СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
Т.Ю. БУТОРИНА,
преподаватель кафедры бухгалтерского учёта, финансов и аудита, Тюменская ГСХА
Ключевые слова: сельская кредитная кооперация, механизм кредитования, государственные, коммерческие и кооперативные банки, диверсификационный кооператив.
Если проследить эволюцию системы сельскохозяйственного кредита начиная с периода вхождения в рыночную стихию, то можно отметить следующие этапы.
■ 1992 год - предоставление государством льготного централизованного кредита сроком на один год под 28% годовых.
■ 1993-1994 годы - отмена льготного кредитования и введение централизованного кредитования под высокую процентную ставку ЦБ РФ; выделение кредитов по ставке рефинансирования Банка России под залог основных производственных фондов.
■ 1995-1996 годы - введение товарного кредита при одновременной отмене льготного кредитования, что отрицательно отразилось на положении в сельском хозяйстве, поскольку введённый механизм был в основном в интересах нефтяных компаний.
■ 1997 год - применение льготного
кредитования из спецфонда через Агропромбанк и Альфа-банк, утверждённого принятием Закона «О государственном регулировании АПК». При этом использовалось как бюджетное кредитование, так и средства коммерческих банков, что, опять же, было в их интересах. Так, например, Альфа-банк не обслужил 19 регионов из 38, и до сельхозтоваропроизводителей не дошло 5 трлн руб. (в исчислении того периода); за предоставляемую «роскошь» (выделение ресурсов на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, закупку племенного скота и т.д.) аграрии вынуждены были расплачиваться почти всем своим урожаем.
■ 1998 год - увеличение числа коммерческих банков с доступом к фонду льготного кредитования, что значительно снизило возможности такой кредитной структуры, как Агропромбанк.
■ 2000 год - введение для платёжеспособных агропредприятий меха-
625003, г. Тюмень,
ул. Республики, д. 7;
тел. 8 (3452) 46-15-77________
низма компенсации по уплате процентов по банковским кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ из средств федерального бюджета.
■ 2001 год - снижение ставки рефинансирования для активизации кредитной системы, обеспечивающей рост объёмов кредитования сельского хозяйства в реальном выражении (доля кредитов, приходящихся на сельскохозяйственный сектор, ежегодно прирастала на 5-6%). Однако перераспределение рисков от государства к коммерческим банкам оставляет мало надежд на сохранение агропотенциала в собственности сельхозтоваропроизводителей, поскольку в случае их банкротства он переходит в собственность этих финансовых структур. Это при-
Rural credit cooperation, machinery of crediting, state, commercial and co-operative banks, diversitive co-operative.
влекало банки к кредитованию аграрного сектора, тем более что присутствовали государственные гарантии возврата кредитных средств (в основном поручительства региональных органов власти).
Следует отметить, что такой механизм кредитования в его основной составляющей - перераспределении рисков - был возможен лишь в регио-нах-донорах, имеющих достаточное для этого количество бюджетных средств, чего не скажешь о дотационных районах, где средств нет. Ведь таких субъектов РФ большинство, и в основном это аграрные территории. Поэтому питать надежду на региональную поддержку в управлении рисками, особенно в условиях финансового кризиса, не приходится. Необходимо развивать государственно- кооперативную систему кредитования сельских хозяйств, не пренебрегая и сельской кредитной кооперацией, развитие которой сдерживается по следующим причинам:
■ отсутствие необходимой законодательной базы и механизма её мотивационного развития;
■ нестабильность финансово-кредитной системы;
■ отсутствие достаточной государственной поддержки аграрных хозяйств и малых форм развития дивер-
Гражданский кодекс РФ
сификационных видов предпринимательской деятельности, способствующей обеспечению их финансовой устойчивости;
■ недостатки в налогообложении;
■ отсутствие необходимой системы информационно-консультационного обслуживания и повышения квалификации кадров;
■ слабое развитие структуры кредитных союзов и отсутствие сервисных услуг;
■ недостатки в развитии сельских кредитных кооперативов.
Однако в ряде регионов России развитие сельской кредитной кооперации продолжается. Например, в Тюменской области сельские кредитные кооперативы в разных формах действуют практически в каждом районе, а в Юргинс-ком, Ялуторовском и Ярковском районах - по два кооператива.
В их структуре преобладают средства местных бюджетов, областного бюджета, паевые взносы членов кредитных кооперативов и прочие средства. В структуре фонда финансовой взаимопомощи преобладают средства местных бюджетов, затем - средства областного бюджета и на третьем месте находятся паевые взносы членов кредитных кооперативов. Однако доля паевых взносов в фонде финансовой взаимопомощи, который ориентирован
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
Экономика
на поддержку развития особенно малого агропредпринимательства, составляет всего 3%. Доля же местных бюджетов довольно значительна и достигает 75%. Причины в основном две: отсутствие достаточных средств у хозяйств населения (ХН) и фермерских хозяйств, на развитие которых и направлена деятельность кредитных кооперативов, а также малые размеры кредитных кооперативов. В среднем на один кооператив приходится 250 членов, что свидетельствует о его слабости. Это подтверждается как суммой паевых взносов, так и низкой суммой займов. Несколько увеличилось в сравнении с 2007 годом число заёмщиков у ХН, а сумма займов возросла на 6354,9 тыс. руб. (с 13589 тыс. руб. в 2007 году до 19743,9 тыс. руб. в 2008 году). Основная причина низкого участия ХН в кооперативном кредитовании - бедность сельского населения, не способного вернуть кредит с установленной ставкой на уровне 15%.
Наибольшее число займов от населения характеризуется малой суммой (от 33 до 55 тыс. руб.). В основном они берутся для приобретения молодняка животных и птицы, комбикормов, минитехники и ГСМ. Однако ограниченные возможности возврата кредитных средств скрывают реальное положение дел в сфере предпринимательства, включая и диверсификационные виды. То есть желание населения им заниматься не совпадает с его возможностями из-за низких доходов, не гарантирующих возвратность заёмных средств с вышеназванной ставкой процента.
Более устойчивым можно считать сельский кредитный кооператив в Исетском районе. В кооперативе состоит 455 членов, в том числе 444 ЛПХ, 9 фермерских хозяйств (ФХ) и 2 юридических лица. Фонд финансовой помощи составляет 12,5 млн руб. В течение года в среднем выдаётся 169 займов на сумму 10,5 млн руб., в том числе хозяйствам населения (ХН) - 160 займов на сумму 8,5 млн руб., ФХ - 6 займов на сумму 1,3 млн руб. и 3 займа - потребительскому кооперативу на сумму 0,7 млн руб.
Банковским кредитом на развитие малых форм хозяйствования в 2008 году пользовались 23 хозяйства, в том числе ХН - 16 кредитов на сумму 1,06 млн руб., ФХ - 7 кредитов на сумму 13,6 млн руб.
Доведённый лимит банковского кредитования (31 млн руб.) использован на 36%.
Учитывая специфику сельского хозяйства России и некоторых её регионов, особенно с интенсивно развивающейся диверсификационной деятельностью, можно было бы предложить следующую структурную схему кредитования сельских хозяйств (рис. 1).
В основе данной схемы - законодательная база, в рамках которой действуют управляющие структуры и
Управляющие структуры
Союз сельских кредитных кооперативов
Лига кредитных союзов
Кредитные организации
Россельхозбанк Фонд развития сельской кредитной кооперации Сельские кредитные кооперативы
‘ і ’ ' і ‘ ’
Кредитополучатели (заёмщики)
Сельскохозяйственные предприятия и другие сферы АПК Фермерские хозяйства и хозяйства населения Диверсификационные виды предпринимательской деятельности
Способы сбережения денежных средств для повышения финансовой устойчивости предприятия и создания резервов для преодоления кризиса
Покупка Вклады и ценные Хранение в доме Банковские
иностранной бумаги (для ХН) ценные бумаги
валюты (высокорисковые)
Рисунок 1. Структурная схема кредитования сельских хозяйств, включая диверсификационное агропредпринимательство
Законодательная база
субъекты рынка кредита. Их функции целесообразно целенаправленно распределить в следующем порядке: Россельхозбанк кредитует в основном предприятия сфер АПК и диверсифи-кационные виды предпринимательства в сельских районах области, сельские кредитные кооперативы - ХН и фермерские хозяйства при поддержке фонда развития сельскохозяйственной кооперации. Районные сельские кооперативы не только оказывают кредитное обслуживание малым формам хозяйствования, но и собирают от них заявки на кредитование, подтверждённые бизнес-планами. Кроме того, эти кооперативы взаимодействуют с Россельхозбанком, передавая ему заявки на кредитование.
Обслуживая диверсификационные виды деятельности в сельской местности, кредитные кооперативы сами должны иметь аналогичную ориентацию развития, то есть быть диверси-фикационными. В пользу данного направления свидетельствует и мировая практика, когда сельские кредитные кооперативы выполняют наряду с традиционными и другие обслуживающие функции, например, снабженческого характера, закупая для сельских хозяйств материальнотехнические ресурсы, оказывают финансовое обслуживание, ведя безналичные расчёты с применением чеков и кредитных карточек, принимают участие в торгах на фондовой бирже, предоставляют ипотечные кредиты, функционируют как сберегательные кассы, способствуя аккумулированию
денежных средств с целью их последующего целевого использования. Именно в соединении кредитных и обслуживающе-предпринимательских снабженческо-сбытовых функций состоит основное преимущество кредитных кооперативов. Комплексность действий кредитных кооперативов способствует и удобству использования их функций со стороны потребителей - сельских хозяйств (можно обращаться не в несколько, а лишь в один кооператив). Когда все функции кооперации сосредоточены в кредитном кооперативе, то эффективнее расходуются средства, поскольку финансовая структура способна контролировать их более рациональное применение.
Один из вариантов диверсифика-ционного сельскохозяйственного кредитного кооператива дан в авторской трактовке на рисунке 2. В его структуре представлены все основные функции кооперации и наиболее важные задачи, которые необходимо решать для их реализации. «Подпитываясь» от регионального филиала Россельхозбанка, регионального бюджета и вкладов членов-пайщиков, кооператив может нормально функционировать в кредитной сфере, улучшая своё финансовое положение ещё и за счёт диверсифи-кационной деятельности.
К основным задачам кредитной функции отнесены следующие:
■ выбор эффективных видов диверсификации;
■ внесение коррективов в бизнес-планы заёмщиков;
Экономика
■ предоставление ипотечного кредита;
■ приём вкладов;
■ аккумуляция денежных средств;
■ кредитование служб кооператива (маркетинговой, сбытовой, снабженческой, консультационной);
■ составление кредитного плана района, включающего все заявляемые проекты и бизнес-планы от предпринимателей.
Задачи маркетинговой службы:
■ организация сбора необходимой информации по рынку диверсификаци-онной продукции (цены, объёмы, каналы и т.д.) в режиме мониторинга;
■ обработка собранной информации и принятие рациональных решений по развитию на селе диверсификационно-го предпринимательства в рамках достаточной конкурентоспособности.
Основные задачи службы сбыта:
■ выявление стабильных поставщиков продукции диверсификационно-го предпринимательства и организация его сбора;
■ организация реализации продукции по выявленным каналам;
■ координация действий с перерабатывающими предприятиями;
■ проведение расчётов с поставщиками продукции.
К основным задачам службы организации снабжения сельских хозяйств отнесены следующие:
■ координация действий со снабженческими организациями и сельскими хозяйствами;
■ составление графиков поставок сельским хозяйствам необходимых
Рисунок 2. Структура, основные функции и задачи диверсификационного сельского кредитного кооператива
ресурсов;
■ проведение расчётов с поставщиками материально-технических ресурсов с использованием кредитных средств.
Основная задача службы консалтинга - проведение квалифицированных консультаций по диверсифика-ционному предпринимательству в сельских районах.
Анкетированием населения сельских регионов Тюменской области, проводимым в 2006-2008 годах с участи-
ем автора, выявлены объёмы кредитных средств, необходимые для ведения диверсификационной предпринимательской деятельности. В целом для всех сельских территорий региона на реализацию проектов потребуется около 180 млн руб.
Большинство видов диверсификации требует значительных вложений, которые в процессе расширенного воспроизводства и инфляции могут ещё возрасти. Такие объёмы кредитов сельская кредитная кооперация выде-
Экономика - Биология
лить пока не в состоянии по вышеназванным причинам. Поэтому нужны более действенные меры для решения данной проблемы. Например, создание регионального союза сельских кредитных кооперативов, аккумулирующих денежные ресурсы для кредитования приоритетных видов диверсификации в тех районах Тюменской области, в которых с меньшими расходами может быть получен мультипликаторный (тех-нопарковый) эффект.
Литература
1. Никольский А. Е. Кредитный риск в сельском хозяйстве: специфика анализа и управления // Экономика природопользования. 2004. Вып. 1. С. 74-78
2. Маслова В. Финансово-кредитный механизм развития АПК России (деятельность ОАО «Россельхозбанк») // АПК: экономика, управление. 2006. №1. С. 44-49.