УДК 372.874 ЗУБРИЛИН К.М.
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой живописи, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected] АМАНЖОЛОВ С. А.
доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected] СКВОРЦОВ К.А.
доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 874 ZUBRILIN K M.
PhD in Education, head of department of painting, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical
State University E-mail: [email protected] AMANZHOLOVS. A.
ScD in Education, professor, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected] SKVORTSOVK. A.
ScD in Education, professor of painting department, Art and Graphics Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical
State University E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ)
STUDY OF ORNAMENTAL ART IN MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES (ART AND GRAPHIC FACULTY)
Искусство орнамента служит благодатной почвой для развития духовно-нравственного потенциала студента ХГФ педагогического вуза, расширения границ личной культуры. Знания выходят далеко за пределы изучения собственно орнамента, провоцируя исследования в сфере духовной культуры народов мира.
Ключевые слова: орнамент, симметрия, элементарная ячейка, стилизация формы, растительный орнамент, орнаментальное искусство, обучение изобразительному искусству, художественный образ, композиция, роль рисования, развитие студентов.
The art of ornament is a fertile ground for the development of spiritual and moral potential of the student ofkgfpedagogical University, the expansion of the boundaries ofpersonal culture. Knowledge goes far beyond the study of the actual ornament, provoking research in the field of spiritual culture of the peoples of the world.
Keywords: ornament, symmetry, elementary cell, stylization of form, floral ornament, ornamental art, teaching fine arts, artistic image, composition, the role of drawing, the development of students.
Введение. Изучение орнаментального искусства является одним из средств решения важнейших педагогических задач в процессе духовно-нравственного, эстетического развития студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. Углубление в искусство орнамента позволяет развивать такие качества будущего педагога-художника, как: художественный вкус, нравственные основы личности, влиять на формирование духовной культуры студентов.
Первичные знания об орнаменте человек получает еще в детстве. Большое внимание этой области творчества уделяется в дошкольных образовательных учреждениях, на уроках рисования средней школы и более глубоко - в учреждениях дополнительного художественного образования. В результате у человека формируются общие представления об этой сфере художественного творчества. Для студентов художественно-графического факультета педаго-
гического вуза вопрос изучения орнаментов имеет особую актуальность, поэтому представляется целесообразным исследовать тему искусства орнамента более полно.
Актуальность исследования. В настоящее время в педагогических вузах не существует отдельного образовательного цикла, посвященного изучению орнаментально -го искусства. Информация об орнаментальном искусстве представлена часто фрагментарно, аппликативно к другим образовательным дисциплинам. Например, проблематика орнамента затрагивается при изучении истории искусства, в рамках дисциплины декоративно-прикладного искусства, а также в курсах по компьютерной графике и художественной композиции. Частично освещается тема при изучении колористки, на занятиях по рисунку, т.е. в тех аспектах, когда знание основ составления орнамента позволяет решить определенные образовательные задачи.
В такой ситуации следует учитывать, что изучение
© Зубрилин К.М., Аманжолов С.А., Скворцов К.А. © Zubrilin K. M., Amanzholov S. A., Skvortsov K. A.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (81), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81. 2018
орнамента как области искусства решает важнейшую, базовую задачу в процессе формирования профессионально-педагогической компетенции учителя. Речь идет о связи изучения орнаментального искусства и народного творчества и культуры, последняя является одной из ключевых задач профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Народное искусство изучается в ХГФ педагогических вузов в связи с парадигмой традиций художественного образования и духовно-нравственного развития личности студентов, преемственности методик эстетического воспитания и форм творческой активности.
Несмотря на наличие методов освоения форм декоративно-прикладного творчества, способов изучения и применения народных традиций в практической художественной деятельности, обучение искусству орнамента ограничено своеобразием народного творчества на определённом локальном уровне. Обзор существующей на сегодня научно-методической базы показал, что изучалось преимущественно творчество детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Менее подробно исследовано творчество учащихся колледжей педагогической направленности. Творческая активность студентов высших педагогических профессиональных учебных заведений представлена единичными исследованиями, в числе которых хочется выделить работы Ибрагимовой Р.Т., Ивановой И.Ю., Строкова В.П. [1, 2].
Однако существующие в рамках указанной темы научно-методические исследования не дают ответа на поставленный выше вопрос. Поэтому можно сделать вывод о том, что проблема взаимосвязи орнаментального искусства и духовного, нравственного и эстетического воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки остается на сегодняшний день не решенной исследовательской и практической задачей. Сложившаяся практика изучения орнаментального искусства не дает полного представления об орнаменте как целостной системе и приводит к необходимости создания отдельного курса обучения основам орнаментального искусства. Важным также представляется определение роли и места изучения орнамента в едином процессе художественно-педагогического образования студентов.
Существующие на сегодня разрозненные сведения об этой важной для педагогической науки области художественного творчества не позволяют у обучающихся сформировать целостной системы знания.
Цель исследования. Разработка спецкурса по изучению специфической области знания, органично отражающего межпредметные связи и позволяющего систематизировать фрагментарное знание в единую систему категорий раскрывающих содержание предмета - основы орнаментального искусства.
Задачи исследования: анализ литературы, учебных программ и планов, разработка специального курса «Орнаментальной композиции», и апробация его на практике, в условиях ВУЗА.
Основная часть. Наш опыт, основанный на многолетней практике разработки курсов для учащихся педагогических вузов по специальным областям художественно-педагогического обучения, показал особую важность изучения орнамента и применении полученных знаний в педагогической сфере, играющего роль катализа-
тора художественно-творческой активности учащихся педагогических вузов.
Выводы, основанные на анализе и обобщении существующей сегодня научно-методической литературы, позволяют утверждать важность аккумуляции полученного передового педагогического опыта по изучаемой проблеме с целью его применения в учебном процессе. Вывод о необходимости выделения исследования орнамента в качестве обособленного предмета научной дисциплины влечет за собой целый блок взаимосвязанных задач образовательного, методического и развивающего характера, которые могут в совокупности значительно повлиять на повышение качества профессионального обучения студентов ХГФ пединститутов.
С другой стороны, новый подход к изучению понятия «искусство орнамента», базирующийся на моделях математического и художественного восприятия, позволяет обогатить «нехудожественное» понимание термина за счет качества наглядности, чувственной простоты в восприятии орнамента и достичь нового качества в понимании предмета по совокупности двух составляющих.
Образность орнамента служит ключом к более глубокому пониманию предмета, помогает воспитать эмоциональную чуткость в восприятии художественных объектов. Посредством орнамента мастер раскрывает не только глубину своего духовного мира, но и своеобразие мироощущения своей эпохи, своего народа. Культурное наследие сохраняет традиции и самобытность мастеров, передавших для нас дух его времени, воплощенный в образцах народного творчества.
Теоретическая значимость. Изучая орнаменты разных народов мира, студенты расширяют границы своего духовного мира, обогащают свою культуру за счет соприкосновения с предметами искусства, впитавших в себя самобытность общества с вековой историей. Задача учащихся состоит в изучении, бережном сохранении и воспроизведении техник и языка орнаментального искусства. Это достаточно сложная задача, в процессе решения которой формируется интерес учащихся к этой сфере художественного творчества.
Орнаменты народов мира - часть курса истории искусства, которому традиционно отводится особое место в процессе обучения студентов художественно-графических факультетов. Этому факту есть простое объяснение. Орнамент - это воплощение целостной картины мира, переданной способностями одного мастера. Она не ограничена индивидуальным восприятием отдельного человека. Поэтому изучая орнамент, студент органически воспринимает целостность эпохи, к которой относится образец орнаментального искусства. Именно в этом контексте и можно говорить о воспитании духовности студентов через соприкосновение с культурными «кодами» этой области творчества, воспитании в них эстетического вкуса и развитие творческого потенциала.
Большая роль в процессе освоения курса изучения орнаментального искусства отводится профессионализму педагога. От того, насколько методически грамотно и интересно будет организовано обучение, сформирована система заданий и процесс творчества, зависит и качество результата, насколько будет сформирован уровень устойчивого интереса и творческой активности студента.
Изучение особенностей орнамента как формы искусства включает ряд важных положений, а именно:
1. Орнамент одновременно выступает объектом и средством творческой деятельности.
2. Орнамент воплощает единство двух начал эстетического и утилитарного.
3. Орнамент несет в себе сохранение традиций и их преемственность.
4. Орнамент воплощает в себе единство формы, содержания, материала и утилитарного назначения предмета.
5. Орнамент олицетворяет соответствие законам внутренней архитектоники, ритму и правилам воплощения автором художественного замысла.
Практическая значимость. Изучение орнамента через призму мировой культуры позволяет значительно обогатить кругозор студентов, для этого целесообразно посещение выставок, музеев, экспозиций декоративно-прикладной направленности. Традиции, которые воплощены в орнаменталистике, сохраняются и аккумулируются столетиями и удивительным образом трансформируются, актуализируются в современные образы. Единство народных мотивов, использование специальных техник, цветовых сочетаний передают в совокупности сложный процесс духовного развития общества в его исторических формах.
Для успешного овладения предметной художественной деятельностью по профилю курса изучения орнаментального искусства студентам могут быть предложены увлекательные формы овладения предметом: копирование образцов орнаменталистики, работа по выявлению образов, цветовых гамм, специфики передачи сюжета. Творческие работы могут выполняться с применением разных материалов и техник - станковая живопись, роспись по дереву, вышивка и иное.
При организации занятий могут ставиться достаточно разнообразные цели, помогающие студентам лучше усвоить орнаментальную символику. Например, будет интересно воспроизвести архетипические символы или обереги. Так, к примеру, можно использовать для исследования символ солнца, который часто изображался на предметах быта, в народных костюмах.
Копирование символов в форме эскизов на практических занятиях позволит студентам глубже разобраться в содержании символики и способах и передачи в произведениях декоративно-прикладного творчества.
Важно заметить, что система передачи символики носит не случайный характер. Современный студент, исследуя орнаменталистские коды, погружается в философию искусства, проникает в содержание народных обрядов, раскрывая их глубинный смысл, получает важную информацию для более полного понимания сущности народного творчества, через этимологию выражений, ритуалы, фетиши.
Исследование культуры народов через символику орнаментов позволяет получить знание о явлениях, скрытых от современности в глубине веков. Орнамент становится своеобразным ключом к историческому прошлому, а использование библиотечного фонда и исторических исследований по определённому изучаемой символикой кругу вопросов станут тем фактором, который кардинально повлияет на уровень культурного развития личности будущего педагога-художника, провоцируя интерес к историческому прошлому народов мира [3, с. 86].
Понимание особенностей и своеобразия орнамента позволяют далее развивать способность к построению орнаментальной композиции. Это, в свою очередь, способствует значительной активизации художественного потенциала студентов. Варианты геометрического или растительного орнамента можно исследовать через изучение росписей Мезени, древнегреческого меандра. После изучения примеров появляется основа для создания авторских орнаментов, проявления накопленного в процессе изучения образцов прошлого творческого потенциала студента [4, с. 45].
Заключение. Таким образом, искусство орнамента служит благодатной почвой для развития духовно-нравственного потенциала студента ХГФ педагогического вуза, расширения границ личной культуры. Знания выходят далеко за пределы изучения собственно орнамента, провоцируя исследования в сфере духовной культуры народов мира. Совокупность теоретических познаний и практических навыков, полученных студентами художественно-графического факультета педагогического вуза в процессе изучения орнамента и орнаментального искусства, становится качественной основой для формирования художественно-педагогической компетентного преподавателя-профессионала с высоким уровнем развития личной духовной культуры.
Библиографический список
1. Ибрагимова Р. Т. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете. дис. канд. пед. наук. М.
2. Строков В.П. Развитие активности студентов хгф на занятиях по художественной обработке древесины (на материале народного декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона). дис. канд. пед.наук. М., 1992. 160с.
3. Зубрилин К.М. Развитие композиционного мышления средствами орнаментальной композиции. дис. канд. пед.наук. Омск., 2009. 146 с.
4. Ломов С.П. Методология художественного образования [Электронный ресурс] : Учебное пособие / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «МПГУ» . - Электронные текстовые данные . Москва : Прометей, 2011 . 187 с.
References
1. IbragimovaR.T. Arts and crafts as a means of formation of the creative personality of the teacher of fine arts in the process of professional training at the pedagogical University. dissertation of candidate of pedagogical Sciences. M. 1998. 177 р.
2. Strokov V. P. Development of activity of students of HGF in the classroom for artistic processing of wood (on the material of folk arts and crafts of the far East region). Dissertation of candidate of pedagogical Sciences. M., 1992. 160 p.
3. Zubrilin K. M. Development of compositional thinking by means of ornamental composition. Dissertation of candidate of pedagogical Sciences. Omsk., 2009. 146 p.
4. LomovS. P. the Methodology of artistic education [Electronic resource] : study guide / S. P. Lomov, S. A. Amanzholov, M of education and science of the Russian Federation, FGBOU VPO "Moscow state pedagogical University". - Electronic text data . Moscow: Prometheus, 2011 . 187 p.