Научная статья на тему 'Совершенствование инновационно-внедренческих процессов в АПК РФ через механизмы стратегического планирования социально-экономического развития территорий'

Совершенствование инновационно-внедренческих процессов в АПК РФ через механизмы стратегического планирования социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК / STRATEGIC PLANNING / INNOVATIONS / MANAGEMENT LEVELS / REGIONAL AIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широков С. Н., Арова О. З., Шевхужева Л. А.

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства требует обеспечения адекватных механизмов внедрения инноваций в сельскохозяйственную экономику. Это можно достичь созданием новых организационных механизмов управления, обеспечивающих условия для значительного масштаба и обработанности соответствующих технологий, а также подготавливающих социально-экономическую систему к широкому применению инноваций. Цель исследования заключалась в разработке механизмов и методов совершенствования управлением развития АПК на основе новой парадигмы инновационной политики и стратегического планирования. Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: существующая система внедрения инноваций в АПК не способствует решению задач развития сельского хозяйства; сдерживающими факторами инновационного развития являются недостаток собственных финансовых ресурсов и высококвалифицированного персонала, длительный период окупаемости инвестиций в инновации. Инновационный потенциал реализуется в пределах 4-5%, а плательщиком разработок остается государство. Инновации разрабатываются без должного учета востребованности их сельхозтоваропроизводителями, трудности, связанные с особенностями функционирования предпринимательских структур в сельском хозяйстве (разобщенность, низкий уровень технического потенциала, отсутствие возможностей объединения в крупные производственные комплексы, отсутствие достаточных мотивов у органов управления АПК в консолидации потенциала агропроизводства и т.д.). Дальнейшее развитие инновационной системы АПК должно быть построено с учетом реализации ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В работе обоснована организация единой селекционно-семеноводческой системы в растениеводстве, имеющей центральный аппарат управления, охватывающий спектр растениеводческих культур, районированных в данной экономической зоне, и имеющей мощную материально-техническую базу. Итогом деятельности системы должно быть создание банка данных семян, адаптированных к местным условиям и удовлетворяющих сельхозтоваропроизводителей по количеству, качеству, условиям приобретения и использования. Агентами, обеспечивающими распространение инноваций и обучение их использования на местах, могут быть агрономы сельских муниципальных поселений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mproving the efficiency of agricultural production requires the provision of adequate mechanisms of innovations implementation in agricultural economics. This can be achieved by creating of new organizational management mechanisms that provide the conditions for a significant scale and processing of relevant technologies, and also prepares the socio-economic system for the wide application of innovations. The aim of the research was to develop mechanisms and methods for improving the management of the AIC development on the basis of a new paradigm of innovation policy and strategic planning. The carried out researches allow to reach the following conclusions: the existing system of innovations introduction into agrarian and industrial complex does not promote the problems decision for agriculture development; the constraining factors of innovative development are the lack of own financial resources and highly qualified personnel, a long period of investments payback in innovation. The innovation potential is realized within 4-5%, and the payer of developments remains the state. Innovations are developed without proper consideration of the demand for their agricultural producers, difficulties associated with the peculiarities of the functioning of entrepreneurial structures in agriculture (disunity, low level of technical capacity, lack of opportunities for union into large production complexes, lack of sufficient incentives for agro-industrial complex management agencies, and etc.). Further development of the innovative system of the agroindustrial complex should be built taking into account the implementation of the Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation». The work substantiates the organization of a unified selection-seed-growing system in plant growing, which has a central management apparatus covering the range of crop plants that are regionalized in this economic zone and which has a strong material and technical base. The result of the system's activity should be the creation of a database of seeds adapted to local conditions and satisfying agricultural producers in terms of quantity, quality, terms of purchase and use. As agents providing the innovation methods spreading and training on places may be agronomists of rural municipal settlements.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инновационно-внедренческих процессов в АПК РФ через механизмы стратегического планирования социально-экономического развития территорий»

5. Копеу Р. А. Л<1ар1а181уа как Ш81хитеп1 strategicheskogo иргау1еи1уа га2у111еш Ьо2уау81уиуи8сЫЬ sub'ektov V us1oviyah reformirovaniya ekonomiki //Izvestiya 8апк1-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 32. - 8. 99-104.

УДК 339.544

Канд. экон. наук С.Н. ШИРОКОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук О.З. АРОВА (ФГБОУ ВО СевКавГГТА, [email protected]) Канд. экон. наук Л.А. ШЕВХУЖЕВА (ФГБОУ ВО СевКавГГТА, [email protected])

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АПК РФ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Текущая экономическая ситуация в нашей стране осложняется действием ряда специфических обстоятельств, и, прежде всего, это изменения конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы и ограничительные санкции западных стран. Такие условия приводят к снижению инвестиционной активности, а достижение ранее поставленных целей фактически труднодостижимыми.

Локомотивом реализации выявленных проблем может стать практическое использование инновационного потенциала, но сложившаяся практика организации и управления инновационными процессами, как показывает опыт, недостаточно эффективна и потому возникает необходимость поиска действенных механизмов ее совершенствования.

Цель исследования - разработка механизмов и методов совершенствования управлением развития АПК на основе новой парадигмы инновационной политики и стратегического планирования.

Материалы, методы и объекты исследования. Объектом исследования являются АПК и факторы, влияющие на темпы его развития. В процессе исследования использованы фундаментальные труды отечественных учёных в области функционально-целевого планирования на основе индикативного метода, механизмов организации и управления инновационными процессами в АПК.

Результаты исследования. Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором, способствующим ускорению социально-экономического развития, выступает создание условий широкого применения инноваций. Однако наибольший интерес представляет то, как они организуются, управляются, реализуются в целях разрешения сложившейся ситуации и обеспечения условий более высокого уровня социально-экономического развития страны.

Данные ФАНО и ФГНБУ ВНИИЭСХ, полученные в результате обследования сельхозтоваропроизводителей Белгородской области, наглядно иллюстрируют сдерживающие факторы инвестиционно-инновационного развития: недостаток собственных финансовых ресурсов - 65%, значительная стоимость инноваций - 54%, длительный период окупаемости инвестиций в инновации - 46%, недостаток высококвалифицированного персонала - 42% респондентов. Инновационный потенциал агропромышленного комплекса реализуется в пределах 4-5% от всего имеющегося объема [1].

Организация эффективной модели производства, управления и реализации инновационного продукта требует изучения особенностей функционирования сложившейся институциональной и производственной среды.

Многие аспекты решения задач отражены в принятой Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020

года», в «Прогнозе долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и других государственных документах, отражающих направление деятельности инновационной системы Российской Федерации, в том числе и в АПК [2,3]. В Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отражены единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направления их векторов и т.д. Безусловным достоинством закона «О стратегическом планировании...» является использование программно-целевого подхода на основе индикативного планирования и государственного регулирования [4]. Суть государственного регулирования экономики с использованием ФЦП «.определение параметров социально-экономического развития, обеспечение адаптации всех элементов хозяйственного механизма к складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении, выборе и установлении приоритетов в развитии экономики с учетом долговременных тенденций научно-технического развития и требований рынка» [5]. Инновационно-технологическая инфраструктура не только создает инновационный продукт, но и должна обеспечить ее высокую реализуемость. В состав инновационно-технологической инфраструктуры входят образовательные учреждения, научно-техническая и производственная сферы, инвесторы. Управление инновационной системой осуществляется органами власти и представляет иерархическую структуру, в которой выделяются 4 уровня: макро- и микроуровни, региональный и отраслевой. В соответствии с этим и предлагаем выстроить и структуру управления межотраслевой инновационной стратегией. Суть создания такой системы - консолидация воздействия различных отраслей АПК для получения продукта с завершенным циклом обработки. Такая структура будет способствовать, по мнению С. Губанова, «.созданию новой системы воспроизводства -интегрированной и планово-регулируемой; способной соединить в общей организационной форме промежуточные и конечные производства ради выпуска высокотехнологичной, наукоемкой продукции конечного спроса с высокой долей добавленной стоимости; содержащей действенные стимулы для снижения издержек, увеличения производительности труда и повышения качества товаров; мобилизующей могучую, несокрушимую движущую силу созидания и подъема экономической мощи нашей страны» [6]. Платформой для создания управления межотраслевой инновационной стратегией могут стать вертикально-интегрированные корпорации.

Инновационная система позволяет создавать инновационный продукт и тем самым создает условия для повышения производительности и эффективности труда. Условия реализации инновационного продукта, с одной стороны, вызванные многоукладностью экономики сельского хозяйства, а с другой - отдаленностью рынка от покупателей (пространственная и информационная), физической невозможностью производителей демонстрировать инновационные продукты массовому покупателю и ограниченность в финансовых средствах последних, тормозит саму возможность, без существенного изменения условий функционирования, осуществить переход к более высоким технологическим уровням развития. Серьезные возможности, позволяющие решить выявленные проблемы, предоставляет закон «О стратегическом планировании». В статье «Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России» Иванов Г.Г. и Орлов С.Л. пишут: «.Планирование является сердцевиной управления, и, следовательно, оно должно быть подчинено реализации стратегии, предварительно обоснованной на государственном уровне, понятой и принятой в обществе...» [7]. Отправной точкой построения стратегии является разработка миссии. Миссия Российской Федерации -повышение благосостояния ее населения, через реализацию конкурентных преимуществ, мотивации всех слоев населения на созидательный труд, сохранение и приумножение социокультурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.

Производственно-хозяйственная деятельность нацелена на создание условий использования ресурсного потенциала как основы социально-экономического развития. Эффективное функционирование производственно-хозяйственной деятельности

обеспечивается также созданием инфраструктуры, производственной системы, а обеспечение социального развития общества осуществляется вовлечением населения в эффективную производственно-хозяйственную деятельность. Как отмечает О.В. Асмус: «В депрессивном состоянии может находиться экономика региона, обладающего собственными ресурсами для его преодоления, а причиной депрессии, как показал анализ, зачастую является неэффективное управление» [8]. Индикативное планирование согласно ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выдвинуто основополагающим методом разработки стратегии. Отличительная особенность индикативного планирования -разработка плана с участием бизнес-структур и научного сообщества, равноправие всех участников. Методология составления и выполнения планов осуществляется согласованием методик планирования, их унификацией, обменом информацией во всех уровнях планирования и управления, достижением национального консенсуса между различными уровнями хозяйственной деятельности. Таким образом, стратегии всех уровней будут увязаны между собой. По мнению О.С. Сухарева, формирование пропорций и структуры социально-экономической системы по ее элементам и направлениям с участием аналитиков, экономистов, математиков, программистов и т.д. будет способствовать развитию экономики

[9].

Однако мы себе позволим некоторую критику ряда принципов, изложенных в ФЗ, которые, на наш взгляд, могут существенно тормозить реализацию самой идеи стратегического планирования.

Первое - касается такого принципа планирования, как «ответственность участников стратегического планирования», которая допускает возможность участников к своевременной корректировке документов. В этих условиях без соответствующей организационной работы, по выражению М. Делягина, «закон остается благим пожеланием, которых было уже много» [10].

Второе - не ясен принцип «ресурсной обеспеченности». Основной вопрос здесь вызывают механизмы привлечения финансовых источников реализации плана. Судя по документу, можно предположить, что наибольший «привес» здесь займет государственно-частное партнерство. Тогда обеспечение социального достоинства большинства граждан станет практически невыполнимым, а расслоение членов общества станет еще более ощутимым, так как это позволит сосредоточить имеющиеся ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию программных мероприятий, в руках более успешных предпринимателей, как итог конкурса представленных проектов. Следовательно, в программном документе должны быть разработаны механизмы обеспечения социально-экономического развития через привлечение широких слоев населения в производственную деятельность и, тем самым, достижения приемлемого уровня благосостояния.

Главная задача экономического сообщества России на ближайшие годы - устойчивое развитие экономики на основе целенаправленной разработки организационных, технических и технологических инноваций, обеспечения условий их внедрения в производственно-хозяйственную деятельность агробизнеса, а продукты такой деятельности - более эффективному продвижению на рынок.

Характер сельскохозяйственного производства предполагает необходимость организации коллективного использования ресурсов. Достижение эффективного сельскохозяйственного производства не представляется возможным без разработки системы земледелия, адаптированной к конкретным природно-климатическим зонам, организации севооборотов и т.д., а специфика производства вызывает необходимость использования широкого спектра агротехники, обеспечения надлежащих условий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, что делает сельское хозяйство наукоемким.

Экономический проект, чаще всего, оценивается по показателям экономической и социальной эффективности и экологической безопасности. Одним из мотивов создания и внедрения инновационного продукта является повышение доходности бюджета за счет налоговых поступлений от повышения производительности труда; снижения «социальной нагрузки» на бюджет, за счет улучшения самообеспеченности сельских жителей продуктами

собственного производства, возможности реализации на местных рынках излишков продуктов и получения дополнительных доходов в семейный бюджет.

Анализ структуры вложений в создание инноваций в РФ показал, что в 2016 г. 69,2% внутренних затрат на эти цели приходились на средства государства, в то время как в развитых странах эта цифра составляет от 40% и менее. Так в 2000 г. на долю государственного бюджета, по источникам финансирования исследований, приходилось до 53,72 %, а в 2015 г. эта цифра повысилась до 67,49%. В то же время удельный вес инновационно - активных организаций, которые создают инновационный продукт на постоянной основе, в сельском хозяйстве за 2016 г. составил не более 4% [11,12]. Таким образом, основным инициатором и «плательщиком» за инновации остается государство. Поэтому крайне важным представляется возможность оценки их «полезности» для массового потребления по минимально возможной цене реализации с учетом затрат на консультационные услуги. Минимальную цену можно определить нахождением точки безубыточности.

Проведенный нами опрос по 2 районам Карачаево-Черкесской Республики (в Малокарачаевском и Абазинском) выявил, что наибольший интерес сельхозтоваропроизводителей среди инновационных продуктов представляют семена и посадочный материал (до 80% опрошенных). При планировании нововведений в области семеноводства весьма важный момент - не только получение образцов высококачественных семян, но и возможность обеспечения условий их массовой реализации с учетом особенности требований агротехники, агротехнологий. Имеющаяся информация о наличии семян представлена в документе «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», и в Интернете размещена на сайте http://reestr.gossort.com/. Следует подчеркнуть, что пользование этой информацией рядовым потребителем весьма осложнено. В лучшем случае, ее может использовать специалист, как некое руководство, дающее ориентацию по выбору посадочного материала, при установлении контакта с патентообладателем. Существенный недостаток - отсутствие у оригинатора -патентообладателя - достаточно объективной информации по объему спроса на продукцию [13].

По нашему мнению, особое внимание при разработке плана нужно уделить региональному звену. Оно занимает центральное положение между федеральным и муниципальным уровнем, наиболее приближено к непосредственным исполнителям -бизнес-структурам, имеет возможность привлечения высокопрофессиональных экспертов и разработчиков программ, наиболее точно информировано о состоянии сельхозпроизводства, потенциале и проблемах региона. Все это позволяет осуществлять достаточно аргументированное координирующее воздействие как на муниципальном, так и федеральном уровнях в целях осуществления наиболее эффективного выполнения плана.

Выводы. Важнейшей основой построения эффективной модели создания и реализации инноваций в АПК видится организация единой селекционно-семеноводческой системы в растениеводстве, имеющей центральный аппарат управления, филиальная сеть которой представлена на региональном уровне, охватывающая весь спектр растениеводческих культур, районированных в соответствующих природно-климатических зонах, имеющих оснащенные всем необходимым биотехнологические лаборатории, опытные поля, а организация компетентная и привлекательная с точки зрения возможности образования интегрированных объединений. Агентами, обеспечивающими распространение инноваций и обучение их использования на местах, следует рассматривать агрономов сельских муниципальных поселений, входящих также в штаты сельских муниципальных образований.

В целях эффективного внедрения инноваций функциональными обязанностями агрономов муниципальных образований могут стать выполнение консультационных услуг; обеспечение информацией сельхозтоваропроизводителей о новых сортах; участие в маркетинговых исследованиях по выявлению потребностей в семенах и т.д. На начальном этапе деятельности Центр выполняет организационные работы, среди которых также оценка

реальных потребностей в семенах в ассортименте и объеме, выявление имеющегося потенциала по возможности полноты удовлетворения запросов рынка, поиска инвесторов и т.д.

Для практической реализации цели комплексного развития семеноводства в Российской Федерации считаем необходимым взаимодействие таких структур, как Академия наук РФ, Министерств образования и сельского хозяйства с привлечением соответствующих институтов на уровне регионов. Необходимо создание программного документа по развитию селекции и семеноводства в Российской Федерации, построенного с использованием как индикативного, так и директивного методов планирования, в котором отражаются следующие положения: механизм соединения селекции и биотехнологии; организация такого управления, которое способствовало бы объединению научного потенциала различных ведомств и процессов реализации итогов работ среди сельхозтоваропроизводителей.

Таким образом, возможно создать условия для значительного масштаба и обработанности соответствующих технологий, а также подготовить социально-экономическую систему к широкому применению инноваций в растениеводстве.

Литература

1. Методологические подходы развития инновационно-инвестиционной деятельности в

АПК/под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, Г.М. Демишкевич. - М.: Научный консультант, 2016. - 105 с.

2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/16135.html © КонсультантПлюс, 1997-2018 (дата обращения: 18.08.2018).

3. Прогноз долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 18.08.2018).

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (18.08.2018).

5. Алексеев В.В., Агаев Б.В., Сагдеев М.А. Агропромышленный менеджмент - М.: Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. - 432с.

6. Губанов С.С. Системные ответы на вопросы развития России // Экономический вестник. Секция экономики Российской академии наук. - 2013. - № 2. - С. 23.

7. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Стратегическое планирование экономики и важнейшие приоритеты развития России//Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 2. -С.38-40.

8. Асмус О.В. Развитие аграрного сектора экономики в депрессивных регионах Российской Федерации (теория, методология, практика): автореферат дис. ... - М., 2008 - 50 с.

9. Ермакова А., Игнатова К. Выполнять и перевыполнять: вернется ли правительство к «пятилеткам»? [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosinform.ru/rossiya_eco/115597-vypolnyat-i-perevypolnyat-pravitelstvo-vozvraschaetsya-k-pyatiletkam/ (дата обращения: 18.08.2018).

10.Все идет по плану [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://www.nakanune.ru/ articles/ 19178/ (дата обращения: 18.08.2018).

11.Россия и страны мира. 2016: Стат.сб./Росстат. - M., 2016. - 379 c.

12.Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб./Росстат - M., 2017. - 511 с.

13. Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://reestr.gossort.com/ (дата обращения: 18.08.2018).

Literatura

1. Metodologicheskie podhody razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti v APK/ pod

red. I.G. Ushacheva, I.S. Sandu, G.M. Demishkevich. - M.: Nauchnyj konsul'tant, 2016. - 105 s.

2. Strategiya innovacionnogo razvitiya RF na period do 2020 goda [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/16135.html © Konsul'tantPlyus, 19972018 (data obrashcheniya: 18.08.2018).

3. Prognoz dolgosrochnogo social'no - ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (data obrashcheniya: 18.08.2018).

4. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (18.08.2018).

5. Alekseev V.V., Agaev B.V., Sagdeev M.A. Agropromyshlennyj menedzhment - M.: Izdatel'sko-Konsaltingovoe Predpriyatie «DeKA», 2003. - 432s.

6. Gubanov S.S. Sistemnye otvety na voprosy razvitiya Rossii // EHkonomicheskij vestnik. Sekciya ehkonomiki Rossijskoj akademii nauk. - 2013. - № 2. - S. 23.

7. Ivanov G.G., Orlov S.L. Strategicheskoe planirovanie ehkonomiki i vazhnejshie prioritety razvitiya Rossii//Vestnik ehkonomiki, prava i sociologii. - 2014. - № 2. - S.38-40.

8. Asmus O.V. Razvitie agrarnogo sektora ehkonomiki v depressivnyh regionah Rossijskoj Federacii (teoriya, metodologiya, praktika): avtoreferat dis. ... - M., 2008 - 50 s.

9. Ermakova A., Ignatova K. Vypolnyat' i perevypolnyat': vernetsya li pravitel'stvo k «pyatiletkam»? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rosinform.ru/rossiya_eco/115597-vypolnyat-i-perevypolnyat-pravitelstvo-vozvraschaetsya-k-pyatiletkam/ (data obrashcheniya: 18.08.2018).

10.Vse idet po planu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa:http:// www.nakanune.ru /articles/ 19178/ (data obrashcheniya: 18.08.2018).

11.Rossiya i strany mira. 2016: Stat.sb./Rosstat. - M., 2016. - 379 c.

12.Rossiya v cifrah. 2017: Krat. stat. sb./Rosstat - M., 2017. - 511 s.

13.Gosudarstvennyj reestr selekcionnyh dostizhenij, dopushchennyh k ispol'zovaniyu

[EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://reestr.gossort.com/ (data obrashcheniya: 18.08.2018).

УДК 332.025: 331.101

Канд. экон. наук П. А. НУТТУНЕН (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])

МНОГОМЕРНОСТЬ КАК ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБУСТРОЙСТВА

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В мировых отношениях происходит гонка перестроений и реформ. Непрерывные и нарастающие изменения общественных систем становятся все более запрограммированными, а не стихийными. У одних это происходит как подготовка к будущему, у других - как вынужденная адаптация. Управление изменениями и контроль над ними в масштабе стран и их союзов становится важнейшим условием для обеспечения функционирования хозяйствующих субъектов.

Перед современной Россией стоит сложнейшая комплексная задача пространственного обустройства территорий. Такая необходимость в первую очередь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.