Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ УСЛУГ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СЕТИ / СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / СЕТЕВАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков Олег Владимирович

В статье проводится анализ сетевых взаимодействий предпринимательских структур в сфере услуг. Раскрыты организационно-управленческие аспекты формирования, функционирования сетевой структуры с позиций современного стратегического управления. Разработана и обоснована модель механизма управления сетевой организацией сферы услуг. Выявлен механизм интеграции экономических агентов в сеть, при которой происходит интеграция их непосредственной деятельности, что усиливается интеграцией ресурсов, бизнес-компетенций, отдельных подразделений, работников и команд на основе горизонтального взаимодействия, позволяющей достигать положительного синергетического эффекта на каждом уровне взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM OF NETWORK INTERACTIONS OF BUSINESS STRUCTURES IN THE SERVICE SECTOR

The article analyzes the network interactions of business structures in the service sector. The organizational and managerial aspects of the formation, functioning of the network structure from the positions of modern strategic management. A model of the mechanism for managing a network organization in the service sector has been developed and substantiated. A mechanism for integrating economic agents into a network has been identified, in which their direct activities are integrated, which is enhanced by the integration of resources, business competencies, individual departments, employees and teams based on horizontal interaction, which allows achieving a positive synergistic effect at each level of interaction.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ УСЛУГ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 6 88

УДК 334.1

Третьяков Олег Владимирович,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой инновационных технологий добычи нефти и газа, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ УСЛУГ

В статье проводится анализ сетевых взаимодействий предпринимательских структур в сфере услуг. Раскрыты организационно-управленческие аспекты формирования, функционирования сетевой структуры с позиций современного стратегического управления. Разработана и обоснована модель механизма управления сетевой организацией сферы услуг. Выявлен механизм интеграции экономических агентов в сеть, при которой происходит интеграция их непосредственной деятельности, что усиливается интеграцией ресурсов, бизнес-компетенций, отдельных подразделений, работников и команд на основе горизонтального взаимодействия, позволяющей достигать положительного синер-гетического эффекта на каждом уровне взаимодействия.

Ключевые слова: сфера услуг; сети; сетевые взаимодействия; сетевая организация; сетевая структура; сетевая предпринимательская структура.

UDC 334.1

Tretyakov Oleg Vladimirovich,

PhD in Economics, Head of the Department "Innovative technologies for oil and gas production", Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia

IMPROVING THE MECHANISM OF NETWORK INTERACTIONS OF BUSINESS STRUCTURES IN THE SERVICE SECTOR

The article analyzes the network interactions of business structures in the service sector. The organizational and managerial aspects of the formation, functioning of the network structure from the positions of modern strategic management. A model of the mechanism for managing a network organization in the service sector has been developed and substantiated. A mechanism for integrating economic agents into a network has been identified, in which their direct activities are integrated, which is enhanced by the integration of resources, business competencies, individual departments, employees and teams based on horizontal interaction, which allows achieving a positive synergistic effect at each level of interaction.

Keywords: service sector; networks; network interactions; network organization; network structure; network business structure.

Сетевой характер взаимодействия экономических субъектов стал одним из широко используемых принципов осуществления хозяйственной деятельности и методологических подходов к формированию и развитию сетевого общества. В сетевом взаимодействии находят более полное воплощение методы стратегического и оперативного управления, гибкого регулирования, ориентированные на кооперацию, интеграцию, по-

зволяющие использовать аутсорсинг, повысить возможности промышленного развития, снизить издержки и достичь необходимых уровней синергии, эффективности и конкурентоспособности [5]. Управление процессами развития сетизации требует изучения характера взаимодействий экономических субъектов, оказывающих услуги, функционирующих на разных фазах воспроизводства, связанных с производством, распределени-

ем, обменом и потреблением, находящимися в неразрывном кругообороте.

В настоящее время функциональный статус сетевых структур сферы услуг и их роль в процессах общественного воспроизводства как фактора трансформации социально-экономического характера находится в числе теоретических разработок. Актуальность этой проблемы будет неуклонно усиливаться, поскольку переход к инновационно-цифровой экономике требует формирования адекватной ей сферы услуг, в которой знания и инновации выходят на передний план ее деятельности, а их опережающее создание, освоение и диффузия в рамках эффективного кросс-секторального обмена становятся одним из источников роста и конкурентоспособности.

Совокупность субъектов, взаимодействующих в рамках оказания услуг на основе сетевой формы в процессе воспроизводства, формирует новые технико-экономические, организационно-экономические и социально-экономические отношения, ориентированные на достижение согласованных результатов, и способствует их постоянному обновлению согласно динамике потребительского спроса и ситуации на рынке [3, с. 36].

Разработка концептуального подхода к развитию сетевой организации сферы услуг не только отражает глобальные тренды мировой постиндустриальной экономики, но и отвечает насущным потребностям экономики России, в том числе в ответе на вызовы, сложившиеся после введения экономических санкций западных стран.

Целью исследования стал анализ и разра -ботка теоретических подходов и методических положений по совершенствованию механизма сетевых взаимодействий субъектов предпринимательства в сфере услуг.

Сетевые экономические отношения представляют, с одной стороны, способ межфирменной интеграции экономических организаций (фирм, предприятий), характеризующийся определенными структурными особенностями и основанный на формальных связях различного типа, а с другой сторо -ны, неформальные отношения, основанные на механизмах экономического поведения людей, их ожиданиях, предпочтениях, доверии, моральных нормах, ответственности. Сетевые взаимодействия образуют сетевые структуры, выступающие комплексом объектов, взаимодействующих на основе формальных (зафиксированных контрактов, со-

Рисунок 1 - Актуальные вопросы и базовые проблемы теории сетей - ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 6, 2022

вместной или перекрестной собственности, сырья, ресурсов) и неформальных связей (социальных и институциональных норм и отношений) [12, с. 34].

Теория сетей берет свое начало из работ английского экономиста А. Маршалла, утверждающего, что «для достижения конкурентоспособности каждого отдельного индивида необходимо создать сеть, чтобы они могли функционировать вместе, дополняя друг друга, наибольший эффект зачастую дают не новые технологии, а новые типы организации экономических взаимодействий, которые ищутся наугад» [13, с. 76].

Природа сетевых связей в экономике, в определенной мере копируя трансформационные сети, имеет и свои собственные особенности. На рис. 1 представлены актуальные аспекты как теории, так и практики функционирования современных сетей [7, с. 28].

Сегодня актуальные проблемы экономической теории сетей связаны с вопроса-

ми исследования сетей как особой формы координирующих структур с присущими ей особенностями взаимодействия агентов и заключения контрактов между ними. Управленческая проблематика теории сетей касается вопросов принятия решений о переходе к подобной форме бизнеса, их эволюции, а также управления сетевыми взаимодействиями и формируемыми бизнес-компетенциями. Эти проблемные поля не являются изолированными. Например, координационная система сети определяет и экономическую сущность данного типа координирующей структуры, и набор управленческих инструментов согласования и упорядочения агентов в сети.

Сетевые организационные структуры - это результат эволюции, интеграции традиционных организационных структур. Концепция эволюции и развития сетей представлена на рисунке 2 [7, с. 49].

Рисунок 2 - Эволюция организационных структур

Исследователи, исходя из функциональных особенностей сетевых структур, проводят принципиальное их разделение на два вида: зависимые и независимые [8].

Зависимые сетевые организационные структуры - это совокупность функционально зависимых в финансово-экономическом, юридическом, административном плане друг от друга компаний (производители, дистрибьюторы, продавцы), координирующихся генератором из единого центра управления.

Независимые сетевые структуры - это совокупность компаний юридически само-

стоятельных, с собственным аппаратом управления, не зависящих друг от друга в финансовом отношении, но поддерживающих устойчивые связи, в информационном и хозяйственном плане важные для всех участников сети. Следует также указать на возможность смешанных структур, в которых уровень управляемости может быть отрегулирован в ходе организационного проектирования.

Концепция стратегического управления сетью исходит из посылки о ключевой потребности в формировании долгосрочных

целей, стратегий, комплекса мер и подходов, ориентированных на выживание сети и ее адаптацию к меняющимся условиям турбулентной внешней среды бизнеса.

В соответствии с классификацией Артура де Литтла выделяют этапы в эволюции подходов к выделению основных факторов разработки стратегий (рис. 3) [7, с. 95].

Первый подход - ресурсоориентирован-ный. Он характеризуется принципиальной ограниченностью вероятных перспектив развития бизнеса рамками активов, находящихся в распоряжении компании [6]. Кроме того, данный подход акцентирует усилия на состоянии активов в текущем периоде, что практически блокирует вопросы долгосрочного развития

Второй подход представлен стратегиями, базирующимися на условиях, в которых работает компания (принцип ориентации на внешнюю среду) [9]. Стратегия здесь понимается как реакция на прошлые и текущие изменения внешней среды с непременным учетом состояния внутренней среды компании, ее потенциала, что, однако, ограничивает прогнозный потенциал ретроспективным анализом на основе экстраполяции.

Третий подход - ориентация на стратегию, движимую амбициями, в основе которой лежит объединение аналитических методов с процессами и инструментами, обеспечивающими креативность, динамизм и заинтересованное отношение к делу со стороны персонала компании [1].

Е нутренние бизнес-

компетенции: бизнес-процессы, ИННОВЯ11ИИ

технологии персонал ,

г

Внешние бизнес-компетенции:

устойчивые взаимоотношения с экономическими агентами рынка, доступ к ресурсам, возможность лоббирования интересов

Динамические возможности как

способность создавать новые бизнес-компетенции в перспективе

Стратегическая архитектура бизнеса как основа стратегической гибкости

Адаптивность организации к турбулентной внешней среде

Рисунок 3 - Эволюция подходов к стратегическому управлению

Четвертый подход предполагает ориентацию стратегии на ключевые бизнес-компетенции и динамические возможности, что определяется синтезом центральных элементов каждого подхода на основе их совре -менной интерпретации [2]:

- внутренние бизнес-компетенции, к которым можно отнести ноу-хау, уникальные технологии, бизнес-процессы (управление проектами, управление качеством, сбыт, маркетинг, планирование, мотивация), квалифицированный персонал;

- внешние бизнес-компетенции, в состав которых входят устойчивые связи с постав-

щиками и потребителями, возможность лоббирования интересов, способность обеспечить финансирование в требуемом объеме в необходимые сроки по приемлемой цене;

- динамические возможности, то есть спо -собности в перспективе создавать бизнес-компетенции.

Современная система стратегического сетевого управления должна быть согласована и находиться в устойчивом, закономерном, активном взаимодействии с комплексом долгосрочных конкурентных преимуществ, воплощающимся в системе ключевых бизнес-компетенций и динамиче-

Результативность

Институционально-стратегический уровень

Бизнес-идея, миссия, видение,кредо Цели, ориентиры стратегии ,

Подходы,приоритеты, система ценностей Ключевые бизнес-компетенции, динамические возможности

Стратегические потребности дизайна, декомпозиция

Добавление стратегическо й ценности

ализация

потенциала

Процессуально-управленческий уровень

Организационная

структура

Бизнес-процессы, технологии

Организационные функции,

Организационная культура

Декомпозиция

9

еративные ребности

Операционный уровень (первая линия управления)

Регламентация производственного процесса

П роизводительность

цепочки создания ценности

Ресурсное обеспечение

Ключевые компетенции персонала

га

■г ш

I о ;

Эффективность

Рисунок 4 - Механизм сетевых взаимодействий предпринимательских структур

ских возможностей компании, определяемых стратегической архитектурой компании [2]. Под ключевыми бизнес-компетенциями традиционно понимают определенные специфические факторы функционирования и развития хозяйственных субъектов, которые в организации осознаются как базовые, ключевые. В конечном счете все эти факторы обеспечивают стратегическую архитектуру бизнеса - генеральный план развертывания функционала компании для ее адаптации к меняющимся условиям среды [4]. На основе идеологии и бизнес-компетенций определяются стратегическая направленность компании и требования ко всем элементам компании. Таким образом, институциональный уровень управления сетью оказывает воздействие на стратегический уровень. На основе декомпозиции стратегических и идеологических основ бизнеса выделяются процессуальные переменные функционирования компании, отражающие ее функционал, состав управленческих функций и тактику бизнеса. Наконец, оперативный (технический) уровень связан с формированием работ в рамках создания цепочки создания ценности сети и предполагает непосредственный контакт с клиентами, контрагентами и другими экономическими агентами - это менеджмент первой линии.

На основе проведенного анализа разработана и обоснована модель механизма управления сетевой организацией (рис. 4).

Представленная модель предполагает реализацию концепции управления по целям в рамках систем управления, ориентированных на адаптацию к турбулентной внешней среде бизнеса.

Выделенные на первом уровне элементы определяют идейную основу и смысл существования компании, потенциал и резервы роста, а значит, задают направление и целевую функцию развития.

Организационные элементы второго уровня носят процессуально-управленческий характер, они призваны сформировать функционал компании на основе выстраивания организационной структуры и системы бизнес-процессов, а также инфраструктуру компании, определяющую тактики и политики действия компании, корпоративную культуру, образ мышления и ценности персонала.

Базовые бизнес-процессы, организационная культура, образ мышления и ценности персонала, наряду с системой требований должности, формируемой под влиянием стратегического инструментария компании и системы ключевых бизнес-компетенций, имеют принципиальное значение, так как определяют ключевые компетенции персонала, регламенты технических работ, характеристики производственного процесса и модели реакции компании на внешние воздействия, необходимые для успешной реализации стратегии компании.

Третий уровень в представленной модели включает индивидуально-личностные характеристики, которые определяют активизацию потенциала личности в соответствии с требованиями должности.

Базовая бизнес-стратегия обычно предполагает объединение большинства стратегических структур и инструментов в небольшой набор стратегических вариантов [10]. Поэтому фокусирование и подчинение предполагает строгое использование единой стратегии управления персоналом и наличие конкретного базового набора ключевых компетенций у большей части человеческих ресурсов. Разработанная модель предполагает переход от общей дифференциации к стратегической кастомизации [11], то есть углубленной дифференциации человеческих ресурсов и компетентностного блока -происходит дифференциация базовой бизнес-стратегии в соответствии с ключевыми бизнес-процессами и основными движущими силами стратегических показателей деятельности компании. Процесс реализации бизнес-стратегии связан с формированием механизмов ее осуществления при достижении эффективности; данные механизмы и процессы реализации стратегии задают цепочку создания ценности компании. Стратегическая кастомизация в представленной модели предполагает углубленную дифференциацию человеческих ресурсов, что закрепляется в углубленной дифференциации ключевых компетенций персонала.

Необходимо также отметить, что принципиальными свойствами сетевого взаимодействия являются как интегрированность уровней управления (в рамках вертикальных связей), так и горизонтальная координация отдельных агентов сети в разных аспектах

и различных уровнях отношений, позволяющая достигать интеграционного и синергети-ческого эффекта (рис. 5).

Так, при интеграции ряда экономических агентов в сеть усиливается интеграция ресурсов, бизнес-компетенций, отдельных подразделений, работников и команд на основе горизонтального взаимодействия. Это позволяет достигать положительного синерге-тического эффекта на каждом уровне взаимодействия.

В рамках такой модели взаимодействия решается проблема эффективности инфор-

мационно-коммуникационного процесса. В отличие от сокрытия и асимметрии информации в рыночных структурах и медленной скорости ее протекания в условиях иерархии сеть позволяет реализовать принцип информационной транспарентности (прозрачности) и оперативности коммуникаций.

Синергетический эффект усиливается также за счет распространения положительного опыта отдельного элемента сети на всю сеть. Тиражирование ценного опыта заложено в концепции самообучения и управления знаниями.

г

Целевая функция предпринимательской сети - создание дополнительной

стратегической ценности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 - Детализированная схема внутреннего и внешнего взаимодействия экономических

агентов сети

Усиление синергетического эффекта прямо пропорционально количеству агентов и взаимосвязей, существующих в сети. Это соотношение подтверждается принципом преференциального присоединения Р. Элберта,

А.-Л. Барабаси: вероятность узла сети получить новую связь возрастает пропорционально количеству уже имеющихся связей [14].

Сетевая предпринимательская структура является центральным звеном, которое

выполняет роль координационного центра в реализации целевой функции всей сети -создании дополнительной стратегической ценности. Для реализации данной целевой функции необходима работа по управлению внешними взаимоотношениями и внутренняя координации.

Управление внешними взаимоотношениями предполагает формирование, поддержание и развитие связей и транзакций с бизнес-агентами внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на деятельность сети. Прямой контакт с клиентами и рядом других бизнес-партнеров реализуется на оперативном уровне управления, то есть ключевая роль отводится менеджменту первой линии, который реализуется отдельными агентами предпринимательской сети, что предопределяет потребность в координации их усилий.

Таким образом, развитие сетевых отношений - естественный процесс эволюции организационной структуры компании в условиях быстро меняющегося хозяйствования. Ключевым мотивом к изменению в компании бизнес-процессов является стремление компании к освоению новых рынков, экономии и овладению дополнительными ресурсами, такими как знания, информация, опыт в управлении, корпоративные ценности. Сетевой характер взаимодействий субъектов в сфере услуг оказывает влияние на специфические черты социально-экономических отношений, что проявляется в виде изменения роли субъекта (человека, домохозяйства и компании) в системе деятельности (усиление кооперационной и интеграционной составляющей); изменения соотношений между физическим и интеллектуальным компонентами деятельности субъекта в пользу роста потенциала последней; более тесной интеграции атрибутов субъекта (производитель, потребитель), способствуя усилению их качеств; принципиального изменения соотношений функций субъекта как организатора и участника деятельности в процессе воспроизводства. В сетевой форме организации взаимодействия повышаются возможности приобретения и передачи по сети участников новых знаний, пополняющих производительный интеллектуальный капитал (человеческий капитал), что дает возможность более продуктивно использовать предметы и средства труда, повышая результаты и эффективность деятельности.

Список литературы

1. Болычев О. Н., Михайлов А. С. Особенности трансформации сетевых объединений в экономике // Балтийский регион. 2014. № 3. С. 41-55.

2. Вайлунова Ю. Г Сетевые структуры и их роль в повышении конкурентоспособности предприятий // Экономика и банки. 2014. № 2. С. 53-60.

3. Габдрахманов О. Ф. Роль сетевых взаимодействий в сфере услуг в процессах общественного воспроизводства // Экономические науки. 2017. № 2 (147). С. 35-38.

4. Герасименко О. А., Авилова Ж. Н. Ключевые бизнес-компетенции как экономическая категория // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г Шухова. 2016. № 6. С. 273-277.

5. Карлик А. Е., Платонов В. В. Сетевая организация как механизм промышленного развития // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 9. С. 92-102.

6. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента: Мыслители, которые изменили мир менеджмента / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 346 с.

7. Мезенцев Е. М., Антропов В. А., Гусев А. А. Управ -ление развитием сетевых предпринимательских структур / отв. ред. А. Г. Шеломенцев. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2018. 159 с.

8. Мезенцев Е. М. Развитие понятийно-терминологического аппарата функционирования сетевых структур в экономике // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. 2016. № 1. С. 48-54.

9. Стратегическая гибкость / Г Хэмел [и др.]; пер. с англ. М.: Питер, 2005. 381 с.

10. Тюкин И. Ю., Терехов В. А., Адаптация в нелиней -ных динамических системах. СПб. : ЛКИ, 2008. 384 с.

11. Хьюзлид М., Беккер Б., Битти Р. Оценка персонала. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. М. : Вильямс, 2007. 432 с.

12. Чистяков С. В. Взаимодействие субъектов в рам -ках сетевой формы организации экономических отношений // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. № 1. С. 33-48.

13. Чистяков С. В. Сетевая организационная форма и сетевые экономические отношения // Вестник Мо -сковского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2012. № 2. С. 74-85.

14. Шерешева М. Ю. Межфирменные сети. М. : ТЕИС, 2006. 320 с.

References

1. Bolychev O.N., Mikhailov A.S. Features of transformation of network associations in the economy. Baltic region. 2014. No. 3. Pp. 41-55.

2. Vailunova Yu.G. Network structures and their role in increasing the competitiveness of enterprises. Economics and banks. 2014. No. 2. Pp. 53-60.

3. Gabdrakhmanov O.F. The role of network interactions in the service sector in the processes of social reproduction. Economic sciences. 2017. No. 2 (147). Pp. 35-38.

4. Gerasimenko O.A., Avilova Zh.N. Key business competencies as an economic category. Bulletin of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. 2016. No. 6. Pp. 273-277.

5. Karlik A.E., Platonov V.V. Network organization

as a mechanism of industrial development. Problems of management theory and practice. 2016. No. 9. Pp. 92-102.

6. Kreiner S. Key ideas of management: Thinkers who changed the world of management / trans. from English M.: INFRA-M, 2002. 346 p.

7. Mezentsev E.M., Antropov V.A., Gusev A.A. Management of the development of network business structures / ed. by A.G. Shelomentsev. Yekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2018. 159 p.

8. Mezentsev E.M. The development of the conceptual and terminological apparatus of the functioning of network structures in the economy. Modern science. Actual problems of theory and practice. 2016. No. 1. Pp. 48-54.

9. Strategic flexibility / G. Hamel [et al.]; translated from English M.: Peter, 2005. 381 p.

10. Tyukin I.Yu., Terekhov V.A., Adaptation in nonlinear dynamic systems. St. Petersburg: LKI, 2008. 384 p.

11. Huizlid M., Becker B., Beatty R. Personnel assessment. How to manage human capital in order to implement a strategy. Moscow: Williams, 2007. 432 p.

12. Chistyakov S.V. Interaction of subjects within the framework of the network form of the organization of economic relations. Bulletin of the Moscow University. Episode 21. Management (state and society). 2013. No. 1. Pp. 33-48.

13. Chistyakov S.V. Network organizational form and network economic relations. Bulletin of the Moscow University. Episode 21. Management (state and society). 2012. No. 2. Pp. 74-85.

14. Sheresheva M.Yu. Inter-firm networks. M.: TEIS, 2006. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.