Научная статья на тему 'Разработка модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики'

Разработка модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КЛАСТЕР / REGION / EMPLOYERS' FACILITY PARTICIPATION IN STAFF TRAINING / INNOVATIVE ECONOMY / STAFF POLICY / STRATEGIC PARTNERSHIP / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / RE-INDUSTRIALIZATION / LABOUR MARKET / EDUCATIONAL INSTITUTION / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменских Надежда Алексеевна

В статье представлен проект модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики Московской области. Механизм стимулирования участия работодателей в подготовке кадров базируется на положениях консолидации ресурсов государства, бизнеса и образовательных организаций. Представлена визуализация и декомпозиция модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров. В рамках организационно-инфраструктурного элемента механизма предусмотрено создание координирующего органа, который будет осуществлять совершенствование региональной кадровой политики, её нормативной базы, направленной на интеграцию отраслевых министерств, организаций профессионального образования и обучения, рынка труда в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Московской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При разработке механизма проведен обзор нормативно-правовой базы по вопросам создания общественно-государственного Совета по кадровой политике и трудовым ресурсам при Правительстве Московской области. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам по реализации программ региональных механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке кадров, а также формам и методам реализации нормативно-правовых актов, методическому, интерактивному, мониторинговому обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каменских Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development model of regional mechanism of employers’ facility participation in staff training for innovative economy

The article presents a model project of regional mechanism of employers’ facility participation in staff training for innovative economy of Moscow region. The Mechanism of employers’ facility participation in staff training is based on consolidation of the government, business and educational institutions resources. Here visualization and decomposition model of regional mechanism of employers’ facility participation in staff training are presented. Within the organizational and infrastructural element of the mechanism the establishment of a coordinating body is presupposed. It will improve the regional staff policy, its regulatory basis aimed at integrating of sectoral ministries, vocational education and training organizations, the labour market in accordance with the strategic priorities of socio-economic development of Moscow region for the medium and long term prospect. During the mechanism development the reviewing of legal basis on the issues of a public Council on staff policies and labor resources under the Moscow region Government is conducted. Special attention is given to legal acts on the programs implementation of regional mechanisms of employers’ facility participation in staff training, as well as forms and methods of legal acts implementation on methodical, interactive, monitoring software and the presentation of the regulatory basis for the establishment of the public-state Council on staff policy and labor resources.

Текст научной работы на тему «Разработка модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/125EVN315.pdf DOI: 10.15862/125EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/125EVN315)

УДК 334.02

Каменских Надежда Алексеевна

ГОУ ВО МО «Московский государственный областной гуманитарный институт»

Россия, Орехово-Зуево1 Заведующий кафедрой «Экономики, управления и бизнеса»

Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=703280

Разработка модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики

1 142611, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Зеленая, дом 22

Аннотация. В статье представлен проект модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики Московской области. Механизм стимулирования участия работодателей в подготовке кадров базируется на положениях консолидации ресурсов государства, бизнеса и образовательных организаций. Представлена визуализация и декомпозиция модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров.

В рамках организационно-инфраструктурного элемента механизма предусмотрено создание координирующего органа, который будет осуществлять совершенствование региональной кадровой политики, её нормативной базы, направленной на интеграцию отраслевых министерств, организаций профессионального образования и обучения, рынка труда в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Московской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

При разработке механизма проведен обзор нормативно-правовой базы по вопросам создания общественно-государственного Совета по кадровой политике и трудовым ресурсам при Правительстве Московской области. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам по реализации программ региональных механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке кадров, а также формам и методам реализации нормативно-правовых актов, методическому, интерактивному, мониторинговому обеспечению.

Ключевые слова: регион; стимулирование участия работодателей в подготовке кадров; инновационная экономика; кадровая политика; стратегическое партнёрство; государственно-частное партнёрство; реиндустриализация; рынок труда; образовательные организации; кластер.

Работа выполнена в рамках Государственного контракта от 21.11.2014 №85 - к «Научно-исследовательская работа по разработке нормативно-правовой базы по созданию общественно-государственного Совета по кадровой политике и трудовым ресурсам при Правительстве Московской области, региональных механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке кадров» № государственной регистрации 114120870035, УДК 351.07.08.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Каменских Н.А. Разработка модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для инновационной экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/125EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/125EVN315

Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен и масштабность задач, стоящих перед системой социально-экономического развития страны и Московской области, отраженных в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», государственной программе Московской области «Образование Подмосковья на 2014-2018 годы», «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года», Государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»3 требуют новых подходов к организации региональной образовательной и кадровой политики, объединяющей все уровни системы образования и направления её модернизации, интегрирующей и аккумулирующей для достижения поставленных целей широкий комплекс ресурсов.

Особое значение приобретают вопросы кадрового потенциала реиндустриализации [1] с одной стороны и развитие «креатосферы» [2] - с другой, которых объединяют усиление непрерывного характера обучения и профессионального развития кадров, как условие их активной адаптации к новой модели инновационного социально-экономического развития, повышение уровня подготовленности к решению профессиональных задач в условиях создания новых высококвалифицированных рабочих мест.

Одной из стратегических целей является консолидация возможностей бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций.

Достижение обозначенного круга целеполаганий подразумевает осуществление следующих мероприятий:

• развитие механизмов государственно-частного партнёрства образовательных организаций, ведущих предприятий реального сектора экономики и организаций социальной сферы;

• формирование и развитие механизмов, форм участия предприятий реального сектора экономики и организаций социальной сферы в управлении системой подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций и образовательными организациями;

• повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;

• разработка системы мониторинга образования и оценки стратегического партнёрства [3], развитие систем образовательной статистики и электронных коммуникаций;

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

3 Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы. URL: http://mo.mosreg.ru/dokumenty/gosudarstvennaya-programma-moskovskoy-oblasti-obrazovanie-podmoskovya-/ (дата обращения: 12.11.2014); Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г. URL: минобрнауки.рф/новости/3732/файл/2543/Приложение 2_06.doc (дата обращения:12.12.2014); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792 -р; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/?frame=1#p37(дата обращения: 12.05.2015).

• наращивание компетенций и качества кадрового потенциала управленческого аппарата системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций.

Однако реализация данных мероприятий в Московской области существенно осложняется рядом проблем, свойственных всему российскому образованию:

• дисбалансом между потребностями рынка труда и возможностями профессионального образования (практически отсутствуют эффективные способы трансляции требований рынка труда к количественному и качественному составу кадрового потенциала регионов, среди работодателей ощущается неготовность к интеграции во взаимовыгодный механизм стратегического партнёрства);

• дефицитом высококвалифицированных кадров (предприятия Московской области испытывают дефицит в специалистах со средним профессиональным образованием (СПО) и не могут восполнить дефицит за счет привлечения специалистов из Москвы). Наиболее остро данная проблема стоит со специалистами, имеющими образование в сфере инженерно-технических и физико-математических наук. Среди выпускников организаций СПО с физико-математическим профилем преобладают специалисты с образованием в сфере информатики и вычислительной техники;

• отсутствием механизмов стимулирования инициатив работодателей к участию и по совершенствованию образовательного процесса;

• разрушением традиционных связей образовательных организаций с производством, моральное и физическое старение их учебно-лабораторной и материально- технической базы, затруднен подбор баз для производственной практики;

• низкой ролью в профессиональной ориентации общеобразовательной школы, которая односторонне ориентирована на подготовку выпускников к поступлению только в высшие учебные заведения;

• отсутствием пополнения кадровой базы организаций профессионального образования руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве;

• отсутствием системного подхода к развитию науки и инноваций, приводящего к устойчивым негативным тенденциям развития всех компонентов научно-технического потенциала, в том числе кадрового [4].

Решение данных проблем видится в необходимости создания координирующего органа, который будет осуществлять совершенствование региональной кадровой политики, её нормативной базы, направленной на интеграцию отраслевых министерств, организаций профессионального образования и обучения, рынка труда в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Московской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также разработки эффективного механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров как на региональном, так и муниципальном уровнях [5].

На основе мониторинга региональных программ модернизации профессионального образования автором изучены и выявлены лучшие практики реализации мероприятий региональных комплексных программ развития профессионального образования, связанные с

использованием эффективных механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке кадров. Обобщен опыт использования механизмов привлечения работодателей к стратегическому диалогу в сфере профессионального образования и обучения в рамках «Европейской модели государственного участия в системе профессионального образования и обучения» [6].

На базе проведенных исследований сделан вывод о необходимости создания в Московской области современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Для достижения данной цели необходимо решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям инновационной экономики.

2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

Реализация поставленных задач должна основываться на следующих принципах:

• развитие нормативно-правового регулирования в сфере образования и международных соглашений в области профессионального образования и обучения;

• ведущая роль государственно-частного партнёрства в подготовке квалифицированных кадров;

• усиление роли общественных институтов управления в развитии сферы подготовки квалифицированных кадров;

• согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты;

• информационная открытость системы профессионального образования;

• использование программно-целевого и проектного методов.

Применение бенчмаркинговых методов позволило провести системный анализ полученных результатов и выработать рекомендации по разработке механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке кадров для Московской области. Разработанный механизм стимулирования участия работодателей в подготовке кадров базируется на положениях консолидации ресурсов государства, бизнеса и образовательных организаций для подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, обозначенных в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г.

Разработанная модель регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Проект модели регионального механизма стимулирования участия работодателей

в подготовке кадров [разработано автором]

В таблице представлена декомпозиция регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров.

Таблица

Декомпозиция механизма [разработано автором]

1. Организационно-инфраструктурный механизм

1.1 Развитие системы корпоративного фирменного обучения, создание на базе вузов совместно с предприятиями сети корпоративных институтов, тренинговых компаний._

1.2 Участие работодателей в реализации технологии дуального и практикоориентированного обучения на основе модели «якорного предприятия». Передача профильных технических вузов в состав ведущих промышленных объединений с соответствующим увеличением в них доли государственной собственности или передачей её в доверительное управление.

Делегирование на основе базового соглашения полномочий по управлению образовательной организацией якорному работодателю инновационно-территориального кластера (на основе базового соглашения с Правительством области)._

1.3 Организация на предприятиях стажировок для преподавателей профессиональных образовательных организаций с целью разработки философии и стратегии развития компаний._

1.4 Создание открытой базы данных инновационно-активных предприятий региона на основе cloud computing.

Условия получения статуса «Инновационно-активное предприятие» (как имиджевая составляющая):

- участие работодателей в разработке вариативной части профессиональных образовательных программ;

- работа предприятий ведущих отраслей региона в рамках инновационно-территориальных кластеров во главе с организациями профессионального образования._

1.5 Содействие в организации опережающего профессионального обучения работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с кластерными инвестиционными проектами, которые содержат статьи расходов на проведение обучения персонала._

1.6 Организация конкурса по отбору заявок на предоставление субсидий на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на получение образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательских компетенций._

1.7 Создание ассоциации бизнес-ангелов Московской области.

1.8 Содействие в оказании предприятиям приоритетных отраслей Московской области услуг по экспертизе и испытанию оборудования._

1.9 Участие крупных предприятий инновационно-территориальных кластеров в составе соучредителей государственных организаций профессионального образования.

1.10 Проект концепции кадровой политики Московской области.

Создание общественно-государственного Совета по кадровой политике и трудовым

ресурсам при Правительстве Московской области._

2. Механизм стратегического партнёрства

Детализация механизма стратегического партнёрства представлена на рисунке 2 _Создание регионального агентства стратегического партнёрства_

2.1 Разработка и реализация образовательной программы повышения квалификации и методических материалов по формированию комплексной региональной системы коммерциализации научных разработок и трансфера технологий.

2.2 Организация на базе вузов специальных корпоративных образовательных программ для руководителей предприятий инновационных-территориальных кластеров, сочетающих управленческие и инженерно-технологические тематики._

2.3 Организация совместных контрактных исследований, осуществляемых по заказу и при активном участии предприятий инновационных-территориальных кластеров.

2.4 Качественное усиление кадрового потенциала профессионального образования путем принятия на работу высококвалифицированных специалистов производства с зачислением времени их работы в рамках реализации дуального образования в стаж._

2.5 Целевая подготовка на основе трёхсторонних (вуз-студент-предприятие) и двухсторонних (вуз-предприятие) ученических договоров.

2.6 Создание на базе вузов Московской области технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов, а также распространение опыта особых экономических зон.

2.7 Изучение и распространение лучшего опыта сотрудничества и взаимодействия с ведущими работодателями Московской области (создание подразделений на предприятиях, открытие совместных учебных полигонов и площадок практики) Создание и развитие «Опорных» профессиональных образовательных организаций. Создание электронной площадки для аккумулирования контента и реализации стратегического партнёрства. Создание профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр (базовых кафедр) и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы._

2.8 Проект.

Программа развития системы подготовки кадров: консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в Московской области._

2.9 Разнообразные формы и механизмы государственно-частного партнёрства. Заключение образовательными организациями концессионных соглашений для размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций._

2.10 Сетевые формы реализации образования.

3. Финансово-экономический механизм

3.1 Софинансирование научно-исследовательских работ якорных предприятий, реализуемых при участии образовательных организаций при условии победы в федеральных конкурсах (например, федеральных целевых программах)._

3.2 Субсидии для возмещения затрат приоритетным предприятиям кластеров, связанных с патентованием и лицензированием инновационных продуктов, созданных при участии образовательных организаций._

3.3 Размещения государственного и муниципального заказа на конкурсной основе на подготовку кадров с учетом прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах.

3.4 Использование площадей зданий и помещений организаций профессионального образования для реализации корпоративного обучения._

3.5 Дополнительное финансирование целевым назначением в рамках реализации дуального обучения: обучающиеся направляются в организации реального сектора экономики региона, отобранные по конкурсу, для заключения ученических договоров, получающими образование по востребованным в регионе профессиям.

3.6 Предоставления субсидий приоритетным предприятиям кластеров на оплату программ повышения квалификации для своих сотрудников. Софинансирование создания новых рабочих мест [7]._

3.7 Предоставление льгот по налогу на имущество, льгот по налогу на прибыль предприятиям, финансирующим организацию профессионального образования. Включение затрат организаций на обучение в структуру цены изделий, производимых в рамках государственного оборонного заказа и поставляемых на экспорт, а также увеличение доли таких затрат, учитываемых в налогообложении, установление льготного налогообложения имущественного комплекса, используемого в образовательном процессе.

3.8 «Бюджетная платность» производственной практики - финансирование производственной практики обучающихся, в том числе за счет бюджетных средств.

3.9 Изменения в учетной политике. К расходам предприятий на образование (повышение квалификации сотрудников, подготовке и переподготовке как штатных, так и потенциальных работников) относить не только прямые затраты на оплату обучения, но и связанные с ними расходы, включая вложения в материально-техническую базу образовательных организаций, переподготовку педагогов и т.д. при наличии договоров о сотрудничестве, о целевой подготовке студентов, включая производственную практику.

3.10 Признание инвестиционного характера затрат предприятий на обучение (признание того факта, что затраты на подготовку кадров оказывают долгосрочный эффект и окупаются в течение определенного срока, то есть считать затраты на обучение прибыльными капиталовложениями)._

3.11 Системы корпоративного фирменного обучения, интегрированные с образовательными организациями считать не частью коммерческой деятельности, а «центром затрат» и, соответственно, освободить соответствующие расходы от налога на прибыль._

3.12 Введение обязательных отчислений из доходов предприятий на подготовку работников. Объект налогообложения - годовой фонд оплаты труда (Пример. Франции: предприятия отчисляют для этого до 2% от годового ФОТ, в Бельгии - 0,25%).

Стимулирование: при условии наличия системы корпоративного фирменного обучения, интегрированной с образовательными организациям, предоставление налоговых каникул или льгот._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.13 Внедрение механизма целевого образовательного кредитования обучающихся, предполагающего представление работодателями лучшим студентам образовательных займов._

3.14 Государственные субсидии работодателям инновационно-территориальных кластеров, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте._

3.15 Создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из страховых взносов на фонд заработной платы предприятий, либо за счет государственных дотаций._

3.16 Предоставление ссуд предприятиям для организации переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров, необходимых для развития высокотехнологичных отраслей промышленности._

3.17 Государственные дотации на обучение на рабочем месте.

3.18 Системы грантовой поддержки бизнес-проектов предприятий инновационно-территориальных кластеров, направленных на развитие партнёрских отношений с образовательными организациями._

3.19 Создание региональных целевых (кластерных) фондов целевого капитала развития профессионального образования (в том числе для подготовки и профессионального обучения кадров для малого и среднего бизнеса)._

3.20 Утверждение государственных заданий для тех предприятий, которые принимают решение участвовать в программе по подготовке кадров в интересах инвесторов, которые интегрируются в инновационно-территориальные кластеры региона.

3.21 Софинансирование опережающего профессионального обучения работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с кластерными инвестиционными проектами, которые содержат статьи расходов на проведение обучения персонала._

3.22 Предоставление субсидий на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на получение образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательских компетенций._

3.23 Изменение формы отражения затрат на обучение персонала в статьях баланса. Необходимо оценивать квалификацию занятых в тех же единицах, в которых оцениваются прочие ресурсы (денежное выражение). Базовым параметром для сопоставления квалификации работников различных профессиональных групп должны выступать затраты на обучение,4 применяемые при оценке движения основного капитала по статье «капитальные вложения», которые окупаются в течение ряда лет, те амортизируется. Предлагается установка «нормы амортизации» в соответствии с предполагаемым сроком занятости специалиста на данном предприятии и на данном рабочем месте. Предлагается применение к трудовым ресурсам таких характерных для основного капитала категорий как: «цена приобретения», восстановительная стоимость», «балансовая стоимость». «Цена приобретения» складывается из расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение. «Восстановительная стоимость» устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения специалиста данной профессиональной группы в текущих ценах (с учетом инфляции при составлении планов и оценке ресурсов)._

3.24 Введение «критерия оптимальности» пропорций между прямыми и косвенными расходами, составляющими общую стоимость программ обучения рабочей силы. К «прямым» - относить расходы на оборудование специальных учебных помещений, зарплату преподавателей и пропорциональных числу проходящих подготовку и длительность обучения. Косвенные расходы - затраты на коммунальные услуги, действующее ранее приобретенное оборудование общее для всех программ. Соотношение между прямыми и косвенными издержками характеризует пропорцию между специально проведенными для данной программы обучения затратами и использованием уже имеющихся ресурсов._

3.25 Субсидирование процентных ставок субъектам, инвестирующим заёмные средства в развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров (в том числе создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, развития социальной инфраструктуры (общежитий, пищеблоков, стадионов).

3.26 Реализация схемы финансирования подготовки кадров на основе индивидуальных образовательных сертификатов.

3.27 Стратегия финансовой диверсификации [9]._

4. Нормативно-правовой механизм

4.1 Проект Постановления Правительства Московской области об участии работодателей в реализации и финансировании программ профессионального образования и профессиональной подготовки региона._

4 Теоретической основой этого подхода к исчислению вложений в подготовку кадров служит теория «человеческого капитала», согласно которой знания и квалификация людей рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков - инвестиции в него. Подготовка рабочей силы в корпорациях считается одной из форм создания «человеческого капитала» [8].

4.2 Проект Положения об определении процедур и критериев предоставления субсидий приоритетным предприятиям кластеров на оплату программ повышения квалификации для своих сотрудников._

4.3 Проект Положения о стратегическом партнёрстве.

Проект соглашения о стратегическом партнёрстве [10]._

4.4 Проект Положения о порядке организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ._

4.5 Проект решения о заключении концессионного соглашения). Проект договора аренды земельного участка при концессии._

4.6 Проект положения о региональном агентстве стратегического партнёрства.

Рис. 2. Детализация формирования структуры механизма стратегического партнёрства [разработано автором]

http://naukovedenie.ru 125БУ№15

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (май - июнь 2015)

http://naukovedenie.ru [email protected]

Итак, для достижения цели, заключающейся в разработке нормативно-правовой базы по созданию общественно-государственного Совета по кадровой политике и трудовым ресурсам при Правительстве Московской области и регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров, реализованы следующие виды научно-исследовательских работ:

• обобщен опыт использования механизмом привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения в рамках «Европейской модели государственного участия в системе профессионального образования и обучения». Выявлены три основные модели, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе профессионального образования и обучения, и потребностями социальных партнёров в объединении усилий. Акцентировано внимание на модели дуального обучения в Германии, которое введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние [6]. Прежде всего, это означает, что частный бизнес вкладывает достаточно большие средства в подготовку специалистов нужного профиля;

• представлены рекомендации по разработке модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров. Механизм стимулирования участия работодателей в подготовке кадров базируется на положениях консолидации ресурсов государства бизнеса и образовательных организаций для подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, обозначенных в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 г. Представлена визуализация модели регионального механизма стимулирования участия работодателей в подготовке кадров;

• проведен обзор нормативно-правовой базы по созданию общественно-государственного Совета по кадровой политике и трудовым ресурсам при Правительстве Московской области. Нормативно-правовая база кадровой политики Московской области основана на международных нормативно-правовых актах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных нормативно-правовых актах, а также на анализе регионального законодательства по вопросам кадровой политики в Российской Федерации. Особое внимание уделено нормативно-правовым актам по реализации программ региональных механизмов стимулирования участия работодателей в подготовке кадров, а также формам и методам реализации нормативно-правовых актов методическому, интерактивному, мониторинговому обеспечению кадровой политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрунов С.Д., Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски URL: Институт экономики Российской академии наук inecon.org>.. .Grinberg_Bodmnov_Sorokm_paper.pdf(дата обращения: 12.03.2015).

2. Экономическая система современной России: Анатомия настоящего и альтернативы будущего / Под ред. С.Д. Бодрунова, А.А. Пороховского. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М.: ЛЕНАНД, 2015.- С. 150-162.

3. Каменских Н.А. Методика оценки стратегического партнёрства на муниципальном уровне в условиях инновационного развития экономики России [Текст]: монография / Н.А. Каменских. - Орехово-Зуево: Научное издание. МГОГИ, 2014.

4. Вячеславов А.М. Алгоритм формирования системы управления научно-инновационной сферой региона // Менеджмент и бизнес-администрирование.-2015.-№1. С. 21-30.

5. Каменских Н.А. Концептуальные основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования в условиях инновационной экономики// Вестник Академии права и управления.- 2013. - №33. С. 50-56.

6. Игнатова Т.В., Марадудина В.Ф. Управление трудовым потенциалом проектов государственно-частного партнёрства // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. №2(7) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN215.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

7. Олейникова О.Н. Отчет о выполнении работ по проекту «Совершенствование управления учебными заведениями профессионального образования в контексте интеграционных процессов». РОО Центр изучения проблем профессионального образования. URL: cvets.rmPraject/Report-perfection.pdf (дата обращения 11.04.2015).

8. Дроздов О.А. К вопросу о трактовке человеческого капитала// Управление экономическими системами. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2308-2013-08-29-07-58-01 (дата обращения:12.12.2014).

9. Леонова Ж.К. Государственно-частное партнёрство в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства: автореф. дис. ... докт. экон. наук: Москва, 2013. - 46 с.

10. Хаирова С.М., Стадникова Е.С. Проблемы формирования государственно-частного партнёрства в России //Проблемы современной экономики, №3(31). URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26114 (дата обращения 05.04.2015).

Рецензент: Гужина Галина Николаевна, профессор кафедры «Экономики, управления и бизнеса», доктор экономических наук, ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной гуманитарный институт».

Kamenskikh Nadezhda Alekseevna

Moscow state regional Institute for the Humanities

Russia, Orekhovo-Zuyevo E-mail: [email protected]

The development model of regional mechanism of employers' facility participation in staff training for innovative economy

Abstract. The article presents a model project of regional mechanism of employers' facility participation in staff training for innovative economy of Moscow region. The Mechanism of employers' facility participation in staff training is based on consolidation of the government, business and educational institutions resources. Here visualization and decomposition model of regional mechanism of employers' facility participation in staff training are presented.

Within the organizational and infrastructural element of the mechanism the establishment of a coordinating body is presupposed. It will improve the regional staff policy, its regulatory basis aimed at integrating of sectoral ministries, vocational education and training organizations, the labour market in accordance with the strategic priorities of socio-economic development of Moscow region for the medium and long term prospect.

During the mechanism development the reviewing of legal basis on the issues of a public Council on staff policies and labor resources under the Moscow region Government is conducted. Special attention is given to legal acts on the programs implementation of regional mechanisms of employers' facility participation in staff training, as well as forms and methods of legal acts implementation on methodical, interactive, monitoring software and the presentation of the regulatory basis for the establishment of the public-state Council on staff policy and labor resources.

Keywords: region; employers' facility participation in staff training; innovative economy; staff policy; strategic partnership; public-private partnership; re-industrialization; labour market; educational institution; cluster.

REFERENCES

1. Bodrunov S.D., Grinberg R.S., Sorokin D.E. Reindustrializatsiya rossiyskoy ekonomiki: imperativy, potentsial, riski URL: Institut ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk inecon.org>.. .Grinberg_Bodrunov_Sorokin_paper.pdf(data obrashcheniya: 12.03.2015).

2. Ekonomicheskaya sistema sovremennoy Rossii: Anatomiya nastoyashchego i al'ternativy budushchego / Pod red. S.D. Bodrunova, A.A. Porokhovskogo. Izd. 2-e, pererab. I dop.- M.: LENAND, 2015.- S. 150-162.

3. Kamenskikh N.A. Metodika otsenki strategicheskogo partnerstva na munitsipal'nom urovne v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii [Tekst]: monografiya / N.A. Kamenskikh. - Orekhovo-Zuevo: Nauchnoe izdanie. MGOGI, 2014.

4. Vyacheslavov A.M. Algoritm formirovaniya sistemy upravleniya nauchno-innovatsionnoy sferoy regiona // Menedzhment i biznes-administrirovanie.-2015.-№1. S. 21-30.

5. Kamenskikh N.A. Kontseptual'nye osnovy upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki// Vestnik Akademii prava i upravleniya.- 2013. - №33. S. 50-56.

6. Ignatova T.V., Maradudina V.F. Upravlenie trudovym potentsialom proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2015. №2(7) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2015. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN215.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

7. Oleynikova O.N. Otchet o vypolnenii rabot po proektu «Sovershenstvovanie upravleniya uchebnymi zavedeniyami professional'nogo obrazovaniya v kontekste integratsionnykh protsessov». ROO Tsentr izucheniya problem professional'nogo obrazovaniya. URL: cvets.ru>Project/Report-perfection.pdf (data obrashcheniya 11.04.2015).

8. Drozdov O.A. K voprosu o traktovke chelovecheskogo kapitala// Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2308-2013-08-29-07-58-01 (data obrashcheniya:12.12.2014).

9. Leonova Zh.K. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v podgotovke kadrov dlya malogo i srednego predprinimatel'stva: avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk: Moskva, 2013. - 46 s.

10. Khairova S.M., Stadnikova E.S. Problemy formirovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii //Problemy sovremennoy ekonomiki, №3(31). URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26114 (data obrashcheniya 05.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.