УДК 330.3
К.М. Семенов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ
ПРОИЗВОДСТВ
Работа посвящена проблемам построения интегративной системы управления межотраслевыми формированиями, основанной на выявлении и использовании резервов инновационно-инвестиционного развития, а также ориентированной на достижение целей модернизации отечественной промышленности.
Интегративное управление, межотраслевые связи, модернизация промышленного производства, инвестиционная привлекательность, инновационно-инвестиционное развитие, региональный кластер
K.M. Semenov INTELLECTUAL LABOR MARKET IN THE INNOVATIVE ECONOMY OF RUSSIAN FEDERATION
The article concerning deals with the issues of establishment of an integrative system of cross-industry formations management based on revealing and using the investing-in-innovations reserves and aimed at modernization of the national industry.
Integrative management, cross-industry links, industrial production modernization, investment attractiveness, investment-in-innovations development, regional cluster
Задача модернизации отечественной промышленности обусловливает необходимость реконструкции системы управления, изменения задач и целей экономических и коммерческих функций, рассмотрения наряду с традиционными новых форм, методов и структуры управления.
На открытии 41-го Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе 26 января 2011 г. президент России Д. Медведев выступил с программной речью «10 пунктов о модернизации», в которой объявил перечень новых возможностей для успешного ведения бизнеса в России. Одним из главных пунктов была названа необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в развитие крупных «стратегических» активов. Д. Медведев объявил о создании суверенного фонда как одного из инструментов данной программы, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации [1].
Вместе с тем, как представляется, успешная реализация задачи модернизации отечественной экономики не может быть обеспечена также без организации и развития хозяйственных, межотраслевых связей между сопряженными и технологически зависимыми промышленными производствами в рамках единого экономического пространства.
Председатель Правительства РФ В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года»
справедливо отметил, что «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал... Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики ... Мы заинтересованы в самом активном участии в глобальных и региональных интеграционных процессах, в тесном торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве, продвижении высоких технологий, внедрении их в повседневную жизнь. Все это отвечает нашим стратегическим целям» [2].
По нашему мнению, особенно актуальной в этой связи должна стать задача максимального использования имеющегося потенциала и всех резервов на основе развития и совершенствования механизма интегративного управления инновационно-инвестиционным развитием предприятий межотраслевых производств. Этот процесс способствует не только ускорению научно-технического прогресса, модернизации экономики и переходу на интенсивный путь развития, но и созданию конкурентной, ориентированной на инновации системы управления, в направлении повышения эффективности производства, его инвестиционной привлекательности и постоянной ориентации на потребителя.
Современный этап развития производительных сил характеризуется усилением требований к оценке уровня экономической деятельности по конечным результатам, что предполагает усиление межотраслевых взаимосвязей большого количества узкоспециализированных отраслей, участвующих в создании той или иной конечной продукции промышленного производства.
Сложное технологическое, организационное, социально-экономическое
взаимодействие межотраслевых производств, происходящее в относительно обособленных звеньях экономики, ведет к выделению в его структуре крупных межотраслевых управляемых объектов. К ним относятся ставшие уже реальностью агропромышленный, строительный, топливно-энергетический, машиностроительный, нефтехимический комплексы. Эти процессы объективно будут продолжаться как результат дальнейшего углубления разделения труда, специализации и концентрации промышленного производства, появления новых кластеров в экономике.
На форуме «Стратегия 2020. Региональная проекция», проходившем в феврале 2011 г. в г. Саратове, Губернатор Саратовской области П. Л. Ипатов определил важнейшую задачу для развития региональной экономики - модернизация промышленного комплекса региона на основе инноваций [3].
Для решения этой задачи в ближайшие годы в Саратовской области будет реализован десяток крупных инвестиционных проектов, формирующих вектор кластерного развития экономики региона.
Предполагается, что с реализацией инвестиционного проекта ОАО «Северсталь» по строительству сортового мини-завода в г. Балаково Саратовской области начнет развиваться металлургический кластер. По оценке министерства промышленности и энергетики Саратовской области, в структуре нового кластера должны появиться ряд сопутствующих производств: логистические объекты, металлосервисный центр, который будет выполнять посреднические функции между заказчиками и заводом. Уже сейчас в этом кластере своё производство планирует запустить французская компания «Эр Ликид», мировой лидер по производству технических газов. Создание металлургического кластера позволит, по прогнозам регионального министерства, получить прирост годовых объемов производства товарной продукции к 2013 году не менее чем на 25 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал составят до 30 млрд. В перспективе количество занятых в этом кластере составит не менее 3 тыс. чел.
Ещё одним стратегически важным для экономики Саратовской области кластером станет развитие химического и нефтехимического производства. На «Саратовском НПЗ» в 2011 г. планируется реализовать инвестиционный проект по производству бензинов и дизтоплива класса Евро-4 и Евро-5. Развитие регионального химического кластера связывается с производственной деятельностью ООО «Саратоворгсинтез», ОАО «Завод
Аргон» ОАО «Балаковские минеральные удобрения». На предприятии ОАО «Балаковские минеральные удобрения» в 2010 году построили новую сернокислотную установку, в перспективе строительство установки по производству аммиака, а в более далёких планах -производство карбамида. Важнейшей точкой роста региональной промышленности является развитие кластера транспортного машиностроения. На предприятиях отрасли (ОАО «Трансмаш», ОАО «Тролза», ООО 2ЕПК - Бренко Подшипниковая компания») в 2011 г. ожидается освоение новых видов продукции и технологий.
В рамках диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Саратовской области, прорабатывается возможность создания кластера авиационного и космического приборостроения, СВЧ-технологий.
Развитие региональной промышленности в Саратовской области тесно связано также с реализацией крупных инвестиционных проектов в энергетическом кластере (строительстве пятого и шестого энергоблоков на Балаковской АЭС), а также в нефтегазовом комплексе, биотехнологиях, трубопроводном транспорте [4].
По данным министерства промышленности и энергетики Саратовской области, в общем объеме промышленного производства доля выпуска продукции межотраслевых предприятий, входящих в крупные холдинги и вертикально-интегрированные структуры, составляет более 80% [5].
Необходимость образования таких больших управляемых межотраслевых объектов определяется наличием межотраслевых проблем, решение которых явилось бы качественно новым этапом в формировании всей социально-экономической политики государства в промышленности на перспективу.
Новизна проблемы при формировании крупных межотраслевых объектов заключается в том, что наступил момент, когда узкая специализация отраслей не позволяет существенно повысить совокупную эффективность их функционирования и возникает необходимость в создании интегрированного объекта с единой системой управления, что может служить дополнительным резервом модернизации отечественной экономики.
В этой связи в числе основных направлений совершенствования инновационноинвестиционной политики следует отметить: системные аспекты повышения глобальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности крупных межотраслевых корпораций на основе использования передовых инновационных разработок; перепрофилирование, диверсификация и концентрация бизнеса в высокотехнологичных интегрированных отраслях и производствах; изменение мотивации высшего стратегического менеджмента; кластеризацию взаимосвязанных отраслей; активное использование инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП); повышение деловой и инновационно-инвестиционной активности крупных межотраслевых корпораций; ускорение инновационных процессов и увеличение расходов на НИОКР в интегрированных производствах; активное проникновение на наиболее важные и перспективные мировые рынки.
ЛИТЕРАТУРА
1. ЬИр://президент.рф;
2. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 1 (34). С. 4-5.
3. кйр://’^^^8ага1;оу.§оу.ги/§оуетог/пе’М8/ёе1аП.ркр?ГО=57315
4. http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=2001
5. http://news.sarbc.ru/main/2011/01/25/106960.html
Семёнов Кирилл Михайлович -
кандидат экономических наук, доцент, Директор по взаимодействию с общественными организациями и государственными органами
Semenov Kirill Mickailovich -
Candidate of Science in Economics, Associate Professor, Government Relation/External Affairs Director ZAO Severstal Long Product Mill Balakovo
ЗАО «Северсталь - Сортовой завод Балаково»
Статья поступила в редакцию 16.05.11, принята к опубликованию 30.05.11