г
v.
Бабичева Ирина Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой «Физическое воспитание и спорт» Филиала Российского государственного университета (НИУ) нефти и газа имени И.М.Губкина в г. Ташкенте
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК: 378.172
БАБИЧЕВА И.В. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматриваются вопросы оптимизации учебного процесса физического воспитания студентов в высшем учебном заведении на основе развития психофизических способностей, необходимых в профессиональной деятельности специалистов нефтегазовой отрасли. Поднимается вопрос об использовании средств физической культуры, обеспечивающих избирательное воздействие на развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями конкретной профессии.
Ключевые слова и понятия: образование, специальность, профессиональная деятельность, работоспособность, физические качества, двигательные способности.
BABICHEVA I.V. TALABALARNING JISMONIY TARBIYASIDA O QUV JARAYONINI OPTIMALLASHTIRISH MUTAXASSISLARNING KASBIY TAYYORGARLIGINING OSISH OMILI SIFATIDA
Maqolada neft va gaz sanoati mutaxassislarining kasbiy faoliyatida zarur bo'lgan jismoniy fazilatlarni rivojlantirish asosida oliy o'quv yurtida jismoniy tarbiya mashg'ulotlarini optimallashtirish masalalari muhokama qilindi. Muayyan kasb talablariga muvofiq aqliy va jismoniy fazilatlar, motorli ko'nikmalar va tana funktsiyalarining rivojlanishi va takomillashishiga tanlab ta'sir ko'rsatadigan jismoniy madaniyat vositalarini qo'llash haqida masalalar ko'tarildi.
Tayanch so'z va tushunchalar: ma'lumot, mutaxassislik, kasbiy faoliyat, mehnat qobiliyati, jismoniy fazilatlar, vosita qobiliyatlari.
BABICHEVA I.V. OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS AS A FACTOR IN THE GROWTH OF PROFESSIONAL READINESS OF SPECIALISTS
The article deals with the optimization of the educational process of physical education of students in a higher educational institution on the basis of the development of physical qualities necessary in the professional activities of specialists in the oil and gas industry. The question is raised about the using of physical culture means that provide a selective effect on the development and improvement of mental and physical qualities, motor skills and body functions in accordance with the requirements of a particular profession.
Key words and concepts: information, specialization, professional activity, work experience, physical qualities, motor capabilities, education, specialty, professional activity, working capacity, physical qualities, motor abilities.
Введение.
В настоящее широкомасштабные реформы, осуществляемые во всех сферах, востребованность к высококвалифицированным профессионалам, имеющим соответствующий научный и технический потенциал постоянно растёт. Действующие в настоящее время нормативно-правовые документы ориентированы на формирование современного, отвечающего требованиям рыночной экономики специалиста с высокой научной и профессиональной подготовкой, с творческим мышлением, с активным и интеллектуальным потенциалом. Современное развитие нефтедобывающей промышленности, ее конкурентоспособность во многом обуславливается наличием квалифицированных кадров. Наличие хорошо подготовленных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать эффективные проекты, активно развивать, обновлять структуру компании и внедрять самые передовые технологии играет важную роль в конкурентоспособности крупнейших нефтедобывающих компаний1.
Как известно, в последнее время рынок труда быстро меняется и ставит большие требования именно к уровню образования человека. Исходя из этого, сфера образования должна соответствовать современным требованиям развития, своевременно отвечать вызовам модернизации, а в определенных случаях в своем развитии опережать другие сферы и отвечать требованиям времени.
1 Курбанкулов С.Р., Фахрутдинов Р.З., Зиннурова О.В. Нефтегазовая промышленность Узбекистана // Вестник технологического университета. - 2016. - Т. 19. - № 14. -С. 71.
И образование должно носить опережающий характер, потому что пока студент становится специалистом и получает место в обществе в качестве опытного профессионала, рынок труда уже ставит перед ним новые задачи. Система образования должна заранее предвидеть и угадывать потребности и требования общества2.
Актуальность темы исследования.
В настоящее время проблема достижения качественного уровня профессиональной готовности специалистов затронула и нефтегазовую отрасль. Современное развитие нефтедобывающей промышленности, ее конкурентоспособность во многом обусловлены наличием квалифицированных кадров, способных разрабатывать и реализовывать эффективные проекты, активно развивать, обновлять структуру компании и внедрять самые передовые технологии. Знания профессии, физические и психические качества, прикладные навыки должны соответствовать веянию времени и проблема достижения качественного уровня профессиональной готовности специалистов нефтегазовой отрасли, напрямую взаимосвязана не только с теоретической и практической подготовкой, но и с физической подготовленностью
2 Базарова Г.Г., Юлдашева Ф.Х. Развитие системы образования в контексте модернизации // Евразийский Научный Журнал, № 12, 2015 г., 1лМр://]оита1рго. ru/articles/razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii/ Гаибназарова З.Т. Совершенствование системы высшего образования - основной фактор формирования человеческого капитала // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2017. - № 3 (27). - С. 72-78.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 10 (107)
и хорошей работоспособностью. Исходя из этого, на всем этапе обучения в высшем учебном заведении должна прослеживаться связь между личностно - профессиональными качествами студентов и содержанием процесса физического воспитания, что позволяло бы формировать необходимые профессионально важные качества будущих специалистов нефтегазовой отрасли.
Таким образом, настоящее исследование обуславливается необходимостью, как теоретического анализа, так и практического решения проблемы оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов для формирования и совершенствования профессионально-прикладных качеств, необходимых работникам нефтегазовой отрасли.
Постановка проблемы. Изучение процесса формирования и совершенствования профессиональных качеств у специалистов нефтегазовой отрасли средстами физического воспитания и спорта отражено в исследованиях многих ученых. Известно, что для подготовки к определенной профессиональной деятельности в программу занятий физического воспитания студентов включена профессионально - прикладная физическая подготовка, направленная на избирательное использование средств физической культуры, обеспечивающая оптимальное развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями конкретной профессии1.
Однако изучение вопроса показывает, что система профессионального развития не располагает универсальной группировкой всего многообразия профессий нефте-
1 Гаврюшкин Р.В. К вопросу об успешности профессиональной деятельности работников предприятий нефтегазовой и химической промышленности // Материалы международной научно-практической конференции «Психология труда, организации и управления в условиях современных технологий: состояние и перспективы развития (2-4 июня 2020 г.). - Тверь: Тверской государственный университет, 2020. - С.-19-20. Могучева А. В. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов-геологов: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / А. В. Могучева. — Хабаровск, 2011. — С.-75-77. Егорычев А.О. Психолого-педагогические основы ППФП студентов: монография. М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2003. С. 31-40.
газовой отрасли. В системе высшего образования, где приоритет отдается комплексному подходу, учитывающему психические, функциональные и физические возможности работника, нет учета специфических особенностей профессиональной деятельности. На сегодняшний день не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи профессионально - прикладной физической подготовки специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос решается самостоятельно ВУЗами2.
Среди ученых нет единого подхода к использованию средств физической культуры и спорта профессионально-прикладной направленности для формирования профессиональных качеств работников нефтегазовой отрасли, не разработана программа профессиональной подготовки, согласно современным изменениям условий труда и инновациям. В недостаточной мере разработаны критерии и показатели оценки эффективности процесса профессионального развития на основе психофизических качеств. Все вышеизложенное требует поиска новых научных подходов к решению данной проблемы и позволяет сформулировать цель исследования, которая состоит в обоснования гипотезы о том, что эффективность профессионального развития студентов ВУЗа нефтегазовой отрасли можно повысить путем оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов3.
Цель исследования: провести анализ специальностей нефтегазовой отрасли и выявить профессионально важные психофизические
2 Евсеев Ю.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста // Физическая культура: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 290 - 354.
3 Егорычев А.О. Выбор критериев при управлении психофизической готовностью студентов к профессиональной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. - № 1. - С. 51 - 55. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов.- М.; Уфа, 2005. - С. 10-20.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 10 (107)
качества будущих специалистов нефтегазовой отрасли, формирование и совершенствование которых в процессе физического воспитания студентов будет способствовать повышению их профессионального мастерства. Предполагалось, что изучение специальностей нефтегазовой отрасли на предмет профессионально важных психофизических качеств, позволит оптимизировать учебный процесс по физическому воспитанию студентов за счет использования средств и методов физической культуры и спорта, эффективных для формирования и совершенствования необходимых профессиональных качеств.
Методы исследования. Выбор методов исследования определялся характером исследовательских задач и включал в себя применение методов теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, теоретическое моделирование) и методы обобщения результатов.
Основные результаты. На сегодняшний день профессия работника нефтегазовой отрасли очень многогранна и разнообразна и подразумевает под собой не одну, а ряд профессий - от рабочего на заводе до инженера, руководителя. Востребованность ее на рынке труда неуклонно растет, так как это достаточно высокооплачиваемая и интересная профессия. Улучшаются технологии производства, возрастают объемы и интенсивность труда, и, соответственно, повышаются требования к качеству подготовки будущих специалистов. В нефтегазовой отрасли насчитывается несколько десятков различных профессий и специальностей и, для определения направления физической подготовки будущих специалистов нефтегазовой отрасли были изучены сфера деятельности, содержание и условия труда:
• обязанности, задачи, функции, операции;
• характеристика процесса труда;
• сфера деятельности и вид труда;
• основные производственные операции и профессиональные обязанности;
• рабочее место, рабочая поза;
• санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура) -режим труда и отдыха;
• монотонность и темп труда;
• возможности производственных травм, медицинские показания.
Изучение специальностей нефтегазовой отрасли позволило определить три основных направления, требующих проявления преимущественно физических качеств, определить перечень необходимых знаний, умений и навыков, профессиональные, деловые, личные качества, психофизиологические требования профессии к работнику1.
Операторские работы на многопозиционных пультах дистанционного управления энергетическими, механическими и другими системами требуют от работника:
- тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации;
- способность к экстренной двигательной реакции с выбором, сенсорная выносливость;
- мышечно-статическая выносливость (проявляющаяся преимущественно при длительной фиксации рабочей позы);
- эмоциональная устойчивость;
- общая физическая работоспособность.
Труд по добыче нефти и газа (шахтерский
и аналогичный), профессия буровика:
• силовые и другие двигательные способности (скоростные, скоростно-силовые и координационные, выносливость);
• резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных климатических условий (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.);
• разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей);
• психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции.
1 Востребованные профессии нефтегазовой отрасли. [Электронный ресурс]. URL - материал взят с сайта https://www.joxy.ru/oil-and-gas-specialties-training-center-of-oil-and-gas-professions / Дата обращения: 11.10.2021.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 10 (107)
Геологоразведочные, геодезические, экспедиционные работы, выполняемые в естественных условиях:
- общая и специальная выносливость;
- подготовленность к неординарным проявлениям координационных и других двигательных способностей;
- способность ориентироваться на сложно пересечённой местности и в других необычных условиях, рационально распределять затраты энергии в процессе продолжительной нерегламентированной стандартно двигательной деятельности;
- циклические локомоторные и многие другие двигательные навыки, способствующие выполнению профессиональных задач и нужные в повседневной экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, в преодолении предметных препятствий и т.д.);
- закаленность и быстрая адаптация организма к резко переменному воздействию метеорологических, климато-географических и других факторов внешней среды.
Проведенный анализ позволил определить, что для соответствия профессиональным требованиям в профессиональной деятельности будущим специалистам нефтегазовой отрасли необходимо обладать целым рядом психофизических качеств, формировать и совершенствовать которые необходимо еще в процессе обучения в ВУЗе, на физкультурно-спортивных занятиях и соревнованиях.
Физическое воспитание студентов технических ВУЗов базируется на разносторонней физической подготовке занимающихся, используя средства общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки. Важность такого сочетания определяется объективными закономерностями формирования физических и психических способностей человека1. При этом отбор средств, методов как общей, так и специаль-
1 Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. - Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. - 464 с. Электронный архив УГЛТУ https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/4900
ной физической подготовки, для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста нефтегазовой отрасли, должен отвечать определённым критериям. Наиболее важными критериями являются доступность их использования и интерес со стороны занимающихся. Для этого необходимо руководствоваться следующими принципами:
• принцип максимальной реализации задач профессионально-прикладной направленности;
• принцип адекватности и наибольшего переноса качеств и навыков;
• принцип обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.
Так профессионально важные качества, в основе которых лежат двигательные способности общего характера, разнообразные двигательные навыки стандартно двигательной деятельности, формируются средствами общей физической подготовки. Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на общее развитие и укрепление организма, повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшения координационной способности, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправления дефектов телосложения и осанки. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением трудностей. Под влиянием ОФП совершенствуются физические качества (сила, выносливость, быстрота), повышается работоспособность организма, происходит адаптация к тренировочным нагрузкам, организм быстрее к ним приспосабливается и достигает более высокого уровня в развитии двигательных качеств.
На приобретение двигательных качеств, двигательных действий, необходимых для физической работы, выполнение которой требует проявления специальных физических качеств, необходимых в профессии направлены специальная физическая подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.
Для повышения уровня работоспособности в деятельности, осуществляемой в условиях низкой или высокой внешней темпера-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 10 (107)
туры необходимо включать различные виды упражнений, в процессе выполнения которых существенно возрастает температура тела и нужно длительное время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и максимальной физиологической мощности).
Для воспитания двигательно-
координационных способностей, необходимых в данных видах профессиональной деятельности, используют широкий круг разнообразных по форме упражнений, выполнение которых требует быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Такие задачи в наибольшей мере моделируются в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
Использование видов спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика), повышает способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц. Со многими сложными действиями, следует использовать многократное повторение главных частей упражнения и повторение его в целом. Очень важно применять упражнения, выполняемые в более трудных условиях. Это могут быть упражнения со значительно повышенными требованиями к силе, силовой выносливости, скоростно-силовым качествам, а также выносливости.
Применение средств физической культуры и спорта для профессиональной деятельности основывается на явлении «переноса» тренированности в другие виды физической деятельности. Используемые упражнения не копируют профессиональные движения, но создают необходимую почву, формируют основу для успешного овладения професси-
ональными навыками, вырабатывают двигательный потенциал1.
Средства физической культуры имеют в своем распоряжении большие возможности в формировании личности будущего профессионала, способны разносторонне повлиять на сознание, волю, черты характера юношей и девушек, выработать психическую и эмоциональную устойчивость. Для воспитания морально-волевых качеств личности и эмоциональной устойчивости первостепенное значение имеют: личный пример преподавателя, разъяснение, убеждение, побуждение к деятельности, поощрение, поручение, обсуждение, наказание; различные приемы психорегуляции и саморегуляции, упражнения в усложненных условиях деятельности. Для развития и формирования психических процессов и функций необходимо применять следующие средства, методы и приемы: выполнение различных упражнений (физических, психологических и др.) на фоне утомления, эмоционального возбуждения, в условиях дефицита времени и ограничения пространства, максимальных физических усилий, в условиях моделирования профессиональной деятельности.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития и укрепления здоровья, но и сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, на положение в обществе, авторитет и на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ори-ентаций.
Выводы. Анализируя аспекты профессиональной готовности будущих специалистов нефтегазовой отрасли, определили, что на всем этапе обучения в высшем учебном заведении должна прослеживаться связь между личностно - профессиональными качествами студентов и содержанием процесса физического воспитания, что позволяло бы формировать необходимые профес-
1 Дубровский А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А.В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 3. — С. 40—42/
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2021, 10 (107)
сионально важные психофизические качества будущих специалистов.
В результате изучения условий и характера труда, психофизиологических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности работников нефтегазовой отрасли, был получен материал, анализ которого позволил определить перечень тех необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечат успешность в профессиональной деятельности и сформулировать следующие выводы:
• для формирования и совершенствования психофизических качеств, необходимых в профессиональной деятельности, необходимо оптимизировать процесс физического воспитания;
• определено содержание программы физической подготовки, отмечены наиболее эффективные, целесообразные средства и методы формирования и совершенствования психофизических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалистов нефтегазовой отрасли;
• оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию студентов должна осуществляться внесением корректив в учебный процесс на основе наиболее целесообразных форм, методов и средств общей,
специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, с учетом объективных закономерностей формирования физических и психических способностей человека.
Проведенное теоретическое исследование явилось обоснованием предполагаемой гипотезы и стало исходным материалом для дальнейшего эксперимента.
Практические предложения. Для практического применения результатов исследования в образовательном процессе необходимо при планировании учебного процесса:
- распределять средства физической культуры по направленному воздействию на физические качества, необходимые в будущей профессии;
- регламентировать специфические методы согласно компонентам и способу развертывания нагрузки;
- использовать средства и методы формирования психических и социальных (общественных) качеств личности, основанных на регулировании сенсорно-интеллектуальных и эмоционально-нравственных отношениях, связанных с активной двигательной деятельностью;
- разработать критерии оценки для определения и контроля уровня профессиональной готовности.
Список использованной литературы:
1. Базарова Г.Г., Юлдашева Ф.Х. Развитие системы образования в контексте модернизации // Евразийский Научный Журнал, № 12, 2015 г. - http://journalpro.ru/articles/ razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii/.
2. Востребованные профессии нефтегазовой отрасли. [Электронный ресурс]. URL -материал взят с сайта https://www.joxy.ru/oil-and-gas-specialties-training-center-of-oil-and-gas-professions/.
3. Гаврюшкин Р.В. К вопросу об успешности профессиональной деятельности работников предприятий нефтегазовой и химической промышленности // Материалы международной научно-практической конференции «Психология труда, организации и управления в условиях современных технологий: состояние и перспективы развития (2-4 июня 2020 г.). - Тверь: Тверской государственный университет, 2020. - С.-19-20.
4. Гаибназарова З.Т. Совершенствование системы высшего образования - основной фактор формирования человеческого капитала // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2017. - № 3 (27). - С. 72-78.
10 ОЛИЙ ТАЪЛИМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ч____
5. Дубровский А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А.В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 3. — С. 40-42.
6. Евсеев Ю.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста // Физическая культура: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 290 - 354.
7. Егорычев А.О. Психолого-педагогические основы ППФП студентов: монография. М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2003. С. 31-40.
8. Егорычев А.О. Выбор критериев при управлении психофизической готовностью студентов к профессиональной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. - № 1. - С. 51 - 55.
9. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетент-ностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. - М.; Уфа, 2005. - С.10-20.
10. Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. Физическое воспитание студентов в техническом ВУЗе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. - Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. - 464 с. Электронный архив УГЛТУ https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/4900
11. Курбанкулов С.Р., Фахрутдинов Р.З., Зиннурова О.В. Нефтегазовая промышленность Узбекистана // Вестник технологического университета. - 2016. - Т. 19. - № 14. -С. 71.
12. Могучева А.В. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов-геологов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / А. В. Могучева. — Хабаровск, 2011. — С. - 75-77.