УДК 330.146
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
© Елена Владимировна БОКАРЕВА
Российский государственный университет туризма и сервиса, п. Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, e-mail: [email protected] © Екатерина Александровна ВЕТРОВА Российский государственный университет туризма и сервиса, п. Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, e-mail: [email protected] © Елена Николаевна ЕГОРОВА Российский государственный университет туризма и сервиса, п. Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, e-mail: [email protected]
В российском образовании происходят серьезные изменения, в особенности это касается высшей школы. Сегодня и государство, и наука ждут от вузов высокого уровня качества оказываемых услуг и самостоятельности в выборе стратегии развития. Поэтому в современных условиях, рассчитывая только на государственное финансирование, университет не может быть достаточно эффективным. Именно поэтому университетам России в самое ближайшее время необходимо решать вопрос развития источников дополнительного финансирования. Одним из таких источников является приобретающий все большую популярность механизм эндаумент-фондов. Актуальность фондов целевого капитала (ЦК) для системы высшего образования заключается в том, что они позволяют накапливать финансовые ресурсы и обеспечивать стабильное развитие университетов в долгосрочной перспективе. ЦК - это часть имущества некоммерческой организации (НКО), сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности НКО. Законодательство многих стран стимулирует создание ЦК, который является источником дохода, идущего на финансирование деятельности некоммерческого сектора, поскольку НКО, сформировавшая ЦК, получает стабильный и долговременный источник финансирования своей деятельности.
Ключевые слова: целевой капитал; эндаумент-фонд; некоммерческая организация; фонд; система франдрайзинга; конкуренция.
Согласно ФЗ № 275 целевой капитал (ЦК), или эндаумент (от англ. endowment), -это «сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций» [1].
ЦК является собственностью некоммерческой организации (НКО) и не может быть конфискован другими организациями. Расформировать ЦК можно только по причинам, перечисленным в ст. 14 ФЗ № 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [1].
Тема ЦК (эндаументов) остается новой для России. Российскому законодательству в этой области чуть более 5 лет. За это время было создано более 117 эндаументов, большинство из которых - эндаументы в сфере образования и науки (62 %) [2, с. 18-19].
На осень 2013 г. совокупный объем средств фондов ЦК составляет около 25 млрд руб.
По состоянию на 1 февраля 2014 г. в России зарегистрировано около 117 фондов ЦК. Их количество и размеры увеличиваются медленно. Важно отметить, что сформировано всего 55 % ЦК, общий объем которых составляет около 25 млрд руб. Большинство фондов целевого капитала созданы для поддержки организаций в сфере образования и
науки (62 %). По остальным сферам поддержки зарегистрированные фонды ЦК распределены следующим образом: в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения - около 12 %, в сфере культуры - 10 % и в сфере спорта - примерно 2 % [3, с. 182192].
Зарегистрированные ФЦК распределены по территориальному расположению следующим образом: Москва - 55 организаций, Санкт-Петербург - 17, остальные 29 регионов - 45: Алтайский край, Архангельская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Кемеровская область, Красноярский край, Кировская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край и др.
Рассмотрим десять крупнейших российских ЦК (по публичным данным на сентябрь 2013 г.).
1. Специализированный фонд управления ЦК «Урал-Инвест Плюс».
2. Специализированный фонд ЦК поддержки и развития Сколковского института науки и технологий (СколковоТех).
3. Специализированный фонд управления ЦК для развития МГИМО.
4. Фонд Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб).
5. Фонд управления ЦК «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета».
6. Благотворительный фонд социальной поддержки «Достоинство».
7. Фонд ЦК «Истоки».
8. Специализированный фонд управления ЦК для поддержки ветеранов фехтования.
9. Благотворительный детский фонд «Виктория».
10. Специализированная организация управления ЦК - некоммерческая организация-собственник ЦК «Фонд целевого капитала РЭШ» [4, с. 7-8].
Как видно из списка, к крупнейшим фондам ЦК относятся преимущественно фонды, созданные для поддержки вузов. В 2013 г. начали развиваться совершенно но-
вые типы фондов ЦК в России. Это капитал фонда местного сообщества «Гражданский союз», объединенный ЦК для поддержки НКО Пензенской области. Также сформирован эндаумент школы им. А.М. Горчакова, первый в России ЦК для поддержки частной средней школы [4, с. 9].
ЦК - это часть имущества НКО, сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности НКО. Собственником ЦК, т. е. организацией, которая определяет судьбу дохода, может быть НКО, созданная в организационно-правовой форме - фонд, автономной НКО, не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Не имеющая членства НКО, созданная с целью предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации. Все остальные организационно-правовые формы законодательно лишены на данный момент права формировать ЦК [5].
Представителям бизнеса ЦК позволяет поддерживать приоритетные проекты, контролировать распределение средств от управления ЦК (доноры, пожертвование которых превышает 10 % стоимости ЦК, имеют право войти в Совет по использованию ЦК) [6, с. 113-114].
Преимуществом эндаумента является прозрачный характер его деятельности: функционирование модели контролируется Советом по использованию ЦК / Попечительским советом, пожертвования в фонд ЦК передаются в доверительное управление управляющей компании, доход от управления ЦК направляется на финансирование деятельности одной или нескольких НКО. Все юридические лица, согласно законодательству Российской Федерации, обязаны предоставлять определенные виды отчетности в зависимости от их организационно-правовых форм в уполномоченные органы, утвержден-
ные в нормативно-правовых актах, регулирующих их деятельность.
Средства, поступающие в ЦК, и доходы от управления ЦК не облагаются налогом. Для жертвователей - физических лиц, передающих средства в ЦК, предусмотрен социальный налоговый вычет из подоходного налога [7, с. 87-90].
В отдельных регионах РФ предусмотрены налоговые льготы для юридических лиц-жертвователей. ЦК может стать инструментом эффективного и долгосрочного софинан-сирования (с государственными средствами) социальной сферы внебюджетными ресурсами.
Министерство экономического развития РФ предоставляет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО при наличии в регионах ЦК [8, с. 43-46].
ЦК формируется на срок не менее 10 лет. В России большинство ЦК созданы на неограниченный срок, но существуют ЦК на 10, 20, 50 лет. Важным является наличие миссии, а также стратегии развития организации в долгосрочной перспективе, понимание того, какой объем ЦК необходим для функционирования организации.
ЦК формируется за счет пожертвований. Собственные средства, заработанные средства, другие средства организаций, создающих ФЦК, не могут быть внесены в ЦК. Сами фонды ЦК не могут жертвовать на формирование или пополнение своих ЦК. На этапе формирования ЦК можно вносить только денежные средства, с 2012 г., когда в силу вступили поправки, пополнять ЦК можно за счет ценных бумаг и недвижимости. Пока основными средствами пополнения ЦК остаются все же денежные средства.
Во многих странах оказывается законодательная поддержка организациям, формирующим ЦК, который является источником дохода, идущего на финансирование деятельности некоммерческого сектора. Таким образом, НКО, создавшая эндаумент-фонд, получает стабильный и долговременный источник финансирования своей деятельности. При этом следует иметь в виду, что сам капитал в процессе деятельности фонда не расходуется, он находится в управлении третьих лиц [9].
Кроме того, следует обратить внимание на то, что идеи создания целевых фондов,
сформированных за счет пожертвованных средств, имеют уже достаточно длительную историю не только в зарубежной, но и в российской практике. Например, создавались фонды для присуждения частных благотворительных премий. В 1883 г. потомственный почетный гражданин А.М. Сибиряков пожертвовал капитал, за счет процентов с которого вручалась премия имени жертвователя, выдаваемая через каждые три года за лучшее оригинальное сочинение о Сибири. Затем сам капитал и право присуждения премии были переданы открывшемуся Томскому университету.
В 1887 г. были учреждены премии почетного члена Академии генерала от инфантерии Ф.Ф. Шуберта на капитал, внесенный его дочерью. Данные премии вручались за выдающиеся сочинения по теоретической астрономии и анализу бесконечно малых величин, а также в виде пособия при работах, выполняемых по указанию Академии для решения важных задач теоретической астрономии.
Самым известным эндаумент-фондом является Нобелевский. Его возникновение относится к концу XIX в. Химик и инженер, изобретатель динамита А. Нобель завещал фонду средства, вырученные от продажи его собственности, на которые были приобретены ценные бумаги. Впоследствии проценты, вырученные от их прибыли, были использованы для выдачи премии ученым. На момент смерти А. Нобеля его состояние по современным меркам оценивалось примерно в 212 млн долл. Сегодня активы Нобелевского фонда превышают 500 млн долл. [8].
Важнейшей особенностью, о которой необходимо помнить при создании ЦК, является то, что он отличается от традиционной формы благотворительности. Одним из основных факторов, лежащих в основе этого различия, является то, что пожертвования, идущие на формирование эндаумент-фондов, необходимы не для финансирования текущей деятельности, а для инвестирования с целью решения долговременных задач.
Минимальный размер ЦК (3 млн руб.) нужно привлечь за год, создать высший орган управления организации, выбрать управляющую компанию, а затем передать средства в доверительное управление этой УК. Если за год в ЦК не набирается минимальной суммы, он подлежит расформированию.
Многие НКО сталкиваются с т. н. ловушкой трех миллионов: все ресурсы идут на привлечение средств, необходимых для формирования ЦК, но затем значительно увеличить ЦК не получается.
В качестве основного мотива для создания эндаумент-фондов во многих случаях выступает стремление совместить интересы жертвователей, носящие стратегический характер, с интересами получателей ЦК для совместного финансирования социально значимых проектов. С одной стороны, существуют предположения, что крупные частные пожертвования с расчетом на длительную перспективу инвестирования и использования могут быть рассмотрены как эффективное средство, способствующее приобретению уважения со стороны общества. С другой стороны, считают, что быстрое распространение механизма эндаумент-фондов возможно только после целенаправленных руководящих указаний сверху [10, с. 361].
Зачастую высказывается мнение, что передача денежных средств, направленных на формирование фонда ЦК, позволяет усилить влияние на организацию в большей степени, чем осуществление разового благотворительного взноса. Однако с ним сложно согласиться.
На пути развития института эндаумент-фондов в России встречаются различного рода затруднения. Все многообразие проблем, которые возникают у российских НКО при создании фондов ЦК, можно разделить на две группы. С одной стороны, отсутствует слой благотворителей, готовых выделять средства для стратегических потребностей некоммерческого сектора. С другой стороны, у получателей финансовых средств зачастую отсутствует возможность ждать, т. к. проблемы, требующие решения в краткосрочном периоде, стоят для них слишком остро [11, с. 39; 12; 13].
ЦК нельзя рассматривать как единственный механизм, с помощью которого появится возможность решить все проблемы, существующие в тех сферах, где он может быть использован. Он выступает только как один из множества возможных механизмов, способных снизить нагрузку на других участников отношений в данных областях. При этом следует учесть, что ЦК не отменяет обязанность государства оказывать поддержку та-
ким социально важным сферам, как образование и здравоохранение.
1. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: федеральный закон РФ от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
1. Бокарева Е.В. Развитие финансового механизма привлечения целевого капитала некоммерческими организациями в системе высшего профессионального образования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 48. С. 17-23.
2. Бокарева Е.В., Егорова Е.Н., Кучин М.А., Черникова Л.И. Особенности управления целевым капиталом в системе высшего образования // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 5 (52). С. 184-195.
3. Бокарева Е.В. Анализ и оценка работы фондов целевого капитала в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 21. С. 7-10.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (с изм. и доп.): федеральный закон РФ от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
5. Егорова Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 7-34. С. 112123.
6. Егорова Е.Н. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования // Сервис plus. 2011. № 1. С. 87-93.
7. Бокарева Е.В. Целевой капитал некоммерческой организации: мировой опыт использования и нормативное регулирование в современной России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 15. С. 43-47.
8. Chernikova L.I., Zaernyuk V.M., Bokareva E.V., Kryukova E.M. Theoretical approaches to the banking financial intermediation and its development trends // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 12. P. 1723-1725.
9. Ветрова Е.А. Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92). С. 358-363.
10. Ветрова Е.А. Управление инновационным развитием региона // Вестник Тамбовского
университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 36-40.
11. Ветрова Е.А. Особенности трансформации экономики благосостояния при переходе к постиндустриальному обществу // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78). С. 24-28.
12. Kryukova E.M., Vetrova E.A., Maloletko A.N., Kaurova O.V., Dusenko S.V. Social-economic problems of Russian mono-towns // Asian Social Science. 2014. Vol. 11. № 1. P. 258-267.
1. O poryadke formirovaniya i ispol'zovaniya tsel-evogo kapitala nekommercheskikh organizatsiy: federal'nyy zakon RF ot 30.12.2006 g. № 275-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
2. Bokareva E.V. Razvitie finansovogo mekhaniz-ma privlecheniya tselevogo kapitala ne-kommercheskimi organizatsiyami v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya // Fi-nansovaya analitika: problemy i resheniya. 2013. № 48. S. 17-23.
3. Bokareva E.V., Egorova E.N., Kuchin M.A., Chernikova L.I. Osobennosti upravleniya tselevym kapitalom v sisteme vysshego obra-zovaniya // Servis v Rossii i za rubezhom. 2014. T. 8. № 5 (52). S. 184-195.
4. Bokareva E.V. Analiz i otsenka raboty fondov tselevogo kapitala v Rossii // Finansovaya anali-tika: problemy i resheniya. 2013. № 21. S. 7-10.
5. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s peredachey Tsentral'nomu Banku Ros-siyskoy Federatsii polnomochiy po regulirovani-yu, kontrolyu i nadzoru v sfere finansovykh ryn-kov (s izm. i dop.): federal'nyy zakon RF ot 23.07.2013 g. № 251-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
6. Egorova E.N. Nalogovoe stimulirovanie inno-vatsionnoy deyatel'nosti v Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2012. № 7-34. S. 112-123.
7. Egorova E.N. Fiskal'nyy monitoring kak infor-matsionnaya baza nalogovogo regulirovaniya // Servis plus. 2011. № 1. S. 87-93.
8. Bokareva E.V. Tselevoy kapital nekommerch-eskoy organizatsii: mirovoy opyt ispol'zovaniya i normativnoe regulirovanie v sovremennoy Ros-sii // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2013. № 15. S. 43-47.
9. Chernikova L.I., Zaernyuk V.M., Bokareva E.V., Kryukova E.M. Theoretical approaches to the banking financial intermediation and its development trends // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 12. P. 1723-1725.
10. Vetrova E.A. Osnovnye osobennosti sotsial'no-ekonomicheskogo vzaimodeystviya vlasti i biznesa po razvitiyu chelovecheskogo kapitala v sovremennoy Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 12 (92). S. 358-363.
11. Vetrova E.A. Upravlenie innovatsionnym razvi-tiem regiona // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127). S. 36-40.
12. Vetrova E.A. Osobennosti transformatsii ekonomiki blagosostoyaniya pri perekhode k postindustrial'nomu obshchestvu // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2009. Vyp. 10 (78). S. 24-28.
13. Kryukova E.M., Vetrova E.A., Maloletko A.N., Kaurova O.V., Dusenko S.V. Social-economic problems of Russian mono-towns // Asian Social Science. 2014. Vol. 11. № 1. P. 258-267.
Поступила в редакцию 15.01.2015 г.
UDC 330.146
PECULIARITIES OF FORMATION OF SPECIAL-PURPOSE CAPITAL OF NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA
Elena Vladimirovna BOKAREVA, Russian State University of Tourism and Service, settlement Cherkizovo, Pushkin district, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics and Management Department, e-mail: [email protected]
Ekaterina Aleksandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, settlement Cherkizovo, Pushkin district, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics and Management Department, e-mail: [email protected]
Elena Nikolaevna EGOROVA, Russian State University of Tourism and Service, settlement Cherkizovo, Pushkin district, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics and Management Department, e-mail: [email protected]
In the Russian education system major changes are undergoing, in particular, this applies to high school. Today, both the state and science, expect universities high level of service quality and independence in the choice of development strategy. Therefore, under current conditions, relying only on state funding, the University may not be effective enough. That is why the universities of Russia in the nearest future it is necessary to solve the question of the development of additional sources of funding. One of these sources is an increasingly popular mechanism of endowment funds. The relevance of funds of Target capital (TC) for the higher education system is that they allow you to accumulate financial resources and ensure the
stable development of universities in the long term. TC - is that part of the property to a nonprofit organization, formed through donations made by the donor (donors) in the form of cash transferred for trust management company to generate income used to Fund the us-authorized non-profit organization. Legislation in many countries to stimulate the establishment of endowments, which is a source of income spent on funding the non-profit sector, as a non-profit organization, formed the TC, receives a stable and long-term source of funding for their activities.
Key words: target capital; endaument-fund; non-profit organization; fund; frandrayzing system; competition.