Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи'

Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7162
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Елена Викторовна

Формирование творческой активности молодежи становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Исследуется содержание художественного творчества и изобразительной деятельности как ключевых понятий относительно проблемы развития художественно-творческой активности молодежи в условиях изобразительной деятельности. Названный вид творчества преобразует духовный опыт личности в художественно-эстетические ценности, которые служат основанием для ее развития, определяет деятельность в области искусства. Акт художественного творчества становится одухотворением в категориях прекрасного обыденной действительности. Творческим результатом изобразительной деятельности является создание художественного произведения, т. е. специфическое отражение объективной реальности в особой форме художественных образов. В данной деятельности выделяются три важных компонента знания, эмоциональная сфера и умения, что составляет основу мастерства, постепенно преобразующегося в творческую манеру через индивидуальное освоение изобразительной техники. При этом выделяется организованный логически процесс, развивающийся специфически через освоение определенного инструментария. Художественная образность важная проблема изобразительной деятельности, объединяющая форму и содержание через целостность всех компонентов. В основе вышеназванной деятельности выделены эмоционально-образные компоненты внутреннего мира личности художника. Их развитие активизирует интеллектуальные компоненты, что в свою очередь проявляется в организации изобразительной деятельности. Поэтому последняя выступает как вид художественного творчества молодежи, актуализирующий специфические возможности и потребности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи»

УДК 378

Е. В. Ивченко

канд. пед. наук,

Челябинский государственный институт культуры E-mail: native_2010@mail.ru

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Формирование творческой активности молодежи становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Исследуется содержание художественного творчества и изобразительной деятельности как ключевых понятий относительно проблемы развития художественно-творческой активности молодежи в условиях изобразительной деятельности. Названный вид творчества преобразует духовный опыт личности в художественно-эстетические ценности, которые служат основанием для ее развития, определяет деятельность в области искусства. Акт художественного творчества становится одухотворением в категориях прекрасного обыденной действительности. Творческим результатом изобразительной деятельности является создание художественного произведения, т. е. специфическое отражение объективной реальности в особой форме - художественных образов. В данной деятельности выделяются три важных компонента - знания, эмоциональная сфера и умения, что составляет основу мастерства, постепенно преобразующегося в творческую манеру через индивидуальное освоение изобразительной техники. При этом выделяется организованный логически процесс, развивающийся специфически через освоение определенного инструментария. Художественная образность - важная проблема изобразительной деятельности, объединяющая форму и содержание через целостность всех компонентов. В основе вышеназванной деятельности выделены эмоционально-образные компоненты внутреннего мира личности художника. Их развитие активизирует интеллектуальные компоненты, что в свою очередь проявляется в организации изобразительной деятельности. Поэтому последняя выступает как вид художественного творчества молодежи, актуализирующий специфические возможности и потребности личности.

Ключевые слова: искусство, художественное творчество, изобразительная деятельность

Для цитирования: Ивченко, Е. В. Изобразительное искусство как форма художественно-творческой активизации молодежи / Е. В. Ивченко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2016. - № 3 (47). - С. 79-86.

Формирование творческой активности молодежи становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы законы, программы и другие документы. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1) государство закрепляет право каждого человека на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями; оно может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной (любительской) основе [22]. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освое-

ние профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека, являющегося субъектом культуры и деятельности [13]. Несомненно, законы, программы и другие государственные документы о культурной, образовательной и молодежной политике, принятые в последнее время, отражают социальный заказ, поэтому проблема развития художественно-творческой активности молодежи актуальна.

Нами исследуется содержание художественного творчества и изобразительной деятельности как ключевых понятий относительно проблемы развития художественно-творческой активности молодежи в условиях изобразительной деятельности.

79

Один из видов творчества - художественный - развивает личность через эстетические категории, выступает как наиболее универсальный и способствует гармоничному развитию личности; средство и форма освоения жизни искусством; способ освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания художественных образов как эстетически воздействующих объектов; творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм [28].

Художественное творчество в широком смысле понимается «как творчество "по законам красоты", присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства» [6, с. 449]. Художественное творчество опредмечивает художественную культуру и отображается в искусстве. Как пишет М. С. Каган, «художественная культура - это звено между искусством и целостным бытием культуры, проводник меняющегося в ходе ее исторического развития превращения содержания культуры в содержание и форму искусства» [12, с. 249-250].

Художественно-творческая деятельность характеризуется познавательным освоением действительности в эстетических категориях, ее целью является преобразование духовного опыта личности в художественно-эстетические ценности, которые служат основанием для развития последней; определяет деятельность в области искусства. В свою очередь искусство -это форма общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира, позволяющие отражать действительность в художественных образах, поэтому художественно-творческая деятельность становится «сердцевиной» эстетического отношения к действительности и развертывается в многообразных формах искусства. В этом плане к нему относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, ху-

дожественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности.

Особое внимание художественно-творческой деятельности уделялось гуманистической педагогике. В образовательных традициях этого направления принято рассматривать развитие художественно-творческой деятельности как духовное наполнении человека. Чувства и деятельность выступают направляющими и развивающими механизмами творческих процессов взаимоотношения человека и окружающего мира. Эстетическая деятельность способствует духовному и творческому росту, а вызванные переживания ориентируют личность на усвоение вечных ценностей, формируют мировоззрение, организуют познавательные интересы.

По мнению Е. В. Шорохова, «художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего развития личности и степенью эмоционально-художественной восприимчивости, "творческости", готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства» [31, с. 80]. Нам близка позиция Л. Б. Ермолаевой-Томиной [10], которая связывает особенности художественно-творческой деятельности с индивидуальностью художника, выделяет новизну в продукте деятельности, стремление к познанию реальности, совершенствованию мира и человека. Режим творческой деятельности задается самим творцом и регулируется направленностью и необходимостью. Это требует от художника самостоятельного анализа духовных потребностей и выбора формы и содержания подачи материала, самоорганизации творческой деятельности.

Художественно-творческая деятельность становится средством и «полем» личностного саморазвития, развития творческого потенциала, самосознания (Н. В. Кузьмина) [17], а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом. Таким образом,

80

она обладает значительным потенциалом, способствуя формированию важных качеств человека: эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественного мышления, эмпатии, воображения и др. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» личности в систему художественной культуры.

Чувство переживания прекрасного через художественно-творческую деятельность раскрывает духовный мир личности. Акт художественного творчества представляется как одухотворение в категориях прекрасного обыденной действительности.

Стремление к удовлетворению эстетического чувства прекрасного стимулирует художественно-творческую активность молодежи, в том числе и в форме изобразительной деятельности. Логика исследования требует обращения к понятию изобразительная деятельность.

Организации изобразительной деятельности посвящены работы Т. В. Беды [4], Э. М. Бе-лютина [5], Н. Г. Ли [18], Л. Г. Медведева [20], П. Я. Павлинова [23], Н. Э. Радлова [24] и др. Развитие личности средствами изобразительной деятельности освещалось в трудах Е. И. Игнатьева [11], В. С. Кузина [16], Н. Н. Ростовцева [25-27], Е. В. Шорохова [31] и др. Изучением специфики визуального восприятия в изобразительной деятельности занимались Р. Арн-хейм [3], Н. Н. Волков [7] и пр. Творческим результатом изобразительной деятельности является создание художественного произведения, т. е. специфическое отражение объективной реальности в особой форме - художественных образов. Изобразительное искусство - это образное отражение действительности. Сила, порождающая искусство, - образное мышление [20].

П. П. Чистяков в изобразительной деятельности выделял три важных компонента - знания, эмоциональная сфера и умения [29, с. 340]. Под умениями в изобразительном искусстве понимается изобразительная техника, степень владения мастерством. Постоянные упражнения, занятия рисунком и живописью совершен-

ствуют технические приемы, закрепляют знания правил в области изобразительного искусства [8]. Это составляет основу мастерства, которое постепенно преобразуется в творческую манеру через личностное освоение изобразительной техники.

Своеобразие и оригинальность передачи действительности в изобразительной деятельности - отличительная черта индивидуальности художника. Примером может быть творческий путь А. Матисса - постоянный поиск новых изобразительных возможностей. «Живописная методика художника основана на воображении и фантазии и представляет собой результат исследований выразительной силы изобразительных элементов» [19, с. 85].

Изобразительная деятельность - это не только развитие мастерства, она неотделима от накопления знаний художника. Изобразительная практика является источником мыслительной деятельности и вместе с тем служит основной областью применения результатов мышления. Она характеризуется особой направленностью художника на познание и отображение знаний о действительности в произведениях изобразительного искусства. Ярким примером мыслителя является художник К. С. Петров-Водкин. В его творчестве убедительно передается ощущение земли как планеты путем построения композиции по принципу разработанной им «сферической перспективы». Изобразительными средствами мастер исследует специфические особенности восприятия человеком окружающего сферического пространства. Его работы отображают современные научные открытия и новые теории строения вселенной [14]. Через изобразительную деятельность художник передает свои взгляды на действительность, оценивает их в произведениях.

Мастерство как индивидуальное освоение приемов изобразительной деятельности реализуется специфическими средствами изобразительной выразительности. Это «умение изобразительными средствами передать эмоциональное состояние изображаемого, чувства, настроение, мысли» [4; 5]. Эмоции отображают своеобразное отношение человека к окружаю-

81

щему миру. А художник посредством выразительного изображения оказывает эмоциональное воздействие на других людей.

Окружающий мир является неисчерпаемым источником эмоциональных впечатлений. Питер Пауль Рубенс говорит об этом так: «... легче понять то, что воспринимается чувствами; такие вещи сильнее действуют на нас и допускают более тщательное рассмотрение, потому что доставляют богатую пищу нашей любознательности» [30, с. 141].

Сила эмоциональных переживаний художника активизирует творчество в процессе изобразительной деятельности. По словам И. Е. Репина, «никакая фотография не может заменить высокой ценности истинно художественных произведений - в них ценится живая душа художника, его вкус» [Там же, с. 143]. В изобразительной деятельности важно не механическое отображение реальности, а творческая ее трансформация («пропустить через себя»).

Здесь особое значение уделяется эстетическим переживаниям красоты. Густав Курбе говорит об этом так: «Прекрасное заключено в природе и встречается в действительности в формах самых разнообразных. С момента, как оно найдено художником, который сумел его увидеть, оно принадлежит искусству» [Там же]. Эстетическое содержание художественного произведения зависит от точности передачи красоты явления и складывается из техники и манеры художника. Это возвращает нас к проблеме развития умений художника как безусловного основания в изобразительной деятельности.

Н. Н. Ростовцев подчеркивает, что «в изобразительной деятельности познавательные процессы изучения закономерностей подчинены поиску средств выразительности, индивидуальности, когда преобразуется форма, подчеркивая характерное для большей выразительности изображения» [27, с. 20]. При этом в изобразительной деятельности выделяется организованный логически процесс, развивающийся специфически, через освоение определенного инструментария.

К специфике изобразительной деятельности В. С. Кузин относит механизмы образного

отображения - развитое воображение, наблюдение, обобщение или типизацию, а также соответствие формы содержанию. «Без развитого воображения художник практически не может заниматься творчеством, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии» [15, с. 233]. Для развития воображения необходимы знания и практика.

Накопление большого количества наблюдений обуславливает продуктивную работу творческого воображения [11]. Так, с помощью воображения на основе глубокого изучения жизни и переработки впечатлений создаются целостные творческие образы большого художественного и идейного содержания. Обобщение через индивидуальный художественный образ называется типизацией [20]. Средствами типизации художник добивается жизненной правды, узнавания реальных явлений.

Художественная образность является важной проблемой изобразительной деятельности, объединяет форму и содержание через целостность всех компонентов.

Эстетические переживания художника реализуются в изобразительной деятельности, что требует специфической ее организации через инструментальное освоение изобразительного языка [2; 4; 5; 23; 32]. Под этим понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством и знание научных основ искусства. В результате выделяются интеллектуальные и деятельные способности в организации творчества художника.

К категории специфики изобразительной деятельности можно отнести знание и владение приемами и законами изображения; передачу светотени, конструктивного строения объектов; цветоведение и законы композиции; умение обращаться с художественными материалами, используя их выразительные возможности; умение анализировать натуру и свою работу, сравнивать их между собой, организовать длительную и кратковременную работу, а также использовать принцип от общего к частному и от частного к общему.

82

Итак, основу изобразительной деятельности составляют эмоционально-образные компоненты внутреннего мира личности художника. Их развитие активизирует интеллектуальные компоненты, что в свою очередь проявляется в организации изобразительной деятельности.

В работах исследователей, посвященных развитию творческих способностей изобразительными средствами [1; 9; 11; 15; 20; 21; 32], выделяются следующие характеристики изобразительной деятельности: знания, мировоззрение, художественный метод, эстетический и художественный вкус, мастерство, являющиеся продуктами отражения, изучения, познания действительности психических процессов, творческих сил художника. Они впоследствии становятся «строительным материалом» творчества в изобразительной деятельности, на основе которых совершаются художественные открытия, в то же время они являются своеобразным двигателем развития и совершенствования механизмов психических процессов, творческих сил [15]. Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать свое понимание изобразительной деятельности как процесса создания образного произведения, воплощающего эстетические категории средствами изобразительного искусства.

Таким образом, в изобразительной деятельности можно выделить субъективную составляющую, выраженную в индивидуальном отображении действительности, вместе с тем этот процесс организован логически специфической деятельностью, связанной с освоением определенного инструментария. Изобразительная деятельность выступает как вид художественного творчества молодежи, актуализирующий специфические возможности и потребности личности.

Анализ творческих процессов в изобразительной деятельности позволил нам выделить определенные компоненты личности студента, способствующие развитию художественно-творческой активности: творческую направленность, которая актуализирует специфические возможности; эмоционально-образный компонент, воплощающий художественный образ в материале искусства; деятельно-практический компонент освоения основ изобразительного искусства, сюда также можно отнести изобразительную культуру, специальные способности, технику и мастерство; интеллектуальный компонент организации творческого мышления; психологические процессы, включающие рефлексивный и волевой компонент личности.

1. Авсиян, О. Д. Натура и рисование по представлению / О. Д. Авсиян. - Москва: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа / А. Д. Алехин. -Москва: Просвещение, 1984. - 158 с.

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва: Прогресс, 1974. - 180 с.

4. Беда, Т. В. Основы изобразительной грамоты / Т. В. Беда. - Москва: Просвещение, 1989. - 192 с. - (Библиотека учителя изобразительного искусства).

5. Белютин, Э. М. Основы изобразительной грамоты: в помощь начинающему художнику / Э. М. Белютин. -Москва: Советская Россия, 1961. - Ч. 1. Рисунок. - 104 с.

6. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / глав. науч. ред., сост. С. Ю. Солодовников. - Минск: МФЦП, 2002. - 1008 с.

7. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. - Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. - 508 с.

8. Гинзбург, И. П. П. Чистяков и его педагогическая система / И. Гинзбург. - Москва; Ленинград: Искусство, 1940. - 203 с.

9. Дранков, В. Л. Психология художественного творчества: учеб. пособие / В. Л. Дранков; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. - Ленинград: [б. и.], 1991. - 77 с.: ил.

83

10. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева-Томина. - Москва: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

11. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. - Москва: Знание, 1968. - 22 с.

12. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. - 544 с.

13. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сент. 2014 г., № 1726-р г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.

14. Косолапов, С. М. Социальные функции клуба / С. М. Косолапов // Культпросветработа. - 1972. -№ 3. - С. 31-34.

15. Кузин, В. С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. - 4-е изд., испр. - Москва: ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.

16. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски. Зарисовки / В. С. Кузин. - Москва: Академия, 2004. - 232 с.

17. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. - Ленинграл: Знание, 1985. - 32 с.

18. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка: учебник / Н. Г. Ли. - Москва: ЭКСМО, 2008. - 480 с.

19. Матисс, А. Сборник статей о творчестве / А. Матисс. - Москва: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 126 с.

20. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л. Г. Медведев. - Москва: Просвещение, 1986. - 160 с.

21. Молчанова, С. А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Молчанова; Моск. гос. пед. ин-т. - Москва, 2009. - 164 с.

22. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) [Электронный ресурс]: ред. от 1 янв. 2015 г. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9005213.

23. Павлинов, П. Я. Каждый может научиться рисовать / П. Я. Павлинов. - Москва: Советский художник, 1966. - 104 с.

24. Радлов, Н. Э. Рисование с натуры / Н. Э. Радлов. - Санкт-Петербург: Художник РСФСР, 1978. - 126 с.

25. Ростовцев, Н. Н. Рисование с натуры как учебный предмет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Ростовцев. - Москва, 1965. - 33 с.

26. Ростовцев, Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Н. Н. Ростовцев, А. Е. Те-рентьев. - Москва: Просвещение, 1987. - 176 с.

27. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок: учебник / Н. Н. Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1984. - 240 с.

28. Социология : энцикл. / сост: А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1312 с.

29. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков. - Москва; Ленинград, 1953. - 437 с.

30. Школа изобразительного искусства: в 10 вып. / отв. ред. Б. С. Угаров. - 3-е изд. - Москва: Изобразительное искусство, 1986. - Вып. 1. - 176 с.

31. Шорохов, Е. В. Композиция: учебник для студентов худож.-графич. фак. пед. ин-тов / Е. В. Шорохов. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1986. - 208 с.

32. Эдвардс, Б. Художник внутри вас: пер. с англ. / Б. Эдвардс. - Минск: Попурри, 2000. - 256 с.

Получено 26.07.2016

84

E. Ivchenko

Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: native_2010@mail.ru

VISUAL ART AS A FORM OF STUDENT-AGE YOUNG PEOPLE'S ARTISTIC AND CREATIVE INITIATIVE

Abstract. The development of student-age young people's artistic and creative initiative is becoming one of the main priorities of national cultural and educational policy. The presented article reviews artistry and visual art work content as key terms with the reference to the problem of student-age young people's artistic and creative initiative in the context of visual art work. Art work transforms personal spiritual experience into artistic and aesthetic values which serve as a basis for a human personal development; it defines activity in the field of arts. An art work action is considered as a process of vivification of daily reality in terms of aesthetic sensitivity. The result of visual art work is the creation of a piece of art which is a specific reflection of objective reality in the form of artistic images. Visual art work includes three fundamental components - knowledge, emotions, and competence. These comprise the basis of artistry which is gradually transformed into artistic manner through individual assimilation of visual art technique. Along with that, we define the logically arranged process developed by specific activity referred to assimilation of definite art tools. Artistic imagery is an important matter in artistic activity and unites the form and the content through integrity of all components. Artistic activity fundamental includes emotional and imagery components of the artist's personal inner world. Their development activates intellectual components, and that, in turn, appears in visual art work organization. Thus, visual art activity acts as a type of young people art work actualizing personal specific abilities and needs.

Keywords: art, art work, visual art work

For citing: Ivchenko E. 2016. Visual art as a form of student-age young people's artistic and creative initiative. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 79-86.

References

1. Avsian O. 1982. Natura i risovanie po predstavleniyu [Nature and drawing on representation]. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo. 152 p. (In Russ.).

2. Alekhin A. 1984. Izobrazitel'noe iskusstvo. Khudozhnik. Pedagog. Shkola [Visual art. Painter. Teacher. School]. Moscow: Prosveshchenie. 158 p. (In Russ.).

3. Arnkheim R. 1974. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow: Progress. 180 p. (In Russ.).

4. Beda T. 1989. Osnovy izobrazitel'noy gramoty [Foundations of visual literacy]. Moscow: Prosveshchenie. 192 p. (In Russ.).

5. Beliutin E. 1961. Osnovy izobrazitel'noy gramoty: v pomoshch' nachinayushchemu khudozhniku. Ch. 1. Risunok [Foundations of visual literacy: to help the novice artist. Part 1. Figure]. Moscow: Sovetskaia Rossiya. 104 p. (In Russ.).

6. Big encyclopedic dictionary: philosophy, sociology, religion, esotericism, political economy. 2002. Solodovnikov S., main scientific ed., comp. Minsk: The Minsk factory color printing. 1008 p. (In Russ.).

7. Volkov N. 1950. Vospriyatie predmeta i risunka [The perception of the subject and drawing]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. 508 p. (In Russ.).

8. Ginzburg I. 1940. P. P. Chistyakov i ego pedagogicheskaya sistema [P. P. Chistiakov and his pedagogical system]. Moscow; Leningrad: Art. 203 p. (In Russ.).

9. Drankov V. 1991. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology of artistic creativity]. Krupskaia Leningrad State Institute of Culture. Leningrad. 77 p.: ill. (In Russ.).

10. Ermolaeva-Tomina L. 2005. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology of artistic creativity]. Moscow: Academicheskiy proekt: Kul'tura. 304 p. (In Russ.).

85

11. Ignatev E. 1968. Voobrazhenie i ego razvitie v tvorcheskoy deyatel'nosti cheloveka [Imagination and its development in the creative activity of the person]. Moscow: Znanie. 22 p. (In Russ.).

12. Kagan M. 1997. Estetika kak filosofskaya nauka [Aesthetics as a philosophical science]. Saint Petersburg: Petropolis. 544 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. The concept of development of additional education of children: the order of the government of the Russian Federation on 4 Sept. 2014, № 1726-p. Moscow [Electronic resource]. Available from: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html. (In Russ.).

14. Kosolapov S. 1972. Social functions of the club. Kul'tprosvetrabota [Cultural enlightenment work]. No 3: 3134. (In Russ.).

15. Kuzin V. 2005. Psikhologiya zhivopisi [Psychology of painting]. 4th edition, revised. Moscow: ONIKS 21 vek. 304 p. (In Russ.).

16. Kuzin V. 2004. Risunok. Nabroski. Zarisovki [Illustrated. Outline. Sketches]. Moscow: Academiya. 232 p. (In Russ.).

17. Kuzmina N. 1985. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelya [Abilities, endowments, talent of the teacher]. Leningrad: Znanie. 32 p. (In Russ.).

18. Li N. 2008. Osnovy uchebnogo akademicheskogo risunka [Fundamentals of educational academic drawing]. Moscow: EKSMO. 480 p. (In Russ.).

19. Matisse H. 1958. Sbornik statey o tvorchestve [Collection of articles about creativity]. Moscow: Publishing house for foreign literature. 126 p. (In Russ.).

20. Medvedev L. 1986. Formirovanie graficheskogo khudozhestvennogo obraza na zanyatiyakh po risunku [Formation of graphic art image in the classroom for drawing] Moscow: Prosveshchenie. 160 p. (In Russ.).

21. Molchanova S. 2009. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya na zanyatiyakh izobrazitel'nym iskusstvom v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Development of creative abilities of pupils in the classroom the fine arts in the system of additional education]. Moscow. 164 p. (In Russ.).

22. Bases of the legislation of the Russian Federation on culture (as amended on July 21 of 2014) [Electronic resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/9005213. (In Russ.).

23. Pavlinov P. 1966. Kazhdyy mozhet nauchit'sya risovat' [Anyone can learn to draw]. Moscow: Sovetskiy khudoznik. 104 p. (In Russ.).

24. Radlov N. 1978. Risovanie s natury [Drawing from nature]. Saint Petersburg: Khudozhnik RSFSR. 126 p. (In Russ.).

25. Rostovtsev N. 1965. Risovanie s natury kak uchebnyy predmet [Drawing from nature as a subject]. Moscow. 33 p. (In Russ.).

26. Rostovtsev N., Terentev A. 1987. Razvitie tvorcheskikh sposobnostey na zanyatiyakh risovaniem [Development of creative abilities in the classroom drawing]. Moscow: Prosveshchenie. 176 p. (In Russ.).

27. Rostovtsev N. 1984. Akademicheskiy risunok [Academic drawing]. Moscow: Prosveshchenie. 240 p. (In Russ.).

28. Sotsiologiya: entsiklopediya [Sociology: encyclopedia]. 2003. Gritsanov A., Abushenko V., Evelkin G., Sokolova G., Tereshchenko O., comp. Minsk: Kniznyy dom. 1312 p. (In Russ.).

29. Chistiakov P. 1953. Pis'ma, zapisnye knizhki, vospominaniya [Letters, notebooks, memoirs]. Moscow; Leningrad. 437 p. (In Russ.).

30. School of fine arts: in 10 issues. 1986. Ugarov B., ed. 3rd edition. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo. Issue 1. 176 p. (In Russ.).

31. Shorohov E. 1986. Kompozitsiya [Composition]. 2nd edition, revised. Moscow: Prosveshchenie. 208 p. (In Russ.).

32. Edwards B. 2000. Khudozhnik vnutri vas [Artist inside you: translate from Eng.]. Minsk: Popurri. 256 p. (In Russ.).

Received 26.07.2016

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.