УДК 378.12
БАИРАМОВ В. Д ДОЛЖИКОВА И. В СЕЛИВОНЕНКО О. Г.
Управление
профессиональным развитием педагогических кадров вуза в компетентностно-ориентированной модели обучения
Развивающиеся новые парадигмы образования человека предъявляют и новые требования к характеру и содержанию педагогической деятельности в вузе, профессионально-педагогическим знаниям и умениям преподавателей, уровню их профессионально-педагогической культуры, профессионализма и мобильности. Сегодня необходимы педагогические кадры, способные не только адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям, но и разрабатывать новые подходы в подготовке специалистов, способных творчески работать в сфере высоких технологий и наукоемкого производства. Предлагаемая компетентностная модель преподавателя вуза позволит достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи современного образования, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности.
Ключевые слова: двухуровневая система образования, компетентностный подход, компетенции, профессорско-преподавательский состав, компетентностная модель, портфолио.
Основные проблемы российской системы высшего образования - высокая степень централизации и, как следствие, слабая связь с рынком труда и низкая прозрачность. Современные работодатели заинтересованы в том, чтобы вуз выпускал на рынок востребованных специалистов. А российские учебные заведения продолжают в комфортной слабоконкурентной обстановке выпускать специалистов, скроенных по прежним лекалам. Но цифры говорят о том, что такие выпускники не слишком нужны бизнесу. По данным исследования ГУ-ВШЭ, Росста-та, Фонда общественного мнения и "Левада-центра" 2010 года, работодатели считают, что в переобучении нуждаются, как минимум, 38% молодых сотрудников1.
Россия не одинока в своей проблеме. В 1999 году большинство европейских стран подписали Болонскую декларацию, главная цель которой - создание единого образовательного пространства. Вектор четкий: увеличить мобильность студентов
и профессоров, снизить роль государства, заставить вузы конкурировать и т.д.
В Болонских документах отмечается необходимость обеспечения и активизации мобильности не только студентов, но и преподавателей. Однако не сформулирована проблема инновационной подготовки преподавателей, соответствующей уровню стоящих перед современным образованием задач фундаментального характера. Противоречие налицо:определе-ны разносторонние требования по отношению к качеству ожидаемого продукта, но нет системы подготовки тех, кто будет его изготавливать.
Стержневая задача Болонской декларации - повышение качества образования в соответствии с современными и перспективными требованиями - не может быть решена отдельно от целого комплекса проблем, связанных с повышением качества подготовки преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности.
В большинстве промышленно развитых стран осуществляется многоуровневая подготовка научно-педагогических кадров высшей школы, ориентированных на особенности познавательной и профессиональной деятельности в информационном обществе.
Современная российская модель профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза интегрируется с такими теоретическими идеями англосаксонской системы образования, как высокий уровень теоретических обобщений профессиональных знаний, вариативность педагогических технологий, развитие многообразных компетенций преподавателя.
Сегодня необходимы педагогические кадры, способные не только адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям, но и разрабатывать новые подходы к подготовке специалистов, способных творчески работать в сфере высоких технологий и наукоемкого производства. Чрезвычайно острой является проблема кадров молодых преподавателей высшей школы, готовых обеспечить разработку и реализацию новых педагогических технологий на базе быстро развивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей2.
Высшее образование во всех странах-участницах Болонского процесса перестраивается сегодня на основе компе-тентностного подхода. Происходят серьезные изменения в стратегии и тактике образовательного процесса, в его структуре и содержании, формируется единая система контроля качества академической и профессиональной подготовки бакалавров и магистров, развивается деятельность в области сертификации высших образовательных программ, возрастает корпоративная активность в решении самых актуальных проблем высшей школы.
Уже сложился и функционирует рынок услуг по разработке моделей компетенций под конкретных заказчиков. На этом фоне ведутся давние и активные споры о плюсах и минусах компетентностного подхода для системы образования, прежде всего высшего3.
Тому способствует ряд факторов:
- глобализация, изменение структуры экономических рынков, развитие технологий и, как следствие, востребованность специалистов, способных и готовых работать в быстро меняющихся условиях и новых нестандартных ситуациях;
- мобильные рынки труда предъявляют новые требования к выпускникам вузов: адаптивность, способность результативно работать уже на старте карьеры, готовность к обучению на протяжении всей жизни;
- необходимость развития профессиональных квалификаций трудовых ресурсов для европейского рынка труда с целью усиления мобильности через создание общих сопоставимых уровней профессиональной компетентности и критериев оценки;
- интернационализация и интеграция европейских образовательных систем;
- значительное сокращение бюджетного финансирования образовательной сферы;
- развитие внеинституциональных рынков образовательных услуг;
- недовольство как со стороны работодателя, так и общества в целом качеством подготовки специалистов в вузе.
Все эти факторы и процессы, проходящие под их воздействием, с большей или меньшей интенсивностью влияют на отечественную систему образования. Включение России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учетом мировых тенденций, послужили стимулом к разработке ГОС ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода4. При этом основной целевой аудиторией в этих документах являются студенты. Но и в документах международных организаций, и в отечественных законодательных и нормативных актах по проблемам высшего образования отмечается ключевая роль преподавательских кадров в образовательном процессе56. Очевидно, что вопрос о необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов, способного обеспечить получение студентами необходимых компетенций, не просто важен, но и крайне актуален.
Последовательное выполнение задач Болонского процесса будет возможным тогда, когда все возрастающая часть
преподавателей приобретет необходимые для этого компетенции.
Компетентностная модель (КМ) преподавателя, по сути, является инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жесткой системы, замыкающей в некоторый перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность педагога. Построить идеальную модель невозможно. Однако
наличие такого инструмента позволяет достаточно эффективно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества и эффективности, причем как на индивидуальном, так и на организационном уровне7.
Предлагаемая компетентностная модель включает четыре страты: тьютор, модератор, исследователь, консультант (таблица 1).
Таблица 1
Компетентностная модель преподавателя
Страта Компетенция
1 2
Преподаватель -тьютор Учебно-организационные: умение организовать практико-ориентированное педагогическое сопровождение обучающихся; способность обеспечить получение конечного результата, ориентированного на потребителя образовательной услуги; способность помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий; способность творчески подходить к решению образовательных задач, направленных на формирование практико-ориентироеанных компетенций обучающихся. Научно-методические: умение применять качественно новью программно-методические, контрольно-оценочные комплексы по современным направлениям профессионального образования для практико-ориентированной подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности и конкурентоспособности; применение современных педагогических технологий, написание учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов и методических указаний, соответствующих запросам современного рынка образовательных услуг Научно-исследовательские: способность использовать современные научные достижения и свой исследовательский потенциал в процессе практико-ориентированного обучения. Информационно-коммуникационные: умение помочь обучающимся адаптироваться к современной изменяющейся среде; способность применять современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в процессе обучения; владение иностранным (английский) языком. Технологические: способность внедрять компетентностно-ориентированные технологии в процесс обучения. Социально-организационные: умение общаться в "виртуальных сообществах"; способность к самообразованию; способность к самоконтролю; наличие инициативности; наличие высокого уровня профессиональной компетентности и мобильности по соответствующим направлениям подготовки обучающихся.
Преподаватель -модератор Учебно-научные: умение организовать практико-ориентированную учебную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся; способность обеспечить получение конечного практического результата (по окончании обучения), удовлетворяющего потребностям рынка; умение раскрыть потенциальные возможности обучающихся и их способности; умение использовать специальные технологии, помогающие организовывать процесс коммуникации, обмена мнениями, подводящие обучающихся к принятию решений за счет реализации внутренних возможностей; способность организовать самостоятельнуюдеятельность, дискуссионный процесс, атмосферу товарищеского сотрудничества обучающихся. Научно-методические: умение применять качественно новые программно-методические, контрольно-оценочные комплексы по современным направлениям профессионального образования для подготовки практико-ориентированных специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности и конкурентоспособности; умение применять современные интерактивные технологии в процессе обучения. Информационно-коммуникационные: умение помочь обучающимся адаптироваться к современной изменяющейся среде; способность применять современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в процессе модерирования; владение иностранным (английский) языком. Технологические: умение использовать современные технологии обучения, применять передовой опыт в процессе обучения-модерирования. Социально-организационные: умение общаться в "виртуальных сообществах"; способность к самообразованию; способность к самоконтролю; наличие инициативности; наличие профессиональной компетентности и мобильности в сфере, являющейся предметом консультирования.
1 2
Преподаватель -исследователь Учебно-научные: способность видеть научные перспективы и экстраполировать их на формирование у обучающихся новаторского подхода к решению практико-ориентированных задач; умение осуществлять проектную деятельность (и способность обучать этому студентов); умение проводить практикоориентированные исследования; умение с помощью научных исследований удовлетворять запросам потребительского рынка; способность доносить до потребителя научную практико-ориентированную информацию, направленную на получение конкретного практического результата. Научно-методические: умение применять качественно новые программно-методические, контрольно-оценочные комплексы по современным направлениям научной практико-ориентированной подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности и конкурентоспособности; применение современных методологических ориентиров и педагогических технологий; написание учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов и методических указаний, соответствующих современным направлениям подготовки научных и профессиональных кадров. Научно-исследовательские: способность использовать современные научные достижения и свой исследовательский потенциал в процессе практико-ориентированного обучения. Информационно-коммуникационные: умение помочь обучающимся ад аптироваться к современной изменяющейся среде; способность применятьсовременнье информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в процессе обучения; владение иностранным (английский) языком. Социально-организационные: умение общаться в "виртуальных сообществах"; способность к самообразованию; способность к самоконтролю; наличие инициативности; наличие высокого уровня профессиональной компетентности и мобильности по соответствующим направлениям подготовки обучающихся.
Преподаватель -консультант Практико-обучающие: умение удовлетворять запросы потребительского рынка; умение решать конкретную практическую проблему; способность доносить до потребителя практико-ориентированную, актуальную информацию, направленную на получение конечного результата (решение практической проблемы); способность дать потребителю готовое решение проблемы либо уметь предложить конкретный технологичный путь решения проблемы. Информационно-коммуникационные: умение помочь потребителю адаптироваться к современной изменяющейся среде; способность применять современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в процессе обучения-консультирования; владение иностранным (английский) языком. Технологические: способность внед рять компетентностно-ориентированные технологии в процесс обучения-консультирования; умение адаптировать передовой практический опыт в процесс обучения-консультирования. Социально-организационны/е: умение общаться в "виртуальных сообществах"; способность к самообразованию; способность к самоконтролю; наличие инициативности; наличие высокого уровня профессиональной компетентности и мобильности в сфере, являющейся предметом консультирования.
Использование данной модели позволит:
1) совершенствовать имеющуюся структуру кадрового потенциала ППС вуза, адаптируя ее к институциональным преобразованиям образовательного механизма;
2) сохранить уникальную неповторимость преподавателя как личности, как специалиста и как профессионала;
3) обеспечить возможность повышения качества ППС в контексте "личностное саморазвитие - профессионализм".
Реализация данной модели предполагает 3 этапа:
1-й этап - адаптация четырехстратной компетентностной модели ППС (квадрант "Страта" рис. 1);
2-й этап - развитие четырехстратной компетентностной модели ППС (квадранты "Страта", "Ступень образования");
3-й этап - совершенствование четы-рехстратной компетентностной модели ППС (квадранты "Область взаимопроникновения", "Страта", "Вектор качества").
Следует отметить, что результаты и качество, полученные в процессе реализации КМ, позволят сформировать сценарную основу для стратегии развития ППС и повышения качества человеческих ресурсов. В частности, первые два этапа формируют вариант пессимистического сценария стратегии, а третий этап - оптимистический.
Качество ППС должно отражать си-нергику его образа и уровня, которые иллюстрируют:
1) возможности работы ППС с представителями трех ступеней (бакалаврами, магистрами, докторами степени);
2) качество учебных материалов;
Рис. 1. Приоритетность и подвижность страт КМ ППС
3) органичность сочетания научно-исследовательской работы и педагогической деятельности ППС в образовательном процессе;
4) мотивацию и развитие ППС.
Если уровень - это формализация образа ППС посредством результатов разнообразных рейтингов, то для формирования образа целесообразно оперировать таким инструментом, как портфолио. Оно предназначено для включения внутренних ресурсов ППС, мотивации ППС на их создание, культивирование и использование в целях развития профессиональной уникальности и конкурентоспособности ППС.
Профессиональная деятельность соответственно может быть представлена:
1) индивидуальными портфолио (преподавателя, административного работника);
2) групповыми портфолио (кафедры, факультета, направления бакалавриата / магистратуры, учебного заведения).
Учитывая особенности деятельности, возможно и целесообразно формировать проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, практико-ориен-тированные портфолио.
Любой из представленных типов порт-фолио должен содержать:
1) общие сведения о владельце порт-фолио,
2) материалы, демонстрирующие в продуктивном или рекомендательном виде достижения владельца портфолио,
3) материалы, характеризующие аналитические способности владельца портфолио,
4) материалы, иллюстрирующие направленность владельца портфолио на цели и результаты в ближайшем или отдаленном будущем.
Таким образом, если говорить о переходе к компетентностно-ориентированной подготовке преподавателей вуза, то следует заметить, что в отношении:
1) содержания образования - должно произойти изменение представлений преподавателя о качестве, сути образовательного процесса, оценки результативности;
2) педагогической деятельности -должны измениться цели деятельности, технологии и методики, требования к профессиональным компетенциям;
3) организации образовательного процесса - изменение структуры и логики учебного плана, образовательных технологий.
1 Корчагин Ю.А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический
фактор развития личности, экономики, общества и государственности. Москва: ВШЭ, 2011.
2 Васютин Ю.С. Просвещение как фактор формирования мотивации модернизации страны // Образование и общество. 2013. № 3. С. 4-9.
3 Томилин О.Б., Когучаев П.Н., Сухарев Л.А., Массерова Н.Н. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 1. С. 53-61.
4 Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: Монография / Под ред. В.И. Байденко и Н.А.Селезневой. М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
5 Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Постановление Правительства Российской Федерации № 803 от 23.12.05.
6 План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 гг. Приказ Министерства образования и науки РФ № 40 от 15.02.05.
7 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.