УДК 343.98
Коваленко Людмила Юрьевна адъюнкт Волгоградской академии МВД России
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА МВД РОССИИ
Аннотация:
В статье изучена проблема оптимизации некоторых форм информационно-аналитического обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Определены преимущества и недостатки системы электронного документооборота. Обозначены задачи по автоматизации документооборота, повышению уровня защищенности, информативности. Проведено исследование по вопросу организации электронного и бумажного документооборота в подразделениях уголовного розыска. Проанализировано влияние документационных нагрузок на эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе оперуполномоченных уголовного розыска. С учетом специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников уголовного розыска МВД России определены основные направления совершенствования форм оперативно-разыскного производства, направленные на повышение результативности их работы. Рассмотрены возможности унификации, автоматизации документальных процессов, внедрения интеллектуального программного обеспечения для работы с документами, образующимися в рамках оперативно-разыскной деятельности.
Ключевые слова:
информационно-аналитическое обеспечение, предупреждение преступлений, раскрытие преступлений, расследование преступлений, сотрудники уголовного розыска, оперативное сопровождение уголовных дел, унификация.
https://doi.org/10.24158/pep.2019.11.19 Kovalenko Liudmila Yuryevna
Postgraduate student, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
IMPROVEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Summary:
The paper considers the problem of optimization of some forms of information and analytical support of prevention, solving and investigation of crimes. There are defined advantages and disadvantages of electronic document management system. The tasks to ensure document automation, increase the level of security and information content are outlined. There was conducted a study on organization of electronic and paper document circulation in the criminal investigation units. The analysis of influence of workload with documents on the efficiency of operational and service activity of law enforcement officers, including detectives of criminal investigation department was carried out. Taking into account the specific character of operational and official activities of employees of the Criminal Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia there are defined main directions for improvement of forms of law enforcement intelligence operations aimed at increasing their effectiveness. The study also considers the possibilities of unification and automation of operations with documents and introduction of intelligent software for working with documents generated as part of carrying out law enforcement intelligence operations.
Keywords:
information and analytical support, prevention of crimes, investigation of crimes, employees of criminal investigation department, operations support of criminal cases investigation, unification.
Одной из актуальных проблем повышения эффективности оперативно-разыскных мер по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений является количественное и качественное совершенствование информационно-аналитического обеспечения оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). Информационно-аналитическое обеспечение в теории и практике оперативно-разыскной деятельности рассматривается как комплекс специальных мер по созданию, накоплению осмысленной (переработанной до уровня знания) информации и использованию системы оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Однако решение данных задач сопровождается значительным количеством документов, оформляемых сотрудниками оперативных подразделений МВД России. Так, в 2016 г. сокращение неэффективной нагрузки и избыточного документооборота вошло в число приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на 2017 г. В 2017 и 2018 гг. вышли распоряжения МВД России, посвященные оптимизации документального обеспечения управленческой деятельности в системе МВД России, основу содержания которых составляли требования о снижении количества документальных нагрузок.
Эта тема не раз становилась предметом обсуждения научной общественности. Так, с точки зрения совершенствования информационно-аналитического обеспечения оперативно-разыскной деятельности проводился серьезный анализ системы управления органами внутренних дел
на основе технологий электронного документооборота и делопроизводства [1]. Представители других наук изучали технические уязвимости систем электронного документооборота [2], возможности обеспечения строжайшей информационной безопасности [3], административно-правового регулирования [4], быстрого и качественного перехода к электронному документообороту [5]. Однако действенных результатов все это не принесло.
Одной из попыток уменьшения документальных нагрузок являлось внедрение Системы электронного документооборота (далее - СЭД) в практическую деятельность МВД России, которая предназначена для информационного-документационного обеспечения текущей деятельности руководства, структурных подразделений и сотрудников органов внутренних дел в процессе осуществления ими своих функций [6, с. 18].
Преимущества, которые получают подразделения после внедрения системы управления делопроизводством, разделяют на тактические и стратегические. Тактические преимущества в основном связаны со снижением уровня затрат на организацию документооборота. Стратегический эффект от внедрения СЭД подразделяют на два уровня: средний и высокий - в зависимости от вида достигаемых преимуществ. Специфическими особенностями преимуществ среднего уровня являются повышение степени доступности информации, качества обслуживания, контроля всех видов процессов, показателей в результатах аудиторских проверок и др. К преимуществам высокого уровня относят появление возможности более оперативного и качественного принятия решений, усиление контроля со стороны руководства, обеспечение большего соответствия требованиям нормативных документов, ускорение вывода продуктов на рынок, улучшение морального климата в коллективе и др. [7].
Таким образом, информационные системы организации документооборота являются частью более сложной концепции управления стратегически важным ресурсом - информационным, а повышение эффективности обработки документов как на бумажных носителях, так и в электронной форме направлено на подъем уровня инноваций, компетентности, информативности и скорости реагирования менеджмента на изменения внешней и внутренней среды [8].
Разработки современного документооборота осуществляются с применением разнообразных технических средств, прежде всего компьютерной техники, которая раскрывает перспективы безбумажного электронного документооборота за счет его автоматизации.
По мнению А.М. Савельева, основными задачами автоматизации документооборота являются: создание единого централизованного информационного хранилища документов организации; повышение качества, достоверности и наглядности информации; сокращение сроков подготовки, согласования и движения документов; формализация типовых, многократных операций с документами; возможность проверки ошибок в оформлении документов; повышение исполнительской дисциплины и управления; обеспечение прозрачности деятельности всей организации на всех уровнях; повышение эффективности контроля исполнения документов и поручений; оперативное доведение до сотрудников необходимой информации; осуществление быстрого поиска информации и документов; обеспечение высокого уровня информационной безопасности и конфиденциальности; сокращение числа бумажных документов [9].
Проблема построения защищенного документооборота в государственных структурах стоит очень остро. В индустрии обеспечения информационной безопасности занято достаточно большое количество специалистов. При этом лишь небольшая их часть занимается решением вопросов, связанных с организацией защищенного электронного документооборота. Повсеместное использование технологий электронного документооборота требует обязательной разработки и реализации комплексной программы обеспечения защищенности систем электронного документооборота [10].
Однако даже при решении проблемы защиты информационных ресурсов с учетом специфики оперативно-служебной деятельности системы МВД России и службы уголовного розыска, на наш взгляд, нельзя ожидать полного отказа от подготовки документов в бумажном виде.
Остается нерешенным вопрос возможности электронного составления документов при сборе материала в рамках процессуальной проверки или оперативного сопровождения уголовных дел. Так, в масштабе страны за 2018 г. 51 831 сотрудником уголовного розыска организовано проведение 1 045 972 процессуальных проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, обеспечено раскрытие 381 564 преступлений в соответствии с требованиями приказа МВД России «Об утверждении примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» от 6 октября 2014 г. № 859, в оперативном сопровождении сотрудников уголовного розыска находилось 1 946 297 уголовных дел (Отчет БОП-УР ГИАЦ МВД России). Несмотря на это, на расширенном заседании Коллегии МВД России, состоявшемся 28 февраля 2018 г., президент Российской Федерации В.В. Путин отме-
тил, что общий уровень раскрываемости преступлений снизился практически до 43 %. Кардинального улучшения ситуации пока, к сожалению, не происходит. Значит, ключевой принцип неотвратимости ответственности реализуется далеко не в полной мере. Это, безусловно, тревожит и общество, и граждан и абсолютно не должно устраивать сами органы внутренних дел. На наш взгляд, решение данного вопроса непосредственно связано с количественными показателями документальных нагрузок.
В качестве примера положительного влияния снижения документальных нагрузок на результативность работы можно привести факты, изложенные на расширенном заседании Коллегии МВД России 28 февраля 2018 г. министром внутренних дел В.А. Колокольцевым. Он отметил, что после сокращения документооборота и избавления от ряда несвойственных функций деятельность участковых уполномоченных полиции стала более предметной и, как следствие, более результативной. Во многом благодаря участковым уполномоченным полиции на 18 % сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на бытовой почве, включая убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью [11].
С учетом же специфики оперативно-служебной деятельности уголовного розыска для дальнейшей унификации документооборота, направленного на повышение эффективности в борьбе с преступностью и реализацию принципа неотвратимости ответственности, исходя из проблем, освещенных в исследовании, необходимо:
1) наладить электронный документооборот с государственными учреждениями и структурами, в том числе судами, ЗАГСами, медицинскими учреждениями и т. д. Нужно создавать возможности прямого доступа сотрудникам уголовного розыска к информации и ее легитимному извлечению. Это обеспечит оперативный поиск и получение сведений о лицах, представляющих оперативный интерес;
2) усовершенствовать системные возможности СЭД, позволяющие работать с документами, которые содержат сведения ограниченного распространения. Организовать внедрение интеллектуальных возможностей в СЭД, помогающих автоматизировать определенные операции с самостоятельной подготовкой некоторых видов документов, и проведение аналитических операций. Это обеспечит оперативный обмен информацией и проведение необходимых в работе аналитических функций;
3) организовать обеспечение сотрудников уголовного розыска предложенной нами автоматизированной поисковой системой «оперативный поиск», обладающей интеллектуальными возможностями осуществления контроля за лицами, представляющими оперативный интерес, и ускорить получение интересуемой информации;
4) пересмотреть подход к консервативным принципам регистрации документов, образующихся в рамках ОРД. Ввести интеллектуальную электронную регистрацию, позволяющую интегрировать информацию в единый банк данных и проводить ее аналитическое исследование. Это позволит существенно сократить время на поиск необходимой информации, проведение аналитических операций, исключит из практики обвинения в регистрации «задними» датами;
5) определиться с алгоритмом и механизмами управленческой деятельности, выработать количественные и качественные характеристики управленческой деятельности с учетом принципов точечности и комплексности;
6) разработать мобильное приложение для МВД России, позволяющее объединять сотрудников органов внутренних дел из разных субъектов Российской Федерации по различным направлениям оперативно-служебной деятельности, производить оперативный обмен информацией, вести диалоги. Это поможет значительно ускорить информационный обмен, в том числе при совершении резонансных преступлений, поиске сведений о лицах, представляющих интерес, целенаправленно доводить информацию до лиц, которым она действительно нужна, ускорить обмен оперативным опытом и знаниями, сократить временные и документальные затраты;
7) придать первоочередной статус документам, образующимся в рамках ОРД, а также содержащим сведения, составляющие государственную тайну. Это позволит существенно повысить имидж ОРД, сформирует поддержку МВД России в данном направлении, что повысит результативность ОРД и эффективность выявления и раскрытия преступлений;
8) в целях исключения из практической деятельности сотрудников уголовного розыска исполнения несвойственных функций, в первую очередь связанных с регистрационными действиями и аналитическим сопровождением служебной деятельности, в нормативных актах МВД России предусмотреть соответствующие нормативные закрепления. Однако, исходя из того что данная деятельность необходима и востребована в подразделениях уголовного розыска, ввести специальные должности (федеральных гражданских служащих, вольнонаемных работников), на которые будет возложено исполнение данных обязанностей.
9) пересмотреть подход к информированию аппаратных подразделений уголовного розыска о кадровых движениях. Для этого внести изменения в нормативные правовые акты МВД России в части вменения обязанностей по подготовке кадровых документов на подразделения по работе с личным составом, снимая данные обязанности с руководителей и сотрудников уголовного розыска. Вместе с тем необходимо обеспечить руководящий состав уголовного розыска актуальной информацией о кадровом составе подразделений уголовного розыска. Это даст возможность реагировать на кадровые изменения, правильно планировать научно-практическую деятельность, своевременно и методично оказывать практическую помощь, в том числе при изменениях оперативной обстановки.
Унификация документов - это выбор рациональных структур построения систем документов, приведение документов к единообразию на основе установления рационального количества форм и типизации их построения [12]. От того, насколько рациональным будет подход к унификации документов, непосредственно зависит результативность оперативно-служебной деятельности сотрудников уголовного розыска. Необходима не только автоматизация документальных процессов, но и разработка и внедрение интеллектуального программного обеспечения для работы с документами, образующимися в рамках ОРД, а также снижение количества лишних документов, наличие которых влечет за собой низкую результативность работы подразделений уголовного розыска.
Согласно федеральному законодательству Российской Федерации сотрудники уголовного розыска должны раскрывать преступления и выявлять лиц, их совершающих, а ведомственная практика повышает спрос на отчетную документацию. Предложенная нами унификация документов должна быть сопровождена стандартизацией, т. е. юридическим закреплением в соответствующих нормативных правовых актах МВД России, что будет говорить о ее обязательности. Эта деятельность, по нашему мнению, приведет к следующим результатам: юридическая сила информации, получаемой из электронных документов; оперативная, качественная и своевременная регистрация, учет, исполнение и поиск документов; эффективная автоматизированная обработка документов с соответствующим аналитическим сопровождением; упрощенные процедуры архивирования и уничтожения документов; снижение временных и материальных затрат при работе с документами.
Значение документа для службы уголовного розыска трудно переоценить. Информация, зафиксированная сотрудником, является отражением его деятельности и составляет базис исполнения обязанностей, возложенных на него обществом и государством. Бесспорно, документы играют важную роль в деятельности не только конкретного оперуполномоченного, но и службы, и органов внутренних дел, а их создание и оформление в соответствии с нормативной базой обязательно для каждого, кто создает и работает с документами. Однако на современном этапе назрела необходимость в проведении унификации документооборота в подразделениях уголовного розыска в целях обеспечения стабильного функционирования и повышения результативности ОРД.
Ссылки:
1. Рогова Н.А. Анализ системы информационного обеспечения оперативного управления органами внутренних дел на основе технологий электронного документооборота и делопроизводства // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19). С. 110-114.
2. Гусев Н.Н., Жмурко Д.Ю. К вопросу об уязвимости систем электронного документооборота в органах внутренних дел // Математические методы и информационно-технические средства : материалы XI Всерос. научно-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 54-59.
3. Караваев А.А. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности кадровых подразделений органов внутренних дел при переходе к электронному документообороту // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : материалы ежегодной всерос. научно-практ. конф., посвящ. памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Рос. Федерации В.Д. Сорокина : в 2 ч. Ч. 2. СПб., 2012. С. 132-138.
4. Караваев А.А. Некоторые проблемы административно-правового регулирования электронного документооборота в органах внутренних дел // Там же. С. 191-194.
5. Караваев А.А. Актуальные вопросы перехода кадровых подразделений органов внутренних дел к электронному документообороту // Охрана, безопасность, связь - 2011 : материалы Междунар. научно-практ. конф. Воронеж, 2011. С. 158-160.
6. Филяк П.Ю. Системы электронного документооборота, ECM-системы : учеб. пособие. Сыктывкар, 2014. 108 с.
7. Сарафанкина Ю.А., Кошелева Г. В. Порядок работы единой автоматизированной системы электронного документооборота и делопроизводства в системе органов внутренних дел // Информационные технологии в науке и образовании. Проблемы и перспективы : сборник науч. ст. IV ежегодной межвуз. научно-практ. конф. Пенза, 2017. С. 43-45.
8. Рогозин Е.А., Обухова Л.А. Анализ особенностей функционирования программных систем защиты информации в системах электронного документооборота // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. Воронеж, 2016. № 1-2. С. 347-350.
9. Савельев А.М. Электронный документооборот или автоматизация делопроизводства? // Справочник секретаря и офис-менеджера. М., 2003. № 1. С. 45-53.
10. Старостенко И.Н., Шарпан М.В. Об организации электронного документооборота в органах внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 2 (20). С. 60-61.
11. Официальное выступление В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России (28.02.2018 г.)
[Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф (дата обращения:
13.G3.2G19).
12. Положение о Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка
России [Электронный ресурс] : утв. Банком России 19 июля 2GGG г. № 116-П. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
References:
Filyak, PYu 2G14, Systems of E-Document Management, Enterprise Content Management Systems: Workbook, Syktyvkar, 1G8 p., (in Russian).
Gusev, NN & Zhmurko, DYu 2015, 'On the Question of Vulnerability of Systems of E-Document Management in the Internal Affairs Bodies', Matematicheskie metody i informatsionno-tekhnicheskie sredstva: materialy XI Vseros. nauchno-prakt. konf., Krasnodar, pp. 54-59, (in Russian).
Karavaev, AA 2011, 'Topical Issues of Transition of Personnel Units of the Internal Affairs Bodies to E-Document Management', Okhrana, bezopasnost, svyaz - 2011: materialy Mezhdunar. nauchno-prakt. konf., Voronezh, pp. 158-16G, (in Russian).
Karavaev, AA 2012a, 'Some Issues of Administrative and Legal Regulation of E-Document Management in the Internal Affairs Bodies', Aktualnye problemy administrativnogo i administrativno-protsessualnogo prava: materialy ezhegonoy vseros. nauchno-prakt. konf., posvyashch. pamyati V.D. Sorokina, in 2 parts, part 2, St. Petersburg, pp. 191-194, (in Russian).
Karavaev, AA 2012b, 'Topical Issues of Providing Infosecurity of Personnel Units of the Internal Affairs Bodies in the Process of Transition to E-Document Management', Aktualnye problemy administrativnogo i administrativno-protsessualnogo prava: materialy ezhegonoy vseros. nauchno-prakt. konf., posvyashch. pamyati V.D. Sorokina, in 2 parts, part 2, St. Petersburg, pp. 132138, (in Russian).
Rogova, nA 2011, 'Analysis of a System of Information Support of Operations Control by the Internal Affairs Bodies Based on Technologies of E-Document Management', Trudy Akademii upravlenia MVD Rossii, no. 3 (19), pp. 110-114, (in Russian).
Rogozin, EA & Obukhova, LA 2016, 'Analysis of Peculiarities of Functioning of Software Systems of Information Security in E-Document Management', Public Security, Law and Order in the Third Millenium, Voronezh, no. 1-2, pp. 347-350, (in Russian).
Sarafankina, YuA & Kosheleva, GV 2017, 'The Order of Work of a Unified Computer-Aided System of E-Document Management in the System of Internal Affairs Bodies', Informatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. Problemy iperspektivy: sbornik
Saveliev, AM 2003, 'E-Document Management or Automation of Office Procedures?', Spravochnik sekretarya i ofis-mene-djera, Moscow, no. 1, pp. 45-53, (in Russian).
Starostenko, IN & Sharpan, MV 2013, 'On E-Document Management in the Internal Affairs Bodies', Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, no. 2 (20), pp. 60-61, (in Russian).
Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна