Научная статья на тему 'Совершенствование хозяйственного механизма в АПК Казахстана на современном этапе'

Совершенствование хозяйственного механизма в АПК Казахстана на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винниченко В. С.

В статье рассматриваются методические подходы к совершенствованию хозяйственного механизма сельскохозяйственного предприятия в системе АПК, начиная от выбора той или иной организационно-правовой формы и кончая рассмотрением эффективной государственной поддержки сельских товаропроизводителей. В конце статьи сделаны выводы по всем рассматриваемым элементам хозяйственного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование хозяйственного механизма в АПК Казахстана на современном этапе»

Новый университет. 2013. № 3 (25).

ISSN 2221-7347

ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 332.2

В.С. Винниченко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В АПК КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются методические подходы к совершенствованию хозяйственного механизма сельскохозяйственного предприятия в системе АПК, начиная от выбора той или иной организационно-правовой формы и кончая рассмотрением эффективной государственной поддержки сельских товаропроизводителей. В конце статьи сделаны выводы по всем рассматриваемым элементам хозяйственного механизма.

Ключевые слова: Хозяйственный механизм, организационно-правовая форма, механизм ценообразования, хозяйственные подразделения, механизм финансово-кредитной поддержки.

Собственность на средства производства выражает сущность социально-экономических отношений, форму, посредством которой рабочая сила приводит в действие средства производства и осуществляет процесс труда. Различие форм собственности определяется понятиями: «владение», «распределение», «обмен», «распоряжение» и «пользование».

При выборе той или иной организационно-правовой формы для сельскохозяйственного предприятия следует учитывать условия его образования: (наличие или отсутствие собственных денежных и материальных средств для эффективного ведения производства, возможность покупки акций работниками хозяйства; мотивационные стимулы развития производства, демократизацию управления, а также развитие интеграционных связей между различными предприятиями и отраслями.

Механизм ценообразования играет решающую роль в распределении производственных ресурсов, расширении производства, дает импульс поступлению инвестиций, потоку рабочей силы и т.д. Сформированная таким образом цена наиболее удачно выполняет свойственные ей функции: учета и измерения затрат общественного труда; поддержания пропорциональности и равновесия. Через цену осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом; она указывает на диспропорции и необходимость мер по их преодолению.

Следует разграничить понятия технологической и экономической эффективности. Технологическая эффективность - это степень интенсивности использования ресурсов предприятия с точки зрения динамического соотношения .между объемами выпуска различных видов продукции и размерами, затраченных ресурсов при различных показателях этих объемов. Понятие экономической эффективности опирается на платежеспособный спрос, предъявляемый в соответствии с полезностью продукции предприятия для того или иного рынка, а также на связанные со спросом равновесные целы.

Как показывают исследования, при определении эффективности сельского хозяйства в условиях рыночных отношений необходимо использовать методологию, принципы и систему показателен технологического, экономического и социального характеров, специфичных для

© Винниченко В.С., 2013.

34

ISSN 2221-7347

Экономика и право

этой отрасли экономики; основными результативными показателями следует считать прибыль и уровень рентабельности.

Анализируя особенности сельскохозяйственного производства, необходимо сказать, что особые условия деятельности в аграрном секторе, обусловленные зависимостью от природноклиматических факторов, растянутостью производственного цикла во времени и сезонностью, сравнительно низкой рентабельностью производства отдельных видов продукции, должны учитываться и проведении процедур банкротства, в первую очередь, списания задолженности.

При формировании производственных сельскохозяйственных кооперативов и других форм хозяйствования необходимо соблюдать следующие методико-организационные подходы: добровольность в выборе форм хозяйствования; дифференцированный подход к реформированию с учетом отраслевых, территориальных особенностей и т.д. При этом следует учитывать оптимальное сочетание трех основных элементов производства: земли, техники и труда, а также форм кооперации и разделения труда, рационализации производственных процессов по принятой технологии, обеспечение относительно равной занятости в течение календарного года на основе использования севооборотов и систем содержания животных.

Формируя хозяйственные подразделения следует выделить три основных организационных направления: отраслевое, территориальное и территориально - отраслевое. Производственные подразделения по отраслевому принципу целесообразно организовывать в хозяйствах с большой территориальной рассредоточенностью и малым количеством населенных пунктов. Территориальный принцип организации следует применять при формировании организационных структур, как правило, имеющих отделенческую структуру и несколько населенных пунктов со своей производственной я социальной инфраструктурой. Территориально-отраслевой -наиболее рационален при организации сервисного обслуживания товаропроизводителей. Кооперативы по механизации (автопарки. МТМ. нефтехозяйства) рекомендуется образовывать на принципах самоокупаемости. В их функции входит: оказание автотранспортных услуг, выполнение ремонтно-технических и механизированных работ и производственных кооперативах, а также обслуживание культурно-бытовых объектов.

Каждая форма хозяйствования имеет свои достоинства и недостатки. В крестьянских (фермерских) хозяйствах, производственная деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, возможность укрупнения производства ограничена, что затрудняет решение хозяйственных и технологических вопросов, очи не имеют резервов труда.

Крестьянское хозяйство применительно к условиям республики по своей природе представляет мелкое предприятие, размеры которого ограничены трудовыми возможностями самого фермера и членов его семьи, и в современных условиях не обеспечивает быстрый рост производства. Они менее надежны как источники гарантированного поступления продукции, так как ориентируются, прежде всего, па собственные потребности и продуктах и доходах.

Важнейшим из элементов развития производства в условиях рынка являются планирование производства сельхозпродукции. При формировании рыночных отношений необходимо учитывать, что порознь ни план, взятый сам по себе, ни рынок, действующей без планового регулирования, не способны сформировать рациональную структуру экономики. Поэтому возникает необходимость ввести понятие соотношения планирования (прогнозирования) и саморегулируемого процесса.

Для установления объективных цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо осуществлять мониторинг следующих показателей: издержки производства по группам специализированных хозяйств или видам производства; паритет цен на средства производства для сельского хозяйства и сельхозпродукцию; доходность товаропроизводителя и всего сельского хозяйства. В целях стабилизации рынка необходимо восстановление системы госзаказа на все виды сельскохозяйственной продукции в размере до 40-45% произведенного объема с обязательным финансированием по рентабельным гарантированным ценам. В целом механизм ценового регулирования должен обеспечить защиту отечественных рынков от импорта и сводится к установлению паритета цен на ввозимую и аналогичную отечественную продукцию на внутреннем рынке, что достигается введением так называемых выплат на сделку или пошлины в размере разницы между предельной ценой и ценой мирового рынка.

Обеспечение продажи основных видов сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках следует осуществлять через закупочные (в форме организации закупок и проведении залоговых операций) и товарные (в форме организации распродажи) интервенций. Закупочные — нужны тогда, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию ниже минимального уровня, товарные (в случае дефицита продукции) - при росте цен.

35

Новый университет. 2013. № 3 (25).

ISSN 2221-7347

Важнейшей составной частью государственного регулирования экономики аграрного сектора является формирование финансово-кредитного механизма в условиях рыночных отношений. Основными объектами, между которыми постоянно происходит движение финансовых потоков, являются: государство (и его институты), предприятие и население [1]. Поэтому финансово-кредитная политика в данный период должна быть направлена на решение следующих основных задач: стимулирование оплачиваемого спроса на продукты питания и другие сельхозтовары, обоснование расширенного воспроизводства; более широкое использование достижений научно-технического прогресса в производстве; формирование единого экономического пространства, внутреннего рынка и выход на мировой.

Дальнейшее развитие экономического механизма хозяйствования предполагает образование фондового рынка (акции, займы, облигации и т.п.), который позволит создать дополнительные инвестиции для производства. Для поддержки сельских товаропроизводителей кредитными ресурсами следует разработать основы ипотеки: нормативно-законодательную базу, систему отношений товаропроизводителей и коммерческих финансовых структур. Возникает также необходимость организации финансово-промышленных групп.

Анализ показывает, что существующая система взаимоотношений в производстве, переработке и реализации продукции ставит в неравное экономическое положение непосредственных сельхозтоваро- производителей. Одним из наиболее выгодных вариантов экономических взаимоотношений (взаиморасчетов) следует считать: полученный доход распределяется между участниками ФПГ согласно затратам, на первом этапе продукцию сплачивают по минимальным ценам; на втором - в процессе реализации продукции, дополнительный доход распределяется по установленным пропорциям затрат. Однако не исключены варианты взаимоотношений, когда доход предприятия формируется от реализации и распределяется по установленным пропорциям в натуральной форме между участниками, которые сами реализуют её.

Краткосрочное кредитование сезонных затрат следует осуществлять по льготной процентной ставке в пределах стоимости товарной продукции, а задолженность по кредитам, переходящим на следующий год (незавершенное производство), должна определяться, исходя из минимально необходимых затрат. Целесообразно предоставлять товаропроизводителям частичные гарантии по банковским кредитам (при отсутствии достаточного залога). Применение системы государственных гарантий позволит решить следующие проблемы: частично обеспечит кредит, привлечет в сферу кредитования финансовые учреждения; сократит размер бюджетных средств, которые расходуются на эти дели. Рекомендуется установить следующий порядок софинансирования: сельхозтоваропроизводители вносят 20% кредита, государство-70, банки - 10%.

Для успешного использования лизинга в восстановлении и углублении экономических, производственных связей между аграрным и индустриальным секторами экономики необходимо создать нормативно-правовую и организационно-методическую базу. Предлагается пересмотреть порядок использования лизингового фонда - его средства направлять на аренду техники и племенных животных, увеличив сроки лизинга на технику с 3-5 лет до 6-10 лет (до физического износа), снизив оплату первого взноса с 27-30% до 8-10%; уменьшить снабженческосбытовую наценку с 12% до 7%. Следует также обязать лизингодателя обеспечить поставку материалов и запасных частей к машинам для проведения всего комплекса мероприятий технического обслуживания и ремонта на протяжении всего срока их работы.

Для эффективного внедрения лизинга в сельскохозяйственное производство предусматривается: создание местных районных центров его поддержки и развития за счет средств республиканского бюджета; разработка региональной лизинговой программы; создание специализированных фирм-посредников, занимающихся подбором партнеров и другими вопросами помощи и развития на коммерческой основе; организация юридической, консалтинговой и информационной помощи.

В целях сокращения затрат, связанных с приобретением, ремонтом, эксплуатацией сельскохозяйственной техники, материально-техническим обеспечением и сервисным обслуживанием, предлагаем расширить сеть МТС. Для их организации требуется значительные капитальные вложения, источниками которых должны быть: долгосрочные кредиты коммерческие банков под льготный процент, возмещаемый из государственного бюджета; привлечение под гарантию государства кредитов иностранных банков; выпуск среднесрочных облигаций государства и другие.

Механизм финансово-кредитной поддержки развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, на наш взгляд, должен предусматривать создание необходимых условий для

36

ISSN 2221-7347

Экономика и право

привлечения источников финансирования и обеспечения доступа к кредитным ресурсам: расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого и среднего бизнеса на льготных условиях (пониженная процентная ставка, снижение требований к залоговому обеспечению); определение оптимального соотношения между размером выдаваемой ссуды и оценочной стоимостью залогового имущества в зависимости от его вида; представление государственных гарантий коммерческим банкам (компенсация части процентных ставок по кредитам); развитие кредитования субъектов малого бизнеса под гарантийные обязательства страховых фирм, а также платежеспособных третьих лиц; развитие новых форм сотрудничества в этой области - обществ взаимного кредитования [2].

Одним из возможных источников финансирования инвестиций являются денежные средства населения. Для их привлечения необходимо восстановить доверие к банковской системе. В условиях дефицита денежных средств, недостаточной активности отечественных инвесторов целесообразно привлечение иностранных капиталов.

Следующий источник инвестирования АПК - займы международных финансовых организаций (Всемирного банка, ЕБРР, АБР и др.). В целях активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе необходимо: прогнозирование, разработка и осуществление целевых программ, специализация товаропроизводителей и других субъектов рынка. Обязательными условиями для выплаты субсидий являются: участие производителей в залоговых операциях, сохранение агротехники выращивания сельскохозяйственный; культур, внедрение новых сортов и технологий, использование других механизмов, направленных на повышение культуры земледелия, животноводства, ресурсосбережения и т.д.

Сложилась крайне противоречивая ситуация, когда сельские товаропроизводители не имеют средств для ведения простого воспроизводства, а предприятия по переработке и реализации продукции, банковские учреждения получают высокие доходы, прибыль. Задача состоит в том, чтобы создать новую систему производственно-финансовых отношений, обеспечивающую равноправные отношения всех участников АПК.

В сельскохозяйственном производстве Казахстана сформировалась многоукладная экономика. Однако отсутствие единства в понимании и реализации функционирующего экономического механизма хозяйствования в аграрном секторе и всей экономики республики, мер, способствующих достижению этих целей, эффективной государственной поддержки сельских товаропроизводителей, проведение государством .непродуманной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики, усиление неэквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью и т.д. резко ухудшили финансовое состояние новых форм собственности и хозяйствования, привели к увеличению кредиторской и дебиторской задолженности.

Этому также способствовала недостаточно четкая инвестиционная политика, высокая процентная ставка за пользование кредитными ресурсами; отсутствие залогового имущества (земля не является залогом); система налогообложения, не отвечающая полностью требованиям специфики аграрного производства и т.д.

Поэтому большинство сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и хозяйствования убыточны, не имеют собственных средств для получения кредита под залог, балансы не ликвидные, что не позволяет вести даже простое производство. Все это в комплексе требует разработки и внедрения действенного экономического механизма хозяйствования в аграрное производство в условиях рыночных отношений.

1. Следует разработать стратегию развития сельскохозяйственного производства, которая должна сводиться к следующему: поэтапное устранение диспаритета цен за счет корректировки межотраслевых пропорций обмена в пользу сельского хозяйства; оптимизация эффективных форм хозяйствования; изменение систем налогообложения, ценообразования, кредитования, страхования, направленных на рациональное использование производственных ресурсов; регламентация экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

2. При формировании эффективных форм хозяйствования рекомендуется учитывать собственные ресурсы, развитие интеграционных связей, степень экономической и юридической ответственности и распределения доходов. Организация сельхозформирований должна увязываться с рынками товаров, финансов, товарной, фондовой и. валютной биржами, банками, тор-гово-посредничёскими фирмами и т.д.

3. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства предлагается внедрить повсеместно оптимальную систему ведения сельского хозяйства. При определении результативности сельского хозяйства следует использовать предложения и рекомендации по её повышению.

37

Новый университет. 2013. № 3 (25).

ISSN 2221-7347

4. Концептуальной основой формирования экономического эффективного сельскохозяйственного производства следует считать, приведение всех, элементов цены к международным стандартам, позволяющим выявлять факторы и способы управления ими. Для обеспечения ценового паритета предлагается: ежегодное определение видов и объемов продукции, пользующихся государственной поддержкой; поддержание рационального равновесия государственных и рыночных рычагов регулирования экономики и экономических отношений; развитие рыночной инфраструктуры.

5. Для устранения диспаритета цен при Министерстве сельского хозяйства целесообразно организовать специальную службу, которая должна рассчитывать паритетный индекс как результат взвешенных по удельному весу следующих совокупных затрат: индекса цен на товары, необходимые сельхозтоваропроизводителю для личного пользования и производимых затрат; индекса процентов за ипотечную задолженность; индекса выплачиваемых налогов за недвижимость в расчете на 1 га; индекса зарплаты.

6. В целях повышения эффективности сельхозпроизводства предлагается создать государственную специализированную систему кредитования, Сочетающую рыночные принципы прямого банковского кредитования с льготной процентной ставкой и контролем за её целевым использованием и возвратом средств. Краткосрочное кредитование сезонных, затрат осуществлять по ставке до 10 долгосрочное - до 3-5% годовых.

7. Внедрить также систему беспроцентного кредитования сельхозпродукции, фьючерсные и форвардные сделки. Развивать кредитные товарищества и финансово-промышленные группы в животноводстве, что позволит повысить эффективность этой отрасли аграрного хозяйства. Для успешного использования лизинга, требуются совершенствование нормативноправовой и организационно - методологической базы, увеличение объемов финансирования лизинговых операций, переориентация его на комплексные технологии, расширение номенклатуры производства.

Библиографический список

1. Ертазин Х. Организация агробизнеса: Учебное пособие. Астана: Фолиант, 2009. 200 с.

2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. М.: Дело и сервис, 2000. 368 с.

Статья поступила в редакцию 25.03.2013.

ВИННИЧЕНКО Владимир Семенович - старший преподаватель кафедры финансов, Же-тысуский государственный университет имени И. Жансугурова (Казахстан).

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.