Научная статья на тему 'Возможности дополнительного профессионального образования как составляющей национальной системы непрерывного образования в структуре межкультурного, многоязычного диалога'

Возможности дополнительного профессионального образования как составляющей национальной системы непрерывного образования в структуре межкультурного, многоязычного диалога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности дополнительного профессионального образования как составляющей национальной системы непрерывного образования в структуре межкультурного, многоязычного диалога»

образования лежит только в широком внедрении в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения. Нужно также отметить, что дистанционное обучение органически вписывается в систему непрерывного образования. В 2003/ 2004 учебном году был впервые осуществлен прием студентов по специальности 370441 — «Электронно-вычислительные машины, системы и сети», которые получат после завершения обучения квалификацию «Организатор дистанционного сетевого образования».

Уже первые опыты показали, что практический опыт внедрения сетевых дистанционных технологий оказался успешным. Как отметили на Международном форуме «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ», полу ченные результаты отвечают самым высоким требованиям и потребностям нашего общества и Концепции развития системы образования Казахстана до 2015 года.

ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО, МНОГОЯЗЫЧНОГО ДИАЛОГА Л. И. Ермакова

Уровень мотивации в изучении иностранного языка (а также 2, 3,4 иностранных языков) определяется возможностью карьерного роста и тех преимуществ, которые открываются при трудоустройстве. Прагматическая оценка выбора образовательной траектории в изучении иностранных языков в широком тематическом и уровневом спектрах актуальна в значительной мере для наиболее мобильной и социальноактивной категории

109

граждан (возрастной период от 20 до 45 лет), имеющих высшее (неполное высшее) образование, прошедших переподготовку или получивших второе высшее образование, владеющих ПК. До последнего времени именно эта категория граждан, желающих получить образовательные услуги по изучению иностранных языков, была широко представлена в образовательных учреждениях разного уровня, осуществляющих образовательную деятельность в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации.

Востребованность программ по углубленному изучению иностранного языка различных тематики и направленности делает его сегодня продуктивным направлением деятельности похфазделений системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Подтверждением этому факту является успешная реализация во многих вузах России программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Преимущества системы ДПО в парадигме непрерывного образования состоят в том, что она соединяет в себе такие качественные характеристики, как мобильность, адресный характер дополнительных образовательных программ, индивиду ати-зация процесса обучения, возможность реализации индивидуального образовательного моду ля и др. При разработке и реализации программ ДПО по изучению иностранного языка различных уровней необходимо ориентироваться на уровни международных систем ALTE и ОЕК.

Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГЛУ), в состав которого входит Институт дополнительных образовательных программ и довузовской подготовки — ведущий лингвистический центр Юга России, явился инициатором внедрения многоуровневых программ по изучению иностранных языков (английского, немецкого, французского, испанского, итальянского, китайского, арабского, японского, новогреческого, иврита, а также языков народов Северного Кавказа). Подготовка по государственному образовательному стандарту на языковых факультетах Университета предусматривает изучение одно-

110

го или двух иностранных языков, однако следует констатировать, что возможности вуза способствуют увеличению с каждым годом количества студентов, владеющих тремя-пятью иностранными языками в разных комбинациях.

В 2003/2004 учебном году в ПГЛУ проводится эксперимент по одновременному обучению группы студентов переводческого факультета сразу четырем иностранным языкам. Студентам, слушателям предоставляется широкий выбор программ ДПО по иностранным языкам. Все языковые программы характеризуются возможностью адаптации к различным прагматическим целям, динамизмом, модульностью, отсутствием догм при выборе методической и лингвистической теории и практики. Возрастные рамки слушателей — от 15 до 50 лет, образование — незавершенное среднее, среднее, среднее специальное, высшее. У обучающихся различный социальный статус, различные жизненные цели, интересы и т. п. Введение общеевропейской системы уровней владения иностранным языком и их дескрипторов позволило уточнить и уровни компетенции, являющиеся достаточными для изучающих язык в системе ДПО. Градуированные дескрипторы, выработанные экспертами стран Совета Европы по различным аспектам изучения и преподавания иностранных языков, включают в себя все виды речевой деятельности. Система уровней и модулей обучения иностранным языкам, сложившаяся в ИДОП, в целом одинаковая для каждого из шести уровней, представленных в «Общеевропейских компетенциях».

Развитие в рамках непрерывного образования применяемой в ПГЛУ клиентоориентированной стратегии ДПО, рассчитанной на разные временные перспективы, позволяет реальному сектору образования и экономики получить специалистов, способных приступить к работе с наименьшими адаптационными проблемами, избежать необходимости в переподготовке и определить диаграмму своей профессиональной карьеры.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.