Научная статья на тему 'Совершенствование механизма осуществления компенсационных выплат при изъятии земель под строительство линейных объектов строительства'

Совершенствование механизма осуществления компенсационных выплат при изъятии земель под строительство линейных объектов строительства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
187
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма осуществления компенсационных выплат при изъятии земель под строительство линейных объектов строительства»

водопользования на орошаемых землях, противодействия импорту, применяя государственные квоты на закупку и таможенные пошлины. Соблюдение водного режима мелиоративных систем экологически жизненно важно для населения. Мелиоративные площади выступают регуляторами процветания сельского хозяйства, долговременной стабилизации урожаев.

Зверева М.А., Митирева Н.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

СТРОИТЕЛЬСТВА

В связи с развитием экономических отношений постоянно возникает потребность в предоставлении земельных участков для строительства промышленных и других социально-значимых объектов. Земля — межотраслевой ресурс, который необходим для размещения и деятельности всех отраслей народного хозяйства [3]. Одновременно с этим, земля является ограниченным ресурсом. Прежде всего, земля ограничена пространственно. Все потребности в земле могут удовлетворяться только в пределах имеющейся территории. Для того чтобы увеличить площадь одного вида использования земли, нужно сократить другие.

Особенно нежелательна для общества конкуренция несельскохозяйственных видов использования земель по отношению к сельскохозяйственному. Сельскохозяйственные угодья составляют земельно-ресурсную базу сельскохозяйственного производства, и уровень их использования во многом определяет продовольственную ситуацию в государстве. Очень важной и трудно решаемой является задача межотраслевого перераспределения земель, которое бы обеспечивало социальную и экономическую защиту земли и интересов сельскохозяйственного производства. В связи с этим большое значение приобретает исследование вопросов компенсации ущерба, причиненного изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма осуществления компенсационных выплат при изъятии земель.

На основании распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 1737-р, в целях укрепления позиций Росси на мировом рынке углеводородов и создания необходимых объемов экспорта нефти, было принято решение о строительстве единой нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Протяжённость второй очереди указанной нефтепроводной системы (участок НПС (нефтеперекачивающая станция) «Сковородино» - СМНП (специальный морской нефтепорт) «Козьмино») (ВСТО - 2) по территории Приморского края составит 553,3 км. Дата начала строительства второй очереди указанной нефтепроводной системы отнесена к концу 2009 - началу 2010 года.

Потребность в земельных ресурсах для временного пользования на период строительства линейной части участка нефтепровода ВСТО-2 по территории Дальнереченского района определена в соответствии с нормами отвода земель для магистральных трубопроводов [2], схемами организации строительства и составляет 47 метров. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации, ремонта объектов нефтепровода, проведения изыскательских, исследовательских и других работ будет установлен вдольтрассовый проезд шириной 3 метра.

Для исключения возможности повреждения необходимо установить охранные зоны вдоль участка трассы нефтепровода ВСТО-2 в виде участков земли, ограниченных условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси нефтепровода с каждой стороны. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов изыматься не будут, но в их границах будет введен особый режим использования

Предоставление земельных участков во временное пользование на период осуществления строительства участка трассы магистрального нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района будет осуществляться путем передачи земельных участков ООО

«Востокнефтепровод» в аренду сроком до трех лет. Кроме того, в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации и ремонта нефтепровода, проведения изыскательских, исследовательских и других работ будет установлен вдольтрассовый проезд шириной 3 метра. Земельные участки, по которым пройдет данная дорога, будут изъяты у правообладателей на возмездной основе.

Процесс изъятия (временного занятия) и предоставления земель для строительства по общему правилу осуществляется в 2 этапа: предварительное согласование места размещения объекта и непосредственно сама процедура изъятия и предоставления земель.

Первый этап процесса изъятия и предоставления земель для строительства участка трассы нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района начался в конце 2006 года. Согласно требованиям действующего на 2006 год законодательства на данном этапе необходимо было произвести предварительные расчеты убытков правообладателей земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства.

На втором этапе, при предоставлении земель, стоимость указанных выплат необходимо уточнять. Так, согласно действующему законодательству, правовое обязательство по возмещению потерь сельского и лесного хозяйства было отменено - с 1 января 2007 года - в отношении земель лесного фонда федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4.12.2006 г. № 201-ФЗ, а с 1 января 2008 года - в отношении земель сельскохозяйственного назначения - федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006 г. № 232-Ф3.

Таким образом, на момент проведения второго этапа процесса изъятия и предоставления земель для строительства нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района перечень компенсационных выплат значительно сократится.

Участок проектируемой трассы нефтепровода ВСТО-2, проходящий по территории Дальнереченского района, характеризуется значительным разнообразием категорий земель, видов сельскохозяйственных угодий, форм собственности на земельные участки, в пределах которых планируется осуществление настоящего проекта.

Площадь сельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения района, предоставленных для строительства нефтепровода, - 97,40 га, что составляет около 53% общей площади представленных для строительства земель данной категории. Площадь изымаемых сельскохозяйственных угодий составит 6,414 га. В аренду на период строительства будут переданы 90,986 га сельскохозяйственных угодий.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения района, предоставленных для строительства нефтепровода, - 87.50 га, что составляет около 47% общей площади представленных для строительства земель данной категории.

Анализ данных показал, что около 62% сельскохозяйственных угодий, предоставленных для строительства участка трассы нефтепровода, составляет пашня, являющаяся наиболее ценным угодьем в сельском хозяйстве. Однако соотношение указанной площади к общей площади пашни Дальнереченского района (30567 га) составляет всего 0,2 %, а, следовательно, и ущерб, причиненный сельскохозяйственному производству района в целом будет являться незначительным.

Большая часть земель сельскохозяйственного назначения (около 55%), предоставленных для строительства участка трассы нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района, находится в муниципальной собственности. Это объясняется тем, что при выборе места размещения нефтепровода предпочтение отдавалось не используемым в сельском хозяйстве землям. Отдельные участки находятся также в государственной и частной собственности.

Земли лесного фонда, предоставленные для строительства нефтепровода, представлены лесными землями и находятся в федеральной собственности. Лесные участки из состава земель лесного фонда расположены в лесах второй группы на территории Дальнереченского лесхоза. Кроме того, в границах Дальнереченского района около 17 км проектируемой трассы нефтепровода ВСТО-2 проходит по лесным и нелесным землям, входящим в состав земель сельскохозяйственного назначения.

В пределах Дальнереченского района площадь земель запаса, предоставленных для строительства нефтепровода ВСТО-2, - 43,75 га, что составляет 0,05% общей площади земель запаса в районе. Земли запаса находятся в федеральной собственности.

Для расчета убытков землепользователей использовались документы ежегодной статистической отчетности хозяйств Дальнереченского района (в том числе по урожайности сельскохозяйственных культур за 5 предшествующих лет. нормам внесения минеральных и органических удобрений), а также технологические карты хозяйств.

Предварительный размер реального ущерба, причиненного обладателям прав на земельные участки их временным занятием для целей строительства нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района, составил 479 тыс.974,2 руб. - в ценах 2008 г.

Однако, возможно, приобретенные правообладателями, взамен изымаемых, новые земельные участки будут располагаться на смежных соответствующим хозяйствам территориях. Указанные территории представлены заболоченными сенокосами на луговых глеевых почвах. Для достижения уровня плодородия, соответствующего изымаемым землям, необходимо провести комплекс мероприятий по улучшению (осушительные мелиорации) и дальнейшему освоению (культуртехнические мероприятия) сельскохозяйственных угодий, Предварительный размер упущенной выгоды, причиненной обладателям прав на земельные участки их изъятием (временным занятием) в целях строительства нефтепровода ВСТО-2, составит 2 млн. 167 тыс. 634 руб. - в ценах 2008 г.

Убытки Дальнереченского лесхоза. 32,50 га будут предоставлены для строительства нефтепровода ВСТО-2. Согласно отчету о проделанной работе за 2006 год на лесных участках, предоставленных для строительства нефтепровода ВСТО-2, Дальнереченский лесхоз осуществлял противопожарные мероприятия, в том числе проведение противопожарного устройства территории, создание противопожарных разрывов и барьеров, патрулирование территории. Объем расходов лесхоза на проведение противопожарных работ в ценах 2008 г. - 411,2 руб./га.

В соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса РФ от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ Дальнереченский лесхоз был преобразован, его функции - контрольные и хозяйственные - поделены между КГУ (краевое государственное учреждение) "Приморское лесничество" и КППК (казенное предприятие Приморского края) "Лесохозяйственное объединение". Предварительный размер убытков Дальнереченского лесхоза (КППК «Лесохозяйственное объединение») составит 13364 руб. (в ценах 2008 г.).

Таким образом, общий предварительный размер убытков, причиненных правообладателям земельных участков их изъятием (временным занятием) для строительства участка трассы нефтепровода ВСТО-2, расположенного на территории Дальнереченского района, составляет 2 млн. 660 тыс. 972 руб. - в ценах 2008 г. (из них 493 тыс. 338 руб. - реальный ущерб; 2 млн. 167 тыс. 634 руб. - упущенная выгода).

Потери, которые понесут землепользователи, производящие сельскохозяйственную продукцию, рассчитываются с учетом нормативной цены отдельных типов почв. Почвенный покров по трассе нефтепровода ВСТО-2, проходящей по сельскохозяйственным угодьям, значительно разнообразен. Размер выплат в бюджет Дальнереченского района, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, составит 3 млн. 484 тыс. 525 руб.

Потери лесного хозяйства рассчитываются, в соответствии с действовавшим на период проведения первого этапа законодательством, с учетом перевода для осуществления строительства лесных земель в нелесные [1]. Размер платы за указанный перевод равняется размеру потерь лесного хозяйства Дальнереченского района. Таким образом, предварительный суммарный объем выплат в федеральный бюджет, поступающих в порядке возмещения потерь лесного хозяйства, вызванных переводом лесных земель в нелесные для целей строительства участка трассы неф гепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района, составит 1 млн. 668 тыс. 620 руб.

В ходе проведенного анализа было установлено, что на момент проведения второго этапа процесса изъятия и предоставления земель для строительства нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района перечень компенсационных выплат, подлежащих возмещению, в соответствии с требованиями действующего законодательства значительно сократится.

Предварительные размеры денежных выплат, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, составят 3 млн. 484 тыс. 525 руб. и 1 млн. 668 тыс. 620 руб. соответственно. В связи с внесением поправок в Земельный кодекс РФ, а также с принятием в новой редакции Лесного кодекса РФ правовые обязательства по возмещению указанных компенсаций были отменены. Отмена компенсации потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель из сельскохозяйственного оборота разрушает механизм экономической защиты

сельскохозяйственных угодий от необоснованных изъятий и расширяет базу для предоставления земельных участков для несельскохозяйственных нужд, в то время как объемы работ по рекультивации и мелиорации не обеспечивают восполнения утрачиваемого потенциала.

Исследования показывают, что площадь земель, пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве, неуклонно сокращается во всех странах мира. Россия не является исключением. В частности, при строительстве нефтепроводной системы ВСТО-2 на территории Дальнереченского района потери сельскохозяйственного производства, выраженные в сокращении площадей используемых сельскохозяйственных угодий, составят 6,414 га, это всего лишь 0,009 % общей площади сельскохозяйственных угодий района, а, следовательно, и ущерб, причиненный сельскохозяйственному производству района в целом будет являться незначительным. Однако протяженность трассы нефтепровода по всему Приморскому краю составит 553,3 км. В этом случае потери от безвозвратного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота будут более ощутимы.

Указанные процессы свидетельствуют о сокращении сельскохозяйственного потенциала страны в целом. Данное обстоятельство диктует необходимость защиты продуктивных земель сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения продовольственной безопасности государства. При выбывании сельскохозяйственных угодий из аграрного производства величина платы за землю должна обеспечивать возможность восстановления сельскохозяйственного потенциала путем освоения новых земельных участков или улучшения малопродуктивных земель.

Поэтому по результатам данной работы предлагается внести изменения в действующее законодательство, а именно восстановить в Земельном кодексе РФ положение о возмещении потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Экономическая эффективность предложенного мероприятия заключается в увеличении местных бюджетов за счет средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Данные средства предлагается направлять в специальные резервные фонды, которые будут расходоваться на следующие мероприятия: реализация муниципальных программ по развитию сельского хозяйства; проведение мелиораций, улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель; восстановление сельскохозяйственных угодий в случае стихийных бедствий (засухи, наводнения).

Указанные фонды создадут прочную финансовую опору для развития процессов экономического стимулирования как отдельных сельхозпроизводителей, так и сельского хозяйства в целом. Это будет способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны. В то время как для большинства крупных строительных компаний плата за перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не составляет значительного ущерба.

Кроме этого расчет потерь сельскохозяйственного производства следует осуществлять на основе дифференцированного норматива стоимости освоения новых земель, значение которого зависит от качественной оценки изымаемых земель в разрезе отдельных районов, используемые нормативы устанавливались применительно к крупным территориальным единицам (одна зона включает в себя до 16 краев и областей) и рассчитывались на основе усредненных показателей затрат на освоение новых земель.

Было установлено, что размер выплат в бюджет района, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, составит 3 млн. 484 тыс. 525 руб. Расчет был произведен на основе утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.01.1993 г. № 77 нормативов стоимости освоения новых земель. В дальнейшем произведен расчет потерь сельскохозяйственного производства с использованием дифференцированного норматива стоимости освоения новых земель. В основу оценки были положены данные химического анализа почв, приведенные на основе данных лаборатории ресурсов Биолого-почвенного института ДВО РАН. Анализ почвенных данных показал, что почвы территории Дальнереченского района, предоставленной для строительства нефтепровода ВСТО - 2, обладают повышенным уровнем плодородия, следовательно, широко используются в сельскохозяйственном производстве.

Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием (временным занятием) сельскохозяйственных угодий для целей строительства нефтепровода, рассчитанные с использованием дифференцированного норматива стоимости освоения новых земель, составят 3 млн.

8 тыс. 668 руб., что на 475 тыс. 857 руб. меньше размера потерь сельскохозяйственного производства, рассчитанных на основе утвержденных нормативов (3 млн. 484 тыс. 525 руб.)

Экономическая эффективность применения предложенного способа расчета заключается в том, что при определении потерь сельскохозяйственного производства будет учтена различная качественная оценка изымаемых сельскохозяйственных угодий в разрезе района, что позволит получить более объективные результаты, следовательно, избежать завышенных или заниженных показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 3 февраля 1997 г. - №5. — Ст.610.

2. СН 452-73 «Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов».

3. Землеустроительное проектирование: Учебник / Под ред. С.Н. Волкова. - М.: Колос, 1997.

Зверева М.А.

ОСОБЕННОСТИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕФТЕПРОВОДА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона проектируется строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Часть нефтепровода второй очереди НПС «Сковородино» - СМНП «Козьмино» будет размещено на территории Дальнереченского района Приморского края. Строительство и ввод в эксплуатацию системы ВСТО-2 придадут мощный импульс развитию экономики Приморского края. Основой этого процесса станет появление в крае по сути новой отрасли производства - трубопроводного транспорта нефти. И, как следствие, развитие смежных с ней отраслей: энергетики, машиностроения, транспорта, строительства, производства строительных материалов и др., а также формирование социальной сферы.

Однако строительство таких крупных объектов приводит к деградации и нарушению земель [4], поэтому в законодательной базе определена необходимость проведения рекультивационных работ для восстановления этих земель [1].

Целью данной работы является обоснование эффективности рекультивационных работ при строительстве нефтепровода на территории Дальнереченского района Приморского края.

Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений должны быть рекультивированы трассы трубопроводов, притрассовые карьеры, резервы, кавальеры.

Дальнереченский район расположен в центральной части Приморского края по западным склонам хребтов Сихотэ-Алиня, в бассейне реки Малиновка и части рек Большая Уссурка и Уссури и в настоящее время занимает площадь 7,2 тысячи квадратных километров. Климат на территории Дальнереченского района резко континентальный. Трасса магистрального нефтепровода проходит в основном по равнинной части территории Дальнереченского района, представленной долинами рек Малиновка и Большая Уссурка и цепью вытянутых очень пологих, крутизной от 1° до 3°, увалов с плоскими вершинами.

Большую часть территории Дальнереченского района по коридору трассы магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (вторая очередь НПС «Сковородино» - СМНП «Козьмино») занимают разнотравные луга, травяные редколесья и порослевые заросли. Болота расположены преимущественно в средней и нижней части территории, отведенной под строительство нефтепровода, и занимают 35 % его площади. Представлены они комплексом редин дуба монгольского, осоко-вейниковыми и злако-разнотравными лугами. Часть трассы нефтепровода на территории Дальнереченского района проходит через лесные массивы, которые представлены дубовыми, разнотравно-кустарниковые лесами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.