Научная статья на тему 'Совершенствование форм и методов реализации национальных проектов в строительстве'

Совершенствование форм и методов реализации национальных проектов в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ТЕМПЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ / NATIONAL PROJECTS IN CONSTRUCTION / RATE OF HOUSING CONSTRUCTION / MECHANISM OF THE PROJECT REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фейзуллаева Кемер Бахтияровна, Эсетова Аида Махмудовна

В статье рассматриваются условия и факторы реализации государственной жилищной политики РФ, ключевыми элементами которой являются национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и программа «Жилище 2011-2015 гг.», реализуемая в рамках проекта. Авторами предложены формы и методы, механизм и инструменты, позволяющие повысить темпы жилищного строительства и возможности населения по приобретению жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF FORM AND METHODS OF REALIZATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE CONSTRUCTION

The article touches upon some conditions and factors of realization of the state housing policies of RF, the key element of which are the National project «Affordable and Comfortable Housing» to the citizens of Russia and the Programme «Dwelling 2011-2015», realizing in the rameworks of the project. Some forms and methods, mechanism and instruments allowing to accelerate housing construction and the opportunities of the population to purchase dwelling have been proposed by the authors.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм и методов реализации национальных проектов в строительстве»

ФЕЙЗУЛЛАЕВА К.Б., ЭСЕТОВА А.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В статье рассматриваются условия и факторы реализации государственной жилищной политики РФ, ключевыми элементами которой являются национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и программа «Жилище 2011-2015 гг.», реализуемая в рамках проекта. Авторами предложены формы и методы, механизм и инструменты, позволяющие повысить темпы жилищного строительства и возможности населения по приобретению жилья.

FEIZULLAEVA ^ B, ESETOVA A. М.

THE IMPROVEMENT OF FORM AND METHODS OF REALIZATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE CONSTRUCTION

The article touches upon some conditions and factors of realization of the state housing policies of RF, the key element of which are the National project «Affordable and Comfortable Housing» to the citizens of Russia and the Programme «Dwelling 2011-2015», realizing in the rameworks of the project. Some forms and methods, mechanism and instruments allowing to accelerate housing construction and the opportunities of the population to purchase dwelling have been proposed by the authors.

Ключевые слова: национальные проекты в строительстве; темпы жилищного строительства, механизм реализации проектов.

Keywords: national projects in construction, rate of housing construction, mechanism of the project realization

Повышение качества жизни граждан - ключевой вопрос государственной политики. Наблюдающаяся дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - в последнее десятилетие XX века привели к катастрофической демодернизации страны и социальному упадку. Большая часть населения была напугана дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений и веры в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. В этих условиях зарождалась необходимость кардинальных изменений в социальной политике государства, прежде всего, в части обеспечения граждан жильем.

Инструментом, позволяющим решить назревшие проблемы стали приоритетные национальные проекты, которые, представляют собой концентрацию бюджетных и административных ресурсов в четырех направлениях -это, повышение качества и уровня образования, здравоохранения, создания условий для развития сельского хозяйства и жилищного строительства.

Именно в этих сферах занято значительное число населения РФ, а инвестиции в четыре обозначенные сферы, и реализация приоритетных национальных проектов в данных направлениях и есть залог успешного развития страны в будущем. [1]

Стратегическими целями новой государственной жилищной политики России является следующее:

❖ создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения;

❖ создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка;

❖ обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

Ключевым элементом государственной жилищной политики проводимой в России сегодня является национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и программа «Жилище 2011-2015 гг.» реализуемая в рамках проекта.

Как показало исследование, уже на первых этапах реализации проектов были приняты новые и внесены изменения в уже действующие федеральные законы, касающиеся вопросов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» [2]:

❖ Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд»;

❖ Проект Федерального закона № 330901-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства»;

❖ Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости».

Хотя, перечень законодательных инициатив, предложенных указанным

федеральным законом, не является исчерпывающим и для эффективной реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» еще требуется разработать и принять достаточное количество законопроектов, направленных на совершенствование механизмов градостроительного регулирования, землепользования и ипотечного кредитования.

Для того, чтобы изменить ситуацию на рынке жилья, в рамках национально проекта, был предложен ряд инструментов, посредством которых можно достичь положительной динамики. К предложенным инструментам можно отнести следующее:

❖ ипотечный механизм, представляющий собой авансирование будущих накоплений граждан-заемщиков и выступающий основным источником финансирования покупки жилья;

❖ строительство «доходных домов» как инструмент развития рынка арендного жилья;

❖ строительство малоэтажного и энергоэффективного жилья;

❖ развитие фонда реформирования жилищного строительства.

В 2010 году, в связи с окончанием действия Национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», министерство регионального развития разработало новый проект ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг., в котором были сформулированы планы на ближайшие пять лет, содержащие набор конкретных инструментов, которые будут использованы для поощрения массового жилищного строительства.

Цели и задачи Программы «Жилище 2011-2015гг.» являются, как долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, так и целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку программа «Жилище» является основным инструментом его реализации.

Реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы предусматривает: формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

В рамках программы, предполагается, стимулировать спрос на новые квадратные метры, этому способствуют меры, направленные на повышение доступности ипотечных жилищных кредитов. Предполагается предоставление государственной поддержки гражданам в форме беспроцентных займов по региональным стандартам, социальных выплат на компенсацию части расходов по оплате процентов при ипотечном кредитовании и части ипотечного жилищного займа отдельным категориям граждан.

Одним из основных инструментов повышения доступности жилья для населения является ипотечное жилищное кредитование (далее - ИЖК). В числе первоочередных задач социально-экономического развития Республики Дагестан стоит повышение доступности жилья для граждан путем стимулирования платежеспособного спроса на жилье, в том числе с использованием ИЖК.

Стратегия развития ипотечного кредитования, включает в себя реализацию проекта «Социальная ипотека», разработанного правительством РФ, и направленного на обеспечение жильем социально не защищенных граждан, а также очередников, которые не могут приобрести квартиру по программе «коммерческой ипотеки». В первую очередь социальной ипотекой могут воспользоваться очередники - люди, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, и стоящие в очереди на это улучшение. Но механизмы социальной ипотеки могут распространяться и на такие категории как молодежь, работники бюджетной сферы, военные, молодые семьи и пр.

Несмотря на все прилагаемые усилия, решение квартирного вопроса россиян пока трудно назвать успешным. Банковская ипотека остается слишком дорогой, а доходы россиян - не слишком высокими. Даже наличие различных программ скидок и бонусов не помогают. Одним из вариантов решения данной проблемы, является строительство доходных домов для сдачи

внаем. Успешно реализовать этот продукт поможет новый вид ипотеки -«Ипотека доходных домов». Данный проект был запущен АИЖК в некоторых регионах, суть проекта - выдача кредитов юридическим лицам на строительство жилья для последующей сдачи его внаем. Он будет реализовываться путем развития специализированных ипотечных программ - для молодых семей, военнослужащих и других категорий населения, а также программ кредитования юридических лиц, направленных на развитие рынка долгосрочного найма жилья, посредством массового строительства доходных домов.

Существенную роль в формировании рынка доступного жилья призва -ны играть органы местного самоуправления, ответственные за развитие своих территорий. Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны обеспечивать предложение земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, должны производить работы по формированию земельных участков и подготовке разрешительной документации для их предоставления под жилищное строительство на конкурсной основе.

Совершенствование законодательства, регулирующего процедуру предоставления земельных участков для строительства, - одна из первоочередных задач, без решения которой достижение целей национального проекта будет затруднено. Распределением земель передаваемых под жилищное строительство занимается Фонд РЖС (Реформирования жилищного строительства). Основной его целью является, собрать и передать под жилищное строительство все неиспользуемые федеральные земли, и создать условия для строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного. Для достижения запланированных результатов была разработана стратегия, включающая в себя три основные задачи.

❖ оказывать определяющее влияние на развитие рынка жилья экономического класса через вовлечение в оборот необходимого количества комплексно обеспеченных земельных участков;

❖ вовлечение в оборот необходимого количества земельных участков, обеспечивающих рост производства современных строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих стандартам энергоэффективности и экологичности, содействовать созданию на этих участках современных производственных мощностей;

❖ стимулирование негосударственного и координирование государственного спроса на жилье экономического класса.

Рассматривая рынок жилья, как взаимосвязь спроса и предложения, следует отметить, что определенное стимулирующее воздействие на увеличение объемов жилищного строительства также оказывает реализация мероприятий национального проекта, направленных на повышение возможностей населения по его приобретению [2].

Программа Стимулирования развития жилищного строительства» является одним из инструментов повышения темпов жилищного строительства и повышения возможностей населения по приобретению жилья. С 2011 года

основная нагрузка в решении жилищной проблемы в стране сместилась на регионы, которые должны были сформировать соответствующие программы стимулирования развития жилищного строительства, обеспечивающие благоприятные условия для инвесторов, строителей и граждан, желающих приобрести жилье. Для каждого субъекта РФ был составлен плановый показатель ежегодного объема ввода жилья.

По данным Росстата РФ в январе-мае 2012г. введено 177,4 тыс. новых квартир общей площадью 15,8 млн.кв.метров, что составило 103,7% к январю-маю 2011 года. Динамика ввода в действие жилых домов в РФ, характеризуется следующими данными (табл.1). Среди субъектов Российской Федерации в 2011г. наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где было введено 13,2% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае - 5,9%, Санкт-Петербурге - 4,3%, Республике Татарстан - 3,8%, Республике Башкортостан и Тюменской области - по 3,4%, Ростовской области - 3,0%, Свердловской области и Москве - по 2,9%, Нижегородской и Новосибирской областях - по 2,4%.[4].

Таблица 1.

Динамика ввода в действие жилых домов

2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. Январь- май 2012г.

Введено в действие жилых до- 2 мов, млн.м общей площади 33,8 36,4 41,0 43,6 50,6 61,2 64,1 59,9 58,4 62,3 15,8

в % к предыдущему году 106,7 107,7 112,6 106,1 116,1 121,6 104,6 93,5 97,6 106,6 103,7

По совокупности в этих субъектах Российской Федерации построено чуть меньше половины введенной общей площади жилья в России. Наибольшие объемы жилья в расчете на 1000 человек населения в 2011г. введены в Московской области - 1153 кв.метров общей площади, что почти в 3 раза выше среднероссийского уровня (436 кв.метров), в Ненецком автономном округе - 719 кв. метров, Белгородской области - 748 кв.метров, Чувашской Республике - 710 кв.метров, Краснодарском крае - 702 кв.метров, Липецкой области - 652 кв.метров, Ленинградской области - 623 кв.метров, Республике Татарстан - 631 кв.метров, Тюменской области - 626 кв.метров. В десятку лидеров по этому показателю в 2011г. также попали Калужская и Новосибирская области.

В 2011г. более 60% от общего ввода жилых домов построено индивидуальными застройщиками в следующих субъектах Российской Федерации: Липецкой (60,7%), Ульяновской (61,2%), Нижегородской (63,1%), Оренбургской (63,6%), Тульской (64,8%), Тамбовской (65,9%) областях, Республике

Марий Эл (69,3%), Чувашской Республике (69,4%), Ростовской (69,9%) области, республиках Бурятия (70,5%), Адыгея (70,9%) и Башкортостан (73,3%), Астраханской (75,9%) области, Чеченской Республике (77,9%), Республике Алтай и Карачаево-Черкесской Республике (по 83,2%), Республике Тыва (83,6%), Белгородской (83,7%) области, Республике Дагестан (84,3%), Кабардино-Балкарской Республике (86,8%), Республике Ингушетия (89,9%)

[4].

Государственная поддержка жилищного строительства из федерального бюджета распространялась на 2979,0 тыс.кв.метров общей площади введенных в 2011г. жилых домов, что на 13,1% больше, чем в 2010 году. Доля строительства жилья за счет этого источника в 2011г. составила 4,8%. На 0,4% увеличились по сравнению с 2010г. объемы жилищного строительства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в 2011г. введено 1,5 млн.кв.метров. Этот источник финансирования используется в среднем по России при строительстве 2,4% жилья, в Сахалинской области - 11,1%, Москве - 14,9%, Республике Коми - 15,7%, Магаданской области - 15,9%, Ненецком автономном округе - 43,8%. В рамках региональных программ ипотечного кредитования жилищного строительства в 2011г. осуществлялся ввод в действие жилых домов в 25 субъектах Российской Федерации.

Объем введенной площади за счет ипотеки в целом по России по сравнению с 2010г. увеличился на 12,5% и составил 819,9 тыс.кв.метров. Доля этого вида строительства в общем объеме введенного жилья в России составляет 1,3%. Наибольшие объемы «ипотечного жилья» в 2011г. вводились в Республике Татарстан (563,5 тыс.кв.метров), Удмуртской Республике (47,4 тыс.кв.метров), Республике Мордовия (41,4 тыс.кв.метров), Тюменской области (36,0 тыс.кв.метров), Липецкой области (30,8 тыс.кв.метров), Кемеровской области (26,9 тыс.кв.метров). В Москве и Санкт-Петербурге ввод такого жилья в 2011г. не осуществлялся [4].

По данным Банка России, объем предоставленных физическим лицам жилищных кредитов на покупку жилья (в рублях и иностранной валюте) в 2011г. составил 769,6 млрд.рублей, что больше объема выданных жилищных кредитов в 2010г. в 1,8 раза. Наибольший объем кредитов был выдан в Москве (13,1% от общего объема жилищных кредитов по Российской Федерации), Тюменской (7,5%) и Московской (7,2%) областях, Санкт-Петербурге (4,7%), Свердловской области (3,4%), Республике Татарстан (3,1%), Красноярском крае (2,8%), Челябинской области (2,6%), Республике Башкортостан, Пермском и Краснодарском краях, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской и Самарской областях (от 2,0% до 2,5%). На их долю приходится более половины (60,0%) объема жилищных кредитов, выданных в Российской Федерации. [4].

На наш взгляд, региональные программы стимулирования жилищного строительства заработают, только в том случае, если к ним подключится Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Федеральный фонд со-

действия развитию жилищного строительства и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

С учетом этого, руководством республики Дагестан был разработан и успешно защищен проект «Стимулирование развития жилищного строительства в Дагестане на период до 2015 года», в разработке которого, принимали участие специалисты Министерства строительства и ЖКХ, ОАО «Дагипоте-ка» и других профильных организаций. Реализация данной программы позволит ввести в эксплуатацию около 7 миллионов квадратных метров жилья. Основной целью реализации программы является увеличение к 2020 году объемов ввода жилья и доведение его до уровня не менее одного квадратного метра общей площади жилья в год, в расчете на каждого гражданина Российской Федерации [4].

Достигаться эти показатели, согласно программе министерства, будут путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулированием спроса на рынке жилья. В их числе такие меры, как оказание содействия муниципальным образованиям в разработке и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, обеспечение жилищного строительства земельными участками, обустроив их социальной, инженерной и дорожной инфраструктурой.

На наш взгляд, для успешного достижения целей программы стимулировании, необходимо устранить административные барьеры в строительстве, поднять на новый уровень производственную базу строительного комплекса республики, создать условия для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности. Важным элементом программы является - создание условий для развития деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования и развитие новых форм государственно-частного партнерства.

Предполагается, что выполнение поставленных задач, позволит за пять лет реализации программы ввести 6 850 тыс. кв.м. жилья. При этом в первые три года объем ввода жилья будет расти по 5%, в 2014-2015 годах запланирован ежегодный рост на 13 и 15% соответственно. Доля ввода жилья экономического класса в общем объеме ввода жилья увеличится до 60%. В рамках реализации долгосрочной программы, будет вовлечено в оборот 833 га земель федеральной собственности и 2927,5 га земель муниципальной собственности. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, посредством ипотечного кредитования вырастет с 12,4% в 2009 году до 30% в 2015 году. Предполагается обеспечить жильем более 100 тысяч семей льготных категорий граждан. На эти цели, из средств республиканского и федерального бюджетов будет выделено 12,7 млрд. руб. [4].

Для того чтобы строительной отрасли республики удалось справиться со столь сложными и амбициозными задачами необходимо наличие квалифицированных специалистов. В сложившейся ситуации одной из важнейших

задач являются подготовка и переподготовка кадров, и организация стажировок для учащихся специальных учебных заведений. Недостаток специалистов со средним профессиональным образованием в отрасли составляет порядка 500 человек, а с начальным профессиональным образованием значительно больше - более 4 тысяч человек. В рамках обеспечения строительной отрасли необходимым количеством работников нужно разработать программу социальной поддержки молодых специалистов, в том числе за счет распределения их на рабочие места по окончании профессионального учебного учреждения и повышения уровня заработной платы специалистам отрасли.

Система программных мероприятий способствующих реализации проектов, имеет следующую направленность:

❖ разработка и утверждение документов территориального планирования;

❖ разработка и утверждение программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и сельских поселений;

❖ стимулирование развития строительства объектов инженерной инфраструктуры как отдельного бизнеса;

❖ снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства;

❖ вовлечение в оборот земель, находящихся в государственной собственности, для целей жилищного строительства и размещения производств строительных материалов;

❖ стимулирование малоэтажного жилищного строительства;

❖ развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов;

❖ поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономического класса;

❖ создание системы начальной профессиональной подготовки и переподготовки на базе предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов;

❖ ликвидация аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях республики;

❖ развитие новых форм государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;

❖ стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Программа ориентирована на поиск новых форм, создание условий для возникновения новых сегментов на рынке жилья, с целью наиболее полного учета потребности всех категорий населения республики в улучшении жилищных условий.

Результаты, ожидаемые от реализации Программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Дагестане на период до 2015 года», следующие:

1. Формирование агломераций крупных городов Республики Дагестан, обеспечивающих потребности населения в жилье;

2. Системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городских округов РД под комплексную жилую застройку, с выходом объемов ввода по таким площадкам на уровень 35-40 % от общего годового ввода жилья по республике;

3. Создание жилищного фонда социального использования для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;

4. Формирование сегмента доходных домов на жилищном рынке; Анализ материалов, представленных субъектами РФ, посвященных

реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России» и программы «Жилище 2011-2015 г» показывают, что в регионах активно проводится работа по формированию и совершенствованию правового регулирования в данной сфере отношений в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. Как правило, сдерживает реализацию национального проекта отсутствие современных технических регламентов в области строительства, которые должны быть приняты на федеральном уровне. Множество нареканий регионов вызывает регулирование в области государственной регистрации прав недвижимого имущества и сделок с ним, в частности сложность и затянутость процедур.

Считаем, что именно от реализации проекта в регионах, зависит успех программы в целом, т.к. основная работа сосредоточена именно там. Поэтому опыт регионов по реализации национальных проектов - как положительный, так и отрицательный - находит свое отражение в принимаемых на федеральном уровне решений.

_Литература_

1. Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3, 2007, С. 8.

2. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

3. Республиканское информационное агентство «Дагестан». Выступление министра по строительству и ЖКХ Республики Дагестан «Дагестан направит на строительство жилья в течение 5 лет более 420 млрд. рублей» от 14.12.2010 г.

4. Росстат РФ. Бюллетень «О жилищном строительстве в Российской Федерации в 2011 году».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.