Научная статья на тему 'Совершенствование механизма ресоциализации осужденных в процессе реформирования пенитенциарной системы'

Совершенствование механизма ресоциализации осужденных в процессе реформирования пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
321
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ештокин Александр Петрович

Исследовательский интерес автора сосредоточен на проблеме ресоциализации лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях страны. Акцентируется внимание на том, что социальная адаптация осужденных должна рассматриваться в общем контексте интересов государства, общества и бизнес сообщества. Приводятся примеры реализации ФСИН России пилотных проектов по трудовой адаптации осужденных, созданию для них новых рабочих мест, развитию новых производств. Обосновывается целесообразность создания единого реестра организаций, занимающихся вопросами ресоциализации осужденных граждан в целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ештокин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма ресоциализации осужденных в процессе реформирования пенитенциарной системы»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 323

Ештокин Александр Петрович

аспирант РАНХиГС, г. Орёл, РФ E-mail: eshtokin_a@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Исследовательский интерес автора сосредоточен на проблеме ресоциализации лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях страны. Акцентируется внимание на том, что социальная адаптация осужденных должна рассматриваться в общем контексте интересов государства, общества и бизнес -сообщества. Приводятся примеры реализации ФСИН России пилотных проектов по трудовой адаптации осужденных, созданию для них новых рабочих мест, развитию новых производств. Обосновывается целесообразность создания единого реестра организаций, занимающихся вопросами ресоциализации осужденных граждан в целях .

Ключевые слова

Осужденные, ресоциализация, трудовая адаптация, уголовно-исполнительная система.

Сложность такого явления, как преступность, обусловливает необходимость совершенствования уголовно-исполнительной политики государства, в том числе в части адаптации осужденных к новым условиям сосуществования в обществе после их освобождения из мест заключения. В связи с этим Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года в качестве средства повышения эффективности функционирования пенитенциарной системы предусматривается совершенствование механизма ресоциализации, а также методов психологического и педагогического воздействия на осужденных.

И это не случайно. Именно коррекционная работа с лицами, отбывающими наказание, поиск и применение новых форм и методов воздействия на их исправление, являются наиболее эффективными средствами предупреждения совершения повторных преступлений, чем обычный надзор после освобождения из учреждений пенитенциарной системы. Приоритетная роль здесь отводится воспитанию, так как одной из главных целей государства является вытеснение юридического невежества, инфантилизма, правового нигилизма определенным уровнем правовой культуры и правосознания, что будет способствовать соблюдению прав и свобод лиц, содержащихся в местах принудительного содержания ФСИН России [2, с. 4-6].

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время в России насчитывается мизерное число организаций, занимающихся вопросами ресоциализации осужденных, и еще меньше тех, которые делают это на стадии отбывания наказания (к последним следует отнести Аппарат уполномоченного по правам человека, организации при русской православной церкви).

Наиболее ярким примером вовлечения общественных организаций в процесс ресоциализации можно считать деятельность благотворительного фонда «Вольное дело», который в течение довольно продолжительного периода времени занимается реализацией социальных программ, а также выступает финансовым спонсором всероссийского конкурса «Слово - ранит, слово - лечит» [3, Официальный информационный ресурс Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению].

Главная цель мероприятия заключается в изменении стереотипов общественного сознания путем повышения мотивации региональных и федеральных средств массовой информации в освещении проблематики социальной реабилитации бывших осужденных, а также привлечения общественности к обсуждению данной темы и пропаганде передового опыта позитивной практики ресоциализации.

Однако следует отметить, что большинство общественных объединений действует без должного уровня взаимодействия между собой, поэтому одним из способов упорядочения их деятельности нам видится создание единого реестра подобных организаций (как государственных, так и частных).

Без преувеличения можно сказать, что огромную роль в процессе ресоциализации выполняют религиозные конфессии, стремящиеся внести свой посильный вклад, облегчить участь заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях, сохранить для них гарантии свободы совести и вероисповедания, невзирая на исповедуемую ими религию. Ведь свобода совести предполагает не только уважение к вере человека, но и почтительное отношение к его выбору, даже если он не принял никакую из религий и является атеистом. Помимо этого, религиозные руководители поддерживают выдвижение священнослужителей своих конфессий в члены общественных наблюдательных комиссий с целью защиты права осужденных.

Стоит отметить, что решение проблемы поддержания должного уровня взаимодействия между обществом и государством не всегда лежит на плечах государства. Порой складывается впечатление, что у ряда общественных организаций наблюдается странная позиция - «им все должны и все обязаны». Только тогда, по нашему мнению, когда подобный стереотип будет сломлен, когда общественный орган будет готов к изменениям, к критическому осмыслению своих действий, только тогда возможно будет достигнуть действительно серьезных результатов в вопросе социальной адаптации осужденных.

Отдельно следует отметить значимость психологической службы для ресоциализации осужденных. Надо отдать должное, что в процессе реформирования не произошло ликвидации ведомственной психологической службы. Работа этой службы в настоящее время выстроена таким образом, что сотрудники в процессе беседы с осужденными способны выявить проблемы, однако, решить их, к сожалению, они не готовы. По состоянию на 1 января 2015 года в учреждениях пенитенциарной системы насчитывалось порядка 157 тысяч осужденных, имеющих комплекс социально-значимых заболеваний - СПИД, туберкулез, наркозависимость, психические отклонения [1, Официальный сайт ФСИН России]. Однако для противодействия данным пагубным явлениям ФСИН России нужны клинические психологи, способные не только диагностировать заболевание, но и провести необходимую коррекционную работу.

Актуальность обсуждаемой темы актуализируется и в связи с тем, что из мест лишения свободы ежегодно освобождается около 300 тыс. осужденных. Общество порой воспринимает их как «неполноценных» граждан. Тем более реабилитация должна восприниматься не только как проблема самих осужденных, ее следует решать с привлечением органов государственной власти - служб социальной защиты, занятости, а также общественных организаций и социально-ответственного бизнеса.

С точки зрения ФСИН России, осужденные рассматриваются как важный трудовой ресурс. Однако, учитывая, что у ведомства нет прямых трудовых отношений с осужденными ввиду того, что труд является средством исправления, отношения между данными субъектами строятся в рамках уголовно-исполнительного законодательства. Тем не менее, ведомство старается через совершенствование профессиональной подготовки осужденных, организацию труда способствовать их профессиональной подготовке.

Для обучения в территориальных подразделениях ФСИН России имеются все необходимые возможности. В данный период в системе функционирует 307 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, 566 центров трудовой адаптации осужденных, 80 производственных мастерских, 7 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений [1, Официальный сайт ФСИН России].

Однако мало человека обучить профессии, необходимо на практике закрепить полученные знания, трудоустроить его после освобождения. И в данном направлении имеется ряд положительных примеров. Например, на Кубани в женской колонии Усть-Лабинского района по инициативе Общественного совета при Президенте Российской Федерации в ноябре 2015 года открылся первый в Южном федеральном округе и второй в России реабилитационный центр для осужденных (первый открылся месяцем ранее в Подмосковье) [4, Официальный сайт УФСИН России по Краснодарскому краю].

В Краснодарском крае пенитенциарные учреждения региона включены в программу «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на 2015-2020 годы». Присутствие УФСИН России по Краснодарскому краю данной целевой программе позволит реализовать имеющиеся производственные и кадровые ресурсы учреждений уголовно-исполнительной системы в части трудовой адаптации осуждённых, создать для них новые рабочие места, развить существующие и открыть новые производства [4, Официальный сайт УФСИН России по Краснодарскому краю].

Следует понимать, что уголовно-исполнительная система не имеет функции по дальнейшему трудоустройству бывшего осужденного, это не входит в круг её полномочий. По нашему мнению, гражданское общество в купе с органами государственной власти должны оказать решительную помощь в данном вопросе.

Таким образом, на всех этапах от получения осужденным образования до его трудоустройства после освобождения ФСИН России необходима помощь со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и частного бизнеса. При консолидации усилий данных субъектов станет возможным более эффективное решение проблем ресоциализации. Список использованной литературы

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015 - 2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний // Официальный сайт ФСИН России URL: М1р://фсин.рф^гиСиге/^реСюгЛаоЮок^/ (дата обращения: 02.12.2015)

2. Огнева В.В., Огнева Е.А. Правовая культура как фактор эффективной защиты прав граждан в современной России // Образование и общество. - 2011. - № 1. - С. 4-6.

3. Официальный информационный ресурс Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению http://anastasia-uz.ru/news/slovo_ranit_slovo_lechit_vserossijskij_konkurs_sredi_zhurnalistov/2014-12-10-9588

4. Официальный сайт УФСИН России по Краснодарскому краю // URL: http://kuban24.tv/item/na-kubani-zarabotal-vtoroy-v-rossii-tsentr-reabilitatsii-jenschin-osujdennyih-137131 (дата обращения: 03.12.2015).

© А.П. Ештокин, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.