- 2011. - №8. - С.164-171. 4.Сайт Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015г. [Електронний ресурс] - Режим доступа: minagro.gov.ua.
5.Т.В .Калашникова / Государственная поддержка материально-технического обеспечения АПК. / Калашникова Т.В., Олейник О.В.// Економика АПК. -2012. - №7. - С.95 - 100.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРАРНОГО
СЕКТОРА УКРАИНЫ
Стародуб О.И., асп. ННЦ «Институт аграрной экономики»
Мировой опыт показывает, что практически во всех развитых странах государство принимает активное участие в развитии сельскохозяйственных предприятий, в поддержке самых эффективных его отраслей. В одних странах система бюджетного финансирования имеет достаточно расширенный инструментарий, в других он более узкий, но не менее эффективный. В Украине система бюджетного финансирования проходит стадию реформирования, в связи со вступлением Украины во Всемирную организацию торговли и намерением вступить в Европейский Союз.
Необходимость государственной финансовой поддержки путем бюджетного финансирования сельского хозяйства определяется специфическими условиями функционирования и рядом объективных причин. Основное значение в системе бюджетного финансирования аграрного сектора во всех странах мира, и Украина не является исключением, имеет инструментарий государственной финансовой поддержки.
Проблемы бюджетного финансирования аграрного сектора исследуют отечественные ученные Н.Я.Демьяненко, Ю.А.Лупенко [3], Т.М.Мельник [4], Т.А.Осташко, Л.Д.Тулуш [6] и другие. Но на данный момент, не смотря на большое внимание к данной проблеме, для более эффективного функционирования системы бюджетного финансирования, остается недостаточно исследованным инструментарий государственного финансирования аграрного сектора в Украине из бюджета страны.
Большинство экономически развитых государств проводит стимулирующую аграрную политику, содержанием которой является предоставление различного рода дотаций, субсидий и льгот сельхозтоваропроизводителям, так как в этих государствах, аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию.
Практика применения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в Украине очень похожа на ту, что используется в России и включает в себя меры прямого и косвенного регулирования. [1]
Среди мер прямой государственной финансовой поддержки, которые применяются в развитых странах можно выделить: прямые государственные компенсационные платежи: платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.); субсидии в расчёте на единицу площади или поголовье скота; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства (например, субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов); финансирование целевых программ и расходов на НИОКР.
К мерам косвенной государственной поддержки сельского хозяйства относятся: ценовое регулирование на рынке продукции сельского хозяйства и продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию; льготное финансово-кредитное обеспечение; система льготного налогообложения, квот и налогов на экспорт и импорт продовольствия; сельскохозяйственное страхование.
Оценка норм Закона Украины «Про государственную поддержку сельского хозяйства Украины» позволяет утверждать, что в Украине государственная поддержка также делится на прямую и непрямую, и включает в себя такой инструментарий:
- ценовое регулирование, инструментами которого являются государственные аграрные интервенции и временное административное регулирование цен;
- дерегуляция украинского аграрного рынка сельскохозяйственной продукции и запрет дискриминации прав ее владельцев, которая заключается в предотвращении создания искусственного дефицита аграрной продукции;
- поддержка производителей продукции животноводства с помощью бюджетной животноводческой дотации;
- другие виды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, которые финансируются с бюджета Украины с помощью таких инструментов как: залоговые и форвардные закупки зерна; удешевление кредитов мето-
дом бюджетных и кредитных субсидий, а также компенсации лизинговых платежей; частичное бюджетное возмещение стоимости высеянных високорепродуктивных семян сельскохозяйственных культур; выполнение целевых государственных программ; льготы при ввозной пошлине; оказание услуг по маркетингу; удешевление стоимости средств идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных; контроль качества и безопасности продуктов питания; компенсация и возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости построенных в сельской местности социально-бытовых объектов.
■ В Украине сельхоз предприятия могут рассчитывать преимущественно на непрямую поддержку. Так, в 2014 году, государственная поддержка АПК за счет средств бюджета составила 18600 млн гривен, что почти в 7,5 раз больше чем прямая, которая составляет лишь 2424,0 млн гривен.
■ В процессе реформирования всей системы бюджетного финансирования изменениям подверглась и законодательная база, в числе которой Закон Украины «Про государственную поддержку сельского хозяйства Украины», новая редакция которого доступна на сайте Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.
■ Новая редакция Закона о господдержке позволит эффективно реализовывать и проводить ценовую политику в агропромышленном секторе экономики в пределах законодательства, выполнять программы, определенные законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, формировать государственный интервенционный фонд объектов государственных аграрных интервенций на организованном аграрном рынке и тому подобное.
■ В новой редакции критических изменений в инструментарии господдержки не произошло. Среди основных инструментов, как и в прошлые годы, предусмотрено ценовое регулирование, бюджетная животноводческая дотация, бюджетные субсидии и частичная компенсация стоимости определенных расходов, связанных с деятельностью предприятий, налоговые льготы.
■ Но, помимо схожести в инструментарии между старой и новой редакциями, существуют и некоторые различия.
Так, например, новой редакцией не предусмотрен такой инструмент как временное административное регулирование цен. Основными целями этого регулирования являются: стабилизация цен на продукцию сельского хозяйства путём ограничения их динамики в относительно узком коридоре; поддержание цен. Отсутствие этого инструмента может привести к спекулятивному становлению цен продавцами и/или покупателями на организованном аграрном рынке.
■ На наш взгляд, нормы действующего Закона Украины «Про государственную поддержку сельского хозяйства Украины» предусматривают одинаковую поддержку, не зависимо от размеров предприятий. Новая редакция данного Закона предусматривает в большей мере поддержку именно мелких предприятий, а это в свою очередь может привести к тому, что малые и средние предприятия уровняются, только одни за счет государственных средств, другие - за счет собственных, путем самофинансирования.
Источники
1. Васильева М.В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России/ М.В., Васильева, О.В. Федорова/тЭкономический анализ: теория и практика. 2011. №9. С. 17-18.
2. Загурський О.М. 1нституцюнальне забезпечення державно! тдтримки аграрного сектору економши. Фшанси Укра!ни. №8(201). К.: 2012. с. 122-129.
3. Стратепчш напрями розвитку альського господарства Украши на перюд до 2020 року / за ред. Ю.О. Лупенко, В.Я. Месель-Веселяк / Наукове видання К.: ННЦ "1АЕ", 2012. - 112 с.
4. Мельник Т. М.Оцшка державно! пвдтримки аграрного сектору Укра!ни [Текст] / Т.М. Мельник, О.С. Головачова // Маркетинг 1 менеджмент шновацш, 2013. - №3. - С. 169-184.
5. Про внесення змш до Закону Укра!ни «Про державну пвдтримку сшьського господарства Укра!ни» (нова редакщя)// Сайт Аграрного союзу Укра!ни [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.auu.org.ua/propozitiie-ta-obgovorenna/doproektivzakoniv/provnesennazmind ozakonuukraieniproderzavnupidtrimkusilskogogosp odarstvaukraieninovaredakcia
6. Тулуш Л.Д. Стратепчш напрями бюджетного регулювання розвитку агропромислового виробництва в УкраМ / Л.Д.Тулуш, О.Д. Радченко // Економка АПК. - 2012. - №10. - с. 81-90.