Научная статья на тему 'Совершенствование критерия оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники'

Совершенствование критерия оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
320
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС / СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / АМОРТИЗАЦИОННЫЙ СРОК СЛУЖБЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / ПРИВЕДЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / КРИТЕРИЙ ОПТИМИЗАЦИИ СРОКОВ СЛУЖБЫ МАШИН / PHYSICAL AND AN OBSOLESCENCE / USE TIME / AMORTISATION SERVICE LIFE / AGRICULTURAL MACHINERY REPRODUCTION / RESULTED EXPENSES / CRITERION OF OPTIMISATION OF SERVICE LIFE OF CARS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Колесников Вячеслав Григорьевич

Рассмотрены научно-методические вопросы совершенствования критерия оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники как основы для разработки и экономического обоснования нормативов амортизации, предназначенных для выявления пропорции полного и частичного воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF CRITERION OF OPTIMISATION OF SERVICE LIFE OF AGRICULTURAL MACHINERY

Scientifically-methodical questions of perfection of criterion of optimisation of service life of agricultural machinery as bases for working out and an economic substantiation of specifications of the amortisation intended for revealing of a proportion of full and partial reproduction are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование критерия оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники»

Так, с помощью программы «Молочный менеджер» для ОАО «Племзавод «Караваево» были разработаны и даны следующие рекомендации:

1. Внедрить методику оценки отрасли молочного скотоводства на основе рыночных цен.

2. Изменить подход к формированию калькуляционных статей затрат себестоимости молока (включить в себестоимость молока затраты на ремонт стада) на зимнестойловый и летний период.

3. Оперативно получать первичную документацию из подразделений и контролировать ее правильное заполнение (для обеспечения достоверности расчетов).

4. Снизить затраты на концентрированные корма и повысить эффективность использования основного корма за счет разработки полноценного сбалансированного рациона для основного стада крупного рогатого скота на зимнестойловый и летний период; заготовки основных кормов надлежащего качества, так как плохое качество основного корма ведет к плохой поедаемости, вследствие чего увеличивается расход комбикормов.

5. Снизить стоимость энергозатрат на 1 кг произведенного молока за счет проверки электрооборудования на предприятии и выявления энергоемких установок, по возможности их замена или ремонт; установки энергосберегающих ламп на фермах.

6. Снизить расходы на управление.

Выводы

С 1999 г. при Костромской ГСХА организован и функционирует ИКЦ. Предлагаемая центром оценочная система экономического расчета данных с помощью компьютерной программы «Молочный менеджер» позволяет получить оценку состояния молочного животноводства на определенный период, рассчитать резервы увеличения прибыли.

Список литературы

1. Кошелев, В. Опыт и проблемы становления сельскохозяйственного консультирования в России / В. Кошелев // Новое сельское хозяйство. — 2006. — № 6. — С. 42-46.

2. Веселовский, М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики) / М.Я. Веселовский. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. — 228 с.

УДК 631.3.004.62/.63 В.Г. Колесников, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

совершенствование критерия оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники

Научно-технический прогресс и связанное с ним постоянное техническое перевооружение сельскохозяйственного производства на разных этапах развития экономики страны вызывают необходимость тщательного научного изучения и практического решения проблемы оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники. Это подтверждает выполненный многочисленными авторами поэтапный аналитический обзор различных методических подходов к решению вопросов определения экономически целесообразных сроков службы тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин более чем за вековой предшествующий период [1, 2, 3].

Изучение закономерностей изменения затрат на ремонт техники в зависимости от времени ее работы давно приковывало к себе внимание ученых и инженеров. Так, еще в 1884 г. на отечественных железных дорогах были сделаны попытки изучить зависимость затрат на ремонт от возраста паровоза. Собранные данные хотя и указывали на общую тенденцию возрастания затрат на ремонт, однако оказались недостаточными для установления зависимости между стоимостью ремонта и возрастом

50

паровоза. Несколько позднее эти работы были продолжены инженером В.И. Лопушинским и опубликованы в 1906 г.

Методологические основы решения вопроса о сроках службы машин были заложены в трудах К. Маркса. Маркс указывал на три периода в жизни машины, которые он назвал «болезнями детства», периодом «среднего возраста» и «старческим периодом». Он также указал на значительное увеличение объема ремонтных работ с увеличением срока службы машины: «Чем больше вышла она (машина) за предел своего среднего возраста, ... тем многочисленнее и значительнее становятся ремонтные работы, необходимые для того, чтобы поддержать существование машины ...» [4]. Возрастающий в третий период объем ремонтных работ, связанные с ним дополнительные затраты труда и моральный износ машины обуславливают нецелесообразность ее дальнейшего использования.

В 1925 г. впервые в СССР инженером В.О. Васильевым был предложен графический метод решения вопроса об определении наивыгоднейшего срока службы машины. По этому методу изучалось

влияние срока службы, с одной стороны, на величину амортизационных отчислений, с другой стороны — на величину расходов на ремонт машины. Амортизация машины, приходящаяся на один год службы, с увеличением срока эксплуатации уменьшается. Затраты на ремонт, приходящиеся на один год службы, с увеличением срока службы возрастают. Изменение суммы этих ежегодных затрат в зависимости от срока использования машины указывает на наиболее экономичное решение: наименьшая ордината кривой соответствует наивыгоднейшему сроку службы машины.

Массовое поступление тракторов и машин в сельское хозяйство после коллективизации и образования МТС выдвинуло вопрос установления сроков службы машин в целях их лучшего использования. В резолюции первого тракторного совещания (1928 г.) отмечалось, что для определения сроков работы машин сельское хозяйство не располагает еще достаточными данными. Сроки службы тракторов устанавливались ориентировочно, без достаточного экономического обоснования.

По мере накопления опыта технической эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин стали появляться и теоретические обобщения этого опыта с целью определения экономически обоснованных сроков службы машин. В 1930 г. В.Ф. Касторский, работавший над вопросом экономики машиноиспользования в сельском хозяйстве, предложил определять срок службы машины на основе установления сроков службы ее базисных деталей. Это направление сохранилось до настоящего времени и может быть использовано при обосновании сроков службы отдельных узлов при агрегатном методе ремонта. В 1938 г. А.И. Буянов предложил графический расчет оптимального срока службы комбайна «Коммунар» и плуга. Общим недостатком перечисленных методов являлось отсутствие аналитического решения в определении рационального срока службы машины.

Дальнейшее развитие и углубление этот вопрос получил в работах Н.Г. Кабенина (1953 г.), Б.А. Лин-тварева (1957 г.), Л.А. Бронштейна и С.Р. Лейдерма-на (1958 г.), Ю.А. Конкина (1958 г.), С.Е. Канторера (1959 г.), Г.Г. Токарева (1959 г.) и других, предлагавших как аналитическое, так и графическое решение вопроса оптимального срока службы машин. Все исследователи при определении рационального срока службы машин исходили из условия, при котором эксплуатация машины целесообразна до тех пор, пока снижается сумма амортизационных отчислений и затрат на эксплуатацию и ремонт машин, а минимум этих суммарных затрат, отнесенных или к единице выработки, или к единице пробега, определяет оптимальный срок службы. В связи с различными подходами исследователей к вопросу установления закономерностей изменения ежегодных

затрат на ремонт в зависимости от срока службы машин (линейная, степенная, прерывная и непрерывная и др.) аналитически решения были разные и часто очень сложные, что затрудняло их практическое применение. В последних исследованиях авторы пытаются решить вопрос оптимального срока службы машины с учетом морального износа, тогда как в ранних исследованиях одними авторами категория морального износа техники и действие его в социалистическом хозяйстве вообще отрицалась, другими авторами не учитывались последствия действия как первой, так и второй форм морального износа, в результате чего методы становились недостаточно экономически обоснованными и приведенные расчеты неточными.

Оригинальный и весьма ценный метод определения сроков службы машин предложил В.Н. Трей-ер (1953 г.). По этому методу срок службы машины ставится в зависимость от прироста производительности труда при ее использовании, который не должен быть ниже, чем прирост производительности труда в данной отрасли. Для практического использования в сельском хозяйстве этот метод весьма сложен, требует больших предварительных расчетов.

В 1955 г. появилось еще одно направление в определении сроков службы машин (авторы методов А.С. Консон, Ю.Н. Артемьев и др.). Основная методическая предпосылка состояла в сопоставлении стоимости ремонта со стоимостью новой машины. Положительным в этих методах является то, что авторы учитывали основной решающий фактор, определяющий срок службы машины, — экономический, связанный с затратами на поддержание машины в работоспособном состоянии.

Из приведенного краткого обзора видно, что вопросам разработки методов для определения оптимальных сроков службы машин как в промышленности, так и в сельском хозяйстве посвящено значительное число работ. Рассматриваемые методы базировались на различных теоретических основах, сроки службы машин определялись как с технических, так и с экономических позиций. Большинство методов не предусматривало учета морального износа машин в связи с техническим прогрессом и изменением в зависимости от этого сроков службы машин. Категория морального износа техники не является абстрактной, моральный износ проявляется и действует, приводя к ускорению выбраковки стареющей техники. Эти действия с особой силой проявляются при использовании многомарочного машинно-тракторного парка. Большинство исследователей определяли сроки службы тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин какой-либо одной марки, вне связи с машинно-тракторным парком хозяйства, выполняющим комплекс работ. При таком изолированном рассмотрении вопроса могут быть допущены некоторые неточно-

51

сти, влияющие на сроки замены машин. Соотношение машин различных марок в парке хозяйства влияет на установление срока службы трактора отдельной марки, вызывая уменьшение или увеличение этого срока. Этот вопрос был разработан Ю.А. Конкиным (1959 г.), который предложил метод графического расчета оптимального срока службы тракторов по отдельным маркам в зависимости от состава машинно-тракторного парка. Несмотря на указанные замечания по методическим подходам, большинство упомянутых исследователей сыграли в свое время заметную роль в формировании научного направления по проблеме оптимизации сроков службы машин.

К работам, в которых наиболее полно теоретически и практически исследовался вопрос оптимального срока службы, относятся работы А.И. Селиванова, Ю.А. Конкина, Р.Н. Колегаева, И.И. Трепенен-кова, В.С. Антошкевича и других (1960-1980 гг.), в которых нашло отражение графическое и аналитическое решение в определении оптимальных сроков службы машин с учетом морального износа первой и второй форм.

С 1970 г. проблема оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники перешла к новому этапу — обобщения накопленного научного опыта и практического решения.

В целях совершенствования методов планирования развития сельскохозяйственного производства Госплан СССР признал необходимым организовать разработку научно обоснованных нормативов, в том числе нормативных сроков службы тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм, мелиоративной техники и автомобилей. Постановлением Госплана СССР № 73 от 03.08.70 г. было поручено разработать межведомственную методику определения нормативных сроков службы в сельском хозяйстве.

В предыдущие годы сроки службы машин для практического использования в области планирования устанавливались без учета действия технического прогресса и морального износа, а часто и физический износ учитывался не в полной мере.

В экономических исследованиях не придавалось должного значения вопросам обоснования оптимальных сроков использования техники, в связи с этим в хозяйственной практике и плановой работе часто использовались рекомендации по срокам службы машин и оборудования, полученные на основе анализа материалов о их выбытии или на основе технических исследований надежности и долговечности отдельных элементов машин, базисных деталей и узлов.

На практике зачастую, как указывалось выше, целесообразность дальнейшего использования трактора, комбайна определялась условием превышения балансовой стоимости машины стоимостью ка-

52

питального ремонта или суммарных затрат на ремонты за период эксплуатации. Условие «стоимость ремонта равна стоимости новой машины» можно рассматривать лишь как предельную границу использования машины, определяющую нецелесообразность ремонта.

Экономически обоснованные сроки службы машин позволяют установить реальные нормы амортизации, обеспечивающие воспроизводство техники в соответствии с требованиями технического прогресса.

Для обеспечения нормальной работы машины на протяжении всего срока ее службы приходится затрачивать дополнительные средства. Эти расходы различны по периодам ввиду неодинаковой долговечности и стоимости деталей и изменяющейся трудоемкости ремонта. Разные затраты средств по периодам срока службы машин, а также меняющиеся технические и экономические показатели рабочей характеристики машины вызывают изменение прямых издержек механизированных работ.

Технические закономерности процесса, связанные с износом и использованием машины, проявляются в виде экономических процессов, связанных с погашением образовавшегося при использовании машин износа [2].

Если при использовании машины в результате ухудшения технических параметров повышаются затраты на производство механизированных работ, которые не могут быть снижены выполнением технических обслуживаний и ремонта, то наступает период, определяющий экономическую и техническую нецелесообразность ее дальнейшего использования.

Обобщающий показатель целесообразного использования машины должен обеспечивать максимальную экономическую эффективность ее применения в течение определенного периода. Такой обобщающий показатель — минимум удельных эксплуатационных затрат при производстве механизированных работ — нашел широкое использование в практических расчетах [2].

При использовании тракторов эксплуатационные затраты, определяющие себестоимость выполненных механизированных работ, образуются за счет амортизационных отчислений, затрат на ремонт и техническое обслуживание, на топливо-смазочные материалы и на оплату труда механизаторов.

В зависимости от степени изменения параметров первоначальной технико-экономической характеристики машины отдельные элементы затрат и эксплуатационные затраты в целом изменяют свою величину, приходящуюся на единицу работы, выполненной в различные периоды использования. По мере увеличения продолжительности использования машины наступает период, когда суммарные эксплуатационные затраты достигают мини-

мального значения, определяющего оптимальный срок ее службы.

Приведенные затраты вида С + ЕнК как общепринятого показателя принимаются в качестве модели стоимости и критерия для обоснования экономически эффективных сроков службы машин.

В 1975 г. в соответствии с постановлением Госплана СССР была впервые разработана и утверждена пятью министерствами Межведомственная методика определения нормативных сроков службы машин в сельском хозяйстве [5].

По указанной методике с использованием материалов единовременного выборочного обследования сельскохозяйственной техники, проведенного статистическими органами ЦСУ СССР и проблемной научно-исследовательской лаборатории МИ-ИСП, были рассчитаны оптимальные сроки службы машин и на их основе разработаны впервые научно обоснованные нормы амортизационных отчислений на сельскохозяйственную технику, вошедшие в единый межотраслевой сборник нормативов «Нормы амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйств СССР» (М., Госплан СССР, 1974).

Определение научно обоснованных амортизационных сроков необходимо для эффективного воспроизводства парка машин в сельскохозяйственном производстве. При оптимальном сроке службы определяется оптимальное соотношение полного и частичного воспроизводства сельскохозяйственной техники. Оптимальный срок службы является ключевым регулятором, определяющим объемы полного воспроизводства новой техники промышленностью и размеры пропорционального развития ремонтно-обслуживающей базы.

В соответствии с координационным планом НИР на 1981-1985 гг. по разработке и совершенствованию нормативов для планирования развития сельского хозяйства, утвержденным Госпланом СССР 28.04.80 г., МИИСПу, как головному координатору,

была поручена разработка сроков службы сельскохозяйственной техники на очередную XII пятилетку. В 1982 г. была подготовлена и утверждена Госпланом СССР и соответствующими министерствами межведомственная Методика разработки нормативов сроков службы тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельском хозяйстве [6]. Нормативные сроки службы предложено устанавливать на базе фактических данных рядовой эксплуатации с учетом минимальных издержек на единицу наработки машин в эксплуатации и потерь от неудовлетворения потребности в машинах, возможных поставок новых машин и капитальных вложений в сферы производства, эксплуатации и ремонта машин.

Совершенствование методических положений по оптимизации сроков службы сельскохозяйственной техники продолжается. Разрабатываются вопросы учета морального износа машин, влияния социальных факторов при использовании изношенной техники, уточнения величины капитальных вложений по мере старения машин, методов начисления амортизации и др.

Список литературы

1. Конкин, Ю.А. Износ и амортизация техники в сельском хозяйстве. Экономические основы воспроизводства машинно-тракторного парка. / Ю.А. Конкин // Изд. 3-е, пере-раб. и доп.- М.: Колос, 1968.

2. Селиванов, А.И. Основы теории старения машин / А.И. Селиванов. — М.: Машиностроение, 1971.

3. Доклады МИИСП. Т. VII, вып. 6. Экономика и организация сельского хозяйства. Колесников В.Г. О методах определения сроков службы машин. — М.: МИИСП, 1971.

4. Маркс, К. Сочинения. В 30 т. Т. 24 / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Госполитиздат, 1961. — С. 121.

5. Конкин, Ю.А. Методика определения нормативных сроков службы машин в сельском хозяйстве / Ю.А. Конкин, В.Г. Колесников [и др.]. — М.: Госплан СССР, НИИ-ПиН, 1975.

6. Конкин, Ю.А. Методика разработки нормативов сроков службы тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельском хозяйстве / Ю.А. Конкин, В.Г. Колесников [и др.]. — М.: Госплан СССР, НИИПиН, 1982.

УДК 631.173-631.3.004.52/.63 В.Г. Колесников, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

разработка нормативов затрат на полное и частичное воспроизводство сельскохозяйственной техники на основе оптимизации сроков службы

П

роблема обеспеченности нормативами сель- В 1960-1980 гг. для государственного регули-

скохозяйственного производства всегда была рования темпов полного и частичного воспроиз-

и остается актуальной и тем более в сложившихся водства сельскохозяйственной техники для целей

новых условиях хозяйствования. планирования разрабатывались нормы амортиза-

------------------------------ 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.