Научная статья на тему 'Теоретические аспекты повышения эффективности налоговой политики в республике Армения'

Теоретические аспекты повышения эффективности налоговой политики в республике Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МОНЕТАРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ / ФИНАНСОВОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПРЯМОЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / ДИВИДЕНД / FISCAL POLICY / MONETARY POLICY / INVESTMENT POLICY / ENTREPRENEUR / TAXPAYER / ECONOMIC ENTITY / SUPRANATIONAL ORGANIZATION / TAX SYSTEM / TAX MECHANISM / TAX ADMINISTRATION / TAX LOAD / FINANCIAL EQUALIZATION / FINANCIAL OPPORTUNITIES / DIRECT TAX / PROFIT TAX / INCOME TAX / DIVIDEND / MONETARISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Тигран Владимирович

Обобщив результаты выполненного в рамках данной статьи анализа, приходим к выводу, что нельзя однозначно внедрять в Республике Армения теоретические положения ныне действующей налоговой политики развитых стран, поскольку особенности нашей страны (последствия землетрясения, блокады, войны, разрыва сложившихся экономических связей и др.) диктуют необходимость разработки, с учетом международного опыта, новых подходов, соответствующих политической и социально-экономической ситуации страны. Между тем в основе принятой налоговой политики Республики Армения лежит навязанная со стороны западных стран монетаристская теория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL FRAMEWORK TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TAX POLICY IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Based on the results of analysis provided in the article, the author concludes that theoretical frameworks of various tax policies being implemented by the developed nations can’t be directly adopted in Armenia without modifications, since the peculiarities of our country (the earthquake, blockade, war, loss of former economic linkages) require the design of new approaches to meet the current social and economic challenges by taking into account the best practices worldwide. However, the tax policy adopted by Armenia is grounded on the Monetary Theory, imposed by the western nations.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты повышения эффективности налоговой политики в республике Армения»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

АРУТЮНЯН Т. В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Обобщив результаты выполненного в рамках данной статьи анализа, приходим к выводу, что нельзя однозначно внедрять в Республике Армения теоретические положения ныне действующей налоговой политики развитых стран, поскольку особенности нашей страны (последствия землетрясения, блокады, войны, разрыва сложившихся экономических связей и др.) диктуют необходимость разработки, с учетом международного опыта, новых подходов, соответствующих политической и социально-экономической ситуации страны. Между тем в основе принятой налоговой политики Республики Армения лежит навязанная со стороны западных стран монетаристская теория.

ARUTYUNYAN Т. V.

THE THEORETICAL FRAMEWORK TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TAX POLICY IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Based on the results of analysis provided in the article, the author concludes that theoretical frameworks of various tax policies being implemented by the developed nations can't be directly adopted in Armenia without modifications, since the peculiarities of our country (the earthquake, blockade, war, loss of former economic linkages) require the design of new approaches to meet the current social and economic challenges by taking into account the best practices worldwide. However, the tax policy adopted by Armenia is grounded on the Monetary Theory, imposed by the western nations.

Ключевые слова: налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, предприниматель, налогоплательщик, хозяйствующий субъект, наднациональная организация, налоговая система, налоговый механизм, налоговое администрирование, налоговая нагрузка, монетаристская теория, финансовое выравнивание, финансовые возможности,прямой налог, налог на прибыль,подоходный налог, дивиденд. Keywords: fiscal policy, monetary policy, investment policy, entrepreneur, taxpayer, economic entity, supranational organization, tax system, tax mechanism, tax administration, tax load, monetarism, financial equalization, financial opportunities, direct tax, profit tax, income tax, dividend.

В современных условиях в результате развития процессов глобализации возникает крайняя необходимость в координации налоговых политик различных стран, с тем чтобы предприниматели, развертывающие деятельность в ряде стран, не наталкивались на препятствия в связи с различиями в действующих инвестиционных условиях разных государств, в том числе и различиямив условиях налогообложения. Внастоящее время, как правило, невозможно упомянуть какую-либо страну, которая осуществляла бы независимую налогово-бюджетную, денежно-кредитную и инвестиционную политику. Создание различных международных организаций (МВФ,ВТО, Евросовет и др.) [1] служит именно этой цели.Тем самым в процессе глобализации налоговые политики различных стран в международном масштабе приобретают единство, выравниваются, в определенных случаях даже в ущерб интересам какой-то конкретной страны. Поскольку основателями указанных выше международных организаций и собственниками крупных финансовых вложений выступают развитые страны, то, естественно, разработанные ими законы в основном особо эффективны именно для их мощных и сверхмощных наднациональных организаций, занимающих монопольное положение уже не только в своей стране, но также на уровне мировой экономики, и не всегда эффективны для предпринимателей слабых по уровню развития стран, имеющих низкие конкурентные возможности.

В целом основными составляющими налоговой политики принято считать определение ее целей, задач, разработку организационных форм, средств, методов для реализации заданных целей — по существу, задач по созданию налогового механизма и налогового администрирования. Исходя из этого, важнейший показатель оценки эффективности налоговой политики должен отражать реализацию основной цели последней. Это значит, что в качестве основного показателя, характеризующего эффективность налоговой политики, должен быть принят тот, который отражает жизненный уровень населения. Что касается экономического развития, то это всего лишь средство для достижения основной цели, которое можно охарактеризовать такими показателями, как объем товарооборота, внешнеторгового оборота, инвестиций, денежного оборота, и показателями, определяющими темпы их роста.

В экономической литературе нет единого и четкого мнения относительно составляющих налоговой политики, в частности относительно понятий «налоговая система», «налоговый механизм», «налоговое администрирование» [2].Они, как правило, или отождествляются, или неточно формулируются, или же дублируют друг друга. Следует отметить, что налоговая система представляет собой единство налогового механизма и налогового администрирования, то есть посредством налоговой системы осуществляется налоговая политика в процессе реализации своей основной цели.

С точки зрения оценки эффективности налоговой политики важнейший ее показатель—тяжесть налоговой нагрузки — непосредственно обусловлен уровнем эффективности налогового механизма, а налоговое администрирование косвенно воздействует на этот уровень. Однако применение излишне жесткого налогового администрирования может иметь серьезные негативные последствия, отражаясь на уровне эффективности общей налоговой политики. В основе роста эффективности последней зарубежные и отечественные теоретики видят сокращение тяжести налоговой нагрузки, которое, по их мнению, увеличивая инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, стимулирует рост экономики, сокращает объемы

теневой экономики, тем самым прямо воздействуя на рост налоговых поступлений в государственный бюджет.

В настоящее время принят следующий показатель исчисления налоговой нагрузки — соотношение налоговых доходов и ВВП [3]. Исходя из вышеназванных теоретических основ, тяжесть налоговой нагрузки необходимо рассматривать в контексте бюджетного финансирования. Когда в условиях высокой налоговой нагрузки хозяйствующий субъект или физическое лицо получает более весомую помощь за счет государственных средств, шире использует государственное содействие, тяжесть налогового бремени значительно ослабевает. Приведенные доводы подтверждают необходимость сопоставления вышеназванного показателя — налоговой нагрузки (аккумулированные налоги / ВВП) — с соотношением совокупной суммы объемов финансирования ВВП за счет государственных средств (объем предоставляемых реальному сектору средств из государственного бюджета) и расходов социальной направленности к ВВП, для того чтобы определить, насколько облегчается налоговое бремя при финансировании по государственным среднесрочным программам. По мнению автора [4], подобный подход наиболее точно может отражать уровень налоговой нагрузки данной страны. В аналогичной форме можно оценить тяжесть налоговой нагрузки как для юридических, так и для физических лиц.

С целью уяснения теоретических основ проводимой в РА налоговой политики армянские теоретики выражают обеспокоенность по поводу того факта, что нельзя безоговорочно внедрять в РА теоретические основы налоговой политики, ныне действующей в развитых государствах, так как особенности страны (землетрясение, блокада, война, разрыв ранее действующих экономических связей и др.) диктуют необходимость разработки, с учетом мирового опыта, новых подходов в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией страны. Между тем в основе принятой в РА налоговой политики лежит навязанная западными странами монетаристская теория.

При этом с точки зрения оценки эффективности элементов налогового механизма отечественные исследователи заостряли внимание на изучении практических направлений совершенствования налоговой системы, и в редких случаях они обращались к теоретическим аспектам понятия «налог» и связанных с ним других понятий. Возможно, в этом кроется причина того, что национальное законодательство не содержит определений таких понятий, как «налогообложение», «налоговая система», «налоговый механизм», «функции налогов» ит. д. В налоговом законодательстве не дается также специально систематизированное разъяснение принципов налогообложения, хотя в отдельных статьях освещаются те или иные из них [5].

Осуществляемую в РА налоговую политику, в основу которой положена монетаристская теория (исключение государственного вмешательства в развитие экономики, низкая налоговая нагрузка в отношении корпораций и зажиточных слоев населения, применение минимальных налоговых льгот, преобладание прямых налогов) без учета специфических особенностей развития нашей страны (крайне низкий уровень доходов преобладающей части населения, высокий удельный вес безработицы, весьма ограниченные финансовые возможности хозяйствующих субъектов), нельзя считать эффективной. Необходимо учесть, что в схожих с нашей республикой условиях новых развивающихся стран с незрелой экономикой и наличием острых социальных проблем в процессе формирования государственных доходов

делать ставку на прямые виды налогов является нереальным. Следовательно, в результате глобализации сближение налогово-бюджетных, в частности, налоговых политик стран, находящихся в различных экономических и социальных ситуациях, экономически не оправдано. Особенно это касается слаборазвитых стран. Правительство РА должно по возможности защититься от давления международных организаций, которые вредны для страны.

С точки зрения повышения эффективности налоговой политики усиление роли прямых видов налогов увязывается с улучшением регулирующего их взимание законодательства, в частности с законами: «О налоге на прибыль» [6], «О подоходном налоге» [7]. По существу, до сегодняшнего дня, в соответствии с положениями новых теоретиков, предпринимательство стимулируется, через установление невысокой единой ставки — 20 %. Однако, как отмечается республиканскими предпринимателями, бурного инвестиционного роста при этом не наблюдается. Напротив, подобный подход является катастрофическим для малых и средних предприятий, так как повышение в отношении этих субъектов нагрузки по налогу на прибыль сокращает их и без того ограниченные инвестиционные возможности. Малые и средние предприятия особенно уязвимы в отношении любых колебаний экономических конъюнктур, и реализация подобной налоговой политики, особенно в кризисной и посткризисной ситуации, естественно, доводит их до грани банкротства.

Успех осуществления налоговой политики в любой стране преимущественно обусловлен следующими пятью факторами:

❖ правильным прогнозированием макроэкономического поведения во избежание возможных отрицательных последствий,

❖ правильной оценкой и прогнозом макроэкономической ситуации,

❖ соблюдением принципа достоверности макроэкономических показателей,

❖ осведомленностью о происходящих вне страны экономических событиях, например, о процессах экономической интеграции, которая в большой мере способствует объединению налоговых систем отдельных стран,

❖ политическими событиями, происходящими внутри страны и вне ее.

Руководствоваться при этом нужно следующим подходом: «нет политики

без экономики и нет экономики без политики».

Конечно, одновременный и оперативный расчет указанных пяти ориентиров налоговой политики является сложной задачей, в частности известно, что макроэкономические показатели становятся достоянием общества, как правило, спустя 4-6 месяцев после окончания финансового года. В связи с этим экономическая мысль и правительства стран по-разному решают этот спорный вопрос, ставя в основу проводимой налоговой политики существующие в мире в целях государственного регулирования экономики одну из двух основных теорий, или одно из их направлений, или их синтез. Конечно, при этом учитывается передовой накопленный опыт в этой области других стран, а также особенности и приоритеты экономического развития своего государства. В результате всего этого налоговая политика каждой страны проходит длительный путь формирования и подвергается многочисленным изменениям. Поэтому, насколько правильно сделан выбор теории государственного регулирования экономики в данной стране и четко сформулированы приоритеты и особенности развития экономики, настолько успешным можно считать реализуемую налоговую политику.

С этих позиций кратко представим существующие теории государственного регулирования экономики и их налоговые аспекты.

Налоговая политика является составной частью государственной экономической политики, которая в большой степени воздействует на экономические ситуации. Она значительно влияет на уровень занятости, уровень цен и т. д., что часто используется правительствами разных стран в целях воздействия на экономику и ее развитие в желаемом направлении. Однако в странах с переходной экономикой формирование налоговой системы и ее функционирование сталкивается с целым рядом задач и ограничений, которые в основном обусловлены специфическими особенностями переходного периода [8].

Следовательно, подытоживая результаты выполненного в рамках данной статьи анализа, приходим к выводу, что улучшение налоговой системы в основном рассматривается как изменение налоговых ставок, очень редко удостаиваются внимания задачи расширения базы налогообложения. С этих позиций в случаях обложения прямыми видами налогов необходимо переосмыслить рассмотрение налогообложения доходов от долевого участия, а также дивидендов в качестве снижающей доход статьи, поскольку в настоящее время в РА осуществлены довольно крупные инвестиции со стороны зарубежных организаций, которые также пользуются данной льготой и вывозят доли доходов, полученных из армянских источников, в свою страну. Для того чтобы полученные от выполненных инвестиций дивиденды снова служили нашей республике, необходимо производить уменьшение дивидендов, как в части налога на прибыль, так и в части подоходного налога, в таком размере, в каком они снова могут быть использованы в инвестиционных целях. Конечно, параллельно с этим нужно установить минимальную границу снижения дивидендов, которая, естественно, не будет облагаться налогом. Такая эффективная система применяется в развитых странах: в Российской Федерации, в Китае [9], и ее внедрение в РА будет содействовать повышению эффективности налоговой политики.

Литература

1. Арутюнян В. Бюджетная политика и проблемы ее совершенствования в РеспубликеАрмения. — Ер., Зангак-97, 2003. — С. 65-69 (наармянском).

2. СаксД., Ларрейн Б. Макроэкономика в глобальной экономике. — Ер., Экономист, 2002. — С. 230-237 (на армянском).

3. ЮткинаТ. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник — М.: Инфра-М, 1998. — С. 167-172.

4. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. — M.: ТК Велби, Изд-eo Проспект, 2004. — С. 486-491.

5. Арутюнян В. Налоговая политика и проблемы ее совершенствования в Республике Армения. — Ер., Зангак-97, 2003. — С. 170-177 (наармянском).

6. Закон Республики Армения «О подоходном налоге». Принят 27.12.1997.

7. Закон Республики Армения «О налоге на прибыль». Принят 30.09.1997.

8. Асатрян A. Г. Подходы оценки налоговых систем: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ереван, 2003. — С. 25.

9. James R. Hines. International Taxation. — EdwardElgar, 2007. — PP. 447-452.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.