Научная статья на тему 'Роль предпринимательских сетей в инвестиционно-строительной сфере'

Роль предпринимательских сетей в инвестиционно-строительной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ / ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / INVESTMENT-CONSTRUCTION COMPLEX / ENTERPRISE NETWORK / LIVING SYSTEMS / THE CLASSIFICATION OF NETWORK INTERACTIONS / FORMS OF INTEGRATION AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асаул Анатолий Николаевич, Загускин Никита Николаевич

В работе описаны три основных направления изучения предпринимательских сетей (ПС) и приведены основные принципы формирования эффективного механизма управления ПС. Авторы исходят из того, что методологической основой современных сетевых образований является теория открытых живых систем. Проанализированы свойства живых систем, прослежены сетевые взаимодействия в региональном ИСК и приведена модель деятельности участников ИСК как ПС. Рассмотрен дуализм управления в сетевых взаимодействиях участников регионального ИСК. Выполнена классификация сетевых взаимодействий и даны классификационные признаки интеграции. Рассмотрена оптимальная организация структуры управления ИСК как ПС и приведена модель организации управления ПС. Выделены управленческие принципы, необходимые и достаточные для реализации сетевого подхода в практике регионального иСК. Показаны преимущества сетевых объединений для участников регионального иСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of entrepreneurial innovation in network construction sector

This paper shows three main areas of study of business networks (PS) and the basic principles of an effective mechanism to control the PC. The authors proceed from the fact that the methodological basis of modern network structures is the theory of open living systems. The properties of living systems. Traced in the regional network interactions, and ISC is a model of the participants in the lawsuit as substation. We consider the duality of control in the network interactions of the participants of the regional action. The classification of network interactions and provides classification features of Integration. We consider the optimal organization of the management structure of both the PS and ICC is a model organization of SAR. Color management principles that are necessary and sufficient for the practical implementation of the regional ICC network approach. The advantages of the network of associations for members of the regional action.

Текст научной работы на тему «Роль предпринимательских сетей в инвестиционно-строительной сфере»

экономика предпринимательства

и инновации

А. Н. Асаул1, Н. Н. Загускин 2

роль предпринимательских сетей в инвЕстиционно-строитЕльной сфере

В новой экономике предпринимательские сети стали своеобразной формой конкуренции [1, 19]. Формирование эффективного механизма управления предпринимательской сетью и взаимодействия ее элементов возможно на принципах:

• координации действий между уровнями сетевого управления (координация взаимодействия всех участников предпринимательской сети через согласованные управленческие операции и процедуры ведущего участника сети, составляющие технологию сетевого управления);

• организации эффективного управления портфелем (прогнозирование параметров экономических процессов, влияние новых технологий на темпы развития предпринимательской деятельности и т. д.);

• конструктивного взаимодействия собственников капитала с ведущим участником сети (установление оптимального баланса между контролем за работой менеджмента и невмешательством участников предпринимательской сети);

• диверсификации (стратегии связанной диверсификации, откачки капитала и ликвидации, изменения курса и реструктуризации);

• стабилизации стратегических соответствий (обеспечение рационального управления, синергетических эффектов, называемых стратегическими соответствиями);

• повышения конкурентоспособности (системный подход к управлению).

Тематика изучения сетевой организации предпринимательской деятельности довольно

обширна и включает, по меньшей мере, три основных направления: социологическое, маркетинговое и экономическое (табл. 1) [15].

Согласно социологическому направлению участники предпринимательской деятельности исходят не только из узкоэгоистического интереса (возмещение затрат и получение выгоды «здесь и сейчас»), но и из принципов взаимности, когда выгода может быть получена

1 Анатолий Николаевич Асаул, профессор кафедры финансов, анализа и учета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, засл. деятель науки РФ, засл. строитель РФ, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected]

2 Никита Николаевич Загускин, председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс», е-mail: [email protected]

Таблица 1

направления изучения сетевой организации предпринимательской деятельности

Базовые основания направления Характеристика

Социологическое направление

Внешняя среда есть сеть других организаций; поступки действующих лиц в организации зависят от их позиции в сети; сети налагают ограничения на поступки и, в свою очередь, формируются последними; сравнительный анализ организаций должен учитывать их сетевые характеристики Участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с уже известными им надежными партнерами. Между контрагентами возникает специфическая «избирательность», обусловленная общностью признаваемых ими социальных признаков. Соответственно рынок в значительной мере складывается из действий взаимосвязанных и взаимозависимых участников

Маркетинговое направление

Основано на теории маркетинга взаимодействия; отношения продавца и покупателя есть интерактивный, непрерывный во времени процесс; основой отношений в предпринимательской сети является конструирование взаимодействий с поставщиками, конкурентами, потребителями, управление ими; взаимоотношения в предпринимательской сети обладают потребительской ценностью Сеть есть набор взаимосвязанных меновых отношений, неотъемлемый атрибут компаний, ориентированных на долгосрочные взаимоотношения с партнерами и клиентами. Основные характеристики успешного взаимоотношения — доверие, приверженность к партнеру, координация действий, качество коммуникаций между взаимодействующими организациями, способность разрешения конфликтов путем совместного решения проблем. Показатели успешности партнерств — объемы продаж и степень удовлетворенности каждой из организаций взаимодействием с партнером. Три аспекта ценности взаимоотношений: экономический (качество инвестиций, инжиниринг, сокращение затрат); стратегический (ключевые компетенции, согласованность стратегий, время вывода нового продукта на рынок) и поведенческий (социальные связи, доверие, организационная культура)

Экономическое направление

Интеграция зависит от соотношения затрат на объединение и возможных выгод от совместных действий. Снижение рисков, стоимости трансакционных издержек и повышение эффективности координации действий обеспечиваются стартовыми капиталовложениями, которые, однако, не гарантируют долгосрочных конкурентных преимуществ, как и передача прав собственности Сети есть форма реализации обучения организаций, в процессе которого они открывают новые возможности передачи знаний и навыков в гибких структурах, состоящих из множества партнерств. Причины формирования, эффективности и уникальных конкурентных преимуществ межфирменных сетей основаны не только на знаниевых компетенциях, но и на управленческих. Проблемными являются вопросы распространения знаний (степень свободы при распространении); защиты интеллектуальной собственности (неизбежно возникают в сетевых структурах); превращения имплицитного знания в экономический актив и т. п.

в будущем в иной, неэквивалентной, форме и от других участников сетевого сообщества. Среди наиболее популярных научных теорий социологического направления назовем теорию ресурсной зависимости и институциональную. Безусловным достижением социологического направления исследований сетевых организаций является выяснение причин и мотивов, побуждающих к формированию и развитию устойчивых сетевых отношений, их анализ с учетом социальных аспектов.

В маркетинговом направлении исследования предпринимательских сетей очевиден акцент на «отношенческий» аспект построения и функционирования сетей, в том числе межфирменных, что, бесспорно, важно, так как позволяет понять механизмы формирования и поддержания взаимодействия между партнерами [13]. Особое внимание уделяется последовательности воздействия факторов на эффективность взаимоотношений: качество товара/услуги — удовлетворенность партнера — прочность взаимоотношений — продолжительность взаимоотношений — прибыльность. Однако социологическое и маркетинговое направления исследований не дают четкого объяснения причин и условий экономической эффективности сетевых структур.

В экономическом направлении считается, что конкурентные преимущества организаций связаны с уникальными, трудно копируемыми ресурсами. В новой экономике таким ресурсом являются знания [17]. Фирма есть источник технологических, организационных и иного рода знаний, она есть организм, способный обучаться и развиваться на базе своих знаний. Сторонники такого подхода, изучая альянсы и сети, не исключают из рассмотрения трансакционные издержки и стратегические решения, но акцент на обучении подразумевает, что экономия трансакционных издержек и доход в краткосрочной перспективе не столь важны, как технологические способности и понимание тенденций быстро меняющихся рынков [15]. Методологической основой экономического направления в исследовании современных сетевых образований является теория открытых живых систем [1, 8, 9, 18 и др.].

Теория живых систем — это ответвление общей теории систем Л. фон Берталанфи, созданное Дж. Г. Миллером для формализации концепции «жизни». Согласно оригинальной концепции Дж. Г. Миллера, живые системы являются открытыми, самоорганизующимися системами, которые с помощью информационного и материально-энергетического обмена взаимодействуют с окружающей средой. Они имеют особые характеристики «жизни» и содержат двадцать «критических подсистем», которые определяются своими функциями и могут наблюдаться в широком ряде систем — от простых клеток до организмов, стран и сообществ. Живые системы существуют в восьми ключевых иерархических уровнях: ячейка, орган, организм, группа, организация, сообщество, общество и наднациональная система. Каждый уровень более верхнего порядка содержит предыдущий уровень нижнего порядка [20]. Управление в таких системах строится на управлении поведением субъектов в сети с учетом принципов институционального характера взаимодействий, ориентации на «точки» связности в рыночной сети; самоуправления и непрерывного саморазвития взаимодействующих субъектов. Основными методами при этом являются методы, дающие наиболее адекватную оценку трансакционных издержек и их снижения как внутри субъекта, так и в сети [18].

Подчеркнем взаимосвязь функционирования живых систем с негэнтропией и энтропией. В обычном понимании энтропия — это хаос, саморазрушение и саморазложение, соответственно, негэнтропия есть движение к упорядочиванию, организации системы. Живая система, чтобы не погибнуть, борется с окружающим хаосом путем организации и упорядочивания последнего, т. е., импортируя негэнтропию. Так объясняется поведение самоорганизующихся систем [2, 3].

С изложенных выше методологических позиций такая живая экономическая система обладает упорядоченной внутренней структурой. В ней переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация [12]. Не разобравшись с сущностью таких систем и закономерностями их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности, другими словами, невозможно разработать эффективное управление. Поэтому процесс создания и развития открытых живых экономических систем, принципы их построения, изменения, возможности экономического роста, мотивы поведения их участников — это предмет системного анализа.

Для познания с помощью системного анализа процесса управления организацией как открытой живой системой необходимо изучать ее в движении, целостности, развитии, единстве и противоречии структурных элементов. Важнейшее значение имеет отслеживание динамики основных системных свойств, которые, с одной стороны, характеризуют собственный потенциал организации, с другой — отражают ее отношения с внешней средой. К первой группе относятся самоорганизация, самоуправление, саморегулирование, ко второй — адаптивность, гибкость, совместимость, автономность, иерархичность, безопасность и надежность (табл. 2).

Содержание табл. 2 тесно связано с процессами самоорганизации, самоуправления и саморегулирования систем. Экономические системы как объект системного анализа — это регулируемые, самоорганизующиеся системы. Совокупность организационных отношений в них как по вертикали, так и по горизонтали формируется исходя из оптимального сочетания в дихотомиях:

• организация ^ дезорганизация;

• субординация ^ координация;

• упорядочение ^ согласование.

Основополагающими для рассмотрения регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) как открытой живой системы следует признать исследования научной школы «Методические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» при СПбГАСУ3, где указывается на необходимость учета в рыночной деятельности участников регионального ИСК коммуникативных связей [1-5, 13 и др.], но акцента на сетевые взаимодействия в строго очерченном виде не прослеживается. Так, например, в работе [5] выделены следующие основные черты коммерческой организации как открытой живой системы: ориентация на стратегию; адаптация к изменениям внешней среды и воздействиям на нее; приоритет эффективной организации; главный ресурс — люди; сферическая (плоская) организационная структура, основной упор в управленческом воздействии на коммуникативные связи; демократичный стиль управления; самоконтроль, самодисциплина (саморегулирующие системы); действия в интересах общества; ориентация на инновации и т. д.

Такая методологическая основа требует переориентации при определении особенностей организации и управления деятельностью участников регионального ИСК от «мышления функциями к мышлению процессами». Это позволяет рассматривать участника регионального ИСК не просто как некоторую хозяйственную единицу, а как участника процесса создания конечного строительного продукта. Причем для каждого из участников результатом этого процесса является не просто высококачественный

3 См. подробнее: асаул.рф

Таблица 2 Свойства открытой живой системы

Свойства Характеристика

Системные свойства, характеризующие потенциал организации

Самоорганизация Способность изменять свою деятельность, структуру, состав и параметры элементов при изменении условий взаимодействия с окружающей средой, что позволяет приспосабливаться к меняющимся условиям посредством изменения структуры системы управления

Самоуправление Способность организации управлять собой благодаря тому, что управляющие факторы не воздействуют на нее извне, а возникают в ней самой в процессе обработки информации, которой организация обменивается с внешней средой

Саморегулирование Способность регулировать собственную деятельность, автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне те или иные показатели системы

Экономичность Способность осуществлять свои функции с минимумом затрат всех видов ресурсов

Динамичность Изменчивость во времени

Многокритериальность Наличие нескольких критериев (целей, показателей) при оценке эффективности функционирования или развития организации

Системные свойства, отражающие отношения организации с внешней средой

Адаптивность Способность использовать получение новой информации для приближения своего поведения и структуры к оптимальным

Инерционность Способность сохранять прежнее состояние, его характеристики в течение некоторого промежутка времени. При этом тенденции развития организации меняются постепенно, а не скачкообразно, под воздействием внутренних и внешних факторов

Совместимость Совместное действие множества известных и неизвестных объектов, приводящее к проявлению (появлению) ранее неизвестного, нового и значимого свойства тех же объектов

Автономность Относительная самостоятельность подсистем организации как объекта управления, наличие у них собственных органов управления и своих целей (критериев), которым должно быть подчинено их развитие или функционирование

Иерархичность Наличие в организации нескольких подсистем разных уровней со своими органами управления и доминированием верхних уровней над нижними

Надежность Способность выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования

строительный продукт, а ресурс, необходимый следующему участнику для производства промежуточного строительного продукта. Более того, каждый участник регионального ИСК обладает необходимой технологией, техникой, управленческими, организационными приемами и т. д., что также необходимо рассматривать как ресурс, только внутренний, присущий именно ему. В ряде случаев этот внутренний ресурс носит признаки уникальности и может быть основой для конкурентного преимущества. Он необходим для преобразования входящего ресурса (промежуточного строительного продукта, изготовленного на предыдущих этапах технологической цепочки) в выходящий, т. е. преобразованный строительный продукт, попадающий на следующий этап процесса создания конечного строительного продукта. В рассматриваемом процессе обязательно должна присутствовать обратная связь. Это необходимо для оценки качества произведенного продукта с точки зрения требований предпринимательской среды (рис. 1) и вызвано стремлением участников регионального ИСК определить качественные и количественные характеристики, оценить свои ресурсные возможности с точки зрения скорейшей и полной адаптации к требованиям предпринимательской среды. От того, насколько каждому из участников регионального ИСК удается соответствовать этим требованиям, зависит эффективность деятельности всей цепочки. Общая функция участников регионального ИСК — оценка входящего ресурса (промежуточного строительного продукта) и его преобразование согласно внутренним ресурсам в другой промежуточный или

Рис. 1. Процесс создания конечного строительного продукта в методологических границах рассмотрения регионального ИСК как предпринимательской сети: ВР1 — внутренний ресурс участника 1 ИСК (технологии, комплектующие, идеи, персонал и т. д.); ресурс 1;1 — промежуточный строительный продукт, выпущенный участником 1 ИСК, необходимый участнику 3 ИСК для реализации следующей стадии процесса производства конечного строительного продукта (технологической цепочки); ресурс 3;2;1 — конечный строительный продукт, проверенный на соответствие требованиям рынка и государства, обладающий способностью удовлетворять потребности заказчика

в конечный строительный продукт. Таким образом, между участниками регионального ИСК как предпринимательской сети формируются сетевые взаимодействия, которые позволяют осуществлять параллельную и/или последовательную реализацию целей равных по конкурентной силе сторон (участников регионального ИСК), вступающих во взаимовыгодное сотрудничество.

Традиционное представление об организации как об открытой живой системе обуславливает выбор в качестве единицы анализа ее поведения. Такой взгляд (монад-ный) обуславливает сведение поиска решений проблем к «внутрииндивидуальным проблемам» [11, с. 243]. Принципы же рассмотрения регионального ИСК как предпринимательской сети требуют несколько иного подхода.

В предпринимательской сети не один, а, как минимум, два участника регионального ИСК являются единицей поведения, что и должно быть принято в качестве единицы анализа. Другими словами, необходимо производить не монадный анализ взаимосвязей, а диадный. Диадный анализ существенно меняет научное представление и об участнике ИСК, и обо всем региональном инвестиционно-строительном комплексе в целом (табл. 3).

В своей предпринимательской деятельности участники регионального ИСК взаимосвязаны, а результаты их деятельности взаимозависимы. В изложенных выше методологических границах, где каждый из участников ИСК и сам региональный ИСК являются открытой живой системой, модельное представление об их деятельности будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

Как видно из рис. 2, любой участник регионального ИСК взаимосвязан с другими участниками, в результате все пространство деятельности участников конкретного ИСК состоит из некоторой совокупности пар сетевых взаимосвязей. Все участники взаимозависимы, поскольку, согласно методологическим принципам формирования

Таблица 3

Сравнение монадного и диадного анализа

Критерии сравнения Типы научного анализа проблем

Монадный Диадный

1. Единица анализа Индивид Сетевые взаимосвязи между участниками регионального ИСК

2. Используемая схема выборки Случайная выборка индивидов из более крупной выборки Обследование всех подходящих респондентов в данной системе или выборка целых систем

3. Тип используемых данных Характеристики участников регионального ИСК, их поведения То же, что в монадном, плюс данные о сетевых взаимосвязях

4. Основной метод анализа данных Корреляционный анализ данных перекрестных обзоров Разные типы сетевого анализа данных перекрестных опросов

5. Основные цели исследования Определение переменных, связанных с деятельностью Определение влияния косвенных переменных на сетевые взаимодействия в системе

Рис. 2. Модель деятельности участников регионального ИСК как предпринимательской сети

предпринимательской сети, одни из них используют в своем производственном процессе строительный продукт, произведенный другими. Эта взаимозависимость заставляет их вступать в сетевые взаимосвязи, координируя свои действия с действиями других участников [13].

В рыночном пространстве деятельности участников регионального ИСК можно выделить сетевые взаимосвязи первого, второго и других порядков. К взаимосвязям первого порядка относятся связи данного участника регионального ИСК с непосредственными участниками процесса производства конкретного строительного продукта. К взаимосвязям второго порядка относятся связи участников данного регионального ИСК с участниками других региональных ИСК, производящих другой строительный продукт. Аналогично выделяют взаимосвязи третьего, четвертого и т. д. порядков. В большинстве случаев для эффективного управления процессом создания конечного строительного продукта участниками данного регионального ИСК достаточно учесть влияние взаимосвязей второго порядка. В то же время в предпринимательской среде существуют взаимосвязи, имеющие значение для всех участников ИСК независимо

от того, к какому региональному ИСК они относятся (например, взаимосвязи по вопросам разработки технических регламентов и др.).

Рассматривая процесс сетевых взаимосвязей участников регионального ИСК как диаду (рис. 3), отметим присущий ему дуализм.

Рис. 3. Управление в сетевых взаимосвязях участников региональных ИСК

Каждый из участников выступает одновременно в двух ролях: субъекта и объекта управления. Как субъект он разрабатывает и осуществляет управление, как объект он подвергается управляющему воздействию. Сетевая взаимосвязь между участниками регионального ИСК возможна только в том случае, если оба участника в той или иной степени достигают своей цели.

На рис. 3 обозначено: 1;2 — расстояние между управленческим воздействием первого участника регионального ИСК и реакцией второго на это воздействие; 2;1 — аналогичное расстояние для второго участника регионального ИСК. Из их соотношения видно, что первое меньше второго, но не в количественном выражении, а в качественном. Другими словами, цели второго участника достигнуты в более полном объеме. С учетом изложенного предпринимательская сеть, формируемая участниками регионального ИСК, состоит из взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих субъектов, т. е. она все время находится в движении. В ней происходят постоянные изменения, связанные с созданием новых и разрушением старых сетевых взаимосвязей между участниками ИСК. Это влияет на сетевые взаимосвязи между участниками других региональных ИСК, так как все они связаны между собой (табл. 4).

Наиболее интересными для участников регионального ИСК являются сетевые взаимосвязи конгломератного, вертикального и горизонтального характера.

Конгломератные сетевые взаимосвязи — объединение субъектов различных видов экономической деятельности без наличия производственной общности, т. е. слияние такого типа — это слияние субъекта одного вида экономической деятельности с субъектом другого, не являющимся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые субъекты не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности субъекта-интегратора. Профилирующее производство в объединениях такого вида принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе [5].

Вертикальные сетевые взаимосвязи — объединение субъектов разных видов экономической деятельности, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т. е. расширение субъектом-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие — до конечного потребителя.

Таблица 4

Обобщенная классификация сетевых взаимосвязей

Критерий Значение Виды взаимодействия

Степень конкуренции Высокая Конкурентное поведение

Средняя Рыночное поведение

Низкая Монопольное поведение

Метод конкуренции Ценовая Ценовые

Неценовая Неценовые

Степень согласованности поведения субъектов Несогласованные Конкурентные

Согласованные Кооперативные

Степень институциональности Высокая Оформленные, контрактные

Низкая Неоформленные, аморфные

По результату функционирования Стабильный Однозначно определенные по цели

Нестабильный Многовариантные по цели

Принадлежность субъектов к переделу в бизнес-цепочке Одинаковый передел Горизонтальные

Смежные переделы Вертикальные

Разные переделы Конгломератные

Количество участников Минимальное (два) Ограниченные

Максимальное (не ограничено) Сложные (комплексные)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направленность Внутри группы субъектов Внутренние

Между группами субъектов Внешние

Взаимозависимость в деятельности Непосредственная Прямые

Опосредованная Косвенные

Закрепленность в нормах управления Закрепленные Формальные

Незакрепленные Неформальные

Существование во времени Долгосрочность Реляционные

Ориентированность на конкретную, однократную сделку Дискретные

Горизонтальные сетевые взаимосвязи — взаимосвязи субъектов одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства. Как подчеркивается в литературе, по стоимости около 70% трансакционных сделок по объединениям субъектов в последнее время признаются горизонтальными, а по количеству сделок их доля составляет 50%. Если в 60-70-е гг. прошлого столетия наиболее распространенными были взаимодействия конгломератного типа, то на протяжении последних 15 лет доля горизонтальных явно превалирует, а удельный вес вертикальных объединений не превышает 10% от общего количества [5].

Горизонтальные сетевые взаимосвязи — это потоки, возникающие как внутри, так и между участниками регионального ИСК. Внутренние взаимосвязи способствуют координации деятельности сотрудников участника регионального ИСК, облегчают достижение генеральных целей. Внешние сетевые взаимосвязи, возникающие между участниками регионального ИСК, способствуют достижению общей цели всего ИСК.

Формирование новых уровней сетевых взаимосвязей видоизменяет организационную составляющую регионального ИСК как предпринимательской сети и влечет за собой смену представлений об организации системы управления в нем. Рассмотрение приоритетных критериев, определяющих направление экономической интеграции, дает представление о целесообразности реализации в рамках регионального ИСК принципов каждой из указанных выше интеграционных форм, а также прогнозное видение экономического результата (эффекта) от их применения (табл. 5).

Отмеченный характер изменений в развитии интеграционных процессов в региональном ИСК приводит не только к изменению его организационного построения, но и к смене представлений о системе управления им. Организационное построение регионального ИСК как сети эволюционирует от пирамидальных форм к плоским. Как утверждает ряд авторов [13 и др.], такое построение «... будет иметь примерно в два раза меньше уровней управления, чем в настоящее время» [6].

Распространенными формами горизонтальных связей являются:

• использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующими для решения общей проблемы;

• установление взаимосвязи между двумя подразделениями, имеющими прочные контакты по основным вопросам деятельности;

• создание временных целевых групп для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений;

• создание постоянно действующей группы для решения периодически возникающих межфункциональных проблем;

• создание новых «интегрирующих» органов в управлении самими горизонтальными процессами;

• переход от интеграционной роли руководителя к связующей при существенной дифференциации функций и видов деятельности;

• установление двойной ответственности в критических точках решения проблем при матричных структурах управления [14, с. 108-109].

Увеличение количества горизонтальных сетевых взаимосвязей приведет к сокращению числа уровней управления при одновременном увеличении ширины охвата контролем. Последнее облегчает передачу полномочий вниз и децентрализацию управления, что актуализирует задачу самоорганизации и самоуправления. Другими словами, создаются условия для деятельности профессионально подготовленных участников регионального ИСК, сокращения продолжительности сетевых взаимосвязей (в информационном и компетентностном аспектах), в том числе за счет сокращения административной дистанции между уровнями управления.

Таблица 5

классификационные признаки форм интеграции [10]

Признаки Достоинства форм интеграции

Вертикальная Вертикально-горизонтальная Горизонтальная

Принцип взаимодействия участников Администрирование и субординация Система взаимодействий на основе унифицированной системы управления Система взаимодействий и свободного рыночного обмена

Степень адаптивности к внешним условиям Низкая степень организационной гибкости Позволяет организовать оптимальную систему управления относительно условий внешней среды Высокая степень синхронизации внутренних процессов с рыночной конъюнктурой

Принцип ценообразования Снижение издержек ввиду масштабов деятельности и особенностей взаимодействия участников Преимущества трансфертного ценообразования с учетом специфики затрат обособленного участника Введение отдельных стадий деятельности в рамки обособленных подразделений снижает издержки для каждого этапа, приводит к росту суммарных издержек

Система распределения ресурсов Унификация системы управления и распределения ресурсов Рыночная система распределения ресурсов Адаптивная система распределения ресурсов

Риски системы управления активами Четкая система взаимоотношений снижает вероятность возникновения негативных последствий в результате взаимодействия участников Оптимальное соотношение уровня риска и генерируемого при этом уровня доходности Индивидуальный подход к управлению приводит к возникновению элементов неопределенности, риска при взаимодействии участников

Как видно из рис. 4, при пирамидальной организации процесс управления растянут по многим вертикальным уровням структуры, число которых не лимитировано. При плоской организации, характерной для горизонтальных взаимосвязей, диапазон управления расширяется за счет сокращения вертикальных звеньев. Плоская система организации управления с максимальной децентрализацией развивает ориентацию участников регионального ИСК на использование внутренних возможностей сети.

Отметим, что рост горизонтальных взаимодействий не бесконечен. Чрезмерное их увеличение за счет сокращения вертикальных сетевых взаимосвязей может привести к нарушению целостности системы управления региональным ИСК в целом.

Узкий

диапазон

управления

(4)

(а)

Полномочия

верхнего

уровня

Расстояние «сверху донизу»

Широкий диапазон управления (8)

(б)

Расстояние

«сверху

донизу»

III||1|

7 уровней управления

4 уровней управления

Рис. 4. Пирамидальная (а) и плоская (б) организация систем управления [14, с. 101]

Оптимизация системы организации управления возможна за счет сбалансированного количества вертикальных и горизонтальных взаимодействий. В качестве примера приведем модель, представленную на рис. 5 [14, с. 102].

В модели подчеркивается принципиальное направление перераспределения управленческих функций в региональном ИСК как предпринимательской сети. Часть из них делегируется во внешнюю по отношению к участнику ИСК предпринимательскую сеть, тем самым вертикальные сетевые взаимосвязи внутри участника регионального ИСК преобразуются в горизонтальные взаимосвязи в его ИСК. Организационные изменения затрагивают и сам процесс управления (табл. 6). Более высокая эффективность предпринимательских сетей объясняется тем, что «... сеть избегает большинства проблем диверсифицированных, но интегрированных фирм, которые обычно парализуются в борьбе между свободой и контролем» [21, с. 156].

Неотъемлемой характеристикой сетевого подхода является поддержание независимости каждого участника регионального ИСК. Сообщество, построенное на сетевом подходе, включает участников регионального ИСК, которые несмотря на стремление к объединению для достижения общих целей не теряют своей автономности и остаются верными индивидуальным интересам. Объединяя и дополняя формулировки,

4

3

2

1

Таблица 6

сравнительная характеристика традиционного управления и управления при сетевом подходе

Объект изменения Традиционное управление Управление в сетевом подходе

Организация деятельности Иерархия, бюрократия Сеть

Основной принцип организации деятельности Функциональная специализация Прежде всего горизонтальные сетевые взаимосвязи, интеллектуальный обмен компетенциями

Критический фактор конкурентного преимущества Материальные и финансовые активы Интеллектуальные активы — знания, информация, компетенции

Организационные структуры управления Структуры вертикального подчинения — пирамидальные Адаптивные (плоские)

Персонал Функционеры Потенциальные ресурсы (центры преобразования информации в компетенции)

Основные действующие лица Специалисты, профессионалы Группы специалистов, профессионалов

Руководство Автократичность Стратегическая целевая ориентация

Стиль руководства Автократичный Координационный

Источник властных полномочий Официальная роль Знание, компетенции

Деятельность Индивидуальная Групповая

Статус звеньев структуры управления Замкнутые и самодостаточные единицы Открытые живые подсистемы

Рынки Внутренние Глобальные

Выгоды Стоимость Знание, время

предложенные в «Универсальном бизнес-словаре»4, а также Б. Гарреттом и П. Дюссо-жем [7], мы придерживаемся следующего определения: региональный ИСК в сетевом подходе есть процесс и форма долговременной взаимосвязи независимых участников с целью выработки общих компетенций, координации производственной и/или

4 Лозовский, Л. Ш., Райзберг, Б. А., Ратновский, А. А. Универсальный бизнес-словарь. — М.: Инфра-М, 1997.

Рис. 5. Модель оптимальной организации управления региональным ИСК как предпринимательской сетью: вертикальные и горизонтальные взаимодействия

предпринимательской деятельности при производстве промежуточного или конечного строительного продукта.

Характерными особенностями регионального ИСК при сетевом подходе являются:

• наличие одного или нескольких координирующих центров, что обусловливает возникновение дополнительных сложностей в управлении и необходимость организации эффективных взаимосвязей. Эти центры принятия решений контролируют разные части совместных хозяйственных процессов, что вызывает необходимость поиска путей интеграции компетентности партнеров, проявляющейся в этих процессах;

• согласование противоречивых в определенной степени интересов и целей участников регионального ИСК, которые никогда полностью не совпадают с целями регионального ИСК как предпринимательской сети;

• возможность выработки единой для регионального ИСК позиции по продвижению в соответствующих органах его целей, единых оценок ограничений со стороны государства и стратегических возможностей со стороны предпринимательской среды.

Для реализации в практике регионального ИСК сетевого подхода необходимо следовать принципам:

• целевой совместимости — нужны целенаправленные усилия для планирования развития, реализации и контроля запланированных мероприятий;

• непрерывности — создание организационно-технических условий обеспечения непрерывности процесса генерации и обновления информации;

• динамизма управления — скорость доступа к рынкам и технологиям обеспечивает высокую вероятность завоевания лидирующей конкурентной позиции конкретным региональным ИСК;

• единого информационного пространства — обеспечение прозрачности управления хозяйственными процессами организации за счет консолидированного доступа участников к информационным ресурсам, формируемым на основе единых методов обработки информации и форм ее представления;

• сетевой безопасности для защиты коммерчески важных сведений о технологиях, перспективных разработках, потребителях и др.

Преимущества сетевых объединений для участников регионального ИСК состоят в следующем:

• доступ к активам, которые трудно приобрести на свободном рынке, прежде всего к знаниям и сетевым взаимосвязям;

• разделение рыночных рисков, связанных с нестабильностью экономической конъюнктуры, снижение организационных, технико-производственных и юридических рисков благодаря получению новых знаний;

• снижение затрат, связанных с представлением своих интересов в органах государственной власти, профессиональных союзах;

• повышение своей компетенции за счет участия в обсуждениях по разработке технических регламентов и национальных стандартов, лицензирования, проектов различных направлений и т. д.

Формирование предпринимательской сети позволяет существенно экономить на трансакционных издержках, так как деятельность партнеров становится более согласованной и скоординированной, сокращается время на производство и распространение продуктов (услуг). Как следствие снижается влияние на всех или большинство участников предпринимательской сети факторов издержек и времени — базовых критериев роста ценности компании [13, 15, 16].

Совместная эволюция участников предпринимательской сети подразумевает построение структур и процессов компаний-партнеров исходя из требований к совместно реализуемым цепочкам создания стоимости. Возникает новая форма организационной синергии, позволяющая более эффективно реализовывать проектные решения, при одновременной возможности развития знаний и компетенций. Экономическая эффективность подобных образований основана на формировании специфических ресурсов, сетевых по своей природе, создающих устойчивые конкурентные преимущества. Это можно проследить на примере саморегулируемых организаций, бурно развивающихся на базе региональных ИСК.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Моделирование живых систем/А. Н. Асаул, П. Б. Люлин//Экономи-ческое возрождение России. — 2012. — № 2 (32). — С. 36-41.

2. Асаул, А. Н. Организация как живая система: индивидуальный код-структура (икс — X) субъекта экономической деятельности/А. Н. Асаул, А. П. Чегайдак//Экономи-ческое возрождение России. — 2011. — № 2 (28). — С. 44-53.

3. Асаул, А.Н. Развитие представления о системах/А. Н. Асаул, П. Б. Люлин//Эко-номическое возрождение России. — 2011. — № 4 (30). — С. 62-68.

4. Асаул, Н. А. Институциональный подход к развитию инвестиционно-строительного комплекса/Н. А. Асаул//Экономическое возрождение России. — 2005. — № 1 (3). — С. 37-43.

5. Асаул, Н. А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса/Н. А. Асаул. — СПб.: Гуманистика, 2004. — 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Владимирова, И.Г. Компании будущего: организационный аспект/И. Г. Влади-мирова//Менеджмент. — 1999. — № 2.

7. Гаррет, Б. Стратегические альянсы/Б. Гаррет, П. Дюссож. — М.: Инфра-М,

2002.

8. Глазл, Ф. Динамичное развитие предприятия/Ф. Глазл, Б. Ливехуд; пер. с нем. — Калуга: Духовное познание, 2000.

9. Канеман, Д. Рациональный выбор, ценности и фреймы/Д. Канеман, А. Твер-ски//Психологический журнал. — 2003. — Т. 24, № 4. — С. 31-42.

10. Киосе, А. И. Управление оборотным капиталом предприятий в условиях развития вертикально-горизонтальной интеграции: автореф. дис. ... канд. наук .../А. И. Киосе. — Ижевск, 2010.

11. Классика маркетинга/сост.: Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква. — СПб.: Питер,

2001.

12. Культура организации: проблемы формирования и управления/А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев. — СПб.: Гуманистика, 2006. — 216 с.

13. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей/А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтеева. — СПб.: Гуманистика, 2004. — 256 с.

14. Мильнер, Б. 3. Теория организации/Б. 3. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 2004.

15. Пожидаев, Р. Г. Современные сетевые организации: теоретические основания экономической эффективности и уникальных конкурентных преимуществ/Р. Г. Пожи-даев//Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. — 2009. — № 2. — С. 5-14.

16. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства/А. Н. Асаул, С. Н. Иванов. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. — 300 с.

17. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства/А. Н. Асаул [и др.]. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. — 254 с.

18. Фирсанова, О. В. Взаимодействия субъектов рынка в теории маркетинг-менеджмента: методологические принципы исследования/О. В. Фирсанова. — СПб.: СПбГУЭиФ, 2003.

19. Ernst, D. Your Alliances Are Too Stable/D. Ernst, J. Bamford//Harvard Bussiness Review. — 2005. — № 6. — Р. 133-141.

20. Miller, James G. Living Systems/James G. Miller. — McGraw Hill, New York, 1978. — 224 p.

21. Lovenzoni, G. Creating a strategic center to vanage a web of partners/G. Lovenzoni, Ch. Baden-Fuller//California Management Review. — 1995. — Vol. 37, № 3. — P. 146-161.

The list of the literature

1. Asaul, A.N. Simulation of living systems/A. N. Asaul, P. B. Lyulin//The economic revival of Russia. — 2012. — № 2 (32). — P. 36-41.

2. Asaul, A.N. The organization as a living system: individual code-structure (X — X) the subject of economic activity/A. N. Asaul, A. P. Chegaydak//The economic revival of Russia. — 2011. — № 2 (28). — P. 44-53.

3. Asaul, A. N. Evolution of the system/A. N. Asaul, P. B. Lyulin//The economic revival of Russia. — 2011. — № 4 (30). — P. 62-68.

4. Asaul, N. A. The institutional approach to the development of investment and construction industry/N. A. Asaul//The economic revival of Russia. — 2005. — № 1 (3). — P. 37-43.

5. Asaul, N. A. Theory and Methodology of the institutional actors of the regional interaction of investment and construction industry/N. A. Asaul. — SPb.: Humanistic, 2004. — 280 p.

6. Vhdmirova, I.G. Companies of the Future: Organizational aspects/ I. G. Vladimirova// Management. — 1999. — № 2

7. Garret, B. Strategic Alliances/B. Garret, P. Dyussozh. — М.: Infa-М, 2002.

8. Glazl, F. The dynamic development of enterprises/F. Glazl, B. Livehood; trans. on germ. — Kaluga: Spiritual knowledge, 2000.

9. Kaneman, D. Rational choice, values and frames/D. Kaneman, A. Tverski//Journal of Psychology. — 2003. — Т. 24, № 4. — P. 31-42.

10. Kiose, A. I. Working capital management companies in the development of vertical-horizontal integration: thesis/A. I. Kiose. — Izhevsk, 2010.

11. Classic of marketing/comp.: B. M Anis, K. T. Coks, M. P. Mokva. — SPb.: Piter,

2001.

12. Organizational culture: problems of formation and management/A. N. Asaul, M. A. Asaul, P. Y. Erofeev, M. P. Erofeev. — SPb.: Humanistic, 2006. — 216 p.

13. Methodological aspects of the formation and development of entrepreneurial networks/A. N. Asaul, E. G. Skumatov, G. E. Lokteeva. — SPb.: Humanistic, 2004. — 256 p.

14. Milner, B. Z. Theory of the organization/B. Z. Milner. — М.: INFA-М, 2004.

15. Pozhidayev, R. G. Modern network organization: the theoretical basis of economic efficiency and unique competitive advantages/R. G. Pozhidayev//Messenger VGU. — Series: Economics and Management. — 2009. — № 2. — P. 5-14.

16. Reducing transaction costs by optimizing the construction of information space/ A. N. Asaul, S. N. Ivanov. — SPb.: ANO «IPEV», 2008. — 300 p.

17. Creation of knowledge and information infrastructure of businesses/A. N. Asaul [and other]. — SPb.: ANO «IPEV», 2010. — 254p.

18. Firsanova, O. V. Interaction between market players in the theory of marketing management. the methodological principles of research/O. V. Firsanova. — SPb.: SPbGUAiF, 2003.

19. Ernst, D. Your Alliances Are Too Stable/D. Ernst, J. Bamford//Harvard Bussiness Review. — 2005. — № 6. — Р. 133-141.

20. Miller, James G. Living Systems/James G. Miller. — McGraw Hill, New York, 1978. — 224 p.

21. Lovenzoni, G. Creating a strategic center to vanage a web of partners/G. Lovenzoni, Ch. Baden-Fuller//California Management Review. — 1995. — Vol. 37, № 3. — P. 146-161.

Статья представлена в научно-редакционный совет 30.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.