КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 2 • февраль 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
консалтинговое сопровождение предпринимательства: концептуальные основы
Дроздов И. Н. 1
1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Изложены результаты изучения концептуальных основ консалтингового сопровождения предпринимательства. Анализируется взаимосвязь становления новых научных теорий в сфере экономики и управления с развитием и продвижением консалтинговых услуг для предпринимательства. Рассмотрены факторы сдерживания в области взаимодействия предпринимателей с бизнес-консультантами. Описаны научные теории и концепции, позволяющие представителям консалтинга успешно повышать конкурентоспособность коммерческих структур. Обозначена значимость опоры управленческих консультантов на теоретические концепции, позволяющие обосновывать целесообразность привлечения их услуг представителями предпринимательской деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, консалтинг, бизнес-консультант, концепция.
Consulting support of entrepreneurship: conceptual framework
Drozdov I. N. 1
1 Far Eastern Federal University, Russia
введение
Отправной точкой активного продвижения консалтинга в сфере предпринимательства можно считать появление в начале двадцатого столетия «теории научного управления» [1] (Agaeva, 2011). Становление и развитие «теории научного управления» во многом является заслугой Ф. Тейлора, Ф. Гилбретта, Л. Гилбретт, Г.Л. Гантта, Х. Мюнстерберга, Г. Эмерсона и А.Д. Литтла и др., чья деятельность была сфокусирована в области научной организации труда и эффективного производства [7, 11, 25] (Rottger, Ртеш$е, 2013). Появление данной научной концепции позволило представителям бизнеса ликвидировать катастрофическую нехватку новых знаний и навыков в условиях, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подходы к построению производственных процессов, системы управления и структуры организации.
Благодаря данной научной концепции предприниматели чётко осознали ценность в своевременном привлечении независимых бизнес-консультантов для квалифицированного внедрения передовых инновационных решений в практику управления. Те предпринимательские организации, которые сумели выстроить плодотворное сотрудничество с бизнес-консультантами, не только успешно перестроились с учётом новых рыночных условий, но и существенно повысили собственную конкурентоспособность.
Успехи консалтингового сопровождения предпринимательства в рамках теории научного управления привели к расширению интереса к самым различным аспектам построения и оптимизации бизнеса, а также к активному становлению и развитию новых областей консультирования в самых различных областях профессиональной деятельности: финансовое управление, общее управление и администрирование, маркетинг, информационные технологии, оценочная деятельность, управление персоналом и др. [1, 10] (Agaeva, 2011; Prigodich, 2016). В настоящее время консалтинг - это целая отрасль интеллектуальных услуг, предоставляемых высокопрофессиональными консультантами (агентами изменений или экономическими агентами) организациям или отдельным лицам, которые заинтересованы в повышении уровня успешности при достижении значимых целей [3, 1S] (Bogdanov, Agafonova, Polovinkin, 2016; Chabrova, Drozdov, 2016).
Таким образом, привлекательность консалтинговых услуг во многом базируется на появлении и активном продвижении каких-либо теоретических концепций (экономических, управленческих, поведенческих и др.), которые позволяют не только понять значимость каких-то инновационных идей и моделей, но и осознать важность и цен-
ABSTRACT:_
We present the results of the study of conceptual framework for consulting support of business. We analyze the relationship between the formation of new scientific theories in the sphere of economics and management and the development and promotion of consulting services for entrepreneurship. We consider deterrence factors in the field of interaction of entrepreneurs with business consultants. We describe scientific theories and concepts that allow the representatives of consulting to successfully improve the competitiveness of commercial structures. We define the importance of the support of management consultants for theoretical concepts that allow to justify the expediency of attracting their services by representatives of entrepreneurial activity.
KEYWORDS: business, consulting, business consultant, concept
JEL Classification: M20, M21, M29 received: 08.02.2018 / published: 28.02.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Drozdov I. N. ([email protected])
CITATION:_
Drozdov I. N. (2018) Konsaltingovoe soprovozhdenie predprinimatelstva: kontseptualnye osnovy [Consulting support of entrepreneurship: conceptual framework]. Kreativnaya ekonomika. 12. (2). - 195206. doi: 10.18334/ce.12.2.38848
ность привлечения высокопрофессиональных экспертов для оказания содействия в их внедрении. Такие концепции призваны обосновывать то, что выгода от привлечения предпринимателями квалифицированных бизнес-консультантов перевешивает затраты на взаимодействие с ними [17, 21] (Кат1апа, Knightb, ийтуа, 2015; ЯеШеп, тЫоуа, 2010).
Необходимо отметить, что характер консультирования заключается в том, что услуги предоставляются кому-то, у кого есть выбор (предприниматели могут ими как воспользоваться, так и не воспользоваться). Предприниматели, особенно из сферы малого и среднего бизнеса, зачастую достаточно сдержаны в вопросах привлечения бизнес-консультантов для оказания содействия в решении тех или иных экономических или управленческих вопросов [15]. Это во многом обусловлено стремлением не тратиться, так как вполне объективно, что цена качественных консалтинговых услуг достаточно высока. Это является существенным субъективным барьером, особенно для владельцев небольших бизнес-организаций как потенциальных пользователей консалтинговых услуг (в отличие от крупных компаний, которые обычно не экономят на объёме консалтинговых услуг) [8, 9] (Mishurova, КкасЫкуап, ЬоЬакЫпа, 2010; Ыотог, Втохйоу, 2015).
Предприниматели с готовностью обращаются к консультантам, когда они чётко осознают, что не имеют соответствующих профессиональных компетенций, а также уверены в экономической целесообразности и продуктивности привлекаемых консалтинговых услуг. Поэтому представителям консалтинга важно не только высокопрофессионально осуществлять экспертную деятельность, но эффектно позиционировать её в глазах предпринимателей, опираясь на современные научные подходы.
Очевидно, что базовый принцип позиционирования и продвижения консалтинговых услуг обусловлен использованием строгого систематического и концептуального подхода [20]. Вместе с тем анализ публикаций, посвящённых консалтинговому сопровождению предпринимательства, позволил установить, что основное их содержание сосредоточено в следующих вопросах: стандартизация процедур и методов консалтинга, качественная реализация этапов и алгоритмов реализации консалтинговых проектов, культура и этика построения отношений в системе субъектных отношений «консультант - клиент», требования к профессионально значимым компетенциям консультанта и т.д.
ОБ АВТОРЕ:_
Дроздов Игорь Николаевич, доцент кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента, кандидат психологических наук, доцент (stat.abc0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дроздов И. Н. Консалтинговое сопровождение предпринимательства: концептуальные основы // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 2. - С. 195-206. сЫ: 10.18334/се.12.2.38848
Установлено, что не очень широко представлены публикации, сфокусированные в таком актуальном аспекте, как обоснование консалтингового сопровождения предпринимательства в контексте современных научных теорий. Обозначенная проблематика подтолкнула нас к рассмотрению теоретических концепций (экономических и управленческих), позволяющих бизнес-консультантам не только научно обосновать, но и качественно позиционировать практическую и экономическую целесообразность их услуг для предпринимателей.
результаты исследования
Анализ исследований в рамках обозначенной тематики позволил выявить значимые научные концепции, на которых базируют свои действия бизнес-консультанты, чтобы аргументировано обозначить ценность привлечения консалтинговых услуг в процессе внедрения передовых инновационных решений в практику управления бизнесом: «теория ресурсной зависимости», концепция «основной компетенции», «теория ограничений», «теория трансакционных издержек», «теория предельной полезности».
D. Pfeffer и G. Salancik, как разработчики основных положений «теории ресурсной зависимости» («resource dependence theory», RDT), обосновывают причинно-следственную взаимосвязь качественного использования внешних ресурсов организации с её успешностью в конкурентной среде [6, 23, 26] (Ermolin, 2010; Pfeffer, Salancik, 1978; Salancik, 1979). Согласно данной теории, важным условием стратегического и тактического управления любой организацией является привлечение уникальных и ценных ресурсов, так как это позволяет эффективно снижать уровень неопределенности и усиливать открывающиеся возможности [2] (Bisenova, 2013).
Для любой, в том числе предпринимательской, организации источниками ценных внешних ресурсов являются другие организации. Соответственно, ресурсами, которые необходимые одной организации, зачастую распоряжаются другие организации. Организации не могут воспроизводить полностью все необходимые ей ресурсы и оставаться самодостаточными. Поэтому они привлекают необходимые ресурсы из внешней среды - у других организаций: рабочую силу, капитал, сырьё, технологии, информацию и пр. [18] (Davis, Cobb, 2010).
Предприниматели постоянно сталкиваются с проблемой неопределенности и риска при определении возможностей и подходов к использованию тех или иных ресурсов. В данной ситуации привлечение бизнес-консультантов позволяет повысить качество управленческих решений и обеспечить эффективность достижения значимых бизнес-целей [4] (Volovikov, 2011). Сотрудничество предпринимателя с консалтинговыми организациями и независимыми управленческими консультантами (вид внешнего интеллектуального ресурса) зачастую обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество и успешность бизнес-организации.
Необходимо отметить, что привлечение предпринимателями консалтинговых услуг должно быть основано на экономической выгоде и учитывать расходы на данные
услуги [21] (Reihlen, Nikolova, 2010). На первый взгляд, консалтинг является затратным ресурсом. Вместе с тем затраты на консалтинговые услуги позволяет существенно снижать трансакционные издержки компании путем обоснованной концентрации усилий на приоритетных (ключевых) направлениях организационных изменений.
Вышеуказанную теорию дополняет концепция «основной компетенции» («core competencies») С. K. Prahalad и G. Hame [24] (Prahalad, Hamel, 1990). Понятие «основная компетенция» можно определить как гармонизированное сочетание нескольких ресурсов и навыков, которые отличают фирму на рынке и, следовательно, являются основой конкурентоспособности компаний. M. Szczerba считает, что консультантов можно рассматривать как ученых мирового бизнеса: они наблюдают, анализируют свои результаты исследований в контексте теории и делают выводы [27]. Она выделяет теоретическую концепцию «основных компетенций» как одну из наиболее используемых концепций консалтинга.
Ключевой идеей концепции является то, что каждый бизнес имеет «основную компетенцию», что является ключевым фактором, с которым он или его сотрудники работают. Он должен соответствовать трем ключевым критериям: имитировать конкурентов, вносить вклад в ценность продукта или услуги для клиентов, можно многократно использовать для многих продуктов и рынков.
«Ключевая компетенция» может принимать различные формы, например, технические ноу-хау, хорошее покрытие рынка, отношения с клиентами или культурные факторы, такие как лояльность сотрудников или хорошее управление человеческими ресурсами. «Ключевая компетенция» обеспечивает бизнес конкурентным преимуществом, и, согласно теории, позволяет любому бизнесу успешно развиваться и защищаться. Бизнес-консультанты могут помочь предпринимателям сосредоточиться на своих ключевых компетенциях, динамично нарастить конкурентные преимущества и извлечь из этого дополнительные выгоды.
В консалтинге также активно применяется «теория ограничений» («theory of constraints», ТОС), автором которой является E. M. Goldratt [28]. «Теория ограничений» позволяет консультантам обосновать организационные изменения, позволяющие организациям стабильно достигать своих целей. Основной концептуальной основой «теории ограничений» является то, что каждая организация должна иметь по крайней мере одно ограничение. Ограничением является любой фактор, который сдерживает организацию от получения всего того, к чему она стремится (как правило, ограничивается прибыль).
Согласно концепции ТОС, необходимо фокусироваться на ограничениях как узких местах бизнес-процессов и организации производства. Теория ограничений определяет набор инструментов, которые могут использовать экономические агенты (в качестве которых могут выступать консультанты) для управления ограничениями, тем самым увеличивая прибыль коммерческой организации.
Концепция TOC определяет постулат для управленческой системы: «цепь настолько же сильна, как и её самое слабое звено» [28]: E. M. Goldratt определяет процесс из пяти шагов, позволяющих агенту изменений (например, бизнес-консультанту) нейтрализовать (усиливать) «слабое звено» управления:
• определить часть системы, которая составляет самое слабое звено;
• определить как можно больше возможностей из ограничительного компонента, избегая дорогостоящих изменений или обновлений;
• компонент системы, избавленный от ограничений, должен быть отрегулирован на осуществление процесса с максимальной эффективностью;
• принять любые необходимые меры для устранения ограничений (этот шаг осуществляется только в том случае, если предыдущие два шага не были успешными);
• возврат к первому шагу [28].
Поскольку в центре внимания агентов изменений должны быть только ограничения, внедрение концепции ТОС позволяет привести к существенному улучшению в самые краткие сроки (в течение двух - трех месяцев) без использования большого количества ресурсов. E. M. Goldratt указывает, что большинство организаций имеют очень мало истинных ограничений и определить их очень трудно, поэтому услуга профессиональных экспертов по выявлению узких мест организации просто незаменима [28].
В свою очередь, S. Canback считает, что строго и последовательно обосновать не только ценность, но и само существование управленческого консалтинга позволяет «теория трансакционных издержек» («transaction cost theory»), разработчиками основных положений которой являются R. Coase и O. Williamson [16] (Canback, 1998).
«Теория трансакционных издержек» постулирует то, что любые действия в экономическом контексте влекут за собой затраты, которые являются предпосылками её реализации [13, 16] (Canback, 1998). Таким образом, определенные транзакции, происходящие в рыночных условиях, могут генерировать очень значительные транзакци-онные издержки. Понятие «трансакционные издержки» получило множество трактовок. Зачастую трансакционные издержки определяются как затраты, относящиеся не к производству продукции и оказанию услуг непосредственно (расходы на материалы, сырье, средства связи, заработную плату, транспорт и т.д.), а к сопутствующей производственной деятельности, связанной с расходами на сбор и поиск разнообразной информации, необходимой для деятельности, а также на формализацию процесса принятия и внедрения управленческих решений [3] (Bogdanov, Agafonova, Polovinkin, 2016). В этой связи экономическим агентам (консультантам) необходимо искать альтернативные институциональные механизмы для минимизации этих затрат.
«Теория трансакционных издержек» позволяет рассмотреть консалтинг как источник снижения всевозможных затрат, которые бывают следующих типов [3] (Bogdanov, Agafonova, Polovinkin, 2016):
1. Затраты на поиск важной информации в области экономических и правовых вопросов, подходов к увеличению объемов прибыли, продаж, совершенствования маркетинговых стратегий, построения бизнес-моделей и оптимизации других сторон предпринимательской деятельности. Соответственно, чем сильнее развита рыночная конкуренция, тем более востребованными являются консалтинговые услуги.
2. Затраты в области защиты прав собственности, в том числе и от противоправных действий в отношении собственности. Эти задачи обеспечивают услуги консалтинга, ориентированные на предоставление защиты собственности от противозаконных сделок, а также на сохранение устойчивого производства и стабильности в предоставлении услуг.
3. Затраты, связанные с оценкой качества продукции, технологий, работы персонала, полностью обеспечиваемые современными инструментами консалтинга.
4. Затраты на преобразования бизнеса. В данном случае обосновано привлечение консультантов, специализирующихся в вопросах изменений, слияний, поглощений, раздела бизнеса.
5. Затраты, связанные с неисполнением обязательств и деструктивных действий персонала и контрагентов фирмы. Данные задачи могут эффективно решать консультанты, предоставляющие юридические, кадровые и другие специальные услуги.
Таким образом, консалтинг снижает трансакционные издержки предпринимательской организации. Необходимо отметить, что решение нанять консультанта должно быть основано на экономической выгоде, учитывающей расходы на предоставляемые услуги [21] (Reihlen, Nikolova, 2010).
В данном случае важно принять во внимание отдельные положения «теории предельной полезности» («theory of marginal utility»), основы которой были заложены A. Marshall, C. Menger, H. Gossen и W. Jevons [22].
«Теория предельной полезности» направлена на определение закономерностей поведения потребителей в контексте динамики формирования и изменения спроса на услуги [12]. Согласно данной теории, товар приобретается покупателями только в том случае, если он обладает определенными полезными свойствами. В данном случае под полезностью понимается в том числе и субъективное удовлетворение, которое получает потребитель от потребляемого блага. Главная идея авторов «теории предельной полезности» состоит в том, что ценность блага для потребителей определяется не издержками, а тем полезным эффектом, который они могут получить от блага. Они также обосновали, что ценность блага зависит от его редкости [12].
Консалтинговые услуги в рамках данной теории могут рассматриваться как источник максимизации предполагаемой выгоды для организации. Согласно «теории предельной полезности», организация будет использовать соответствующий возникшим проблемам редкий или ценный ресурс (рекомендации консультанта) до тех пор, пока предполагаемая предельная выгода от использования этого ресурса (рекомендаций консультантов) будет превышать затраты, связанные с осуществлением консультационного процесса. С одной
стороны, практически все сферы деятельности предпринимателей подлежат управленческому консультированию и его применение зачастую позволяет добиться высоких экономических и социальных эффектов [5] (Glebova, 2012). С другой стороны, консультантам необходимо учитывать особенности восприятия потенциальных клиентов и формировать их субъективную удовлетворенность уже на этапе позиционирования услуг.
Заключение
1. В экономике существует принцип оптимальности потребительского поведения, согласно которому субъект, приобретая какой-то продукт или услугу, стремится не только с пользой распределить свой доход, но обрести субъективно окрашенную удовлетворённость по результатам приобретения того или иного товара или услуг (в контексте его доходов). Поэтому это подтверждает значимость опоры бизнес-консультантов на теоретические концепции, позволяющие обосновать целесообразность привлечения их услуг представителями предпринимательской деятельности.
2. Представленный список теорий, способствующих обоснованию целесообразности привлечения консалтинга предпринимательскими структурами, не является исчерпывающим. Существует множество других теорий, представляющий интерес в рамках обозначенной проблематики, и их дальнейшее изучение является важным условием для более глубокого понимания концептуальных основ консалтингового сопровождения предпринимательства.
Вместе с тем, если бизнес-консультанты будут принимать во внимание и активно использовать в процессе построения взаимодействия с клиентами рассмотренные в рамках данного исследования концепции и теории, это позволит им более продуктивно выстраивать долгосрочное взаимодействие с предпринимателями как заказчиками консалтинговых услуг.
3. В качестве яркой иллюстрации основных положений, представленных в данной статье, можно привести пример позиционирования успешной консалтинговой организации Goldratt India: «Мы консалтинговая компания, которая сотрудничает с клиентами для достижения устойчивого улучшения их прибыли. Мы добиваемся результатов в течение недель, а не месяцев, посредством применения «теории ограничений» доктора Элайхау М. Голдратта» [19].
ИСТОЧНИКИ:
1. Агаева А.Н. Управленческое консультирование в системе потребительской коопера-
ции. / дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Белгород, 2011. - 215 с.
2. Бисенова С.В. Использование опыта зарубежного консалтинга в национальной ин-
новационной системе РФ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 2. - с. 51-61.
3. Богданов И.К., Агафонова М.С., Половинкин И.С. Консалтинг как институт сов-
ременной экономики и его влияние на развитие среднего и малого бизнеса //
Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - с. 72.
креативная экономика № 22018 (февраль)
203
4. Воловиков Б.П. Стратегический консалтинг предприятия с применением метода
анализа иерархий // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № S. - c. 4б.
5. Глебова Н.М. Маркетинговые исследования рынка консалтинговых услуг. / дис. ...
канд. экон. наук : 0S.00.0S. - Новосибирск, 2012. - 17S c.
6. Ермолин И.В. Advocacy coalitions and resource dependency theory // Полис. Политические исследования. - 2010. - № 1. - p. 102-107.
7. Каграмонова О. История возникновения и развития консалтинга. Международная
консалтинговая компания ЮНИКОНС. [Электронный ресурс]. URL:http:// uniconsphr.ru/ru/node/131. S. Мишурова И.В., Хачикьян Г.Н., Лобахина Н.А. Внедрение и внешние механизмы создания новых предпринимательских структур. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2010. - 124-12б c.
9. Мороз Ю.С., Дроздов И.Н. Принципы эффективности консалтингового предприни-
мательства // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 201S. - № 3 (7S). - c. 72-S0.
10. Пригодич Е.А. Классификация управленческого консалтинга по степени комплексности рисков организации // Living Economics: Yesterday, Today,Tomorrow Fribourg, 23-24 мая 201б г. 201б. - p. 41-47.
11. Теория научного управления Ф. Тейлора. Студопедия - лекционный материал для студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.su/6_12354_teoriya-nauchnogo-upravleniya-f-teylora.html.
12. Теория предельной полезности. Studfiles. [Электронный ресурс]. URL: https:// studfiles.net/preview/1666643/page:23/.
13. Трансакционные издержки. Экономический портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/transakcionnye-izderzhki.html.
14. Царёв В.Е., Вершина Д.А., Дроздов И.Н. Управленческий консалтинг как средство эффективного развития малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-1 (69-1). - c. 943-947.
15. Чаброва С.Ю., Дроздов И.Н. Особенности консалтинговой поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. -2016. - № 12-4 (77-4). - c. S0S-S09.
16. Canbäck S. Transaction cost theory and management consulting: why do management consultants exist? // Henley Management College. - 199S. - p. S6.
17. Karlana D., Knightb R., Udrya C. Consulting and capital experiments with microenterprisetailors in Ghana // Journal of Economic Behavior & Organization. -201S. - № 11S. - p. 2S1-302.
1S. Davis G.F., Cobb, J.A. Resource Dependence Theory: Past and Future // Stanford's Organization Theory Renaissance 1970-2000. Bingley: Emerald Group. - 2010. - p. 2142.
19. Goldratt India. Goldratt India. [Электронный ресурс]. URL: http://www.goldrattindia. com/about.html.
20. Hanulákova E., Daño F. Entrepreneurship and Consulting. InTechOpen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.intechopen.com/books/entrepreneurship-development-tendencies-and-empirical-approach/entrepreneurship-and-consulting.
21. Reihlen M., Nikolova N. Knowledge production in consulting teams // Scandinavian Journal of Management. - 2010. - № 26. - p. 279-289.
22. Kumar M.J. Marginal Productivity Theory of Distribution. Economics discussion. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicsdiscussion.net/theory-of-distribution/marginal-productivity-theory-of-distribution-2/7406.
23. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. - New York, NY, Harper and Row, 1978.
24. Prahalad C.K, Hamel G. The core competence of the corporation Archived 2014-07-14 at the Wayback Machine // Harvard Business Review. - 1990. - № 68. - p. 79-91.
25. R5ttger U., Preusse J. R5ttger U., Preusse J // International Journal of Strategic Communication. - 2013. - № 7 (2). - p. 99-117.
26. Salancik G.R. Interorganizational Dependence and Responsiveness to Affirmative Action: The Case of Women and Defense Contractors // Academy of Management Journal. -1979. - № 22 (2). - p. 375-394.
27. Szczerba M Four key consulting concepts. Consulting on The Gateway. [Электронный ресурс]. URL: http://thegatewayonline.com/consulting/introducing-consulting/four-key-consulting-concepts.
28. What is Theory of Constraints - TOC?. Vector consulting group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.https://www.vectorconsulting.in/what-is-theory-of-constraints/.in/ what-is-theory-of-constraints/.
references:
Agaeva A.N. (2011). Upravlencheskoe konsultirovanie v sisteme potrebitelskoy kooperatsii [Management consulting in the system of consumer cooperation] Belgorod. (in Russian). Bisenova S.V. (2013). Ispolzovanie opyta zarubezhnogo konsaltinga v natsionalnoy innovatsionnoy sisteme RF[Application the experience of foreign consulting in the national innovation system of the Russian Federation]. Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. (2). 51-61. (in Russian). Bogdanov I.K., Agafonova M.S., Polovinkin I.S. (2016). Konsalting kak institut sovremennoy ekonomiki i ego vliyanie na razvitie srednego i malogo biznesa [Consulting as an institution of modern economy and its impact on the development of medium and small-sized business]. International Student Scientific Bulletin. (2). 72. (in Russian).
Canback S. (1998). Transaction cost theory and management consulting: why do management consultants exist? Henley Management College. 56.
Chabrova S.Yu., Drozdov I.N. (2016). Osobennosti konsaltingovoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [Features of consulting support of small and medium-sized entrepreneurship in Russia]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-4 (77-4)). 505-509. (in Russian).
Davis G.F., Cobb, J.A. (2010). Resource Dependence Theory: Past and Future Stanford's Organization Theory Renaissance 1970-2000. Bingley: Emerald Group. 21-42.
Ermolin I.V. (2010). Advocacy coalitions and resource dependency theory Полис. Политические исследования. (1). 102-107.
Glebova N.M. (2012). Marketingovye issledovaniya rynka konsaltingovyh uslug [Marketing research of the market of consulting services] (in Russian).
Goldratt IndiaGoldratt India. Retrieved from http://www.goldrattindia.com/about. html
Hanulákova E., Daño F. Entrepreneurship and ConsultingInTechOpen. Retrieved from https://www.intechopen.com/books/entrepreneurship-development-tendencies-and-empirical-approach/entrepreneurship-and-consulting
Karlana D., Knightb R., Udrya C. (2015). Consulting and capital experiments with microenterprisetailors in Ghana Journal of Economic Behavior & Organization. (118). 281-302.
Kumar M.J. Marginal Productivity Theory of DistributionEconomics discussion. Retrieved from http://www.economicsdiscussion.net/theory-of-distribution/ marginal-productivity-theory-of-distribution-2/7406
Mishurova I.V., Khachikyan G.N., Lobakhina N.A. (2010). Vnedrenie i vneshnie mekhanizmy sozdaniya novyh predprinimatelskikh struktur [The introduction and external mechanisms for the creation of new business structures] (in Russian).
Moroz Yu.S., Drozdov I.N. (2015). Printsipy effektivnosti konsaltingovogo predprinimatelstva [Efficiency principles of consulting entrepreneurship]. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (3 (75)). 72-80. (in Russian).
Pfeffer J., Salancik G.R. (1978). The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective
Prahalad C.K, Hamel G. (1990). The core competence of the corporation Archived 2014-07-14 at the Wayback Machine Harvard Business Review. (68). 79-91.
Reihlen M., Nikolova N. (2010). Knowledge production in consulting teams Scandinavian Journal of Management. (26). 279-289.
Rottger U., Preusse J. (2013). Rottger U., Preusse J International Journal of Strategic Communication. (7 (2)). 99-117.
Salancik G.R. (1979). Interorganizational Dependence and Responsiveness to Affirmative Action: The Case of Women and Defense Contractors Academy of Management Journal. (22 (2)). 375-394.
Szczerba M Four key consulting conceptsConsulting on The Gateway. Retrieved from http://thegatewayonline.com/consulting/introducing-consulting/four-key-consulting-concepts
Tsaryov V.E., Vershina D.A., Drozdov I.N. (2016). Upravlencheskiy konsalting kak sredstvo effektivnogo razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [Management consulting as a means for effective development of small and medium-sized enterprises]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1 (69-1)). 943-947. (in Russian).
Volovikov B.P. (2011). Strategicheskiy konsalting predpriyatiya s primeneniem metoda analiza ierarkhiy[Strategic consulting based on method of hierarchical analysis]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (5). 46. (in Russian).
What is Theory of Constraints - TOC?Vector consulting group. Retrieved from https:// www.https://www.vectorconsulting.in/what-is-theory-of-constraints/.in/what-is-theory-of-constraints/