Научная статья на тему 'Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в техническом вузе в контексте Болонского процесса'

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в техническом вузе в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4087
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Марина Вячеславовна

Предметом анализа в настоящей статье являются роль и положение гуманитарных и социально-экономических дисциплин в техническом вузе в связи с присоединением к Болонскому процессу. Для этого автор анализирует Федеральные государственные образовательные стандарты технических направлений подготовки как бакалавров, так и магистров, обращая внимание, главным образом, на общекультурные компетенции. Среди важнейших компетентностных направлений подготовки, за которые отвечают гуманитарные и социально-гуманитарные дисциплины, можно выделить: умение вести коммуникацию, работать в команде, нести социальную и правовую ответственность, готовность к саморазвитию, видение различных социальных контекстов. Внимание обращается на междисциплинарные связи технических и социально-гуманитарных наук, определенные современным положением социально-технических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в техническом вузе в контексте Болонского процесса»

УДК 378.001

М.В. Прохорова ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Предметом анализа в настоящей статье являются роль и положение гуманитарных и социально-экономических дисциплин в техническом вузе в связи с присоединением к Болонскому процессу. Для этого автор анализирует Федеральные государственные образовательные стандарты технических направлений подготовки как бакалавров, так и магистров, обращая внимание, главным образом, на общекультурные компетенции. Среди важнейших компетентностных направлений подготовки, за которые отвечают гуманитарные и социально-гуманитарные дисциплины, можно выделить: умение вести коммуникацию, работать в команде, нести социальную и правовую ответственность, готовность к саморазвитию, видение различных социальных контекстов. Внимание обращается на междисциплинарные связи технических и социально-гуманитарных наук, определенные современным положением социально-технических систем.

Ключевые слова: технический вуз, компетентностный подход, образование, гуманитарные науки, социальные науки, экономические науки, Болонский процесс, бакалавриат, магистратура.

Российское образование находится на стадии модернизации. Отправной точкой модернизации послужило присоединение в 2003 году к Болонскому процессу. «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основными целями Процесса являются: построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания. Для стран-участниц обязательным является следующее:

• принятие общей системы сравнимых ученых степеней; введение во всех странах двух циклов учебы. При этом первый, бакалаврский, цикл должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, - не менее двух лет;

• создание систем кредитов в соответствии с европейской системой трансфера оценок (ЕСТБ);

• содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования, разработка сравнимых критериев и методов оценки качества;

• устранение препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах определенного пространства.

Важность образовательных реформ в России в духе Болонского процесса вызвана, в первую очередь, экономическими предпосылками и желанием интегрироваться в единое европейское пространство. Раздробленность образовательных систем (серьезные расхождения

при сопоставлении российских и европейских образовательных программ) препятствует единению с европейским сообществом, что мешает свободному передвижению труда (рабочей силы), товаров и капитала. В контексте изложенного возрастает необходимость в сопоставлении получаемых квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров фактически невозможно.

Согласно статье 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются такие уровни высшего профессионального образования, как бакалавриат, специалитет, магистратура. Нормативный срок обучения бакалавра - 4 года, специалиста - не менее 5 лет, магистра - 2 года. Однако в общей системе подготовки высшего образования количественно преобладает традиционное для России образование по так называемым специальностям. Эта система не вписывается европейскую, «непонятна» для большинства стран Европы и предполагает подготовку специалиста для определенного вида профессиональной деятельности. Она жестко регламентирована сроками обучения и едиными учебными планами, обладает меньшей гибкостью, например, обучающийся не может изменить профиль обучения, избрать индивидуальную образовательную траекторию. Вместе с тем в информационную эпоху развития общества знания устаревают очень быстро. Поэтому выпускнику желательно дать относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат, нормативный срок обучения согласно болонским принципам составляет от 3 до 4 лет. Магистратура (обычно 1 - 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, ориентацию на научноисследовательскую и/или преподавательскую работу.

В сентябре 2003 года на официальном коммюнике в Берлине Министры образования стран Европы обратили внимание на рамочную квалификационную структуру для системы образования Европы [1]. Министры рекомендовали странам, подписавшим Болонскую декларацию, разработать для своего высшего образования систему сравнимых и сопоставимых квалификаций, в которых они будут представлены в терминах рабочей нагрузки, уровня подготовки, результатов обучения, компетенции и направления деятельности. В рамках Болонского процесса существует единый список требований к освоению программ всех трех уровней - так называемые дублинские дескрипторы, которые сформулированы предельно обобщенно, чтобы их можно было применить для всех направлений обучения.

Предложенная система квалификаций выделяет следующие уровни высшего образования: короткий цикл высшего образования внутри первого цикла (незаконченное высшее образование в рамах бакалавриата), первый цикл высшего образования (бакалавриат), второй цикл высшего образования (магистратура), третий цикл высшего образования (докторантура/аспирантура). Также в рамках «дублинских дескрипторов» определяются общие минимальные требования к обучению слушателей всех уровней вне зависимости от направления подготовки.

Существует ряд квалификаций высшего образования, доступных для студентов, которые обучаются по программе бакалавриата, но не представляют весь спектр этого цикла. Подобные квалификации могут предоставить студенту возможность работать, а также обеспечивают подготовку и доступ к дальнейшему обучению. В рамках «дублинских дескрипторов» эти квалификации получили название короткого цикла высшего образования (в рамках первого цикла). Данный дескриптор предназначен для распространенного типа квалификаций, приблизительно приравниваемый к 120 зачетным единицам или их эквиваленту.

Квалификации, свидетельствующие о завершении короткого цикла высшего образования (внутри первого цикла) присваиваются студентам, которые:

• продемонстрировали знания и понимание в области обучения, которое естественно продолжает полученное ими раннее образование, и таким образом предполагает продвинутый уровень работы с текстом; подобные знания обеспечивают фундамент для работы или

иной профессиональной деятельности, развития личности, а также последующего завершения обучения на первом цикле;

• способны применять свои знания и понимание в контексте проводимого исследования;

• способны идентифицировать и использовать данные при формулировке ответов на четко обозначенные, конкретные и теоретические вопросы;

• способны представлять собственное понимание вопроса, навыки и деятельность руководителям и клиентам;

• обладают навыками обучения, необходимыми для получения дальнейшего образования с определенной степенью автономии.

Первым уровнем высшего образования является бакалавриат. После окончания вуза выпускнику присваивается квалификация «бакалавр» (по направлению). Например, бакалавр авиастроения, бакалавр вычислительной техники, бакалавр химической технологии и т.д. Объекты профессиональной деятельности: реальные секторы экономики, то есть организации, предприятия, учреждения, выпускающие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги. Как правило, учиться на бакалавров идут выпускники школ, не планирующие посвятить свою жизнь науке, научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. В целом для первого цикла высшего образования (бакалавриат) согласно европейским нормам предусмотрены следующие требования, отраженные в табл. 1.

Таблица 1.

Дублинская модель универсальных описаний компетенций бакалавриата («дублинские дескрипторы») для первого цикла высшего образования

Тип компетенций Компетенции для первого уровня (бакалавриата)

знание и понимание знание и понимание в области изучения, которое строиться на базе среднего образования и опираясь на продвинутый уровень работы с текстом, включает некоторые аспекты, требующие глубоких знаний в изучаемой области

применение знаний и понимания способность применять знания и демонстрировать их понимание в формах, показывающих профессиональный подход к работе или другой научной деятельности, имеют компетенции, предъявляемые при разработке, представлении аргументов и решении проблем в области изучения

формулирование суждений способность собирать и интерпретировать информацию (как правило, связанную с областью изучения), строить суждения и принимать решения, основанные на рефлексии социальных, научных или этических норм

коммуникативные способности (способности к передаче знаний) способность представлять различного рода информацию, идеи, проблемы и их решения, как в профессиональной, так и непрофессиональной аудитории в исследуемом контексте

способности к обучению обладают развитыми навыками обучения, необходимыми на следующей ступени высшего образования, которая требует больше автономии

Вторым уровнем высшего профессионального образования является магистратура. Для обучения по программе магистратуры принимаются лица, имеющие квалификацию «бакалавр». После окончания обучения выпускнику присваивается квалификация «магистр» (по направлению). Например, магистр авиастроения, магистр вычислительной техники, магистр химической технологии и т.д. Магистратура, в основном, предназначена для подготовки научных, научно-исследовательских и научно-педагогических кадров из числа бакалавров, которые имеют к этому виду трудовой деятельности определенные способности и наклонности. Квалификации, свидетельствующие о завершении магистратуры согласно европейским нормам, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Дублинская модель универсальных описаний компетенций магистратуры («дублинские дескрипторы») для третьего цикла высшего образования

Тип компетенций Компетенции для второго уровня (магистратуры)

знание и понимание знание и понимание, основанное и расширяющее рамки требований, предъявляемых к квалификации бакалавра, наряду с этим демонстрируют оригинальность в развитии и применении идей к своим исследовательским задачам

применение знаний и понимания способность применить свои знания и понимание к решению проблем в новых или незнакомых средах в более широком (междисциплинарном) контексте в соответствии с областью изучения

формулирование суждений способность к интеграции знаний и формулировке суждений на основе неполной либо ограниченной информации, рефлексии социальных и этических норм при реализации своих знаний и решений

коммуникативные способности (способности к передаче знаний) способность ясно и недвусмысленно представлять собственные заключения, доказывать собственные тезисы в профессиональной и непрофессиональной аудитории

способности к обучению обладают учебными навыками, позволяющими продолжить обучение в условиях большей автономии и самоуправления

Таким образом, европейское сообщество, предлагая квалификационные направления по разным уровням подготовки, прежде всего, указывает на общую траекторию образовательного процесса для стран-участниц Болонского процесса. Необходимо отметить, что приоритетными компетенциями выпускника любого вуза согласно дублинским дескрипторам являются компетенции, формируемые социально-гуманитарными науками: работа с текстом, интерпретация, грамотное построение своих суждений, умение строить доказательства, нацеленность на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.

Докторские (аспирантские) программы особо отмечаются необходимостью усиления взаимосвязи между сферами образования, науки и инноваций с целью повысить исследовательский и аналитический потенциал европейской науки в целом. Иными словами, докторантура (аспирантура) служит связующим звеном между образованием, наукой, практической сферой деятельности (табл. 3). Обладание перечисленными компетенциями учитывает-

ся при получении степени PhD, а также при приеме на работу в учреждения высшего образования или научные учреждения, однако при устройстве на работу в другие секторы нередко требуется иной набор навыков.

Таблица 3

Дублинская модель универсальных описаний компетенций аспирантуры («дублинские дескрипторы») для третьего цикла высшего образования

Тип компетенций Компетенции для третьего уровня (аспирантуры)

знание и понимание системное понимание своей сферы исследований и владение навыками и методами исследования, которые используются в данной сфере

применение знаний и понимания способность создавать замысел, разрабатывать проект (структуру, методологию и т.п.) целостного научного исследования, проводить само исследование, при необходимости модифицируя изначальный проект; вклад в науку при помощи оригинального исследования, которое расширяет границы имеющегося знания, путем осуществления значимой научной работы, отдельные результаты которой достойны публикации в реферируемых национальных или международных изданиях

формулирование суждений способность к критическому анализу, оценке, а также синтезу новых комплексных идей

коммуникативные способности (способности к передаче знаний) способность общаться в формате диалога со своими коллегами, научным сообществом и обществом в целом по вопросам, связанным со сферой своей специализации

способности к обучению способность к продвижению технологических, социальных или культурных достижений в рамках академического и профессионального контекстов

Рабочая группа по социальным наукам и экономике, включающая, главным образом, представителей университетов, предлагает следующий список навыков, которые делают обладателя степени PhD более привлекательным кандидатом для работодателей вне образовательных и научных учреждений:

• аналитические навыки;

• знание методологии и умение применять различные методы;

• навыки коммуникации и презентации;

• навыки управления (менеджмента);

• опыт общения в рамках международной и межкультурной среды и способность работать в подобной среде;

• знание иностранных языков;

• навыки общения и управления коллективом;

• компьютерные навыки;

• определенные познания в точных науках (например, знание статистики);

• междисциплинарные знания и навыки, позволяющие видеть более широкую картину мира;

• предпринимательские навыки;

• социальные навыки, которые могут быть применены в разных социально-экономических контекстах;

• творческое мышление, способность к инновациям для создания новых идей за рамками отдельных дисциплин;

• представление об этике;

• умение решать проблемы;

• умение находить финансирование [2].

Формирование основ перечисленных навыков также происходит в рамках социальногуманитарных наук. Умение достигать прочных позиций в профессиональной деятельности будет зависеть не просто от владения знаниями и навыками по выбранному направлению подготовки, а от способности адаптироваться к изменчивым условиям социальной среды. А для этого необходимо хорошо ориентироваться в различных контекстах социального окружения, быстро находить решения и предпринимать действия. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что европейское образовательное сообщество ориентирует страны-участницы Болонского процесса на подготовку, с одной стороны, узкоспециализированных работников в конкретной области, а, с другой стороны, умеющих управлять социальными контекстами, просчитывать социальные риски, видеть направления дальнейшего саморазвития, обладающих мобильностью, социальной ответственностью. Подобные тенденции не исключают гуманитарной составляющей из образовательных программ разного уровня. Россия, присоединившись к Болонскому процессу, ориентирует систему высшего профессионального образования на модернизацию, одним из атрибутов которой является смена государственного образовательного стандарта (2000 г.) на федеральный государственный образовательный стандарт, который представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ. Так, основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, а также профессионального. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности или для продолжения профессионального образования в магистратуре. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирует вузы на компетентностный подход, при этом «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области1». Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у обучающегося должно быть сформировано целостное социальнопрофессиональное качество, позволяющее ему успешно решать профессиональные задачи и взаимодействовать с другими людьми. В структуре компетенций, определенных Федеральным образовательным стандартом, выделяются общекультурные и профессиональные компетенции. Общекультурные компетенции в отличие от профессиональных компетенций носят более устойчивый характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то общекультурные компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик.

1 Определение дано в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата

Количество и перечень компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования значительно отличаются друг от друга. Различия достаточно существенны - общее число компетенций изменяется от 26 до 76, число общекультурных компетенций среднем варьируется от 9 до 22, число профессиональных компетенций - от 11 до 53. Результаты обучения в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть (навыками)» и указаны по учебным циклам только для базовых частей образовательных стандартов. Знания, умения и навыки, как проектируемые результаты освоения вариативных частей циклов, должны определяться основной образовательной программой вуза. В соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В России в настоящее время взят курс на повышение престижа инженерной профессии, развитие которого будет вестись по нескольким направлениям, в том числе в аспекте повышения качества инженерного образования. Предпринимаются значимые шаги в этом направлении. Например, создаются кафедры на отраслевом производстве. Так, в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева базовая кафедра «Конструирование атомных установок» института ядерной энергетики и технической физики создана и располагается в ОАО «ОКБМ Африкантов». В данной ситуации предприятие в большей степени заинтересовано в подготовке квалифицированных кадров для атомной отрасли и предпринимает самые энергичные шаги для совершенствования учебного процесса. На кафедре обучаются около 100 студентов четверного и пятого курсов по специальностям «Атомные и тепловые станции» и «Ядерные реакторы и энергетические установки». Учебные аудитории кафедры расположены в помещениях ОАО «ОКБМ Африкантов». Лекции читают сотрудники предприятия, большинство из которых имеют ученые степени кандидатов и докторов технических наук. Лабораторные занятия и практика проводятся в производственных подразделениях и цехах предприятия. Это позволяет интегрироваться в производственный процесс, овладеть более глубокими компетенциями. Кроме того, такое тесное взаимодействие вузов с работодателями вместе с соответствующим структурированием содержания образовательных программ гарантированно обеспечат актуальность высшего технического образования, а также единый подход к формированию вариативных частей основных образовательных программ и, следовательно, академическую мобильность.

Бакалавры и магистры инженерного профиля согласно европейским требованиям должны выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда, уметь прогнозировать последствия своей деятельности [3, с. 91]. В болонской модели от бакалавра-инженера требуется обладать системными профессиональными знаниями в определенной области наук, способностью их применять для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям, иметь навыки работы в лаборатории, способность осуществлять подбор и использовать необходимое оборудование, инструменты и методы, работать как член команды. Магистр-инженер в болонской модели должен обладать глубокими принципиальными знаниями, уметь решать неизвестные ранее задачи, создавать концептуальные инженерные модели, системы и процессы, применять инновационные методы для решения инженерных задач, разрабатывать новые идеи, принимать неизвестные ранее проектные решения, планировать и проводить аналитические исследования, интегрировать знания для решения комплексных практических задач, быть способным эффективно функционировать в качестве лидера группы. Согласно болонским принципам бакалавр, подготовленный в области техники и технологии, как выпускник программы первого цикла должен иметь достаточную квалификацию для того, чтобы войти в инженерную профессию и найти себе соответствующее

место на рынке труда. Профессиональное развитие инженера до уровня самостоятельного творчества предусматривается последующей магистерской подготовкой по программе второго цикла.

Согласно требованиям к компетенциям выпускников первого и второго циклов подготовки специалистов в области техники и технологий, разработанных в рамках проекта EUR-ACE, бакалавры должны иметь следующие личностные навыки [4, с. 15], необходимые для инженерной деятельности и имеющие широкий спектр применения:

• способность эффективно работать как индивидуально, так и в качестве члена команды;

• умение использовать различные методы с целью эффективного взаимодействия с инженерным сообществом и обществом в целом;

• понимание вопросов здравоохранения, безопасности, юридических аспектов и ответственности за инженерную деятельность, понимание влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду;

• готовность следовать кодексу профессиональной этики и нормам инженерной практики;

• осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий;

• осознание необходимости самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всей жизни.

В подготовке магистров к перечисленным навыкам добавляются:

• способность эффективно действовать в качестве лидера команды, которая может состоять из специалистов различных направлений и квалификаций;

• умение эффективно взаимодействовать в национальном и международном контекстах.

Согласно европейским требованиям, деятельность инженера, с одной стороны, направлена на создание проектов будущих технических систем или процессов, их эксплуатации, ремонта, ликвидации, модернизации, с другой стороны, инженерная деятельность все более превращается в социально-инженерную, что определяется особыми социальными целевыми установками инженерных проектов. Именно поэтому доминирующее место в профессиональной подготовке начинает занимать формирование личностных качеств инженера.

Таким образом, вопрос повышения качества подготовки инженеров в вузе не может решиться без главной проблемы - интенсификации образовательного процесса, в который наряду с техническими дисциплинами войдет гуманитарная составляющая. Современный инженер работает со сложными техническими системами. Его деятельность связана с конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также выводом из эксплуатации. Все эти виды деятельности отличаются многовариантностью осуществления, неоднозначностью результата, взаимодействием между собой факторов различной природы, силы и длительности действия. Однако важно то, что инженерные системы создаются и функционируют в аспекте интересов людей. «Техническое образование, дающее человеку весьма узкие профессиональные знания, вырабатывает соответствующие утилитарно-рациональные подходы (стереотипы), которые затем из непосредственно профессиональной области, где они уместны, переносятся на мировоззренческий уровень, где становятся своеобразными шорами, способствующими развитию весьма ограниченной личности» [5, с. 57]. Социальногуманитарное знание задает не только позицию в социальной жизни, но также социальнозначимые, этические ориентиры профессиональной деятельности. Профессор Л.Н. Евменова указывает на парадоксальную ситуацию в области развития техники и технологий: «с одной стороны, прогрессируют наука, техника и технологические процессы, с другой - всё чаще происходят техногенные катастрофы (Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, авиа и автокатастрофы, обрушение строительных сооружений и др.). Всё чаще причиной катастроф становится «человеческий фактор»» [6, с. 15]. Преподавание социальных, экономических и гуманитарных дисциплин в техническом университете является важным не только для общего развития специалиста, повышения его интеллектуальных и творческих возможностей, но

становится необходимым компонентом формирования профессиональной компетентности инженера в вопросах социальной ответственности. Это означает: современный инженер должен научиться оценивать последствия своей профессиональной деятельности, что требует реализации новой концепции инженерного образования, предполагающей понимание оснований техники и инженерного творчества. Социально-гуманитарная составляющая современного инженерного образования должна стать не просто дополнением к естественнонаучным и техническим знаниям, а составной частью фундаментальной инженерной подготовки.

К тому же с учетом психофизиологических свойств личности специалистов всю совокупность инженерных функций можно подразделить на две условные группы:

1) исполнительские: производственно-технологические, эксплуатационно-управленческие и оперативно-управленческие;

2) творческие: экспериментально-исследовательские и проектно-конструкторские.

Перечни видов и обобщенных задач функциональной профессиональной деятельности бакалавров-инженеров определяются и различаются для разных типов технических объектов. С учетом этих факторов представляется целесообразным формировать лишь те знания и профессиональные компетенции специалистов, которые являются доминирующими и наиболее часто встречающимися в конкретной группе содержательных функций.

Специфические знания и компетенции инженеров, занимающихся экспериментальноисследовательской и проектно-конструкторской деятельностью:

• владение методологией научных исследований и уметь использовать ее при решении профессиональных задач;

• знание теоретических основ планирования и проведения инженерного эксперимента, статистических методов обработки экспериментальных данных;

• умение осуществлять поиск и анализ научно-технической информации по технике инжиниринга;

• знание правил проведения маркетинговых исследований и владение навыками составления бизнес-планов;

• знание правил патентных исследований, умение использовать их для выявления патентоспособности разрабатываемых технических объектов;

• умение разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты технических объектов с использованием средств автоматизированного проектирования и расчетов;

• умение проектировать технологические процессы в конкретной предметной области с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства;

• умение выполнять расчеты по проектам, проводить технико-экономический и функционально-стоимостной анализ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• умение обосновывать эффективность принимаемых конструкторско-технологических решений;

• умение оценивать риски коммерциализации разработанных проектов.

Специфические знания и умения, которыми должны обладать инженеры, занятые производственно-технологической, эксплуатационно-управленческой и оперативноуправленческой деятельностью:

• умение планировать и организовывать работу персонала производственного коллектива по изготовлению технических изделий, по надежной и эффективной эксплуатации оборудования на конкретном участке производства;

• умение обучать персонал производственного подразделения инновационным приемам работы, правилам безопасной жизнедеятельности, менеджменту качества, рациональному расходованию ресурсов;

• умение составлять техническую документацию: графики работ, служебные инструкции, фонды оплаты труда, сметы, заявки на оборудование и материалы, отчетные документы и

т.д.; документацию по созданию системы менеджмента качества производственного предприятия;

• умение пользоваться современными приборами и аппаратами, комплексами для наладки технических объектов любой сложности;

• знание правил выполнения работ по стандартизации, умение подготовить к сертификации технические средства, системы, процессы, оборудование;

• умение находить оптимальные решения при эксплуатации технических объектов с учетом требований качества, надежности, минимизации эксплуатационных расходов, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

• знание государственных и международных стандартов качества и умение организовать контроль за их соблюдением на вверенном участке производства;

• знание современной диагностической аппаратуры и умение использовать ее в конкретных производственных условиях;

• умение разрабатывать и реализовывать мероприятия по комплексному и экономному использованию сырья, топлива и электроэнергии, по замене дефицитных материалов, заготовок, по выбору оборудования и технологической оснастке;

• знание принципов построения и функционирования сложного технологического объекта, особенностей его конструктивного исполнения, режимов и параметров его работы;

• обладание устойчивой эмоционально-волевой сферой и высокой быстротой отработки психомоторных операций по адекватному оперативному управлению техническим объектом в нештатных и аварийных ситуациях [7, с. 66].

Федерацией европейской национальной ассоциацией инженеров ^ЕА№) сформулированы следующие требования к профессии инженера:

• понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу и сохранять окружающую среду;

• наличие высокого уровня понимания принципов инженерии, основанных на математике и других научных дисциплинах, имеющих отношение к специализации;

• общие знания об инженерной деятельности в области специализации и о характере современного производства, включая использование материалов, компонентов и программного обеспечения;

• способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем;

• умение использовать существующие и перспективные технологии, относящиеся к области специализации;

• знание инженерной экономики, методов обеспечения качества, умение использовать техническую информацию и статистику;

• умение работать в команде над междисциплинарными проектами;

• способность быть лидером, включая административные, технические, финансовые и личностные аспекты;

• коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции с помощью непрерывного профессионального развития;

• знание стандартов и правил, соответствующих области специализации;

• следование постоянно развивающимся техническим изменениям и творческий поиск в рамках профессии;

• свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе [8].

Таким образом, европейские стандарты определяют, что инженерная деятельность предполагает не только взаимодействие с техникой, но в значительной мере - с людьми. Как правило, инженер-магистр становится руководителем коллектива. Следовательно, он должен знать, как функционирует коллектив, какое место занимает отдельный человек в коллективе,

как разрешать конфликтные ситуации между людьми, создавать благоприятный психологический климат, психологическую совместимость работников. Общетехнические вопросы нередко требуют решения гуманистических проблем - экологических, эстетических, нравственных, правовых, т.к. специалисты технического профиля ответственны за внедрение и использование результатов труда в социальную практику.

Сегодня понимание невозможности дальнейшего бесконтрольного и нерегулируемого развития техники приводит к формированию новой концепции инженерного образования, включающей изучение социокультурных оснований и смыслов техники. Инженерия понимается не только как конструирование новых приборов, машин, механизмов, создание более совершенных технологий, но и деятельность по изменению социокультурного пространства, в котором живет человек. Инженер поэтому не может быть безучастен к широким последствиям своей деятельности, включающим не только технико-технологические показатели, но и изменения природы, общества и человека. Не случайно за рубежом еще в 80 -х годах ХХ века специалисты, обсуждающие проблемы инженерии, подчеркивали необходимость комплексного социокультурного (экономического, экологического, социально-политического) анализа любого технического проекта, ценность которого определяется не столько технологической новизной, но, прежде всего, соразмерностью человеку и обществу, а также безопасностью по отношению к природной среде [9, с. 111].

Следует заметить, что если раньше требования по федеральному компоненту блока гуманитарных и социально-экономических инженерных направлений были едиными, то в настоящее время существенно различаются. В базовую часть гуманитарного и социальноэкономического блока Федеральных государственных образовательных стандартов фактически по всем техническим направлениям подготовки включены такие дисциплины как история, философия, иностранный язык, экономика (экономическая теория, экономика отрасли). Вместе с тем такие дисциплины, как социология, политология, культурология, правоведение, психология и педагогика, которые были обязательными в стандартах второго поколения, на усмотрение высшего учебного заведения переходят либо в вариативную часть гуманитарного и социально-экономического блока, либо отсутствуют в учебных планах. В связи с этим вузы поставлены в жесткие рамки, как без ущерба подготовки бакалавров за меньшее количество часов, отведенных на изучение социально-гуманитарных дисциплин, выпустить бакалавра, обладающего необходимыми знаниями, умениями, владениями в области гуманитарной культуры. При этом трудоемкость базовой части соответствующего учебного цикла может варьироваться в учебных планах от 8 до 20 зачетных единиц, т.е. на одну дисциплину может быть выделено от 2 до 5 зачетных единиц (36-180 часов). Если брать минимально допустимые значения зачетных единиц (2-3 зачетные единицы), то в этих рамках можно представить лишь обзор проблематики предмета, его фундаментальных концепций, но вряд ли этого временного ресурса достаточно, чтобы дать глубокие навыки. В частности (и это важно) реализация компетентностно-ориентированных основных образовательных программ предполагает использование новых образовательных технологий, т.к. Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают ограничение лекций, широкое использование активных форм проведения учебных занятий.

Отсутствие единого подхода к формированию вузами содержания вариативной части образовательного стандарта приведет к еще большим различиям образовательных программ,

а, следовательно, к отличиям в наборе компетенций выпускников разных вузов. Если для профильного цикла дисциплин это является несомненным преимуществом, то для гуманитарного и социально-экономического блока - это недостаток, т.к. из образовательного процесса могут выпасть часть социализирующих дисциплин. Дисциплины гуманитарного и социально-экономического блока занимают приблизительно 15 % учебного времени бакалавров технического профиля. Эти дисциплины определенно важны, носят общенаучный и мировоззренческий характер.

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин в основном отвечает за формирование общекультурных компетенций бакалавров технического профиля. Если выпускник втуза приобретает указанные компетенции, он оказывается более приспособленным к профессиональной жизнедеятельности, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

В последнее время появились публикации, в которых обсуждается и анализируется перечень необходимых общекультурных компетенций для гармоничной жизнедеятельности человека в обществе. Так, И.А. Зимняя обращает внимание, что общекультурные (в ее терминологии «ключевые») компетенции можно рассматривать в трех аспектах:

1. Компетенции, относящиеся к формированию личности, как субъекту жизнедеятельности:

• компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

• компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны, религии;

• компетенции интеграции: структурирование, расширение, приращение накопленных знаний;

• компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства и гордость за них (герб, флаг, гимн);

• компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми:

• компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие других людей;

• компетенции в общении: устном, письменном; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; иноязычное общение.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах:

• компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и разрешение;

• компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность;

• компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность [10].

Предложенная типология достаточно сумбурно отражает дефиниции, которыми в итоге должен обладать человек. Но выделяет направления для их развития: личностное, коммуникативное, собственно деятельностное. В Федеральных образовательных стандартах бакалавриата технического профиля все три выделенных направления И.А. Зимней охватываются общекультурными компетенциями.

Анализ содержательной стороны общекультурных компетенций образовательных стандартов третьего поколения бакалавриата технического профиля, позволяет спроектировать модель социально-профессионального развития, которая включает в себя следующие

приоритетные направления: коммуникация, командная работа, социальная и правовая ответственность, саморазвитие, видение социальных контекстов (табл. 4). Представленная модель базируется на дисциплинах гуманитарного и социально-экономического блока, компетенции, за которые отвечают другие блоки дисциплин, в данной модели не рассматриваются.

Рассмотрим более подробно, какие знаньевые и деятельностные компоненты включаются в каждое компетентностное направление.

Таблица 4

2

Модель общекультурных компетенций бакалавра технического вуза

Направления Общекультурные компетенции

Коммуникация - логически аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений; - способность использовать один из иностранных языков не ниже разговорного.

Командная работа - Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Социальная и правовая ответственность - осознание гуманистических ценностей для сохранения и развития современных цивилизаций, готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; - способность осознавать социальную значимость своей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности; - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; - способность использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности; - способность защищать свои права и обязанности как гражданина своей страны; - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Саморазвитие - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; - способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

2 В модели представлены общекультурные компетенции, которые встречаются в ФГОСах ВПО по техническим направлениям подготовки бакалавров

Окончание таблицы 4.

Видение социальных контекстов

- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия;

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социальнозначимые проблемы и контексты;

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально

и личностно значимые философские проблемы._________________________

1. Коммуникации:

Выпускник на соответствующем уровне должен иметь опыт применения на практике знаний:

• о природе коммуникаций;

• о видах и формах коммуникаций;

• о влиянии национальной и деловой культуры, в том числе особенностей и норм иностранного языка, на коммуникации;

• о психологии делового общения;

• об особенностях вербальной и невербальной коммуникации;

• об особенностях коммуникации в профессиональной среде и в обществе;

• о стратегиях устной и письменной коммуникации, в том числе на иностранном языке;

1. Командная работа предусматривает опыт применения на практике:

• методов планирования и организации командной работы;

• технологий командной работы;

• принципов работы в команде (взаимозависимость, разделяемая ответственность и полномочия, общий результат, синергийный эффект);

• знания особенностей работы в междисциплинарной и международной команде.

2. Социальная ответственность:

Выпускник должен приобрести знания видов и норм социальной ответственности (политической, моральной, общественной, юридической, экологической), иметь опыт и уметь:

• принимать взвешенные решения;

• исполнять гражданский долг;

• выступать с политическими и гражданскими инициативами;

• принимать ответственность за результаты деятельности;

• следовать общечеловеческим ценностям;

• исполнять моральный долг, соотносить свои действия с моральными нормами общества;

• прогнозировать социальные, экономические и экологические последствия принятых решений комплексных и инновационных инженерных задач;

• профессионально реагировать в чрезвычайных экологических ситуациях;

• разбираться в нормативно-правовых документах в области конституционного строя, гражданско-правовых отношений, авторского права, трудовых отношений;

• уметь отстаивать свои законные права и интересы, обладать навыками публичной дискуссии.

3. Саморазвитие предполагает следующие знания:

• критериев готовности к инициативному совершенствованию профессиональной деятельности и личностному развитию;

• видов самостоятельной образовательной деятельности для профессионального, личностного, социального и культурного развития;

• дидактических принципов формирования программ самообразования (развитие образовательных потребностей, осознанность и приоритет самообучения, опора на опыт, индивидуализация, системность, элективность и контекстность самообучения, актуализация результатов самообразования);

• и наличие умений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самообучаться для решения жизненных проблем и достижения профессиональных целей;

• самостоятельно управлять своей образовательной деятельностью;

• использовать в качестве источника самообучения собственный профессиональный и жизненный опыт, а также опыт других;

• выбирать соответствующие формы и технологии самообразования и самообучения;

• управлять временными, пространственными, профессиональными и социальными факторами, влияющими на процессы самообучения;

• вырабатывать собственный индивидуальный стиль образовательной деятельности, адекватный поставленным целям и задачам самообучения;

• действовать рефлексивно в процессе самообучения и оценивать его результаты;

• получать удовлетворение от самообразования и самообучения.

4. Видение социальных контекстов предполагает наличие следующих умений:

• видеть и понимать социальные проблемы общества;

• ориентироваться в социально-исторических процессах;

• интерпретировать политическую ситуацию в России и мире;

• уважать культурные ценности, в том числе при построении межкультурных коммуникаций;

• грамотно реагировать и управлять конфликтными ситуациями.

Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, а также к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Главным принципом подготовки магистров по определенной программе является фундаментальная и специальная профессиональная подготовка. Она заключается в подборе общеобразовательных и специальных курсов в пропорциях, обеспечивающих как расширение кругозора будущего магистра, так и получение им узких знаний в конкретной области. Если бакалавр-инженер - это специалист, который эксплуатирует, поддерживает и модернизирует технические объекты и технологические процессы, то магистр-инженер - это профессионал с глубокой фундаментальной и специальной системной подготовкой, который призван и способен разрабатывать новые принципы функционирования технических систем и объектов, предлагать и обосновывать внедрение новых физических процессов в проектируемые объекты, проводить тончайшее и глубокое математическое и физическое моделирование, организовывать сложный эксперимент и уметь на основе современных математических методов обработки извлечь из него максимум информации. Другими словами, бакалавр-инженер - это массовый специалист, это инженер-эксплуатационник, а магистр-инженер - это элитный специалист, инженер-разработчик, инженер-исследователь. В образовательных стандартах магистерской подготовки реализация дисциплин социальногуманитарного профиля относится к общенаучному блоку. Все компетентностью общекуль-

турные направления бакалавриата так или иначе находят отражение в магистратуре, приобретая более глубокий характер (табл. 5). Качественно изменяются требования к результатам освоения иностранного языка. Если бакалавры должны владеть иностранным языком на уровне не ниже разговорного, то магистры - свободно строить устную и письменную речь, используя научную терминологию.

Таблица 5

Модель общекультурных компетенций бакалавра технического вуза

Направления Общекультурные компетенции

Коммуникация - свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, переписки и документооборота; готовить презентации, делать доклады, писать статьи и отчеты о научно-исследовательской работе, в том числе на иностранном языке; - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - владеть навыками формирования и аргументации собственных суждений и научной позиции.

Командная работа - использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом; влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности; - готовность к активному общению с коллегами в научной, производственной и социальной сферах деятельности; - способность организовывать и возглавлять работу небольшого коллектива инженерно-технических работников, работу небольшого научного коллектива, готовность к лидерству.

Социальная и правовая ответственность - владеть основными знаниями и методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;владеть культурой безопасности и риск-мышлением; - осознавать, критически оценивать и анализировать вклад своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности; - способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности при разработке и осуществлении социально значимых проектов; - понимать необходимость соблюдения норм здорового образа жизни, понимать ценности культуры, науки, производства, необходимость соблюдения прав и обязанностей гражданина, способность использовать когнитивные, эмоциональные и волевые особенности психологии личности;

3 В модели представлены общекультурные компетенции, которые встречаются в ФГОСах ВПО по техническим направлениям подготовки магистров

Окончание таблицы 5

Социальная и правовая ответственность - уметь использовать нормативные документы в своей деятельности.

Саморазвитие - совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; владеть культурой мышления, иметь способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - самостоятельно овладевать новыми методами исследования в условиях изменения научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и компетенций; критически оценивать свои достоинства и недостатки; - самостоятельно приобретать с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; - обладать мотивацией и способностями для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; - уметь использовать полученные знания для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности; - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности; - способность адаптироваться к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; - способность анализировать и критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности.

Видение социальных контекстов - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы; осознавать социальную значимость своей будущей профессии; - уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям России, толерантно воспринимать социальные и культурные различия и особенности других стран; использовать в личной жизни и профессиональной деятельности эстетические и правовые нормы, регулирующие межличностные отношения и отношение к обществу, окружающей среде, основные закономерности и нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина; - анализировать и делать выводы по социальным, этическим, научным и техническим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к основным видам деятельности бакалавров технического профиля относятся:

- проектно-конструкторская (сбор и анализ данных для проектирования, расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования, разработка проектной и рабочей технической документации, оформление проектно-конструкторских работ, контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов);

- производственно-технологическая (организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технического оборудования, контроль за соблюдением технологической дисциплины, обслуживание технологического оборудования, организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции, участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки и производства новой продукции, оценка инновационного потенциала новой продукции, контроль за соблюдением экологической безопасности, подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов, составление и оформление оперативной документации);

- научно-исследовательская (изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования, математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов программ автоматизированного проектирования и исследований, проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований, составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок);

- организационно-управленческая (участие в организации работы малых коллективов исполнителей, планировании работы персонала и фондов оплаты труда, принятии управленческих решений на основе экономических расчетов, участие в организации выбора технологий, средств технологического оснащения, автоматизации, вычислительной техники, для реализации процессов проектирования, изготовления, технического диагностирования и программных испытаний, участие в организации работ по обследованию и ре-инженирингу бизнес-процессов на предприятиях, анализу производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, результатов деятельности производственных подразделений, разработке оперативных планов их работы, проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков, участие в разработке документации (графиков работ, инструкций, смет, планов, заявок на материалы, средства и системы технологического оснащения производства) и подготовке отчетности по установленным формам, а также документации регламентирующей качество выпускаемой продукции);

- сервисно-эксплуатационная (проверка технического состояния оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта, приемка и освоение вводимого оборудования, составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации и ремонт, составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний);

- монтажно-наладочная (монтаж, наладка и испытание производственного оборудования).

В магистратуре к этому перечню добавляется научно-педагогическая, инновационная и консультационно-экспертная деятельность. Научно-педагогическая деятельность реализуется благодаря участию в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других средних

учебных заведений к получению высшего образования в определенной области подготовки, а также благодаря участию в подготовке и проведении практических занятий, семинаров, лабораторных занятий в качестве учебно-вспомогательного персонала. Качественно организованная научно-педагогическая практика вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и позволяет им свободно ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения высшего образования, углубленно исследовать теоретические основы преподаваемого предмета, дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе, самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения, владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научнопедагогической практике, владеть культурой речи и общения. Научно-инновационная деятельность представляет собой главным образом внедрение результатов научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики, участие в управлении проектами, связанными с внедрением наукоемких инноваций. Инновационная инженерная деятельность способствует разработке и созданию новой техники и технологий, доведенных до получения с их помощью товарной конкурентоспособной продукции. Понимание взаимодействия науки, техники, технологий и промышленного производства ставит перед современным инженерным образованием задачи интеграции всех этих направлений посредством междисциплинарной интеграции в процессе подготовки специалиста к инновационной инженерной деятельности. Интегральный подход отражает объективную целостность системных связей различных уровней (природа - общество - человек). Гуманитарные и социально-экономические знания с этих позиций повышают общую культуру и уровень социализации, определяют направление и успешность профессиональной деятельности человека. При этом необходимо учитывать, что простое усвоение готовых знаний малоперспективно. Необходимы новые технологии, связанные с повышением качества подготовки специалистов высшего образования, формированием интеллектуальной культуры и реализацией творческих возможностей. Например, показателен опыт в преподавании экономики кафедры политической экономии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Суть метода состоит в организации непрерывного взаимодействия преподавателя экономики с теми студентами вечерней и заочной форм обучения, которые имеют ценный опыт инновационной деятельности и сталкиваются на практике с конкретными проблемами, требующими для своего решения тех или иных компетенций. Приступая к изучению общего курса экономики, такие студенты обычно стремятся обсудить эти проблемы в аудитории или напрямую обращаются за советом к своему преподавателю. Такие проблемные ситуации рассматриваются не как случайные, отвлекающие элементы процесса обучения, а как основа для непрерывного обогащения содержания учебного курса и педагогического творчества педагога, а также как актуальный предмет его научно-методических исследований. В задачи преподавателя входят сбор, анализ и концептуальное осмысление предлагаемых студентами-практиками инновационных задач, выстраивание взаимосвязей с соответствующими теоретическими разделами курса, интеграции подобных задач в лекционный материал, разработка на их основе материалов к семинарским занятиям (деловых игр, кейсов, расчетных задач, круглых столов и др.) [11, с.81].

Кроме того, в условиях бурно развивающихся технологий, быстрых перемен в техносфере, инженер обязан особенно учитывать, что каждое новое инновационное решение может привести к неоднозначным последствиям, которые нужно суметь предсказать. Современный технический проект должен сопровождаться не только технической, но и социальной экспертизой, которая могла бы представить возможные сценарии развития, предположить очевидные и неочевидные общественные последствия. Консультационно-экспертная

деятельность осуществляется путем проведения консультаций, инженеров-расчетчиков, конструкторов, технологов и других работников по достижениям отрасли и внедрению наукоемких технологий, проведение наукоемких экспертиз.

Перечень направлений деятельности студентов технических вузов свидетельствует, что для выполнения профессиональной деятельности выпускнику потребуются не только профильные дисциплины, но и общекультурные, которые позволят сформировать культуру восприятия и мышления, овладеть устной и письменной коммуникацией на русском и иностранном языке, методами и средствами получения, хранения, переработки информации, планировать саморазвитие и повышать свою квалификацию и мастерство, получить навыки работы и поведения в коллективе, использовать методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, понимать ценность культуры, науки, производства, значимость будущей профессии, использовать знание нормативно-правовой документации в своей деятельности. Социальное и гуманитарное образование в техническом университете является необходимым не только для общего развития будущего профессионала, повышения его интеллектуальных и творческих возможностей, но становится необходимым компонентом формирования профессиональной компетентности и профессиональной культуры инженера. Например, В.И. Панов указывает на исключительную важность предметов гуманитарного блока для становления личности студента технического вуза. Так, они способствуют:

- развитию творческой активности студентов;

- формированию личностной готовности к применению технических знаний и умений;

- развитию коммуникативных и организаторских способностей;

- формированию общечеловеческих (гуманистических) ценностей;

- расширению экологического сознания;

- усвоению знаний по инженерной психологии, психологии труда и культуре безопасности;

- развитию способности к непрерывному образованию в течение жизни и переучиванию в случае необходимости [12, с. 36].

Подготовка инженерных кадров должна обязательно исходить из двойственности природы техники, то есть из ее объективного и субъективного компонентов. Объективность техники состоит в том, что она проектируется, производится и эксплуатируется на основе законов естествознания; субъективность - в том, что человек на всех стадиях жизненного цикла техники активно взаимодействует с ней. Лишь он определяет потребность в новой технике, ставит цели, принимает решения исходя из своих интересов, своего понимания окружающей действительности. Качество проектируемых технических систем, их эффективность во многом определяются личностными характеристиками людей, поскольку именно люди учитывают меру своей активности, степени напряжения, оценку успешности выполняемой работы, опираясь на субъективное понимание смысла своей деятельности.

Г.В. Панина выделяет основные качества современного высококвалифицированного специалиста, в формировании которых решающую роль должны сыграть система гуманитарного образования. Во-первых, ориентация на социальную безопасность любого профессионального проекта. Это подразумевает понимание специалистами особенностей функционирования современного общества, тенденций его изменения, многовариативности и неопределенности путей его развития. Критически важным данное качество является для инженеров, создающих технические устройства, способные изменить облик окружающего мира. Компетентный инженер решает проблему не просто эффективности проекта, а социальной эффективности: насколько проект соответствует потребительскому спросу при существующих экологических, природоохранных, маркетинговых ограничениях, рассчитывает возможные риски и другие нежелательные социальные последствия.

Вторым важным качеством современного компетентного специалиста является способность предвидения перспектив, возможных направлений развития своей профессиональной области. Только в таких условиях может осуществляться успешная профессиональная деятельность в информационном обществе. Способность к прогнозированию предполагает понимание закономерностей социального развития, особенностей функционирования современной цивилизации, перспектив социокультурной динамики, что собственно достигается также изучением социально-гуманитарных дисциплин.

Третьей важнейшей характеристикой компетентного специалиста является не просто хорошее знание теории и технологии своей профессиональной деятельности, а умение применить их для решения конкретной задачи, практическая направленность профессиональных навыков и знаний, готовность использовать их для удовлетворения потребностей других людей и общества в целом. Качество подготовки специалиста в таких условиях будет определяться не объемом теоретических знаний, усвоенных им за годы обучения, а умением решать задачи потребителей, способностью приложить свои знания для удовлетворения их потребностей, готовностью и желанием оказывать профессиональные услуги. Это предполагает развитие особых личностных свойств, новое понимание профессиональных задач в способности решать проблемы потребителя наиболее эффективным и социально безопасным образом [13].

Воспитание подобных профессиональных качеств подразумевает фундаментальную экономическую, социологическую, культурологическую подготовку, овладение приемами межкультурной коммуникации и лингвистическую компетентность. В условиях глобализации современной экономики и общественной жизни в целом возрастает значение межкуль-турной компетентности, понимания особенностей межгрупповых взаимодействий, межличностного общения, что превращает социально-гуманитарную составляющую высшего профессионального образования не просто в необходимое дополнение, а в важнейшее условие профессиональной компетентности.

Значимость социально-гуманитарной подготовки для выпускников технических вузов, кроме того, определяется готовностью и возможностью в будущем к карьерному росту. Так, навыки, получаемые в процессе изучения гуманитарных дисциплин, являются жизненно необходимыми точки зрения изучения предметов технического цикла. Например, формирование общекультурной значимости познавательного поля позволяет обращать к ценности не просто знания, а самого процесса познания. Это особенно важно в современных условиях массового высшего образования, когда диплом не обеспечивает выпускника обязательным правом работы по специальности. Фактор наличия профильного высшего образования может иметь двоякое значение относительно профессиональной успешности работника: он может способствовать успешной карьере за счет того, что сотрудник обладает профессиональными знаниями и навыками, но может снижать его потенциал по причине наличия устойчивых стереотипов в его мышлении и деятельности.

И наоборот: отсутствие профильного образования может проявиться в качестве фактора, тормозящего профессиональную успешность работника, но может, напротив, повысить его успешность при его способности к переобучению и профессиональному творчеству.

Роль социально-гуманитарных наук состоит в том, что они способствуют активизации творческого мышления, превращая профессиональную компетентность в совокупность социально значимых интегративных качеств личности, позволяющих специалисту быстро и эффективно реагировать на меняющиеся условия социальной среды, формировать в себе качества, необходимые для выполнения той или иной профессиональной задачи, ориентируясь на общественную безопасность, экономическую эффективность и культурное развитие.

Таким образом, социальное и гуманитарное знание в целом способствует снятию противоречия между человеком и техникой, человеком и природой, так как оно дает такой уровень профессиональной культуры, который позволяет еще на этапе проектирования минимизировать негативные социальные и нравственные последствия инженерной деятельности,

формирует способность к адекватной оценке и принятию правильного решения в критической ситуации, актуализирует человеческий, а не только технический смысл инженерной профессии. Социально-гуманитарная компонента в инженерном мышлении и деятельности играет своего рода охранительную роль. С одной стороны, физическая безопасность для общества гарантируется социальной, нравственной, профессиональной компетентностью специалистов. С другой, знание механизмов функционирования общества, человеческой психологии, умение общаться, интеллектуальная гибкость облегчает вхождение человека в социум. Кроме того, гуманитарные и социальные науки способствуют развитию творческого мышления, коммуникативных навыков, построению траектории саморазвития, формируют социальную ответственность.

Библиографический список

1. Вестник Росаккредагентства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bulletin.nica.ru/index. php/tags/dublinskiedeskriptoryi (Дата обращения: 10.01 2013).

2. Outcomes of the First DOC-CAREERS Workshop [Электронный ресурс]. Эл. текстовые данные. -

La Fondation Universitaire, Brussels, March 2007. Режим доступа: http:// www.

eua.be/fileadmin/user_upload/files/EUA1_documents/1st_WS_DOC-Careers_OUTCOMES_new.pdf , (Дата обращения: 10.01 2013).

3. Чучалин, А.И. Американская и болонская модели инженера: сравнительный анализ компетенций [Текст] // Содержание образования, 2007. №3. С. 84-93.

4. Чучалин, А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций [Текст] / А.Чучалин, О. Боев, А. Криушова // Высшее образование в России. 2006. №8. С. 9-17.

5. Технико-технологические инновации в социокультурной динамике России. Материалы 111 Эн-гельмейеровских чтений [Текст]. - М., 1999. - 402 с.

6. Евменова, Л.Н. Духовно-нравственная подготовка инженера в вузе [Текст] // Новая университетская жизнь, 2010. №11(073). С. 14-15.

7. Михелькевич, В.Н. Компетентностная функционально ориентированная профессиональная подготовка инженеров в системе двухуровневого высшего образования [Текст] / В.Н. Михелькевич, С.В. Никифорова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007. № 2. С. 61-72.

8. Официальный сайт Федерации европейской национальной ассоциации инженеров [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.feani.org/webfeani/ (Дата обращения: 10.01 2013).

9. Huning, A. Das Schaffen des Ingenieurs: Beitraege zu einer Philosophie der Technik [Text] / A. Huning.

- Duesseldorf: VDI Verlag, 1987.

10. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Высшее образование сегодня, 2004.

11. Корнейчук, Б.В. Слабое звено в подготовке инженеров (экономика в техническом вузе) [Текст] / Б.В. Корнейчук, Е.А. Драгомирова // Высшее образование в России. 2010. №6. С. 78-82.

12. Панов, В.И. Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов [Текст] / В.И. Панов // Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек - Образование - Профессия». 6-8 июля 2009 г. - М.: ПИРАО, МГППУ, 2009. С. 3438.

13. Панина, Г.В. Социокультурная экспертиза инженерной деятельности [Текст] / Г.В. Панина // Экс-

пертиза в современном мире: от знания к деятельности. - М.: Смысл, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.