Научная статья на тему 'Разработка научных основ подготовки спортивного резерва'

Разработка научных основ подготовки спортивного резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогические технологии / спорт / тренер / кураш / pedagogical technologies / sports / the trainer / national wrestling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адахам Азимов, Майрам Азимова, Азизжон Меликузиев

В Узбекистане последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий для популяризации физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи, обеспечению достойного представления страны на международной спортивной арене. Современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных целей. Они способствуют большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адахам Азимов, Майрам Азимова, Азизжон Меликузиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the scientific basis of preparation of the sports reserve

In Uzbekistan measures on creation of necessary conditions for popularization of physical training and the sports, a healthy way of life among the population, especially youth, maintenance of worthy representation of the country on the international sports arena are consistently realized. Modern pedagogical technologies in a new fashion realize the maintenance of training and provide achievement of objects in view. They promote большей to an individualization of educational process, a training and education intensification, formation and self-actualization of the person of the future expert.

Текст научной работы на тему «Разработка научных основ подготовки спортивного резерва»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Development of the scientific basis for the preparation of the sports reserve

Adaxam AZIMOV1, Azizjon MELIKUZIEV2, Mayram AZIMOVA 3

Ferghana State University

Ferghana Medical Institute of Public Health

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received July 2021 Received in revised form 20 July 2021

Accepted 15 August 2021 Available online 15 September 2021

Keywords:

pedagogical technologies, sports, the trainer, national wrestling.

In Uzbekistan measures on creation of necessary conditions for popularization of physical training and the sports, a healthy way of life among the population, especially youth, maintenance of worthy representation of the country on the international sports arena are consistently realized. Modern pedagogical technologies in a new fashion realize the maintenance of training and provide achievement of objects in view. They promote большей to an individualization of educational process, a training and education intensification, formation and self-actualization of the person of the future expert.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Спорт захирасини тайёрлашнинг илмий асосларини ишлаб чи^иш

_ АННОТАЦИЯ_

Tayanch soZ va iboralar

pedagogik texnologiyalar,

sport,

murabbiy,

kurash.

O'zbekistonda jismoniy tarbiya va sportni ommalashtirish, aholi, ayniqsa, yoshlar o'rtasida sog'lom turmush tarzini ommalashtirish uchun zarur shart -sharoitlarni yaratish, xalqaro sport maydonlarida mamlakatimizning munosib vakilligini ta'minlash chora -tadbirlari izchil amalga oshirilmoqda. Zamonaviy pedagogik texnologiyalar ta'lim mazmunini yangicha tarzda amalga oshiradi va belgilangan maqsadlarga erishishni ta'minlaydi. Ular o'quv jarayonini yanada individuallashtirishga, o'qitish va tarbiyalashni kuchaytirishga, bo'lajak mutaxassis shaxsining shakllanishiga va o'zini namoyon qilishiga yordam beradi.

Рaзpaбoткa шучных основ подготовки cпopтивнoгo pe3epBa

1 senior lecturer, Fergana State University, Fergana, Uzbekistan

2 magister, Fergana State University, Fergana, Uzbekistan

3 senior lecturer, Fergana Medical Institute of Public Health, Fergana, Uzbekistan

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова:

педагогические технологии,

В Узбекистане последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий для популяризации физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи, обеспечению достойного представления страны на международной спортивной арене. Современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных целей. Они способствуют большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.

спорт,

тренер,

кураш

В современном спорте очень актуальна тема изучения психологии спортсмена. Во всём мире как инновация мы видим внедрения новых методов обучения, а раннем возрасте для занятия спортом. Многие исследования показали, что пик занятия спортом детей приходится на 11-12 лет, в этом возрасте у детей развивается своя самооценка и у него происходит социальное развитие. Занятие спортом не означает автоматически положительного воздействия на детей. И здесь на главную роль выходит тренер. Для этого тренер должен быть компетентным, и чтобы эффективно организовать занятия ему необходимо понять психологию спортсменов.

Новые педагогические технологии как раз нужны для налаживания отношений между тренером и детьми. Если посмотреть со стороны, то можно увидеть, что многие спортсмены не верят в свои способности. Тренер должен именно в юношеском возрасте найти ответ на вопрос: что даёт толчок для занятий спортом и ухода из него. Дети в этом возрасте оценивают свои выступления и результаты (победа или поражение), а тренер должен научить их оценивать свои выступления на основании их собственных стандартов улучшения результатов. Это даёт спортсмену самосовершенствоваться.

В Узбекистане в национальном спорте при проведении исследований обнаружилось, что половина начавших тренировки до конца сезона уходят из спорта. Если посмотреть изнутри и хорошо вглядеться, то можно увидеть, что основная причина ухода из спорта - это изнурительные тренировки, не понравившийся тренер и т.д. А также поводом для ухода может послужить желание детей заниматься другим видом спорта, то есть изменения интересов у детей. Для того чтобы не было таких ситуаций, тренера должны внедрять что-то новое в процесс тренировок. Однообразие тренировки изнуряют детей, и у них отпадает желание заняться спортом. Если тренер делает увлекательными свои занятия, включает в свои тренировки разнообразные виды физической активности, например всякого рода игры, это повышает у детей и интерес к данному виду спорта и также уровень физической подготовленности. В национальном спорте кураш кроме обычных тренировок, включения разнообразных видов игр в процесс тренировок (например «чехарда», игра на две команды с тяжёлым мячом в спортзале, прыжки на цепочку людей и т.д.) делает тренировки увлекательными и интересными.

Тренер и спортсмен должны установить между собой дружеские отношения. Планировать периоды свободного времени до и после тренировочных занятий. Организм спортсмена не справляющийся с чрезмерными нагрузками нужно подпитывать. А именно новые педагогические технологии должны прийти на помощь тренеру в эту пору.

Вышеуказанные положения замедляют развитие применения инновационных технологий в детском и юношеском спорте. Разработка научных основ подготовки спортивного резерва из юных спортсменов является одной из ключевых проблем спорта высших достижений. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факторами: организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процесса практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информационных технологий; построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учитывающего генетические психофизические особенности юных спортсменов; недостаточен по качеству и оперативности контроль за психофизическим состоянием юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья или прекращению роста спортивных достижений.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике физической культуры и спорта являются разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений; обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; проектирование новых моделей образовательного процесса; обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения; обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся; - разработка учебников и учебных пособий нового поколения. По нашему мнению, при организации инновационной деятельности следует помнить, что: 1) в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта; 2) «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития; 3) инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии; 4) инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива; 5) инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности; 6) в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

iMlSf 1РПГР

Uli lv"'" Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations

Special Issue - 8 (2021) / ISSN 2181-1415

1. Закон республики Узбекистан о физической культуре и спорте от 26 мая 2000 года.

2. Волков Л.П. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев: Олимпийская литература, 2002.

3. Юнусова Ю.М. Теоретические основы физической культуры и спорта. // Учебное пособие. Т.: 2005.

4. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2011.

5. Курбонова М.А., Косимова М.У. Национальные и двигательные игры. // Учебное пособие. Т.: 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.