Научная статья на тему 'Влияние предприятий энергетики на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области)'

Влияние предприятий энергетики на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1238
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭНЕРГЕТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЭКОЛОГИЯ / REGION / SOCIO-ECONOMIC PROGRESS / ENERGETICS / MODERNIZATION / INVESTMENT PROJECT / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малый Вадим Игоревич, Гусев Владимир Владимирович

Топливно-энергетический комплекс играет важнейшую роль в развитии российской экономики, является основным бюджетообразуюшим сектором, от которого зависят остальные отрасли и социальная сфера. Несмотря на значительное влияние на федеральном уровне, нефтяные, газовые и энергетические предприятия могут слабо влиять или не влиять вообще на ситуацию в отдельных регионах, а их функционирование может быть сопряжено с огромными экологическими и социальными последствиями. Проблемам функционирования предприятий энергетики и их влиянию на ситуацию в регионах и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малый Вадим Игоревич, Гусев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fuel-energy complex plays the important role in elaboration of Russian economy; also it is forming of budget. The other economy trades and social sphere depend on income from the fuel-energy complex. However the oil, gas and energy enterprises have a weak influence on the development of different region or in general don't influence, though these companies are significant for federal economy. The operation of fuel-energy companies has grave consequences to the society and the environmental conditions. The problems of the fuel-energy company's activities and the its economic effects is set forth in this article.

Текст научной работы на тему «Влияние предприятий энергетики на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность региона (на примере Саратовской области)»

2010 Философия. Социология. Политология №1(9)

УДК 620.9:332.1(470.44)

В.И. Малый, В.В. Гусев

ВЛИЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Топливно-энергетический комплекс играет важнейшую роль в развитии российской экономики, является основнъм бюджетообразуюшим сектором, от которого зависят остальные отрасли и социальная сфера. Несмотря на значительное влияние на федеральном уровне, нефтяные, газовые и энергетические предприятия могут слабо влиять или не влиять вообще на ситуацию в отдельный: регионах, а их функционирование может быть сопряжено с огромными экологическими и социальными последствиями. Проблемам функционирования предприятий энергетики и их влиянию на ситуацию в регионах и посвящена данная статья.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, энергетика, модернизация, инвестиционный проект, экология.

Эффективное развитие российского топливно-энергетического комплекса представляется на современном этапе одной из самых главных и приоритетных стратегических задач народного хозяйства. Топливно-энергетический комплекс (нефть, газ, уголь и атомная энергия) Российской Федерации является одним из локомотивов экономического и социального развития Российской Федерации, стабильное функционирование которого позволяет эффективно решать многие государственные задачи, обеспечивать предприятия и население всеми видами энергии, наполнять государственный бюджет, обеспечивать энергетическую и экономическую безопасность Российского государства.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. («Концепции-2020») в разделе 1.2 «Вызовы предстоящего долгосрочного периода» отмечено, что одной из характеристик, оказывающих серьезное влияние на социально-экономические процессы в России в ближайшие 10-15 лет, будет преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей, а также усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России с ее огромными запасами пресной воды и экологически благополучными территориями. В разделе 1.3 «Целевые ориентиры» в качестве одной из глобальных целей указано лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, превращение России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков (http:// www.economy.gov.ru/). Таким образом, в стратегических планах государства развитие топливноэнергетического комплекса имеет приоритетное значение. Однако мало об-

ладать развитым топливно-энергетическим комплексом как фактором, повышающим конкурентоспособность страны, необходимо также рационально использовать имеющиеся топливные и энергетические ресурсы. В Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. был провозглашен курс на скорейшую модернизацию народного хозяйства, и в качестве одного из приоритетов модернизации обозначено повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели использования ресурсов [1].

В то же время необходимо отметить, что как ведущие отрасли народного хозяйства, так и отрасли и предприятия энергетического комплекса не обошел стороной экономический кризис 1990-х гг. Деинвестированием, произошедшим в тот период, можно объяснить современный российский курс на модернизацию, который возник не сразу и не сам по себе. Как подчеркивается в Послании, производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее безопасность государства, промышленная и коммерческая инфраструктура - «все это создано большей частью еще советскими специалистами, иными словами, это создано не нами... все это стремительно устаревает, устаревает и морально, и физически» [1]. Подавляющее большинство используемых сегодня производственных и энергетических мощностей было создано во времена СССР, часто в 1930-1950-е гг., основные фонды ТЭК должным образом не обновлялись, в нефтедобывающей Российской Федерации начиная с 1970-х гг. не введено в эксплуатацию ни одного современного нефтеперерабатывающего предприятия, повсеместно происходят аварии в энергетической системе, что подтверждает факт энергетического кризиса в Москве, разразившегося несколько лет тому назад, а также случаи перебоев с энергоснабжением в ряде регионов Российской Федерации (Дальний Восток, Камчатский край, регионы Крайнего Севера).

Таким образом, с одной стороны, налицо необходимость строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических и производственных мощностей. С другой стороны, новое строительство крупных предприятий ТЭК (особенно крупные проекты), как правило, вызывает нарекания со стороны экономистов и экологов, многие проекты являются спорными с экономической и социальной точки зрения, вызывают дискуссии и полярные мнения в обществе, например проект строительства алюминиевого завода на 4000 рабочих мест компанией «РУСАЛ» с одновременным строительством и вводом в эксплуатацию 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской атомной электростанции (город Балаково Саратовской области), проект строительства Богучанской ГЭС в Красноярском крае для дальнейшего развития Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) - крупного предприятия по производству алюминия, также находящегося в собственности «РУСАЛа», проект строительства ГЭС в Якутии, связанный с затоплением больших территорий. Не последнюю роль сыграла здесь и проведенная реформа РАО «ЕЭС России», в ходе которой современные и прибыльные электростанции были проданы иностранным инвесторам, а устаревшие и убыточные электростанции остались в собственности российских акционеров (например,

балансодержателем неликвидных активов в энергетике является РАО «Дальний Восток» (г. Хабаровск). На подобную порочную практику реформирования в свое время указывал Б.Ю. Кагарлицкий, причем в ходе реформы РАО «ЕЭС России» сами иностранные инвесторы выступали с критикой действий А. Чубайса [2. С. 130].

В то же время ситуация в стратегически важных отраслях народного хозяйства, обладающих опасными в техногенном отношении объектами, в том числе и в топливно-энергетическом комплексе, является уже не локальным, а общегосударственным делом. По выражению ученых Российского государственного гуманитарного университета, огромные размеры территории РФ требуют развитой и мощной инфраструктуры - информатики, дорожнотранспортной сети, связи и энергетики, функционирующих в суровых географических условиях [3. С. 624]. Позиционирование Россией себя как «энергетической сверхдержавы» и энергетический кризис в отношениях между Россией и Украиной, в ходе которого в заложниках ситуации оказались страны Западной Европы, вывели данную проблему на европейский и даже мировой уровень. Подобная ситуация обусловливает необходимость проведения всесторонних исследований в данной области, экономической, социальной и экологической оценки последствий принимаемых инвестиционных решений, оценку корпоративной и социальной политики, проводимой крупными предприятиями топливно-энергетического комплекса в отношении регионов.

Саратовская область занимает территорию 101,2 тыс. кв. км и является одной из крупнейших в Приволжском федеральном округе. В ее состав входит 38 административных районов, 18 городов, 27 поселков городского типа. Численность населения по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 2,6 млн человек, в том числе 74,1% городского и 25,9% сельского. Численность экономически активного населения - 1,6 млн человек, или 62,4%.

В целом область небогатая, среднемесячная номинальная заработная плата работников составляла на 1 января 2009 г. 12 тыс. руб., или примерно 75% от среднероссийского уровня. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 5,6 тыс. руб., численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составляет 23% от численности всего населения области.

Ситуация на рынке труда выглядит следующим образом. В настоящее время региональное Министерство занятости, труда и миграции говорит примерно о 32 тыс. официально зарегистрированных безработных (1,4% населения), безработица растет высокими темпами. На наш взгляд, данные цифры занижены в несколько раз. По мнению независимых экспертов, численность безработных в области с учетом оценок по скрытой безработице достигает 100 тыс. человек, о планируемых в 2009 г. сокращениях объявили такие предприятия, как ОАО «Оргсинтез», ООО «Саратовоблгаз», ЗАО «Волжский дизель имени Маминых», ОАО «Балаковские минеральные удобрения», ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО «Роберт Бош Саратов», ОАО «Балаковорезинотехника», Балаковская АЭС и Саратовская ГЭС. В ноябре 2008 г. губернатор Саратовской области П. Л. Ипатов подпи-

сал распоряжение о сокращении численности работников правительства области на 10%, вторая волна сокращений в правительстве прошла осенью 2009 г. В марте 2009 г. об оптимизации своей численности на 5% заявила и администрация г. Саратова.

Вся экономическая активность в области сосредоточена в 4-5 районах, примыкающих к Волге, - г. Саратов и Саратовский район, Энгельсский район, Марксовский район, Вольский район, Балаковский район. Оставшиеся 33 района области представляют собой экономичеки неразвитые территории с преобладанием мелкого предпринимательства, торговли, сельскохозяйственным производством, в основном растениеводством, так как животноводство в области развито очень слабо. Промышленный потенциал небольших городов в этих муниципальных районах практически разрушен, во многих нет вообще промышленных предприятий, т. е. область в настоящее время является преимущественно аграрной (справедливости ради следует отметить, что практически аналогичная ситуация складывается в Тамбовской, Ульяновской и Астраханской областях, и это во многом проблемы руководства регионами). В соответствии с географическими и экономическими условиями Саратовская область делится на две большие сельскохозяйственные зоны: правобережную и левобережную (Заволжье). Область относится к зонам рискованного земледелия, и урожайные годы могут сменяться неурожайными. В годы последних советских пятилеток в Саратовской области была создана мощнейшая мелиоративная система, особенно в Заволжье, которая во многом была разрушена в годы реформирования (для мелиорации использовались алюминиевые трубы, которые подверглись массовым хищениям в 1990-е гг.), поэтому для населения многих заволжских районов (Алтайский, Новоузенский, Озинский) в настоящее время проблемой становится наличие элементарных источников питьевой воды, не говоря уже о развитии сельскохозяйственного производства.

Саратов является типичным городом Поволжья, равно как и Саратовская область - типичным регионом Российской Федерации по экономическому и инвестиционному потенциалу, уровню развития и жизни населения. В то же время топливно-энергетический комплекс области представляет собой высокоразвитую многоуровневую систему генерирующих и сетевых энергетических мощностей, а также газотранспорта и газораспределения (в анализе делается упор именно на энергетический комплекс, так как нефтедобыча и газодобыча в Саратовской области в целом представлены незначительно).

На территории области развиты практически все освоенные виды энергогенераций: атомная станция, гидроэлектростанция, а также

комбинированные источники энергии - теплоэлектроцентрали. Можно утверждать, что топливно-энергетический комплекс Саратовской области является одним из столпов и ключевых факторов конкурентоспособности региональной экономики, благодаря которому во многом существуют и держатся все отрасли. Особый интерес, на наш взгляд, представляет энергетическое хозяйство Саратовской области, которое является крупнейшим в Приволжском федеральном округе. В Саратовской области ежегодно производится более 41 млрд кВт-ч электроэнергии, две трети

которой поставляется в дальнейшем во многие регионы Российской Федерации, в основном через НОРЭМ - Новый (общероссийский) оптовый рынок энергетической мощности. Из всей электрогенерации 72% приходится на Балаковскую атомную станцию, 13% - на тепловые станции

(теплоэлектороцентрали), которых в области пять (3 ТЭЦ - в Саратове, 1 ТЭЦ - в Энгельсе, 1 ТЭЦ - в Балакове), примерно 15% - на Саратовскую гидроэлектростанцию, расположенную также в г. Балакове. Другие производители электроэнергии в области практически отсутствуют, что позволяет сделать вывод о значительной монополизации рынка электроэнергии крупными генерирующими предприятиями, а именно о существовании олигопольной структуры рынка генерации, когда он поделен между крупными генерирующими предприятиями. Суммарная мощность и структура производства электроэнергии в Саратовской области практически не меняются на протяжении ряда последних лет, хотя имеет место увеличение суммарной выработки электроэнергии всеми вышеназванными предприятиями, например атомная станция увеличила свою выработку за последние 5 лет на 4%, гидроэлектростанция - на 5%. Тепловые станции вырабатывают электроэнергию практически на одном уровне, что может быть вызвано факторами износа оборудования, самой дорогой себестоимостью 1 кВт-ч, получаемого на областных ТЭЦ, а также тем, что для производства электроэнергии здесь в качестве топлива используется в основном мазут, что в целом отрицательно влияет на экологическую составляющую.

Экономические возможности предприятий энергетического сектора весьма велики в той части, которая касается внутрикорпоративной ситуации (высокие зарплаты, премиальные, полный социальный пакет для работников), а также содержания объектов собственной инфраструктуры. В то же время в Саратовской области наблюдается интересная ситуация: предприятия энергетики в настоящее время не то чтобы полностью устраняются от решения социальных задач региона, но часто участвуют в них для «галочки», при этом речь не идет о каких-либо льготных тарифах на электроэнергию, о содержании объектов социальной сферы, об инвестициях в социальную инфраструктуру. Например, один из респондентов, работник энергетической отрасли, при проведении социологического исследования в рамках проекта высказал такие мысли по поводу инвестиций энергетиков в социальную сферу: «Не знаю, как на других предприятиях, в общем-то, особо не слышал, на нашем ситуация обстоит так, что какой-то долгосрочной стратегии и политики нет, все делается спонтанно и ситуационно, и, как правило, это связано с двумя мотивами: 1) это реклама, популизм, РЯ-акции, либо 2) это чисто экономический мотив, ну, спрятать деньги, от инвесторов, от акционеров, то есть раздать в помощь, в благотворительных программах поучаствовать, чтобы занизить свой финансовый результат для определенных целей. Это все делается опять же таки ситуационно, в каком порядке: дается команда, письма, собрать письма в каких-то правительственных органах, учреждениях, благотворительные фонды, ветераны, и на них дается ответ, такие небольшие суммы, чисто символические, несколько десятков тысяч рублей, а в

целом набегает, в общем-то, неплохо, может быть, и полмиллиончика, может, и меньше, но уже есть, что показать, есть за что отчитаться, в общем, я считаю, что это для галочки по большому счету, а не для того, чтобы какой-то вклад в социальную сферу области сделать».

В качестве ярчайшего примера в подтверждение этих доводов можно привести ситуацию с женской профессиональной волейбольной командой «Балаковская АЭС», которая представляла Саратовскую область в элитном волейбольном дивизионе. Несколько лет назад данная команда была создана при поддержке губернатора области Павла Ипатова, который в то время возглавлял АЭС, и в кратчайшие сроки добилась выдающихся результатов, была даже обладателем Кубка России и успешно выступала на международной арене в Еврокубке, игроки команды неоднократно призывались под знамена национальной сборной России. После перехода на должность губернатора Саратовской области П. Л. Ипатов в силу различных причин охладел к команде, которую создал. Ныне действующий директор Балаковской АЭС Виктор Игнатов, по выражению руководства волейбольной команды, «к спорту был всегда равнодушен». Если в момент формирования команды ее бюджет во многом формировался атомной станцией и доходил до 32 млн рублей, то в 2008 г. станция перечислила клубу всего 2 млн спонсорских денег, а с начала 2009 г. вообще отказалась от финансирования команды, причем решение об отказе принималось непосредственно в «Росатоме». В результате в сезоне чемпионата России 2008/09 г. команда обосновалась на последнем месте в турнирной таблице, 10-е место из 10 команд, имелась пятимесячная задолженность по заработной плате, денег хватало только на обеспечение командировок на официальные матчи. Итог сколь печален, столь и закономерен - по результатам текущего сезона команда переведена в низший дивизион, и в настоящее время руководство команды ставит вопрос

о возможности ее дальнейшего существования. В Саратовской области существует еще один профессиональный волейбольный клуб с характерным названием «Энергетик», чьим спонсором ранее выступало ОАО «Саратов-энерго», и клуб показывал очень неплохие результаты, но с началом реформирования энергетической системы «Саратовэнерго» также отказалось от спонсорства, и в настоящее время клуб «Энергетик» играет на периферии отечественного волейбола, во втором дивизионе (Саратовский взгляд. 2009. №12 (156). С. 20). Подобная ситуация на предприятиях энергетики и нежелание топ-менеджмента участвовать в социальных программах делает инвестиции в социальную сферу региона со стороны энергетических компаний незначительными или даже невозможными.

При модернизации энергетического хозяйства и реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике следует выделить два больших направления инвестиционной деятельности: 1) строительство современных высоковольтных электрических сетей большой пропускной способности; 2) наращивание действующих генерирующих мощностей в энергетике прежде всего за счет ввода в эксплуатацию новых энергоблоков атомных станций.

По поводу первого направления можно отметить следующее. В марте

2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило Генеральную схему

размещения объектов электроэнергетики в стране до 2020 г., которая решает многие энергетические вопросы и регионах, в частности в Саратовской области. При подготовке предложений в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 г. региональным Министерством промышленности и энергетики учитывался ежегодный рост потребления электрической энергии в области, который в среднем составляет 6%. Для поддержания должного внешнего резерва мощности в дефицитной части Саратовской энергосистемы Министерством было предложено приведение мощностей Балаковского энергоузла к центру энергопотребления путем строительства высоковольтной линии электропередачи Балаковская АЭС - Курдюм (село на Волге под Саратовом) протяженностью 206,2 км, что обеспечит наличие резерва и позволит выдать мощность АЭС в правобережную часть Саратовской области. Ориентировочная стоимость строительства составит 5 млрд рублей. Кроме того, запланировано строительство высоковольтной линии электропередачи мощностью 220 кВ Балаковская АЭС - РП Центральная. Нарастание потребления при отсутствии ввода новых мощностей постепенно приводит к тому, что система начинает работать без надлежащих резервов пропускной способности сети. Как следствие при наличии в целом в Саратовской области, да и в целом в стране резерва генерирующей мощности отсутствует возможность его переброски в те регионы, где выросло потребление. По данным журнала «Эксперт», в Саратовской области в настоящее время нет сетей, по которым вся выработанная электроэнергия поступала бы в Единую энергосистему, поэтому получается «сапожник без сапог» (Эксперт-Волга. Региональный деловой журнал. 2009. №14-16 (143). С. 22 // www. expert. ru). Именно поэтому в Генеральную схему вошли также мероприятия по дополнительному укреплению линий электропередачи и выдаче энергетической мощности Балаковской АЭС за пределы региона, в Самарскую, Ульяновскую и Волгоградскую области.

Важным направлением обновления российского энергетического хозяйства является ввод в эксплуатацию новых генерирующих мощностей. Это направление вполне вписывается в общий вектор федеральной энергетической политики на глобальных рынках. Например, премьер-министр России В.В. Путин, находясь с официальным визитом в Японии, 12 мая 2009 г. заявил, что в Российской Федерации до 2020-2021 гг. будет построено и введено в эксплуатацию 28 новых энергоблоков на различных АЭС, и предложил японским партнерам поучаствовать в совместных энергетических бизнес-проектах. Данный вопрос в Саратовской области имеет большую предысторию, и именно по поводу ввода в действие новых энергоблоков Балаковской АЭС в настоящее время ведется ожесточенная дискуссия. Осенью 2006 г. в области прошла информация, что концерном «Росэнергоатом» подготовлен проект достройки 5-6 энергоблоков Балаковской атомной станции, который был утвержден Правительством Российской Федерации в целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Согласно этой информации, с учетом поручения В.В. Путина,

данного по итогам встречи с губернатором области П.Л. Ипатовым, концерном рассматривается возможность финансирования строительства атомных энергоблоков из внебюджетных источников, в том числе и энергоблоков Балаковской АЭС. Объекты станции - 5-6-й энергоблоки -имеют высокую строительную готовность и обеспечены проектной документацией (по информации, полученной от респондентов в ходе интервью, 5-й энергоблок имеет готовность 50%, 6-й - примерно 30%) .

Однако при ближайшем рассмотрении данная информация оказалась весьма преувеличенной. При пристальном изучении данного вопроса удалось выяснить, что в новейшей истории Российской Федерации принималось четыре программных документа, посвященных развитию энергоатомного комплекса Российской Федерации (www.mnogozakonov.ru/, www.prof-cons.ru/):

1. Программа развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 июня 1998 года №815, Председатель Правительства РФ С.В. Кириенко.

2. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2006 года №1019-р, Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков.

3. Федеральная целевая программа «Развитие атомного

энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утверждена Постановлением Правительства РФ от 06 октября 2006 года №605, Председатель Правительства РФ М. Е. Фрадков.

4. Программа деятельности государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы), утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2008 года №705, Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

Ни в одной из этих программ ничего не говорится о достраивании 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской АЭС, сооружение которых было законсервировано в начале 1990-х гг., в ближайшей перспективе. Также о необходимости нового строительства ничего не говорится и в региональной среднесрочной Программе социально-экономического развития, в ней записано, что «необходима модернизация 1-4-го энергоблоков АЭС». В то же время в первой программе указываются сроки окончания эксплуатации действующих блоков Балаковской АЭС: 1-й блок - 2015 г., 2-й блок -2017 г., 3-й блок - 2018 г., 4-й блок - 2023 г. (мощность каждого блока 1 ГВт). В первой программе вообще было сказано о том, что наиболее перспективными для строительства новых атомных станций являются регионы Северо-Запада, Центра и Северного Кавказа, а увеличение мощности АЭС на Средней Волге (т. е. в Балакове) не предусматривалось. В концепции второй программы говорилось о необходимости строительства в Российской Федерации 31 атомного энергоблока общей мощностью 23,2 ГВт (достройка 2-го энергоблока Волгодонской АЭС - 2009 г.,

четвертого энергоблока Калининской АЭС - 2011 г., строительство трех энергоблоков нового поколения на Нововоронежской АЭС - 2012 г. и Ленинградской АЭС - 2014 г.). В четвертой, последней программе, упоминается необходимость лишь модернизации действующих 1-3-го энергоблоков Балаковской АЭС с выделением соотвествующих финансовых средств: 1-й блок - 2009-2015 гг. - 4982 млн рублей, 2-й блок - 20122017 гг. - 3206,5 млн рублей, 3-й блок - 2009-2018 гг. - 2998 млн рублей. По оценкам тех же программных документов, строительство одного энергоблока в современных условиях обходится в 55-57 млрд рублей за

1 ГВт установленной мощности. В качестве подтверждения - строительство энергоблока № 1 на Нововоронежской АЭС, согласно Программе

«Росатома», обходится в 53028,3 млн рублей, достройка энергоблока №5 в Курской области (г. Курчатов) - в 35546,8 млн рублей.

Иное дело, что в Российской Федерации и Саратовской области в том числе в крупных бизнес-структурах и региональных органах законодательной и исполнительной власти имеются конкретные силы, которые были бы заинтересованы в реализации такого крупномасштабного проекта, как строительство 5-го и 6-го энергоблоков АЭС. Истоки этой заинтересованности относятся ко времени руководства Саратовской областью губернатора Д. Ф. Аяцкова, который по совместительству руководил федеральной структурой - Союзом территорий и предприятий атомной энергетики (СТИПАЭ РФ) и уделял достаточно большое внимание вопросам развития атомной энергетики. В частности, 20 июня 2003 г. в городе-спутнике Калининской АЭС под председательством Д.Ф. Аяцкова прошло заседание правления Союза территорий и предприятий атомной энергетики, в котором приняли участие министр РФ по атомной энергии А. Румянцев, заместители министра Э. Антипенко и А. Малышев, генеральный директор концерна «Росэнергоатом» О. Сараев, исполнительный директор концерна С. Иванов, губернаторы атомных регионов, мэры атомных городов России и Украины, представители атомных станций. По сообщению пресс-центра атомной энергетики, участники заседания практически единогласно отметили недостаточный объем целевых средств резерва на развитие атомных станций на 2004 г., предлагаемый Минэкономразвития РФ, и решили, что руководители субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены АЭС, а также где планируется строительство АЭС и АТЭЦ до 2020 г., обратятся в Правительство Российской Федерации с предложением об увеличении объема средств на инвестиционную программу развития атомной энергетики в 2004-2006 гг. Кроме того, будет продолжена разработка альтернативных вариантов привлечения инвестиционных ресурсов в базовую подотрасль электроэнергетики - атомную энергетику. Таким образом, бывший губернатор Саратовской области Д. Аяцков открыто лоббировал продвижение инвестиционных программ, связанных с развитием Балаковской АЭС, а также с альтернативным, внебюджетным финансированием строительства блоков.

В апреле 2005 г. Саратовской областной думой по представлению

Президента РФ губернатором Саратовской области был избран бывший руководитель Балаковской АЭС П.Л. Ипатов, который пришел к власти при огромном кредите доверия со стороны населения. Население губернии ожидало, что с его приходом в экономическом плане область осуществит кардинальный прорыв, в регион придут крупные предприятия со своими инвестиционными программами. Однако спустя четыре года после прихода нового руководства область по-прежнему была и остается аграрной. Политическая нестабильность, крупные коррупционные скандалы (арест бывшего мэра Саратова Ю. Аксененко, осуждение министра транспорта Г. Джлавяна и министра сельского хозяйства региона А. Несмысленова, убийство прокурора области Е. Григорьева) только укрепляют нежелание федеральных министерств и государственных корпораций включать регион в свои инвестиционные программы. Не приходят в Саратовскую область и крупные предприятия, несмотря на наличие специальной структуры в правительстве области - министерства инвестиционной политики - и усилия этого ведомства по привлечению инвесторов.

Шанс превратить область в регион-локомотив современной России появился в 2007 г., когда сразу два крупнейших предприятия российской металлургии - ОАО «РУСАЛ» и ОАО «Северсталь» - решили построить в Саратовской области свои предприятия. «РУСАЛ» выразил желание построить в Балакове крупнейший в мире энергометаллургический комплекс, включающий алюминиевый завод мощностью 1,05 млн тонн в год и одновременную достройку 5-го и 6-го блоков АЭС, а ОАО «Северсталь» запланировало сооружение мини-завода по производству металлопроката мощностью 1 млн тонн в год. Реализация данных проектов предполагалась на основе государственно-частного партнерства, основные участники финансирования - федеральный и региональный бюджеты, корпорация «Росатом», инвестиционные средства «РУСАЛа» и «Северстали».

Безусловно, сильной стороной данных проектов является создание рабочих мест, что очень актуально для такого города, как Балаково. Уже называлась предполагаемое число рабочих мест на алюминиевом заводе - четыре тысячи человек, плюс еще две тысячи будут обслуживать 5-го и 6-го блоки АЭС в случае их достройки. Предполагаемый объем инвестиций в строительство энергометаллургического комплекса - 7 млрд долларов США, что сопоставимо с затратами на проведение зимней Олимпиалы в Сочи в 2014 г. и является подтверждением глобальности заявленного проекта. Инвестиции в строительство мини-завода ОАО «Северсталь» - 15 млрд рублей, предполагается, что продукция только этого мини-завода составит примерно 10% валового регионального продукта (ВРП) Саратовской области. Таким образом, проекты весьма интересны и амбициозны, и у них появились активные «лоббисты» - представители органов областной и муниципальной власти в Саратовской области во главе с действующим губернатором, а также руководство данных акционерных обществ.

Однако с самого начала реализация данных проектов стала сталкиваться с активным сопротивлением экологов и общественности Балаковского муниципального образования, а в настоящее время реализацию данных

инвестиционных проектов отодвинул на неопределенное время мировой финансовый кризис, в ходе которого пострадала капитализация обеих компаний, в наибольшей степени - капитализация «РУСАЛа» (по оценкам экспертов, «РУСАЛ» потерял более 90% своей стоимости и должен своим кредиторам более 14 млрд долларов). Весной 2009 г. велась речь о приостановке «РУСАЛом» строительства Богучанской ГЭС в Красноярском крае из-за больших долгов компании перед подрядчиками (Коммерсантъ. 2009. 27 апр.). Отметим, что одним из мотивов строительства и ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС является дальнейшее развитие Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) - крупного предприятия в Красноярском крае по производству алюминия, находящегося в собственности «РУСАЛа», т. е. производственные мощности по алюминию в большом количестве уже имеются.

Тем не менее деятельность корпораций по строительству заводов в Саратовской области в настоящее время медленно, но ведется. По сообщению саратовского информационного сайта www.redkollegia.ru от 24.02.2009 г., появились официальные документы, подтверждающие намерение «РУСАЛа» построить в Балакове алюминиевый завод: «В распоряжение представителей местных СМИ на днях попали официальные бумаги, подтверждающие намерение «РУСАЛа» построить завод на территории Балаковского муниципального района. Речь идет о заявлении представителя ООО «РУС-Инжиниринг» о выделении земельного участка в 1000 га и постановлении главы администрации БМР Андрея Галицина «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в границах Матвеевского муниципального образования (бывшие земли КФХ Жидкова (Николевка) Балаковского района». Данные на официальном сайте компании свидетельствуют о том, что она создана как управляющая компания инжинирингово-строительного дивизиона «РУСАЛа». По всей видимости, несмотря на кризис, компания «РУСАЛ» стремится закрепить за собой земельный участок для будущего строительства, а будет ли это строительство в Саратовской области осуществлено, покажет время. Именно этот объект является стимулом для сооружения 5-го и 6-го энергоблоков, так как наиболее энергоемкое производство алюминия. По поводу второго объекта - «Северсталь» - земельный участок под строительство площадью около 350 га южнее Балакова уже выделен и сдан в аренду, но строительство завода пока не ведется, также по причине финансовых трудностей головной компании. Относительно строительства данного мини-завода «Северсталь -Сортовой завод Балаково» федеральным государственным учреждением «Главгосэкспертиза России» в 2009 г. было выдано отрицательное заключение № 023-09/ГГЭ-5831/02/ № в Реестре 00-3-4-0143-09, как будет развиваться ситуация со строительством, покажет ближайшее время.

По поводу сопротивления строительству данных заводов местных экологов и общественников хотелось бы сказать следующее. Жители Балакова обеспокоены неблагоприятной экологической обстановкой, повышенной распространенностью в городе и районе онкологических и легочных заболеваний. В настоящее время ряд депутатов Законодательного собрания БМР,

экологи и общественники проводят акцию по сбору подписей для проведения референдума о возможности запрета строительства заводов, собрано уже более 29 тыс. подписей, и основной мотив сбора подписей и протеста экологов - страх перед неблагоприятной экологической обстановкой и возможностью техногенной катастрофы. Вот что по поводу строительства данных заводов сказала при проведении социологической части исследования председатель Балаковского городского отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» А.М. Виноградова:

Я абсолютный сторонник отказного решения, то есть я абсолютно уверена, что эти предприятия здесь быть не должны, и в первую очередь по экологическим причинам. Почему? Потому что Балаково один из самых неблагоприятных в экологическом плане городов России. Он в приоритетном списке самых загрязненных городов по данным министерства, Гидрометеоцентра, он на самом деле неблагополучен, потому что здесь имеется ряд химических и энергетических объектов с десятилетними превышениями загрязнений вредными веществами, есть такой показатель - индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), он должен быть в пределах пяти, максимум семи единиц. В Балаково же этот индекс составляет 15-20, это официальные данные, что уровень загрязнения атмосферы высокий, даже очень высокий. Еще в 1987 году вышло постановление Правительства СССР, где был записан ряд городов, в которых запрещалось дальнейшее строительство новых объектов промышленности и расширение старых в связи с тем, что имеется много причин, но главной причиной является то, что уже был исчерпан тот самый экологический ресурс и потенциал. В этом списке было 10 городов, в том числе и наш город Балаково. У нас есть нормативные документы, которые показывают, что дальнейшее развитие промышленности здесь нежелательно, это так называемые СНИПы, по которым определяется место размещения промышленных объектов. В 25-километровой зоне АЭС они запрещают строительство новых объектов. Есть схемы территориального развития местности, которые сейчас дорабатываются «Са-ратовгражданпроектом», и там есть такой том третий, в котором написано, что состояние природной среды не позволяет, не соответствует требованиям по размещению этих объектов, в первую очередь из-за подтопления. Есть том первый в этих схемах, который характеризует состояние самой окружающей среды, и есть глава рекомендаций, там не рекомендуется дополнительной промышленной нагрузки, то есть одно дело - «хочу я или не хочу», но есть исчерпывающая информация, которая подтверждает экологическое неблагополучие и не рекомендует наращивание этого экологического неблагополучия. Ну, и учитывая то, что в экономическом отношении это объекты, в которых не так много работающих. Например, «Северсталь», там всего 300-450 рабочих мест, на алюминиевом заводе также небольшое количество рабочих мест, причем это не будут работники балаковские. У «Северстали», может быть, там какой-нибудь небольшой процент их и будет, а у «РУСАЛа» сложилась своя политика, у них есть свой строительный десант, они его привозят, строительный десант отработал, выстроил, и они его увозят на другие объекты, то есть наших

строителей никто не ждет нигде. Приезжают же рабочие квалифицированные, обученные, и из местных набирают людей на самые слабые, самые черные работы, и, как правило, там немного людей, даже 30% этого коллектива составляет руководство, его для каждого завода специально обучают и готовят, то есть это тоже не наши балаковцы, это привозные люди, которые на алюминиевых заводах уже продвинулись, и им просто нужно расти куда-то, вот они и вырастут в новый завод. Поэтому в экономическом плане создание рабочих мест и налоги для местного бюджета - невыгодны эти вещи. В экологическом отношении прямая опасность, потому что они планируют выбросы в атмосферу и размещение твердых отходов на нашей земле, поэтому никакой пользы от этих заводов, кроме экологического вреда и нанесения ущерба здоровью населения, я не вижу. Поэтому активно протестую против строительства этих заводов и поддерживаю людей, которые также резко отрицательно относятся к новым объектам. И надо еще сказать об экономическом отношении, что они мало того, что не принесут выгоды, они нам антивыгоду принесут, потому что я смотрела презентационные материалы «Северстали», и Правительство Саратовской области им там наобещало такие льготы в ближайшие годы, на время строительства и в первые годы жизни завода: и льготы по налогам, и прямые субвенции, и субсидии из регионального бюджета, что у нас эти предприятия еще отберут деньги из бюджета, а не то, что его пополнят. Более того, смешно, что 350 га земли «Северстали» сдали в аренду за сумму в 73 тысячи рублей в год, у нас дачники больше платят...

В подтверждение данных слов отметим лишь несколько фактов. В апреле

2009 г. в Российской Федерации был опубликован список 38 наиболее загрязненных городов, в который вошло 6 городов Приволжского федерального округа, в том числе Пермь и Соликамск Пермского края, Новокуйбы-шевск и Сызрань Самарской области, Саратов и Балаково Саратовской области. В целом же в рейтинге, составленном совместно федеральными службами Ростехнадзором, Росстатом и Росводресурсами, из 38 городов в 10 городах расположены крупные предприятия цветной и черной металлургии, в 7 - предприятия химии, нефтехимии и топливно-энергетического комплекса, и Балаково входит в эти 7 городов. Здесь напрашивается аналогия экологической ситуации в городе Балакове с Братском Иркутской области, городом, специально построенным для обслуживания Братского алюминиевого завода и Братской ГЭС при нем, который также входит в данный список и традиционно относится к числу самых неблагополучных в плане экологии городов Российской Федерации. При проведении социологических исследований из 21 респондента 10 человек являются жителями Балакова. На вопрос об отношении к строительству металлургических предприятий в Балаковском районе Саратовской области 8 человек сказали, что относятся крайне отрицательно и видят больше минусов в реализации этих проектов, чем плюсов, и только двое - бывший и действующий работники атомной станции - сказали о том, что относятся к строительству заводов положительно и что оно приведет Саратовскую область к технологическому и экономическому прорыву, т. е. здесь на практике подтверждается тезис академика Ю.Н. Афа-

насьева о тревожном ожидании многими россиянами возможности радиационного облучения [4. С. 227]. В частности, вот что сказала по поводу экологической ситуации помощник депутата Законодательного собрания Балаков-ского муниципального района, коренная жительница Балакова О.В. Коров-никова:

Теперь, смотрите, в городе, это коснулось в частности даже меня и моего близкого окружения, за последний буквально год столько моих знакомых раковые заболевания лечили. В г. Вольске каждый второй житель областной больницы онкологической - это представители города Балаково. И это не то, что я вот сказала, это же легко все проверяется. У меня вот две соседки в данный момент, сваха моя - тоже онкологическое заболевание. Вот буквально год назад у наших друзей девочка 19 лет умерла - лейкоз. Инсульты, у детей кашель без причины, им не могут определить, почему это при нормальной температуре тела, здоровый ребенок, а он постоянно «кхе-кхе», подкашливает в садике. Это значит - экология. И не только это у детей, это и у взрослых. Поэтому поистине это страшно в городе, в котором мы живем. Знаете, многие люди, молодежь, помимо того, что она уезжает за заработками куда-то, все рвутся в Москву, они уезжают, потому что здесь страшно жить.

Интервью по данному проекту дал также начальник отдела окружающей среды Балаковской АЭС С.П. Рязанов, который хотя и назвал атомную станцию лидером в Российской Федерации как по состоянию производства электроэнергии, так и по экологической безопасности, но признал Балаково экологически неблагополучным городом (по его данным, город на 49-м месте в федеральном списке из 105 наиболее загрязненных городов), а также то, что станция превышает экологические нормативы по выбросам в атмосферу пыли, сероуглерода и др.

Кроме того, при проектировании возможного строительства 5-го и 6-го энергоблоков АЭС необходимо учесть два немаловажных фактора. Во-первых, сравнительно недалеко от места строительства (в 70-80 километрах вверх по Волге, на берегу Саратовского водохранилища) находится Национальный парк «Хвалынский», который является самым крупным и важным объектом в сети особо охраняемых природных территорий Саратовской области. По информации областного Комитета охраны окружающей среды и природопользования, Национальный парк был создан постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 980 с целью сохранения уникальных и эталонных природных комплексов и объектов для ныне живущих людей и будущих поколений. Он расположен на площади 25,5 тыс. га, а его охранная зона занимает 114,9 тыс. га. Это единственный национальный парк в Нижнем Поволжье, это уникальный природный комплекс, расположенный на территории самых высоких на Приволжской возвышенности Хвалынских гор. Сочетание лесистых склонов и степных равнин, ослепительно белых выходов мела, широкая панорама волжских просторов создают прекрасные ландшафты. Здесь множество водоемов и родников с чистейшей целебной водой, уникальные по своеобразию флора и фауна. На территории парка произрастает более 1000 видов растений. Нацио-

нальный парк получил название «Саратовская Швейцария». Близость новых энергоблоков к Национальному парку «Хвалынский» и увеличение суммарной мощности Балаковской АЭС может создавать потенциальную угрозу для флоры и фауны заповедника.

Во-вторых, необходимо учитывать сравнительно новое явление для Саратовской области - сейсмический аспект проблемы. С сентября 2000 г. Саратовская область отнесена к сейсмически опасным территориям. 25 ноября 2000 г. в области произошло заметное землетрясение силой 4-5 баллов, которое специалисты сочли отголоском сильного землетрясения в Азербайджане. В 2001 г. сейсмологической службой Балаковской АЭС было зафиксировано 26 толчков малой силы. Ученые-сейсмологи выражают тревогу, что землетрясения в зоне Балаковской АЭС будут учащаться, а их сила - возрастать. По мнению члена-корреспондента РАН, доктора геологоминералогических наук, руководителя общественной геоэкологической экспертизы 4-го блока Балаковской АЭС Г.И. Худякова, «Балаковская АЭС -не только курица, несущая золотые яйца, но и непредсказуемый дракон, сидящий на цепи...» (Экологическая газета. 2002. №3). Поэтому в подобных условиях наращивать энергопромышленную нагрузку на окружающую среду вряд ли целесообразно. По мнению экспертов МЧС, в настоящее время в Российской Федерации потенциально опасны 9 реакторов из каждых 10, действующих на атомных электростанциях. Вокруг российских АЭС расположено 1300 населенных пунктов, в которых проживает 4 млн человек, т. е. название книги Ю.Н. Афанасьева «Опасная Россия» приобретает реальные очертания, и это также является большой проблемой [4. С. 226]. Многие начинают говорить о «синдроме» Чернобыля. Например, по данным О.Н. Яницкого, авария на Чернобыльской АЭС уже многократно съела всю выгоду от ядерной энергетики, и сегодня говорится уже о 800 тысячах облученных, преждевременном старении населения и росте онкологических и других заболеваний [5. С. 207]. Директор Центра политической конъюнктуры К.В. Симонов утверждает, что «еще одна авария в любом регионе мира, сопоставимая с Чернобылем, поставит крест на атомной энергетике» [6. С. 246]. Иное дело, что 5-й и 6-й энергоблоки в Саратовской области все равно придется строить в связи с плановым выводом из эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков, но мероприятия по модернизации каждого из этих блоков, прописанные в программе «Росатома», позволят продлить срок службы каждого из них как минимум на 10-15 лет (экспертная оценка работника атомной станции), 1-й и 2-й энергоблоки после модернизации выработают свой ресурс только в 2030 и 2032 гг. соответственно. Но что практически придется делать с выработавшими свой ресурс энергоблоками, какие затраты потребуются на их консервацию, с какими еще трудностями предстоит столкнуться при их выводе из эксплуатации, пока в Саратовской области этого точно никто не знает.

Кроме того, на площадках Ленинского района Саратова ведется строительство двух газотурбинных ТЭЦ, которое осуществляют ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» и ОАО «Энергомашкорпорация», входящие в группу компаний «Энергомаш». Возможности одной газотурбинной ТЭЦ

мощностью 18 МВт таковы, что она может заменить сразу 18 котельных. Общая электрическая мощность станций - 36 МВт, а тепловая мощность -160 Гкал/ч. Данный инвестиционный проект начал реализовываться в Саратове во второй половине 2005 г. Стоимость данного инвестиционного проекта составляет примерно 2 млрд рублей (в ценах 2008 г.). Это строительство частично решает проблему дефицита мощности и направлено на повышение энергоэффективности систем теплоснабжения Саратова на основе использования комбинированных источников энергии. Специалисты утверждают, что электрическая и тепловая энергия, полученная от газотурбинных ТЭЦ, будет значительно дешевле, чем от централизованных источников.

Кроме Саратова, группа компаний «Энергомаш» реализует более 40 проектов по развитию малой энергетики в 6 федеральных округах России, в том числе в Барнауле, Белгороде, Орле, Самаре, Екатеринбурге, Архангельске, Элисте, Ульяновске, и в перспективе эта деятельность могла бы стать глобальной альтернативой развитию ядерной энергетики.

Безусловно, к числу важных направлений инвестиционной деятельности предприятий энергетики можно отнести строительство электрических сетей и трансформаторных подстанций в Саратовской области, что в целом связано с низкой пропускной способностью и изношенностью сетевого хозяйства, особенно электросетей в отдаленных районах. Интересной является попытка развития альтернативных источников получения электроэнергии и опыт установки 2 ветряных электростанций в отдаленном Александрово-Гайском районе Саратовской области (приграничный район с Казахстаном) в 2003-2004 гг., но в настоящее время от развития этого направления отказались прежде всего по причинам: а) низкого

коэффициента полезного действия (электроэнергия получалась дешевле, чем у гидро- и тепловых станций, но ее вырабатывалось очень мало); б) отсутствия независимых сетей для передачи электроэнергии от ветряных электростанций (все сети - монополисты); в) наличия в области большого количества электроэнергии, получаемой из традиционных источников генерации. В результате, по оценке эксперта в ходе социологического интервью, в области «получили ситуацию, когда крупным энергетикам это неинтересно, органы местного самоуправления - не обучены, техническое обслуживание аппаратов силами пользователя - невозможно» (полупустыня, неразвитая инфраструктура, низкая плотность населения, нет местных грамотных инженерных кадров). Поэтому в 2005 г. областная и муниципальная власти вернулись к закупкам и эксплуатации в отдаленных районах автономных генераторов электроэнергии на бензине.

Таким образом, предприятия топливно-энергетического комплекса в целом и энергетики в частности играют важнейшую роль в развитии и функционировании экономики Саратовской области и являются одним из главных факторов, повышающих ее конкурентоспособность по сравнению с другими регионами. Предприятиям ТЭК принадлежит примерно 10% регионального ВРП, а с учетом взаимосвязанных отраслей - до 1/3 валового регионального продукта. В целом регион является энергоизбыточным,

большее количество вырабатываемой электроэнергии (две трети от объема генерации) отправляется за пределы области. Предприятия ТЭК и энергетики характеризуются высоким уровнем жизни работников, высокими зарплатами и преференциями для своих работников, в то же время участие предприятий ТЭК в социальных программах и развитии социальной инфраструктуры региона можно назвать слабым, носящим нерегулярный, часто декларативный характер. Функционирование предприятий ТЭК и энергетики сопряжено с большими экологическими последствиями, это касается практически всех видов электрогенерации (атомной, тепловой, гидростанции). Модернизация ТЭК и реализация в энергетике Саратовской области крупных инвестиционных проектов также сопряжены с большими социально-экономическими и экологическими последствиями для всего населения региона, требуют тщательной независимой общественной и экологической экспертизы и оценки последствий принимаемых инвестиционных решений в долговременной перспективе.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года // www.kadis.ru

2. Кагарлицкий Б.Ю. Происходит ли в России смена элит? // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2001. 384 с.

3. Советское общество: возникновение, развитие,исторический финал: В 2 т. Т. 2: Апогей и крах сталинизма / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1997. 761 с.

4. Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия: традиции самовластья сегодня. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 432 с.

5. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественное движение, наука, политика). Новосибирск: Сиб. хронограф, 2002. 428 с.

6. СимоновК.В. Энергетическая сверхдержава. М.: Алгоритм, 2006. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.