Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Improving the mathematical competence of physical culture university students
Nargiza YULDASHEVA1
Fergana Branch of the Institute for Retraining and Advanced Training of Specialists in Physical Culture and Sports
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Article history:
Received July 2021 Received in revised form 20 July 2021
Accepted 15 August 2021 Available online 15 September 2021
Keywords:
competent teacher, education, physical education, competence building, professional competence, social competence.
Theis sues of the competence of a teacher of physical education, determined by the totality of knowledge, abilities, skills, reflected in the theoretical and applied preparedness of the teacher for professional and pedagogical activity, are considered.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Jismoniy tarbiya universitetlari talabalarining matematik kompetentligini takomillashtirish
ANNOTATSIYA
Kalit so'zlar:
vakolatli o'qituvchi, ta'lim,
jismoniy tarbiya, vakolatlarni shakllantirish, kasbiy vakolatlar, ijtimoiy vakolatlar.
Jismoniy tarbiya o'qituvchisining malakasi, o'qituvchining kasbiy va pedagogic faoliyatga nazariy va amaliy tayyorgarligida aks etgan bilim, ko'nikma, malakalarning jami bilan belgilanadi-gan masalalari ko'rib chiqiladi.
1 Fergana Branch of the Institute for Retraining and Advanced Training of Specialists in Physical Culture and Sports. Fergana, Uzbekistan.
E-mail: nargizayuldasheva1972@gmail.com.
Совершенствование математической компетентности студентов вузов физической культуры
_ АННОТАЦИЯ_
компетентности, профессиональные компетенции, с оциальные компетенции.
Многоуровневая система подготовки кадров в области физической культуры и спорта существенно повысили требования к учебно-педагогическому процессу по циклу естественно-научных дисциплин, прочно вошедшие в учебные программы вузов.
Аналитический мониторинг литературных источников по данной проблеме выявил, что основам математики в вузах физкультурной направленности в учебном процессе не уделялось должного внимания. Рост научно-технического процесса и современное развитие спортивной науки возникла острая потребность в изучении вопросов качества преподавания естественно-научных дисциплин в профессиональных колледжах физкультурной направленности. На современном этапе развития педагогической науки недооценивать роль математики в тренировочном процессе при подготовке спортивных резервов возникает адекватная необходимость в профессиональной компетентности будущего специалиста.
В данном случае профессиональная компетентность рассматривается как категория, определяемая уровнем профессионального образования, индивидуальными способностями специалиста и предполагает готовностью к решению возникающих профессиональных задач, ценностное отношение к педагогической деятельности и высокий уровень его профессиональной культуры.
Математизация - это характерная черта современной науки и техники, а знание делается точным только тогда, когда для его описания удается использовать специально созданную математическую модель, что дает основание утверждать о необходимости адаптации специалистов к потребностям современного общества и быть математически грамотным человеком.
Математическая компетентность - это системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в сфере практической деятельности, открытого к динамичному обогащению, способного достигать значимых результатов и качества в математической деятельности. В определении содержательных характеристик категорий «математическая компетентность» решающую роль играют направленность физкультурно-спортивного специалиста на педагогическую деятельность, его профессиональная компетентность.
Ключевые слова.
компетентный преподаватель, образование,
Рассмотрены вопросы компетентности преподавателя физического воспитания, определяемых по совокупности знаний, умений, навыков, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности преподавателя к профессионально-педагогической деятельности.
физическое воспитание, формирование
Включение в Государственные образовательные стандарты блока естественнонаучных дисциплин для гуманитарного направления вызвано жизненной потребностью. Естественно-научные дисциплины прочно вошли в учебные программы всех образовательных систем физкультурного профиля, как основа базовой подготовки высококвалифицированных специалистов.
Развитие спортивной науки, внедрение в современный спорт и физическую культуру мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению специалистов различного профиля к комплексному научному и информационному обеспечению на этапе подготовки спортсменов и тренеров по видам спортивной деятельности.
Ведущие специалисты в сфере спортивной науки (Ханкельдиев Ш.Х., Ураимов С.Р.) сходятся во мнении о том, что «математическая грамотность» это способность определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику, чтобы удовлетворять потребности, присущие мыслящему специалисту по физической культуре и спорту.
Математическая грамотность характеризуется «математической компетентностью» как наиболее общие математические способности и умения, включающие математическое мышление, письменную и устную математическую аргументацию, постановку и решение поставленной проблемы, математическое моделирование, использование математического языка и современных технических средств обучения.
Компетентность специалиста сферы физического воспитания и спорта приобретает значимую актуальность в исследовании педагогических проблем. В связи с этим обеспечение педагогических условий становления математической компетентности у учащихся вуза является необходимой частью работы современного физкультурно-спортивного педагога.
Актуальным является вопрос стимулирования процесса подготовки специалистов в среднем звене физкультурно- образовательных учреждениях, к становлению их математической компетентности в процессе профессионально-педагогической подготовки. Считаем целесообразным включение предмета «Спортивная метрология» из блока дополнительных дисциплин в блок обязательных учебных предметов.
Современная тенденция при подготовке специалистов физической культуры выделяются новые инновационные подходы в виде дифференциации процесса обучения, способствующие более качественной подготовки специалистов, где создаются благоприятные условия для проявления и развития их способностей. Индивидуализированное обучение предполагает учет типичных индивидуальных особенностей учащихся группируя их по признаку соответствия с целями индивидуализации с учетом уровня знаний, умений и качеств умственной деятельности.
Профессионально-педагогическая подготовка учащихся специализированных образовательных учреждений рассматривается как система, включающая в себя три подсистемы: 1) теоретическую; 2) исследовательскую и 3) практическую.
Важнейшей задачей вузов системе физической культуры является становление их математической компетентности, поскольку эффективно управлять учебно-тренировочным процессом может педагог, способный находить в обучении и воспитании, закономерности рассматриваемых явлений, видеть главную цель и основные и способы их оптимального решения.
Группа авторов (Khankeldiev S.K., Uraimov S.R.) считают, что математическая компетентность педагога — это результативный уровень его подготовленности по математике и владение психолого-педагогическими знаниями и умениями. Сфера математической компетентности педагога кроме теоретических знаний по предмету, включает в себя знания способов получения математических фактов и их передачи, навыки совершенствования математических знаний и оптимизировать технологию учебно-тренировочного процесса.
Важнейшим элементом компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту является умение подбирать и использовать в учебном и тренировочном процессе математические и информационные модели, но к сожалению в предусмотренных учебными планами курсах математики, информатики и информационным технологиям недостаточно внимания уделяется элементам моделирования. Экспериментально определено, что обучение информационному и математическому моделированию наиболее эффективно при если условии:
• содержание задач соответствует профессиональной направленности контингента учащихся;
• оптимально выбрано программное обеспечение, позволяющее в доступной форме строить алгоритмы для решения задач,
• соблюдается преемственность в применении компьютерных методов и прикладных задач;
На основе требований Государственного образовательного стандарта учащийся колледжа физической культуры и спорта должен знать и уметь использовать на практике основы математического анализа и математической статистики. Основы, заложенные при изучении курса математики, создают хорошую базу для изучения таких дисциплин, как биомеханика, спортивная метрология, информатика, теоретические основы избранного вида спорта.
Прогрессивный рост научно-технической революции во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в педагогической науке, где математика занимает одно из ведущих мест, становится очевидным, что специалисту физической культуры и спорта необходимо владеть математическими методами исследования, способствующих формированию научного мышления и является условием совершенствования системы вуза .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Abdullayev A. Monitoring Women's Contingent Health Condition State at Uzbekistan Pedagogical Colleges // Eastern European Scientific Journal. - 2019. - №. 1.
2. Allamuratov S., Ernazarov G. Values of physical culture and sports in higher education.
3. Allamuratov S.I., Uraimov S.R. Motor training of student youth in the process of training in specialized military-technical lyceums in conditions of hyperthermia //Herald pedagogiki. Nauka i Praktyka. - 2021. - Т. 1. - №. 1.
4. Неъматович Э.Г. Обоснование метрологической доступности контрольных тестов по физической подготовленности // Педагогика ва психологияда инновациялар. - 2020. - Т. 11. - №. 3.
niiSfipnrp
Ull lv"'" Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations
Special Issue - 8 (2021) / ISSN 2181-1415
5. Uraimov S. The interrelation of the block-modular system of motor fitness of young men in the lessons of pre-conscription military education and physical culture // Herald pedagogiki. Nauka i Praktyka. - 2021. - Т. 1. - №. 1.
6. Ураимов С.Р. Динамика соматометрических показателей учащихся военно-технического лицея // Фан-Спортга. - 2019. - №. 2. - С. 68-71.
7. Ураимов С.Р. Влияние гиподинамического фактора на физическое состояние учащихся военно-технического лицея // Наука сегодня: задачи и пути их решения: материалы. - 2019. - С. 117.
8. Uraimov S.R., Melikuziev A.A. Analysis of indicators of speed readiness freestyle wrestlers // Herald pedagogiki. Nauka i Praktyka. - 2021. - Т. 1. - №. 1.
9. Ханкельдиев Ш.Х., Ураимов С.Р. Пульсовая оценка беговых упражнений первокурсников Военно-технического лицея на занятиях по физическому воспитанию // Теория и методика физической культуры. - 2017. - №. 1. - С. 15-19.
10. Ханкельдиев Ш.Х., Ураимов С.Р. Физический статус допризывной молодежи // Монография. Фергана - 2020.
11. Ураимов С.Р. Теоретическая подготовка по физической культуре учащихся школьной системы образования // Педагогика ва психологияда инновациялар. -2020. - Т. 11. - №. 3.
12. Ханкельдиев Ш.Х. Методология построения должных норм физической подготовленности учащейся молодежи // Международ. научно-практ. конф. Ташкент. - 2015. - С. 332-333.
13. Хонкелдиев Ш.Х., Эрназаров Г.Н. Вегетативное обеспечение терморегуляционного эффекта у детей, проживающих в условиях гипертермии // Наука сегодня: вызовы и решения [Текст]: материалы между. - 2020. - С. 116.
14. Ernazarov G.N. Attitude of a modern student to a walky lifestyle // Stress. - Т. 269. - С. 43. 74.
15. Khankeldiev S.K., Uraimov S.R. Assessment of the relationship between motor skills and physical development of student youth by the method of canonical analysis // Thematics Journal of Social Sciences. - 2021. - Т. 7. - №. 3.