Богданова И.А.
ПРИВАТИЗАЦИЯ МЕЛИОРИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ, ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Мелиорация земель как фактор устойчивого развития и уменьшения воздействия неблагоприятного сочетания климатических условий (засух, переувлажнения и недостатка тепла) в Приморском крае, относится к задаче государственной значимости. Созданный потенциал, 11,5 млн. га мелиорированных земель, сельская и водохозяйственная инфраструктура, защитные гидротехнические сооружения, обеспечивал существенную часть валового сбора зерна и производство овощей и картофеля, необходимых для удовлетворения потребностей населения крупных городов и промышленных центров страны.
В условиях реформирования земельных отношений и перехода к рыночным формам хозяйствования произошло ослабление политики государственного регулирования и ведения законотворческой деятельности по продовольственной безопасности населения. Неоправданно расширился импорт продукции до 50%, а на Дальнем Востоке - до 80%, на рынке возросли риски сельского хозяйства, роль и место мелиорации принизились. Подвергнуто ревизии федеральное законодательство о мелиорации, программы повышения плодородия почв из бюджета недофинансируются. Собственное производство сокращено до минимума, а импортозамещение на отечественную продукцию не происходит. Инновации за счет прибыли сельскохозяйственных предприятий затруднены, учитывая венчурные риски и их платежеспособность.
Земли, обслуживаемые мелиоративными системами, государственной собственности занимают около 40%, в т.ч. на орошении - более половины и на осушении - треть. В ряде регионов (Саратовская, Омская обл., Приморский край и др.) земель, обслуживаемых государственными системами субъектов Федерации, в мелиоративном кадастре нет, но балансовая стоимость в крупном размере показана. Как правило, эти мелиорированные земли приватизированы, поделены на земельные доли и переданы в собственность различных организационно-правовых форм хозяйствования. Балансовая же стоимость мелиоративных систем в реестрах и кадастрах осталась государственной.
Проведенная приватизация не сохранила целостность функционирования существующей оросительной, осушительной, коллекюрно-дренажной сети, гидротехнических сооружений, насосных станций и дождевальной техники. В частности, в рисоводческих хозяйствах выход из состава с выделением земельной доли в натуре не допускался, а денежная компенсация не предоставлялась из-за отсутствия средств и ограниченности возможностей приобретения из фонда перераспределения обычно бросовых и требующих мелиоративных мероприятий участков. Приватизация земель и мелиоративных фондов должны были осуществляться одновременно, согласовываться с заинтересованными государственными органами, чтобы обеспечить технологический режим работы, их содержание и ремонт при передаче новым формам хозяйствования на долевой основе, пропорционально объему водоподачи с оформлением соответствующих договоров. Практически десятилетие не финансировалась реконструкция мелиоративных систем из местных бюджетов, а землепользователям было выгодно отказываться от своего права собственности на эги объекты, чтобы снять с себя обязанности по эксплуатации внутрихозяйственной сети. Учет и инвентаризация выполнялись по объектам федеральной собственности.
Зарубежный опыт стран США, Франции и др. показывает эффективность ирригационных округов, водохозяйственных ассоциаций и агентств, объединяющих землепользователей, обслуживаемых мелиоративными системами, для управления ими, сбора платежей на строительство, реконструкцию, ремонт и водопользование. Эти организации, имея определенную административную власть, могут быть созданы на мелиоративных системах с правоприменительными функциями и для содействия в оказании государственных услуг по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению.
В нашей стране эту роль выполняют федеральные государственные учреждения, которые проводят согласованную политику по заключенным Соглашениям между администрациями краев, областей и республик с Минсельхозом России в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв".
Федеральные бюджетные средства при этом направляются только на объекты государственной собственности. Вновь созданные за счет федерального бюджета объекты мелиорации для негосударственных коммерческих организаций закрепляются за соответствующими учреждениями по мелиорации земель и сельхозводоснабжению на праве оперативного управления и сдаются ими в аренду на бесконкурсной основе на срок полезного использования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". В случае инвестиционного проекта определяется доля Российской Федерации в праве общедолевой собственности на объект. Сдача в аренду части объекта мелиорации осуществляется при выделе в натуре доли из общего имущества.
В реальной практике многие годы объекты мелиорации проектировались и строились для негосударственных коммерческих организаций разных организационно-правовых форм: СХТОО, СХПК, ЗАО и т.д., на участках, поделенных на земельные доли и частично приватизированных в дальнейшем. Сложилось положение, при котором проектно-сметная документация устаревала и списывалась, а строительство объектов мелиорации прекращалось.
В условиях рыночных преобразований хозяйства, меняя свои формы, оставляют в собственности задействованные активы. В случае банкротства в конкурсную массу попадают, как правило, ирригационные системы. Например, рисовая система "Жемчужная" Приморского края, расположенная на площади 7,5 тыс. га имела остаточную стоимость 46 млн. руб. с 2001 г. полноценно не используется для посевов риса.
Конкурсный управляющий ограничений по продаже мелиоративных сооружений не установил и предложил продать с разделением её на несколько независимых частей с сохранением назначения и возможностью выращивания других культур. При поливе для учета воды каждого хозяйства потребуется построить на этой системе 12 водомерных постов и на головном сооружении забора воды из р. Арсеньевки поставить один общий. Фактически целостность функционирования оросительной сети нарушилась. Старейшее крупное рисовое хозяйство "Жемчужное" уничтожено.
Приватизация и продажа мелиоративных фондов не согласовываются органами по управлению государственным имуществом, сельским хозяйством, мелиорацией с экспертной оценкой технических условий эксплуатации, функционирования оросительной сети, качества подаваемых и сбросных вод, а также рыночной стоимости земель остаточной стоимости сооружений, ущербов водного и лесного хозяйства.
Значительные территории юга Приморского края пригодны для рисосеяния, что позволяет решать продовольственную проблему, развивая межрегиональный продуктообмен, как внутренний, так и внешний со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Производство зерна достигается на меньшей в 2-2,5 раза обрабатываемой площади пашни. Рисовый комплекс создан на непригодных для богарного земледелия, подтопляемых и заболоченных землях, базируется на промышленных технологиях производства риса, уникальных сортах для северных границ его возделывания. Освоение земель под рис проведено комплексно, построены новые современные агропоселки с инфраструктурой. Эта важная отрасль сельского хозяйства приходит в упадок вследствие зарубежных интервенций риса, которые только через Приморский край возросли в 2002 г. в 50 раз и более, а также отсутствия действенной государственной поддержки, несовершенной кредитной политики, диспаритета цен на топливо, технику и т.д. Обострились экологическая и социальная проблемы проживания людей из-за остановки работы насосных станций на подтопляемых массивах земель.
Экономическая стратегия в переходный период требует совершенствования территориальной организации управления мелиорацией земель и выбора приоритетов эксплуатации мелиоративных систем. Основными из принципов являются целостность их функционирования, товарно-денежные отношения, платность земельных и водных ресурсов, легитимность правовой базы приватизации и государственное регулирование мелиоративной деятельности. Важнейшие из приоритетов развития -институциональные, связанные с федеральными, региональными и муниципальными программами повышения плодородия почв и реконструкции мелиоративных систем, а также социальные - защша земель и населенных пунктов от наводнений, трудозанятость и привлечение инвестиций в сельскую инфраструктуру.
Концептуальной основой становится восстановление производства продукции растениеводства на базе технологий ресурсосбережения, арендных и акционерных форм хозяйствования, регулирования цен с учетом эффектов (ущербов) антропогенного вмешательства в агроландшафты и платного
водопользования на орошаемых землях, противодействия импорту, применяя государственные квоты на закупку и таможенные пошлины. Соблюдение водного режима мелиоративных систем экологически жизненно важно для населения. Мелиоративные площади выступают регуляторами процветания сельского хозяйства, долговременной стабилизации урожаев.
Зверева М.А., Митирева Н.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
СТРОИТЕЛЬСТВА
В связи с развитием экономических отношений постоянно возникает потребность в предоставлении земельных участков для строительства промышленных и других социальнозначимых объектов. Земля — межотраслевой ресурс, который необходим для размещения и деятельности всех отраслей народного хозяйства [3]. Одновременно с этим, земля является ограниченным ресурсом. Прежде всего, земля ограничена пространственно. Все потребности в земле могут удовлетворяться только в пределах имеющейся территории. Для того чтобы увеличить площадь одного вида использования земли, нужно сократить другие.
Особенно нежелательна для общества конкуренция несельскохозяйственных видов использования земель по отношению к сельскохозяйственному. Сельскохозяйственные угодья составляют земельно-ресурсную базу сельскохозяйственного производства, и уровень их использования во многом определяет продовольственную ситуацию в государстве. Очень важной и трудно решаемой является задача межотраслевого перераспределения земель, которое бы обеспечивало социальную и экономическую защиту земли и интересов сельскохозяйственного производства. В связи с этим большое значение приобретает исследование вопросов компенсации ущерба, причиненного изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию механизма осуществления компенсационных выплат при изъятии земель.
На основании распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 1737-р, в целях укрепления позиций Росси на мировом рынке углеводородов и создания необходимых объемов экспорта нефти, было принято решение о строительстве единой нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Протяжённость второй очереди указанной нефтепроводной системы (участок НПС (нефтеперекачивающая станция) «Сковородино» - СМНП (специальный морской нефтепорт) «Козьмино») (ВСТО - 2) по территории Приморского края составит 553,3 км. Дата начала строительства второй очереди указанной нефтепроводной системы отнесена к концу 2009 - началу 2010 года.
Потребность в земельных ресурсах для временного пользования на период строительства линейной части участка нефтепровода ВСТО-2 по территории Дальнереченского района определена в соответствии с нормами отвода земель для магистральных трубопроводов [2], схемами организации строительства и составляет 47 метров. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации, ремонта объектов нефтепровода, проведения изыскательских, исследовательских и других работ будет установлен вдольтрассовый проезд шириной 3 метра.
Для исключения возможности повреждения необходимо установить охранные зоны вдоль участка трассы нефтепровода ВСТО-2 в виде участков земли, ограниченных условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси нефтепровода с каждой стороны. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов изыматься не будут, но в их границах будет введен особый режим использования
Предоставление земельных участков во временное пользование на период осуществления строительства участка трассы магистрального нефтепровода ВСТО-2 на территории Дальнереченского района будет осуществляться путем передачи земельных участков ООО