сфере совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в неторговом обороте.

Инструментальный и методический аппарат исследования включает методы экономико-статистического анализа: статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических данных, выборочное наблюдение, построение рядов динамики.

Применительно к исследованию, результативно использованы специализированные пакеты компьютерных программ обработки статистической информации, комплекс информационных источников, включающий монографии, статьи в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы сети Интернет и др. Основные выводы исследования базируются на общенаучных методах познания - анализе и синтезе, аналогии, дедукции и индукции, системном подходе.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной таможенной службы России, Курской таможни, нормативные правовые акты, составляющие таможенное законодательство ЕАЭС, материалы периодической печати, судебная практика.

Систематизация таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Союза основана на мерах таможенного регулирования, определенных главами 37, 45, и 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза1 (далее - ТК ЕАЭС), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»2 и иными нормативными правовыми актами.

ТК ЕАЭС (статья 2) дает четкое определение понятию «товары для личного пользования» - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом3.

Способы перемещения товаров для личного пользования определены статьей 256 ТК ЕАЭС (рисунок 1).

1 Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 19.10.2020).

2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta. ru/tamdoc/17sr0107/ (дата обращения: 10.11.2020).

3 Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 19.10.2020).

Страница 3 из 13

Методы

Результаты

19ECVN620

Рисунок 1. Способы перемещения товаров для личного пользования (составлено автором в соответствии с таможенным кодексом Евразийского экономического союза)

В соответствии со статьей 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из критериев, приведенных на рисунке 2.

Рисунок 2. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования (составлено автором в соответствии с таможенным кодексом Евразийского экономического союза)

Если товары, перемещаемые физическим лицом через таможенную границу Союза [1, с. 1775], не предназначены для личного пользования, то таможенные операции в отношении таких товаров должны совершаться в порядке и сроки, установленные таможенным законодательством Союза.

С 1 января 2020 г. снижены стоимостные и весовые нормы, в пределах которых товары, в рамках международного неторгового оборота, ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов [2, с. 830]. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» с 01 января 2020 года установлены стоимостный лимит в 200 евро и весовое ограничение в 31 кг4 для товаров для личного пользования:

• доставляемых перевозчиком на таможенную территорию Союза, за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования;

• пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, за исключением неделимых товаров для личного пользования.

В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в международном неторговом обороте, объем и стоимость которых превышает установленные законодателем нормы, уплачиваются таможенные пошлины и налоги по единой ставке 15 % от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостного и (или) весового лимита.

Не зависимо от способа перемещения товаров в международном неторговом обороте обязательному декларированию подлежат следующие категории товаров:

культурные ценности;

растения и животные на грани исчезновения; транспортные средства; государственные награды РФ; оружие и составляющие элементы;

лекарства с содержанием сильнодействующих и ядовитых веществ, а также медпрепараты психотропного и наркотического характера [3, с. 147].

Несмотря на прозрачность механизма и возможность упрощенного совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в международном неторговом обороте [4, с. 26], ежегодно растет количество нарушений таможенных правил, совершаемых физическими лицами. Большинство нарушений связано либо с незнанием сколько необходимо заплатить за выполнение таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств физических лиц, либо, с преднамеренным уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов и физическими и юридическими лицами.

В отношении товаров, перемещаемых в международном неторговом обороте, физическими лицами уплачено в 2019 году 25,0 млрд рублей таможенных платежей, что на 53,4 % превышает данный показатель 2018 года (рисунок 3).

4 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17sr0107/ (дата обращения: 10.11.2020).

Рисунок 3. Динамика поступлений таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами за перемещение товаров в международном неторговом обороте, млрд рублей (составлено автором на основе данных таможенной статистики)

Основная доля в структуре таможенных платежей в неторговом обороте приходится на таможенные пошлины и налоги, уплаченные за перемещение легковых автомобилей (в 2019 году - 87,7 %) (рисунок 4).

Рисунок 4. Структура таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в неторговом обороте в 2019 году (составлено автором на основе данных таможенной статистики)

С 0,5 млрд рублей, в 2018 году [5, с. 119], до 1,1 млрд рублей, в 2019 году, увеличились поступления от ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком и пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Также в 1,6 раза возросли платежи в отношении легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами (с 13,7 до 21,7 млрд рублей), что связано с ростом объемов ввоза таких автомобилей, преимущественно в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления [5, с. 917].

Рост объема ввоза физическими лицами легковых автомобилей в 2019 году обусловил увеличение суммы уплаченных таможенных платежей в отношении рассматриваемой категории товаров в 1,6 раза, по сравнению с 2018 годом (с 13,7 до 21,7 млрд рублей).

Далее целесообразно рассмотреть статистику перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в разрезе регионов России на примере Курской таможни.

В 2019 г. через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Курской таможни проследовало (въезд, выезд) 565 384 физических лица, что на 8 % меньше значения рассматриваемого показателя в 2018 году [7, с. 1579]. В рамках таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами в сопровождаемом багаже, на приграничных таможенных постах Курской таможни в 2019 году были выявлены 36 коммерческих партий товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами под видом товаров для личного пользования (общий вес - 1873,12 кг). Физическими лицами ввозились следующие виды коммерческих партий товаров через автомобильные пункты пропуска Курской таможни:

семена растений 1 коммерческая партия товара (410 бумажных пакетов), общим весом 3,8 кг;

запасные части и комплектующие к транспортным средствам 1 коммерческая партия товара, общим весом 173,6 кг;

алкоголь 12 коммерческих партий товаров, общим весом 299,46 кг;

табачные изделия 7 коммерческих партий товаров, общим весом 2,6 кг;

деревянные изделия (поддоны) 3 коммерческих партий товаров, общим весом 916,2 кг [8, с. 326];

мед пчелиный 1 коммерческая партия товара, общим весом 30,1 кг;

женская одежда (костюмы, брюки) 1 коммерческая партия товара, общим весом 30,24 кг;

канцелярский товары 1 коммерческая партия товара, общим весом 9,4 кг [9, с. 4719];

этикетки для текстильных товаров, 1 коммерческая партия товара, общим весом 28,58 кг.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в целом по Курской таможне наблюдается положительная динамика выявления в пунктах пропуска коммерческих партий товаров по весовому показателю, по количественному, наблюдается снижение (в связи со снижением количества физических лиц проследовавших через границу ЕАЭС).

По фактам нарушений при перемещении вышеуказанных товаров в 2019 году возбуждено 45 дел об административных правонарушениях (далее - АП) по статьям 16.2, 16.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). В 2018 г. было возбуждено по части 1 статьи 16.18 КоАП РФ - 20 дел об АП, по части 2 статьи 16.24 КоАП РФ - 1 дело об АП, изъято 2 транспортных средства в соответствии со статьей 16.18 КоАП РФ.

В части администрирования таможенных платежей в международном неторговом обороте, должностными лицами Курской таможни с 01.01.2019 г. по 25.12.2019 г.:

• в правовой отдел направлено 30 комплектов (26 комплектов в 2018 г.) документов для принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов в судебном порядке в отношении физических лиц - нерезидентов Российской Федерации;

вынесено 5 решений (47 решений в 2018 г.) о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов в размере 3 430 368,73 руб. (28 485 977,54 руб. в 2018 г.);

списана как безнадежная к взысканию по 27 фактам в размере 16 841 878,14 руб. (таблица 1).

Таблица 1

Структура списанной задолженности в 2019 г.

Сумма списанной задолженности в 2019 г. Сумма взысканных таможенных платежей и пени

месяц в результате снятия транспортного средства для личного пользования с контроля на основании решения суда признанной безнадёжной к взысканию

январь 1 569 498,04 321 114,34 2 759 284,26

февраль 391 526,73 4 602,66

март 4 602,66

апрель 4 602,66

май 4 602,66

июнь 4 287 279,26 4 602,66

июль 6 030 054,11 4 602,66

август 4 602,66

сентябрь 1 803 427,41 445 572,95

октябрь 2 772 445,62 4 602,66

ноябрь 1 148 229,62 - 1 шт. 4 602,66

декабрь 1 948 671,74

Составлено автором на основе данных таможенной статистики

За период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. в правовой отдел направлено 26 комплектов документов для принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов в судебном порядке в отношении физических лиц - нерезидентов Российской Федерации.

По состоянию на 25.12.2019 г. общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, в отношении физических лиц - нерезидентов Российской Федерации составила - 138 917 510,92 руб., в т. ч.: таможенные платежи - 123 160 366,42 руб., пени -15 757 144,50 руб. (197 фактов образования задолженности). По состоянию на 31.12.2018 г. общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, в отношении физических лиц - нерезидентов Российской Федерации составляет - 138 324 995,97 руб. (+0,43 % в 2019 г.), в т. ч.: таможенные платежи - 121 178 433,62 руб. руб. (+1,64 % в 2019 г.), пени - 17 146 562,35 руб. (-8,1 % в 2019 г.) (201 факт образования задолженности) (таблица 2).

Таблица 2

Структура списанной задолженности в 2018 году

Сумма списанной задолженности в 2018 году Сумма взысканных таможенных платежей

месяц в результате снятия ТСЛП с контроля на основании решения суда признанной безнадёжной к взысканию

январь 727434,00 (1 требование) 955362,88 (1 требование) 0 94093,29

февраль 1069219,64 (1 требование п.4 и 5 ст. 457 ТК ЕАЭС) 1725522,55 (3 требования) 0 4602,66

март 14 831 420,00 (27 требований - п.4 и 5 ст. 457 ТК ЕАЭС) 0 4602,66

апрель 0 939 015,76 (2 требования) 0 4602,66

Вестник Евразийской науки 2020, №6, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма списанной задолженности в 2018 году Сумма взысканных таможенных платежей

месяц в результате снятия ТСЛП с контроля на основании решения суда признанной безнадёжной к взысканию

май 0 1193523,35 (2 требования) 0 4602,66

июнь 441565,74 (2 требования) 0 0 4602,66

июль 3 807 095,75 0 0 4602,66

август 281 037,52 0 0 4602,66

сентябрь 411944,37 4602,66

октябрь 787536,24 0 0 4602,66

ноябрь 0 0 0 4602,66

декабрь 1315299,74 4602,66

Составлено автором на основе данных таможенной статистики

За 2019 год количество таможенных операций по временному ввозу транспортных средств физическими лицами в международном неторговом обороте, стоящих на контроле, составляет 1018 шт. В 2019 году в регионе деятельности Курской таможни осуществлено таможенное декларирование 37859 транспортных средств для личного пользования (далее -ТСЛП), временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами, в том числе:

• по пассажирским таможенным декларациям (далее - ПТД) - 23 560 ТСЛП;

• по учетным карточкам авто-, мототранспортных средств для личного пользования (далее - УКТС) - 14 299 ТСЛП.

За аналогичный период 2018 года физическими лицами осуществлено таможенное декларирование 43 874 временно ввезенных ТСЛП, в том числе:

• по ПТД - 30 507 ТСЛП (-22,8 % в 2019 г.);

• по УКТС - 13 367 ТСЛП (+6,9 % в 2019 г.);

По состоянию на 31 декабря 2019 года на контроле находятся, как не вывезенные в установленные сроки, 1259 транспортных средств, временно ввезенных после 1 января 2010 года, из них:

• 116 ТСЛП временно ввезено в 2010 году;

• 139 ТСЛП временно ввезено в 2011 году;

• 255 ТСЛП временно ввезено в 2012 году;

• 392 ТСЛП временно везено в 2013 году;

• 167 ТСЛП временно ввезено в 2014 году;

• 83 ТСЛП временно ввезено в 2015 году;

• 33 ТСЛП временно ввезено в 2016 году;

• 46 ТСЛП временно ввезено в 2017 году;

• 28 ТСЛП временно ввезено в 2018 году.

В 2019 году по выявленным фактам невывоза ТСЛП с таможенной территории Евразийского экономического союза в установленные сроки временного ввоза возбуждено 57 дел (в 2018 году - 18) об АП по ч. 1 статьи 16.18 КоАП РФ, что в 3,1 раза больше, чем в 2018 году.

Выдача ПТС в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами на территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с установленной компетенцией на Курском и Орловском таможенных постах. В 2019 году должностными лицами вышеуказанных таможенных постов оформлено 162 ПТС, что на 7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Обсуждение

Евразийское таможенное законодательство уделяет значительное внимание регулированию перемещения товаров в международном неторговом обороте и выполнению таможенных операций в отношении них. Вступление в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» привело к снижению беспошлинных норм ввоза товаров физическими лицами для личного пользования, что способствует увеличению сумм взимаемых таможенных пошлин и налогов.

В процессе проведения таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже через таможенную границу Союза, регулярно, принимаются меры по обеспечению усиления контроля за ввозом физическими лицами товаров в сопровождаемом багаже в международном неторговом обороте. С целью выявления и пресечения нарушений таможенных правил ЕАЭС (включая идентификацию товаров, не предназначенных для личного пользования [10, с. 117]) на приграничных таможенных постах (в том числе, в пунктах пропуска, функционирующих в регионе деятельности Курской таможни) проводятся устный опрос физических лиц, проверка, заполненных ими, пассажирских таможенных деклараций, а также осуществляется контроль в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами без подачи пассажирской таможенной декларации.

Результаты анализ перемещения товаров в международном неторговом обороте, на материалах Курской таможни, свидетельствуют о сокращении количества физических лиц, пересекающих границу в регионе деятельности Курской таможни.

Выявленная динамика обусловлена сложившимися внешнеполитическими отношениями Российской Федерации с сопредельным государством - Украина. Вследствие чего активность перемещения товаров через таможенную границу Союза в пунктах пропуска Курской таможни в международном неторговом обороте сокращается.

Современная эпидемиологическая ситуация способствует изменению структуры международного неторгового оборота в сторону увеличения доли международных почтовых отправлений. К примеру, Секретариат ВТО связывает увеличение объемов электронной торговли с необходимостью приспосабливания к карантину и мерам социального дистанцирования. Эксперты Generix Group прогнозируют снижение объемов электронной коммерции после пандемии COVID-19. Однако, общие тенденции развития ситуации на международном онлайн-рынке товаров позволяют предположить, что количество клиентов онлайн-магазинов не вернется на докризисный уровень и будет продолжать увеличиваться, но более медленными темпами, чем в период пандемии. Данное утверждение подтверждается исследованиями Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ5.

Пандемия COVID-19 оказывает большое влияние мировую торговлю (включая торговлю товарами для личного пользования) и способствует развитию единых правил покупок

5 Пульс мирового рынка электронной коммерции в условиях пандемии COVID-191. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

- 20 с.

и поставок через Интернет, в целях ускорения товарооборота. Электронная коммерция может быть эффективным инструментом для потребителей, а также может стать двигателем экономики стран Мира как для внутреннего экономического роста, так и для международной торговли в целом.

Таким образом, направления деятельности таможенных органов в сфере регулирования международного неторгового оборота, смещаются с фактического таможенного контроля в отношении физических лиц, включающего проведении устного опроса, проверке, заполненных пассажирских таможенных деклараций, а также осуществлении контроля в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами без подачи пассажирской таможенной декларации, в сторону контроля международных почтовых отправлений - основного способа доставки товаров, приобретаемых на международных торговых интернет-площадках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробот Е.В., Смолин В.С. Особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, к которым применяются запреты и ограничения // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 6. - Т. 10. - С. 1773-1802.

2. Дробот Е.В., Смолин В.С. Особенности таможенного контроля за перемещением физическими лицами через таможенную границу евразийского экономического союза товаров для личного пользования // Экономические отношения. - 2020. -№ 3. - Т. 10. - С. 827-842.

3. Греков И.В. Совершенствование таможенного контроля и таможенных услуг в российской федерации при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях // Вестник Российской таможенной академии. - 2019. - № 3. - С. 145-152.

4. Медведенко О.В. Некоторые аспекты применения таможенных платежей, связанные с новациями таможенного законодательства, в отношении товаров для личного пользования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2019. - № 1 (69). - С. 2530.

5. Греков И.В. Совершенствование качества таможенных услуг и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в воздушных пунктах пропуска // Управленческое консультирование. - 2019. - № 5 (125). - С. 114-120.

6. Minakova I.V., Bukreeva T.N., Masalov E.I., Galchenko S.I., Kharlanova V.N. Global Management Of Modern World Development: Current Situation And Development Prospects // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. - 2019. - С. 914-920.

7. Golovin A.A., Dobrinova T.V., Parkhomchuk M.A., Vasileva Z.A. Study Of Foreign Trade Policy Of The Developed And Developing World Economies // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. - 2019. - С. 1574-1585.

8. Минакова И.В., Распопин Д.И., Быковская Е.И., Долгосрочные прогнозы и перспективы экономического роста // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - №5. - С. 320-327.

9. Minakova I.V., Bukreeva T.N., Solodukhina O.I., Ermolaev D.V., Russia-China Cooperation: Prospects and Risks // Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Advantage. - 2020. - С. 4715-4721.

10. Халипов С.В. Физические лица, как участники таможенных правоотношений в евразийском экономическом союзе // Московский журнал международного права. - 2016. - № 2 (102). - С. 107-121.

Solodukhina Olga Ivanovna

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: kuznecova_olja@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=736053

Movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union in international non-trade turnover: economic and statistical analysis

Abstract. The Customs Code of the Eurasian Economic Union describes in detail all types of operations, methods, forms, conditions for the movement of goods of the category "for personal use", supplies, international mail and goods transferred to them, goods by certain categories of persons, diplomatic mail and consular clearance, goods transported from one territory of the Union to another territory of the Union, and also through the territories of States outside the Union and/or by sea.

Since the movement of goods across the customs border by individuals in international non-trade turnover traditionally belongs to problematic areas of customs activity, a significant place in the EAEU is devoted to regulating the procedure for the circulation of goods for personal use, as well as issues of customs operations in relation to such goods.

The rules for the movement of goods in non-trade turnover are aimed at reducing non-trade turnover and increasing the volume of customs payments levied by customs authorities.

In customs authorities, the problems of organizing customs control and carrying out customs operations related to the release of goods transferred in international non-trade traffic are diverse, and ways to solve them require an integrated approach to improving the system of legal regulation of the movement of goods for personal use, based on the results of continuous monitoring of the functioning of the system of customs regulation of international non-trade traffic.

The article presents the main results of the economic and statistical assessment of customs operations in relation to goods transported across the customs border of the Eurasian Economic Union.

The data obtained through the statistical analysis of the activities of customs authorities in the field of regulation of the movement of goods in non-trade turnover make it possible to assess shortcomings and determine promising directions for the development of the system of customs control of goods transported by individuals for personal use in the conditions of the Eurasian Economic Union.

Keywords: international non-trade turnover; goods for personal use; EAEU; customs border

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.