Научная статья на тему 'О налоговом прогнозировании субъекта российской Федерации'

О налоговом прогнозировании субъекта российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAX POTENTIAL / СУБЪЕКТ / SUBJECT / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ОЦЕНКА / EVALUATION / РАСЧЕТ / PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пичужкин Александр Борисович, Егорова Галина Николаевна

Даны различные подходы к оценке налогового потенциала региона. Изучены мнения исследователей по проблеме расчета налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта. Рассмотрены методы оценки налоговой нагрузки организаций. Представлены данные для расчета показателей оценки налоговой нагрузки за 2008-2012 гг., показатели динамики налоговой нагрузки за 2011-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TAX FORECASTING THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Different approaches to the assessment of the tax potential of the region. Explored the views of researchers on the problem of calculating the tax burden at the level of the business entity. The methods of assessment of the tax burden organizations. Given data for the calculation of indicators to measure the tax burden in 2008-2012, Performance indicators of the tax burden for 2011-2012.

Текст научной работы на тему «О налоговом прогнозировании субъекта российской Федерации»

УДК 336.2

О НАЛОГОВОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Б. Пичужкин, Г.Н. Егорова

Даны различные подходы к оценке налогового потенциала региона. Изучены мнения исследователей по проблеме расчета налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта. Рассмотрены методы оценки налоговой нагрузки организаций. Представлены данные для расчета показателей оценки налоговой нагрузки за 2008-2012 гг., показатели динамики налоговой нагрузки за 2011-2012 гг.

Ключевые слова: налоговый потенциал; субъект; налоговая нагрузка; показатель; прогнозирование; оценка; расчет.

A.B. Pichuzhkin, G.N. Egorova. ON TAX FORECASTING THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Different approaches to the assessment of the tax potential of the region. Explored the views of researchers on the problem of calculating the tax burden at the level of the business entity. The methods of assessment of the tax burden organizations. Given data for the calculation of indicators to measure the tax burden in 2008-2012, Performance indicators of the tax burden for 2011-2012.

Keywords: tax potential; the subject; the tax burden; indicator; forecasting; evaluation; payment.

Налоги являются одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Налоговое прогнозирование и планирование можно проводить различными способами, в том числе с использованием методик оценки налогового потенциала.

В настоящее время в экономической литературе предлагаются различные подходы к оценке налогового потенциала региона. Наиболее известные в РФ методики такой оценки: Минфина России; Т.К. Островенко; Е.А. Кировой; А. Кадушина и Н. Михайловой; М.И. Литвинова; М.Н. Крейниной (табл. 1).

В научных кругах проблема расчета налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта является самой спорной. В российской науке и практике не выработан единый подход к данному показателю. Анализ существующих подходов к этой проблеме позволяет сделать акцент на следующих аспектах. Большинство ученых предлагают не включать в расчет налоговой нагрузки организации налог на доходы физических лиц, поскольку организация в данном случае выступает в качестве налогового агента. Второй ключевой аспект заключается в том, какие налоги и сборы (речь идет о косвенных налогах) включать в расчет налоговой нагрузки организации. Третий момент, отмеченный специалистами, - это показатель, с которым следует соотносить абсолютную нало-

говую нагрузку. В качестве такого показателя ученые рассматривают нетто и брутто выручку, добавленную стоимость и вновь созданную стоимость.

В составе налоговой нагрузки учитываются такие налоги, как налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акциз, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), страховые взносы во внебюджетные фонды и др.

Цель методики определения налоговой нагрузки - дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, использующих разные налоговые режимы, находящихся в разных налоговых системах, в том числе в условиях разных стран.

Согласно ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 15% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а по обычным видам доходов налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

В соответствии со ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая

26

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №1(15)

ставка в размере 13%, налоговая база опреде- подлежащих налогообложению, уменьшенных ляется как денежное выражение таких доходов, на сумму налоговых вычетов.

Таблица 1

Методы оценки налоговой нагрузки организаций

Авторы Характеристика метода Комментарии

Министерство финансов РФ Налоговая нагрузка оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации Налоговая нагрузка, определённая по данному методу, покажет удельный вес налогов в выручке

М.Н. Крейнина Налоговая нагрузка определяется отношением суммарной величины уплаченных налогов к прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом суммарная величина уплаченных налогов определяется как разница между прибылью, которую предприятие имело бы в своём распоряжении, если бы оно не платило никаких налогов, и прибылью, действительно оставшейся в его распоряжении после уплаты всех налогов Налоговая нагрузка согласно приведенному методу покажет степень отличия суммарной величины уплаченных налогов от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Косвенные налоги не принимаются в расчёт

А. Кадушин, Н. Михайлова Налоговая нагрузка определяется как функция типа производства, изменяющаяся в зависимости от колебаний затрат на ресурсы, т.е. показателей добавленной стоимости Налоговая нагрузка отражает долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, которая одновременно выступает источником уплаты налогов и источником возникновения налоговых обязательств

М.И. Литвинов Понятие «налоговая нагрузка» включает: - количество налоговых платежей; - структуру платежей; - механизм взимания налогов. Показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источников средств для их уплаты Налоговая нагрузка отражает долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости (в части возмещенной выручки)

Е.А. Кирова Налоговая нагрузка определяется отношением суммы налогов и сборов, подлежащих перечислению в бюджет, к вновь созданной стоимости Налоговая нагрузка покажет долю налогов с учётом недоимки и пеней во вновь созданной стоимости

Т.К. Островенко Налоговая нагрузка представляет собой систему частных показателей, определяемых как соотношение налоговых издержек к соответствующей группе по источнику покрытия Расчёт по данному методу позволит конкретизировать вклад каждого налога (группы налогов) в конкретный источник платежа

Физические лица несут налоговое бремя, комплексная оценка которого предполагает использование трёх показателей:

- средний уровень прямых налоговых изъятий;

- уровень косвенных налоговых изъятий;

- налоговая нагрузка на физическое лицо. Средний уровень налоговых изъятий (Снп)

- это усредненный в целом по республике показатель, который рассчитывается по формуле:

Снп = ОПн х 100% , СВд

где ОПн - общая сумма прямых налогов, уплаченных физическими лицами в целом по республике;

СВд - совокупный валовой доход физических лиц в целом по республике.

Наряду с прямыми налогами на физические лица имеются также и косвенные налоги и сборы, присутствующие в стоимости приобретаемых товаров и услуг Оценить его величину можно с помощью такого показателя, как уровень косвенных налоговых изъятий в среднем по республике:

Снк = ОКн х 100% , СВд

где Снк - средний уровень косвенных изъятий с доходов физических лиц;

ОКн - общая сумма косвенных налогов и сборов, уплаченных в бюджет республики;

СВд - совокупный валовой доход физических лиц в целом по республике.

Для оценки общего уровня налоговой нагрузки на физические лица целесообразно использовать показатель, представляющий собой сумму прямых и косвенных налоговых изъятий. Налоговая нагрузка в среднем по республике рассчитывается по формуле:

ССн = Снп + Снк.

Использование данного подхода позволит оценить реальный уровень налоговой нагрузки на физические лица, поскольку учитывает не только прямые налоги, уплачиваемые сразу в бюджет, но и завуалированные в стоимости товаров и услуг косвенные налоги.

Исходные данные для расчета данных показателей представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что сумма прямых налогов в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличилась на 2430,3 млрд руб., сумма косвенных налогов и сборов, присутствующих в стоимости приобретаемых товаров и услуг - на 2515,0 млрд руб. В 2008 г. увеличился совокупный валовой доход физических лиц на 24469,1 млрд руб.

Результаты расчетов показателей налоговой нагрузки на физические лица представлены в табл. 3.

После расчета данных показателей можно

определить реальную и номинальную налоговую нагрузку на физических лиц. Полученные результаты представлены в табл. 4.

В 2011 г. номинальная налоговая нагрузка составила 5,4%, в 2012 г. - 5,98%, темп прироста - 10,76%.

Реальная налоговая нагрузка в 2011 г. составила 9,9%, в 2012 г. - 9,91%, темп прироста равен 0,03%.

Отклонение номинальной и реальной налоговой нагрузки в 2011 г. составило -0,3%, в 2012 г. - (-10,7)%.

Данный показатель может выступать базовым показателем оценки налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект и успешно применяться для решения вопросов регулирования налоговой нагрузки с целью создания условий для развития производства и роста инвестиционно-инновационной активности. С этой целью целесообразно дополнить отчетность хозяйствующих субъектов показателем налоговой нагрузки, рассчитываемой по предлагаемой методике.

Поскольку нет соответствующих документов, доводящих до всеобщего сведения предлагаемые Росстатом методики, конкретный налогоплательщик при налоговом планировании может выбрать способ, который будет отражать его структуру затрат на производство и соответ-

Таблица 2

Данные для расчета показателей оценки налоговой нагрузки за 2008-2012 гг., (в млрд руб.)

—Годы Вид платежа —— Прямые платежи 2008 19718,3 2009 15616,8 2010 16054,8 2011 17932,6 2012 20362,9

Косвенные платежи 7844,7 8480,7 8297,6 9775,2 12290,2

Совокупный валовой доход физических лиц 132096,4 144605,6 166409,9 181066,0 205535,1

Таблица 3

Показатели оценки налоговой нагрузки за 2008-2012 гг., (в млрд руб.)

——Годы Показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Снп=(0пн/СВд)*100 14,93 10,80 9,65 9,90 9,91

СНк=(0кн/СВд)*100 5,94 5,86 4,99 5,40 5,98

ССн=Снп+СНк 20,87 16,66 14,63 15,30 15,89

Таблица 4

Динамика налоговой нагрузки за 2011-2012 гг.

Годы Налоговая нагрузка, % Отклонение, %

номинальная реальная

2011 5,40 9,90 4,51

2012 5,98 9,91 3,93

Темп прироста 10,76 0,03 -10,73

28

вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15)

Таблица 5

Динамика налоговой нагрузки населения Чувашской Республики за 2008-2012 гг.

Годы Показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Налоговая нагрузка (в % к ВРП) - Официальная статистика 22,8 22,9 15,6 14,5 15,2

ССн=Снп+СНк 20,9 16,7 14,6 15,3 15,9

Разница в расчетах 1,9 6,2 1 -0,8 -0,7

ственно экономическую базу для определения уровня его налоговой нагрузки. Но при этом не следует забывать: территориальные органы ФНС России, осуществляя предпроверочные мероприятия налогового контроля, будут анализировать налоговую нагрузку по отношению к уровню уплаченных организацией налогов и сборов к выручке от реализации товаров, работ и услуг. В результате неизбежны споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу применяемых методик. Ниже предлагается сравнить расчеты налоговой нагрузки, полученные авторами, с данными официальной статистики (табл. 5).

Таким образом, данная методика расчета позволяет выполнить объективную оценку налоговой нагрузки в результате отражения прямых и косвенных платежей, перечисляемых государству в виде налогов и сборов, а также проводить сравнительную оценку налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различных отраслей (видов деятельности).

Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим, однако, прежде чем приступить к отбору методики, нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель, который бы увязывал величину налоговой нагрузки субъекта с возможностями их развития на основе самофинансирования, и исходить из задач развития региона.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N° 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от: ... 2, 21, 28 декабря 2013 г.).

2. Брызгалин А.В., БерникВ.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. М.: Юрайт-Издат, 2006.

3. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. 7-е изд., перераб. М.: Омега-Л, 2008. 302 с.: ил., табл. (Высшее финансовое образование).

4. Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 576 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

5. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Выш. шк., 2005. 302 с.

6. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2013: Стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2013. 442 с.

7. Управление Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике (УФНС). URL: www.r21.nalog.ru.

8. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник, 2009. С. 6.

9. URL: http://www.gks.ru.

10. URL: http://www.financeroad.ru/rofs-316-1. html.

ПИЧУЖКИН Александр Борисович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gegorova@rucoop.ru ЕГОРОВА Галина Николаевна - доцент кафедры математических и инструментальных методов экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gegorova@rucoop.ru

PICHUZHKIN, Aleksander Borisovich - Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gegorova@rucoop.ru

EGOROVA, Galina Nikolaevna - Associate Professor of Department of Mathematical and Tool Methods of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gegorova@rucoop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.