Научная статья на тему 'Совершенствование механизма прямого налогообложения в Республике Армении: подоходный налог и налог на прибыль'

Совершенствование механизма прямого налогообложения в Республике Армении: подоходный налог и налог на прибыль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / PROFIT TAX / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / СТАВКА НАЛОГА / TAX RATE / SURTAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Заруи Арамовна, Арутюнян Геворг Арамович

Основательное реформирование экономической системы непосредственно связано с налоговой системой и с формированием новой налогово-бюджетной политики. Налоговая система Армении, созданная в период преобразований, несмотря на проведенные за последние 20 лет реформы, пока еще недостаточно эффективна. Поэтому необходимо усовершенствовать ее, в частности систему налогообложения прибыли и дохода физического лица. И для разработки усовершенствованного механизма налогообложения Армения должна применить опыт налогообложения зарубежных стран с учетом сложившейся ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of the mechanism of the direct taxation in Republic Armenia: surtax and profit tax

Thorough reforming of economic system is directly connected with tax system and with formation of a new tax and budgetary policy. The tax system of Armenia that created in transformations is insufficiently effective for the present, despite the reforms spent for last 20 years. Therefore it is necessary to improve it, in particular system of the taxation of profit and the income of the physical person. And Armenia should apply experience of the taxation of foreign countries to working out of the advanced mechanism of the taxation taking into account a current situation in the country.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма прямого налогообложения в Республике Армении: подоходный налог и налог на прибыль»

Литература

1. Анлян С., Ванян И. Обзор реформ в Армении в сфере жилья и градостроительства в 1989-1995 годах. Ереван, 1996. 48 с.

2. Вулстеке Ч. Методы приватизации государственных предприятий.

3. Гражданский кодекс РА. Ст. 164: Забота о сохранности имущества.

4. Земельный кодекс РА. Ст. 6: О земельных категориях.

УДК 336.225(479.25)

З. А. Арутюнян, Г. А. Арутюнян

Совершенствование механизма прямого налогообложения в Республике Армении: подоходный налог и налог на прибыль

Z. A. Arutyunyan, G. A. Arutyunyan. Perfection of the mechanism of the direct taxation in Republic Armenia: surtax and profit tax

Основательное реформирование экономической системы непосредственно связано с налоговой системой и с формированием новой налогово-бюджетной политики. Налоговая система Армении, созданная в период преобразований, несмотря на проведенные за последние 20 лет реформы, пока еще недостаточно эффективна. Поэтому необходимо усовершенствовать ее, в частности систему налогообложения прибыли и дохода физического лица. И для разработки усовершенствованного механизма налогообложения Армения должна применить опыт налогообложения зарубежных стран с учетом сложившейся ситуации в стране.

Ключевые слова: налог, налог на прибыль, подоходный налог, ставка налога

Контактные данные: 375051, г. Ереван ул. Овсепа Эмина, д. 123

Thorough reforming of economic system is directly connected with tax system and with formation of a new tax and budgetary policy. The tax system of Armenia that created in transformations is insufficiently effective for the present, despite the reforms spent for last 20 years. Therefore it is necessary to improve it, in particular system of the taxation of profit and the income of the physical person. And Armenia should apply experience of the taxation of foreign countries to working out of the advanced mechanism of the taxation taking into account a current situation in the country.

Keywords: tax, profit tax, surtax, tax rate

Contact information: 375051, Erevan, ul. Ov-sepa Emina, 123

Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Они являются основным источником дохода государств с рыночным типом хозяйствования, т. е. налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для решения государственных задач.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими инте-

Заруи Арамовна Арутюнян — аспирант Ереванского государственного университета.

Геворг Арамович Арутюнян — магистр Российско-армянского славянского университета (г. Ереван).

© З. А. Арутюнян, Г. А. Арутюнян, 2011

ресами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Налоговые системы всех стран представлены совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц. И для успешного решения проблем, стоящих перед страной, необходимо осуществить правильный (оптимальный) выбор инструментов налоговой системы. Поэтому каждая страна должна выстраивать наиболее приемлемую для себя налоговую систему с учетом не только общих принципов налогообложения, но и особенностей развития ее экономики, уровня благосостояния граждан, особенностей национального менталитета и культуры.

В процессе развития общества, параллельно с изменением экономических отношений и экономических систем, на микро- и макроуровнях необходимо создать такие подструктуры, которые будут соответствовать современным требованиям урегулирования экономики и наиболее эффективно послужат во благо как государства, так и общества. Одной из таких подструктур является именно налоговая система.

В данном контексте этап формирования рыночных отношений в Армении не является исключением. Основательное реформирование экономической системы и неприсущих ей отношений непосредственно связано с налоговой системой и с формированием новой налогово-бюджетной политики.

Налоговая система играет важную роль в осуществлении финансовой политики государства. Ее же эффективность, в свою очередь, в значительной степени зависит от экономической политики. Однако в Армении вышеупомянутая связь почти не была учтена в период преобразований, что и привело к нынешней социально-экономической ситуации. Данная проблема, существующая и сегодня, являет собой один из важнейших исключающих факторов в развитии экономики страны. В частности, действующие со стороны налоговой системы механизмы налогообложения имеют следующие негативные эффекты:

• снижается уровень деловой активности из-за высокого уровня налоговой нагрузки на бизнес. Так, по уровню налоговой нагрузки на бизнес Армения занимает 159-е место среди 183 стран мира [1];

• действующая налоговая система не способствует повышению экономической эффективности;

• налоговая система неэффективна с точки зрения фискальной политики. Налоговый доход бюджета Армении, равный, по данным 2010 г., 22,9% от ВВП [2], значительно низок по сравнению с развитыми странами, где данный показатель порядка 35-45% от ВВП.

В связи с этим необходимо создать новую эффективную налоговую систему, которая позволит обеспечить более благоприятные условия для производства продукции, оказания услуг и станет одним из эффективных факторов общественного прогресса.

Таким образом, существующие проблемы в налоговой сфере и социально-экономическая нестабильность, присущая Армении, требуют модернизации налоговой системы.

Исследования показали, что наиболее важные проблемы, действующие в налоговой системе Армении, связаны с механизмами подоходного налога и налога на прибыль.

Подоходный налог

Основная проблема подоходного налога имеет фискальный характер.

В отличие от большинства развитых стран, где налог на доходы физического лица является основным источником дохода налогового бюджета государства [3], в Армении доля подоходного налога за 2010 г. составила всего лишь 13,5% (см. рис. 1).

Фиксированные платежи, Прочие налоги, НДС,

8,38%

Рис. 1. Структура налоговых доходов Армении (2010 г.)

Источник: www.armstat.am.

Таблица 1

Размер ежемесячного облагаемого дохода Сумма налога

До 120 тыс. драмов 24,4% облагаемого дохода

Свыше 120 тыс. драмов 29 280 драмов + 26% с суммы, превышающей 120 тыс. драмов

Такой низкий процент от походного налога обусловлен двумя основными причинами.

Первая причина связана с применяемыми ставками налогообложения дохода физического лица. В настоящее время в Армении практикуется «прогрессивный» подоходный налог, однако таковым его можно считать лишь отчасти: его максимальная ставка относительно низкая. При доходе до 80 тыс. драмов удерживается 10% с суммы, превышающей налогонеоблагаемый минимум в 32,5 тыс. драмов. А вот на сумму, превышающую 80 тыс. драмов, ставка налога повышается уже до 20% [4]. Много это или мало? Для сравнения: в Швеции верхний предел ставки подоходного налога намного превышает планку в 50%, в ряде других развитых стран колеблется в пределах от 30 до 40%, доходя иногда до тех же 50%. Вместе с этим, в тех же странах необлагаемый налогом минимум доходов так же имеет высокие значения. К примеру, в Германии этот показатель, в расчете на месяц, составляет 468 евро для одиноких граждан и 936 евро для семейных пар. Такая шкала уменьшает налоговое бремя на малоимущие (по «западным меркам») семьи, одновременно подкручивая винт налогового пресса для богатых.

Таким образом, можно сказать, что применяемые ставки налогообложения дохода физического лица в Армении одинаковы и для низкооплачиваемых работников, и для тех, кто зарабатывает миллионы.

Следует также отметить, что со стороны правительства планируется введение новой системы налогообложения дохода физического лица, которая будет действовать с 2013 г. Согласно данной планируемой программе социальный платеж со стороны работодателя, социальные отчисления со стороны работника и налог на доход физического лица объединяются в единый налог, ставки которого будут следующими (табл. 1) [5].

Согласно данной программе увеличение налоговой ставки предполагает увеличение дохода физического лица со стороны работодателя.

Целью данного подхода является создание понятного и единого налога, снижение доли теневых доходов физических лиц благодаря снятию обязательств со стороны работодателя по социальным платежам и благодаря накопительным стремлениям со стороны работников. Конечно, введение данного налога с точки зрения единства и понятности будет целесообразным. Однако утверждение того, что единый налог снизит долю теневой экономики в армянской реальности, является сказкой. На это есть определенные причины.

Во-первых, низкий уровень защиты прав работников и отсутствие профсоюзов лишают возможности работника требовать показа всего полученного дохода.

Во-вторых, уровень средней заработной платы недостаточен, чтобы работник думал еще о сбережениях.

Отметим, что при введении данного единого налога с вышеуказанными налоговыми ставками также не решается проблема одинакового уровня налогового пресса как на малоимущего, так и на богатого.

Второй же причиной низкого уровня собираемости доходов от подоходного налога является то, что большинство предпринимателей в состоянии скрывать доходы физических лиц. В связи с этим необходимо применение различных строгих мер ответственности, в том числе уголовной, за сокрытие налогов.

Таким образом, с учетом вышесказанного, для совершенствования системы налогообложения дохода физического лица следует перейти на принцип прогрессивного налогообложения по подоходному налогу, ввести единый социальный налог (прогрессивный подоходный налог + отчисления на социальное обеспечение) и, наконец, ввести административную, финансовую и уголовную ответственности за сокрытие дохода и предоставление недостоверных сведений.

Налог на прибыль

Исследования показали, что применяемый в Армении механизм налогообложения прибыли неэффективен. Об этом свидетельствуют частые изменения, имеющие место в механизме налогообложения прибыли, структурные изменения в налоговом доходе бюджета (см. рис. 2), низкий удельный вес инвестиций.

Одна из важнейших проблем в механизме налогообложения прибыли связана со ставками налога на прибыль. В настоящее время применяемая в Армении ставка налога на прибыль, равная 20%, с учетом социально-экономического состояния достаточно высока, что является тяжелой нагрузкой для малого и среднего биз-несов и причиной увеличения количества занятых в теневой экономике. В свою очередь увеличение доли занятых в теневой экономике снижает объем собираемого дохода по налогу на прибыль. Так, по данным 2010 г., доля налогового дохода по налогу на прибыль составила всего лишь 12,8%. Однако нужно сказать, что налоги на прибыль представляют собой уменьшающуюся статью доходов правительства. В настоящее время в развитых странах главным образом рассчитывают на прогрессивные подоходные налоги [6]. И мировой опыт показал, что в тех странах, где применяется низкая ставка налога на прибыль с одновременным применением прогрессивной системы подоходного налога, доля теневой экономики ощутимо низка. Это связано с тем, что доход физического лица труднее скрывать, чем саму прибыль.

И если рассмотреть кривые подоходного налога и налога на прибыль стран с переходной экономикой и стран с развитой экономикой, то мы увидим, что в развитых странах теневая экономика на значительно более низком уровне, чем в странах с переходной экономикой.

Рис. 2. Структура налоговых доходов госбюджета РА (1995—2010), %

Источник: www.armstat.am.

Низкая доля теневой экономики в вышеуказанных развитых странах по сравнению с вышеуказанными странами с переходной экономикой обусловлена именно тем, что развитые страны применяют именно прогрессивную систему подоходного налога и низкие ставки налога на прибыль, что отсутствует в налоговых системах стран с переходной экономикой (Армения, Украина, Грузия).

При совершенствовании налоговой системы Армении следовало бы учитывать данный подход. Однако применение низкой ставки налога на прибыль согласно данному подходу было бы целесообразнее применить не к прямой полученной прибыли, а к распределяемой прибыли (дивиденды, трансакции, считающиеся скрытой прибылью подарки, пожертвования, неделовые расходы и т. п.). Данная система налогообложения прибыли, применяемая в настоящее время в налоговой системе Эстонии, с точки зрения обеспечения наиболее благоприятных условий для развития бизнеса, достаточно эффективна [7].

Неэффективная налоговая система, в частности система налогообложения прибыли и дохода физического лица, применяемая в Армении, которой присущи слабая собираемость налогов, значительные налоговые нагрузки на бизнес и другие актуальные проблемы, требует ее усовершенствования. И при усовершенствовании налоговой системы Армения должна учитывать также наиболее эффективные налоговые подходы различных стран.

На основании проведенного анализа системы налогообложения прибыли и дохода физического лица, применяемой в Армении, сравнительного анализа этих систем, применяемых в Армении и зарубежных стран и с учетом опыта различных стран, основными предложениями по их усовершенствованию в Армении будут следующие:

• отмена налога на прибыль, осуществление налогообложения только распределяемой прибыли;

• применение прогрессивной системы налогообложения подоходного налога;

• применение различных строгих мер ответственности, в том числе уголовной, за сокрытие налогов;

• снижение ставок налогов для малого и среднего бизнесов;

• введение единого социального налога (подоходный налог + отчисления на социальное обеспечение).

Одновременное осуществление всех вышеназванных подходов позволит повысить эффективность механизмов налогообложения прибыли и доходов физических лиц.

Таким образом, в процессе развития общества изменение экономических отношений и экономических систем предполагает одновременное создание подструктур, которые будут соответствовать современным требованиям урегулирования экономики и наиболее эффективно послужат на благо как государства, так и общества. Одной из таких подструктур является именно налоговая система.

В данном контексте этап формирования рыночных отношений в Армении не является исключением. Основательное реформирование экономической системы и следующих из нее отношений непосредственно связано с налоговой системой и с формированием новой налогово-бюджетной политики. Для разработки усовершенствованного механизма налогообложения Армении целесообразно применить опыт налогообложения зарубежных стран, в частности опыт Эстонии, одновременно учитывая особенности развития ее экономики, уровня благосостояния граждан, особенностей национального менталитета и культуры.

Литература

1. www.doingbusiness.org.

2. www.minfin.am.

3. www.worldbank.org.

4. Налоги Армении / С. Ф. Адамян. Ереван, 2009.

5. www.parliament.am.

6. Экономика / П. Э. Самуэльсон. М., 2007. 1358 с.

7. Налоговые системы зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие / Л. В. Попова и др. М., 2008. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.