Таблица 5
Результаты исследования непротиворечивости согласия экспертов
Группа факторов Число степеней свободы Значение критерия Пирсона, х2 Коэффициент конкорда-ции, Ж
расчетное табличное
Экономические 8 23,87 15,51 0,477
Технические 7 16,03 14,07 0,356
Организационно-
технологические 5 13,88 11,07 0,397
Социальные 5 17,72 11,07 0,506
Таблица 6
Комплексная оценка группы факторов, влияющих на эффективность функционирования ТПО
Группа факторов Комплексная оценка факторов
Экономические 0,486
Технические 0,381
Организационно-технологические 0,488
Социальные 0,380
Результаты исследования непротиворечивости согласия экспертов по вопросу значимости влияния факторов на эффективность автотранспортного обслуживания организаций Шпаковского ОПХ приведены в табл. 5.
Поскольку расчетное значение критерия Пирсона — х2р больше табличного (табл. 5), то можно утверждать, что мнения экспертов относительно важности и приоритета факторов в каждой группе согласуется не случайно.
После произведенных преобразований определяется весовой коэффициент (степень важности) для каждого фактора на основе оценки вероятного воздействия фактора на эффективность автотранспортного обслуживания организаций с учетом их ранжирования в группе:
2 (т -1 +1)
к=-
ся по формуле
Результаты полученных экспертных оценок коэффициентов важности факторов, влияющих на эффективность автотранспортного обслуживания организаций, используются для комплексной оценки экономических, технических, организационнотехнологических и социальных факторов.
Расчеты комплексной оценки по группе факторов проводят-
где — суммарная взвешенная оценка у-й группы факторов, влияющих на эффективность автотранспортно-
число факторов, входящих в у-ю — экспертная оценка і-го факто-
т
(т +1)
го облуживания; т- — группы факторов; X«« ра, входящего в у-ю группу факторов; Я«« — коэффициент важности і-го фактора, входящего у-ю группу факторов.
Результаты расчетов комплексных оценок групп факторов, влияющих на эффективность функционирования ТПО, представлены в табл. 6.
Комплексная оценка (с той же градацией, как оценка каждого фактора) указывает на качественную характеристику группы факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования ТПО.
Комплексная оценка факторов, влияющих на эффективность функционирования ТПО, представляет собой характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности факторов, отражающих тот или иной аспект формирования эффективности автотранспортного обслуживания, и содержащую обобщающие выводы о степени их влияния на результаты деятельности транспортной подсистемы.
УДК 631.3.004.69.(470)
В.Г. Колесников, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
АНАЛИЗ ОБНОВЛЕНИЯ ТЕХНИКИ
НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ
П
ри реформировании экономики страны сельскохозяйственной техники, уровень ее обнов-
в 1991-1992 гг. были нарушены экономи- ления на реорганизованных сельскохозяйственных
ческие связи между отраслями и предприятиями предприятиях, значительно сократился машинно-
АПК. В результате резко снизилось производство тракторный парк предприятий, разрушилась сла-
118------------------------------
женная система производственно-технического обеспечения сельского хозяйства.
Производство тракторов и зерноуборочных комбайнов в России в 1985-2008 гг. сократилось соответственно в 19,3 и 15,6 раза. Как следствие, сократилось приобретение тракторов и зерноуборочных комбайнов за этот же период в 13,5 и 9,8 раза соответственно. Тракторный парк сельскохозяйственных предприятий уменьшился в 3,9 раза, парк зерноуборочных комбайнов — в 5,3 раза (табл. 1). Это повлияло на увеличение нагрузки на машину: в 2007 г. нагрузка пашни на один трактор составила 197 га против 95 га в 1990 г. (при нормативной нагрузке 73 га, по данным РАСХН), на один зерноуборочный комбайн в 2007 г. приходилось посевов 291 га против 152 га в 1990 г. (при нормативе 244 га). Произошло снижение урожайности сельскохозяйственных культур, их валового сбора и в конечном итоге это повлияло на эффективность сельскохозяйственного производства [1].
Низкие темпы оснащения сельского хозяйства техникой повлияли на уровень обновления машинно-тракторного парка на сельскохозяйственных предприятиях. Процесс обновления тракторного парка на сельскохозяйственных предприятиях России за 2000-2008 гг., по статистическим материалам Росстата [2], представлен в табл. 2.
Обновление парка характеризуется показателями, раскрывающими количественную и качественную динамику происходящего процесса. Количественная оценка представлена абсолютными показателями: наличие парка тракторов, темпы его уменьшения, приобретение и списание тракторов.
Тракторный парк на сельскохозяйственных предприятиях России за этот период уменьшился в 2 раза. Приобретение тракторов снижалось до 2005 г., а затем поднялось в 2008 г. до уровня 2000 г. Годовой объем списания уменьшился за указанный период в 1,9 раза. Коэффициент обновления тракторного парка снижался до 2003 г., а затем уве-
личился до 3,8 % за счет возросших годовых приобретений тракторов. Коэффициент списания в последние годы незначительно снижается и практически остается на одном уровне — 6,2.. .6,9 % .
Качественная оценка обновления тракторного парка представлена в табл. 2 следующими показателями: средняя расчетная мощность двигателя трактора в парке (л.с.), средний фактический срок службы тракторов, коэффициент сопоставления фактического срока службы и нормативного, коэффициент сопоставления процента списания и нормы амортизации, коэффициент сопоставления поставки и списания, возрастной состав парка.
Средняя расчетная мощность двигателя трактора в парке (л.с.) показывает единственную положительную качественную тенденцию в обновления парка — рост номинальной мощности двигателей тракторов, поступающих на сельскохозяйственные предприятия. Следовательно, изменяется структура тракторного парка, он пополняется более производительными, энергонасыщенными тракторами.
Средний фактический срок службы тракторов, рассчитанный по статистической отчетности как Тф = 100 / Кс, дает возможность определить среднюю по парку машин продолжительность их использования и отражает фактические темпы замены машин. Рассчитанный фактический срок службы тракторов, как видно из табл. 2, продолжает увеличиваться и составил в 2008 г. 16 лет, что свидетельствует о старении парка. Фактический срок службы в 1,6.1,8 раза превышает средний нормативный срок службы по парку машин (9 лет); тракторы на сельскохозяйственных предприятиях используются сверх установленного нормативного срока службы. Это подтверждается сопоставлением процента списания и средней по парку машин норме амортизации. Меньший по сравнению с нормой амортизации коэффициент списания означает, что в этом случае тракторы работают за пределами нормативных сроков службы.
Таблица 1
Динамика показателей производства, приобретения и наличия техники на сельскохозяйственных предприятиях России (по данным статистических сборников Росстата)
Показатель 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.
Производство, тыс. шт.:
тракторов 261,0 214,0 21,4 19,2 8,6 13,5*
зерноуборочных комбайнов 112,0 65,7 6,2 5,2 7,5 7,2*
Приобретение сельскохозяйственными предприятиями, тыс. шт.:
тракторов 187,3 143,7 14,8 13,9 8,7 13,9
зерноуборочных комбайнов 69,7 38,0 6,1 5,0 5,5 7,1*
Наличие на сельскохозяйственных предприятиях на конец года, тыс. шт.:
тракторов 1425,5 1365,6 1052,1 746,7 480,3 364,4
зерноуборочных комбайнов 510,5 407,8 291,8 198,7 129,2 95,9
* По данным РАСХН — 2007 г. [1].
Таблица 2
Обновление тракторного парка на сельскохозяйственных предприятиях России
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Количественная оценка
Наличие тракторов на конец года, тыс. шт. 746,7 697,7 646,4 586,0 532,0 480,3 439,6 405,7 364,4
Приобретено тракторов за год, тыс. шт. 13,9 12,4 9,6 9,0 10,1 8,7 11,0 13,4 13,9
Списано тракторов за год, тыс. шт. 48,7 48,2 44,6 45,0 38,4 35,0 30,0 27,8 25,3
Коэффициент обновления Коб (к наличию на конец года), % 1,86 1,78 1,49 1,54 1,90 1,81 2,50 3,30 3,81
Коэффициент списания Кс (к наличию на начало года), % 6,46 6,39 6,96 6,55 6,58 6,25 6,32 6,24
Качественная оценка
Средняя расчетная мощность двигателя трактора в парке, л.с. 95,6 96,4 96,8 98,0 98,9 100,5 102,4 104,7 107,3
Средний фактический срок службы тракторов (Тф = 100 / Кс), лет 15,5 15,6 14,4 15,3 15,2 16,0 15,8 16,0
Коэффициент сопоставления фактического срока службы и нормативного (Тф / Тн) 1,7 1,7 1,6 1,7 1,7 1,8 1,8 1,8 1,8
Коэффициент сопоставления процента списания и нормы амортизации (Кс / На) 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
Коэффициент сопоставления поставки и списания (П/С) 0,3 0,3 0,2 0,2 0,3 0,2 0,4 0,5 0,5
Возрастной состав парка:
суммарная поставка за период нарастающим итогом, тыс. шт. 13,9 26,3 35,9 44,9 55,0 63,7 74,7 88,1 102,0
доля новых тракторов в парке на конец 2008 года, % 28
парк тракторов со сроком службы свыше 9-ти лет, % 72
Коэффициент сопоставления поставки тракторов к их списанию за год, находящийся на уровне 0,2.0,5 в анализируемом периоде, еще глубже раскрывает качественную сторону происходящего процесса обновления тракторного парка. Ежегодная поставка новых машин недостаточна для расширения парка и поглощается значительным количеством списанных машин. И как следствие тракторный парк из года в год уменьшается.
Важным показателем качественной оценки обновления является расчетный статистический возрастной состав парка исходя из сопоставления суммарной поставки по годам расчетного периода и наличного парка на конец периода. Результаты расчета свидетельствуют, что на начало 2009 г. доля новых машин составила лишь 28 % от наличия в парке, а парк машин со сроком более 9 лет с учетом списания составил 72 %. Этот показатель является результирующим показателем произошедшего процесса обновления тракторов на сельхозпредприятиях России за 2000-2008 гг. Возрастной состав парка отражает качественное состояние машин, физически изношенных и морально устаревших, прослуживших нормативный срок службы.
Подтверждением выполненных расчетов являются данные возрастного состава тракторного парка по материалам Всероссийской сельскохозяйствен-
120
ной переписи на 1.06.2006 г. [3]. За пределами 9 лет службы в тракторном парке сельхозпредприятий находилось 83,6 % машин (рис. 1).
Представляет интерес сравнительный анализ показателей обновления тракторного парка на сельхозпредприятиях России за периоды 1975-1985 гг. и 2000-2008 гг. (рис. 2). Представленные на диаграммах абсолютные показатели о наличии тракторов, их поступления и списания за 1980 г. и за последний 2008 г. проанализированного периода свидетельствуют о недостаточном уровне обновления тракторного парка в последние годы. Это подтверждается и сравнительными показателями обновления парка тракторов за анализируемые периоды.
Перечисленные показатели с большей или меньшей степенью точности отражают многогранность процесса обновления техники в сельском хозяйстве. Анализ представленных данных в комплексе, в сопоставлении друг с другом дает более полное представление о характере и темпах обновления сельскохозяйственной техники.
Сравнительный анализ возрастного состава тракторного парка (см. рис. 1), по материалам единовременного выборочного обследования сельскохозяйственной техники за 1982 г. [4] и 2006 г. по материалам всероссийской сельскохозяйственной переписи [3], еще раз подтверждает старение
¡г
К
ч
с
1500
1400
1300
1200
1100
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0
405,7
к
¡г
К
ч
й
и
2008 г.
с
к
ч
ЕС
Й
Е-
О
С
С
13,9
с
к
й
о
к
с
с
25,3
364,4
* II
0 о К (к &
1 £
►3 <3
Коэффициент прироста, % Коэффициент обновления, % Коэффициент списания, %
Средний фактический срок службы, лет
1975-1985 гг. 2... 4
14...16
10...12 9...11
2000-2008 гг. -6...-10
1.5... 3,8
6.2...6.9
15...16
Рис. 1. Возрастной состав тракторного парка на сельскохозяйственных предприятиях России
%
%
1982 г.
По материалам единовременного выборочного обследования сельскохозяйственной техники (ЦСУ СССР, МИИСП)
2006 г.
По материалам Всероссийской сельскохозяйственной переписи Росстата
Рис. 2. Показатели обновления тракторного парка на сельскохозяйственных предприятиях России
парка тракторов из-за низкого уровня его обновления в последние годы. В 1982 г. за пределами 9 лет в эксплуатации находилось 19,5 % тракторов, тогда как в 2006 г. — 83,6 %. Это говорит о недоста-
точной работоспособности наличного тракторного парка, что подтверждается динамикой показателей использования тракторов в зависимости от срока службы (рис. 3). При сложившихся фактических
121
Срок
службы, лет
200 ^ 190
Рч
С
Е-
сЗ
I
р
Й
X
о
(-
т
с
о
р-
180
170
160
150
140
130
120
110
100
175-190%
;;;;;; ¡- - !" \~
155-175%
зи - фактическом оке службы
При нор мат ином ср
рок е службы -/У/
Срок
службы, лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рис. 3. Динамика показателей использования тракторов в зависимости от срока службы
З
сроках службы тракторов 15...16 лет их годовая производительность на 20.35 % ниже, чем у новых тракторов. Рост годовых затрат на техническое обслуживание и ремонт тракторов к 15.16 годам эксплуатации составляет 175.190 %. Этим объясняются чрезмерно высокие ежегодные затраты на ремонт техники в сельском хозяйстве, составляющие, по данным ГОСНИТИ, более 60 млрд р.
На сельскохозяйственных предприятиях в настоящее время из-за устаревшего парка тракто-
ров, используемого за пределами сроков амортизации, отсутствует фонд амортизации.
Значительные капитальные вложения в модернизацию отечественного сельскохозяйственного машиностроения, восстановление ремонтно-обслуживающей базы, увеличение объемов поставок новой техники для скорейшего обновления парка машин, совершенствование системы профессионального сельскохозяйственного образования являются основными направлениями выхода из создавшегося положения. Приведенные в статье результаты исследований подтверждают научную обоснованность и практическую целесообразность путей обновления сельскохозяйственной техники.
Список литературы
1. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. — М.: Россельхозакадемия, 2009. — 32 с.
2. Статистические сборники Росстата. — М.: Росстат, 2000-2008 гг
3. Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. — Т. 1, кн. 1. — 430 с.
4. Итоги единовременного обследования сельскохозяйственной техники по срокам службы в колхозах, совхозах и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятиях в 1982 г. — М.: ЦСУ СССР, 1983.
5. Проблемы экономики технического сервиса в АПК / Под общ. ред. академика Россельхозакадемии Ю.А. Конкина. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. — 544 с.
6. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года / Ф.И. Фисинин [и др.]. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. — 80 с.