Научная статья на тему 'Тенденции взаимовлияния теневых доходов и налоговой политики в Республике Армения'

Тенденции взаимовлияния теневых доходов и налоговой политики в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕТОД ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / МОНЕТАРНЫЙ МЕТОД / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / МСП / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ / МЕТОД ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ / ИТАЛЬЯНСКИЙ МЕТОД / МЕТОД РАСХОЖДЕНИЙ / БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД / ПРЯМОЙ МЕТОД / КОСВЕННЫЙ МЕТОД / МЕТОДЫ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ / ПРОЦЕДУРА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ / УМЕНИЕ УКЛОНИТЬСЯ ОТ НАЛОГОВ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / SHADOW ECONOMY / THE METHOD OF TECHNOLOGICAL FACTORS / MONEY SUPPLY / MONETARY METHOD / SMES / ITALIAN METHOD / DIRECT METHOD / INDIRECT METHOD / METHODS OF SPECIFIC INDICATORS / THE PROCEDURE OF ADMINISTRATION / THE BURDEN OF CORRUPTION / TAX RATE / GOVERNMENT EXPENDITURE / THE ECONOMIC DISTORTIONS / THE ABILITY TO EVADE TAXES / FISCAL POLICY / ECONOMIC PROCESSES / VOLUME OF PRODUCTION / PUBLIC FIGURES / THE COMMODITY FLOW METHOD / THE METHOD OF DISCREPANCIES / BALANCE SHEET LIABILITY METHOD / ECONOMIC ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Тигран Владимирович

Налогово-бюджетная политика вместе с понятием «финансы» со временем менялась, развивалась и пересматривалась. В свою очередь, дискреционная политика, в зависимости от того, желает ли государство сдерживать экономический рост или, наоборот, оживить экономическую жизнь страны, может быть сдерживающей и расширительной. Однако государство иногда проводит автоматическую фискальную политику, то есть косвенным путем оказывает свое влияние на экономическую жизнь страны, в основном с целью поддержания ее стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS IN THE INTERPLAY OF SHADOW ECONOMY WITH THE FISCAL POLICY IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Fiscal policy along with the concept of “finance” has been changed, developed and reconsidered over time. In its turn, the discretionary fiscal policy can be contractionary or expansionary depending on the fact whether the government wants to restrain the economy or, on the opposite, to stimulate it. However, sometimes the government implements the fiscal policy autonomously, i. e. indirectly affecting the growth of the economy mainly to make the economy stable.

Текст научной работы на тему «Тенденции взаимовлияния теневых доходов и налоговой политики в Республике Армения»

1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1 351.

2. Красинец Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в России // Народонаселение. — 1998. № 1. — С. 44.

3. Незаконные миграции в России. Открытые дискуссии // Информационный бюллетень. — MOM, 2001.

4. Незаконные миграции в России. Открытые дискуссии // Информационный бюллетень. — MOM, 2001, июль-август. — С. 3.

5. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. — М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования; Деловая литература, 2007.

6. Топилин А. В. Нелегальная миграция: масштабы и социально-экономические последствия // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы (материалы круглого стола) / Отв. ред. Б. А. Хейфец. — М.: РАН, 2005.

АРУТЮНЯН Т. В.

ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ И

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Налогово-бюджетная политика вместе с понятием «финансы» со временем менялась, развивалась и пересматривалась. В свою очередь, дискреционная политика, в зависимости от того, желает ли государство сдерживать экономический рост или, наоборот, оживить экономическую жизнь страны, может быть сдерживающей и расширительной. Однако государство иногда проводит автоматическую фискальную политику, то есть косвенным путем оказывает свое влияние на экономическую жизнь страны, в основном с целью поддержания ее стабильности.

АЯиТУЦЖШ Т. V.

THE TRENDS IN THE INTERPLAY OF SHADOW ECONOMY WITH THE FISCAL POLICY IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Fiscal policy along with the concept of "finance" has been changed, developed and reconsidered over time. In its turn, the discretionary fiscal policy can be contractionary or expansionary depending on the fact whether the government wants to restrain the economy or, on the opposite, to stimulate it. However, sometimes the government implements the fiscal policy autonomously, i. e. indirectly affecting the growth of the economy mainly to make the economy stable.

Ключевые слова: теневая экономика, метод технологических коэффициентов, денежная масса, монетарный метод, объем производства, МСП,

государственные деятели, метод товарных потоков, итальянский метод, метод расхождений, балансовый метод, прямой метод, косвенный метод, методы специфических индикаторов, процедура администрирования, коррупционная нагрузка, налоговая ставка, государственные расходы, экономические искажения, умение уклониться от налогов, хозяйствующие субъекты, фискальная политика, экономические процессы.

Keywords: shadow economy, the method of technological factors, the money supply, monetary method, the volume of production, SMEs, public figures, the commodity flow method, Italian method, the method of discrepancies, the balance sheet liability method, the direct method, the indirect method, methods of specific indicators, the procedure of administration, the burden of corruption, tax rate, government expenditure, the economic distortions, the ability to evade taxes, economic entities, fiscal policy, economic processes.

Эффективность налоговой политики можно охарактеризовать в первую очередь с позиций масштабов находящейся в центре экономических проблем теневой экономики. Основными характеристиками теневой экономики являются не только теневой оборот товарно-материальных ценностей, услуг и денежных средств, связанный с финансово-экономическими отношениями субъектов, действующих вне сферы налогообложения, но и искажение конкурентных и инвестиционных отношений.

Налогово-бюджетная политика наряду с понятием «финансы» с течением времени менялась, развивалась и пересматривалась. На сегодняшний день налогово-бюджетная политика охватывает централизованные финансы и состоит из относительно самостоятельных компонентов финансовой политики государства — налоговой политики и бюджетной политики, имеющих большое значение для экономической жизни страны. Формы этой политики свидетельствуют о факте разного рода воздействий на экономику (в зависимости от запрограммированных мероприятий государства). Государство ведет дискреционную фискальную политику, желая непосредственно воздействовать на экономические процессы.

В свою очередь, дискреционная фискальная политика, в зависимости от того обстоятельства, хочет ли государство сдерживать экономический рост или, наоборот, желает оживить экономическую жизнь страны, может быть сдерживающей или стимулирующей. Однако государство иногда проводит автоматическую фискальную политику, то есть косвенным путем оказывает свое влияние на экономическую жизнь страны, в основном с целью поддержания ее стабильности [1].

Экономическая сущность налоговой политики заключается в том, что государство с ее помощью собирает и распределяет необходимые денежные ресурсы, обеспечивая тем самым решение поставленных перед ним задач [2].

Вообще, существует МНОЖеСТВО различных подходов к

определению теневой экономики. Так, согласно одному из них, под теневой экономикой понимается не зафиксированный официальной статистикой национальный доход в денежном выражении, рассчитываемый как разница между находящимся в обороте «потенциальным» национальным доходом и фиксированным национальным доходом. Согласно другой трактовке, теневая экономика определяется также как законное или незаконное рыночное производство товаров и услуг, не включенных в расчеты ВВП. Эти определения незначительно отличаются друг от друга, однако смысл тот же — теневая экономика находится вне контроля государства.

Определить размеры теневой экономики в стране достаточно сложно. Несмотря на имеющиеся многочисленные методы учета и измерения теневой экономики, следует заметить, что рассчитанные любым методом ее масштабы являются недостоверными. Это неудивительно, поскольку рассчитываются результаты деятельности тех хозяйствующих субъектов, которые стремятся остаться незамеченными и незафиксированными.

Теневую экономику можно, в свою очередь, разделить на две большие группы:

❖ теневая экономика, обусловленная наличием коррупции и протекционизма в государственных органах власти;

❖ теневая экономика, обусловленная уклонением от уплаты налогов некоторыми «ловкими» хозяйствующими субъектами без дачи взяток налоговым органам.

Ущерб, причиненный теневой экономикой, не ограничивается лишь тем, что эти суммы не поступают в государственный бюджет и не расходуются в социальных целях или в целях повышения обороноспособности страны. Существует еще одна, не менее важная, задача, например искажение всех экономических процессов, что в долгосрочном периоде может привести к более неблагоприятным результатам, чем прямые потери при нынешней ситуации. Дело в том, что в экономике не все в одинаковой степени пользуются «привилегиями» уклонения от налогов, и тот, кому удается больше уклониться, оказывается в особо привилегированных позициях и начинает вытеснять других предпринимателей, захватив рынок [3].

Вероятно, так были сформированы многие крупные бизнесы, занимающие монопольные позиции в разных секторах экономики Армении. Если с помощью малых взяток многим удается воспользоваться возможностью не платить налоги, и здесь как бы «сформировалось равновесие», то задача существенно усложняется, когда в результате покровительства на высоком уровне некоторые предприниматели начинают занимать доминирующие позиции. Уклонение от уплаты налогов для успешного бизнесмена то же самое, что получить поддержку государства. Фактически получается, что государство «привилегированным» бизнесменам каждый год предоставляет определенную сумму, что способствует расширению их деятельности, и насколько существенно уклонение от налогов, настолько велика поддержка. Это называется «экономическими искажениями», поскольку предприниматели делятся на две группы: имеющих и не имеющих поддержку. Предприниматели, не получающие поддержки, отказываются от вложений, происходит отток капитала из страны, в результате чего экономика развивается неравноценно имеющемуся потенциалу.

Повышение налоговых ставок со стороны государства само по себе способствует уклонению от налоговых обязательств. Если налоги высокие, снижается также степень добросовестности гражданина, то есть те хозяйствующие субъекты, которые в условиях низких налогов добросовестно платили их, в случае повышения налоговой нагрузки предпочитают посредством уклонения от уплаты хотя бы частично облегчить бремя своих налоговых обязательств [4]. Повышение налоговой нагрузки может быть обусловлено несколькими факторами, в частности, повышением налоговых ставок. Согласно рассуждениям Артура Лаффера, при повышении налоговой ставки налоговые доходы сначала увеличиваются, а затем, начиная с какой-то точки, уменьшаются: слишком высокие ставки сдерживают экономический рост (сокращаются сбережения, вложения, потребление), следовательно,

сокращается налоговая база. Это значит, что даже в случае повышения налоговых ставок сумма налогов уменьшается. Основная задача заключается в том, что в действительности трудно выяснить, на какой стороне кривой Лаффера находится экономика. Кроме того, влияние налогов на экономику зависит также от чувствительности последней к изменению налоговых ставок [5]. Так, например, трудно однозначно утверждать, что в результате снижения ставок подоходного налога люди начнут работать больше, а не предпочтут больше отдыхать, поскольку в этом случае, работая меньше, можно получить тот же располагаемый доход.

Деятельности теневого сектора способствует не только высокий уровень налоговых ставок, но и наличие атмосферы общей налоговой недисциплинированности в стране. При эффективном налоговом администрировании, в условиях высоких штрафов за уклонение от налоговых платежей высокие пороговые значения налоговых ставок могут и не способствовать увеличению объемов теневой деятельности, то есть можно предположить, что недостаточный уровень налогового администрирования и неэффективное управление государственными расходами являются стимулом для теневизации экономики.

М. Фридман и С. Джонсон путем сравнительного анализа стран пришли к тому заключению, что не высокие ставки влияют на размер теневой экономики, а применение неэффективной налоговой системы и дискреционного регулирования со стороны государства. Высокие налоговые ставки могут привести и к более низкому уровню теневой экономики. По их мнению, организации переходят в «тень» не из-за уклонения от налогов, а из-за коррупции и бюрократии. Однако в заключении авторы указывают, что этот результат анализа не такой уж надежный, поскольку при применении различных ставок полученные результаты не всегда статистически значимы [6].

За рубежом существует множество различных методов измерения масштабов теневой экономики, которые условно можно объединить в пять групп [7]:

1. Методы специфических индикаторов теневой экономики связаны с использованием какого-либо одного показателя, отражающего уровень теневой экономики. Он получается прямым и косвенным методами.

Прямые методы, которые иначе называются микрометодами, предполагают применение информации, полученной путем опросов, проверок и их анализа, для выявления отдельных групп налогоплательщиков, оценки расхождений между их доходами и расходами, а также выявления отдельных секторов теневой экономики.

Косвенные методы, основанные в основном на анализе макроэкономических показателей, позволяют соответствующим органам национальной статистической службы оценить уровень доходов, полученных в реальном секторе экономики, а также величины их возможных расхождений. Иными словами, косвенными называются методы, включающие в себя метод расхождений, метод по показателю занятости и монетарные методы.

2. Метод расхождений, или балансовый метод, основан на сопоставлении взаимосвязанных показателей, характеризующих с разных точек зрения масштабы теневой экономики. Несоответствие количественных характеристик данных показателей с реальными уровнями позволяет выдвигать гипотезы о причинах расхождений и поиске путей для устранения данных искажений или их поправок. Причем качество результатов, получаемых при применении балансового метода, тем выше, чем большее число взаимоувязанных

параметров сопоставляется между собой. Данный метод успешно применяется при оценке макроэкономических показателей, построении национальных счетов и межотраслевого баланса, баланса доходов и расходов населения, и в случаях учета. Кроме того, с помощью балансового метода рассчитываются показатель скрытой зарплаты и размер теневых доходов, которые определяются как стоимость предоставляемых услуг посреднических организаций.

3. К числу методов расхождений принадлежит так называемый метод товарных потоков. Применение данного метода, который довольно широко используется в странах Евросоюза, при статистических сопоставлениях и оценках считается признаком высокой статистической культуры. Смысл указанного метода заключается в том, что товарный поток, то есть движение стоимости, формирующейся в процессе перехода от этапа производства к этапу использования, строится не для макроэкономических показателей, а для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Иными словами, цель практического применения метода товарных потоков — не построение специфической балансовой модели, а обнаружение слабых мест в имеющейся информационной базе. Так, например, если расходы необходимых экономических ресурсов на производство продукции в денежном выражении меньше, чем затраты на импорт данной продукции, или если затраты на конечное или промежуточное производство меньше суммарных расходов на накопление и экспорт, то необходимо определить имеющуюся информацию относительно производства или импорта, которая позволит выявить возможные искажения или размеры теневых доходов в процессе их оценки. Из этого следует, что экономическое содержание метода «товарных потоков» очень простое, но его практическое применение сложно или почти невозможно.

4. Среди косвенных методов следует выделить так называемый итальянский метод, основанный на расчетных показателях занятости. Данный метод, разработанный и довольно долго применяемый Итальянским институтом статистики, считается наиболее известным в вопросах определения масштабов теневой экономики. При использовании данного метода, по мнению исследователей, экономистов и в целом государственных деятелей, очень трудно собрать достоверные данные о производстве, особенно о производстве в малом бизнесе и сфере услуг. Одна из причин этого, заметим, сознательное занижение показателей бизнес-деятельности с целью уклонения от налоговых обязательств. Отсюда неполноценные контакты хозяйствующих субъектов с национальной статистической службой, особенно когда малые и средние предприятия должны встать на налоговый учет в целях проведения контроля над их деятельностью и ее результатами. Кроме того, для итальянской экономики типично наличие большого количества малых предприятий, в связи с чем необходимым становится изучение затрат рабочей силы сотрудниками Итальянского института статистики. Иными словами, первичные данные получаются не из вопросников, возвращаемых компаниями, а из данных обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки, и отдельные эксперты опрашивают членов домашних хозяйств о количестве отработанных ими часов при развертывании предпринимательской деятельности в той или иной отрасли. Одновременно учитываются любые затраты рабочего времени на крупных и мелких предприятиях [8]. Полученная информация затем обрабатывается и распространяется на генеральную совокупность. Иными словами, основной подход к оценке теневой экономики заключается в том, что полученные данные о рабочих местах сопоставляются с соответствующими данными юридических

и налоговых органов, а также органов социального обеспечения с учетом экономической деятельности и территориальной классификации, после чего проводится пересчет работающих в рамках оценки полной, частичной или дополнительной занятости. Полученные единицы труда и выработка на одного работающего используются для расчета выпуска и добавленной стоимости, позволяя скорректировать объем производства, недоучтенный предпринимателями.

5. Монетарный метод основан на предположении, что теневые сделки совершаются в основном с использованием наличных денежных средств. Так, результаты проведенного в России в 1994 г. анализа показали, что темп роста количества наличных денежных средств существенно превышал рост денежной массы. Если объем денежной массы в течение 1993 г. вырос в 5,1 раза, то количество наличных денежных средств за этот же период выросло в 7,9 раз [9]. Более того, по данным Центрального Банка РФ, на 1 января 1994 г. на территории страны в обращении было 13,3 трлн руб., а согласно данным национальной статистической службы, на эту же дату на руках у населения находилось 7,8 трлн. руб. Разница между денежной массой и наличным рублем составляла 5,5 трлн. руб. [10] Эта разница и представляет собой оборотные средства юридических лиц, не находящиеся на их банковских счетах. Очевидно, 2/3 наличных денег практически пребывает вне контроля государственных органов [11], что и составляет объем теневых доходов. Не случайно многие российские финансисты, экономисты, исследователи, разработчики, политики обратили особое внимание на результаты анализа 1993 г., так как за этот период уровень не контролируемого государством оборота денежной массы по сравнению с предшествующим 1992 годом вырос почти в два раза, и тем самым масштабы теневой деятельности также увеличились в два раза. Подобные расчеты нетрудно сделать и по другим годовым периодам и странам, и они однозначно подтвердят факт увеличения масштабов теневой экономики и ее доли в ВВП.

Широко распространенным методом измерения масштабов теневой экономики почти во всех странах мира является метод технологических коэффициентов. Данный метод представляет собой способ определения динамичного развития производства на основе наблюдения за производством в целом и потреблением электроэнергии, перевозками грузов и величинами других косвенных показателей. Метод технологических коэффициентов, можно сказать, является одним из простейших методов измерения теневой экономики. Этот метод, предназначенный для сопоставления официальных данных с результатами анализа, в ряде случаев обеспечивает хорошие результаты. Однако необходимые условия его применения — высокий уровень развития инфраструктуры рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены являются регулируемыми и не отражают действительной стоимости энергии, или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных льгот, то динамика потребления электроэнергии значительно отличается от динамики объема производства. То же самое относится и к грузовым перевозкам. Поэтому метод технологических коэффициентов особенно неприемлем для стран СНГ. В этом смысле в странах СНГ для измерения масштабов теневой экономики наиболее приемлем метод косвенных индикаторов. Его можно применить в том случае, если связь между рассматриваемым показателем и имеющейся косвенной информацией легко определима. Однако между рассчитываемым показателем и косвенным

индикатором может не существовать функциональной связи. В этом случае следует выявить статистическую взаимосвязь путем построения математических моделей. Примером этого метода может служить информация о динамике продаж строительных материалов для определения динамики индивидуального строительства с целью последующего сравнения ее с официальным данными.

Кроме методов специфических индикаторов для оценки масштабов теневой экономики используют еще три метода:

1. Метод мягкого моделирования связан с совокупностью факторов, определяющих теневую экономику и направленных на расчет ее относительных объемов.

2. Структурный метод оценки теневой экономики основан на использовании информации о ее доле в различных секторах экономики.

3. Смешанные методы предполагают использование метода скрытых переменных, а также комплекса различных методов с целью выявления теневой экономической деятельности и оценки ее масштабов. Суть метода скрытых переменных состоит в разработке модели, учитывающей как многочисленные факторы, влияющие на состояние теневой экономики (детерминанты), так и индикаторы теневой экономики.

Оценка масштабов теневой экономики в различных странах осуществляется с использованием представленных нами различных методов измерения.

Таким образом, по результатам анализа можно заключить, что прямые методы оценки теневой экономики дают достоверные, но в некоторой степени заниженные или не декларированные результаты. Их основные недостатки — сложность сбора данных и преднамеренное искажение информации, получаемой в ходе опросов населения.

Косвенных методов оценки теневой экономической деятельности существует много и они весьма разнообразны. Часть их, особенно монетарные, могут применяться при полном развитии денежных отношений и финансового посредничества. Кроме того, предположения, лежащие в основе монетарных методов, в определенной мере носят условный характер.

Литература

1. Арутюнян В. Налоговая политика и проблемы ее совершенствования в Республике Армения. — Ереван, 2003. — С. 69-72 (наармянском).

2. Тунян Б. Влияние теневой экономики на экономическую систему // Экономика. Теоретический и научно-практический журнал. — Ереван, 2000. — С. 48-55 (на армянском).

3. Nogaideli Z. How to Reform? — Reformer's Club, Washington, DC, April 13, 2007. — P. 64.

4. Давоян С., Маркосян А., Саргсян Б. Реформы в странах с переходной экономикой. — Ереван, ТигранМец, 2003. — С. 514-519 (на армянском).

5. Pashev K. Corruption and Tax Compliance. Challenges to Tax Policy and Administration. — P. 119.

6. Friedman, Johnson. Tax Income Structure in Developed Countries // The Economist Journal. — 1999-2006. — No. 14, 18, 21-24. — P. 16, p. 19, pp. 22-24.

7. Tanzi V., Zee H.Enhancing the role of taxes. — May 2001. — P. 112.

8. Beach W. Why Taxes Affect Economic Growth? — Heritage Foundation, 1998. — P. 116.

9. Мартынов А. С., АртюховВ. В., ВиноградовВ. Б. Спад производства и теневой сектор. — 1998. — С. 3-5.

10. Мартынов А. С., АртюховВ. В., ВиноградовВ. Б. Спад производства и теневой сектор. — 1998. — С. 9-12.

11. [Электронныйресурс] — URL: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra37b.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.