А. Н. Асанов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» в г. Муроме Владимирской области e-mail: apex_as@bk.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ
УРОВНЕ
Цель статьи: представить основные пути совершенствования инфраструктуры управления качеством продукции на макроэкономическом уровне. В статье предложены пути совершенствования нормативно-правовой базы в области качества продукции, развития консалтинга в сфере управления качеством продукции, совершенствования российских конкурсных программ в области качества и информационно-кадрового обеспечения управления качеством продукции.
Статья является актуальной, так как в настоящее время очевидно, что государство самоустраняется от вопросов, связанных с обеспечением производства высококачественной продукции. Тем не менее мы считаем, что национальное хозяйство не должно стремиться к управлению качеством отечественной продукции исключительно на законах рынка. Самостоятельно бизнес не в состоянии провести необходимые исследования, установить нормативы и обеспечить их совместимость. Наоборот, в том числе, исходя из зарубежной практики экономически развитых стран, государство должно принуждать бизнес к технологическому переустройству предприятий, планомерно выводить из эксплуатации устаревшее оборудование, навязывать бизнесу всё более высокие технологические стандарты эффективности, энергосбережения и эколо-гичности, что в конечном счёт отразится на уровне качества отечественной продукции.
В статье раскрыты пути совершенствования нормативно-правовой базы в области качества продукции, развития консалтинга в сфере управления качеством продукции, совершенствования российских конкурсных программ в области качества и информационно-кадрового обеспечения управления качеством продукции.
Ключевые слова: инфраструктура, управление качеством, информационно-кадровое обеспечение, качество продукции.
В современных условия качество продукции есть фундаментальная, важнейшая и подлежащая всеобщему изучению область знания, которая простирается существенно шире и уходит много глубже, чем информация, содержащаяся в правовых нормативно-технических документах, мотивационно-стимулирующих методиках, а также является областью современной деятельности, имеющей обширную сферу для исследований специалистами широкого круга [6, с. 11]. Проблема качества продукции сегодня - это важный фактор повышения уровня жизни общества, его социальной, экологической и экономической безопасности, так как качество в наши дни является главным критерием в оценке товаров, работ и услуг [5, с. 4].
Основы значительного повышения качества отечественной продукции лежат в совер-
шенствовании инфраструктуры управления качеством продукции на макроэкономическом уровне, к которой в первую очередь относятся: нормативно-правовая база в области качества продукции, консалтинг в сфере управления качеством продукции, российские конкурсные программы в области качества и информационно-кадровое обеспечение управления качеством продукции.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области качества продукции. Сегодня очевидна неэффективность всей деятельности по техническому регулированию в России, следовательно, по мнению автора, Федеральный закон «О техническом регулировании» [2] должен быть либо отменён, либо существенно доработан, так как проекты технических регламентов превращаются в огром-
ные производственные инструкции, которые сковывают инициативу производителей, разработку прогрессивных способов обеспечения безопасности и высококачественной продукции (выполнение таких требований может повлечь за собой существенную и, по сути, неоправданную реорганизацию производства и значительные капитальные вложения) [7; 9; 10; 11].
В случае доработки ФЗ «О техническом регулировании», в первую очередь следует:
- устранить все существующие противоречия данного закона, создать чёткую методическую базу разработки технических регламентов, не противоречащую международным подходам, и, что самое главное, закон должен быть направлен, в том числе, на повышение уровня качества отечественной продукции [12];
- ликвидировать создаваемые настоящим законом преимущества для иностранного бизнеса, получающего возможность обеспечить обращение своей продукции на российском рынке, не выполняя требования российских стандартов, не адаптируя свою технологию и продукцию к российским условиям (можно констатировать, что в том числе из-за этого произошёл значительный рост объёмов импорта продукции, и прежде всего из Китая, а во многих случаях наблюдается существенное снижение качества и безопасности импортной продукции) [13];
- отменить поддерживаемое данным законом прямое применение зарубежных нормативов, что, по нашему мнению, существенно снижает эффективность контроля качества и безопасности продукции и сильно затрудняет проведение государственного надзора, так как ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает возможность применения к одной и той же продукции альтернативных режимов технического регулирования [4].
Следующим важным вопросом, требующим решения, является отечественная система стандартизации. Необходимо в ускоренном режиме принять закон «О стандартизации», который был отменен после вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании». Так как реформа технического регулирования в России проводится в ускоренном формате, учесть все нюансы воздействия реформы технического регулирования на стандартизацию было невозможно [8]. Необходимо, чтобы новый закон «О стандартизации» восполнил имеющиеся пробелы, учёл отрицательные тенденции в
стандартизации, появившиеся при реализации реформы технического регулирования, и реализовал стратегические интересы государства (обеспечение технологического перевооружения, исполнение государственного заказа, обороноспособности, охрану окружающей среды, социальную защиту населения), продвинул инновационные технологии, повысил энергоэффективность экономики [4], что в конечном счёте обеспечило бы производство высококачественной продукции.
Проект закона «О стандартизации» существует, но закон до сих пор не принят. Причём, по мнению экспертов, финансирование стандартизации, при всей своей эффективности, требует в четыре раза меньше средств, чем реализация мер, связанных со вступлением в силу ФЗ «О техническом регулировании», при этом можно было бы полностью обновить необходимый для экономики России фонд стандартов, повысить степень их гармонизации с международными [7]. Сама деятельность по стандартизации должна быть выведена из-под действия закона «О техническом регулировании», так как техническое регулирование и стандартизация - соприкасающиеся, но разные социальные институты (они отличаются между собой по предмету и объекту регулирования)
[4].
Автор считает, что для эффективной реализации всех мероприятий по стандартизации необходим специализированный орган. Ранее таким специализированным органом был ГОССТАНДАРТ России, однако сегодня он преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли РФ, на которое было возложено исполнение функций федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, не имеет опыта и кадров, которые могли бы квалифицированно руководить сложнейшими вопросами нормирования в народном хозяйстве, особенно в отраслях, не относящихся к компетентности министерства (агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт, здравоохранение и др.) [7]. Поэтому на практике имеют место отсутствие координации и осознанной политики в области технического регулирования, бесконечные согласования технических регламентов между различными организациями, сложная
цепочка подготовки и принятия решений, размытая ответственность за конечный результат [7]. Несмотря на то что в подведомственных Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии научно-исследовательских организациях и разветвленной сети территориальных органов сегодня сосредоточены наиболее подготовленные и имеющие большой опыт работы специалисты в области стандартизации, оценки соответствия, государственного надзора и технического регулирования в целом, этой структуре сложно реализовать свой потенциал, так как оно занято решением отдельных, частных задач технического регулирования, находящихся вне системного контекста [4]. Исходя из этого, автор предлагает продумать учреждение профессионального специализированного органа, ответственного за организацию в стране централизованной деятельности по стандартизации, за деятельность в области нормирования и контроля требований к продукции и, соответственно, который бы нёс всю полноту ответственности за конечные результаты перед Правительством РФ.
В рамках ответственности производителей и продавцов продукции, автор предлагает существенное ужесточение действующих штрафов и наказаний. Мы предлагаем десятикратно увеличить действующие штрафы, обозначенные в статьях 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», 14.7 «Обман потребителей» и 14.8 «Нарушение иных прав потребления» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1].
Развитие консалтинга в сфере управления качеством продукции. Автор предлагает
мероприятия, направленные на совершенствование рынка консалтинговых услуг в сфере управления качеством продукции, что значительно повысит уровень качества отечественной продукции. Курировать данную работу должен сектор управленческого консалтинга при Информационно-координационном центре качества. Данный центр является также авторским предложением, материал о котором опубликован в работе [3]. В функции сектора управленческого консалтинга должно входить: разработка содержательных, методических, методологических и организационно-правовых аспектов управленческого консалтинга в сфере управления качеством продукции. Организационная структура сектора управленческого консалтинга представлена на рисунке 1.
Такой сектор должен регулировать и совершенствовать рынок консалтинговых услуг в сфере управления качеством продукции, а именно:
а) аналитический отдел - осуществлять мониторинг отечественных предприятий с целью выявления компаний, имеющих недостаточный уровень качества своей продукции и в зависимости от причин такого положения, принимать соответствующие действия. Если компания производит продукцию недостаточно высокого качества, не заинтересована в его повышении и пренебрегает услугами консалтинговых фирм сферы управления качеством продукции по причине отсутствия конкуренции, то следует решать проблему совместно с Федеральной антимонопольной службой. Если в ходе мониторинга выявлено, что предприятие находится в кризисной ситуации, выпускает низкокачественную продукцию, однако заинтересовано в повышении её качества, но испытывает финансовые и прочие трудности для реализации необходимых мероприятий, следует предусмо-
Рис. 1. Организационная структура сектора управленческого консалтинга
треть проведение конкурсов среди консалтинговых фирм для реализации их услуг в сфере управления качеством продукции таким предприятиям за счёт бюджетных средств;
б) аттестационная комиссия - для позитивного восприятия управленческого консалтинга в сфере управления качеством продукции отечественным бизнесом, должна допускать к деятельности достаточно профессиональные организации, проводить периодическую аттестацию компаний и специалистов, курировать систему профессионального образования страны с целью подготовки кадров с необходимыми для данной сферы компетенциями, формировать и предоставлять рейтинг консалтинговых фирм потенциальным клиентам;
в) методический отдел:
1) распространять информацию среди потенциальных клиентов относительно номенклатуры, необходимости и эффективности для бизнеса услуг консалтинговых фирм сферы управления качеством продукции;
2) чётко регламентировать ответственность консалтинговых фирм, конкретизировать и унифицировать заключаемые контракты, для того чтобы избежать введения клиентов в заблуждение, заключения с ними контрактов на заведомо невыполнимые работы под обещания успехов и продажи уже отработанного, универсального, стандартизированного продукта, не вникая в специфику деятельности организации-заказчика;
3) разработать критерии оценки, систему учёта затрат и механизм обоснования оплаты услуг консалтинговых фирм для того, чтобы предприятия, находящиеся на грани выживания, были способны позволить себе обратиться к услугам консультантов без помощи государства;
4) регулировать содержательные аспекты консалтинговых услуг с целью устранения их одностороннего развития, в основном, в направлении экстренного устранения запущенных проблем, а не их предупреждения, а также учитывать в своих рекомендациях особенности российской экономики и национального менталитета.
Совершенствование российских конкурсных программ в области качества. В целях совершенствования отечественных конкурсов в области качества продукции, автор предлагает сфокусировать внимание на одной конкурсной программе — премии Правительства Российской Федерации в области качества,
имеющей всероссийское значение, с учётом предлагаемых мероприятий по совершенствованию содержания её положения.
Государство, в данном случае в лице Правительства РФ, должно значительно повысить авторитет данной конкурсной программы, в том числе на международном пространстве, активно доносить информацию до потребителей о высоком её значении, широко распространять информацию о победителях данной конкурсной программы за счёт федерального бюджета в средствах массовой информации. В первую очередь, должны быть задействованы наиболее рейтинговые телевизионные каналы и издания периодической печати. Эмблема премии должна быть узнаваема гражданами на территории России и за её пределами и однозначно трактоваться как знак отличия продукции, объективно обладающей высочайшим качеством.
Также Правительство РФ должно предусмотреть дополнительную мотивацию участников конкурсной программы отменой налога на добавленную стоимость:
- в случае получения премии за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, предлагается ввести соответствующие изменения в налоговое законодательство РФ с целью отмены налога на добавленную стоимость такой продукции и услуг в течение трёх лет, включая год участия в конкурсе;
- в случае получения премии за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества предлагается ввести соответствующие изменения в налоговое законодательство РФ с целью отмены налога на добавленную стоимость той продукции и услуг, которые производятся с применением предоставленных на конкурс методов менеджмента качества в течение трёх лет, включая год участия в конкурсе.
При этом необходимо активно информировать необходимость участия организаций в данной конкурсной программе, в первую очередь, с тем, чтобы получить независимую, объективную оценку своей продукции и системы управления качеством, с определением областей, где необходимы первоочередные улучшения. Это позволит руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования.
Информационно-кадровое обеспечение управления качеством продукции. В настоящий момент времени, автор считает актуаль-
ным формирование предложения по информационно-кадровому обеспечению управления качеством продукции отечественных предприятий.
Функции по данному направлению предлагается выполнять сектору информационно-кадрового обеспечения при Информационно-координационном центре качества, организационная структура которого представлена на рисунке 2.
В рамках информационного обеспечения, данный сектор должен накапливать и обрабатывать весь мировой опыт в сфере управленческих и технологических инноваций, практической реализации систем, концепций, инструментов управления качеством продукции и предоставлять эту информацию всем заинтересованным российским организациям, хозяйствующим субъектам, специалистам на безвозмездной основе. Такая информация должна быть накоплена за счёт:
- мониторинга иностранных научных работ;
- изучения образцов импортной продукции;
- посещения сотрудниками данного сектора зарубежных выставок, конференций, предприятий, учебных заведений;
- сотрудничества с зарубежными общественными и правительственными организациями.
С целью кадрового обеспечения деятельности по управлению качеством продукции, предлагается за счёт средств Информационно-координационного центра качества:
- систематически организовывать зарубежные командировки российских специалистов на иностранные предприятия, имеющие наиболее успешный опыт в управлении качеством продукции. Данное мероприятие, в первую очередь, должно распространяться на специ-
алистов предприятий, имеющих потенциал для выпуска перспективной продукции и доказавших своё стремление в повышении существующего уровень качества продукции, а также на учёных ведущих российских вузов и НИИ;
- привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов в сфере управления качеством продукции. Для решения данной задачи, специалисты сектора информационно-кадрового обеспечения должны проводить систематический мониторинг с целью выявления наиболее эффективных иностранных специалистов в сфере управления качеством продукции и готовых на кратко либо долгосрочный период переехать в Россию. Такими специалистами должны обеспечиваться отечественные хозяйствующие субъекты, исходя из их заявок и мониторинга Информационно-координационного центра качества. Мотивировать таких высококвалифицированных зарубежных специалистов предоставлять свои услуги в России должны — денежное вознаграждение и созданные условия проживания;
- оказывать помощь при заключении контрактов о содействии и консультациях в сфере управления качеством продукции между российскими и иностранными субъектами.
Таким образом, совершенствование основных элементов инфраструктуры управления качеством отечественной продукции позволит российским организациям более интенсивно и эффективно повышать уровень качества своих товаров и услуг, создавать результативные внутренние инновационные системы управления качеством продукции [14; 15], что впоследствии приведёт к увеличению валового внутреннего продукта страны и уровня жизни населения.
Рис. 2. Организационная структура сектора информационно-кадрового обеспечения
Литература
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_15. html#p4408. - Дата обращения: 17.08.2012.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/popular/techreg. - Дата обращения: 10.05.2012.
3. Асанов, А. Н. Информационная поддержка производства продукции высокого качества / А. Н. Асанов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 3 (27). - С. 39-46.
4. Воронин, Г. П. Точка зрения: Не вводите в заблуждение Президента России! Техническое регулирование спустя семь лет [Электронный ресурс] / Г. П. Воронин // Официальный сайт сети центров нормативно-технической документации. - URL: http://www.cntd.ru/1000001281.html (дата обращения 15.08.2012).
5. Герасимов, Б. И. Экономический анализ управления финансами для обеспечения качества продукции и услуг / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 80 с.
6. Капырин, В. В. Системы управления качеством / В. В. Капырин, Г. Д. Коренев. - М. : Европейский центр по качеству, 2002. - 324 с.
7. Колмогоров, Г. Д. Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву [Электронный ресурс] / Г. Д. Колмогоров, С. Ф. Безверхий, Г. П. Воронин // Официальный портал Всероссийской организации качества. - URL: http://mirq.ucoz.ru/news/otkrytoe_pismo_prezidentu_ rossijskoj_federacii_da_medvedevu/2009-12-02-450. Дата обращения: 16.08.2012.
8. Мешковский, А. Новый закон о техническом регулировании [Электронный ресурс] // Медико-фармацевтическая служба. - URL: http://www.webapteka.ru/expert_tech/pub28. - Дата обращения: 10.05.2012.
9. О ходе разработки и принятия технических регламентов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». - URL: http://www.garant.ru/ action/roundtable/10214. - Дата обращения: 25.08.2013.
10. Полякова, Л. В. О техническом регулировании [Электронный ресурс] / Л. В. Полякова // Гальванотехника. - URL: http://www.galvanicrus.ru/ techreg/about.php. - Дата обращения : 10.05.2012.
11. Понятие и принципы технического регулирования [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы Государственной Думы. - URL: http://iam.duma.gov.ru/ node/2/4855/19211 - Дата обращения: 25.08.2013.
12. Розенталь, О. М. Готовимся выполнять требования технических регламентов [Электронный ресурс] / О. М. Розенталь // Стандарты и качество. - URL: http://ria-stk.ru/mos/adetail. php?ID=8081. - Дата обращения: 25.08.2013.
13. Элькин, Г. И. О реформе технического регулирования в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Г. И. Элькин. - URL: http://www.cntd.ru/ assets/files/presentation/elkin_doklad.doc. -Дата обращения: 10.05.2012.
14. Birkinshaw, J. How Management Innovation Happens / J. Birkinshaw // MIT Sloan Management Review. - 2006. - No. 4. - Р. 81-88.
15. Hamel, G. The Why, What and How of Management Innovation / G. Hamel // Harvard Business Review. - 2006. - No. 2. - Р. 72-84.
References
1. Rf Law on administrative violations [Kodeks RF ob administrativnykh pravonarusheniyakh (KoAP RF) ot 30.12.2001 № 195-FZ] // KonsultantPlyus. -URL: http://www.consultant.ru/popular/ koap/13_15.html#p4408. - Data obrashcheniya: 17.08.2012.
2. Federal law on technical control of 27.12.2002 № 184-FZ [Federalnyy zakon "O tekhnicheskom regulirovanii" ot 27.12.2002 № 184-FZ] // Konsultant plyus. - URL: http://www.consultant.ru/popular/ techreg. - Data obrashcheniya: 10.05.2012.
3. Asanov, A. N. Information Support for high-quality products [Informatsionnaya podderzhka proi-zvodstva produktsii vysokogo kachestva] / A. N. Asanov // Aktualnyye problemy ekonomiki i prava. - 2013. - № 3 (27). - S. 39-46.
4. Voronin, G. P. Viewpoint: Don't Misinform the President of Russia! Technical control seven years later. [Tochka zreniya: Ne vvodite v zabluzhdeniye Prezidenta Rossii! Tekhnicheskoye regulirovaniye spustya sem let] / G. P. Voronin // Ofitsialnyy sayt se-ti tsentrov normativno-tekhnicheskoy dokumentat-sii. - URL: http://www.cntd.ru/1000001281.html - Data obrashcheniya: 15.08.2012.
5. Gerasimov, B. I. Economic Analysis of Finance Control to Provide High-quality Products and Services [Ekonomicheskiy analiz upravleniya finansami dlya obespecheniya kachestva produktsii i us-lug] / B. I. Gerasimov, A. Yu. Sizikin. - Tambov : Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2004. - 80 s.
6. Kapyrin, V. V. Quality Management System [Sistemy upravleniya kachestvom] / V. V. Kapyrin, G. D. Korenev. - M. : «Evropeyskiy tsentr po kachestvu», 2002. - 324 s.
7. Kolmogorov, G. D. Open Letter to President D. Medvedev [Otkrytoye pismo Prezidentu Rossi-yskoy Federa-tsii D.A. Medvedevu] / G. D. Kolmogorov, S. F. Bezverkhiy, G. P. Voronin // Ofitsialnyy portal Vserossiyskoy organizatsii kachestva. - URL: http://mirq.ucoz.ru/news/otkrytoe_pismo_prezi-dentu_rossijskoj_federacii_da_medvedevu/2009-12-02-450. - Data obrashcheniya: 16.08.2012.
8. Meshkovskiy, A. New Law about Technical Control [Novyy zakon o tekhnicheskom reguliro-vanii] / A. Meshkovskiy // Mediko-farmatsevticheskaya sluzhba. - URL: http://www.webapteka.ru/ expert_tech/pub28. - Data obrashcheniya: 10.05.2012.
9. On development and acknowledgment of new technical regulations in RF [O khode razrabotki i prinyatiya tekhnicheskikh reglamentov v Rossiyskoy Federatsii] // Informatsionno-pravovoy portal «GARANT». - URL: http://www.garant.ru/action/roundtable/10214. - Data obrashcheniya: 25.08.2013.
10. Polyakova L.V. On Technical control [O tekhnicheskom regulirovanii] / L. V. Polyakova // Gal-vanotekhnika. - URL: http://www.galvanicrus.ru/ techreg/about.php - Data obrashcheniya: 10.05.2012.
11. Technical control and its Principles [Ponyatiye i printsipy tekhnicheskogo regulirovaniya] // Informatsion-no-analiticheskiye materialy Gosudarstvennoy Dumy. - URL: http://iam.duma.gov.ru/ node/2/4855/19211 - Data obrashcheniya: 25.08.2013.
12. Rozental, O. M. Get Ready to follow Technical Regulations [ Gotovimsya vypolnyat trebovaniya tekhnicheskikh reg-lamentov] / O. M. Rozental // Standarty i kachestvo. - URL: http://ria-stk.ru/mos/ adetail.php?ID=8081 - Data obrashcheniya: 25.08.2013.
13. Elkin, G. I. On Reforming Technical Control in RF [O reforme tekhnicheskogo regulirovaniya v Rossiyskoy Federatsii.] / G. I. Elkin. - URL: http://www.cntd.ru/ assets/files/presentation/elkin_doklad. doc - Data obrashcheniya: 10.05.2012.
14. Birkinshaw, J. How Management Innovation Happens / J. Birkinshaw // MIT Sloan Management Review. - 2006. - No. 4. - P. 81-88.
15. Hamel, G. The Why, What and How of Management Innovation / G. Hamel // Harvard Business Review. - 2006. - No. 4. - P. 72-84.