актуальные проблемы СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы обучения в инновационно-ориентированном вузе
Т. В. Семыкина*
Аннотация. Статья посвящена проблеме анализа особенностей инновационной системы высшего образования и важнейших принципов обучения в инновационном вузе в условиях модернизации высшей школы в Российской Федерации. Автор рассматривает реализацию принципа единства обучения и воспитания и принцип творческого подхода в обучении в процессе подготовки финансистов в экономическом вузе. Особое внимание уделено вопросу чтения дисциплин по выбору и дисциплин гуманитарного цикла.
Ключевые слова: инновационная система образования; инновационный вуз; модернизация образования; принципы обучения; качество образования; компетентностный подход; гуманитаризация образования.
Education principles in Innovative University
T. V. Semikina
Abstract. The article analyses the peculiarities of innovative system of higher education and the most important principles of education in innovative university in conditions of modernization of higher education in the Russian Federation. The author considers the principle of the unity of education and upbringing and creative approach to education of financiers in economic university. The author makes a special emphasis on optional and humanitarian courses.
Keywords: innovative system of education; innovative university; modernization of education; quality of education, principles of education; competence approach; humanitarisation of education.
Актуальность задачи формирования в России инновационной системы образования обусловлена процессами глобализации и модернизации. Мировой образовательный рынок сегодня является весьма высококонкурентным, поскольку образование в современном мире всё в большей мере становится главным фактором научно-технического прогресса, экономического роста и способом продвижения страны на мировом
рынке труда и новейших технологий. Повышение спроса на профессионалов высокого класса в условиях инновационного типа экономики потребовали от российских вузов ориентации на подготовку высококвалифицированных специалистов мирового уровня. Одновременно с этим встала задача создания соответствующего имиджа инновационного вуза как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.
*Семыкина Татьяна Васильевна — кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]
В значительной степени это обусловлено возрастанием требований к качеству и уровню профессиональной и практической подготовки будущих специалистов и переходом на уровне-вую систему образования в соответствии с основными принципами Болонского процесса.
Задача расширения форм качественных образовательных услуг отечественной высшей школой должна решаться с учетом и на базе использования европейского и мирового опыта в данной сфере. Участие России в Болонском процессе предоставляет новые широкие возможности для повышения эффективности, качества подготовки научной и экономической элиты нашей страны и продвижения российского образования на международной арене. Возрастание требований к качеству образования и уровню профессиональной подготовки специалистов в современных условиях обусловили необходимость создания в России инновационной системы образования, построенной на модели опережающего развития. Процессы модернизации высшего профессионального образования в нашей стране со всей остротой поставили практическую задачу перевода российских вузов на путь всестороннего обновления, перестройки учебно-образовательного процесса на инновационных основах1. Стратегия развития инновационного вуза включает в себя весь спектр основных направлений его деятельности, а также все аспекты повышения эффективности и качества научно-исследовательской, учебной, методической, воспитательной, работы со студентами и иных видов работы профессорско-преподавательского состава. Отечественное профессиональное высшее образование должно быть нацелено не только на подготовку высококлассных специалистов мирового уровня, но и подготовку национально ориентированной экономической элиты, патриотов своей страны, стремящихся к экономическому расцвету и духовному возрождению своей Родины. В связи с этим особое значение в процессе становления ин-
новационной системы образования приобретает последовательная реализация важнейших принципов обучения в инновационном вузе: 1. принцип единства обучения и воспитания, 2. принцип творческого подхода в обучении.
Понятие «инновационный вуз» означает создание современной, эффективной, качественно новой системы подготовки специалистов, профессионалов нового поколения, подготовленных на уровне лучших мировых стандартов. Достижение качественно более высокого уровня подготовки молодых специалистов для российской инновационной экономики, безусловно, требует активного изучения и использования передового зарубежного опыта в образовательной сфере. В мировом образовательном пространстве происходят глубокие сдвиги в традиционных подходах к высшему образованию. Особо следует выделить проблему качества образования как основное условие совместимости, мобильности и привлекательности единого мирового образовательного пространства. Опыт показывает, что высокое качество высшего профессионального образования в передовых странах мира стимулирует приток в западные университеты молодежи из многих регионов мира. В последние два десятилетия международная мобильность студентов в направлении стран ОЭСР возросла вдвое. При этом доходы от предоставления образовательных услуг приближаются к прибыли от финансовых услуг. Впереди всех находятся США, принимающие около 600 тыс. иностранных студентов, что составляет около 30% от их общего числа. США получают при этом 13 млрд долл. прибыли, что ставит эту статью американского экспорта на четвертое место по доходности2.
Самое главное в деле создания инновационных вузов в Российской Федерации — это то, что повсеместно требуются огромные созидательные и сознательные усилия, постоянный кропотливый труд всех вузовских коллективов по внедрению инновационной образовательной системы. Вступление Рос-
1Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г.
№ 393 // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. http://www.edu.ru/db/Data/-02/393.html.
2Силичев Д. А. Болонский процесс: опыт, итоги, проблемы // Современное вузовское образование: российский и европейский опыт: Материалы методологического семинара /Авт. кол. под ред. Я. А. Пляйса, Д. А. Силичева. - М.: Финакадемия, 2006. С. 51.
сии в 2003 году в Болонский процесс вызвало необходимость существенного переосмысления сложившегося исторического опыта отечественной высшей школы и переоценки современных подходов к образовательным технологиям в мире. Болонский процесс, предусматривающий создание единого европейского образовательного пространства, Европы знаний, обусловлен процессами глобализации и процессом стремительного обновления знаний. Он предполагает унификацию и согласование образовательных систем европейских государств. Основными элементами Болонского процесса являются: введение уровневого качественного образования и признание степеней и периодов обучения. Среди приоритетных задач в этом процессе выделяются следующие задачи:
— обеспечение качества образования;
— создание двухуровневой структуры образования;
— разработка структуры сопоставимых квалификаций;
— внедрение системы зачетных единиц;
— разработка совместимых учебных планов, программ обучения и научных исследований и др. Среди важнейших параметров выделяются следующие показатели: соизмеримость и сопоставимость критериев оценок и качества;
— возможность академического и профессионального признания разделов курсов, степеней и других достижений;
— накопительный и перезачетный характер образовательных единиц;
— гибкость учебных планов и программ;
— общий подход к мобильности и транснациональному образованию;
— равновесие традиций и инноваций;
— социальный аспект образования.
В связи с вышеперечисленными обстоятельствами возрастает актуальность разработки и реализации инновационной стратегии развития современной высшей школы в Российской Федерации. В системе объективных и субъективных факторов, обеспечивающих более
высокий уровень и качество отечественного высшего профессионального образования и перевода всех его звеньев на инновационные рельсы, следует выделить организационноадминистративные (грамотный менеджмент), финансово-экономические, культурные и социальные факторы. Среди основных социальных факторов, обеспечивающих высокое качество подготовки молодых специалистов в инновационном вузе, следует выделить следующие: - квалификация и профессионализм преподавательского состава;
- современная материально-техническая база вузов;
- компьютеризация учебного процесса;
- внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения.
При перестройке образовательного процесса на инновационных основах важно не утратить лучших традиций в российской системе высшего образования и его основных приоритетных черт: фундаментальности,
системности и широты. В связи с этим необходимо выделить и такую важную особенность российской высшей школы, как единство академической, научной и гуманитарной стратегий развития. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), большое внимание в вузах должно уделяться инновационным технологиям обучения, основанным на компетентностном подходе; а также внедрению в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий (ФГОС ВПО, раздел 7)3. Особенностью новых ФГОС ВПО является их ориентация прежде всего на результат обучения, определяемый набором общекультурных и профессиональных компетенций. В соответствии с пунктом 7.3. ФГОС ВПО бакалавра, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся реализация компетент-ностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
3Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009 г. № 747 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)».
занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Внеаудиторная работа студентов должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. В инновационном ВУЗе большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов. Сегодня все в большей степени востребована педагогика творческого развития, креативная педагогика, когда с помощью преподавателя студент из объекта обучения становится субъектом творчества, превращается из обучаемого - в обучающегося. В организации учебно-воспитательного процесса происходят кардинальные изменения — в характере и содержании взаимодействия между преподавателем и студентами. Наряду с привычными процессами передачи знаний усиливается акцент на более активное участие самих студентов в поиске новых знаний.
Инновационная система образования призвана готовить молодых специалистов, обладающих не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями. Креативная, развивающая педагогика выступает как требование самой жизни по формированию новаторского типа личности, применяющего полученные в вузе знания, умения и навыки в профессиональной деятельности. Инновационный вуз отличается существенным изменением содержания обучения и воспитания, обновлением форм и методов педагогической практики. Стратегия развития Финансового университета до 2015 г. вобрала в себя основные положения Концепции модернизации российского образования и Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., а также программу деятельности нашего коллектива по переходу на статус национального исследовательского университета. Она заключается в том, чтобы подготовить выпускника-специалиста финансово-банковской сферы, способного на основе полученных знаний, умений и навыков:
• эффективно управлять финансовобанковскими процессами;
• самостоятельно решать как типовые, так и нетрадиционные задачи;
• быть восприимчивым к инновационным явлениям;
• формировать объемный взгляд на объекты.
В Финансовом университете уже осуществлен переход на уровневую систему подготовки финансово-банковских кадров, внедряются компетентностная система в обучении студентов и модульная система организации образовательного процесса. На кафедрах разрабатываются и вводятся новые дидактические приемы обучения, соответствующие избранной образовательной системе подготовки бакалавров. Приняты меры по повышению эффективности самостоятельной работы студентов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется внедрению методов современной педагогики перспективы, педагогики развития и реализации сущностного потенциала личности студента. Речь идёт о формировании креативно организованного образовательного процесса, креативной педагогике. Креативная педагогика, в отличие от репродуктивной педагогики, формулирует возникающие проблемы развития, ищет пути их решения в научной и практической областях, в будущей деятельности выпускников4.
Поскольку основу современной образовательной стратегии инновационного ВУЗа составляет именно креативная педагогика, ориентированная на основную цель образования — создание условий для самоопределения, самореализации, раскрытия личностного потенциала и творческой деятельности обучающихся, — это обстоятельство предполагает необходимость разработки концепции единства образования и воспитания. Современное общество требует воспитания у студентов, как будущих профессионалов и квалифицированных работников, таких качеств, как компетентность, творческий подход к решению нестандартных ситуаций, дисциплинированность в сочетании с инициативой, коммуникабельностью и высокой
4Эскиндаров М. А. Креативная педагогика — основа образовательной стратегии вуза // Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография / Под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. М.: Финансовый университет, 2011. С. 10, 11.
технологической культурой; осознанной ответственности за результаты своего труда. Сегодня многие признают, что эти задачи, к сожалению, решаются высшей школой не всегда эффективно, в том числе из-за недостаточной взаимосвязи в вузе профессиональной подготовки специалистов и воспитательной работы с ними. Многие молодые специалисты отличаются низким уровнем общей культуры, пассивностью; либо ориентируются на работу в западных странах, либо вообще не работают по специальности. В связи с этим обстоятельством одним из инновационных приоритетов в системе высшего профессионального образования выступает задача усиления единства и взаимосвязи учебной, научной и воспитательной сторон целостного образовательного процесса, усиления в нем роли гуманитарной составляющей. Профессиональная подготовка специалистов в вузе должна идти «рука об руку» с культурно-воспитательной работой. Органическая взаимосвязь двух сторон целостной профессиональной подготовки студентов
— специальной и гуманитарной — является важным условием всестороннего и гармоничного развития личности будущих специалистов. Повышению эффективности и результативности всех сторон учебно-воспитательного процесса в высшей школе в значительной мере служит последовательная реализация принципа единства обучения и воспитания. Практическая реализация принципа единства обучения и воспитания, безусловно, способствует совершенствованию всех сторон целостного учебно-воспитательного процесса и всемерному повышению его эффективности.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации не только определена государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриотичного, уважающего права и свободы личности, проявляющего национальную и религиозную терпимость к традициям и культуре других народов. Основополагающая пара взаимосвязанных категорий, характеризующих учебно-воспитательный процесс, — это «цели» и «средства» обучения. Среди основных на-
правлений воспитания молодежи следует выделить следующие направления:
• трудовое воспитание (работник, творец, профессионал);
• политическое воспитание (гражданин, патриот);
• духовно-нравственное воспитание;
• культурное воспитание.
Патриотическое воспитание молодежи —
одна из актуальных задач и государства, и общества. Любовь к своей Родине, уважение к ее многовековым традициям и истории, в ерность гражданскому и в оенному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка — всегда считались основополагающими добродетелями в российском обществе. Благодарная память потомков о своих предках и их исторических подвигах — основа патриотических чувств молодых людей. Только обращение к истинным нравственным и духовным ценностям своего народа, его вере и истории может привить молодежи чувство любви к своему Отечеству и народу. Привычку к любви и первый урок человеколюбия дети получают в семье. Но прививать молодым людям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна и система образования.
Цели обучения: развитие у студентов творческого, инновационного мышления, воспитание трудолюбия, любознательности, социальной ответственности и многое другое. Учебно-воспитательный процесс в вузе представляет собой систему многостороннего влияния на личность студента: обучение, передача и прочное усвоение знаний; развитие творческих навыков, воспитание культуры и формирование мировоззрения молодого человека. А с другой стороны, это — такой сложный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, который в максимальной степени способствует выработке способностей к самостоятельному поиску ими новых знаний, развитию их аналитических способностей, формированию навыков творческого, профессионального применения полученных в ВУЗе знаний в практической деятельности.
В системе средств обучения большую роль играют лекции, семинарские и практические
занятия, учебно-деловые и учебно-ролевые игры, самостоятельная работа студентов, логические задания, научные проекты, подготовка научных докладов, презентаций, рефератов, эссе и т. д.
В системе принципов обучения студентов особое значение имеет принцип единства обучения и воспитания. Действительно, воспитательный процесс в высшем учебном заведении пронизывает все уровни и формы работы и в этом смысле объективно носит системный характер. Он должен реализовываться во взаимосвязи различных форм учебной, научно-исследовательской, культурно-массовой, пропагандистской работы, в организации студенческого самоуправления, в развитии воспитательной работы с преподавателями и сотрудниками университета и других форм5.
Система обучения студентов в высшей школе включает ряд фундаментальных положений:
1. Принципы обучения (единство обучения и воспитания; творческий подход к обучению и др.).
2. Методы обучения (проблемный метод, инновационный и др.).
3. Подходы (индивидуальный подход, компетентностный подход и др.).
4. Формы обучения (учебно-деловые игры, «круглые столы», дискуссии, диспуты, научные доклады и др.).
5. Стиль обучения (либерально-демократический, авторитарный и др.).
6. Приемы (убеждение, личный пример и др.).
7. Средства обучения (технические, мультимедийные средства и др.).
Важную роль в учебном процессе играет форма изложения учебного материала, использование презентаций, наглядность в обучении, четкость, убедительность и аргументация преподавателя. Все средства и методы обучения в совокупности нацелены на улучшение качества содержательной стороны учебного процесса, формирование у студен-
тов совокупности культурных и профессиональных компетенций.
Компетенция — это готовность студента реализовать свой творческий личностный потенциал, способность применять полученные знания, навыки и умения на практике, в профессиональной области. Каждая учебная дисциплина характеризуется особым набором общекультурных и профессиональных компетенций. Например, по направлению «Экономика» стандартом определено 16 общекультурных и 15 профессиональных компетенций, а по направлению «Менеджмент» таких компетенций соответственно 22 и 50. В стандарте бакалавра экономики приведены четыре области будущей деятельности бакалавров: 1) расчетно-экономическая; 2) аналитическая, научно-исследовательская; 3) организационно-управленческая; 4) педагогическая6.
В качестве примера можно привести компетенции, формируемые в совокупности с дисциплиной «Политология», дисциплиной по выбору (авторский курс) «Политические системы развитых стран Запада», следующие профессиональные компетенции бакалавра экономики:
• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• способность собирать и анализировать исходные данные о структуре и сущности политических систем развитых стран Запада (ПК-1);
• способность осуществлять сбор и обработку данных о взаимосвязи и взаимодействии политики и экономики западных государств (ПК -2);
• способность выявлять специфику особенностей внутренней и внешней политики развитых западных государств (ПК-3).
В результате освоения содержания дисциплины «Политические системы развитых стран Запада» бакалавр должен:
5Смитиенко Б. М. Активизация воспитательной роли преподавательского состава в условиях инновационной системы образования // Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография / Под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. М.: Финансовый университет, 2011. С. 28-29.
Поспелов В. К., Комисарова Н. Н. Методические подходы к решению задач перехода на уровневую систему подготовки кадров // Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография / Под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. М.: Финансовый университет, 2011. С. 154.
• знать особенности политических систем развитых стран Запада;
• уметь анализировать и выявлять специфику моделей демократии развитых стран Запада;
• знать особенности политической культуры, основные направления внутренней и внешней политики западных государств;
• владеть навыками анализа международной политики государств на современном этапе;
• понимать сущность политических процессов, происходящих в современном мире на глобальном уровне, и прогнозировать их возможное развитие в будущем.
В учебно-воспитательном процессе центральное место занимает личность педагога, преподавателя, выступающего не просто носителем знаний и информации для своих учеников, но и наставником, и живым благим примером. Принято считать, что роль преподавателя, как организатора учебно-воспитательного процесса, многофункциональна: 1) лектор; 2) педагог; 3) ученый; 4)методист; 5) артист; 6) оратор. Можно согласиться с таким мнением: «Если попытаться сконструировать модель современного специалиста-препода-вателя вуза, то на первое место следует поставить профессионализм — сплав современных знаний, умений, практических навыков и педагогического мастерства. Иными словами, современный вузовский преподаватель должен быть высококвалифицированным, компетентным специалистом в своей области, владеющим современными методиками организации и проведения учебного процесса, обладающим профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способным к социальной адаптации — с дру-гой»7.
В связи с этим преподаватель вуза в реальности предстает не только как пропагандист и переносчик знаний и информации, но прежде всего как носитель определенных духовнонравственных ценностей — человеколюбия и доброты, справедливости и честности, мудро-
сти и воспитанности, требовательности и тактичности. К ценностным приоритетам преподавателя следует, в первую очередь, отнести ответственность за свой профессиональный и научный рост, учебно-методические и исследовательские разработки, постоянное самообразование, педагогическое самосовершенствование и создание собственных проектов и версий педагогического процесса. Постоянный поиск преподавателем новых профессиональных научных и педагогических знаний дополняется процессом освоения информационных, коммуникативных, методических навыков и умений. Особенно важная гуманитарная составляющая учебно-воспитательного процесса. Ряд положений новой образовательной парадигмы нашел отражение в целевых и ценностных установках государственных документов по модернизации отечественного образования. В частности речь идет о задачах подготовки специалистов не только компетентных в своей профессиональной сфере, но и способных принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свой выбор, обладающих активной жизненной позицией, инициативой и творческими качествами. Поэтому закономерно, что в структуре целей и ведущих ориентиров развития современной высшей школы гуманитарные образовательные технологии должны занимать достойное место.
В формировании профессиональных, творческих, личностных и гражданских качеств молодых людей действительно трудно переоценить роль общественных наук и значение гуманитарного образования. Именно гуманитарная составляющая учебно-воспитательного процесса способствует развитию интеллекта, формированию творческих способностей и всестороннему развитию личности будущих специалистов. Именно в вузе формируется будущая политическая и экономическая элита страны, интеллигенция как наиболее гуманно и прогрессивно мыслящая, передовая часть общества. Без гуманитарного образования трудно рассчитывать на формирование демо-
7Нестеренко Е. И. Система мер по повышению квалификации преподавателей в Финансовом университете» // Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография / Под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. М.: Финансовый университет, 2011. С. 191.
кратических жизненных установок и системы духовно-нравственных ценностей молодых специалистов. Внутренняя духовная культура личности предполагает усвоение богатого наследия общечеловеческой культуры. Поэтому наряду с профессиональной подготовкой стержневой системой координат в учебно-воспитательном процессе в инновационном вузе, несомненно, является именно гуманитарная составляющая. Общественные науки — культурология, политология, история, социология, психология и философия — формируют гуманистические ценности и мировоззренческие ориентиры, систему общечеловеческих ценностей и идеалы молодежи.
Реализация принципа гуманизма в учебно-воспитательном процессе предполагает проявление со стороны педагогов любви, доброжелательного и уважительного отношения к студентам; причем уважение каждой индивидуальности, прав и свобод каждой личности. Важно подчеркнуть, что доброжелательность, доброта, теплота и такт в общении не исключают, а предполагают высокую требовательность к студентам. В общении преподавателя с молодежью проявляются забота и внимание к творческому и интеллектуальному росту молодых, вера в их таланты. Важно и самому педагогу быть молодым душой; тонко чувствовать и понимать студентов. Важно воодушевлять и вдохновлять молодых людей на высокие и благородные поступки. Поэтому со стороны преподавателя реально требуются большие отдачи энергии, немалые заряды позитивного настроения, и, самое главное, педагогические способности и мастерство. Реализация важнейших педагогических принципов должна сочетаться с системой гибких методов, средств и приемов общения со студенческой молодежью. Важно формировать и развивать у студентов организаторские качества будущих лидеров в сфере экономики, бизнеса, науки; учить их умению работать в команде, быть лидером, уметь общаться с деловыми партнерами. Речь опять идет о значении воспитательной работы и об усилении гуманитаризации современного образования вообще и учебно-воспитательного процесса в частности. Этим главным целям должны быть подчинены стиль и культура деловых отноше-
ний, создание комфортной творческой и доброжелательной обстановки во всех формах учебных занятий и общения со студентами.
В России в образовательной практике сложились гуманитарные передовые технологии в системе профессиональной подготовки специалистов. В этом смысле представляется весьма перспективной реализация именно гуманистической личностно-развивающей парадигмы в образовании, в соответствии с которой конечной целью подготовки специалистов является формирование творчески мыслящей, активной, способной к самосовершенствованию и самообразованию в течение всей практической деятельности личности. Реализация принципа единства образования и воспитания, а также принципа творческого подхода в вузе стимулирует формирование богатого духовного внутреннего мира личности, активной жизненной и гражданской позиции студенчества.
Одно из основных условий модернизации высшего профессионального образования — обновление содержания и технологий обучения, обеспечивающих условия для всестороннего развития и самореализации студентов. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования определяют по каждому направлению подготовки бакалавров максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, процент занятий лекционного типа для соответствующих групп студентов. Среди рекомендуемых форм проведения занятий — деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, компьютерные имитации, которые представляют собой «профессиональные тренажеры».
В экономическом образовании идеи лич-ностно ориентированного обучения используются достаточно давно. На кафедре «Политология» в учебно-воспитательном процессе получили широкое распространение активные и интерактивные формы обучения. Очень способствует индивидуальному выбору студентом своей образовательной траектории разработка самостоятельных научных проектов. К примеру, в процессе изучения дис-
циплины по выбору «Политические системы развитых стран Запада» студенты готовят научное исследование, доклад с презентацией по конкретной стране (политика, экономика, культура). Преподавателем в соответствии с рабочей программой заранее предлагается студентам для выбора перечень научных тем для выполнения авторских проектов. В процессе подготовки научного проекта студентам приходится самостоятельно искать, находить и отбирать нужную информацию, в т. ч. с использованием интернет-ресурсов. В результате проделанной самостоятельной работы каждый студент приобретает и знания, и навыки, и умения научного исследования, и также выступает публично с презентацией своего исследовательского проекта. Творчески подходить к раскрытию конкретной научной темы, умело оформить и структурировать материал студенту помогают советы и консультационная помощь научного руководителя. Подготовка студентами оригинальных и творческих научных проектов на кафедре политологии строится на коренной реорганизации самостоятельной работы студентов:
1. на активизации научно-исследовательской работы студентов, предоставлении им большей инициативы и возможностей для применения творческих элементов в учебнонаучной деятельности;
2. на сочетании всемерного охвата учебной группы и индивидуального подхода к развитию творческого начала в обучении применительно к каждому (все студенты без исключения обязательно в течение семестра должны подготовить и выступить со своей презентацией собственного научного проекта);
3. на усилении взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, между преподавателем и студентами, обучающим и обучающимися.
Активизация самостоятельной работы студентов, усиление творческого начала в обучении, стимулирование самостоятельного поиска студентами новых знаний — все это в полной мере соответствует требованиям времени и становлению инновационной системы образования. Студенты приучаются умело анализировать полученную собственными
силами информацию, формулировать возникающие проблемы, критически оценивать практический опыт. К достоинствам самостоятельной работы студентов, как эффективной формы активной, творческой деятельности постоянно развивающегося студента, следует отнести и развитие самоконтроля и самооценки студента. Стимулированию интереса к науке способствуют такие конкретные формы научно-исследовательской работы студентов, как выполнение творческих логических заданий, подготовка самостоятельных исследовательских проектов с презентацией научной темы, олимпиады, научные дискуссии, «круглые столы», конкурсы.
Речь идет о постепенной смене прежней образовательной парадигмы «знание-ориенти-рованной» качественно иной — «личностноразвивающей». Если раньше от обучающихся требовались такие личностные качества, как послушание и исполнительность в процессе усвоения знаний, то в век информационных технологий этого становится явно недостаточно. Использование активных и интерактивных форм и методов обучения помогает «обучаемым» стать «обучающимися». Воспитанию познавательных, аналитических умений и творческих навыков у студентов в значительной мере способствует методическое и педагогическое мастерство преподавателей. Лекторы в учебном процессе должны постепенно переходить от монологизированной к преимущественно диалогизированной системе общения с аудиторией; выступать и консультантами, и научными руководителями, и советчиками. Лучший преподаватель тот, кто любит студентов, свою профессию, получает удовольствие от процесса общения с молодыми пытливыми умами и горячими сердцами; тонко их чувствует и понимает их психологическое состояние и настроение. Опытный педагог постарается сделать так, чтобы раскрылись способности каждого студента; а также поможет и менее подготовленным студентам улучшить свой интеллектуальный потенциал, предоставить каждому члену студенческого коллектива равные шансы для выступлений с научными докладами или участию в научной дискуссии и т. д. Речь идет об индивидуальном подходе к студентам и более широком вне-
дрении в практику учебно-воспитательной деятельности индивидуальных консультаций и заданий для самостоятельной работы студентов. Индивидуальная работа с наиболее одаренными студентами, привлечение студентов к многообразным формам научно-исследовательской и учебной работы, побуждение их к поиску новых знаний, учиться новому, видеть новое в жизни и практике, проявлять инициативу — вот основные ориентиры и приоритеты в работе преподавательских кадров в высшей школе.
Независимо от специфики предмета и особенностей учебной дисциплины преподаватель должен стараться привить каждому студенту любовь к науке, подлинный интерес и энтузиазм к процессу научного познания и поиску научной истины, увлеченность совместным поиском знаний. Под руководством и в сопровождении преподавателя студенты учатся готовить самостоятельные проекты, выполнять логические задания. Превращению сферы самостоятельной работы студентов и области научного поиска в инструменты педагогического воздействия способствует доверительный и доброжелательный стиль социально-психологического общения между наставником и молодежью. Ставка на самостоятельную работу, субъектный опыт студента неразрывно должны быть связаны с активными и интерактивными формами обучения. Научить студентов получать моральное удовлетворение от каждого вида учебно-познавательной деятельности, самостоятельной работы, научно-исследовательской работы, а главное сформировать стойкий познавательный интерес к получению научных знаний и процессу обучения вообще — это задача-максимум для каждого преподавателя. А решаться она может посредством использования всего богатейшего, накопленного арсенала педагогических принципов, методов, дидактических приемов и средств. Интеллектуальный потенциал своей страны нужно всемерно беречь, сохранять и приумножать. Человеческий капитал России, ее интеллектуальные, высокопрофессионально подготовленные кадры — это главный фонд государства, основа его развития и процветания.
Нашей стране сегодня нужны компетентные, честные, порядочные, инициативные,
ответственные и энергичные управленцы, способные решать грандиозные, масштабные задачи. Молодые лидеры формируются именно в студенческой аудитории. И реформа высшей школы должна быть сфокусирована на формировании такой модели управления учебно-воспитательным процессом, в центре которой стоит человек, личность. Речь идет о подготовке специалистов нового типа — творческой личности, с богатым духовным миром и активной жизненной позицией. В связи с этим императив гуманитарного развития и воспитания должен стать одной из важнейших доминант обучения студентов в инновационном вузе. Развитие научно-творческого потенциала студентов является сегодня главной, стержневой составляющей всего учебно-воспитательного процесса в инновационном вузе. Важнейшим средством совершенствования учебно-воспитательного процесса выступает стимулирование новых направлений научных исследований, организация перспективных крупных проектов. Развитие новых научных программ, а также поддержка молодых дарований требуют особенно пристального внимания со стороны вузовской общественности. Важно в каждом вузе культивировать и создавать творческую атмосферу научного поиска, особенно поощрять талантливую молодежь к научному творчеству, и прежде всего в таких областях науки, которые бы способствовали переходу российской экономики к инновационному типу экономического развития.
Использование эффективных подходов к совершенствованию воспитательной практики в вузе, применение развивающих методик, способствующих развитию способностей студентов, должны быть постоянно сопряжены с поиском новых и оригинальных методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Новаторское отношение преподавателей к различным формам учебно-воспитательного процесса должно проявляться в организации различного рода «круглых столов», научных дискуссий, коллоквиумов, учебноделовых и учебно-ролевых игр и других эффективных активных и интерактивных форм учебно-воспитательного процесса. Наиболее продуктивными формами научно-педагоги-
ческой деятельности для раскрытия творческого потенциала студентов являются те, в которых основной акцент делается на самостоятельную работу студентов, творчество, авторское начало и инициативу студентов. В инновационной системе образования важно широко практиковать сочетание форм научно-поисковой и учебно-ориентированной
деятельности студентов, такие виды учебной деятельности, когда они сами выступают с оригинальными, самостоятельно выполненными исследовательскими проектами, с интересными научными докладами, с презентациями, обмениваться мнениями, обсуждать и дискутировать по наиболее актуальным проблемам современности.
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002г. № 393 //Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы[Электронный ресурс].иЯЬ: http://www.edu. ru/db/Data/-02/393.html
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009г. №747 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика(квалификация (степень) «бакалавр»)».
3. Нестеренко, Е. И. Система мер по повышению квалификации преподавателей в Финансовом университете / Е. И. Нестеренко //Преподаватель— основная фигура в реализации инновационной системы образования: монография: под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М.Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. - М. :Финансовый университет, 2011. - С.186-207.
4. Поспелов, В. К. Методические подходы к решению задач перехода на уровневую систему подготовки кадров / В. К. Поспелов, Н. Н. Комисарова //Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: монография : под ред. проф. М. А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. - М. :Финансовый университет, 2011. - С.152-165.
5. Силичев, Д. А. Болонский процесс: опыт, итоги, проблемы / Д. А. Болонский //Современное вузовское образование: российский и европейский опыт: материалы методологического семинара : авт. кол.под ред. Я. А. Пляйса, Д. А. Силичева. - М.:Финакадемия, 2006.
6. Смитиенко, Б. М. Активизация воспитательной роли преподавательского состава в условиях инновационной системы образования / Б. М. Смитиенко //Преподаватель — основная фигура вре-ализации инновационной системы образования: монография : под ред. проф. М. А.Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. - М.: Финансовый университет, 2011. - С.26-40.
7. Эскиндаров, М. А. Креативная педагогика — основа образовательной стратегии вуза / М. А. Эскиндаров//Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: монография : под ред. проф. М.А. Эскиндарова, проф. Б. М. Смитиенко, проф. С. М. Ермакова. - М.: Финансовый университет, 2011. - С. 8-25.