Научная статья на тему 'Оценка налоговой нагрузки коммерческих организаций в Республике Армения'

Оценка налоговой нагрузки коммерческих организаций в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / TAX BURDEN / ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC POLICY / TAX REGIME / TAX LAW / DIRECT AND INDIRECT TAXES / STATE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Тигран Владимирович

Вопросы установления справедливого и обоснованного уровня налоговой нагрузки являются узловыми направлениями проводимой государством налоговой политики. В контексте современных экономических отношений задача распределения налоговой нагрузки актуализируется не только в связи с требованием обеспечения государственного бюджета, но и необходимостью формирования обоснованной налоговой среды для деятельности хозяйствующих субъектов. Таким образом, обобщив результаты анализа, можно сделать вывод, что налоговое законодательство Республики Армения, касающееся повышения влияния налоговой реформы на распределение налогового бремени, нельзя считать оптимальным. По нашему мнению, должны быть приняты во внимание меры воздействия при определении налоговой политики и налоговой нагрузки, которые будут способствовать эффективности направленных на достижение указанных целей мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATE OF THE TAX BURDEN ON COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Determining justified and fair tax burden is one of the key directions of fiscal policy implemented by the government. In the context of contemporary economic relations the objective of tax burden distribution is vital not only due to the requirements of ensuring tax revenues of the fiscal budget, but also the necessity to create solid and competitive tax environment that will enable the efficient performance of business entities. Hence, based on the results of the analysis, the author concludes that the Tax Legislation of Armenia that needs to increase the impact of the tax reform in distributing tax burden is not optimal. The author believes, a special focus needs to be on adopting respective measures in determining the fiscal policy and tax burden that will ensure the implementation of the stated objectives.

Текст научной работы на тему «Оценка налоговой нагрузки коммерческих организаций в Республике Армения»

ЭКОНОМИКА В СНГ

АРУТЮНЯН т.в.

ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Вопросы установления справедливого и обоснованного уровня налоговой нагрузки являются узловыми направлениями проводимой государством налоговой политики. В контексте современных экономических отношений задача распределения налоговой нагрузки актуализируется не только в связи с требованием обеспечения государственного бюджета, но и необходимостью формирования обоснованной налоговой среды для деятельности хозяйствующих субъектов. Таким образом, обобщив результаты анализа, можно сделать вывод, что налоговое законодательство Республики Армения, касающееся повышения влияния налоговой реформы на распределение налогового бремени, нельзя считать оптимальным. По нашему мнению, должны быть приняты во внимание меры воздействия при определении налоговой политики и налоговой нагрузки, которые будут способствовать эффективности направленных на достижение указанных целей мер.

НАШГГП/МУАМ Т. V.

ESTIMATE OF THE TAX BURDEN ON COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Determining justified and fair tax burden is one of the key directions offiscal policy implemented by the government. In the context of contemporary economic relations the objective of tax burden distribution is vital not only due to the requirements of ensuring tax revenues of the fiscal budget, but also the necessity to create solid and competitive tax environment that will enable the efficient performance of business entities. Hence, based on the results of the analysis, the author concludes that the Tax Legislation of Armenia that needs to increase the impact of the tax reform in distributing tax burden is not optimal. The author believes, a special focus needs to be on adopting respective measures in determining the fiscal policy and tax burden that will ensure the implementation of the stated objectives.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, экономическая активность, экономическая политика, налоговый режим, налоговое законодательство, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет.

Keywords: tax burden, economic activity, economic policy, tax regime, tax law, direct and indirect taxes, the state budget.

Вопросы установления справедливого и обоснованного уровня налоговой нагрузки относятся к числу узловых направлений проводимой государст-

вом налоговой политики. В контексте современных экономических отношений задача распределения налоговой нагрузки актуальна не только с позиций требования обеспечения доходов государственного бюджета, но и необходимости формирования обоснованной среды налогообложения для деятельности хозяйствующих субъектов.

Несомненно, первоочередной задачей государства является установление такого уровня налоговой нагрузки, который в наибольшей степени обеспечит государственный бюджет соответствующими налоговыми доходами и одновременно будет направлен на стимулирование экономической активности в стране. Исходя из этого, установление реальной налоговой нагрузки является стержнем государственной экономической политики. Следовательно, необходимо и одновременно важно рассчитывать налоговую нагрузку не только на макроуровне, но и на микроуровне, учитывая его особенности в контексте экономического развития.

Для развития экономики Республики Армения характерны основанные на принципиально новых рыночных инфраструктурах экономические отношения. В условиях рыночной экономики улучшение нынешнего состояния обусловлено решением определенных задач, обеспечивающих устойчивое развитие экономики. В процессе осуществления реформ в экономической системе любое изменение обязательно воздействует на финансовые результаты хозяйствующих субъектов. Обеспечение финансовой стабильности организаций является первоочередной целью государственной экономической политики и важнейшим звеном финансовой системы.

Следовательно, для оценки уровня налоговой нагрузки нужно продемонстрировать комплексный подход. С одной стороны, возникает вопрос аккумуляции доходов, необходимых для претворения в жизнь государственных задач, а с другой стороны, стоит задача повышения экономической активности. При этом действующая налоговая система со всем ее инструментарием не должна препятствовать деятельности налогоплательщика, оказывая отрицательное воздействие на его финансовую устойчивость.

В этом аспекте наиболее актуальным становится применение методов оценки налоговой нагрузки на уровне коммерческих организаций, с одновременным анализом воздействия налоговой нагрузки на финансовую деятельность. Видоизменяющееся общество и присущие переходной экономике процессы выдвинули новые проблемы в сфере государственного регулирования национальных экономик.[1] В большинстве исследований, касающихся установления налоговой нагрузки, задача рассматривается с непропорциональным использованием принципов справедливости, эффективности, четкости, доступности налоговой системы. В то же время установление несправедливой налоговой нагрузки в основном обусловлено налоговыми реформами, не имеющими экономического обоснования и с нецелевым и неэффективным применением налоговых механизмов. Следствием этого является увеличение налогового бремени в отношении юридических лиц, что провоцирует последних к расширению "теневого" поля деятельности. При этом очень важно на нынешнем этапе реформ заострить внимание на задачах

усиления налоговой дисциплины, налоговой морали, содействуя формированию надлежащей налоговой культуры.

Как было указано, в контексте современных экономических отношений важным предварительным условием обеспечения экономической активности является установление обоснованной и справедливой налоговой нагрузки. Необходимо установить такой уровень налоговой нагрузки, который в наибольшей мере мог бы обеспечить государственный бюджет соответствующими налоговыми доходами и одновременно содействовать росту экономической активности в стране. В Республике Армения наиболее распространенным и известным методом исчисления налоговой нагрузки выступает показатель доли налоговых поступлений в ВВП, характеризующий налоговую нагрузку на макроуровне. К сожалению, конкретного метода расчета налоговой нагрузки на микроуровне пока не существует.

В рамках данной статьи представим оценку воздействия налоговой нагрузки по коммерческим организациям РА.

В специальной литературе можно встретить различные методы исчисления налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, где различаются те базовые показатели, к которым относят суммы налогов. Метод расчета налоговой нагрузки должен включать в себя количественную и качественную оценку влияния налогов и платежей на финансовую стабильность организации.

Оценка налоговой нагрузки организации обусловлена целым рядом факторов, к числу которых относятся организационно-правовая форма, особенности применения соответствующего налогового режима. Определение налоговой нагрузки организации должно предоставить ей возможность сравнивать варианты в случае изменения налоговой нагрузки и добиться установления эффективного уровня. Имея соответствующие данные, в допустимых рамках законодательства, возможно, проанализировать различия налоговых режимов организации, выбрав наиболее соответствующий и удобный налоговый режим с точки зрения налоговой нагрузки.

Анализ налоговой нагрузки для организации даст ей возможность принятия решения как с организационно-правовой точки зрения, так и с позиций сферы деятельности. В данном случае появляется возможность планировать перспективное развитие в контексте выполнения на должном уровне обязательств по отношению к государству.

Наиболее распространенным методом расчета налоговой нагрузки Республики Армения является отношение налогов к ВВП. Этот показатель неполноценно характеризует воздействие налогов на экономическую активность и, тем более, не показывает, какое бремя несет на себе каждая сфера экономики. [2]

В случае расчетов принятым методом налоговую нагрузку Республики Армения можно считать "легкой", о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Однако на самом деле этот показатель нельзя считать низким, поскольку это усредненный показатель, не дающий общего представления о налоговой нагрузке.

Таблица 1

Удельный вес доходов государственного бюджета и налоговых доходов в ВВП в РА 1998-2011 гг.1

1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Отношение общих доходов государственного бюджета к ВВП (в % ) 17.6 17.8 16.7 16.5 16.8 18.0 15.8 16.7 16.6 18.7 21.3 21.5 21.6 21.9

Отношение налоговых доходов к ВВП (в %) 13.1 15.1 13.9 13.2 13.6 13.1 13.1 13.6 13.5 15.4 16.8 16.0 16.4 16.3

Отношение налоговых доходов и обязательных взносов на социальное страхование к ВВП (в %) 15.9 18.3 17.0 16.1 16.4 15.8 15.8 16.4 16.4 18.2 19.7 19.3 19.4 20.1

Таблица 2

2

Удельный вес прямых и косвенных налогов в налоговых доходах и в составе ВВП в 1998-2011 года.

1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизный налог), (млрд. драмов) 79.4 89.9 92.3 111 130 147 159 185 206 290 364 297 350 368

Удельный вес в составе налоговых доходов (в % ) 63.6 60.3 64.2 71.4 70.3 69.2 63.4 60.9 57.2 59.9 60.8 59.0 61.0 58.3

Удельный вес в составе ВВП ( в %) 8.3 9.1 8.9 9.4 9.6 9.0 8.3 8.3 7.7 9.2 10.2 9.5 10.0 9.5

Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог), (млрд. драмов) 25.6 39 33.8 27.5 29.9 34.4 52.4 73.2 101 122 140 141 152 179

Удельный вес в составе налоговых доходов (в %) 20.5 26.2 23.5 17.8 16.1 16.2 20.9 24.1 28.0 25.3 23.4 28.0 26.4 28.4

Удельный вес в составе ВВП (в %) 2.7 3.9 3.3 2.3 2.2 2.1 2.7 3.3 3.8 3.9 3.9 4.5 4.3 4.6

Таблица 3

Налоговая нагрузка в Республике Армения в 1998-2011 гг. (в процентах )3

1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Налоговые доходы по отношению к ВВП 13.1 15.1 13.9 13.2 13.6 13.1 13.1 13.6 13.5 15.4 16.8 16.0 16.4 16.3

Налоговая нагрузка по добавленной стоимости 14.1 16.2 15.3 14.6 15.1 14.4 14.3 14.8 14.8 17.1 18.9 17.9 - -

Налоговая нагрузка по вновь созданной стоимости 15.0 16.9 16.0 15.4 15.6 15.0 14.9 15.5 15.4 17.0 18.4 18.0 - -

1 Социально- экономическое положение Республики Армения, за январь- декабрь 2000-2011гг., статистические ежегодники Армении 1998-2011гг

2 Статистические ежегодники Армении 1998-2010гг. Публикации Министерства финансов Республики Армения 2000 -2011гг.

3 Статистические ежегодники Армении 1998-2011гг.

Общее представление о налоговой нагрузке можно составить путем анализа тенденции изменения поступлений от прямых и косвенных налогов. В Республике Армения в структуре налоговых доходов в последние годы наблюдается тенденция снижения доли косвенных налогов.

Так, приведенные в таблице 2 данные показывают, что, если в 2001 году косвенные налоги составляли 71,4% налоговых доходов, то начиная с 2002 года этот показатель имел тенденцию к снижению, составив в 2011 году 58,3% . Соответственно процесс движения прямых налогов имел тенденцию роста. Несмотря на то, что в 2003 году по сравнению с предыдущими годами наблюдалась тенденция снижения их доли, которая с 20,5% опустилась до 16,2%, однако, начиная с 2003 года, наметился продолжающийся рост этих налогов. В 2004 году прямые налоги составили 20,9% налоговых доходов, а в 2011 году этот показатель достиг 28,4%. Что касается косвенных налогов, то в 2011 году по сравнению с 2010 годом они снизились почти на 5,1 процентных пункта и составили 9,5% к ВВП.

В январе - марте 2012 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года косвенные налоги возросли почти на 12,3 процентных пункта.1 Показатель прямых налогов к ВВП продемонстрировал тенденцию роста на 2 процентных пункта и составил 4,6% . Роль прямых налогов все более возрастает, однако косвенные налоги продолжают считаться доминирующим видом налогов. [3]

Как было указано, показатель налоги / ВВП - это макроэкономический показатель и в целом не характеризует налоговую нагрузку в стране по сферам экономики. Помимо вышеуказанного традиционного метода налоговую нагрузку можно исчислять в разрезе показателей добавленной стоимости и вновь созданной стоимости. В таблице 3 представлена налоговая нагрузка, рассчитанная по традиционному методу, по добавленной стоимости и по вновь созданной стоимости.

Как видно из данных таблицы 3, в 1998-2011гг. налоговая нагрузка возросла и продолжает проявлять тенденцию роста. При этом показатель налоговой нагрузки по вновь созданной стоимости и по добавленной стоимости более высокий, соответственно на 1,5 и 2,0 процентных пункта. По данным же за январь-март 2012 года соотношение налоговых доходов и ВВП составило 21,7 %.

В рамках данной статьи представим механизмы расчета налоговой нагрузки - по методам М. Крейниной и др. [4], сопоставив их со статистическими показателями РА.

Так, при применении метода М Литвина расчет налоговой нагрузки осуществляется, приняв в основу числителя показатель "расход по налогу на прибыль". При этом в случае применения метода М. Крейниной вместо показателя выручки от реализации и расходов на реализованную продукцию принимаем показатель "валовая прибыль".

По нашему мнению, более целесообразно рассчитывать налоговую на-

1 Социально - экономическое положение Республики Армения за январь-март 2012 года, Ер., 2012,с.123

грузку по добавленной стоимости. В этом случае предлагаем оценку налоговой нагрузки осуществлять по следующим процедурам:

1. Определить добавленную стоимость организации, которую рассчитываем как разницу между выручкой от реализации и материальными затратами;

2. Рассчитать удельный вес налогов на добавленную стоимость.

В контексте экономических развитий важная роль отводится установлению обоснованной налоговой нагрузки. Следовательно, можно считать более целесообразным оценку налоговой нагрузки проводить по отдельным сферам экономики, то есть нужно продемонстрировать дифференцированный подход к вопросу выявления степени воздействия налоговой нагрузки на уровне развития конкретной отрасли.

Можно констатировать, что, несмотря на реализацию мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки, тем не менее, анализ налоговой нагрузки отдельных отраслей показывает, что по сравнению с 2002 годом наблюдается ее рост в ряде отраслей экономики РА. Показатель налоговой нагрузки высок особенно в горнорудной промышленности, в отраслях строительства, транспорта и связи.

Следовательно, считаем, что среди основных целей политики установления налоговой нагрузки должно быть формирование налоговой культуры, в частности, при определении позиции субъекта по отношению к налогообложению и налоговым правонарушениям. Факторы, препятствующие осуществления реализации последнего, в целом можно сгруппировать следующим образом:

1) Налогоплательщик не имеет полного представления, для чего он платит налоги,

2) Проявляется низкий уровень доверия к налоговой системе. Таким образом, обобщив результаты проведенного анализа, можно придти к выводу, что результаты влияния направленных на совершенствование налогового законодательства реформ в Республике Армения, с целью справедливого распределения налоговой нагрузки, не столь ощутимы. Результаты анализа, по нашему мнению, должны быть учтены в процессе разработки политики установления налоговой нагрузки в Республике Армения, что может содействовать обеспечению целенаправленности осуществляемых в ее рамках мероприятий и повышению их эффективности.

_Литература_

1. Assaf Razin and Efraim Sadka, Transparency, Specialization and FDI, March 2004.

2. Hill, Roderick and Muhammed Kabir (1996): Tax rates, the tax mix, and the growth of the underground economy in Canada: What can we infer? Canadian Tax Journal/ Revue Fiscale Canadienne, 44/ 6, pp. 1552-1583.

3. Schneider, Friedrich (1997): The shadow economies of Western Europe, Journal of the Institute of Economic Affairs, 17/3, pp. 42-48.

4. Крейнина М.О., Кожевников Е.Б., Осадчая О.П., «Методические аспекты определения налоговой нагрузки на интегрированную бизнес-структуру» Известия-2010г. 13-15стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.