Научная статья на тему 'Совершенствование и развитие инноваций в сфере непрерывного образования в условиях сокращения государственного регулирования'

Совершенствование и развитие инноваций в сфере непрерывного образования в условиях сокращения государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермаков Виктор Павлович, Ермакова Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и развитие инноваций в сфере непрерывного образования в условиях сокращения государственного регулирования»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Л. И. Ермакова В. П. Ермаков

В современных условиях особое значение приобретают социальноонтологические исследования различных систем и структур непрерывного образования, связанных с бифуркацией всей системы образования, значительными изменениями в межнациональных и межцивилизационных отношениях в постиндустриальном обществе. В условиях сокращения государственного регулирования в сфере дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) меняются алгоритм деятельности, организационные подходы и технологии для структур вузов, реализующих широкий спектр программ непрерывного образования для различных категорий граждан.

Анализ интеграционных функций, процессов и закономерностей в развитии систем непрерывного образования вносит значительный вклад в формирование новой сущности образования, открывая перспективы формирования передового университетского научно-образовательного инновационного центра, ориентированного на мировой уровень в социально-гуманитарной сфере на территории Ставропольского края (Северный Кавказ) посредством укрепления интеграции науки, образования, инновационного предпринимательства, молодежной проектной, волонтерской и сервисной деятельности.

Переход на образовательные стандарты нового поколения и уровневую систему подготовки, расширение спектра программ бакалавриата и магистратуры, развитие кредитно-модульной системы обучения, службы карьерных менеджеров, формирование моделей выпускника с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и запросов работодателей ставят перед структурой ДПО университета комплекс стратегических задач нового уровня для дальнейшего развития в ближайшее время. Разработка и внедрение новых гуманитарных, социальных устройств, практик, технологий и сервисов, подготовка в новом формате специалистов с инновационными компетенциями являются приоритетными для современной структуры ДПО вуза.

Миссия Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования Пятигорского государственного лингвистического университета (далее - МИАНО ПГЛУ), крупнейшего структурного подразделения университета, отметившего свой 50-летний юбилей, заключается в предоставлении современных качественных образовательных услуг различным категориям и социальным группам граждан на протяжении всей жизни, с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей работодателей, а также прогнозов развития федеральных и региональных рынков труда. Миссия МИАНО в контексте организационной культуры инновационного университета нацелена на формирование саморазвивающейся, социально ори-

264

ентированной личности, способной к самореализации в современных условиях, обладающей гражданской ответственностью и самосознанием, высокими морально-нравственными качествами и гуманитарными ориентирами. В настоящее время в МИАНО ПГЛУ реализуются свыше 200 программ довузовской подготовки и ДПО. Здесь ежегодно обучаются до 3000 слушателей. Только за последние 15 лет в МИАНО ПГЛУ прошли обучение более 50 тыс. слушателей!

Несомненно, многое изменилось за эти годы в содержании, направлениях работы, в организационных принципах, но сохранилось главное - центральной фигурой для нас всегда был и остается слушатель, студент, с его творческими потребностями и возможностью выбора траектории своего образования. И эта концепция ДПО, успешно реализуемая в ПГЛУ, является в настоящее время одним из перспективных направлений развития системы непрерывного профессионального образования России. Сегодня МИАНО является испытательным «полигоном» новых образовательных технологий и творческих проектов, центром, который постоянно занимается поиском и развитием новых направлений работы университета, оценивая их в аспектах научного уровня, обеспеченности кадрами, тематического соответствия территориальным приоритетам, создает образовательную вертикаль системы непрерывного образования в ПГЛУ, четко согласованную с европейской системой профессиональной подготовки.

Характеризуя основные тенденции развития модели ДПО в ПГЛУ, включающие региональные аспекты, проблемы взаимодействия с реальным сектором экономики, вопросы эффективности и качества образования, необходимо подчеркнуть, что программы ДПО, предлагаемые МИАНО, постоянно обновляются и изменяются, предполагают разноуровневость, гибкость графика учебного процесса, учет индивидуальных потребностей слушателей. Каждая программа, реализуемая в МИАНО, - авторская, индивидуализированная с учетом конкретных потребностей заказчика, максимально интегрированная в экономическое и социокультурное пространство региона, открывающая возможности дальнейшего трудоустройства выпускника в России и за рубежом. На фундаментальном основании вузовских стандартов преподаватели и сотрудники МИАНО создают новые программные разработки для индивидуального и корпоративного обучения («Менеджмент в сфере логистики»; «IT-менеджмент»; «Связи с общественностью - пиар»; «Специальная педагогика - логопедия»; «Международные отношения»; «Теле- и радиожурналистика и рекламная деятельность»; «Психология»; иностранные языки в сфере медицины, строительства, техники, бизнеса; восточные языки - китайский, турецкий, арабский, японский, корейский, фарси, пушту; программы интенсивного изучения иностранных языков и др.). МИАНО ПГЛУ имеет большой опыт в организации и проведении корпоративного обучения по любой из востребованных программ ДПО, в том числе непосредственно на рабочих местах заказчика.

Прогрессивной и привлекательной формой привлечения вольнослушателей и студентов вузов Кавказских Минеральных Вод в МИАНО является

265

индивидуализация программ и графиков обучения с учетом особенностей основной специальности. Ежегодно в МИАНО обучаются более 400 студентов и выпускников других вузов и иных учебных заведений Южного и СевероКавказского федеральных округов. Существенными преимуществами программ ДПО являются ориентация программных продуктов по содержанию и формам обучения на мировые образцы, возможность дальнейшей интеграции в мировую образовательную систему, открытость образовательного процесса, содействие в мобильности, позволяющее слушателям различных возрастных групп самостоятельно формировать свою образовательную траекторию.

Руководством МИАНО был разработан и осуществлен комплекс мер по эффективному продвижению образовательных продуктов МИАНО, кафедр ПГЛУ и инновационных структур ПГЛУ в рамках построения новой комплексной системы взаимодействия структур ДПО со всеми многопрофильными комплексными диверсифицированными многоуровневыми образовательно научно-инновационными подразделениями университета с целью мультипликации результатов. Сегодня активно используется алгоритм взаимодействия в развитии инновационных подходов в разработке и реализации новых образовательных продуктов совместно с кафедрами в рамках научного образовательного инновационного комплекса «Дополнительные профессиональные образовательные программы и социально-гуманитарные технологии в довузовской, внутривузовской и непрерывной подготовке и переподготовке кадров» (далее - НОИК «ДПО»).

В результате целенаправленной совместной деятельности МИАНО и кафедр университета было представлено для реализации более 200 инновационных образовательных программ для широкого круга потребителей разных возрастных категорий (от 4 до 60 лет), учитывающих новые тенденции развития МИАНО, дополнительные квалификации IV уровня, антикризисные программы ДПО, новые программы довузовского образования и раннего интеллектуального развития детей, новые образовательные программы для родителей, краткосрочные интенсивные курсы. Программные продукты, представленные в системе непрерывного образования МИАНО, отражают сочетание фундаментальных основ гуманитарного образования и специализации в современных видах и типах практической деятельности, способное в полной мере удовлетворить образовательные потребности личности на современном этапе развития постиндустриального общества.

Востребованность выпускника вуза, обладающего широким спектром компетенций в различных сферах профессиональной деятельности выступает ключевым критерием качества инновационного университетского образования. Как показывает практика, востребованным обществом является направление инновационной деятельности МИАНО - совместное участие со всеми кафедрами университета в крупном научно-образовательном инновационном комплексе НОИК «ДПО». В современных условиях деятельность НОИК «ДПО» является тем звеном в образовательной структуре вуза, которое способно успешно решать как образовательные, так и инновационно-

266

исследовательские задачи в сфере социально-гуманитарных технологий, в повышении уровня образованности населения, в развитии полноценного гражданского общества и создании экономики знаний.

Структура непрерывного образования инновационного вуза, выполняющая важные функции социализации молодежи, обучения и воспитания, осуществляющая подготовку и переподготовку кадров, трансляцию опыта и знаний, ценностей и норм культуры на протяжении полувека, тесным образом связана с многообразными преобразованиями университета будущего, являясь одной из решающих предпосылок последующего роста и конкурентоспособности в современных условиях. МИАНО, как методологический центр интеграции образовательных программ для различных социальных категорий, научных исследований кафедр, реализации инновационных проектов, становится территорией масштабного экспериментирования в инновационном развитии, продолжая сохранять и транслировать духовные и культурные традиции университета.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.