Научная статья на тему 'Применение современных инструментов реализации стратегии развития аграрного региона'

Применение современных инструментов реализации стратегии развития аграрного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА БОР / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MUNICIPALITY / RESULT-ORIENTED BUDGETING / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашина О. Н., Кондратьев П. Н.

Рассмотрена стратегически ориентированная система управления процессами деятельности региона в целом, муниципального образования в частности, взаимосвязь целей, результатов и ресурсов по иерархии управления регионом с помощью системы сбалансированных показателей (ССП) и системы бюджетирования, ориентированной на результат (БОР), показана иерархическая система показателей оценки достижения целей развития региона (муниципального образования). Инструменты стратегического планирования, применяемые в регионах Российской Федерации, стали более совершенны. Для обсуждения в доступной форме предлагаются на рассмотрение стратегические документы не только субъектов РФ, регионов, но и документы муниципального уровня, в которых обозначены основные тенденции стратегического планирования в рамках и теории стратегического менеджмента, и практического его применения. Из 83 регионов России в 2015 г. более 70 принимали бюджет с дефицитом. Подавляющее большинство субъектов РФ предусмотрели дефицит в своих бюджетах на 2016 г.; 2017 г. стал еще более трудным для аграрных регионов Северо-Западного экономического района. Получить дополнительные доходы в бюджет при закрытии бизнеса малого и среднего предпринимательства, крестьянских и фермерских хозяйств, нестабильной системы сбыта продукции, произведенной местными товаропроизводителями, практически невозможно. Руководители регионов должны учиться вести грамотную политику по привлечению инвесторов из регионов-доноров, ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывая гибкие инвестиционные проекты для оздоровления экономики региона, прежде всего, тех подотраслей сельского хозяйства, которые должны стать стратегическим началом новых веяний, связанных с реализацией планов по импортозамещению продукцией отечественных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategically oriented process management system of activities in the region as a whole and in the municipality in particular, the relationship of objectives, results and resources for regional management hierarchy was considered with the help of the system of Balanced Scorecard (BSC) and the system of resultoriented budgeting (ROB), hierarchical system of performance evaluation indicators of development purpose of the region (municipality) was shown. Strategy planning tools used in the regions of the Russian Federation became more perfect. For discussion in an accessible form are available on the review of strategic documents not only the subjects of the Russian Federation, regions and documents at the municipal level, which identified the main trends of strategic planning within strategic management theory, and its practical implementation. Of the 83 regions of Russia in 2015, more than 70 have adopted a budget with a deficit. The vast majority of constituent entities of the Russian Federation provided for the deficit in their budgets for 2016, 2017 was even more difficult for the agricultural regions of the North-West economic region. To obtain additional incomes in the budget at the close of business of small and medium enterprises, farmers, unstable system of sales of products manufactured by local producers, is almost impossible. Regional leaders must learn to conduct competent policy on attracting investors from the donor regions, and abroad, developing a flexible investment projects to revitalize the economy of the region, especially those areas of agriculture that should be the strategic starting new trends related to the implementation of plans on import substitution products of domestic producers.

Текст научной работы на тему «Применение современных инструментов реализации стратегии развития аграрного региона»

Literatura

1. Osnovnye printsipy mezhbyudzhetnykh otnoshenij, sredstva i poryadok byudzhetnogo regulirovaniya. Konsul'tantPlyus [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16217/9583c329a1e6ff18 a2056178884af12dd9c963cb/ - Zagl. s ehkrana. (data obrashheniya: 07.11.2017).

2. Byudzhet Rossii na 2017 god i drugikh stran mira: ochevidnoe stanovitsya yavnym. [EHlektronnyj resurs]: ehlektronnyj zhurnal // Delovaya zhizn'. -2017- Rezhim dostupa: http://bs-life.ru/makroekonomika/budzet2017.html. - Zagl. s ehkrana. (data obrashheniya: 07.11.2017).

3. Ofitsial'nyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federatsii [sajt]. -M., 2017. - Rezhim dostupa: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=116795&area_id=4& page_id= 2104&popup=Y#ixzz4ny56wvuy (data obrashheniya: 07.11.2017).

4. CHuvilova O.N., Rybina G.K., Âgibajlova YU.S. Obzor informatsionnykh istochnikov otsenki finansovo-ehkonomicheskogo razvitiya territorij // Regional'naya ehkonomika. - 2011. - №27. -S. 15-18.

5. Tretner Karl KH. Reformirovanie mezhbyudzhetnykh otnoshenij v Germanii // Finansy. - 2003. - № 1. - S. 66-70.

6. Poshkus B. Byudzhetnaya podderzhka sel'skogo khozyajstva// АРК: ehkonomika i upravlenie. -2006. - S. 3-8.

7. Rossiya v tsifrakh 2016: Krat.stat.sb. / Rosstat. - M., 2016 - S. 543.

УДК 631.1 (470.25)

Канд. экон. наук О.Н. КВАШИНА (ФГБОУ ВО ВГСХА, [email protected]) Канд. экон. наук П.Н. КОНДРАТЬЕВ (ФГБОУ ВО ВГСХА, [email protected])

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО РЕГИОНА

В июне 2014 был принят новый федеральный закон, регламентирующий основные аспекты стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации. Согласно статье 3 ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», стратегическое планирование охватывает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления [1].

Следует отметить, что инструментарий стратегического планирования для различных субъектов становится более совершенным, в доступной для обсуждения форме предлагаются на рассмотрение стратегические документы не только субъектов РФ, регионов, но и документы муниципального уровня, в которых обозначены основные тенденции стратегического планирования в рамках и теории стратегического менеджмента, и практического его применения.

Из 83 регионов России в 2015 более 70 приняли новый бюджет с дефицитом. Подавляющее большинство субъектов РФ предусмотрели дефицит в своих бюджетах на 2016. В то же время у 63 из них дефицит не превышает 10% расходов. С профицитом сверстаны бюджеты всего четырех регионов [2].

В принимаемых бюджетах различных уровней согласно БК РФ дефицит должен составлять не более 10%. Выравнивание бюджетов различных уровней осуществляется искусственно: это субвенции, дотации, межбюджетные трансферты, которые поступают из

федерального бюджета. Возможно ли сокращение расходов бюджетов без снижения уровня жизни? Где можно изыскать резервы для получения дополнительных доходов, при этом не получая их от незащищенных слоев населения? Это основные вопросы, которые весьма нелегко разрешимы на различных этапах планирования. От грамотного решения руководства зависит социально-экономическое развитие конкретной территории - региона.

Цель исследования - рассмотреть современные инструменты реализации стратегии развития аграрного региона (на примере Псковской области), обобщая опыт отечественной и зарубежной науки, перспективные направления развития региона в целом и муниципальных районов в частности.

Материалы, методы и объекты исследования. Для обобщения полученных результатов были применены ФЗ №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», монографический, экономико-статистический, аналитический и другие методы. Объектом исследования выступает Псковская область, в которой функционирует 23 муниципальных сельских района и 2 городских поселения - г. Великие Луки и г. Псков.

Результаты исследования. Социально-экономическое развитие региона проистекает в параллельной связи с развитием его составных частей - муниципальных образований (МО), городских и сельских поселений. Уже прошло более 10 лет с момента действия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому МО стали самостоятельно определять стратегические ориентиры своего развития. Регион и страна по отношению к МО выступают внешней социально-экономической средой [3].

Как считают современные ученые в области стратегического менеджмента И. Ансофф, П. Друкер, Д. Кэмпбэл, инструментом реализации динамической модели развития региона в рамках концепции «стратегической триады» должна быть стратегически ориентированная система управления процессами деятельности региона на основе сбалансированного и процессно-ориентированного подходов (рис. 1) [4].

Система сбалансированных показателей (ССП), разработанная Н.Нортоном и Р.Капланом в конце XX века, и система бюджетирования, ориентированная на результат (БОР), и сегодня являются важными механизмами, используемыми и внедряемыми для достижения стратегических целей.

Привлекательность данных систем заключается также в том, что в них четко просматриваются этапы реализации процесса стратегического управления. При проведении анализа развития региона в целом, муниципальных образований, примыкающих к нему, в частности, оценка общего потенциала данной территории, выявление проблем и интересов участников дают возможность более четко сформулировать миссию социально-экономического развития региона, его стратегическую цель, то есть определить конечный результат.

Формулировка и «шлифовка» миссии для выявления конечной стратегической цели должна проводиться по основным процессам деятельности региона, которые увязываются с текущими, тактическими и стратегическими задачами управления.

Каждый процесс требует временных затрат, а следовательно не только финансовых, ресурсных, научных вложений, но и четкого понимания руководством современной законодательной базы, на которую они должны опираться.

Стратегически ориентированная система управления будет эффективна тогда, когда проведена четкая ее детализация, доведены стратегические цели от областных органов власти до муниципальных образований, четко сформулированы текущие задачи, подконтрольно выполняются государственные программы. Все это в конечном итоге призвано обеспечить реализацию стратегии развития как региона в целом, так и муниципальных образований, находящихся в нем.

Стратегические цели

Нормативно-правовая база, механизм реализации стратегических целей (ССП-БОР)

Миссия

Процессы деятельности МО

Исполнители

Население,

органы управления, хозяйствующие субъекты

Сроки реализации стратегических целей

Программы, государственные и муниципальные услуги

Объем реализации программ, степень достижения целей, ресурсы

Зачем? Что? Где? Кто? Как? Когда? Кому? Сколько? В каком виде?

Рис. 1. Стратегически ориентированная система управления процессами деятельности региона

В настоящее время особенно стал необходим качественно новый уровень социально-экономического состояния и развития региональной экономики. Механизм реализации стратегии должен взаимоувязывать все уровни управления:

- стратегический;

- тактический;

- оперативный (рис.2).

Сбалансированная система показателей, как механизм реализации стратегии, должна быть построена на соответствующих причинно-следственных связях, а также учитывать результативность специфических аспектов деятельности региона в целом, муниципального образования в частности, по совокупности взаимосвязанных показателей, сгруппированных по четырем составляющим:

— население - насколько оно удовлетворено объемом и качеством предоставляемых услуг, находящихся в компетенции органов местного самоуправления;

— финансы - особенности бюджетного процесса, управление финансами региона, МО (регион-донор, регион-реципиент);

— экономика - сформированность системы отношений между региональными структурами, МО и хозяйствующими субъектами;

— эффективность управления регионом, МО - насколько профессионально и компетентно функционируют органы управления.

Применение ССП необходимо для согласованного управления текущей деятельностью МО с программными мероприятиями региона, с целевыми стратегическими ориентирами. Целесообразность внедрения ССП сопряжена с конечным получаемым эффектом: каждое промежуточное звено должно вносить определенный вклад в достижение конечной цели.

Достижение цели и ее подцелей по всем уровням управления во многом зависит от обеспеченности теми или иными ресурсами. Следовательно, необходимо взаимоувязывать стратегические цели развития МО, тактические задачи и комплекс программных мероприятий с необходимыми ресурсами для их реализации, то есть разрешить проблему объединения (интегрирования) процедуры бюджетного планирования в ориентированную систему стратегического управления процессами деятельности МО.

Объединение социально-экономического и бюджетного планирования развития региона в целом, МО в частности, возможно на основе принципов системы БОР - при увязывании текущих, будущих затрат и результатов.

Выявленная система сбалансированных показателей (ССП)

м

Конечный результат

1 Г 1 ' 1 ' 1 г

Эффективное управление Население Экономика Финансы

БОР

(ресурсы, технологии их сбережения)

Связи между целями, результатами и ресурсами по уровням управления региона

Рис. 2. Механизм реализации стратегии по уровням управления регионом через ССП и систему БОР

В отличие от традиционных методов планирования (табл. 1) в рамках системы БОР управление текущей деятельностью региона и МО ориентировано на перспективное планирование бюджетного процесса. Определяя результат, которого должны достичь за счет выделенных средств на реализацию конкретных государственных программ, руководитель должен понимать, что с помощью системы БОР, прежде всего, будут решаться задачи тактического характера. Очевидно, что необходима интеграция процедур бюджетирования в ориентированную систему стратегического управления процессами деятельности, как региона, так и конкретного МО. Все это должно объединить стратегические цели с тактическими задачами, государственными программами и ресурсами.

Рассматриваемый нами механизм интеграции системы БОР в систему стратегического управления представляет собой модель, которая показывает, насколько обеспечены ресурсами процессы оказания муниципальных услуг и реализация государственных программ (рис.2).

Объем муниципальных услуг определяет достижение тактической цели и характеризует непосредственный результат. Набор программных мероприятий по обеспечению муниципальных услуг определяет достижение оперативной цели и рассматривается как промежуточный результат.

Итак, инструмент реализации ССП - это четко разработанная стратегическая карта развития региона с выявлением основных направлений развития каждого МО.

Стратегическая карта развития региона должна включать три уровня (рис.3).

Таблица 1. Сравнительная характеристика методов планирования [5]

Признаки Бюджетирование

ресурсное (затраты) программно-целевое Ориентированное на результат

Цель формирования расходов Использование в соответствии с планом Распределение конкретно: программы и проекты Средства используются в соответствии с планом, целями и результатами

Планирование расходов Прошлые расходы индексируются Государственные программы рассчитаны на несколько лет Здоровая конкуренция между разработанными программами

Расходование выделенных средств Полностью расходуются средства по конкретному направлению без наличия остатков Полностью расходуются выделенные средства по конкретному направлению с наличием остатков Создание экономии и перераспределения неизрасходованных средств в ходе реализации программы в текущем периоде в следующий период

Период планирования расходов Текущий год Среднесрочный план Перспективный план (от 5 лет)

Объект контроля Контроль над расходами Контроль за реализацией государственных программ Контроль результатов реализации программ

Лоитгродскап обл |

} /

/ N

результативность процессов

Рис. 3. Стратегическая карта развития региона

Таким образом, если грамотно применять инструменты стратегического и бюджетного планирования, то можно достичь:

— разграничения стратегического, тактического и оперативного результатов, а также определения показателей их оценки;

— эффективности использования бюджетных средств;

— улучшения распределения ресурсов по временным аспектам планирования;

— повышения обоснованности муниципальных расходов и качества бюджетного процесса в целом.

Для оценки механизма необходима специальная система показателей, ориентированная не только на конечный результат, но и контролирующая как сам процесс планирования, так и результат реализации мероприятий. Здесь нужна особая система мониторинга, обладающая полной и достоверной информацией для осуществления контроля за реализацией стратегии на каждом этапе управления.

Структура системы мониторинга может быть построена на трех связанных подсистемах с иерархией показателей оценки достижения целей развития как региона, так и МО на каждом уровне управления - стратегическом, тактическом и оперативном (рис. 4).

о

8 О Я о

О

VI

я р

ав

Й о

я я

О тр

ате

о и

ч

О

о

к

»

Стратегия развития региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/Т\

/ \

Конеуный результат

Выполнение государственной

/ программы \ /'___________\

Я

о

к а з а т

р

о

и> у

п

№ т о К Й 5 ч

С С я р

П н я (Я я и> ате о Й я о (Я бг1

о о т е

я в

гу

8 О Я о

О

я р

р

Й о

я

я я

ч

к

я т

р

о а

о о

о

я и

Яс

! Перечень услуг \ / 1

/ Непосредственный ч

/ . \ результат

Предоставление услуги

/

^ / р о в О нп

р со

я /Й е р

о , н

о

м, / 2 О ри а в й Е

Г н Я

Программы 1

Промежуточный результат

Реализация программ

Рис. 4 Система показателей оценки достижения целей развития региона, МО по уровням управления

На стратегическом уровне должен быть определен конечный результат - цель проекции в стратегической карте посредством ключевых факторов успеха (КФУ). Тактический уровень представляется показателями объема предоставленной конкретной

муниципальной услуги. На оперативном уровне показан набор мероприятий и показатели промежуточного результата.

Предоставляемые услуги, сгруппированные по проекциям ССП, характеризуются такими факторами, которые обеспечивают реализацию процесса их предоставления:

— - наличие материально-технической базы;

— - кадровое обеспечение;

— - нормативно-законодательная база;

— - методы и реализуемая методика и др.

Именно иерархическая структура позволяет разграничить показатели, характеризующие оценку достижения целей каждого уровня управления регионом, муниципальным образованием. Для взаимосвязи показателей результативности по уровням управления необходимо осуществлять сквозной мониторинг достижения целевых ориентиров.

Нам представляется, что отечественные научные школы, исследовав данную методику, и уже апробировав, предлагают в целом для каждого уровня строить матрицу взаимосвязи показателей результативности.

Для Псковской области, как региона-реципиента, и большинства МО, территориально располагающихся в нем, мы предлагаем реализовать сквозные мониторинги, которые более применимы для аграрных регионов (табл.2).

Таблица 2. Сквозной мониторинг контроля достижения конечной цели

ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ

ССП Наименование программы Мероприятие Показатель промежуточного результата Значение за весь период реализации программы Стоимость программы, млн. руб.

Внутренние процессы Целевая программа «Развитие транспортного обслуживания на территории региона на 2017 год» Ремонт полотна дороги протяженностью 400 км Соединение участка дороги — 200,0

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

ССП Вид услуги Факторы, обеспечивающие реализацию процесса предоставления услуги Показатель прямого результата по муниципальной услуге

Наименование Период

1 — п

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР

ССП Стратегическая цель Ключевой фактор успеха стратегической цели Ключевой показатель результативности Целевое значение

Наименование Период

1 — п

На стратегическом уровне должны быть четко определены стратегические цели, ключевой фактор успеха, показатели и их целевые значения, также периодичность проведения проверок (мониторинга) в зависимости от срока реализации стратегической цели. Сравнивая целевые и фактические значения, необходимо определять отклонения, которые не могут превышать рекомендуемые.

Федеральные органы исполнительной власти РФ

Стратегическая цель (мониторинг достижения цели)

Консолидация и обработка информации (перечень сводных показателей)

Г

Государственные программы, изменения, инструменты реализации

Администрация Псковской области

МО Псковской области

>

Городские округа:2

Социальные опросы

МО: сельские муниципальные районы (23)

Официальная статистика

Населе ние, объекты бизнес -сообщества

Псковстат

Обмен информацией

Уполномоченный орган исполнительной власти Псковской области:

Главное государственное финансовое управление

Муниципальная статистика

ИФНС, аудиторские фирмы, недвижимость и другие

Органы местного самоуправления городских МО: г.Великие Луки, г.Псков; сельские муниципальные районы

Реализация стратегии социально-экономического развития региона

Программы, принятые на федеральном, региональном и муниципальном

уровнях

Рис. 5. Модель оценки степени достижения стратегических целей развития региона, конкретного МО

На тактическом уровне услуги должны быть закреплены за стратегическими целями. Здесь обязательно указывать: вид услуги, факторы, обеспечивающие предоставление услуги, показатели прямого результата по услуге и периодичность проверки этих показателей. Программы группируются по стратегическим целям проекций ССП и факторам тактического уровня. Для выявления вклада каждого мероприятия для достижения конечной цели необходимо строить модели взаимосвязи, как программных мероприятий и стратегических целей развития для региона в целом, так и для конкретного муниципального района.

Предлагаем применять модель оценки степени достижения стратегических целей развития региона, которая должна учитывать в формализованном графе причинно-следственные связи стратегического, тактического и оперативного уровней управления (рис.5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. В дереве целей определяются стратегическая цель, программы социально-экономического развития региона, МО, характеризуемые соответствующими показателями.

Реализация логической последовательности «цель - пути достижения целей -необходимые ресурсы» возможна при использовании инструментов системного анализа (СА). СА и ССП выступают в качестве методологического инструмента исследования.

Поскольку МО, регионы представляют собой социально-экономические системы, обладающие определенными свойствами и связями, то применение рассмотренных в статье инструментов для исследования их деятельности, несомненно, даст более глубокие знания о социально-экономическом потенциале этих объектов в целом и о каждом потенциале, то есть экономическом, социальном, экологическом и других, в частности.

Литература

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: ФЗ от 28.06.2014 №172-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

2. Атаева А.Г. Понятие и признаки финансового потенциала муниципального образования // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - №7 (69). -С. 5-11.

3. Бюджетный дефицит регионов в 2016 году: сводная таблица [Электронный ресурс] /. URL:http://bujet.ru/artide/291627.php (дата обращения: 20.12.2016).

4. Григорьева С.Н. Стратегическое планирование как инструмент муниципального управления [Электронный ресурс] / URL: http://mvpp.pskov.ru/teksty-ofitsialnykh-vystuplenii (дата обращения 12.02.2011).

5. Закиров И.Д., Тажитдинов И.А., Казаков В.В. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 323. - С. 254-259.

6. Головко И.С. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / [Электронный ресурс] / URL: http://www.rescript.ru/2011-12-06-19-08-49/64-2011-12-06-21-12-32 (дата обращения: 19.12.2017)

7. Стратегия развития Российской Федерации до 2020 г. / Центр стратегических разработок // Коммерсант. - 2009. - №5. - С.14-19.

8. Число дотационных регионов в России может сократиться до 60 [Электронный ресурс] / URL: http://izvestia.ru/news/510755 (дата обращения: 19.12.2016).

Literatura

1. On Strategic Planning in the Russian Federation: The Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 // Consultant Plus.

2. Ataeva A.G. Ponjatie i priznaki finansovogo potenciala municipal'nogo obrazovanija // Vestnik of Samara State University. - 2010. - №7 (69). - P. 5-11.

3. Bjudzhetnyj deficit regionov v 2016 godu: svodnaja tablica [Electronic resource] / Access Mode: http://bujet.ru/article/291627.php, free. - Title from the screen. - Russian language.

4. Grigoryeva S.N. Strategicheskoe planirovanie kak instrument municipal'nogo upravlenija [Electronic resource] / Access Mode: http://mvpp.pskov.ru/teksty-ofitsialnykh-vystuplenii, free. -Title from the screen. - Russian language.

5. Zakirov I.D., Tazhitdinov I.A., Kazakov V.V. Formirovanie strategii razvitija i ocenka jeffektivnosti dejatelnosti municipalnyh obrazovanij // Vestnik of Tomsk State University. -2009. - № 323. - P. 254-259.

6. Golovko I.S. Kompleksnye programmy social'no-jekonomicheskogo razvitija municipal'nyh obrazovanij: opyt, problemy, rekomendacii [Electronic resource] / Access Mode: http://www.rescript.ru/2011-12-06-19-08-49/64-2011-12-06-21-12-32, free. - Title from the screen. - Russian language.

7. Strategija razvitija Rossijskoj Federacii do 2020 g. / Centr strategicheskih razrabotok // Kommersant. - 2009. - №5. - P.14-19.

8. Chislo dotacionnyh regionov v Rossii mozhet sokratit'sja do 60 [Electronic resource] / Access Mode: http://izvestia.ru/news/510755, free. - Title from the screen. - Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.