I_
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
м.м. мирзорустамов,
адъюнкт1 кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
M.M. MIRzoRUSTAMoV,
Adjunct2, Department of Psychology, Pedagogy and Human Resources Development, (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 35.082
Совершенствование кадрового обеспечения как стратегическое направление деятельности органов внутренних дел республики Таджикистан
fostering human resourcing as a strategic direction of the activity of internal affairs agencies of Tajikistan republic
В статье отмечается важность кадровой работы органов внутренних дел в Республике Таджикистан, даются рекомендации по ее совершенствованию.
Органы внутренних дел, совершенствование кадрового обеспечения, изучение зарубежного опыта.
The paper draws attention to the importance of human resource development in internal affairs agencies in the Republic of Tajikistan as well as gives recommendations on its fostering.
Internal affairs agencies, fostering human resource development, foreign experience study.
Выступая в парламенте (Маджлиси Оли) Республики Таджикистан 23 января 2015 г., Президент Республики Таджикистан Эмомали Рах-мон заявил: «...целью нашей государственной политики в молодежной сфере является воспитание кадров, эрудированных и образованных специалистов, поколения, обладающего широким кругозором и патриотическими качествами» [3]. Важнейшие направления развития и модернизации органов внутренних дел Республики Таджикистан были определены в Стратегии реформы милиции на 2013—2020 гг. (далее — Стратегия), утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г. № 1438 «О Стратегии реформы милиции на 2013—2020 годы» [1]
и Программе реформы (развития) милиции на 2014—2020 гг. (далее — Программа), утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 г. № 296 «О Программе реформы (развития) милиции на 2014—2020 годы» [2].
В целом можно утверждать, что создана новая правовая основа (Стратегия и Программа) деятельности милиции, которая соответствует международным правовым стандартам и определяет права и гарантии социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, включая выплаты денежных вознаграждений, единовременных пособий, надбавок за сверхнормативные нагрузки и поощрения сотрудни-
1 Ранее - научный сотрудник ОН и РИО Академии МВД Республики Таджикистан.
2 Early - Research Officer, ON and RIO, Academy of the Ministry for Internal Affairs of Tajikistan.
кам за выполнение оперативно-служебных задач. Правовая реальность указывает на то, что созданы необходимые условия для сотрудников органов внутренних дел, которые чувствовали бы себя, с одной стороны, социально значимыми, а с другой — социально защищенными.
В Программу заложены задачи по преобразованию таджикской милиции в государственный институт, пользующийся открытостью и высоким доверием граждан, обладающий конкурентноспо-собными качествами в борьбе с преступностью, а также по взаимодействию органов внутренних дел с институтами гражданского общества и СМИ. В связи с этим следует отметить, что не может быть сомнений в том, что ключевое звено дальнейшего реформирования системы МВД Республики Таджикистан — работа с кадрами, которая основывается на закреплении профессионального кадрового ядра милиции, где нет места коррупционерам и их попутчикам — нарушителям дисциплины и случайно попавшим людям.
Программа определила основные направления дальнейшего развития органов внутренних дел системы МВД Республики Таджикистан. Первоочередной задачей является повышение кадрового профессионализма и очищение от коррупции, совершенствование системы управления и оптимизация деятельности органов внутренних дел; доступность правоохранительной помощи; профилактика преступности и адекватный ответ новым вызовам и угрозам.
В Программе реформы (развития) милиции отмечается, что главное звено дальнейшего реформирования системы МВД Республики Таджикистан — это работа с кадрами, рассматриваемая прежде всего с позиций закрепления профессионального кадрового ядра милиции.
Как показала практика, МВД Республики Таджикистан осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
— построение социально ориентированной модели системы МВД Республики Таджикистан и формирование нового облика сотрудника милиции; последовательная реализация принципа открытости, укрепления сотрудничества с институтами гражданского общества;
— оптимизация деятельности органов внутренних дел путем внедрения современных инновационных подходов, новейших телекоммуникационных систем и наукоемких технологий;
— дальнейшее развитие системы профилактики правонарушений;
— совершенствование антикоррупционного механизма с целью повышения уровня законности и служебной дисциплины.
Для того чтобы достичь наибольшей эффективности в деятельности органов внутренних дел по указанным направлениям, нужно реализовать выход на новаторские технологии.
Например, 31 октября 2015 г. в Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан был сдан в эксплуатацию Центр автоматизированного управления дорожным движением «Безопасный город», который будет контролировать все перекрестки, парки, улицы, проспекты и общественные места г. Душанбе [5].
Кроме того, знакомство с зарубежным опытом дает богатый научный материал. Поэтому, на наш взгляд, важно использовать опыт деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Для этого необходимо изучение модернизации кадрового обеспечения, переработки нормативной правовой основы организации работы с личным составом органов внутренних дел России. Известно, что в МВД России установлен новый порядок профессионального психологического отбора кандидатов на службу по контракту и проведения аттестации, разработаны и внедрены новые квалификационные требования к должностям рядового и начальствующего состава. Создан и функционирует институт личного поручительства, являющийся обязательным для всех поступающих на службу. К кандидатам на службу применяются современные психотехнологии, используются электронные банки данных. Как показывает практика, эффективно действует система отбора кадров для замещения должностей руководящего звена МВД России на основе кадрового резерва номенклатуры Министерства. Установлен единый порядок формирования кадровых резервов. Уровень внедрения научной продукции в практическую деятельность повысился до 75 % [6].
Отмечая ключевые принципы новой модели госуправления, руководство МВД Республики Таджикистан указывает, что главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан. Индекс оценки деятельности органов внутренних дел, интегрирующий ряд показателей, свидетельствует о том, что сейчас отношение граждан к органам внутренних дел лучше, чем в любой иной год за все время проведения мониторинга. Так, уже в 2014 г. 59,8 % респондентов заявляли, что доверяют милиции, и 39,2 % — что не доверяют, таким образом, доля удовлетворенных служебной деятельностью милиции превышает показатель недовольных [4].
Мы считаем, что для устранения недостатков в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан необходимо: — постоянно повышать эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, внедряя в практику современные научно обоснованные технологии и различные методики, являющиеся действенным качественным резервом правоохранительной деятельности;
н
с
о
'S
X
Й и
ш
^
а
<
69
Н
с
0
'S
1
Й ы
ш
^
а
<
70
— с учетом кардинальных изменений структуры собственности, власти, культуры, сознания в таджикском обществе и государстве в подготовке кадров органов внутренних дел исходить из концептуального положения о необходимости формирования принципиально новой генерации специалистов, способных выполнять оперативно-служебные задачи, возложенные на органы внутренних дел в сложных, переходных условиях;
— обеспечить отбор на службу граждан и продвижение по службе сотрудников органов внутренних дел исключительно на основе «принципа заслуг», т. е. в зависимости от деловых и личных качеств человека, а также «принципа равных возможностей», обеспечивающего большую представительность и доступность органов внутренних дел для различных социальных и демографических групп;
— разработать стандарты профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Они должны фиксировать не только знания, но и новые качества сотрудников: способность определять стратегические задачи и приоритеты ведомства, понимать политический контекст и институциональные факторы, присущие деятельности органов внутренних дел, учитывать позиции и интересы различных общественных групп и изменять баланс сил в нужную сторону;
— оценивать этические аспекты и социальные последствия управленческих решений в правоохранительной сфере;
— обеспечить соблюдение демократических норм и ценностей, управлять организационными изменениями с учетом культурных, национальных, институциональных факторов;
Список литературы
1. О Стратегии реформы милиции на 2013— 2020 годы: Указ Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г. № 1438. URL: http:www.mvd.tj (дата обращения: 12.03.2015).
2. О Программе реформы (развития) милиции на 2014—2020 годы: постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 г. № 296 . URL: www.mvd.tj (дата обращения: 14.03.2015).
3. Послание Президента Таджикистана Эмо-мали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23 января 2015 г. URL: http: www. khovar.tj rus...44037...emomali-rahmona-madzhlisi-oli (дата обращения: 13.03.2015).
— усилить профилактику предкриминального (отклоняющегося) поведения сотрудников органов внутренних дел, повышать в данном процессе качество профессионального психологического отбора, позволяющего выявлять лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества (особенно наркотические средства и другие одурманивающие вещества);
— разработать меры по минимизации последствий старения научно-педагогических кадров в ведомственной системе образования. Для повышения качества образования, внедрения современных форм и методов работы в учебно-воспитательный процесс необходим приток молодых специалистов, знакомых с последними комплексными изменениями в образовательных технологиях, владеющих новыми методиками обучения и воспитания. С этой целью в рамках ведомственных образовательных проектов должна осуществляться дифференцированная материальная поддержка профессорско-преподавательского состава, выражающаяся в повышенных должностных окладах для наиболее передовых педагогов, иных социальных льготах [6].
В заключение следует сказать, что управление формированием и развитием человеческого потенциала в государственных организациях должно опираться на систему эффективных кадроведческих технологий, направленных на: 1) оптимизацию процессов стратегического планирования человеческих ресурсов; 2) совершенствование комплектования кадров (методов и процедур поиска, тестирования и отбора на государственную службу).
4. Гулходжа Ш. Таджикистан. 40 % доверия власти: это мало или много? URL: http:http:www. centrasia.ru/newsA.php?st=1398225240 (дата обращения: 17.03.2015).
5. Открытие Центра автоматизированного управления дорожного движения «Безопасный город» 31 октября 2013 г. URL: http:http:www. mvd.tj. (дата обращения: 11.03.2015).
6. Пашин В.М. Совершенствование кадрового обеспечения как стратегическое направление деятельности МВД России // Проблемы кадрового обеспечения органов внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: матер. межвуз. науч.-практ. конф. М., 2013.
E-mail: [email protected]