Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОМАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ - КВАЛИФИКАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОМАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ - КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / УЧИТЕЛЬ-ХУДОЖНИК / TEACHER-ARTIST / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / SYSTEM OF ADVANCED TRAINING / ARTISTIC-PEDAGOGICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечина Жанна Александровна, Аманжолов Сейткали Абдикадырович

В статье исследуются проблемыдополнительного профессионального образования учителя изобразительного искусства. Показано, что целостный подход к данному виду послевузовского художественного образования, которое можно считать частью непрерывного образования, предполагает постоянный методический контроль результатов художественно-творческой деятельности учителей-художников. По мнению автора, программа курсового обучения учителей изобразительного искусства, которую целесообразно внедрять в региональных институтах повышения квалификации должна преследовать две основных цели - совершенствование необходимой базы художественных знаний, умений и навыков начинающего учителя и формирование и развитие эмоционально-творческой составляющей личности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сечина Жанна Александровна, Аманжолов Сейткали Абдикадырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER-ARTIST WITHIN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING

The article explores the problems of additional professional education of the teacher of fine arts. It is shown that a holistic approach to this type of post-graduate artistic education, which can be considered part of continuous education, presupposes constant methodical control of the results of artistic and creative activity of art teachers. In the author's opinion, the curriculum for teachers of fine arts, which should be implemented in regional institutes for advanced training, should pursue two main goals - improving the necessary base of artistic knowledge, skills and skills of a beginner teacher and forming and developing an emotional and creative component of the teacher's personality.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОМАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ - КВАЛИФИКАЦИИ»

- творческое самовыражение, обогащающее эмоциональные реакции средствами и приемами искусства;

- удовлетворение коммуникационных потребностей в процессе индивидуального, коллективного и проектного художественного творчества.

Таким образом, в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства целесообразно разрабатывать методики адаптивного обучения, направленные на обогащение личности учителя средствами художественно-творческой деятельности, гармонизирующей эмоциональную сферу и выступающей в качестве профилактики симптомов «эмоционального выгорания».

Данную технологию адаптивного обучения одновременно можно ориентировать и на решение профессиональных проблем, реализацию духовно-нравственных установок и раскрытию творческого потенциала личности учителя-художника.

Литература и источники

1. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб, заведений: В 2 ч. М.: Дрофа, 1997. Ч.1. 112 с.

2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие. М.: Mill У, 2011. 188 с.

3. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, фонд «Мир», 2007. 208 с.

References and Sources

1. Kuzin B.C., Kubyshkina EH.I. Izobrazitel'noe iskusstvo v nachal'noj shkole. 3-4 kl.: Uchebnik dlya obshcheobrazovat. ucheb, zavedenij: V 2 ch. M.: Drofa, 1997. CH.1. 112 s.

2. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya hudozhestvennogo obrazovaniya: Uchebnoe posobie. M.: MPGU, 2011. 188 s.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej : ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskij proekt, fond «Mir», 2007. 208 s.

ЗУБРИЛИН КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ - заведующий кафедрой живописи Художественно -графического факультета института искусств Московского педагогического государственного университета СЕЧИНА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА - ведущий специалист Тульского учебно-образовательного центра. ZUBRILIN, KONSTANTIN М. - Head of the Department of painting Art-graphic faculty of the Institute of arts of the Moscow Pedagogical State University (konst@mail.ru).

SECHINA, JEANNE A. - Leading specialist Tula educational center (j.sechina@mail.ru).

УДК 7.02:378

СЕЧИНА Ж.А., АМАНЖОЛОВ С.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ -

КВАЛИФИКАЦИИ

Ключевые слова: изобразительное искусство, учитель-художник, художественно-педагогическое мастерство, система повышения квалификации,

В статье исследуются проблемы дополнительного профессионального образования учителя изобразительного искусства. Показано, что целостный подход к данному виду послевузовского художественного образования, которое можно считать частью непрерывного образования, предполагает постоянный методический контроль результатов художественно-творческой деятельности учителей-художников. По мнению автора, программа курсового обучения учителей изобразительного искусства, которую целесообразно внедрять в региональных институтах повышения квалификации должна преследовать две основных цели - совершенствование необходимой базы художественных знаний, умений и навыков начинающего учителя и формирование и развитие эмоционально-творческой составляющей личности учителя.

SECHIN^, J.A., AMANZHOLOV, S.A. IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER-ARTIST WITHIN THE SYSTEM OF

ADVANCED TRAINING

Keywords: fine arts, teacher-artist, artistic-pedagogical skill, system of advanced training.

The article explores the problems of additional professional education of the teacher of fine arts. It is shown that a holistic approach to this type of post-graduate artistic education, which can be considered part of continuous education,

presupposes constant methodical control of the results of artistic and creative activity of art teachers. In the author's opinion, the curriculum for teachers of fine arts, which should be implemented in regional institutes for advanced training, should pursue two main goals - improving the necessary base of artistic knowledge, skills and skills of a beginner teacher and forming and developing an emotional and creative component of the teacher's personality.

В целях формирования модели совершенствования художественно- педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации, необходимо рассмотреть данную подготовку как творческую деятельность, специально организованную в рамках дополнительного профессионального образования учителя изобразительного искусства.

Целостный подход к данному виду послевузовского художественного образования, которое можно считать частью непрерывного образования, предполагает постоянный методический контроль результатов художественно-творческой деятельности учителей-художников. В узких рамках учебного времени (140-160 уч.часов в год), которое отводится в региональных институтах повышения квалификации на дополнительную подготовку учителей изобразительного искусства, целесообразно руководствоваться основополагающими принципами, позволяющими им успешно сочетать теорию с практикой, интенсивный рост художественно-педагогического мастерства - с раскрытием творческой индивидуальности и развитием эмоционально-творческой сферы в процессе общения с искусством.

Эти принципы реалистического художественного познания и отражения действительности были выработаны в образовательных системах таких выдающихся российских художников-педагогов как: В.В. Кандинский, С.П. Ломов, П.П. Чистяков, В.А. Фаворский, В.С. Щербаков, Б.П. Юсов и др. В их числе особо выделим:

- принцип единства формы и содержания, способствующий овладению языком художественного образа;

- принцип постоянной связи искусства с жизнью (через осознание художником своих личных переживаний и интересов с позиций искусства);

- принцип вживания методом поэтапных открытий (постепенное эмоциональное освоение разных граней искусства);

- принцип опоры при обучении на выдающиеся явления в искусстве, позволяющий проникнуть в художественное содержание с помощью образного языка искусства;

- принцип передачи художественного содержания через эмоциональное уподобление, в результате которого воспринимающий должен пережить эмоции передающего, как свои собственные;

- принцип единства реальности и фантазии, способствует художественно-творческому развитию и восприятию окружающего мира;

Общий смысл вышеуказанных принципов - направленность художественного обучения на максимальное раскрытие творческой индивидуальности путем положительного воздействия средствами искусства на эмоциональную сферу его личности. Важно отметить, что та же самая направленность обучения является одной из методических основ концепции непрерывного образования в сфере изобразительного искусства.

Основными задачами такого обучения становятся приобщение учащегося к миру изобразительного искусства, который тесно связан с миром его личных переживаний, чувств, эмоций, и на этом фоне постепенное освоение педагогом-художником различных методов, сторон и граней художественно-педагогического мастерства. В этой связи в системе повышения квалификации важно придерживаться одновременно двух стратегических направлений обучения.

Первое направление - это совершенствование необходимой базы художественных знаний, умений и навыков начинающего учителя, основанной на современных требованиях государства к учителю изобразительного искусства;

Второе направление - это формирование и развитие эмоционально-творческой

составляющей личности учителя, предполагающее его самораскрытие в художественно-педагогическом творчестве. Данное направление может выражаться как в форме индивидуальной профессиональной деятельности педагога-художника, так и в форме проектной деятельности, когда создаваемое содержание проверяется, уточняется и корректируется в процессе коллективного творчества группы.

Программа курсового обучения учителей изобразительного искусства, которую целесообразно внедрять в региональных институтах повышения квалификации, по нашему мнению, должна быть построена на взаимозависимости и взаимодополняемости этих двух направлений, что обеспечит целостность образовательного процесса.

В этой связи наиболее целесообразным нам представляется использование метода подачи материала в форме отдельных чередующихся блоков первого «технологического» направления, каждый из которых будет содержать обязательный минимум знаний и завершаться индивидуальным или групповым проектом, который углубляет и делает более разнообразным содержание художественного обучения.

В отдельных случаях, когда этого требуют конкретные задачи обучения, оба направления могут быть «запараллелены» друг с другом или организовываться одновременно, выполняя функцию опережающего обучения, дополняющего и расширяющего практическую деятельность учителя.

В рамках экспериментальной программы курсового обучения необходимо также определить следующие конкретные задачи совершенствования художественно-педагогического мастерства:

1. Развитие целостного художественно-образного мышления и художественного воображения учителя;

- Совершенствование композиционного мышления;

- Овладение выразительными средствами изобразительного искусства, оказывающими эмоциональное воздействие на зрителя;

- Совершенствование изобразительных техник на основе углубленного изучения закономерностями натуры и законов искусства;

2. овладение методикой художественного обучения;

3. овладение художественно-педагогическими технологиями;

4. овладение умением формировать учебно-образовательный процесс для эффективной реализации программы;

Реализация этих условий возможна, если в основу совершенствования художественно-педагогической деятельности учителя изобразительного искусства в системе дополнительного профессионального образования положены принципы художественно-педагогического мастерства:

- непрерывного художественного познания законов натуры;

- соблюдение единства формы и содержания творчества и обучения;

- обеспечение в творческой деятельности свободы художественного мышления;

- соблюдение в творческой деятельности диалектического единства реальности и фантазии;

- творческое отражение постоянной взаимосвязи тем и образов искусства и жизни;

- достижение максимальной выразительности в искусстве;

- обеспечение в деятельности педагога единства профессиональной компетентности и творческого самовыражения;

- правильное использование законов художественной коммуникации, эмоционально объединяющей художника и зрителя;

- обеспечение в обучении личностно-ориентированного подхода;

- учет средового влияния в проектной групповой деятельности.

Построенная на указанных принципах модель совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации должна включать в себя также: сферы совершенствования, цели и

задачи каждой сферы, формы деятельности и контроля, направления совершенствования мастерства.

К сферам совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя мы относим следующие:

- повышение художественного мастерства педагога-художника;

- повышение педагогического мастерства педагога-художника;

- повышение творческого потенциала педагога-художника.

Цель совершенствования художественного мастерства учителя - это повышение мотивации профессиональной деятельности. В рамках реализации данной цели в подготовке должны быть поставлены следующие задачи:

- овладение теоретическими и мировоззренческими основами профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства;

- освоение различных видов и жанров изобразительного искусства и практическое овладение особенностями их образного языка;

- приобретение методологии, знаний и навыков исследовательской деятельности в конкретной художественной сфере, выбранной учителем;

По нашему убеждению, основной целью совершенствования педагогического мастерства учителя изобразительного искусства является умение организовать учебно-образовательный процесс. На этом пути решаются следующие задачи:

- освоение форм и методик учебно-педагогического процесса;

- творческое изучение педагогом программ по изобразительному искусству;

- изучение методологии инновационной и исследовательской деятельности по обучающим проблемам предмета «Изобразительное искусство»;

- стимулирование интереса к художественно-педагогической деятельности.

Целью развития личностно-творческого потенциала учителя мы считаем его самораскрытие в рамках общественной значимости. В период повышения квалификации решаются следующие задачи:

- оцениваются объективные результаты художественно-педагогической деятельности;

- формируется художественно-педагогическая активность учителя ИЗО;

- формирование механизмов адаптации к психологическому явлению «эмоционального выгорания».

Таким образом, мы можем констатировать, что модель совершенствования художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства носит личностно-ориентированный характер и содержит в себе информационно-технологическую (знания и навыки), творческо-эмоциональную и практико-ориентированную составляющие. Реализация данной модели происходит путем эмоционального приобщения к искусству и овладения художественно-творческой деятельностью, что неизбежно приводит к переходу специалиста на более высокий уровень художественно-педагогического мастерства.

Данная модель является звеном непрерывного художественного образования в системе дополнительной профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Литература и источники

1. Образовательная область «Искусство» / Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. С.109-122.

2. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. М.: Гилея, 2001. Т.1.- 392с., Т.2.- 344 с.

3. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. М., 1953. 228с.

4. Щербаков В.С Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. 272с.

References and Sources

1. Obrazovatel'naya oblast' «Iskusstvo» / Sbornik nauchno-metodicheskih materialov po problemam nepreryvnogo hudozhestvennogo obrazovaniya. M.: GOMC SHkol'naya kniga, 2000. S.109-122.

2. Kandinskij V.V. Izbrannye trudy po teorii iskusstva. V 2-h t. M.: Gileya, 2001. T.1.- 392s., T.2.- 344 s.

3. Moleva N.M., Belyutin EH.M. P.P. CHistyakov teoretik i pedagog. M., 1953. 228s.

4. SHCHerbakov V.S Izobrazitel'noe iskusstvo. Obuchenie i tvorchestvo. M.: Prosveshchenie, 1969. 272s

СЕЧИНА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА ведущий специалист Тульского учебно-образовательного центра.

АМАНЖОЛОВ СЕЙТКАЛИ АБДИКАДЫРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи Московского педагогического государственного университета. 8ЕСНША, JEANNE A. - Leading specialist Tula educational center (j.sechina@mail.ru)/.

AMANZHOLOV, SEYTKALI A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of painting Art, Moscow Pedagogical State University (aman.s@mail.ru)

УДК 376.5

КАРЕВ Б.А., ШАН ШАН АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН КИТАЯ В ПЕРИОД 1930-Х - 1940-х гг.

Ключевые слова: социально-экономические преобразования, воспитывающий потенциал, идейно-художественные смыслы китайского кинематографа, мировоззрение.

В статье предпринята попытка анализа основных факторов, влияющих на процессы грандиозных социально-экономических преобразований и политических потрясений, происходивших в Китае в ХХ веке. В сложный период жизни страны идейно-художественные смыслы китайского кинематографа, влиявшие на воспитание массового зрителя, не могли быть однолинейными, не учитывающими социальный заказ, они расходились в идеологических установках. Целью статьи и является попытка проследить эти тенденции внутри китайской киноиндустрии и рассмотреть разностороннее влияние на нее всех участников культурно- исторического процесса, которое происходило в 1930-х - 1940-х годах.

KAREV, B.A., SHANG, SHANG AXIOLOGICAL VALUE OF CINEMA FOR EDUCATION OF CITIZENS OF CHINA IN THE PERIOD OF

THE 1930TH - THE 1940TH.

Keywords: social and economic transformations, the bringing-up potential, ideological and art meanings of the Chinese cinema, outlook.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article the attempt of the analysis of the major factors influencing processes of the grandiose social and economic transformations and political shocks occurring in China at the beginning of the XX century is made. During such difficult period of life of the country, ideological and art meanings of the Chinese cinema influencing education of the mass viewer couldn't be unilinear, not considering the social order, they dispersed in ideological installations. Article purpose is also the attempt to track these tendencies in the Chinese film industry and to consider versatile influence on her of all participants of cultural historical process, which happened in the 1930th - the 1940th years.

Вопросы, связанные с развитием кинематографии в Китае являются интереснейшей проблемой не только в искусствоведении, но и в дидактике. Процесс становления собственно китайского кино в первой половине ХХ столетия тесно переплетается с одновременным распространением в стране продуктов иностранной киноиндустрии. Все это накладывалось на общий фон грандиозных социально-экономических преобразований и политических потрясений, происходивших в Китае и, безусловно, влиявших на характеристики китайского кино. Такими драматическими периодами китайской истории стали антияпонская война 1937-1945 гг. и гражданская война 1946-1949 гг. во время которых, тем не менее, продолжало совершенствоваться киноискусство Китая. В такой сложный период жизни страны, идейно-художественные смыслы китайского кинематографа, влиявшие на воспитание массового зрителя, не могли быть однолинейными, не учитывающими социальный заказ, они расходились в идеологических установках. Целью статьи и является попытка проследить те тенденции внутри китайской киноиндустрии и разностороннее влияние на неё, которые происходили в 1930-х - 1940-х годах.

Говоря об истории китайского кино, нельзя не затронуть общую ситуацию. После Синьхайской революции 1911-1912 гг. и провозглашения в Китае республики, внутренние политические силы, не имевшие опыта парламентаризма, очень скоро ввергли страну в так называемую «эру милитаристов» - кровопролитные войны между армейскими группировками. К началу 1930-х годов большая часть 400-милионной страны была объединена под главенством националистической партии Гоминьдан, руководимой тогда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.