Научная статья на тему 'Совершенствование государственного механизма стимулирования экономического роста в республике Таджикистан'

Совершенствование государственного механизма стимулирования экономического роста в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Таджикистан / экономический рост / стимулирование / денежно-кредитная политика / Налоговый кодекс / инвестиции / ВВП / Национальный банк / Tajikistan Republic / economy growth / stimulation / monetary-crediting system / tax code / investitures / GDP / National Bank

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегов Дилшод Мирзомуродович

В статье рассматриваются монетарные и фискальные механизмы стимулирования экономического роста в условиях переходной экономики Республики Таджикистан. Через призму эмпирического анализа состояния денежно-кредитной и фискальной политики предложены основные направления их совершенствования как основополагающих опосредованных факторов обеспечения экономического роста. В рамках разработанной концепции предлагается предоставление коммерческим банкам кредитов по ставкам рефинансирования и снизить критическую зависимость экономики от иностранной валюты. В плане совершенствования фискальных механизмов предлагается расширить налогооблагаемую базу по прямым налогам. Предложены меры по совершенствованию государственных механизмов стимулирования экономического роста в условиях Республики Таджикистан, позволяющие создать условия для последующего экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF STATE MECHANISM OF ECONOMY GROWTH STIMULATION IN TAJIKISTAN REPUBLIC

The article dwells on monetary and fiscal mechanisms of economy growth stimulation under the conditions of transitive economy in Tajikistan. Through the prism of empiric analysis of the state of monetary-crediting and fiscal politics principal trends of their perfection are suggested; the latters being looked upon as fundamental mediatorial factors ensuring economy growth. In the frames of the elaborated conception it is suggested that commercial banks should be given credits according to refinanced tariffs and critical dependence of economy on foreign currency were reduced. In the plane of fiscal mechanisms improvement the author moves a proposal to enlarge a tax imposed base concerned with direct taxes. Measures aimed at a perfection of state mechanisms of stimulation of economy growth in the surroundings of Tajikistan Republic are envisaged, they will afford to create conditions for a consequent economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного механизма стимулирования экономического роста в республике Таджикистан»

УДК: Тадж:33+336+339 ББК 65.262.222-962*65

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН PERFECTION OF STATE MECHANISM OF ECONOMY GROWTH STIMULATION IN TAJIKISTAN REPUBLIC

Бегов Дилшод Мирзомуродович,

старший преподаватель кафедры внешнеэкономической деятельности Технологического университета Таджикистана (Таджикистан, Душанбе)

Begov Dilshod Mirzomurodovich,

senior lecturer of the department of outward economy activity of the Technological University of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe) E- MAIL: [email protected]

Ключевые слова: Республика Таджикистан, экономический рост, стимулирование, денежно-кредитная политика, Налоговый кодекс, инвестиции, ВВП, Национальный банк

В статье рассматриваются монетарные и фискальные механизмы стимулирования экономического роста в условиях переходной экономики Республики Таджикистан. Через призму эмпирического анализа состояния денежно-кредитной и фискальной политики предложены основные направления их совершенствования как основополагающих опосредованных факторов обеспечения экономического роста. В рамках разработанной концепции предлагается предоставление коммерческим банкам кредитов по ставкам рефинансирования и снизить критическую зависимость экономики от иностранной валюты. В плане совершенствования фискальных механизмов предлагается расширить налогооблагаемую базу по прямым налогам. Предложены меры по совершенствованию государственных механизмов стимулирования экономического роста в условиях Республики Таджикистан, позволяющие создать условия для последующего экономического развития страны.

Key words: Tajikistan Republic, economy growth, stimulation, monetary-crediting system, tax code, investitures, GDP, National Bank

The article dwells on monetary and fiscal mechanisms of economy growth stimulation under the conditions of transitive economy in Tajikistan. Through the prism of empiric analysis of the state of monetary-crediting and fiscal politics principal trends of their perfection are suggested; the latters being looked upon as fundamental mediatorial factors ensuring economy growth. In the frames of the elaborated conception it is suggested that commercial banks should be given credits according to refinanced tariffs and critical dependence of economy on foreign currency were reduced. In the plane of fiscal mechanisms improvement the author moves a proposal to enlarge a tax imposed base concerned with direct taxes.

Measures aimed at a perfection of state mechanisms of stimulation of economy growth in the surroundings of Tajikistan Republic are envisaged, they will afford to create conditions for a consequent economic development of the country.

Стимулирование экономического роста любого типа предусматривает гармонизированные действия экономических и политических факторов, призванных создать приемлемые условия для воспроизводства в рамках национальной экономики.

Общеизвестными факторами, обеспечивающими экономический рост, являются инвестиции, результаты научно-технического прогресса, полная занятость экономически активного населения, существование и использование природных ресурсов и т.п. Отмеченные факторы экономического роста согласно их возможностям, заложенным в их природе, должны способствовать количественному возрастанию и качественному совершенствованию средств производства и их производительности.

Тем не менее, для полного и наиболее качественного использования отмеченных ресурсов экономического роста необходимы определенные условия, связанные прежде всего с совершенствованием экономических отношений. В этом аспекте механизмы государственного регулирования экономического роста имеют приоритетное значение. Экономическая наука в качестве государственных механизмов регулирования экономического роста в основном рассматривает реализуемую экономическую политику.

Данный тезис подтверждается тем, что через призму реализации экономической политики правительство способно создавать условия для наиболее эффективного использования находящихся в наличии резервов и ресурсов экономического роста. В этом контексте особое значение имеет реализуемая государством стабилизационная экономическая политика. Посредством механизмов монетарной и фискальной политики государство способно стимулировать или, наоборот, сдерживать темпы экономического роста.

В обоих случаях механизмы стабилизационной экономической политики имеют цель поддерживать экономическую конъюнктуру в стабильном состоянии. Имея это в виду, в экономической литературе факторы и резервы экономического роста подразделяются на прямые и косвенные. Стабилизационная экономическая политика, направленная на поддержание темпов экономического роста, может реализовываться через осуществление монетарной и фискальной политики. Такой подход обусловлен тем положением, что условия и возможности банковской системы по кредитованию различных отраслей экономики непосредственным образом зависят от типа проводимой монетарной политики.

Говоря иначе, инструменты денежно-кредитной политики по своей природе представляют собой опосредованный фактор обеспечения экономического роста и поддержания его темпов на достаточно разумном уровне.

Влияние инструментов денежно-кредитной политики на процесс обеспечения и поддержания темпов экономического роста происходит под воздействием трансмиссионного механизма. Известно, что изменения на денежном рынке посредством отмеченного механизма приводят к изменениям в реальном секторе экономики, который в свою очередь является стержнем достижения экономического роста. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики действует по логической цепочке. Изменения параметров инструментов денежно-кредитной политики опосредованно, через

определенный временной лаг приводят к изменению денежной массы в обращении, процентных ставок по кредитам, курса валюты и т.п. В свою очередь эти изменения оказывают влияние на величину составных элементов совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции и чистый экспорт), в конце концов отмеченные изменения оказывают влияние на объемы производства реального сектора.

В условиях Республики Таджикистан стимулирование экономического роста с помощью инструментов денежно-кредитной политики с самого начала реализации программы экономических реформ столкнулось с объективно обусловленными особенностями. Прежде всего такая особенность была связана с отсутствием в стране собственной национальной валюты (только с середины 1995 г. в республике была выпущена в обращение национальная валюта). Именно в этот период в стране наблюдалось падение объемов ВВП, высокие темпы инфляции, увеличивающееся количество безработных и другие параметры трансформационного кризиса. Обращение в стране иностранной валюты неизбежно привело к осуществлению мероприятий зависимой денежно-кредитной политики, что оказывало влияние на процессы экономического роста.

Отрадно отметить, что благодаря усилиям президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона было принято решение о введении в обращение первой национальной денежной единицы в новейшей истории страны. В целях укрепления национального суверенитета в 2000 г. в республике была введена в обращение новая денежная единица - сомони.

Однако следует отметить, что введение в обращение новой денежной единицы проходило под пристальным наблюдением МВФ, и несмотря на некоторые положительные результаты, реализация денежно-кредитной политики стала осуществляться по сценарию международных финансовых институтов.

Нескоординированность реализуемой денежно-кредитной политики с целями экономического развития Республики Таджикистан накладывает свой отпечаток на динамику макроэкономических показателей (стабильность уровня цен, наращивание инвестиционных ресурсов, увеличение уровня занятости экономически активного населения и т.п.). Такая ситуация усугубляется еще и тем положением, что субъекты хозяйствования потеряли доверие к банковской системе, в связи с чем объемы депозитов в национальной денежной единице в общем объеме депозитов составляют не более 30%, а выданные кредиты за последние годы не превышают 40,5%. (таблица 1).

Таблица 1. Соотношение депозитов и кредитов в национальной и в

Показатели Годы

2009 2010 2011 2012

Депозиты в национальной валюте 28,2 29,7 25,4 26,3

Депозиты в иностранной валюте 71,8 70,3 74,6 73,7

Кредиты в национальной валюте 70,4 51,5 44,5 40,5

Кредиты в иностранной валюте 29,6 48,9 55,5 59,5

Составлено по данным: Банковский статистический бюллетень//№9 (21 8).-2013.-С.

40, 45, 46.

Согласно рекомендациям международных денежных институтов НБТ не кредитует банки второго уровня по установленным ставкам рефинансирования. В результате таких действий НБТ и нейтральности использования инструментов денежно-кредитной политики экономика нашей страны характеризуется как демонетизированная (таблица 2).

Таблица 2. Изменение степени монетизации экономики Республики _Таджикистан (в% к ВВП)

Показатели Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Уровень монетизации (М2/ВВП) 9,3 11,0 11,0 11,0 12,6 13,0 14,5 13,9 13,9

Рассчитано по: Банковский статистический бюллетень // № 2. 2014. - С. 21. Официальное

издание НБТ/ Таджикистан в цифрах, 2013.

Данные таблицы 2 показывают, что монетизация экономики Таджикистана, хотя и имеет некоторую тенденцию к увеличению, но все же остается на очень низком уровне. Теоретические основы и закон денежного обращения гласят, что увеличение валового внутреннего продукта обязательно должно сопровождаться повышением уровня монетизации. Несмотря на такие теоретические тезисы, которые апробированы во всех цивилизованных экономических системах, уровень монетизации в РТ в целом не соответствует тенденциям прироста ВВП республики.

Степень монетизации экономики ниже 50% обычно классифицируется как денежная недостаточность. В условиях Республики Таджикистан столь низкий уровень монетизации экономики является прямым следствием действий Национального банка Таджикистана, который не прикладывает усилий для денежной экспансии в целях удержания темпов инфляции и обесценения национальной валюты. Теория и практика реализации денежно-кредитной политики в наиболее развитых странах с цивилизованными основами рыночной экономики показывают, что при умеренном увеличении денежной массы путем политики экспансии, возможности хозяйствующих субъектов для получения кредитных ресурсов расширяются и одновременно в экономике создается более благоприятная атмосфера для наращивания инвестиционных ресурсов. В условиях недостаточной денежной массы в экономике появляются неустойчивые тенденции, выражающиеся прежде всего в ажиотажном денежном спросе и нестабильности деловой активности. Отсюда следует, что недостаточная денежная масса выступает сдерживающим фактором для роста экономики. Мы солидарны с учеными, которые утверждают, что в связи с недостаточностью денежной массы в экономике Республики Таджикистан в начальный момент осуществления программы рыночных преобразований, несмотря на обеспеченность основными производственными фондами, из-за отсутствия оборотных средств на приобретение производственных ресурсов предприятия оказались неспособными возобновить свою деятельность. В результате производственный персонал этих производственных объединений пополнил ряды безработных (2).

Критически низкое значение степени монетизации экономики Республики Таджикистан за весь рассматриваемый период оказало негативное влияние на банковское кредитование предприятий национальной экономики. Анализ изменений удельного веса выданных банковских кредитов к общему объему ВВП показывает, что

даже с эмиссией национальной валюты после 1995 года его значение все еще остается на достаточно низком уровне (рис. 1).

Сопоставление отмеченного показателя с показателями других стран показывает, что его значение превышает показатель Республики Таджикистан в несколько раз. Так, в развитых странах отношение банковского кредита к объему ВВП составляет в среднем 140,4%. В развивающихся странах, где темпы экономического роста - 6-8%, доля банковского кредита составляет около 52,9% от ВВП (2).

20,0'"1« 1

15,Oí-i

1 СНГ' .:. 7 . 5,0%

0,0'"- о

i : .»ч ь

7.44-Ь 7,3

7,7? о

0.1%

|,„ ¿,6% 3.3% ¿.5% 3.3% I ■ I I I I I ■ . ................

1995 1996 1997 199S 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 200~ 200S 2009 2010 2011 2012

■I Удельный и ее банковских кредитив пи oí ношению к объему ВВП

Рис. 1. Изменение удельного веса банковских кредитов к объему ВВП соответствующих лет. Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости: статистический ежегодник. - Душанбе, 2011/ Таджикистан в цифрах, 2013.

Приведенные официальные статистические данные показывают, что с 1995 по 2012 гг. доля банковских кредитов в объеме ВВП не превышала 18,6%.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно отметить, что в целях совершенствования государственного механизма стимулирования экономического роста в аспекте реализации денежно-кредитной политики представляется необходимым осуществление ряда мероприятий. Во-первых, Национальному банку Таджикистана следует расширить кредитные возможности коммерческих банков посредством предоставления им кредитов по учетной ставке процента. При этом следует контролировать использование выданных средств, чтобы они направлялись на развитие реального сектора экономики, а не на осуществление микрокредитной деятельности. Во-вторых, необходимо устранить критическую зависимость экономики от обращения иностранной валюты (особенно доллара США) и поощрять кредитно-депозитные операции в национальной валюте. Полагаем, что отмеченные мероприятия во многом будут способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики как основополагающего государственного механизма стимулирования экономического роста.

Другим способом реализации государственного механизма стимулирования экономического роста является использование механизмов фискальной политики. Последнее в свою очередь осуществляется преимущественно посредством налоговой системы и расходов государства.

Заметим, что обеспечение экономического роста неизбежно связано с налоговыми отношениями и направлением государственных расходов. Оба этих механизма обладают мультипликативным эффектом. Однако мультипликативный эффект от государственных

расходов и налогов действует в противоположных направлениях. Если государственные расходы обладают увеличивающим эффектом национального дохода, то налоги обладают сдерживающим эффектом роста национального дохода. Поэтому анализ влияния фискальной политики на процесс экономического роста осуществляется в рамках действующей налоговой системы и состояния государственного бюджета соответственно. Во все времена проблема налогов и налогового регулирования относилась к наиболее противоречивым и сложным вопросам функционирования экономических систем. По своей природе налоги призваны обеспечить доходы государства и вместе с тем должны стимулировать рост экономики. На самом деле такая широкая и на первый взгляд не очень сложная функция налогов, которая кажется весьма примитивной, сталкивается с дилеммой между необходимостью аккумулирования денежных средств в государственный бюджет и созданием стимулов для дальнейшего развития отраслей народного хозяйства. И. Аминов и Х.И. Аминов отмечают, что, «постепенно снижая налоги, соответственно нужно уменьшить теневую экономику, увеличить количество налогоплательщиков. После такой реформы - ликвидации теневой экономики и уклонения от налогов - малый и средний бизнес будет работать стабильно, да и государственный бюджет пополнится достаточными денежными средствами» (1, с. 60). Исследуя эту проблему, Х.С. Бабаев пишет, что «налог является основным источником обогащения бюджета; снижение налоговых ставок приводит в переходной экономике к дисбалансу социального и экономического развития» (2, с.120).

В связи с этим необходимо определить границу между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Посредством налогов можно поддерживать рост деловой активности, но можно и сдерживать этот процесс. Поэтому проблема налогов и налогообложения занимает центральную позицию в системе механизмов стимулирования экономического роста.

Теория и практика налогообложения свидетельствуют, что с обложением у хозяйствующих субъектов 30-40% дохода возникает пороговый уровень, который приводит к сокращению нормы накопления и, соответственно, объемов инвестиций для обеспечения экономического роста. В экономической науке и практике бытует мнение, согласно которому высокое значение налогов дает лишь краткосрочный эффект, а долгосрочное использование высоких налогов приводит к деградации реального сектора экономики. Поэтому большинство экономистов придерживаются мнения о том, что низкие налоги, способствуя росту производства, постепенно будут компенсировать сокращение налоговых поступлений. Этот эффект будет происходить в связи с расширением налоговой базы. Поэтому положительный эффект от реализации фискальной политики будет достигнут в том случае, если используемые налоговые ставки будут гармонизированы с целенаправленными государственными расходами.

В Республике Таджикистан, согласно новой редакции Налогового кодекса, который действует с 1 января 2013 г., по ставкам основных видов налогов существенных изменений не произошло. Интересными с точки зрения стимулирования экономического роста в Налоговом кодексе Республики Таджикистан представляются предусмотренные льготы по налогу на прибыль.

Согласно статье 109 действующего Налогового кодекса, ставка налога на прибыль для деятельности по производству товаров предусматривается 15%, но не менее 1 процента

валового дохода с 1-го января 2013 г; с 1-го января 2015 г. - 14%, но не менее 1 процента валового дохода; с 1-го января 2017 г. - 13%, но не менее 1 процента валового дохода. При этом для других видов деятельности предусмотрены 25% налогообложения с 1-го января 2013 г., с 1-го января 2015 года - 24%; с 1-го января 2017 года - 23% (3, с. 100-101). При этом в новой редакции Налогового кодекса предусмотрены также определенные льготы по освобождению от уплаты налога на прибыль. Так, согласно статье 110 настоящего кодекса, предусматриваются следующие льготы по освобождению от налога на прибыль: новые предприятия по производству товаров начиная с даты первоначальной государственной регистрации, при внесении их учредителями в уставной фонд таких предприятий в течение 12 календарных месяцев после даты государственной регистрации нижеследующих объемов инвестиций сроком на:

а) 2 года, если объем инвестиций составляет сумму свыше 200 тыс. долларов США и до 500 тыс. долларов США;

б) 3 года, если объем инвестиций составляет сумму свыше 500 тыс. долларов США и до 2 млн. долларов США;

в) 4 года, если объем инвестиций составляет сумму свыше 2 млн. и до 5 млн. долларов США;

г) 5 лет, если объем инвестиций превышает 5 млн. долларов США (3, с. 101-102).

Другим немаловажным моментом Налогового кодекса является специфичность

использования косвенного налогообложения в Республике Таджикистан. Согласно действующему Налоговому кодексу, ставка косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость (НДС), все еще находится на очень высоком уровне (18%). Такой подход к реализации бюджетной и налоговой политики посредством высоких ставок косвенных налогов накладывает отпечаток на формирование доходов государственного бюджета (таблица 3).

Таблица 3. Соотношение прямых и косвенных налогов и неналоговых поступлений в _государственный бюджет Республики Таджикистан

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Косвенные налоги 43,5 45,3 37,3 41,9 56,2 54,6 65

Прямые налоги 48,7 48,6 50,3 52,2 34 34,3 22,7

Неналоговые поступления 7,8 6,1 12,4 5,9 9,8 11,9 12,3

Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе,

2014. -С. 439-451.

Из таблицы 3 видно, что в республике удельный вес косвенных налогов в общем доходе государственного бюджета имеет тенденцию к росту и находится на достаточно высоком уровне. Следует отметить, что данное обстоятельство является неким закономерным явлением в переходной экономике за счет преодоления последствий трансформационного спада.

Ставки по косвенным налогам, предусмотренные в новой редакции Налогового кодекса, в условиях преодоления последствий трансформационного спада выступают в качестве дополнительного бремени для товаропроизводителей и других субъектов хозяйствования. Кроме того, некоторые виды налогов в республике применяются без учета

специфических условий национальной экономики. Например, НДС взимается со всех товаропроизводителей в размере 18%, что во многом влияет на механизм ценообразования. Следует заметить, что НДС в развитых странах используется преимущественно в целях ограничения чрезмерной экономической активности. Вместе с тем, во многих странах ставки НДС устанавливаются дифференцированно. Например, в Германии ставка НДС колеблется от 7 до 14%, в Англии - до 17,5%, в Испании - от 4 до 21%, и т.д.

Если исходить из того, что центральной задачей национальной экономики Республики Таджикистан на данном этапе развития является стимулирование экономического роста, то необходимым условием выступает совершенствование ценообразующих налогов. Другими словами, экономике республики необходимо опираться преимущественно на прямое налогообложение. При этом также следует принять во внимание специфические условия национальной экономики. Обременительность изъятия 25% прибыли у предпринимателей республики характеризуется тем, что для товаропроизводителей Таджикистана усложнена возможность получения на приемлемых условиях банковского кредита, имеется множество сложностей с реализацией произведенной продукции, транспортировкой сырья и материалов, технической оснащенностью производства, а государственные органы, несмотря на все это, директивным образом вмешиваются в их хозяйственную деятельность.

Тем не менее, несмотря на высокие ставки налогов, обобщенный показатель демонстрирующей роли налогов в экономическом развитии, налогоемкость ВВП в Республике Таджикистан находится на низком уровне по сравнению с другими странами.

Таблица 4. Динамика налогоемкости ВВП в Республике Таджикистан

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Налогоемкость ВВП (объем налоговых поступлений по отношению к ВВП, в %) 15,1 11,52 9,7 9,7 10,9 11,0 11,5

Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе,

2014. -С. 439-451.

Данные таблицы 4 демонстрируют, что налогоемкость ВВП республики после обеспечения восстановительного экономического роста, хотя и имеет некоторую тенденцию к росту, в то же время остается намного ниже, чем в других странах. К примеру, налогоемкость ВВП в Швеции составляет 55,3%, в Дании -52,1%, во Франции -44,4%, в Германии - 37,4%, в Великобритании -37,3%, в Италии -37,1%, в Канаде -34,0%, в Японии - 31,3%, в США -29,8% и т.д (4, с. 45).

По этим показателям можно судить, что в этих странах государство посредством бюджетно-налоговой политики осуществляет перераспределение весомой части ВВП. Вместе с тем, высокий уровень налогоемкости ВВП может свидетельствовать о расширяющейся налоговой базе, что является прямым показателем расширения масштабов производства.

Проанализировав экономику своего времени, А.Смит указал на то, что «от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с

которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большой легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством» (5, с. 371).

Анализ связи между экономическим ростом и налогами в 20 странах в период 70-х годов свидетельствует о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились почти в десять раз по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения (6, с. 132-138). Это еще раз доказывает факт того, что использование высоких налогов ограничивает возможности инвестиционной сферы и сокращает масштабы производства. Конечным проявлением использования высоких налогов выступает увеличение числа незанятого экономически активного населения и стагнация производственных единиц, что оказывает негативное воздейстие на качество и масштабы экономического роста.

Тем не менее, использование низких ставок налогов тоже имеет негативные проявления, отражающиеся на исполнении требований государственного бюджета и нормальном функционировании социальной сферы. Поэтому в каждой стране немало усилий направляется на оптимизацию налоговых ставок. Другими словами, оптимальная ставка налогов представляет собой механизм, который обеспечивает сбалансированность интересов. С одной стороны, она служит базовой предпосылкой пополнения государственного бюджета, а с другой стороны - выступает в качестве механизма стимулирования экономического роста. В условиях Республики Таджикистан, когда наблюдается высокая степень циклической безработицы, жесткое ограничение инвестиционных возможностей и есть необходимость в технической модернизации отраслей экономики, определение оптимального налогообложения является принципиальной задачей.

Таким образом, обобщая анализ государственных механизмов стимулирования экономического роста, можно отметить следующее.

• Во-первых, Национальному банку Таджикистана следует расширить кредитные возможности коммерческих банков посредством предоставления им кредитов по учетной ставке процента. При этом следует контролировать использование выданных средств, чтобы они направлялись на развитие реального сектора экономики, а не для осуществления микрокредитной деятельности.

• Во-вторых, необходимо устранить критическую зависимость экономики от обращения иностранной валюты (особенно доллара США) и поощрять кредитно-депозитные операции в национальной валюте. Полагаем, что отмеченные мероприятия во многом будут способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики как основополагающего государственного механизма в направлении стимулирования экономического роста.

• В-третьих, в целях стимулирования развития реального сектора, необходимо расширять налоговую базу по прямым налогам и сокращать косвенное налогообложение, которое по своей природе снижает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В-четвертых, для усиления стимулирующей функции фискальной политики является целесообразным определение оптимального уровня налоговой нагрузки во

избежание диспропорций между пополнением доходной части государственного бюджета и поддержкой положительных темпов экономического роста.

Полагаем, что реализация отмеченных мероприятий по совершенствованию государственных механизмов стимулирования экономического роста в Республике Таджикистан позволит создать приемлемые условия для последующего экономического развития страны.

Список использованной литературы:

1. Аминов И., Аминов Х.И. Причины, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса//Вестник ТГУПБП. - № 2 (58), 2014. - С. 54-63.

2. Бабаев Х.С. О взаимосвязи инвестиционной привлекательности свободных экономических зон и фискальной политики государства//Вестник ТГУПБП. - № 3 (59), 2014. - С.116- 122.

3. Газета Минбари Халк №13 от 13.03.2003.

4. Налоги: Учебное пособие. /Под. ред. Д.Г.Черника. -М., 1999. - 367 с.

5. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. -Душанбе, 2013. - 335 с.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.: Соцэкгиз, 1993. -589 с.

7. ЭКО (Всероссийский экономический журнал). -1992. -№2. С.132.-138.

8. Экономическая теория. / Под общ. ред. акад. В.И. Видятина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, А.С.Тарасевича. -М.: Инфра -М., 2003. -443 с.

Reference Literature:

1. Aminov I., Aminov Kh.I. Reasons Constraining Small and Medium Business Development // Bulletin of TSULBP. - #2 (58), 2014. - pp. 54 - 63.

2. Babayev Kh.S. On Investetive Attractiveness of Free Economy Zones and State Fiscal Policy // Bulletin of TSULBP. - #3 (59), 2014. - pp. 116 - 122.

3. The newspaper «Minbari Khalq» (The Tribune of Nation). March 13, 2003.

4. Taxes. Manual // Under the editorship of D. G. Chernik. - M., 1999. - 367рp.

5. Tax Code of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2013. -335 рр.

6. Smith A. Exploration Dealing with Nature and the Reasons Accounting for Peoples' Wealth. M. : Sotsekghiz, 1993. - pp. 371, 589рр.

7. ECO (All-Russian journal on economy). 1992, #2. - pp. 132 -138.

8. Economic Theory // Under the general editorship of academician V.I. Vidyatin, A.I. Dobrynin, G.P. Zhuravlyova, A.S Tarasevich. - M. : Infra-M, 2003. - 443 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.