Научная статья на тему 'Совершенствование механизма реализации государственной жилищной политики в субъекте Российской Федерации (на примере СПб)'

Совершенствование механизма реализации государственной жилищной политики в субъекте Российской Федерации (на примере СПб) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1620
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная жилищная политика / жилье / жилищные права / Санкт-Петербург / State housing policy / housing / housing rights / St. Petersburg

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюрина Ариана Риазовна

В данной статье рассмотрены общие законодательные положения о государственной жилищной политике, раскрыта актуальность вопроса, изучены основные проблемы жилищной политики, представлены основные механизмы ее реализации, предложены методы совершенствования государственной жилищной политики с учетом специфики города Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving mechanism for implementation of housing policy in the subjects of the Russian Federation

This article describes the general legal provisions of the state housing policy disclosed matter urgency, we studied the main problems of housing policy, are the main mechanisms of its implementation, the proposed methods to improve the state housing policy, taking into account the specifics of the city of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма реализации государственной жилищной политики в субъекте Российской Федерации (на примере СПб)»

Совершенствование механизма реализации государственной жилищной политики в субъекте Российской Федерации (на примере СПб)

Improving mechanism for implementation of housing policy in the subjects of the

Russian Federation

Тюрина Ариана Риазовна,

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС (Санкт - Петербург) Магистрант. 1 курс, факультет Государственного и муниципального управления

Turina Ariana,

North-West Management Institute - a branch RANEPA (St. Petersburg) Master student, 1st year, Department of State and Municipal Management

Аннотация.

В данной статье рассмотрены общие законодательные положения о государственной жилищной политике, раскрыта актуальность вопроса, изучены основные проблемы жилищной политики, представлены основные механизмы ее реализации, предложены методы совершенствования государственной жилищной политики с учетом специфики города Санкт-Петербурга.

Ключевые слова:

государственная жилищная политика, жилье, жилищные права, Санкт-Петербург.

Abstract.

This article describes the general legal provisions of the state housing policy disclosed matter urgency, we studied the main problems of housing policy, are the main mechanisms of its implementation, the proposed methods to improve the state housing policy, taking into account the specifics of the city of St. Petersburg.

Key words:

State housing policy, housing, housing rights, St. Petersburg

Необходимость реализации государственной жилищной политики в Российской Федерации детерминирована императивом социального государства (ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации [1]), прямой конституционной гарантией права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации [1], и ст. ст. 1, 2 и 11 Жилищного кодекса Российской Федерации [2]).

Стоит отметить универсальность права на жилище. Это значит, что существует возможность для граждан получать или приобретать жилище любыми законными способами; также существует возможность постоянно пользоваться жильем. Конституция Российской Федерации не допускает незаконное лишение жилищных прав, провозглашает их неприкосновенность и защиту.

Как пишет Л.В. Анисимова, политические и социально-экономические перемены, которые происходят в Российской Федерации, существенным образом оказывают влияние на условия жизни граждан. Они влияют на создание и изменение законодательной базы, которая должна способствовать реализации жилищных прав, существенно меняют основы жилищных отношений, в т.ч. касающиеся прав и обязанностей по использованию жилья, ответственности за нарушение правил пользования жилым помещением, содержания и использования жилищного фонда. Соответственно, любой дальнейший этап можно охарактеризовать иными подходами к вопросу регулирования жилищных отношений [5, C. 20].

Актуальность темы обуславливается тем, что в последнее время вопросы совершенствования и развития сферы жилищно-коммунального хозяйства, в т.ч. ее законодательного регулирования, стали особенно важны. Можно сказать, что сложившаяся на сегодняшний день российская система реализации потребностей граждан в жилье не соответствует требованиям времени; имеющаяся проблема жилья, прежде всего доступного и комфортного, в настоящее время вышла на первый план. Тем самым совершенствование

механизма реализации жилищной государственной политики, и в первую очередь жилищного законодательства, - одна из самых важных задач российского государства.

Одна из самых острых проблем, которая существует в большинстве российских регионов, - это сомнительное качество жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), которые предоставляются местному населению. Также нельзя игнорировать такую проблему, как наличие задолженности (зачастую существенной) самих же граждан по оплате жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). При этом нельзя не отметить, что к постоянному росту задолженности граждан не в последнюю очередь приводит кризисная с точки зрения экономики ситуация в некоторых регионах России, постоянное снижение уровня доходов населения, и одновременно с этим - рост тарифов и стоимости ЖКУ.

С точки зрения И.А. Зиминой и Ф.Ф. Давыдова, принято различать активную и пассивную государственную жилищную политику. Они различаются между собой по методам воздействия государственной власти на способы развития жилищной сферы [7, С. 35].

Пассивная жилищная политика предусматривает создание определенных правовых и институциональных условий для того, чтобы могли действовать рыночные факторы развития и улучшения жилищной сферы для граждан.

Активная жилищная политика, в свою очередь, означает функционирование государственных и муниципальных жилищных организаций, наличие государственного или муниципального жилищного фонда, которые находятся изначально вне рыночного регулирования. Таким образом, в одних странах превалирует тенденция на приоритет рыночных факторов в жилищной сфере и рост доли собственников жилья, в других странах сохраняется государственный контроль и развивается жилищная аренда.

Однако, как пишет Н.В. Васильева, отмечается общая тенденция для ряда стран Европы (например, Швеция, имеющая изначально жесткую социальную политику) к тому, чтобы ослаблять государственную поддержку жилищной сферы [6, С. 12]. Тем самым сокращаются объемы государственного финансирования, увеличивается приватизация государственного фонда, и т.д.

Специфика и сложность решения жилищной проблемы в России состоит в том, что, с одной стороны, жилье — товар, а с другой — социальная услуга. Для решения жилищной проблемы в современных условиях необходима консолидация конструктивных усилий всех заинтересованных сторон: личности, бизнеса, государственных и муниципальных структур.

В нашей стране исторически сложились достаточно разнообразные механизмы реализации жилищной политики (табл. 1), но следует признать, что они малоэффективны.

Для решения жилищной проблемы крайне важно, как отмечает С.Ю. Куценко, совершенствование использования земельных ресурсов [8, С. 40]. Однако существует немало примеров того, что низкий уровень нормативно-правового регулирования управления земельными ресурсами, бюрократизм, произвол и коррумпированность чиновников сдерживают эффективное использование земельного потенциала. По данным независимых экспертов, до 90% земель под строительство выделяются волевым решением местных органов власти и без аукционов, нередки манипуляции со статусами земель, общеизвестна закрытость и непрозрачность земельного рынка. В этой связи жилищная политика государства должна быть неотделима или по крайней мере тесно связана с земельной политикой и проводиться одним полномочным органом федеральной исполнительной власти.

Для реализации права на жилье органы государственной власти Санкт-Петербурга пытаются создавать необходимые условия. Так, например, некоторым категориям граждан, которые нуждаются в жилье, последнее может быть предоставлено бесплатно или за плату, которая предполагается доступной для таких граждан.

Декларируется, что обеспечение граждан доступным и комфортным жильем - это один из приоритетных направлений государственной политики Санкт-Петербурга [4]. Реализовать этот приоритет можно путем, например, уменьшения стоимости одного квадратного метра жилья за счет увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса.

Улучшение обеспечения граждан доступным жильем может быть достигнуто за счет реализации комплекса мер по следующим направлениям.

Необходимо, как я полагаю, вовлекать граждан в оборот земельных участков для того, чтобы стимулировать строительство доступного жилья. Требуется реализация предусмотренных законом мер для того, чтобы развивалось строительство доступного жилья. Должны быть, по моему мнению, созданы все необходимые условия для того, чтобы развивались любые некоммерческие формы строительства жилья (ЖСК и др.).

Важным направлением совершенствования механизма реализации государственной жилищной политики является увеличение и расширение масштабов ипотечного кредитования. Для того, чтобы это направление развивалось, необходимо создавать особые условия ипотечного жилищного кредитования граждан за счет выделения субсидий для оплаты процентов по кредиту, частичная компенсация стоимости кредита за счет региональных средств, а также погашение первого кредитного взноса за счет региональных средств.

Также существенно важным направлением осуществления государственной жилищной политики в Санкт-Петербурге является исполнение обязательств в отношении граждан, которые в данный момент

проживают в ветхом и аварийном жилье, в домах, которые должны быть реконструированы или снесены. Еще одно важное направление - ликвидация очереди граждан, которые стоят на учете и ждут жилье _Таблица 1. Механизмы реализации жилищной политики в Российской Федерации [8, С 42-43].

Механиз мы Содержание

Очередь на улучшение жилищных условий Основной формой безвозмездного обеспечения граждан жильем является социальная очередь на улучшение жилищных условий, формируемая органами местного самоуправления. Жилищная проблема очередников решается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади. Число очередников имеет тенденцию к сокращению, но оно в основном происходит за счет «естественной убыли» (самостоятельное решение жилищной проблемы, получение жилья по другим государственным программам, непродление участия и т. п.), а не за счет улучшения жилищных условий очередников. Проблема использования механизма очереди на улучшение жилищных условий связана не только с низкими темпами ее продвижения и разочарованием населения в его действенности, но и в том, что до сих пор не существует строгой нормативной базы и четких критериев определения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. В условиях сокрытия значительной доли доходов в категорию очередников попадают граждане с высокими доходами, а при формировании очереди основное значение имеет принцип времени постановки на учет, а не реальной потребности в улучшении жилищных условий

Предоста вление жилья льготным категориям граждан. Федеральные программы За счет бюджетных средств обеспечение жильем определенных льготных категорий граждан происходит в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 гг. и ее подпрограмм. Эти механизмы являются продолжением программ, действовавших в 1995—2001 гг., причем ранее принятые программы не были выполнены (достижение 30% планируемых результатов по некоторым категориям было лучшим результатом, а приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье» многими экспертами признан провальным)

3 Регионал ьные и муниципальные программы Субъекты Федерации и муниципальные образования принимают свои специфические программы в области жилищной политики, не входящие в перечисленные федеральные программы. Наиболее распространенные из них — это обеспечение жильем детей-сирот по достижении ими совершеннолетия и молодых специалистов государственных и муниципальных органов власти и учреждений. В этой связи показателен опыт Тюменской области. В 2011 г. была запущена программа по обеспечению жильем за счет средств областного бюджета работников бюджетной сферы. Смысл программы состоит в следующем: работник получает субсидию в размере 400 тыс. руб., 100 тыс. руб. на каждого ребенка, возможность взять кредит (1 млн руб. на 10 лет) в жилищном областном фонде по ставке 1,8%. Про- грамма рассчитана на работников сферы образования, здравоохранения, а также культуры, спорта и других направлений бюджетной сферы. Существенным недостатком этого механизма является низкая возможность его реализации в подавляющем большинстве субъектов Федерации и муниципальных образованиях вследствие недостатка финансовых ресурсов

Ипотека Для получения ипотечного кредита требуется хорошая кредитная история заемщика, первоначальный взнос (в среднем 30% стоимости жилья) и страхование как жилья, так и трудоспособности заемщика. Привлекательность ипотечного кредитования для заемщика состоит в большом сроке кредитования (до 20 лет). Начало участию государства в ипотечном кредитовании было положено созданием в октябре 1997 г. ОАО «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию», уставный капитал которого в размере 80 млн руб. полностью находится в федеральной собственности. Региональные ипотечные структуры могут использовать средства регионального и местных бюджетов для льготного кредитования. Кроме того, существуют программы, проводимые непосредственно через органы власти или уполномоченные банки, использующие бюджетные средства для субсидирования процентной ставки. На первом этапе реализации национального проекта «Жилье» были созданы условия для развития ипотеки. Рост ипотечных кредитов в 2010—2011 гг. составлял 40—50% в год. Ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Однако пока отсутствуют механизмы решения жилищного вопроса для более широких категорий

Механиз мы Содержание

малообеспеченных граждан (молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, ученых, инженеров), недостаточно доступного жилья эконом-класса, отсутствует регулирование арендного жилья

5 Жилищн ые сберегательные программы Схема строительных ссудосберегательных касс, использовавшаяся Сбербанком и АК «СБС-АГРО», предполагала предоставление кредита на льготных условиях лишь после накопления на счету определен- ной суммы за счет периодических платежей определенного размера. Суммы взносов используются для кредитования участников, уже на- копивших требуемую сумму, кроме того, они характеризуют стабильность доходов заемщика и заменяют характеристику его кредитной истории. Подобную схему используют и застройщики, собирая взносы во время строительства и предоставляя рассрочку после сдачи дома

Государс твенно-частное партнерство В целях привлечения долгосрочных инвестиций, направленных на развитие инновационных проектов и секторов экономики

7 Жилищно -строительные кооперативы Разновидность потребительского кооператива, некоммерческая организация, целью которой является удовлетворение потребностей ее членов в жилье. В ЖСК могут объединяться граждане для строительства нового дома, приобретения новых или капитально отремонтированных домов либо домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции, осуществления ремонта на собственные средства и т. д. Но пока этот механизм используется недостаточно из-за правового и организационного несовершенства его реализации. Главенствующая роль при формировании кооперативного движения должна при- надлежать государству: от создания законодательной базы и контроля над строительными компаниями до искоренения коррупции в части предоставления земельных участков и т. д.

В рамках совершенствования механизма реализации государственной жилищной политики в Санкт -Петербурге, на мой взгляд, необходимо:

Во-первых, содействовать гражданам, числящимся на жилищном учете, в предоставлении им квартир. Содействие, как правило, оказывается в рамках имеющихся целевых программ федерального и регионального уровня. Необходимо разрабатывать и утверждать новые целевые программы, которые могли бы улучшить жилищные условия жителей Санкт-Петербурга, поскольку существующие показывают небольшую эффективность.

Во-вторых, важным направлением является решение проблемы очередей в рамках получения жилья по договорам социального найма. Необходимо содействовать отдельным категориям гражданам в получении жилья, а именно: ветеранам боевых действий, семьям, имеющим инвалидов, особенно, детей, многодетным семьям, гражданам, которые страдают тяжелыми и опасными заболеваниями.

Актуальным для Санкт-Петербурга направлением по прежнему остается расселение коммунальных квартир. Как я полагаю, нужно продолжить выполнение целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» [3], которая рассчитана на период до 2017 года, а также поддержать альтернативные механизмы расселения. Одна из причин, вследствие которых расселение затруднено - это отсутствие интереса некоторых граждан к расселению. Иногда такая апатия может быть вызвана тем, что жилье, которое они занимают в коммунальной квартире, не единственное. Поэтому, как я думаю, в первую очередь надо расселять людей, которые живут в коммунальных квартирах, и состоят на жилищном учете.

Необходимо также активно развивать рынок аренды жилья. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге осуществляется сдача в аренду около 300 000 жилых помещений [5]. Очевидно, что основная масса сделок нелегальна. В связи с этим, развивать рынок можно используя программы льготной аренды жилых помещений, а также развития застройки арендных домов, где квартиры изначально могут быть предоставлены желающим гражданам на долгосрочной основе по доступным для них ценам.

Реализация этих направлений, по моему мнению, может достаточно эффективно способствовать росту доступности жилья.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Парламентская газета, N 7-8, 15.01.2005.

3. Закон Санкт-Петербурга от 02.11.2007 N 513-101 (ред. от 21.05.2015) "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 17.10.2007) // Санкт-Петербургские ведомости, N 215, 15.11.2007.

4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2012 N 478 "О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы" / [Электронный ресурс]: Интернет-сайт, 2016 г. URL: http://gov.spb.ru/gov/admin/

5. Анисимова Л.В. Роль региональных уполномоченных по правам человека в совершенствовании российского законодательства // Омбудсмен. - 2013. - N 2. - С. 20 - 25.

6. Васильева Н.В. Зарубежный опыт государственного регулирования жилищной сферы: экономико-правовые аспекты // Законодательство и экономика. - 2002. - N 7. - С. 12.

7. Зимина И.А., Давыдов Ф.Ф. Модели развития жилищной сферы за рубежом // Семейное и жилищное право. - 2013. - N 4. - С. 35 - 38.

8. Куценко С.Ю. К вопросу о необходимости совершенствования механизмов реализации государственной жилищной политики на муниципальном уровне // Арктика: экология и экономика. - 2013. -№ 4. - С. 40-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.