ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 339.726 (045)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Актуальность темы обусловливается тем, что большинство некоммерческих организаций находятся в затруднительном положении при недостаточности финансирования из соответствующих бюджетов, поэтому необходимо развивать дополнительные источники дохода. В данной ситуации остро встает вопрос о привлечении альтернативных источников финансовых поступлений некоммерческими организациями. Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обусловливает необходимость изменить формы финансирования деятельности некоммерческих организаций. К таким «рыночным формам» относят применение целевых грантов и использование доходов от целевого капитала.
В Российской Федерации возможность формирования и использования доходов от целевых капиталов появилась с принятием Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Для повышения объемов доходов от целевых капиталов необходимо в практику вводить методы, направленные на достижение определенного результата, эффекта. Таким образом, в качестве первоочередной задачи повышения результативности доходов целевого капитала ставится изменение механизма формирования и использования доходов целевого капитала.
Для оптимизации формирования и использования и вообще успешного долгосрочного функционирования целевого капитала требуется надежное и стабильное государственное правовое регулирование. Несмотря на внесенные изменения, закон не доработан, что препятствует многим потенциальным участникам использовать целевой капитал. Основные изменения по усовершенствованию закона носят технический характер, поэтому в данной статье представлены конкретные предложения для дополнения закона.
Также необходимо исследование механизма формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями через повышение эффективности управления средствами целевого капитала и фондом целевого капитала.
Крайне важным является выявление необходимости развития формирования и использования целевых капиталов, потому что России жизненно необходимо развитие в новых направлениях. Если только она не хочет быть полностью зависимой от нефти и газа, в долгосрочной перспективе ей нужно осуществлять качественные инвестиции.
Таким образом, представляется крайне актуальным и востребованным в современных экономических условиях проведение исследования механизма формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями.
Ключевые слова: некоммерческие организации, целевой капитал некоммерческой организации, источники финансирования, жертвователи, управляющая компания, доход от целевого капитала.
ГУБЖЕВА ЛАУРА АСЛАНОВНА
аспирант кафедры «Государственные и муниципальные финансы», Финансовый университет, Москва, россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
IMPROVING THE MECHANISM OF FORMATION
AND USE OF NON-PROFIT ORGANIZATION ENDOWMENT
LAURA A. GUBZHEVA
Post-graduate student of the state and Municipal Finances chair, the Financial university, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The majority of non-profit organizations are facing difficulties of insufficient budget financing, which necessitates development of additional income sources. In this situation attracting alternative sources of financial proceeds by non-profit organizations is becoming a matter of great significance. The transition to the market relations in the Russian Federation requires new forms of financing the activities of nonprofit organizations. Such «market forms» include the use of special-purpose grants and endowment revenues.
In the Russian Federation, the formation and use of non-profit endowment revenues was made possible with adoption of Federal Law No. 272-FZ of December 30, 2006, «On the Procedure of Formation and Use of the Endowment of Non-Profit Organizations». To increase endowment revenues practical activities should make use of methods targeted at a specific effect. Therefore, to reach the primary objective of increasing the effectiveness of endowment revenues, it is necessary to change the mechanism of formation and utilization of the latter.
For optimization of formation and use and to ensure overall long-term functioning of the non-profit endowment, reliable and stable government legal regulation is needed. Though amended, the law is still incomplete, which prevents many potential players from making use of the endowment. Basically, all amendments of the law until now have been of the technical nature, therefore, this paper contains specific proposals to complete the law.
It is also important to study the mechanism of formation and use of the endowment by non-profit organizations through increasing the efficiency of management in controlling endowment assets and endowment funds.
A matter of primary importance is to reveal the necessity of establishment and utilization of endowments because Russia needs development in new dimensions. High-quality long-term investments are required for the country not to be hydrocarbon dependent.
To sum up, in the current economic situation the investigations into the mechanism of formation and use of the endowment by non-profit organizations are up-to-date and in demand.
Keywords: non-profit organizations; endowment of a non-profit organization; financing sources; donors (endowers); managing company; endowment revenue
Сегодня большинство некоммерческих организаций находятся в затруднительном положении из-за недостаточности финансирования из соответствующих бюджетов, поэтому надо развивать дополнительные источники дохода. В данной ситуации остро возникает вопрос о привлечении альтернативных источников финансовых поступлений некоммерческими организациями. Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обусловливает необходимость изменить формы финансирования деятельности некоммерческих организаций. К таким «рыночным формам» относят применение целевых грантов и использование доходов от целевого капитала.
Возможность формирования и использования доходов от целевых капиталов появилась в Российской Федерации около шести лет назад. Ожидали, что с принятием Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» некоммерческие организации начнут активно использовать новую форму организации финансовых ресурсов, однако на практике эффективность функционирования целевых капиталов остается низкой. Для повышения объемов доходов от целевых капиталов необходимо в практику вводить методы, направленные на достижение определенного результата, эффекта. Таким образом, в качестве
первоочередной задачи повышения результативности доходов целевого капитала ставится изменение механизма формирования и использования доходов целевого капитала.
Несмотря на свою актуальность, проблема разработки методики оценки эффективности формирования и использования доходов целевого капитала некоммерческих организаций в теоретическом, методическом и организационном аспектах далека от своего полного разрешения. Не решены проблемы поиска действенных механизмов реализации эффективной системы формирования, управления и использования доходов от целевого капитала.
Под целевым капиталом понимается часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, предусмотренных законодательством, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и переданного некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.
Целевой капитал отличается от обычных пожертвований тем, что при поступлении в некоммерческую организацию не расходуется сразу, а представляет собой средства, которые передаются в доверительное управление, с целью получения регулярного долгосрочного дохода. Именно доходы тратятся на уставные цели некоммерческой организации.
В мировой практике целевые капиталы — это целая отрасль и большие средства, которые в процессе управления превращаются в один из типов крупных инвестиций в экономику. Поэтому развитие отрасли в нашей стране обеспечит устойчивость не только финансовой обеспеченности некоммерческих организаций, но и всей экономики в целом.
За рубежом аналогом целевого капитала является эндаумент (англ. «endowment») — целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для
финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент пополняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований1.
Специалисты зарубежных стран определяют понятие эндаумента по-разному. Но в целом эндаумент определяют как специальный счет, созданный для того, чтобы получать доход, который используется для определенных целей. Для управления эндаументом создают эндаумент-фонд — специальную некоммерческую организацию для долгосрочного функционирования, что позволяет оказывать финансовую поддержку в долгосрочной перспективе. Фонды такого типа создаются для аккумулирования и упорядочения потока доходов, для финансирования научно-исследовательских проектов, предоставления стипендий квалифицированным специалистам или предоставления помощи лицам, обращающимся в фонд за финансовой помощью2.
Одной из отличительных характеристик эндаумента, как и целевого капитала, является то, что полученные пожертвования неприкасаемы. Это условие обеспечивает и создает устойчивый доход и стабильность действия фонда.
В США к эндаументам относят большую группу фондов, например трасты (доверительная собственность), гифты (пожертвования) и др. Эндаумент и аналогичные фонды делятся на группы в зависимости от источника ресурсов и ограничений на использование.
1. «True endowment funds» (фактические эндаументы) — это средства, полученные от пожертвований или завещанного имущества, условия которого предусматривают, что средства эндаумента должны оставаться неприкосновенными и только доходы могут быть израсходованы. В принципе, этот вид эндау-мента является аналогом российского целевого капитала.
2. «Funds functioning as endowment» (фонды функционирующие в качестве эндаумен-тов,— эндаумент-фонды) — эндаумент-фонды, для управления средствами эндаумента. Эти средства инвестируются и используются так
1 http://www.hmc.harvard.edu
2 http://investments.yale.edu
же, как если бы они были true endowment — фактическим эндаументом. Основными источниками формирования средств такого эндаумента также являются частные пожертвования и завещанные имущества. Другими источниками могут, например, выступать средства, полученные от государственных и частных организаций по договорам дарения.
3. «Funds held in trust by others» (фонды, находящиеся в доверительном управлении) — фонды, формирующиеся из частных пожертвований и завещанного имущества, которое передается в доверительное управление доверенным лицам в качестве инвестиций. Исходя из доверительных отношений, такие фонды могут отличаться: учреждение может быть назначено в качестве получателя дохода — бенефициара, или выступать принципалом (представитель, агент) бенефициара, или выступать одновременно в качестве обоих.
4. «Deferred gifts» (доверительный фонд, вступающий в силу при жизни его основателя) — доверительный фонд, вступающий в силу при жизни его основателя, т. е. ежегодная выплата, установленная завещанием, которая заключается в фиксированной сумме платежа в долларах, устанавливаемой в момент получения пожертвования на основании среднерыночной стоимости активов. Эта подгруппа фондов объединяет следующие типы фондов:
• «annuity trusts» — аннуитетные трасты — доверительный фонд, вступающий в силу при жизни его основателя;
• «charitable lead trusts» — траст с ведущей благотворительной целью;
• «pooled income» — общий фонд доходов — доля чистого дохода этих фондов, устанавливаемая на основе числа подразделений, которым предназначено имущество, переходящее в собственность фонда;
• «unitrusts» — фонд образовательного учреждения (университета) — трастовый фонд образовательного учреждения высшего профессионального образования, который формируется и пополняется за счет фиксированной ставки, тарифа платежа (например, 5 % чистой справедливой рыночной стоимости активов, находящихся в доверительном управлении), ут-
вержденной и установленной для выплат не реже одного раза в год;
• «gift annuity» — пожертвования, подлежащие выплате в случае смерти дарителя — фонды, по которым гарантирован срок выплаты аннуитета, устанавливаемый на основе базы для исчисления тарифа в зависимости от прогнозируемой продолжительности жизни бенефициара в обмен на безвозвратные, безотзывные пожертвования. В конце указанного срока выплат доходов от этих средств, замороженных пожертвований возвращается в образовательное учреждение;
• «living trust funds» — доверительный фонд, вступающий в силу при жизни основателя. Этот тип доверительного фонда является аналогом «deferred gifts», но более прост в формировании, управлении и использовании.
5. «Agency funds» (фонды, находящиеся в доверительном управлении) — фонды, находящиеся в доверительном управлении — инвестиционные фонды, созданные образовательными учреждениями для управления капиталами, производительности и организации деятельности в качестве хранителя или налогового агента организаций, являющихся финансово подотчетными образовательному учреждению высшего профессионального образования. Как правило, в США они находятся на территории самого учреждения.
Самым распространенным видом фондов формирования и использования благотворительных средств являются эндаумент-фонды. Управление эндаумент-фондов имеет свои особенности. Структура управления включает3 следующие отделы.
1. Финансовый отдел для управления средствами эндаумент-фонда. Управляющие финансовым отделом ответственны за управление инвестициями эндаумент-фонда и средств подобных им фондов.
2. Наблюдательный комитет за пожертвованиями и оставленным наследством, которому подотчетны: Отдел развития и управления («The Development Policy and Administration Office» (DPA)), Отдел внутренних и внешних
3 http://www.hmc.harvard.edu
таблица 1
Действующие в России эндаумент-фонды
№ Название Размер целевого капитала
п\п высшего учебного заведения
1 МГИМО 1122 млн руб.
2 Санкт-Петербургский государственный университет 946 млн руб.
3 Финансовый университет при Правительстве РФ 518 млн руб.
4 Российская экономическая школа более 170 млн руб.
5 Сколково около 100 млн руб.
6 Новосибирский государственный университет 14,4 млн руб.
7 Сибирский федеральный университет 14,7 млн руб.
8 Томский политехнический университет 10,146 млн руб.
связей («University and External Relations»), Кабинет директора («Office of the President» (OP)), которые отвечают и предоставляют обзор накопленных пожертвований и накопленный доход за каждые 5 лет.
3. Отдел финансового менеджмента, который организует схемы формирования пожертвований и управления средствами эн-даумент-фонда. Он имеет «Income Account Fund Profiles» (AFP) — «подразделение бухгалтерского отчета» и «Fund Attribute Table» (FAT) — «подразделение выявления качественных признаков». Отдел Финансового менеджмента отвечает за контроль формирования эндаумент-фондов и аналогичных фондов в соответствии с установленными условиями. Этот отдел ведет бухгалтерский учет основного дохода и учет дохода от инвестиционной деятельности, распределяет средства по целям эндаумент-фонда, а также занимается финансовой поддержкой отделов и подразделений.
4. Юридический отдел, ответственный за соответствие всех норм законодательству.
Для организации и формирования нового эндаумент-фонда или других аналогичных фондов должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
• определение вида фонда;
• регистрация отдельного подразделения для организации работы фонда;
• формирование цели, ради которой фонд может быть использован (помощь студентам, проведение исследований и т. д.).
Так как в России идет становление отрасли целевых капиталов, привлечение средств является достаточно сложным процессом. Также остается открытым вопрос текущих расходов при формировании целевого капитала, поэтому опыт зарубежных стран может быть полезен.
Специалисты выделяют множество преимуществ формирования целевого капитала: целевое использование, долгосрочность, стабильность, прозрачность, практическая значимость, потенциальная эффективность с точки зрения привлечения определенных видов пожертвований (наследство; средства, которые жертвователь готов предоставить только на определенный срок или на определенных формальных или неформальных условиях; возможно, бюджетные средства, и т. п.) [1].
Наряду с преимуществами существует ряд проблем, сдерживающих развитие целевых капиталов в Российской Федерации. Основными являются отсутствие у руководителей и сотрудников некоммерческих организаций стимулов — ориентации на развитие. Многие руководители в сфере благотворительности сталкиваются с отсутствием инфраструктуры, подходящего персонала, и самое главное — не осуществлен процесс распространения научных знаний в доступной форме для широкого круга пользователей. Несовершенство законодательной базы, затраты на формирование целевого капитала и его управление,
необходимость привлечения специалистов в разных областях (фандрайзинг, бухгалтерский учет, инвестиции и т. д.), необходимость внутриорганизационных преобразований внутри некоммерческих организаций — это лишь немногие причины, которые тормозят развитие этой формы финансирования. К тому же после длительного процесса формирования целевого капитала, доход от управления имуществом появляется не сразу. Конечно, необходимо время для решения проблем, а в последствие роста количества и объемов фондов целевого капитала.
По данным экспертов, сегодня в мире существует всего около 80 фондов целевого капитала объемом больше 1 млн долл., почти все они находятся в США и имеют более чем столетнюю историю формирования [2; 3].
По данным программы «Целевые капиталы» некоммерческого партнерства грантодаю-щих организаций «Форум доноров», в настоящее время в России зарегистрировано около 110 фондов целевого капитала. Только половина из зарегистрированных фондов уже сформировали целевой капитал, остальные находятся в процессе привлечения пожертвований.
Совокупный объем средств, аккумулированный целевыми капиталами в России, — более 24 млрд руб. (по состоянию на апрель 2013 г.). Самый крупный целевой капитал в размере 12 млрд руб. сформирован для поддержки деятельности Благотворительного фонда «Урал» (Республика Башкортостан).
Среди остальных фондов самые крупные собственники целевых капиталов в России в подавляющем большинстве — фонды поддержки вузов: НИТУ «МИСиС», МГИМО, Академии народного хозяйства, Санкт-Петербургского государственного университета, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Высшей школы экономики, Российской экономической школы, Финансовой академии при Правительстве РФ. Первый в России энда-умент-фонд был создан для поддержки Московской школы управления «Сколково» (дата регистрации — 29 марта 2007 г.) [3,4].
По данным официальных сайтов российских фондов целевых капиталов, фонд МГИМО составляет около 1122 млн долл., Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации — 518 млн долл., СПбГУ — 946 млн долл. В то же время эндаумент Гарвардского университета составил 37,1 млрд долл., Йельского университета — 16,3 млрд долл., Стэнфордского университета — 16,5 млрд долл., Массачусетского института технологий (MIT) — 7,9 млрд долл. (данные годовых отчетностей фондов за первое полугодие 2013 г.4).
На современном этапе целевой капитал начал функционировать в России около шести лет назад. Ожидали, что с принятием закона по всей стране начнут действовать тысячи фондов, как и раньше, прежде всего в сфере образования и здравоохранения. Но ожидания не сбылись, и сегодня в России зарегистрировано около 110 фондов целевого капи-тала5. В основном это фонды вузов, а также фонды целевого капитала, которые созданы для финансирования музеев, спортивных обществ, деятельности по оказанию помощи больным детям.
Сегодня рынок целевых капиталов растет примерно на 10-11 %, и объем средств в управлении управляющих компаний достиг примерно 24 млрд руб.
Лидерами, под управлением которых функционируют целевые капиталы, являются ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», Финансовая корпорация «ОТКРЫТИЕ». В конце января 2012 г. эндаумент-фонд «Урал-Инвест Плюс» передал под управление УК «Газпромбанк-Управление активами» 12 млрд руб. УК «Газпромбанк-Управление активами» в очередной раз подтвердила статус лидера на рынке эндаумент-фондов. В настоящий момент общий объем 11 эндаументов под управлением УК «Газпромбанк-Управление активами» превышает 13 млрд руб., что составляет более 50 % рынка.
Но все-таки рынок целевых капиталов развивается медленно. Эксперты объясняют такие низкие показатели тем, что прошло мало времени, а начало развития индустрии совпало с кризисом. Плюс особенность российских целевых капиталов, которая состоит в том, что фонды создаются почти исключительно
4 http://web.mit.edu/.
5 URL: http://www.vedomosti.ru/career/news/1437490/samye_umnye_ dengi.
для финансирования высших учебных заведений. Это объясняется достаточно просто: основные жертвователи — в основном выпускники этих вузов. Другим некоммерческим организациям намного сложнее «установить связь» с жертвователями. Впрочем, неразвитость отрасли благотворительности в нашей стране в целом накладывает дополнительные сложности.
Сложившаяся ситуация наталкивает на необходимость проведения анализа работы механизма целевого капитала.
Следует отметить, что в Федеральном законе от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» множество недоработок, которые не дают возможности использовать целевой капитал многим потенциальным участникам. Проанализируем ряд проблемных вопросов, стоящих на первом плане.
Согласно Закону № 275-ФЗ некоммерческая организация может потратить на обеспечение административно-управленческой функции либо 15 % от суммы дохода от доверительного управления, либо 10 % от суммы дохода от целевого капитала (п. 3 ст. 3), а минимальный срок формирования целевого капитала составляет 10 лет — получается, что за этот срок можно освоить весь фонд без остатка. Поэтому необходимо пересмотреть порядок финансирования управления целевым капиталом. В связи с развитием отрасли в стране можно в первые годы оставить доли в 10 и в 15 %. Но по истечении 3 лет ограничить средства по обеспечению управленческих функций [5].
Согласно действующему законодательству допускается возможность потери части имущества целевого капитала, переданного в доверительное управление (подпункты 5, 6 п. 1 ст. 14). Это либо 50 % от его суммы за один год без учета расходования средств, либо 30 % за три года подряд также без учета расходования активов за этот период, после чего целевой капитал расформировывается. Но данная вероятность в корне противоречит основной идее создания целевого капитала. Жертвователь, передавая средства в фонд под тот или иной проект, не подразумевает, что его часть может быть потеряна уже по итогам одного года.
Поэтому необходимо предусмотреть хотя бы сохранность средств.
В законе существуют определенные требования. Например, управляющей компании необходимо предоставлять вовремя информацию об управлении целевым капиталом, которая размещается на сайте собственника целевого капитала. Но, к сожалению, информация о целевом капитале является недоступной для пользователей. В законе не установлены нормы права, при нарушении которых возникает ответственность, если данную информацию не предоставляют.
В законе много неточных определений, используемых понятий или даже отсутствие необходимых определений. Например, размыто понятие высшего органа управления некоммерческой организации — во всяком случае, нигде не указано, что таковым является дирекция или ректорат образовательного учреждения высшего профессионального образования. Так же неопределенно понятие «вышестоящей организации», трактовка которой вынесена за скобки закона. Создается представление, что многоступенчатый контроль для законодателя гораздо важнее эффективного управления.
Законом определено, что целевой капитал может быть расформирован в случае грубых нарушений, но не раскрывается, что подразумевают под «грубыми нарушениями» (п. 3 ст. 14).
На данный момент ведется активная работа по совершенствованию закона. Свидетельствует об этом вступивший в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 328-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», который установил, что жертвователи получают право вносить в фонд целевого капитала не только деньги, но также ценные бумаги и недвижимое имущество. До вступления в силу закона ограничение жертвовать фонду целевого капитала исключительно денежные средства вызывало множество проблем.
Сейчас сообщество, объединяемое клубом «Целевой капитал» при Форуме доноров, пытается при посредничестве Минэкономразвития добавить еще ряд новаций
преимущественно технического характера. Например, в нынешнем варианте закон требует расформировать фонд, если его активы за год уменьшаются более чем на 50 %, эксперты же клуба предлагают увеличить эту планку до 70 %. Свои идеи есть и у управляющих компаний: например, они хотели бы видеть фонд целевого капитала в статусе квалифицированных инвесторов. Это позволит им покупать бумаги иностранных эмитентов и паи некоторых категорий закрытых паевых инвестиционных фондов (ПИФ).
Закон дополнен рядом важных положений и, несмотря на ряд проблем, Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» дал мощный толчок развитию благотворительности. Однако изменения носят больше технический характер, поэтому представим конкретные предложения для дополнения закона.
Законом № 275-ФЗ ограничено использование целевого капитала некоммерческой организацией. Она должна передать фонд управляющей компании. Возникает множество вопросов как для собственников целевого капитала, так и для управляющих компаний. Установлено, что управляющей компанией может стать только акционерное общество, либо общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Это может выступать ограничением управления целевым капиталом, так как некоммерческие организации не могут оплачивать услуги управляющей компании, что препятствует развитию отрасли в целом.
В Законе № 275-ФЗ управление имуществом, составляющим целевой капитал, должно осуществляться управляющей компанией на основании договора доверительного управления имуществом, т. е. возникает доверительный управляющий. Определение договора доверительного управления имуществом дано в ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации. В настоящее время в качестве доверительных управляющих на российском рынке ценных бумаг могут выступать банки и кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, а также граждане (физические лица),
зарегистрированные в качестве предпринимателей для осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Поэтому перечень управляющих компаний, представленных в Федеральном законе от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», необходимо дополнить и расширить.
Возможно, перечень управляющих компаний был достаточен для переходного периода, для периода создания целевых капиталов в России, так как именно для них (акционерного общества, общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью) наиболее характерны операции с денежными средствами и ценными бумагами клиентов, и поскольку совершение операций по доверительному управлению другим имуществом (движимым и недвижимым) было запрещено.
Сейчас законодательство поменялось, и могут возникнуть другие профессиональные участники — управляющие компании. Смыслом их деятельности будет являться предоставление квалифицированной помощи инвесторам с целью достижения наилучшего инвестиционного результата с меньшими затратами.
Для большинства некоммерческих организаций передача средств — лучший способ управления целевым капиталом, так как это обеспечит эффективное управление с привлечением квалифицированных специалистов. А управление целевым капиталом гарантирует получение дохода выше темпов инфляции [6].
Но в условиях, когда объем капитала функционирующих российских эндаумент-фон-дов невелик, для них существенна доля накладных расходов, связанных с управлением, в том числе и вознаграждение управляющего. Учитывая этот факт, возник вопрос самостоятельного управления своими капиталами с ограничением по объектам инвестирования. Образцом размера капитала предлагают сумму до 30 млн руб., при этом они будут вправе самостоятельно размещать средства в депозиты в рублях и иностранной валюте
в российских кредитных организациях, участвующих в системе страхования вкладов.
Эксперты утверждают, что вопрос о возможности самостоятельного управления целевыми капиталами в обозримом будущем рассматриваться не будет именно по причине сравнительно небольшого объема целевых капиталов. А также то, что собственники целевого капитала не смогут осуществлять эффективное управление, так как не являются профессиональными управляющими.
Показателен опыт Гарвардской управляющей компании (HMC), которая оценила общую стоимость внутреннего управления портфеля в 0,5% стоимости эндаумента. Подтверждением выступает вышедшая недавно книга «When Markets Collide» бывшего менеджера Гарвардской управляющей компании (HMC) Мохамеда Эль-Эриана (Mohamed El-Erian), оценившего, что аутсорсинг стоит в два раза дороже управления инвестициями Гарвардской управляющей компании (HMc) самостоятельно («внутрихозяйственным способом»)
Можно возразить, что на данный момент те немногочисленные управляющие компании, которые участвовали в управлении целевыми капиталами, не показали эффективного управления и доходов от управления целевыми капиталами. Конечно, эту ситуацию можно оправдать кризисом. Но большинство управляющих компаний не представляют никакой информации в свое «оправдание». Более того, ее практически нет, и они лишь утверждают, что нет никакого дохода. Поэтому необходимо внести в законодательство изменения с обратной границей — возможность передачи фонда в собственное управление, когда целевой капитал некоммерческой организации составит определенный объем средств. Это будет стимулировать некоммерческие организации для активного франдрайзинга — процесса привлечения денежных средств. Также позволит утвердить принцип самостоятельности
внутренней организации — выбора направлений и форм деятельности научно-образовательных институтов в сфере обучения и фундаментальной науки.
Дополнение может послужить эффективным стимулом для развития деятельности по управлению фондом без посредников. Организовав группу людей, некоммерческая организация может получать доход с меньшими затратами, располагая при этом максимально достоверной и в полном объеме информацией.
Многие участники рынка утверждают, что целевые капиталы — самая прозрачная и эффективная сегодня форма финансирования некоммерческих организаций, она позволяет им нарабатывать материальный фундамент и выстраивать долгосрочную стратегию. Возможно, в перспективе нам удастся добиться прозрачности, но сегодня она отсутствует. К сожалению, информация о целевом капитале является недоступной для пользователей.
В законодательстве нет никаких форм, методик ответственности, поэтому надо разработать конкретные меры в случаях непредоставления вовремя информации, невыполнения требований управляющими компаниями, нецелевого использования средств целевого капитала. Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса управления целевым капиталом своих обязанностей влечет применение определенных финансовых мер — мер воздействия, выраженных в денежной форме. Основными мерами являются предупреждение, наложение штрафа, запрещение и ограничение деятельности, изъятие материальных и денежных средств, компенсация, конфискация. Важно изучить этот вопрос, чтобы в перспективе добиться прозрачности, так как сегодня она отсутствует.
Для начала необходимо дополнить закон новой статьей «Ответственность управляющей компании», в которой будет установлено, что управляющая компания при осуществлении деятельности по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, обязана выплатить компенсацию в размере полной стоимости имущества целевого капитала, если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал,
снизилась по результатам завершенного отчетного года менее чем на 30, более чем на 30 и более чем на 50 % без учета расходования денежных средств, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 276-ФЗ. Ввести штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей управляющей компанией.
Все эти проблемы возникают ввиду отсутствия опыта, но проявляются огромные перспективы этого направления, поэтому надо активно развивать формирование и использование целевых капиталов.
Известно, что важным условием, стимулирующим жертвователей, является возможность определения целей использования пожертвованных средств. Если расширить возможности участия благотворителей в управлении целевым капиталом через выбор исследований, ознакомление с результатами
исследований, использование части интеллектуальной собственности образовательных учреждений, это станет дополнительным стимулом для российских меценатов.
Одним из важных условий развития целевых капиталов в России может выступить формирование этических норм, что позволит выстроить прочные связи между собственниками целевых капиталов, благотворителями и управляющими компаниями, а также поможет упорядочить накопление, формирование и использование пожертвованных средств. Разработанные этические нормы позволят организовать эффективное и прозрачное взаимодействие сторон.
Несмотря на множество проблем — финансовый кризис, неразвитый финансовый рынок, несовершенство законодательства — идея целевых капиталов имеет будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Субанова О. Фонды целевых капиталов некоммерческих организаций: формирование, управление, использование: Монография. — М.: КУРС, 2011. — 120 с.
2. Тимощук О., Барковец А. Целевые капиталы: история партнерства // Бизнес и Общество — 2012. — № 3 (70); № 4 (71).
3. Барковец А. Лучшие практики по созданию целевых капиталов: Сборник. — М: Форум Доноров, 2012.
4. Пантелеева Л. 2012 год оказался достаточно «урожайным» для отрасли российских энда-ументов // PIF Investfunds, 2013.
5. Алейниченко Э. Р. Применение изменений в законодательство о целевых капиталах некоммерческих организаций: Сборник практических рекомендаций — М.: Форум Доноров, 2012. — 112 с.
6. Кроули Э. Компании получают доступ к новым интеллектуальным ресурсам — студентам // Ведомости. 2011.29.11. № 225.
REFERENCES
1. Subanova O. Endowment Funds of Non-Profit Organizations: Formation, Management, Use: a Monograph. — M.: KURS Publishers, 2011. — 120 pp. (in Russian).
2. Timoshchuk O., Barkovets A. Endowments: the History of Partnership // Biznes i Obshchestvo (Business and Society) — 2012. — No. 3 (70); No. 4 (71) (in Russian).
3. Barkovets A. The Best Practices in Establishing Endowments: a collection of papers. — M.: Forum of Donors, 2012 (in Russian).
4. Panteleyeva L., 2012 Turned Out a Prolific Year for the Russian Endowment Sector // PIF Investfunds, 2013 (in Russian).
5. E. R. Application of Legislative Amendments Concerning Non-Profit Organization Endowments: A Collection of Practical Recommendations — M.: Forum of Donors. 2012. — 112 pp. (in Russian).
6. Edward Crowley. Companies are Getting Access to New Intellectual Resources — Students // Vedomosti newspaper of 29.11.2011, No. 225 (2991) (in Russian).