Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / УЧИТЕЛЯ РИСОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / DRAWING TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Сечина Жанна Александровна

В статье показано, что в современной действительности, пронизанной техногенностью и рационализмом, только искусство, опирающееся на чувственное и эмоциональное познание мира, в состоянии обеспечить в сочетании с проверенными методами образования целостное гармоничное развитие личности подрастающего поколения.В связи с решением общих задач повышения эффективности художественного образования, закладывающего основы нравственно-ценностного отношения учащихся к действительности, является крайне актуальной проблема создания адаптационной методики, выводящей учителя из ситуации внутреннего психологического кризиса (эмоционального выгорания) и гармонизации его эмоциональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Сечина Жанна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND EMOTIONAL SPHERE IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS OF FINE ARTS

The article shows that in modern reality, permeated with technogenicity and rationalism, only art based on sensual and emotional cognition of the world is able to provide in combination with proven methods of education the integral harmonious development of the personality of the younger generation. In connection with the solution of the problems of the art of education, laying out the foundations of the foundations of the humanities, emotional burnout.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

1. Alekseeva I.V. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti studentov HGF na zanyatiyah hudozhestvennym pleteniem. Diss. kand. ped. nauk. Rostov n/D., 1996. 223s.

2. Arhangel'skij S.I. Lekcii po nauchnoj organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole. M., Prosveshchenie, 1980. 198s.

3. Babanskij YU.K. Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa: Metodicheskie osnovy. M.: Prosveshchenie, 1982. 192s.

4. Vagner G.K. O prirode narodnogo iskusstva// Narodnoe iskusstvo i sovremennaya kul'tura. Problemy sohraneniya i razvitiya tradicij. M., 1991. S.32-38.

КОРНЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Художественно-графический факультет, Институт искусств, Московский педагогический государственный университет.

СКВОРЦОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи Московского педагогического государственного университета.

KORNEEVA, ELENA N. - Associate Professor of arts and crafts department Art and graphic faculty Institute of Arts, Moscow State University of education

SKVORCOV, KONSTANTIN A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Art, Moscow Pedagogical State University (skvortzov@mail.ru).

УДК 378. 016

ЗУБРИЛИН К.М., СЕЧИНА Ж.А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Ключевые слова: изобразительное искусство, учителя рисования, повышение квалификации,

В статье показано, что в современной действительности, пронизанной техногенностью и рационализмом, только искусство, опирающееся на чувственное и эмоциональное познание мира, в состоянии обеспечить в сочетании с проверенными методами образования целостное гармоничное развитие личности подрастающего поколения. В связи с решением общих задач повышения эффективности художественного образования, закладывающего основы нравственно-ценностного отношения учащихся к действительности, является крайне актуальной проблема создания адаптационной методики, выводящей учителя из ситуации внутреннего психологического кризиса (эмоционального выгорания) и гармонизации его эмоциональной сферы.

ZUBRILIN, КМ., SECHINA, J.A.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND EMOTIONAL SPHERE IN THE SYSTEM OF TRAINING

TEACHERS OF FINE ARTS

Keywords: fine arts, drawing teachers, advanced training.

The article shows that in modern reality, permeated with technogenicity and rationalism, only art based on sensual and emotional cognition of the world is able to provide in combination with proven methods of education the integral harmonious development of the personality of the younger generation. In connection with the solution of the problems of the art of education, laying out the foundations of the foundations of the humanities, emotional burnout.

Разработка методик развития и гармонизации творческо-эмоциональной сферы в настоящее время является наиболее актуальной в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства, поскольку достижение преподавателем эмоциональной гармонии является важнейшим условием совершенствования его художественно-педагогического мастерства.

В современной действительности, пронизанной техногенностью и рационализмом, только искусство, опирающееся на чувственное и эмоциональное познание мира, в состоянии обеспечить в сочетании с проверенными методами образования целостное гармоничное развитие личности подрастающего поколения. В рамках педагогического процесса именно эмоциональная сфера учителя изобразительного искусства создает ту коммуникационную среду, в которой происходит приобщение учеников к культуре и формирование их духовно-нравственных ценностей.

Основной категорией специалистов, испытывающих потребность в адаптивных методиках институтов повышения квалификации - это учителя средней школы, в том числе

учителя изобразительного искусства, несколько лет назад окончившие педагогические вузы, основным занятием которых в настоящее время является школьное преподавание. К этому времени у педагога-профессионала, с одной стороны, накапливается эмоциональная усталость и желание по возможности избегать стрессов, вырабатывается модель стереотипной беспроблемной деятельности, которая ведет к однообразию и потере интереса к преподаванию; с другой стороны, накапливается профессиональный опыт, формируется педагогический почерк и методическая культура. Безотчетное стремление избегать ситуаций, связанных с эмоциональным напряжением, направленность на стабильность результатов на фоне отсутствия достижений, роста профессионального мастерства - это признаки так называемого «эмоционального выгорания».

Согласно исследованиям, посвященным преподавателю, как субъекту профессиональной деятельности, наиболее характерными особенностями данного распространенного профессионально-психологического синдрома являются:

- дефицитарность эмоциональной сферы, стремление к «экономии» эмоций в повседневной профессиональной деятельности;

- нарушение правильного функционирования и содержательной направленности когнитивных структур личности, следствием чего является упрощение, стереотипизация мышления учителя с использованием набора стереотипных методов, заданий, поведения;

- ограничение способности творческого воображения и фантазии педагога, чрезмерное развитие прагматизма;

- ослабление функции рефлексии (самоконтроля и самооценки) собственной профессиональной деятельности, на базе которой возникают неадекватные эмоциональные реакции и конфликты в межличностных отношениях.

Определяя роль дисциплины «ИЗО» в средней общеобразовательной школе, В.С. Кузин, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев указывают на ведущую роль искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, которое участвует в «формировании эмоциональных критериев личности, как стимула действий, то есть ощущения смысла жизни». Для правильного восприятия и усвоения произведений искусства между художником, передающим в изобразительном искусстве свой персональный опыт чувств, и учащимися, воспринимающими его творчество, должен возникнуть тесный эмоциональный контакт, в установлении которого в первую очередь участвует учитель изобразительного искусства.

В то же время синдром эмоционального выгорания учителя-художника не только приводит к дефициту творческого подхода к действительности у самого педагога, но и нарушает ценную эмоциональную связь между ним и учеником, не позволяя учителю реализовывать в процессе предметного обучения важнейшую педагогическую задачу формирования эмоциональных основ личности ученика, мотивирующих его действия. В связи с решением общих задач повышения эффективности художественного образования, закладывающего основы нравственно-ценностного отношения учащихся к действительности, является крайне актуальной проблема создания адаптационной методики, выводящей учителя из ситуации внутреннего психологического кризиса (эмоционального выгорания) и гармонизации его эмоциональной сферы.

Разрушение когнитивных структур и упрощение профессиональной деятельности учителя тормозят процесс его естественного развития до тех пор, пока не будет запущен механизм психологической регенерации. Практика институтов повышения квалификации подтверждает, что новые знания и навыки, полученные учителем изобразительного искусства в рамках курсового обучения, не будут эффективно использованы в его педагогической работе до тех пор, пока не улучшится его эмоциональное состояние. В связи с этим проблему реабилитации преподавателей ИЗО в ситуации «эмоционального выгорания» в системе повышения квалификации мы рассматриваем как организацию целенаправленной деятельности по совершенствованию художественно-педагогического мастерства учителя на основе гармонизации его эмоциональной сферы.

Мы согласны также с теми исследователями (Н.Н. Ростовцев Л.В. Бороздина и О.Н. Молчанова С.П. Ломова, Г.Г. Горелова, С.Е. Игнатьев), которые считают, что психологическую адаптацию учителей изобразительного искусства целесообразно проводить одновременно с активным формированием у них более продуктивного, творческого мышления.

Поскольку психологи (Б.Г. Ананьев, В.В. Петухов В.С. Кузин и др.) традиционно указывают на то, что человеческая личность объединяет в себе природные и социальные составляющие, можно сделать предположение, что сама личность учителя - личность высокого уровня может содержать в себе механизм адаптации к ситуации «эмоционального выгорания». Основа этого механизма - «заложенная в личности совокупность социальных смыслов и ценностей как концентрированного выражения поведенческих мотивов». Эмоциональная сфера учителя - сложная многокомпонентная мобильная система, испытывающая на себе одновременное влияние различных факторов, таких как возраст, образование, сфера общения, опыт художественно-педагогической деятельности, и наконец, сформированные нравственно-ценностные ориентиры - реализация своего жизненного замысла. Последнее зачастую оказывается внутренней осознанной необходимостью и стимулом жизнедеятельности высокоорганизованной личности.

Мы поддерживаем мнение о том, что наиболее адекватным способом адаптации личности, находящейся в ситуации эмоционального выгорания, может являться организация целенаправленной деятельности, обращенной к «идеально-духовным составляющим личности, стимулируя ее насущную потребность творческого самосовершенствования». В этой связи для курсовых программ институтов повышения квалификации могут быть разработаны специальные методики организации художественно-творческой деятельности, повышающие уровень педагогического мастерства учителей изобразительного искусства и удовлетворяющие их потребность в творческом самовыражении, которые одновременно реабилитировать специалистов, находящихся в состоянии «эмоционального выгорания».

В качестве потенциальной возможности для гармонизации эмоциональной сферы учителя в рамках программы повышения квалификации мы рассматриваем специально построенные занятия, работающие на эмоциональное раскрытие учителя изобразительного искусства в процессе творческого самовыражения. Используемые на этих занятиях методические средства и приемы способствуют процессу художественно-педагогического творчества, одновременно активизируя и обогащая эмоциональную сферу личности учителя, получающего высокую мотивацию и удовлетворение за счет повышения уровня художественно-педагогического мастерства и эффективности собственной деятельности. Одним из таких средств обогащения репертуара эмоциональных реакций является построение «проблемной» драматургии занятия, тренировка навыка учителя входить в нестандартную и, в этом отношении, стрессовую ситуацию, которая в совокупности с другими методами способствует коллективному творческому решению поставленной учителем задачи. В этом отношении большое значение имеет достигнутый уровень профессионально-личностной компетентности учителя, чем меньше накопленных личностных резервов, знаний и умений, тем вероятнее опасность эмоциональных перегрузок, и, как следствие ухода от них - упрощенная стереотипная модель деятельности.

Процесс художественно-педагогического творчества, захватывающий учителя изобразительного искусства, в состоянии поднять его на более высокий уровень профессиональной самореализации. В то же время творческое самораскрытие учителя помогает понять свой личностный потенциал и возможности, формирует остроту, свежесть и активность восприятия, компенсируя эмоциональное истощение. Исходя из вышеизложенного, методология гармонизации эмоциональной сферы учителей изобразительного искусства должна включать в себя:

- запуск механизма саморефлексии и внутренней концентрации, позволяющего перенести внимание педагога со стереотипных алгоритмов внешней деятельности на личностные особенности и мотивировки;

- творческое самовыражение, обогащающее эмоциональные реакции средствами и приемами искусства;

- удовлетворение коммуникационных потребностей в процессе индивидуального, коллективного и проектного художественного творчества.

Таким образом, в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства целесообразно разрабатывать методики адаптивного обучения, направленные на обогащение личности учителя средствами художественно-творческой деятельности, гармонизирующей эмоциональную сферу и выступающей в качестве профилактики симптомов «эмоционального выгорания».

Данную технологию адаптивного обучения одновременно можно ориентировать и на решение профессиональных проблем, реализацию духовно-нравственных установок и раскрытию творческого потенциала личности учителя-художника.

Литература и источники

1. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб, заведений: В 2 ч. М.: Дрофа, 1997. Ч.1. 112 с.

2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие. М.: Mill У, 2011. 188 с.

3. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, фонд «Мир», 2007. 208 с.

References and Sources

1. Kuzin B.C., Kubyshkina EH.I. Izobrazitel'noe iskusstvo v nachal'noj shkole. 3-4 kl.: Uchebnik dlya obshcheobrazovat. ucheb, zavedenij: V 2 ch. M.: Drofa, 1997. CH.1. 112 s.

2. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya hudozhestvennogo obrazovaniya: Uchebnoe posobie. M.: MPGU, 2011. 188 s.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej : ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskij proekt, fond «Mir», 2007. 208 s.

ЗУБРИЛИН КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ - заведующий кафедрой живописи Художественно -графического факультета института искусств Московского педагогического государственного университета СЕЧИНА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА - ведущий специалист Тульского учебно-образовательного центра. ZUBRILIN, KONSTANTIN М. - Head of the Department of painting Art-graphic faculty of the Institute of arts of the Moscow Pedagogical State University (konst@mail.ru).

SECHINA, JEANNE A. - Leading specialist Tula educational center (j.sechina@mail.ru).

УДК 7.02:378

СЕЧИНА Ж.А., АМАНЖОЛОВ С.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ -

КВАЛИФИКАЦИИ

Ключевые слова: изобразительное искусство, учитель-художник, художественно-педагогическое мастерство, система повышения квалификации,

В статье исследуются проблемы дополнительного профессионального образования учителя изобразительного искусства. Показано, что целостный подход к данному виду послевузовского художественного образования, которое можно считать частью непрерывного образования, предполагает постоянный методический контроль результатов художественно-творческой деятельности учителей-художников. По мнению автора, программа курсового обучения учителей изобразительного искусства, которую целесообразно внедрять в региональных институтах повышения квалификации должна преследовать две основных цели - совершенствование необходимой базы художественных знаний, умений и навыков начинающего учителя и формирование и развитие эмоционально-творческой составляющей личности учителя.

SECHIN^ J.A., AMANZHOLOV, S.A. IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER-ARTIST WITHIN THE SYSTEM OF

ADVANCED TRAINING

Keywords: fine arts, teacher-artist, artistic-pedagogical skill, system of advanced training.

The article explores the problems of additional professional education of the teacher of fine arts. It is shown that a holistic approach to this type of post-graduate artistic education, which can be considered part of continuous education,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.