Научная статья на тему 'Обоснование сетевых решений в логистике гостиничного сервиса'

Обоснование сетевых решений в логистике гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАТОР СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ / МЕЖОРГАНИЗАЦИОННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООРДИНАЦИЯ ПОСТАВОК / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / СИСТЕМА ПАРТНЕРСТВ / УПРАВЛЯЕМОСТЬ СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ / NETWORK OF HOSPITALITY / NETWORK LOGISTICS / FUNCTIONAL INTEGRATOR OF NETWORK STRUCTURE / INTER-ORGANIZATIONAL COOPERATION / COORDINATION OF SUPPLY / STRATEGIC ALLIANCES / PARTNERSHIP SYSTEM / NETWORK STRUCTURE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Владимир Васильевич, Давыдова Марина Константиновна

Статья отражает научно-методический подход и опыт выполнения исследования по заявленной теме. Проводит ряд ключевых идей в решении задачи конфигурирования цепей поставок в сфере гостиничного хозяйства, основанных на реализации преимуществ сетевой организации гостиничного обслуживания и сетевой организации интегрированной логистики с учетом приоритетной роли производственно-распределительной составляющей. Формулирует конкурентные принципы построения сетевых структур, ориентированные на реализацию принципов и правил логистики в управлении бизнес-процессами и управлении взаимоотношениями партнеров по бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF NETWORK SOLUTIONS IN HOSPITALITY LOGISTICS

The article highlights scientific methodological approach and the experience of research performance on the given topic. A number of key ideas in the problem of configuring the supply chain in the hospitality sector, based on the realization of the benefits of the network organization of hotel services and integrated logistics network organization is given, taking into account the priority role of the supply component. The competitive principles of networking are stated, the emphasis is made on the principles and rules of logistics in business process management and relationship management for business partners.

Текст научной работы на тему «Обоснование сетевых решений в логистике гостиничного сервиса»

УДК 640.41:658.7 ББК У432

ОБОСНОВАНИЕ СЕТЕВЫХ РЕШЕНИЙ В ЛОГИСТИКЕ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

В.В. Щербаков, М.К. Давыдова

Статья отражает научно-методический подход и опыт выполнения исследования по заявленной теме. Проводит ряд ключевых идей в решении задачи конфигурирования цепей поставок в сфере гостиничного хозяйства, основанных на реализации преимуществ сетевой организации гостиничного обслуживания и сетевой организации интегрированной логистики с учетом приоритетной роли производственно-распределительной составляющей. Формулирует конкурентные принципы построения сетевых структур, ориентированные на реализацию принципов и правил логистики в управлении бизнес-процессами и управлении взаимоотношениями партнеров по бизнесу.

Ключевые слова сетевая организация гостиничного бизнеса, сетевая организация логистики, функциональный интегратор сетевой структуры, межорганизационная кооперация, координация поставок, стратегический альянс, система партнерств, управляемость сетевой структуры.

Сетевая организация бизнеса - один из наиболее выраженных трендов современной экономики. Он проявляется, прежде всего, в сфере крупного бизнеса при развитии различных форм межфирменного взаимодействия. К настоящему времени накоплен большой опыт организации сетей в промышленности, строительстве и ряде других отраслей материального производства [4, 5, 7, 8].

В сравнении с материальной сервисная составляющая экономики обладает большой спецификой, которая обусловливает специфику форм сетевой организации в отраслях производственного и социального обслуживания. В социальном сервисе межфирменное взаимодействие чаще всего осуществляется на франчайзинговой основе, при этом получает развитие как в сфере крупного, так и сфере малого бизнеса. Важнейшей движущей силой к тому становится нестабильность рыночной среды и стремление к обретению устойчивых конкурентных преимуществ, в том числе для противостояния возможным кризисным явлениям при использовании организационных способностей формирования, координации и развития взаимовыгодных долгосрочных отношений между участниками сетей.

На фоне других отраслей социального сервиса значительным опытом сетевой организации обладает гостиничный бизнес, межфирменные формы которого вырастают до международных масштабов. В этих условиях межфирменное взаимодействие обретает структурированный характер. Объектом сетевой организации становятся отдельные бизнес-процессы, обеспечивающие состыковку функциональных сфер деятельности компаний, взаимодействующих на сетевой основе. В составе этих процессов выделенное положение занимают логистические бизнес-процессы, которые в силу своего потокового характера изначально соответствуют принципам сетевой организации бизнеса

[1], при этом требуют соответствующей научнометодической поддержки.

Специфика гостиничных услуг как социального сервиса, обусловливающего развитие самостоятельного направления логистики сервиса, выражается в следующем: адресные формы предоставления и комплексный характер гостиничных услуг создают предпосылки для сетевой организации логистического обслуживания на основе распределения приоритетов в управлении бизнес-процессами и управлении взаимоотношениями партнеров по бизнесу. Современная практика ведения гостиничного бизнеса - суть гостиничного хозяйства, обеспечивающего предоставление средств размещения в пользование клиентов, включает: организацию приема и временного проживания гостей; организацию содержания и ремонтного обслуживания гостиничных номеров и служебных помещений; организацию питания; организацию бизнес-мероприятий; организацию культурных и туристических мероприятий; организацию спортивно-оздоровительных и рекреационных мероприятий и др. Перечень оказываемых при этом услуг варьируется в зависимости от места дислокации гостиницы, клиентской аудитории и многих других факторов, определяющих конкурентное поведение структур гостиничного бизнеса, что отражается в содержании бизнес-процессов, составляющих процесс обслуживания.

Гостиничное хозяйство как индустрия гостеприимства подчиняется общим принципам организации производства, которое с учетом специфики конечного продукта - социальной услуги, обладающей свойственными ей характеристиками (неосязаемость, неотделимость предоставления услуги от ее потребления, гетерогенность, несохраняе-мость, отсутствие прав собственности на услугу), предстает процессом обслуживания клиентов:

- принцип дифференциации - предполагает разделение процесса обслуживания на составляющие (операции, действия) и закрепление их за организационными структурами/исполнителями;

- принцип комбинирования - объединение всех или части разнохарактерных процессов в пределах одной организационной структуры;

- принцип концентрации - сосредоточение определенных операций по выполнению функционально или технологически однородных работ в отдельных организационных структурах;

- принцип специализации - ограничение разнообразия элементов процесса обслуживания путем закрепления за каждой структурой или исполнителем фиксированного перечня операций. Следствием специализации, основанной на разделении труда, становится кооперирование, которое проявляется через взаимодействие;

- принцип универсализации - предполагает выполнение одной структурой или исполнителем разнородных операций.

Как сфера бизнеса гостиничное хозяйство обнаруживает свою открытость для применения логистического инструментария в управлении потоковыми процессами, замкнутыми на производство услуг. При этом принципы организации производства подлежат согласованию с принципами логистики: обеспечение нужного продукта необходимого качества с требуемым уровнем затрат и доставка его заявившему о своей потребности клиенту, в необходимом количестве, в нужное время и место, в соответствии с индивидуально заявленной потребностью.

Масштаб действия логистики гостиничного хозяйства обусловливается формой организации бизнеса. В терминах отечественной бизнес-практики в случае, когда гостиничное хозяйство легализовано в форме индивидуального предпринимательства или коммерческой организации, логистика гостиничного хозяйства укладывается в масштабы микрологистики. Когда развитие гостиничного хозяйства вырастает до создания крупных предпринимательских объединений, приобретает корпоративные и/или сетевые формы, а именно - локальные и региональные, логистика гостиничного хозяйства становится мезологистикой. Макрологистика гостиничного хозяйства имеет место при создании межрегиональных и национальных бизнес-структур. Реализация возможностей формирования межнациональных, мультинациональных и транснациональных структур открывают перспективы для развития мегалогистики.

Аналитическими исследованиями доказывается, что в начале XXI века в гостиничной индустрии произошли существенные изменения, связанные в первую очередь с дальнейшей интернационализацией и информатизацией всей мировой бизнес-системы:

- усиление интеграции отдельных бизнес-

структур с известными гостиничными брендами, маркетинговыми и другими ассоциациями;

- создание принципиально новой дистрибьюторской модели в результате активного развития и внедрения систем Интернет-бронирования;

- появление и устойчивый рост сегмента потребителей, бронирующих услуги гостиниц самостоятельно посредством Интернета;

- появление и динамичное развитие новых туристических рынков, например стран БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Россия, ЮАР);

- значительное увеличение деловых поездок в условиях интернационализации бизнеса [2].

Для России действие этих факторов усиливается вступлением в ВТО.

По оценкам специалистов, современное состояние российского гостиничного бизнеса является достаточно перспективным с точки зрения роста его эффективности. Вместе с тем данные официальной статистики свидетельствуют о том, что гостиничный рынок после кризиса 2008 года восстановился еще не в полной мере (см. таблицу). В этой связи обретают практическую значимость аналитические выводы о том, что наиболее устойчивыми к кризисным явлениям в экономике являются сетевые гостиничные структуры. В отличие от индивидуальных гостиниц, они обладают рядом характеристик, которые способны нивелировать влияние кризисных ситуаций, как, например:

- диверсифицированная продуктовая линейка, совмещающая бренды разного класса;

- известность бренда на международном и отечественном рынках гостиничных услуг;

- возможность присутствия на различных географических и отраслевых рынках;

- бизнес-моделирование различного класса, например, с фокусированием на франчайзинге, долевой собственности и др.

Преимущества сетевых структур выражаются в снижении затрат за счет единства руководства, осуществления централизованных поставок, применения единой системы качества, проведения согласованной тарифной политики и т. д. Вывод основывается на изучении зарубежного опыта, поскольку в российской практике сетевые структуры еще не получили масштабного развития. При активизации иностранных инвесторов в начале 1990-х годов на российском рынке появились первые зарубежные гостиничные сети, как, например: гостиничная корпорация Choice Hotels (помимо торговой марки Quality объединяет также сети Sleep, Comfort и Clarion), сети Redisson Hotels Worldwide и Redisson SAS (отели Redisson работают в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Сочи), корпорация Starwood (объединяет сегодня около 700 гостиниц сетей The Luxury Collection, Westin, Four Points, W. Notels, St. Regis и т. д.). В целом, по некоторым экспертным данным, на долю сетевых структур приходится примерно 15 % оборота гостиничного бизнеса.

Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха

(тыс. чел.)1

Численность размещенных лиц - всего В том числе

граждан России иностранных граждан

стран дальнего зарубежья стран СНГ

2000 2005 2010 2000 2005 2010 2000 2005 2010 2000 2005 2010

Всего 25073,4 28410,9 30580,1 22001,0 24810,1 27166,7 1844,1 2778,7 2640,3 1228,3 822,1 773,0

в том числе:

гостиницы и аналогичные средства размещения 16559,3 18546,8 21258,8 13607,0 15046,9 17922,0 1787,9 2725,6 2610,1 1164,4 774,3 726,6

санаторнокурортные организации и организации отдыха 8514,1 9864,1 9321,4 8394,0 9763,2 9244,7 56,2 53,1 30,2 63,9 47,8 46,4

из них:

санаторно- курортные организации 4583,7 5941,2 5674,2 4524,3 5882,8 5626,5 20,6 21,4 15,1 38,8 36,9 32,7

организации отдыха 3345,8 3411,0 3277,1 3305,2 3397,6 3267,7 22,2 5,8 5,1 18,4 7,6 4,4

туристские базы 584,6 313,6 225,8 564,5 310,6 221,5 13,4 1,7 2,7 6,7 1,3 1,7

Между тем сетевой аспект развития гостиничного бизнеса оказывается особенно значимым с точки зрения использования возможностей логистики в деятельности предприятий гостиничного бизнеса. Считается, что в сетевых структурах создаются предпосылки для формирования устойчивых цепей поставок и управления потоковыми процессами в границах цепей с учетом того, что эффективность функционирования цепей поставок усиливает конкурентоспособность гостиничного бизнеса.

Вывод строится на том, что в управлении цепями поставок подлежат решению две основные группы задач:

- задачи межорганизационной кооперации и аутсорсинга, обусловленные переходом от вертикально-интегрированных структур корпоративного типа к горизонтально-интегрированным гибким цепям поставок, что свойственно гостиничному бизнесу в последние 15-20 лет;

- задачи координации поставок, обусловленные переходом от изолированного прогнозирования спроса и продаж, планирования производства и закупок, управления запасами к совместному координированному прогнозированию, планированию и оперативному управлению заказами вплоть до отслеживания конкретных заказов индивидуальных клиентов.

В совокупности задачи кооперации и координации формируют задачу взаимодействия в сетевых структурах, решение которой гипотетически должно обеспечить соединение преимуществ ме-

зологистики и управления цепями поставок в едином организационно-информационном формате.

Современные предприятия гостиничного бизнеса пребывают в условиях жесткой конкуренции, что побуждает их изыскивать новые формы организационно-экономического поведения, суть которых определяет сетизация - сетевое взаимодействие на основе развития административных и/или хозяйственных связей.

Сравнением различных вариантов сетевых решений (по составу участников, целям формирования и др.) делается вывод в пользу предпринимательских сетей с созданием логистического стратегического альянса. Стратегический альянс, созданный на базе сетевой гостиничной структуры, может представлять собой систему партнерств, каждое из которых через управление будет обеспечивать функционирование цепи поставок, локализованной в цикле заготовительной или производственно-распределительной логистики.

Заготовительная логистика на предприятиях гостиничного хозяйства предстает аналогом логистики снабжения на предприятиях сферы производства; она оперирует материальным потоком, т. е. с точки зрения управляемого потока заготовительная логистика гостиничного хозяйства является материальной логистикой. Однако поскольку материальный поток обретает движение, сосуществуя с финансовым и информационным потоком, заготовительную логистику гостиничного хозяйства предлагается рассматривать логистикой, ин-

тегрированной по материальному потоку. Слияние производственной и распределительной логистики является следствием того, что предоставление гостиничных услуг осуществляется сугубо адресно, более того производство и потребление услуг совпадают как по месту, так и по времени. При этом производственно-распределительная логистика

гостиничного хозяйства становится логистикой, интегрированной по сервисному потоку.

В силу предметно-содержательной специфики логистика гостиничного бизнеса сосредоточивает свои операционные возможности на сервисном потоке. Организуемый в целях достижения наиболее полной загрузки гостиничных мощностей и наиболее полного удовлетворения предъявляемого дифференцированного спроса на гостиничное обслуживание этот поток должен быть непрерывным во времени и неоднородным по составу и качеству, что обусловливает приоритетную ориентацию управления на применение инструментария производственнораспределительной логистики. В организации гостиничного бизнеса заготовительная логистика предстает важнейшим условием реализации функций производственно-распределительной логистики и становится частью интегрированной логистики предприятий гостиничного хозяйства. Вместе заготовительная и производственно-распределительная логистики должны обеспечивать взаимодействие этих предприятий с потребителями услуг и партнерами по бизнесу, в том числе путем построения логистических цепей и создания сетевой структуры.

Система формируемых таким образом партнерств характеризуется равноправием субъектов, вступающих во взаимодействие. Выполнение условия равноправия участников альянса требует достижения экономических компромиссов, поиск которых предлагается осуществлять путем оптимизации по критерию В. Парето с использованием ряда допущений:

- иерархия и структура субъектов - потенциальных участников альянса рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;

- каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние интересы;

- функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия подсистем;

- взаимодействие подсистем является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

Учитывая инвариантное значение этих допущений предполагается, что развитие сетевых гостиничных структур может осуществляться на базе типовой организационной структуры (см. рисунок) посредством реализации концепций корпоративных сетей филиалов крупных гостиничных брендов, посредничества при продаже гостиничных услуг и др.

При проектировании сетевой структуры пре-

дусматривается поэтапная проработка трех ключевых вопросов:

- определение состава основных и вспомогательных участников,

- конфигурирование, или обоснование структурных координат сети,

- выбор типов связей между бизнес-процессами.

На этапе определения состава участников требуется разграничить основных и вспомогательных участников. По общим правилам к категории основных участников относятся независимые бизнес-субъекты, выполняющие операционные и управленческие виды деятельности в бизнес-процессах, обеспечивающих производство и реализацию товаров и услуг; к категории вспомогательных - бизнес-субъекты, участие которых ограничивается предоставлением отдельных видов ресурсов, в том числе информации, в адрес основных участников. С позиции оценки степени участия в производстве гостиничных услуг основными участниками сети могут рассматриваться производители и торговые посредники - поставщики мебели, хозяйственно-бытовых товаров повседневного пользования, продуктов питания и т. п., транспортные организации, туристические компании и проч., вспомогательными - рекламные агентства, страховые компании и проч. Вспомогательными участниками сети, таким образом, предстают бизнес-структуры, которые поддерживают бизнес-процессы, связанные с «добавлением ценности» гостиничной услуги, но при всей своей значимости они непосредственно не занимаются логистической деятельностью.

Требование разграничения основных и вспомогательных участников диктуется необходимостью обеспечить управляемость сети со стороны фокусной компании, которой, по логике, в гостиничном бизнесе должна выступать специализированная сервисная компания - предприятие гостиничного хозяйства. В производственно-распределительной логистике такое разграничение получает дальнейшее развитие с выделением в составе основных участников профильных и специализированных участников, призванных формировать ассортимент гостиничных услуг в каналах распределения.

На этапе конфигурирования сети предполагается обоснование трех структурных размерностей: вертикальная структура; горизонтальная структура и горизонтальное позиционирование фокусной компании относительно других участников сети. В общем случае вертикальная структура формируется числом организационных уровней, при этом в сфере гостиничного бизнеса ее аналогом предстает схема территориального размещения предприятия гостиничного хозяйства, включая его филиальную сеть. Горизонтальная структура определяется схемой подключения основных и вспомогательных участников при выстраивании логистических це-

Типовая структура гостиничной сети

пей с обоснованием местоположения предприятия гостиничного хозяйства как фокусной компании.

На практике допускаются разнообразные варианты комбинирования структурных размерностей: узкая вертикальная структура с широкой горизонтальной, развитая вертикальная с ограниченной горизонтальной структурой и т. д. - результаты конфигурирования зависят от форм организации бизнеса основных и вспомогательных участников, в том числе глубины специализации, пользования приемами аутсорсинга, характера кооперирования и др. факторов. В рамках этого вопроса в общем случае принципиально важной оказывается проработка аспекта, связанного с обоснованием возможности и целесообразности расширения горизонтальных границ сети до масштаба, обусловленного включением в логистическую цепь конечных пользователей. Для предприятий гостиничного хозяйства этот аспект приобретает особый содержательный смысл, поскольку допускает подключение маркетинговых агентов по продвижению гостиничных услуг и логистических посредников, в роли которых могут выступать туристические компании, научные общества и прочие организации, специализирующиеся на проведении массовых публичных мероприятий, бизнес-структуры различных сфер хозяйственной деятельности, практикующие регулярный прием и командирование специалистов, пользование приемами инстаффинга.

Стремление к достижению управляемости сетевой структуры пролонгируется на этапе конфигурировании сети. Логистические цепи с большим числом участников, отмеченные присутствием фокусной компании, ограничивают состав бизнес-процессов, которые она может интегрировать и на

этой основе сделать их объектом управления. Практика доказывает, что интеграция бизнес-процессов по всем логистическим цепям не наступает в полном объеме, в связи с чем остается некоторая степень свободы действий для участников сети. Как следствие для фокусной компании открывается перспектива организации управления, обусловленная типами связей между бизнес-процессами с подразделением их на управляемые, отслеживаемые, неуправляемые и связи с объектами, не входящими в цепи поставок, т. е. внешними.

Управляемые связи между бизнес-процессами фокусная компания выделяет как необходимые для интегрирования в сетевую структуру. Как правило, это «прилегающие» участки логистической цепи, определяющие взаимодействие предприятия гостиничного хозяйства с поставщиками и потребителями в режиме оказания гостиничных услуг. К категории управляемых должны быть также отнесены «удаленные» участки, определяющие, например, поставки товаров для производства товаров повседневного спроса с фирменными товарными знаками сети. Отслеживаемые связи отделены от управляемых по причине того, что они могут быть делегированы в управлении другим участникам сети, для которых они являются достаточно критичными, например, поставки сырья для производства товаров хозяйственно-бытового назначения. Неуправляемые связи выходят за рамки интересов фокусной компании и, более того, они могут быть интерпретированы как отслеживаемые связи для непосредственных партнеров фокусной компании, например, хозяйственные связи с поставщиками тарных и упаковочных материалов. За пределами компетенций фокусной компании оста-

ются связи, входящие не только в ее логистические цепи, но и цепи конкурентов. В целом решение вопроса о различении связей бизнес-процессов сетевых структур гостиничного бизнеса выводит на постановку задачи управления поставщиками в свете традиционной концепции маркетинга услуг и концепции маркетинга взаимоотношений.

Сетевая организация гостиничного бизнеса совместно с сетевой организацией логистики (при создании предметно-специализированных и функцио-нально-обеспечивающих структур, соответственно) оказывает воздействие на изменение режима конкуренции. С учетом этого вывода формулируется ряд конкурентных принципов построения сетевых структур, ориентированных на реализацию принципов и правил логистики в гостиничном бизнесе:

- обеспечение действенности мезологистиче-ских интеграционных формирований как предпринимательских сетей на основе развития административных и/или хозяйственных связей;

- целевая ориентация сетевых структур на реализацию цепочек создания ценности гостиничного продукта при реализации дифференцированного подхода к построению прямых, расширенных и максимальных цепей поставок в заготовительной и производственно-распределительной логистике;

- приоритетность способов межсетевого конкурентного взаимодействия при развитии организационных форм внутрисетевого сотрудничества: альянсных - среди хозяйствующих субъектов -участников сети, партнерских - среди участников цепей поставок;

- зависимость методов конкурентного поведения от степени развитости процессов и выраженности форм горизонтальной интеграции участников, расширения масштабов и сохранения целостности сетевых структур.

Развитию внутрисетевых и межсетевых взаимодействий способствует использование приемов бенчмаркинга и маркетинговой логистики для обеспечения конкурентного позиционирования гостиничной услуги. Связность их действия проявляется в том, что бенчмаркинг касается развития практики применения маркетинговой логистики. В данном контексте маркетинговая логистика определяется как функция управления потоком гостей на основе продвижения услуги, предоставляемой в их адрес и связанной с использованием объектов недвижимости в качестве средств размещения, при соблюдении правил маркетинга [3] и логистики. Исходя из этого, следует заключить, что ее методический инструментарий должен строиться на сопряжении соответствующих правил и предусматривать формирование выборки определенного состава. Предположительно правилами маркетинговой логистики можно принять комбинацию «Р»: «Рroduct» (продукт,), «Promotion» (продвижение), «Place» (место), «Price» (цена), «People» (персонал), «Physical evidence» (материальное свидетель-

ство), «Process» (способ предоставления услуг). Содержательные требования этих правил обусловливают постановку в сетевых структурах гостиничного девелопмента - управления развитием объектов недвижимости гостиничного хозяйства в соответствии с динамикой дифференцированного спроса и развитие соответствующей сферы логистического обслуживания.

Выполненные обоснования формируют структурно-функциональный подход к управлению логистикой, которым предусматривается:

- построение сетевых логистических структур гостиничного бизнеса с применением инструментария маркетинговой логистики;

- позиционирование предприятия гостиничного хозяйства структурным интегратором сетевой структуры и фокусной компанией логистических цепей в сфере гостиничного бизнеса;

- идентификация роли распределительной логистики как функционального интегратора сетевой гостиничной структуры, обеспечивающего связность производственной и заготовительной логистики при организации гостиничного сервиса.

В целом формирование сетевых структур должно осуществляться с учетом возможностей обеспечения их функционирования. В качестве средств информационной поддержки логистики предлагается использование метода ECR (Efficient Consumer Response - «эффективная реакция на запросы потребителей») [6]. В условиях действия ECR сообщение идет назад через гостиничные бизнес-структуры, в результате чего каждый участник цепи тесно сотрудничает с соседним и перемещает ресурсы вперед. ECR, таким образом, дает возможность расширить интегративные возможности логистики в цепи. Благодаря этому сокращаются запасы, повышается качество обслуживания потребителей, снижается стоимость услуг, гостиницы действуют более оперативно, повышается коэффициент использования номерного фонда.

Метод ECR опирается на технологию переотправки. Для гостиничного бизнеса - это оперативное распределение потоков материальных ресурсов (продуктов питания, белья, предметов гигиены и т. п.) с учетом заполняемости номерного фонда на каждый конкретный день. Осознание и реализация этих идей привели к созданию, дословно, «подлинно потоковой логистики» (Flow Through Logistics), цель которой - добиться бесперебойного, постоянного и ровного материального потока. Учитывая достоинства метода, предполагается, что его дальнейшее развитие может определить разработка технологии перераспределения гостей с учетом неравномерности заполнения номерного фонда и платежеспособности клиентов при использовании потенциала электронной коммерции.

Эффективная реализация метода ECR может быть достигнута при осуществлении подхода СPFR (Сollaborative Planning, Forecasting and Replenishment - «совместное планирование, про-

гнозирование и пополнение»). СРБЯ определяется как процесс, предусматривающий сотрудничество и обмен информацией в масштабах цепи поставок с тем, чтобы добиться одновременного роста прибыли у всех участников. Перспективы вовлечения в процесс сотрудничества клиентов требуют того, чтобы дополнить спектр оценочных показателей эффективности бизнеса показателями качества гостиничного обслуживания.

Литература

1. Ефремов, А.А. Инвариантность сетевых форм организации логистических цепей /А.А. Ефремов, В.В. Щербаков // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Экономика». - 2011. - № 2. - С. 72-79.

2. Катькало, В.С. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития / В. С. Катькало, В.Н. Мукба // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. - 2004. - № 4. - С. 3-30.

3. Котлер, Ф. Маркетинг в условиях сетевой экономики / Ф. Котлер, С.Р. Ачрол //Маркетинг и

маркетинговые исследования. - 2000. - № 5. -С. 2-19.

4. Нос, В. А. Стратегические партнерства в торговых сетях / В.А. Нос // Сер. «Логистические инновации в коммерции»; науч. ред. В.В. Щербаков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 199 с.

5. Попова, Ю. Ф. Межфирменные сети на промышленных рынках России: теория и практика управления бизнес-групп /Ю.Ф. Попова. - СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2004. - 342 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Проценко, О.Д. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее: макроэкономический аспект / О.Д. Проценко, И.О. Проценко. -М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - 192 с.

7. Третьяк, О.А. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена / О.А. Третьяк, М.Н. Румянцева // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 1. - С. 77-102.

8. Шемракова, В.Н. Международные гостиничные сети: закономерности возникновения сетевой формы организации и базовые бизнес-модели / В. Н. Шемракова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. - 2007. -№ 3. - С. 83-111.

Щербаков Владимир Васильевич. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерции и логистики, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Область научных интересов - коммерция, логистика. E-mail: comilog@finec.ru.

Давыдова Марина Константиновна. Аспирант кафедры коммерции и логистики, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Область научных интересов - коммерция, логистика. E-mail: comilog@finec.ru.

MOTIVATION OF NETWORK SOLUTIONS IN HOSPITALITY LOGISTICS

V.V. Shcherbakov, M.K. Davydova

The article highlights scientific methodological approach and the experience of research performance on the given topic. A number of key ideas in the problem of configuring the supply chain in the hospitality sector, based on the realization of the benefits of the network organization of hotel services and integrated logistics network organization is given, taking into account the priority role of the supply component. The competitive principles of networking are stated, the emphasis is made on the principles and rules of logistics in business process management and relationship management for business partners.

Keywords: network of hospitality, network logistics, functional integrator of network structure , inter-organizational cooperation , coordination of supply, strategic alliances , partnership system , network structure control.

Vladimir Vasilievich Shcherbakov, Doctor of Science (Economics), Professor, Head. of Commerce and Logistics Department, FSSFEI HPE “Saint-Petersburg State University of Economics”. Research interests: commerce, logistics. E-mail: comilog@finec.ru.

Marina K. Davydova, postgraduate student of Commerce and Logistics Department, FSSFEI HPE “Saint-Petersburg State University of Economics”. Research interests: commerce, logistics. E-mail: comilog@finec.ru.

Поступила в редакцию 1 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.