Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Армении'

Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УПРОЩЕННЫЙ НАЛОГ / СТАВКА НАЛОГА / НАЛОГ С ОБОРОТА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПАТЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИННОВАЦИИ / SMALL BUSINESSES / SIMPLIFIED TAX / TAX RATE / VAT / TAX CREDITS / PATENT PAYMENTS INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затикян А. Т., Акопян И. Г.

Углубляющиеся процессы монополизации экономики, социальной поляризации, роста уровня безработицы актуализируют проблему развития малого предпринимательства в республике. Данная проблема тесно связана с налоговой политикой, направленной на совершенствование механизма налогообложения малого бизнеса. В статье анализируется эволюция налогообложения малого бизнеса в годы независимости, выявляются негативные последствия отмены упрощенного налога для малых предприятий производственного и инновационного характера, недостатки действующего ныне налога с оборота, обосновывается целесообразность возврата к упрощенной системе налогообложения с одновременным введением законодательных изменений, ограничивающих стремление крупного бизнеса попасть в поле льготного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS TAXATION OF SMALL BUSINESS IN ARMENIA

Deepening process of monopolization of the economy, social polarization, the rise in unemployment actualize the problem of small business development in the country. This problem is closely related to the tax policy aimed at improving the mechanism of small business taxation. The article analyzes the evolution of small business taxation in the years of independence, revealed negative effects cancel the simplified tax for small businesses productive and innovative nature, the shortcomings of the current sales tax now, expediency return to the simplified tax system with the simultaneous introduction of legislative changes that limit the desire of big business to get in the preferential tax treatment.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Армении»

ЭКОНОМИКА В СНГ

ЗАТИКЯН А.Т. , АКОПЯН И.Г.

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРМЕНИИ

Аннотация. Углубляющиеся процессы монополизации экономики, социальной поляризации, роста уровня безработицы актуализируют проблему развития малого предпри-нимательства в республике. Данная проблема тесно связана с налоговой политикой, направленной на совершенствование механизма налогообложения малого бизнеса. В статье анализируется эволюция налогообложения малого бизнеса в годы независимости, выявляются негативные последствия отмены упрощенного налога для малых предприятий производственного и инновационного характера, недостатки действующего ныне налога с оборота, обосновывается целесообразность возврата к упрощенной системе налого-обложения с одновременным введением законодательных изменений, ограни-чивающих стремление крупного бизнеса попасть в поле льготного налогообложения.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, упрощенный налог, ставка налога, налог с оборота, налоговые льготы, патентные платежи, инновации.

ZATIKYAN А.Т. , HAKOBIAN 1.С.

PROBLEMS TAXATION OF SMALL BUSINESS IN ARMENIA

Abstract. Deepening process of monopolization of the economy, social polarization, the rise in unemployment actualize the problem of small business development in the country. This problem is closely related to the tax policy aimed at improving the mechanism of small business taxation. The article analyzes the evolution of small business taxation in the years of independence, revealed negative effects cancel the simplified tax for small businesses productive and innovative nature, the shortcomings of the current sales tax now, expediency return to the simplified tax system with the simultaneous introduction of legislative changes that limit the desire of big business to get in the preferential tax treatment.

Keywords: small businesses, simplified tax, tax rate, VAT, tax credits, patent payments innovation.

Продолжающиеся в последние годы в Армении процессы монополизации экономики, социальной поляризации, повышения уровня безработицы актуализируют проблему развития малого предпринимательства, состояние которого в республике ухудшилось. При отсутствии равных условий в экономике идет процесс банкротства и закрытия предприятий малого и среднего бизнеса, что негативно отражается на состоянии экономики в целом.

Согласно докладу Всемирного банка относительно антимонопольной политики и интенсивности внутренней конкуренции, Армения занимает по этим показателям последнее место в списке стран Европы и Центральной Азии. Между тем известно, что малое предпринимательство в большой степени определяет темпы экономического роста в стране, значительно воздействует на структуру и качество валового внутреннего продукта, способствует осуществлению многих социальных проблем. Если учесть также высокий уровень безработицы и продолжающийся процесс миграции населения, становится очевидным стратегическое значение малого предпринимательства в современных условиях Армении.

Анализ современного состояния данной сферы показывает, что на начальном этапе переходного периода роль малого предпринимательства в экономическом развитии республики была недооценена и, как следствие, не была создана инфраструктура малого бизнеса, механизмы стимулирования и государственного содействия его развитию. В дальнейшем развитие малого предпринимательства перешло на более высокий уровень: повысилось количество малых и средних предприятий, произошли структурные изменения в этой сфере. Однако наметившиеся в дальнейшим неблагоприятные тенденции (процессы монополизации в ряде сфер экономики, нарушение принципов свободной конкуренции, нарушение антимонопольного

законодательства) послужили препятствием для свободного развития малого предпринимательства.

Противоречие интересов монополистов, стремящихся к получению сверхприбылей, интересам общества, в частности интересам субъектов малого предпринимательства, в конечном счете является тормозом в развитии экономики в целом. Отсюда очевидна важность развития рассматриваемой сферы, основные преимущества которой сводятся к следующему:

- возможность в сравнительно короткий срок и с небольшими затратами на внедрение сформировать новый субъект хозяйствования, обеспечив дополнительные рабочие места;

- быстрая приспособляемость к потребностям рынка благодаря маневренности, т. е. оперативность в освоении новых видов продукции и услуг;

- социальная значимость развития малого предпринимательства, выражающаяся в формировании среднего слоя населения, в сглаживании социальной поляризации общества;

- содействие более эффективной региональной политике, более рациональному территориальному размещению производства и сферы услуг.

Наряду с этим указанной организационной форме свойственны и определенные сложности. К ним можно отнести: ограниченные возможности привлечения значительных финансовых средств, полная имущественная ответственность за долги в случае банкротства, недостаток профессионализма и опыта менеджмента у владельцев и др. Это лишний раз подтверждает необходимость в государственном содействии в отношении субъектов малого предпринимательства.

В декабре 2000 г. был принят Закон РА о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, а с 2002 г. с целью содействия развитию малого предпринимательства в республике основан и действует Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства Армении, роль которого состоит в реализации государственной программы развития данной сферы. Основная функция центра состоит в финансово-кредитном и инвестиционном содействии субъектам малого бизнеса, в т. ч. в обеспечении кредитных гарантий, а также в предоставлении информационной и консультативной помощи, подготовке и переподготовке кадров. Надо отметить, что в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов создание и развитие инфраструктуры поддержки, включающей в себя организационно-административные меры помощи малому предпринимательству, является важной целью государственной социально-экономической политики.

Специфика экономики Армении заключается в том, что основная концепция занятости и основные экономические показатели должны базироваться именно на малом бизнесе. В стране в настоящее время численность работающих составляет 470 тыс. человек, из коих 190 тысяч — в госсекторе и 280 тысяч в частном, около 50 тыс. человек относятся к категории самозанятых в сельском хозяйстве, т. е. не получают заработной платы и не платят налогов. Из работающих в частном секторе примерно 60 тыс. приходится на долю промышленности, в основном это крупный и средний бизнес, оставшиеся же 220 тыс. заняты в малом и микробизнесе (при 1,6 млн трудоспособного населения). Из общего количества организаций сферы промышленного производства 2,056, количество микропредприятий (до 5 человек) составляют 846, малых предприятий (с 6 до 50 человек) — 986, а количество средних (с 51 до 100 человек) — 108. А в целом во всех сферах экономики количество малых предприятий составляет около 18 тыс., а микропредприятий примерно 50 тыс.1.

По официальным данным, доля малого и среднего бизнеса в ВВП республики составляет около 43%, однако при анализе структуры деятельности малого бизнеса (отраслевой структуры, доли импорта, экспорта, по региональной структуре) выявляются неблагоприятные показатели и тенденции. Например, в сфере производства, где выпускается конечный продукт, малый бизнес почти не фигурирует. Исключение составляет пищевая промышленность, в которой малый бизнес имеет небольшую долю в производстве консервов — начиная от закупки сырья до готового продукта, а также сфера информационных технологий, в которой работают небольшие ИТ-компании.

Таким образом, малый бизнес следует оценивать с точки зрения его возможности участия в

1 Рассчитано по данным сборника «Социально-экономическое положение Республики Армения за 2013 г.» (Ереван, 2014.,С. 15).

экономике в целях обеспечения занятости, участия в производственном секторе экономики, регионального развития, его доли в экспорте и др. Что касается участия малого предпринимательства в формировании ВВП, то указанный показатель в Армении в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом также имел тенденцию к понижению.

В программе правительства РА на 2011-2020 гг. указано, что развитие малого и среднего бизнеса представляет собой основное направление государственной социально-экономической политики. Программа предусматривает создание основных предпосылок и условий, направленных на содействие развитию в стране малого предпринимательства. Согласно разработанной программе, предусматривается улучшение предпринимательской среды как непосредственно (увеличение рабочих мест и как результат — увеличение доходов и повышение потребительского спроса населения, рост объема хозяйственной деятельности, увеличение подлежащих перераспределению сумм бюджета, расширение возможностей доходов государства), так и опосредованно (создание благоприятных условий для трудоустройства и смягчения поляризации доходов населения, сокращение «тени», рост конкурентности в деятельности хозяйствующих субъектов и др.).

В соответствии с программой правительства республики основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, наряду с упомянутыми выше, являются формирование благоприятного правового поля, финансовая и инвестиционная поддержка малого бизнеса, стимулирование его внешнеэкономической деятельности и, наконец, осуществление эффективной налоговой политики.

Налоговая система призвана сыграть серьезную роль в развертывании малого предпринимательства. Активизация ее стимулирующей роли в развитии этой сферы должна идти по двум направлениям:

1) установление налоговых льгот по отношению к организациям, осуществляемым финансирование инвестиций в малый бизнес;

2) совершенствование налоговой системы в направлении улучшения механизма налогообложения субъектов малого бизнеса.

В отношении организаций, финансирующих малый бизнес, т. е. лизинговых компаний, венчурных фондов и др., целесообразны налоговые льготы, в частности, освобождение лизинга в этой части от налога на добавленную стоимость, налоговые льготы для венчурного капитала, направляемого на финансирование субъектов малого бизнеса и др.

Что касается налогообложения субъектов малого бизнеса, то значительные стимулы для их развития заложены в эффективной налоговой политике. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса через налоговый механизм осуществляется по двум направлениям: возможность применения специальных режимов налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства и предоставление отдельных налоговых льгот в рамках традиционной системы их налогообложения.

Попытаемся проследить особенности и этапы развития системы налогообложения малого бизнеса в республике в переходный период и в наши дни. В Армении с 1 июля 2000 г. был введен в действие Закон об упрощенном налоге, который был направлен в основном на создание благоприятных условий для малого предпринимательства. Закон предусматривал замену указанным налогом НДС и налога на прибыль — для юридических лиц, НДС и подоходного налога — для физических лиц.

Это решение было шагом вперед по сравнению с прежней системой, поскольку освобождало субъектов малого бизнеса от необходимости ведения сложной бухгалтерской документации, содержания штата бухгалтера и т. д.. Однако, во-первых, уровень ставок налога не позволял им серьезно конкурировать с крупным бизнесом, во-вторых, с каждым годом все большее количество представителей крупного бизнеса в обход закона (в частности путем использования такого механизма, как дробление бизнеса) стремились попасть в поле обложения упрощенным налогом ввиду ее большей выгодности. При этом основное преимущество данного закона они усматривали не столько в более низких ставках налога, сколько в простоте механизма взимания и в отсутствии надобности в дополнительном штате бухгалтера. В результате налоговые поступления от крупных бизнесменов в республике заметно сократились. Вообще упрощенная система не обеспечивала в должной мере учета объектов налогообложения инди-

видуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку сохранялись условия для уклонения от уплаты налога, например, при операциях с наличностью в случае отсутствия кассовых аппаратов и ряде других случаев — в основном в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания населения. Таким образом, несмотря на то что упрощенная система налогообложения явилась максимально эффективной формой конкретно для представителей малого бизнеса, в целом с точки зрения поступлений доходов бюджета она себя не оправдала.

Учитывая вышеназванные отрицательные тенденции перехода многих крупных предприятий в льготное налоговое поле, налоговые службы, начиная с 2008 г., предпринимали конкретные шаги в направлении поиска более приемлемых механизмов налогообложения малого бизнеса. Были внесены изменения в ряд налоговых законов, в частности, было установлено, что режим упрощенного налога будет действовать исключительно только для объектов мелкооптовой торговли и отдельных видов деятельности (нотариаты, некоторые предприятия сферы услуг, организации, сдающие в аренду свое имущество, а также некоторые предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции), а производство будет полностью исключено из сферы действия данного вида налогообложения. Согласно действующему в эти годы порядку, в поле упрощенного налога могли работать те субъекты хозяйствования, чей ежегодный оборот не превышал 50 млн драмов.

Принятые в эти годы меры свидетельствовали о попытке властей перекрыть доступ субъектов крупного бизнеса в поле упрощенного налога. Однако при этом не были учтены те отрицательные последствия для прочих субъектов малого бизнеса, которые были переведены на порядок обложения налогом на добавленную стоимость, например, возникшие сложности в связи с повышением размера взимаемой суммы, с необходимостью ведения бухгалтерской документации, с обязательностью наличия счетов по поставкам от импортеров. Фактически это решение противоречило провозглашенной политике содействия малому предпринимательству, и его результатом стали признаки отклонения от принципа соревновательности, конкурентного характера развития экономики.

С января 2009 г. режим налогообложения малого бизнеса стал более либеральным. Важнейшим нововведением в налоговом законодательстве явилось установление необлагаемого порога по налогу на добавленную стоимость (58,4 млн драмов). Нововведение коснулось также порядка взимания прямых налогов. Так, с 2009 г. неплательщики НДС получили возможность полностью вычитать из валового дохода расходы капитального характера на основные средства (подобно текущим расходам), был введен и ряд других льгот. В дальнейшем стал дискутироваться вопрос снижения ставки НДС для малого бизнеса, но с одновременным снижением необлагаемого порога (до 30,0 млн драмов). Однако возникала опасность, что в этом случае увеличится число попавших в сферу действия НДС предприятий, что приведет к снижению рентабельности деятельности последних.

Другой особенностью налогообложения субъектов малого бизнеса в Армении явилось внедрение с 2009 г. системы патентных платежей. Законом были установлены отдельные виды предпринимательской деятельности, которые физические лица могут осуществлять без получения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если общая сумма оборота по реализации (валового дохода) по данным видам деятельности за предыдущий год не превысила 2..5 млн драмов. Данные лица, получив патент и уплатив патентный платеж, не обязаны вести какой-либо учет и представлять отчеты в налоговые органы. Принимая во внимание тот факт, что с внедрением патентных платежей созданы неравные условия для лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, имеющими незначительный оборот по реализации, возникла необходимость в распространении системы патентных платежей и на более крупных индивидуальных предпринимателей. Законом РА о патентных платежах было предусмотрено увеличить порог для признания плательщиком патентного платежа с 2,5 млн драмов до 6 млн драмов для всех физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и расширить число сфер деятельности, подпадающих под действие патентного платежа для индивидуальных предпринимателей. В результате принятия данного закона указанным индивидуальным предпринимателям была представлена возможность вместо режима фиксированных платежей перейти на систему патентного платежа, что способствовало созда-

нию более благоприятных условий для малого бизнеса и сокращению затрат на налоговое администрирование .

Таким образом, в перечне мер по развитию мелкого предпринимательства стоит проблема сбалансированности интересов малого и крупного бизнеса, что необходимо учесть при разработке системы налогообложения малого бизнеса. Следует отметить, что в республике все еще отсутствует должная связь «большой бизнес - малый бизнес», поскольку крупный бизнес часто тянет на себя даже то, что разумнее было бы передать малому бизнесу, включая семейный и женский бизнес.

Введенный с 1 января 2013 г. в действие Закон о налоге с оборота по существу заметно усилил налоговую нагрузку на малых субъектов торговли в республике. Согласно новому закону, вместо прежних 20% налога на прибыль объекты торговли вне НДС (порог НДС составлял 58,35 млн драмов оборота в год), должны были платить 3,5% налога с оборота, т. е. ставку эту относили к общему обороту, а не к прибыли или к добавленной стоимости.

В настоящее время малый и средний бизнес находится в двух режимах налогообложения: налог с оборота и патентные платежи. Как было отмечено выше, введение порядка взимания налога с оборота негативно отразилось на развитии малого предпринимательства в республике и не увеличило поступления в бюджет от малых предприятий, поскольку увеличило их «теневые обороты».

Согласно официальным данным о соотношении поступивших налогов от крупного и мелкого бизнеса, в 2013 г. от крупного бизнеса поступила сумма в 971,8 млрд драмов против 688,7 млрд драмов в 2012 г., т е. повысилась на 283,1 млрд драмов, а, что касается малого и среднего бизнеса, то соответственно имело место снижение суммы поступлений с 43,8 млрд-драмов в 2012 г. до 21,2 млрд драмов в 2013 г., т. е. имело место снижение более чем в два раза2.

Учитывая негативное воздействие указанного выше порядка налогообложения, республиканские власти осознают необходимости внесения кардинальных изменений в этой сфере. Среди ученых-экономистов и практиков в настоящее время идет дискуссия, смысл которой сводится к целесообразности полного освобождения микробизнеса от налогов. На сегодня признается целесообразность освобождения от налогов микробизнеса с оборотом до 10 млн драмов. В этом вопросе целесообразно учесть опыт соседней Грузии, где микробизнес с ежегодным товарооборотом в 30 тыс. лари (около 18 тыс. долларов) и ниже полностью освобожден от уплаты подоходного налога, а для малого бизнеса (с товарооборотом до 60 тыс. долларов) действует ставка от 3% до 5%, в зависимости от того, подтверждены ли заявленные вычеты соответствующей документацией3.

Последние законодательные инициативы предусматривают с 1 октября 2014 г. установить в республике новый статус для малых предприятий (в основном представителей семейного бизнеса) и освободить их от уплаты налогов. Новшеством предусмотренного пакета изменений является также то, что для объектов торговли предлагается снизить фиксированную ставку налога с оборота с 1 октября 2014 г. с 3,5% до 1%. Данное изменение уже закреплено принятым недавно Национальным собранием РА Законом о внесении поправок в Закон о налоге с оборота. Однако, по мнению некоторых специалистов, предлагается сложная схема налогообложения, выполнение которой для многих предприятий окажется неприемлемым. В настоящее время среди функционирующих в республике 68,873 малых и средних предприятий большая часть — 50,144 являются плательщиками налога с оборота. Указанные налогоплательщики с 1 января 2015 г., для признания их плательщиками этого налога, должны представить в территориальные налоговые органы заявление, иначе их деятельность перейдет в общее налоговое поле (уплата НДС). И если, как было указано выше, с 1 октября для компаний сферы торговли будет действовать ставка 1%, то для субъектов производственной сферы — 3,5%, сферы услуг — 5%, нотариальной деятельности — 20%, по операциям, связанным с реализацией активов и арендой недвижимости — 10%. Получается, что льготное налогообложение с 2015 г. коснется в основном сферы торговли, а субъекты производственной сферы и ряда других сфер окажутся в менее выгодных условиях.

2 Согласно опубликованным Министерством экономики официальным данным за 2013 г..: URL : http:// www. minecomy. am/ arm/ 55/.

3 Малый бизнес Армении — состояние, проблемы и перспективы : аналитический обзор. — Ереван, 2013. С. 56.

Еще одной важной особенностью налогового стимулирования малого бизнеса можно считать направленность на активизацию его инновационного развития. Вообще предпринимательство тесно связано с нововведениями, на что указывали еще Й. Шумпетер и А. Маршалл. Так, Шумпетер обратил внимание на тождественность предпринимательства и нововведений, а Маршалл утверждал, что предприниматели своим новшеством не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе4. При этом традиционно первой формой предпринимательской деятельности, обладающей рядом специфических особенностей, отличающих ее от крупного бизнеса, является малое предпринимательство. Нужно учесть, что внедрение новых технологий, новых форм организации труда и управления в сфере малого бизнеса особенно важны, поскольку именно они выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Отсюда ясно, что целесообразно установить налоговые льготы на малый бизнес с инновационной направленностью в рамках установленного порядка налогообложения. В Армении в 2009 г. решением правительства создан Национальный центр инноваций и предпринимательства — в качестве промежуточного звена между вузами, научными институтами и бизнесом, который призван сыграть положительную роль в развитии малого предпринимательства с инновационной направленностью.

Надо отметить, что мировой финансовый кризис показал несовершенство налоговой политики во многих странах, включая Армению, выражающуюся в ее фискальной направленности, т. е. в стремлении к увеличению собираемости налогов. В годы кризиса многие страны пошли по пути реформирования своих налоговых законов, и в первую очередь с позиций стимулирования развития малого бизнеса. В целом следует отметить, что в экономически развитых странах удельный вес малых и средних предприятий составляет 97-99% в общем количестве хозяйствующих субъектов, а в США их количество достигает даже 99,7%.

Льготы в области налогообложения малого предпринимательства в отдельных странах реализуются различными способами: путем введения специальных налоговых правил для субъектов малого (в определенных случаях и среднего предпринимательства), как это делается во Франции, или применением общих правил с отдельными льготами для малых предприятий, как это делается в США, Великобритании и ряде других стран. Специальные налоговые режимы для малого, иногда и среднего предпринимательства в большинстве случаев сводятся к следующим льготам:

- упрощенные комплекты документов и процедур представления бухгалтерской и налоговой отчетности (например, в Германии и Франции);

- налоговые скидки для малых предприятий, которые могут предоставляться как в прямой, так и в косвенной форме, Прямая форма предполагает предоставление скидок предприятиям, удовлетворяющим критериям отнесения к субъектам малого бизнеса. Косвенной формой предоставления налоговых скидок малым предприятиям можно считать систему прогрессивных ставок налогообложения, при которой наименьшие ставки применяются к предприятиям с наименьшей налогооблагаемой базой и наиболее нуждающихся в финансовых ресурсах. Подобная система применяется, в частности, в Германии, где нет нормативно закрепленных критериев отнесения к категории малых или средних предприятий;

- стимулирование долгосрочных инвестиций и расходов на научные исследования и разработки посредством исключения их из налогооблагаемой базы.

В ряде стран малым предприятиям предоставляется возможность вычета стоимости осуществляемых инвестиций или затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы. Добавим также, что в некоторых странах малые компании на начальном этапе своей деятельности полностью освобождаются от уплаты налога, что дает им возможность нарастить свои мощности для дальнейшей эффективной деятельности. Снизилась также доля малого и среднего бизнеса в структуре экспорта Армении, которая в прошедшем году составила менее 15% (против 17,7% в 2012 г.), остальные 85% пришлись на крупный бизнес, причем в основном он сконцентрирован в горнорудной сфере.

В республике в связи с продолжающейся инфляцией налоговое бремя, которое легло на малый бизнес в посткризисный период, особенно сильно отразилось на предприятиях с дли-

4 Основы предпринимательской деятельности : экономическая теория : учеб. пособие ; под ред. М.Власовой. — М. : Финансы и статистика, 2004. С. 19.

тельным производственным циклом, в т. ч. в наукоемком производстве. Данный фактор обусловливает необходимость усиления роли налоговой политики как важнейшего инструмента государственного регулирования, а также изучения зарубежного опыта в вопросе стимулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства.

Учитывая необходимость увеличения доли участия малых и средних предприятий в объеме экспорта республики, целесообразно также установить налоговые льготы в отношении этих предприятий, приняв за основу удельный вес экспорта в общем объеме выпускаемой данным предприятием продукции (например, не менее 40%). Армении с ее ярко выраженным отрицательным торговым балансом следует обсудить и возможность налоговых льгот в отношении малых и средних предприятий, обеспечивающих импортозамещение. К числу налоговых льгот, применяемых к малым предприятиям производственного характера, можно отнести также право применять в определенных случаях ускоренную амортизацию основных производственных фондов и другие льготы.

В целом система льготного налогообложения малого бизнеса в Армении должна отвечать следующим целям: льготы, определяющие стратегические цели и задачи экономической политики, связанные с внедрением инновационных технологий, и льготы малым предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в социально значимых отраслях экономики.

Естественно, установление вышеперечисленных налоговых льгот в отношении субъектов малого бизнеса может привести к снижению поступлений в бюджет, но надо иметь в виду, что эти поступления и без того занимают небольшой удельный вес в общих налоговых доходах бюджета. Кроме того, эти льготы могут обеспечить бюджету экономию за счет сокращения выплат пособий по безработице и пособий неимущим слоям населения в результате создания новых рабочих мест, увеличения поступлений косвенных налогов за счет расширения налогооблагаемой базы и роста потребления товаров и услуг населением страны, увеличения объема поступлений единого подоходного налога, на обложение которым республика перешла с 1 января 2013 г., а также создать условия для более рационального использования местных ресурсов. При этом следует помнить, что неоправданные льготы могут привести к заметным потерям доходной части бюджета, следовательно, льготы должны быть экономически обоснованными. В этой связи в Армении и в ее регионах назрела необходимость инвентаризации льгот с последующей их оптимизацией.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что по существу наиболее приемлемой формой налогообложения малого предпринимательства являлся ранее введенный упрощенный налог, доказавший свою эффективность для малых предприятий различных сфер экономики. Для реабилитации этого вида налога фактически необходим пакет законодательных изменений, которые позволят защититься от коррупционных рисков и серьезно ограничить возможные злоупотребления, направленные на стремление крупных предприятий оказаться в сфере льготного налогообложения.

Таким образом, учитывая неблагоприятные тенденции в сфере функционирования в республике малого бизнеса, следует разработать комплекс мер, направляемых на совершенствование налогообложения субъектов малого бизнеса, налоговое стимулирование указанных субъектов с одновременным усилением налогового администрирования. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно идти не только с позиций налогового законодательства, но и в контексте налогового администрирования, т. е. применения этих законов на практике.

Литература

1. Закон РА о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства от 28.12.2000. — URL : www.arlis.am

2. Социально-экономическое положение Республики Армения за 2013 г. — Ереван,2014. С. 403.

3. Опубликованные Министерством экономики официальным данным за 2013 г. — URL : http:// www. minecomy. am/arm/55/.

4. Малый бизнес Армении — состояние, проблемы и перспективы : аналитический обзор. — Ереван, 2013. С. 76 — URL : http://itig.rguts.ru/.

5. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: учеб. пособие; под ред. М. Власовой. — М. : Финансы и статистика, 2004. С. 192.

6. Современные проблемы социально-экономического развития в Республике Армения : сб. научных

статей Книга 1.— Ереван : Ин-т экономики им. М. Котаняна НАНРА, 201.,С. 248. (на арм. яз.).

7. Догиль, Л. Ф. Семенов. Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес : учеб. пособие. — Минск, 2012. С.

336.

References:

1. RA Law on State Support of Small and Medium Enterprises from 28.12.2000. - URL: www. arlis. am

2. Socio-economic situation of the Republic of Armenia for 2013 - Yerevan, 2014. S. 403.

3. Opublikovannye Ministry of Economy official data for 2013 - URL: http://www.minecomy.am/arm/55/.

4. Small business in Armenia - state, problems and prospects: an analytical review. - Yerevan, 2013. S. 76 -URL: http://itig.rguts.ru/.

5. Basics of entrepreneurship: economic theory: Textbook. allowance; Ed. M. Vlasovoy. - Moscow: Finance and Statistics, 2004, p 192.

6. Modern problems of socio-economic development in the Republic of Armenia: Sat. scientific articles Book 1. - Yerevan Institute of Economics. M. Kotanyan NAS RA, 201, p. 248. (in Arm. Lang.).

7. Dogil, LF Semenov. BD Entrepreneurship and Small Business: Proc. allowance. - Minsk, 2012. 336 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.