три «М»: методология — МЕТОДИКА
УДК 378
Тенденции развития высшего образования
В статье рассматриваются изменения, произошедшие за последние десятилетия в системе высшего образования в связи с присоединением нашей страны к Болонскому процессу, а также основные тенденции развития высшего образования в XXI веке.
Ключевые слова: Болонский процесс, бакалавриат, магистратура, специалитет, мобильность студентов, компе-тентностный подход, инновации в высшем образовании, гуманитаризация.
Общественно-политические, экономические и социальные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в сфере высшего образования.
Переход к постиндустриальному и информационному обществу требует совершенно новых специалистов, имеющих высокую профессиональную подготовку, обладающих опытом творческой деятельности, умеющих пользоваться новыми информационными технологиями, умениями прогнозировать последствия своей деятельности, умениями организаторской и управленческой деятельности. Специалисты должны быть коммуникабельными, инициативными, ответственными, готовыми к межличностному и межкультурному сотрудничеству как в своей стране, так и на международном уровне, должны владеть иностранными языками и обладать высокой общей культурой. Эта задача тесно связана с другой задачей — повышения качества преподавания в высшей школе. Педагогическое мастерство и преподавательский дар невозможно в полной мере реализовать, с одной стороны, без глубокой профессиональной компетенции, без самостоятельных исследований в науке и технике, а с другой — без овладения серьезными знаниями по психологии, педагогике, дидактике и современными образовательными технологиями.
Таким образом, педагог должен одновременно находиться в двух позициях: в позиции специалиста по своему предмету и в позиции преподавателя-воспитателя.
© Васильева М.М., 2014
метод
М.М. Васильева
69
Тенденции развития высшего образования
В настоящее время в системе высшего образования в нашей стране произошли большие изменения в связи с присоединением к Болонскому процессу в 2003 году. С тех пор в России проводится соответствующая работа по реформированию высшего образования.
Основные положения Болонской декларации следующие:
• трехступенчатая система образования — бакалавриат (академический и прикладной), магистратура, аспирантура (в ряде вузов сохраняется специалитет);
• создание Европейского единого пространства высшего образования (любой человек может получить образование в любом европейском вузе);
• признание дипломов всех европейских вузов;
• создание Единой европейской системы переводных зачетных единиц / кредитов (для бакалавра — 180—240 кредитных единиц / баллов);
• повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников.
Мобильность является одной из основных задач. Мобильность студентов предполагает частичное обучение в европейских вузах-партнерах с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там переводных зачетных единиц. Для студентов мобильность предполагает также доступ к сопутствующим услугам в принимающем вузе.
Для преподавателей и управленческого персонала мобильность означает возможность проведения исследований и осуществления преподавательской деятельности, а также стажировки и обмена профессиональным опытом в разных странах Болонского процесса.
• Компетентностный подход — это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования.
Под результатами обучения понимаются наборы компетенций, включающие знания, навыки, умения и понимание того, что обучающийся должен делать по завершении обучения, а также обладать способностью учиться в новых видах деятельности и открывать для себя «другое, нечто новое».
• Компетентностная модель представляет собой определенный набор компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза для выполнения конкретных заданий.
Однако оказалось, что страны — участницы Болонского процесса в значительной степени нуждаются в информации о целях, принимаемых решениях и направлениях их реализации, а также понятиях и терминах. Именно этот фактор побудил Рабочую группу «Болонский процесс» в рамках структуры германско-российского «Петербургского диалога» и издателя — Германскую конференцию ректоров — разработать трехъязычный
70
Тенденции развития высшего образования
глоссарий (Glossary on the Bologna Process), который был издан в 2006 году в Страсбурге.
В процессе дальнейшей работы над основными положениями Болонского соглашения преподаватели иностранных языков Европы, в том числе России и других стран, разработали и издали монографию под эгидой Департамента по языковой политике в Страсбурге «Общие европейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка».
В результате интенсивной работы была разработана шкала компетенций, которые представляют всю необходимую информацию для описания целей, методов и результатов обучения, а также схема параметров оценки, категорий и примеры.
В монографии дано четкое представление о компетенциях учащегося (его знаниях, умениях и владении учебным материалом), которые развиваются в процессе использования иностранного языка и позволяют ему в общении преодолевать языковые и культурные барьеры. Разработана система уровней владения языком, которая дает возможность преподавателю определять достижения учащегося в процессе обучения в соответствии с параметрами дескрипторов.
Дублинские дескрипторы описывают, что должен знать, понимать и / или уметь учащийся по завершении учебной программы. В глоссарии отмечается, что система дескрипторов не является инвариантной, т.е. не привязана к конкретному образовательному контексту.
В Российской Федерации дескрипторы используются применительно к компетентностной модели (компетентностному подходу) бакалавра и магистра. В структуре Государственного стандарта могут быть заложены как инвариантные к области деятельности дескрипторы, так и специальные.
Все вышеизложенное нашло свое отражение в разработанных примерных программах для неязыковых вузов по дисциплине «Иностранный язык» для бакалавров в 2011 году и магистров в 2014 году. Эти программы были разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения в Учебно-методическом объединении по образованию в области лингвистики в Московском государственном лингвистическом университете.
Так, в Примерной программе для бакалавров целевая группа рассчитана на общую трудоемкость 9 кредитных единиц (340 академических часов): 170 часов аудиторных занятий и 170 часов самостоятельной работы. Такая целевая группа включает выпускников общеобразовательных школ, обладающих коммуникативной компетенцией в области иностранного языка на уровне А2 (элементарное владение). По окончании вузовского курса обучения выпускники со степенью бакалавра должны владеть профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенцией на уровне В1 (пороговый продвинутый уровень) согласно общеевропейской
71
Тенденции развития высшего образования
шкале. Это предусматривает степень сформированности соответствующих умений во всех видах речевой деятельности для использования иностранного языка, в том числе в профессиональных целях.
В данной Примерной программе раскрываются такие концептуальные положения, как, например:
• внедрение в образовательный процесс инновационных подходов;
• компетентностный подход;
• распространение инноваций на целевой, структурно-содержательный, организационно-технологический и оценочно-контрольный аспекты;
• последовательная реализация компетентностного подхода в содержательном плане (аутентичность текстов, совокупность подлежащих формированию учебных стратегий, необходимых студентам для осуществления учебной деятельности и проч.).
Программа ориентирована на использование современных технологий в организации учебного процесса, внедрение современной модели взаимодействия преподавателя и студента. В программе представлены критерии оценки качества сформированности коммуникативной компетенции, рассматриваются цели и задачи курса овладения иностранным языком, структура обучения иностранному языку, разработана таблица самооценки в виде дескрипторов и проч.
Размеры статьи не позволяют более подробно остановиться на анализе этой программы. Необходимо отметить, что данная программа впервые является действительно инновационной и разработана на высоком профессиональном уровне.
Помимо вышеперечисленных изменений в высшей школе нашей страны, связанных с Болонским процессом, необходимо отметить и другие современные тенденции развития высшего образования.
Инновации в высшем образовании. Инновации в системе образования — это продукт осознанной, целенаправленной междисциплинарной деятельности. В инновационном обучении на первый план выдвигается совместная творческая деятельность преподавателя и учащихся в условиях сотрудничества. Наиболее распространенным способом осуществления учебного сотрудничества является дискуссия, обсуждение, проблемные вопросы, а основным средством установления отношений партнерства в процессе учебной деятельности — «диалогическое включение» (А.У Ха-раш). Экспериментально доказано, что в условиях сотрудничества и партнерства более успешно решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал, повышаются коммуникативные умения. В инновационном обучении преподаватель использует демократический стиль общения, учащиеся проявляют инициативу, самостоятельно ставят цели, разрабатывают проекты, определяют репродуктивные задачи для решения творческих задач.
72
Тенденции развития высшего образования
Высшее образование будет иметь действительно инновационный характер только тогда, когда оно будет повернуто в сторону не прошлой, а будущей деятельности. Для этого требуется следующее.
Демократизация высшего образования. Общедоступность, свобода выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности; демократичный характер управления и автономность образовательных учреждений.
Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Индивидуализация предполагает значительное увеличение объема самостоятельной работы студента за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторное занятие.
Гуманизация и гуманитаризация. В центре учебной деятельности основное внимание направлено на личность студента. Обучение является личностно-ориентированным. Учащийся является субъектом учебной деятельности. Для этого необходимо преодолеть узкотехнократическое мышление будущих специалистов за счет увеличения гуманитарных и социально-экономических дисциплин, расширения культурного кругозора студентов. Таким образом, под гуманизацией образования следует понимать приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманитаризация предполагает создание благоприятных форм, методов и условий как для студентов, так и для преподавателей, которые позволяют формировать гуманное отношение к людям, терпимость к другим мнениям, ответственность перед обществом.
Компьютеризация высшего образования. Компьютеры должны использоваться не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового и педагогического контроля, как автоматизированные системы, как средство предъявления информации и т.п.
Фундаментализация высшего образования. Это тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки студентов. Фундаментальные науки дают возможность будущим специалистам свободно ориентироваться в своей области, не только самостоятельно анализировать накопленный в ней новый материал, но и предвидеть ее дальнейшее развитие. Быстрая смена технологий требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно узким специалистам.
Интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущим предприятиям соответствующих отраслей. Это означает, что студенты могут учиться и в вузе, и в партнерской компании, занимающейся реальным производством товаров и услуг.
Непрерывное образование и самообразование, которое подразумевает формирование способности и умений у будущих специалистов осуществ-
73
Тенденции развития высшего образования
лять самообразование, включаться в систему непрерывного образования, постоянно повышать свою квалификацию. Вовлечение студентов в реальные проекты и в коллективные формы учебной работы, такие как сотрудничество и партнерство.
Задача организации непрерывного образования и самообразования может быть также решена дополнительным неформальным и информальным образованием. В неформальном образовании большую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования, цифровые образовательные услуги, услуги дистанционного самообразования через формирование общедоступных серверов и т.д. К информальному образованию относится культурно-образовательная среда — музеи, библиотеки и т.п., а также образовательные интернет-ресурсы, радио, телевидение и другие средства массовой информации.
Особенно важным, на наш взгляд, является дальнейшая разработка педагогической технологии, представляющей собой способы реализации содержания обучения, систему форм, методов и средств обучения, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение поставленных целей перед высшей школой — формирование творческой личности специалиста.
Литература
1. Glossary on the Bologna Process. Beitrage zur Hochschulpolitik, Nr. 7, 2006. — HRK German Rektors’ Conference. The Voice oft he Universitys.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
3. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 гг.». [Электронный ресурс] URL: http://www.resobr.ru/materials/164/4907/
4. Ляудис В.Я. Стратегия инновационного обучения и формы последипломного образования // Инновационное образование взрослых. ВИПСИ. М., 1996.
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. М.: МГЛУ, 2003.
6. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавра (неязыковые вузы). М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011.
7. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистра (неязыковые вузы). М.: ФГБ ОУ ВПО, МГЛУ, 2014.
8. Российское образование — 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях. Коллективный доклад А. Волкова и др. / Под ред. Я. Кузьминова и И. Фрумина. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.