3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб: Питер, 2011 - 675 с.
4. Москалев М.В. и др. Стратегическое развитие экономического потенциала и конкурентоспособности субъектов аграрного сектора региона /под ред. проф. Москалева М.В.: монография. - СПб: СПбГАУ, 2015-245 с.
5. Круглов В.В. Конкуренция: учебное пособие. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/85533/ (дата обращения 06.12. 2016)
6. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Диджитал, 2016. - 1020 с.
Literatur а
1. Rubin YU.B. Teoriya i praktika predprinimatel'skoy konkurentsii. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://eknigi.org/gumanitamye_nauki/41766-teoriya-i-praktika-predprinimatelskoj-konkurencii.html (data obrashcheniya 11.01.2017).
2. Azoyev G.L. Konkurentsiya: analiz, strategiya i praktika. - M.: Tsentr ekonomiki i marketinga, 2015. - S.78.
3. Kotler F. Marketing-menedzhment. Analiz, planirovaniye, vnedreniye, kontrol'. - SPb: Piter, 2011 - 675 s.
4. Moskalev M.V Strategicheskoye razvitiye ekonomicheskogo potentsiala i konkurentosposobnosti sub"yektov agrarnogo sektora regiona /pod red. prof. Moskaleva M.V.: мonografiya. - SPb: SPbGAU,2015-245 s.
5. Kruglov V.V. Konkurentsiya: uchebnoye posobiye. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/85533/ (data obrashcheniya 06.12.2016)
6. Porter M. Konkurentnoye preimushchestvo: kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' yego ustoychivost'. - M.: Al'pina Didzhital, 2016. - 1020 s.
УДК 631.1: 338.43
Канд. экон. наук О.Ю. ФРАНЦИСКО (КубГАУ, [email protected]) Доктор экон. наук А.С. МОЛЧАН (КубГТУ, [email protected])
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АГРАРНЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ: УРОВНЕВАЯ И СТРУКТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Аграрный сектор экономики страны выступает одним из приоритетных отраслей народного хозяйства, предлагающий уникальные продукты и виды продовольствия, поэтому повышение эффективности его функционирования, преодоление кризисных явлений - одна из первоочередных задач, стоящих перед государством, решение которой позволит повысить продовольственную безопасность и независимость страны, что крайне актуально в условиях экономического и политического противостояния России с ведущими западными странами.
Цель исследования состоит в рассмотрении и анализе системы управления аграрным сектором, поскольку одним из основных инструментов, позволяющих достичь обозначенной задачи, выступает грамотное управление аграрным сектором экономики страны со стороны государства. От того, насколько продуманным, целесообразным будет государственное управление АПК, во многом зависит то, как скоро сельское хозяйство сможет преодолеть кризис и начать успешно функционировать на благо страны, повышая ее экономическую безопасность.
Материалы, методы и объекты исследования. Применение методологии системного подхода дает возможность получить представление об организационном устройстве АПК страны, поскольку позволяет провести анализ системы управления АПК
страны, выявляя и исследуя включенные в нее элементы, рассматривая сущность и содержание деятельности основных действующих участников процесса управления, их взаимосвязи и взаимозависимости. Материалами исследования послужил накопленный научный опыт зарубежных и отечественных ученых. Объектами исследования выступают субъект и объект системы управления аграрным сектором страны.
Результаты исследования. Для осуществления управления в обязательном порядке должен быть субъект управления. В качестве наиболее масштабного института, выступающего в роли субъекта управления, следует выделить государство в лице государственных органов управления.
Поскольку агропромышленный комплекс имеет свою специфику, отличающую его от других отраслей (основное средство производства земля, имеющая ограниченную площадь; орудия труда перемещаются по поверхности земли, а предметы труда (земля, растения) остаются на месте; специфические средства производства - живые организмы (растения, животные); рабочий период и период производства не совпадают и т. д.) [1], то и управление в нем, осуществляемое государством, также должно содержать особенности, позволяющие эту специфику учитывать с тем, чтобы эффективность управленческой деятельности была максимальной.
Поскольку наша страна имеет федеративное устройство, то и система государственного управления АПК должна содержать в себе три уровня: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ) и местный [2]. В основу такого деления положен принцип разграничения функций управления, предполагающий закрепление тех или иных видов управленческой деятельности на том уровне управления, где они будут выполняться с минимальными затратами ресурсов и максимальной эффективностью.
Так, федеральный уровень управления АПК предполагает формирование нормативно-правового обеспечения управления АПК, разработку и претворение в жизнь направлений, стратегий осуществления аграрной реформы, программ развития, поддержки АПК, определение механизма по использованию экономических методов государственного регулирования АПК и т. п. При этом государственному регулированию экономическими методами подвергаются все субъекты аграрного сектора экономики независимо от их формы собственности и хозяйствования.
Касаемо управления АПК на региональном уровне следует отметить, что функции, выполняемые органами управления АПК субъектов РФ, во многом схожи с теми, которые характерны для федерального уровня. Речь здесь идет лишь о территориальном ограничении и уровневом функциональном разграничении. Федеральные органы управления не вмешиваются в вопросы, относимые к компетенции органов субъектов РФ, органы субъектов РФ подчинены и подотчетны в своих действиях федеральным органам по тем направлениям и вопросам, которые относятся к их компетенции.
Основные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления, осуществляющие функции государственного управления АПК района, состоят в следующем: регулирование, координация развития сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий, предприятий по обслуживанию аграрного сектора экономики, обеспечивающих социальные условия функционирования, формирование рыночной инфраструктуры; информирование, помощь в организации участия в федеральных, региональных целевых программах поддержки и развития АПК; построение прогнозов, изучение текущего объема производства и потребления сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки на территории района; осуществление контроля качества производимых продуктов питания сельского хозяйства; соблюдение биологических норм и нормативов, правил техники безопасности, охраны труда, противопожарных и санитарно-эпидемиологических условий, рационального использования земельных ресурсов; координация и содействие в проведении мероприятий по защите растений и животных от болезней и вредителей и т. п.
В качестве субъекта управления в АПК помимо государства заметная роль принадлежит хозяйственному управлению, осуществлению управления непосредственно на
уровне конкретного субъекта аграрного рынка (сельскохозяйственное предприятие, агропромышленное объединение, фермерское хозяйство). Функции хозяйственного управления могут выполнять как отдельные хозяйствующие субъекты аграрной сферы, так и их различные объединения. Особенность осуществления такого хозяйственного управления состоит в том, что оно обладает определенной гибкостью, мобильно реагируя на все изменения внешней среды, приспосабливается к ним, при этом учитывая экономические и социальные интересы предприятия.
Таким образом, деятельность субъектов управления АПК различного уровня (государственное управление, управление местных органов власти, хозяйственное управление) направлена на создание и обеспечение функционирования таких механизмов и методов регулирования, которые, создавая «правила игры», делают возможным эффективную деятельность объектов управления. Это ведет к росту объемов производства продуктов питания, способствует обеспечению ими населения страны, гарантируя ее продовольственную безопасность. Однако здесь требуется четкое разграничение функций и полномочий субъектов управления различного уровня, которое на данный момент имеет довольно размытые границы. В недостаточной степени зафиксированы принципы взаимосвязей и взаимодействия государственного управления и управления органов местного самоуправления. Данный вопрос имеет принципиально важное значение, поскольку от его грамотного решения зависит построение эффективной системы управления АПК как отдельных регионов, так и страны в целом.
В этой связи возникает необходимость раскрыть сущность хозяйственного механизма, определить, какую роль играет в нем управление, с тем, чтобы понять, какие преобразования, изменения необходимы в системе управления аграрным сектором экономики для перехода ее на новый уровень, максимально отвечающий новым условиям хозяйствования [3].
Хозяйственный механизм аграрного сектора экономики представляет собой некоторую совокупность элементов, характерных для организации процесса производства и системы управления, которые обеспечивают функционирование и развитие субъектов аграрной сферы, получение конечных результатов их деятельности в соответствии с заданными целями. При этом хозяйственный механизм АПК вбирает в себя государственное регулирование, регулирование на основе рыночных законов и закономерностей, а также саморегулирование хозяйствующих субъектов. В зависимости от иерархии, уровня управления можно заметить некоторые отличительные особенности в хозяйственном механизме, которые касаются не состава входящих в него элементов (состав элементов хозяйственного механизма одинаков для любого уровня управления), а содержания, наполняемости, функциональности.
Так, если рассматривать федеральный уровень, то здесь создается нормативно-правовая база (федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента и т. п.), регламентирующая деятельность всех субъектов страны. Кроме того, на данном уровне вырабатываются основные направления в области налогообложения, кредитования, страхования, ценообразования, формируется федеральный бюджет, разрабатываются различные федеральные целевые программы, составляются прогнозы и планы развития и функционирования отрасли, комплектуется система органов управления.
На региональном уровне, субъекты, опираясь на федеральные нормативные акты, принимают свои, уточняющие, раскрывающие, обозначенные в них положения в пределах своей компетенции. Помимо этого, они принимают бюджеты субъектов РФ, региональные целевые программы развития, формируют свою структуру органов управления.
На районном уровне в хозяйственный механизм, помимо органов государственного управления и местного самоуправления, входят органы хозяйственного управления непосредственно участников рыночных отношений. Их деятельность направлена на обеспечение реализации нормативно-правовых актов, целевых программ, экономических методов и рычагов, принятых на вышестоящих уровнях. Но, кроме этого, на районном уровне также формируется свой бюджет, действуют органы местного самоуправления.
На уровне отдельных предприятий и организаций также определяется хозяйственный
механизм, на деятельность которого влияют хозяйственные механизмы федерального, регионального и районного уровней. В свою очередь, хозяйственный механизм предприятий в процессе своего функционирования вырабатывает систему влияний на внешнюю среду, отдельные подсистемы, элементы хозяйственного механизма, а также обратных связей на возмущающие воздействия внешней среды.
Таким образом, для эффективного проведения аграрного реформирования необходима продуманная и четкая система изменений хозяйственного механизма на всех уровнях, начиная с федерального, заканчивая уровнем отдельного предприятия, коррелятивная и согласованная с теми изменениями внешней среды, которые происходят в связи с трансформацией условий хозяйствования. При этом хозяйственный механизм на каждом уровне должен обладать конкретным функционалом, системой органов и механизмов по выполнению возложенных на него функций, четкую и понятную систему связей и взаимодействий с хозяйственными механизмами других уровней. Только в этом случае можно построить такую систему органов управления АПК, которая бы максимально соответствовала потребностям и реалиям настоящего времени, учитывала все сложившиеся на текущий момент тенденции и условия функционирования, способствовала развитию высокоэффективного и конкурентоспособного аграрного сектора экономики.
Второй составляющей процесса управления аграрным сектором выступает объект управления - непосредственно агропромышленный комплекс.
Агропромышленный комплекс - это совокупность связанных между собой экономически, технологически, организационно отраслей народного хозяйства страны, занятых производством, переработкой и доведением продовольствия и товаров, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья, до конечных потребителей.
Разные ученые выделяют различный состав и количество сфер АПК (три, четыре и даже пять). Но большинство исследователей все же придерживаются точки зрения, с которой согласны и мы, что АПК состоит из трех основных сфер. Первая сфера состоит из отраслей, основными задачами которых является обеспечение сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности средствами производства, а также осуществление их производственно-технического обслуживания. Вторую сферу АПК составляет непосредственно сельское хозяйство, выступающее центральным звеном АПК, и лесное хозяйство. В третью сферу АПК включены отрасли, деятельность которых направлена на обеспечение процессов заготовки, переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции и сырья, а также доведение ее до конечного потребителя.
Определив, какие отрасли народного хозяйства включаются в состав АПК, а также те направления, на которые следует обратить внимание при осуществлении государственного управления агарным сектором, возникает потребность в конкретизации объекта управления АПК. Ведь не все отрасли, входящие в состав АПК, выступают объектом государственного управления аграрного сектора экономики. Так, например, если рассматривать первую сферу АПК, включающую отрасли, производящие и обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства, то, безусловно, они крайне важны для развития и функционирования аграрного сектора. Но предприятия этой сферы не участвуют в производственном процессе по созданию конечного продукта АПК, поэтому не могут выступать объектом управления. Другое дело - сельское хозяйство, предприятия перерабатывающей, пищевой промышленности. Организации, входящие в эти отрасли, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, продукция сельского хозяйства поступает на дальнейшую переработку, и уже предприятия пищевой, перерабатывающей отраслей продолжают осуществлять производство конечного продукта АПК. Поэтому можно утверждать, что данные отрасли являются объектом государственного управления АПК по всей совокупности своей деятельности [4].
Рассмотрев элементы системы управления аграрным сектором экономики и их взаимосвязи, можно представить состав системы управления АПК страны следующим образом (рисунок).
Рис. 1. Состав системы управления АПК [4]*
* разработано авторами
Выводы. Таким образом, методология системного подхода позволила нам рассмотреть исследуемый процесс управления АПК как систему, в составе которой можно выделить управляющую подсистему (субъект управления), управляемую подсистему (объект управления), а также прямую и обратную связи между ними и с внешней средой.
В рамках управляющей подсистемы можно обозначить несколько уровней. Главным субъектом управления АПК страны выступает государство. Система государственного управления страны состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного, каждый из которых обладает определенной компетенцией и наделен управленческими функциями, четкое следование и выполнение которых должно способствовать эффективной организации управления аграрным сектором. На уровне конкретных участников аграрного рынка осуществляется хозяйственное управление, субъектами которого выступают как отдельные хозяйствующие единицы, так и различные их объединения. Однако, независимо от уровня субъектов управления, их основная задача состоит в создании и внедрении механизмов и методов регулирования, обеспечивающих эффективную деятельность объектов управления.
Управляемой подсистемой (объектом управления) в рассматриваемой системе управления АПК выступает непосредственно агропромышленный комплекс. Однако не все отрасли, входящие в АПК, должны выступать объектом государственного управления, а только те из них, которые непосредственно участвуют в создании конечного аграрного продукта (сельское хозяйство, пищевая, перерабатывающая промышленность).
Взаимодействие субъекта и объекта системы управления АПК имеет двухсторонний характер. С одной стороны, субъект управления направляет управляющие воздействия на объект в виде комплекса нормативно-правовых актов, создающих «правила игры», разработанных целевых программ развития, сформированных механизмов и методов
регулирования и координации функционирования объекта управления. С другой стороны, от объекта управления в сторону субъекта направлена обратная связь в виде информации о результатах реализации управляющих воздействий, позволяющая своевременно в случае необходимости вносить коррективы в состав и объем управляющих воздействий, разрабатывать и внедрять новые, если того требуют условия функционирования объекта.
Кроме взаимодействия элементов системы управления АПК между собой, сама система, как подсистема более крупной системы, взаимодействует с внешней средой. Важной точкой соприкосновения системы управления с окружающей средой является хозяйственный механизм, представляющий набор элементов, охватывающий процессы производства и управления и обеспечивающий нормальное функционирование аграрных товаропроизводителей. От того, насколько продуманно, грамотно и четко осуществляется изменение хозяйственного механизма, связанное с трансформацией условий хозяйствования, зависит и построение системы органов управления АПК, отвечающей современным тенденциям развития и способствующей становлению экономически эффективного и конкурентоспособного аграрного сектора.
Анализ состава и взаимосвязей элементов системы управления АПК позволил выявить ряд существующих проблем: во-первых, в настоящее время отсутствует конкретное разграничение функций и полномочий субъектов управления разного уровня, недостаточно четко установлены принципы взаимосвязей и взаимодействия государственного управления и управления органов местного самоуправления, что препятствует построению эффективной системы управления АПК как отдельных регионов, так и страны в целом; во-вторых, важную проблему представляет диспаритет цен продукции сельского хозяйства и промышленной продукции, используемой в сельском хозяйстве, необходим четкий механизм по определению его величины, а также определенные мероприятия со стороны государства, которые в обязательном порядке должны быть закреплены в нормативно-правовых актах. Основными задачами государства в области управления в рыночных условиях хозяйствования должны стать координация и регулирование межотраслевых отношений по поводу производства продуктов питания и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья.
Литература
1. Добрынин В.А., Дунаев П.П., Громов Н. Н. и др. Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства. - М.: Агропромиздат, 1987. - С. 16-18.
2. Управление агропромышленным комплексом / под ред. В.В. Кузнецова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский цент «МарТ», 2003. - С. 223.
3. Филипов В.Ф. Беседы о хозяйственном механизме. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. -С.4.
4. Франциско О.Ю., Молчан А.С. Институциональные преобразования в АПК: теоретико-методологические аспекты и нормативно-правовое регулирование: монография. -Краснодар: КубГТУ, 2015. - 119 с.
5. Франциско О.Ю. Система управления современным АПК: эволюционные и структурные трансформации: монография. - Краснодар: КубГТУ, 2016. - 107 с.
Literatura
1. Dobrynin V.A., Dunaev P.P., Gromov N. N. i dr. EHkonomika, organizaciya i planirovanie sel'skohozyajstvennogo proizvodstva. - M.: Agropromizdat, 1987. - S. 16-18.
2. Upravlenie agropromyshlennym kompleksom / pod red. V.V. Kuznecova. - M.: IKC «MarT»; Rostov n/D: Izdatel'skij cent «MarT», 2003. - S. 223.
3. Filipov V.F. Besedy o hozyajstvennom mekhanizme. - 2-e izd., dop. - M.: Politizdat, 1984. - S.4.
4. Francisko O.YU., Molchan A.S. Institucional'nye preobrazovaniya v APK: teoretiko-metodologicheskie aspekty i normativno-pravovoe regulirovanie: monografiya. - Krasnodar: KubGTU, 2015. - 119 s.
5. Егапа8ко О.Уи. 8181еша иргау1ешуа 80угешеппуш АРК: еЬуо1уио1оппуе 1 8^икитуе ^ашйтаси: шonografiya. - Krasnodar: КиЬОТО, 2016. - 107 8.
УДК 338.242.2
Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАу [email protected]) Канд. экон. наук О.М. МАКУШОВА (ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им. А. С. Пушкина, ak-шoш@yandex.ru) Доктор экон. наук | В.А. ТКАЧЕНКО (ФГБОУ ВО СПбГАУУ vat2005@шai1.ru)
КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время в условиях обостряющейся конкурентоспособности во всех сферах промышленного производства встают вопросы не только количественных, но и качественных характеристик прибыли, что обусловлено ограниченностью ресурсов [1]. Существует множество взглядов на механизмы формирования прибыли и оценки ее качества, а также множество точек зрения относительно качества прибыли. Одна из них заключается в том, что качество прибыли характеризуется качеством финансовых показателей предприятия по данным бухгалтерской финансовой отчетности. Другая - в том, что качество прибыли характеризует достигнутые уровни прибыли и степень использования имеющихся резервов.
Тем не менее в рамках рассмотренных подходов единства не наблюдается. Некоторыми специалистами при исследовании показателя качества прибыли основное внимание уделяется анализу прибыли от продаж. Другими авторами обосновывается необходимость рассмотрения исключительно показателей, характеризующих финансовый результат. Данные основные подходы имеют как преимущества, так и определенные изъяны [2]. В частности, ошибочным является делать акцент на изучение операционной прибыли, поскольку для ряда пользователей финансовой информации прибыль от продаж не имеет решающего значения.
В условиях рыночной экономики на предприятии требуется создавать эффективные организационные, учётно-аналитические и информационные системы для управления затратами на качество. Применение методов, соответствующих целям, позволит предприятию не только оптимизировать затраты, но и, как следствие - повысить конкурентоспособность и продукции, и предприятия в целом.
Следовательно, качество прибыли является комплексной характеристикой, которая зависит от структуры источников формирования финансового результата, изучаемых по направлениям деятельности, а не от общего показателя прибыли. Но и расширенная трактовка состава прибыли с позиций качественных, а также количественных показателей, характеризующих финансовый результат, имеет также недостатки. Основной из них - это трудность в определении критериев, а также конкретных показателей и, как следствие, отсутствие четких методов и субъективизм при оценке. Поэтому данная проблема нуждается в дальнейших исследованиях.
Цель исследования состоит в анализе не только качественных, но и количественных характеристик формирования прибыли на примере сельскохозяйственного предприятия. А также в обосновании качественных характеристик прибыли предприятия, что позволяет повысить уровень достоверности показателей финансовых результатов.
Материалы, методы и объекты исследования. Исследование проведено на материалах данных научно-исследовательской и методической литературы. Проведен теоретический анализ на основе изучения зарубежного и отечественного опыта управления качеством прибыли предприятия, методов управления прибылью на основе ее качественных