Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN AGRICULTURE / DIRECTIONS OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN THE OREL REGION / EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова М.К., Шмидт Ю.И.

В условиях пандемии государственная поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве приобретает еще более важный смысл, чем в стабильное время экономического развития. Малый бизнес в сложившихся условиях оказался самым наиболее пострадавшим сегментом экономики. Его обороты, запасы, финансовые возможности не так велики, как у крупных организаций, поэтому малейшее изменение в экономике приводит к молниеносной реакции как в положительную, так и в отрицательную сторону. В этой связи, именно государство должно стать неким финансовым гарантом функционирования и последующего развития малого бизнеса. Основной целью исследования являлось рассмотрение теоретических и методологических государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Информационную базу исследования составили: годовая бухгалтерская отчетность малых предприятий Орловской области, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и его территориального органа по Орловской области, научные публикации по теме исследования, нормативная и справочная литература. В ходе исследования применялись экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный методы анализа. В статье представлен алгоритм разработки механизма государственной поддержки развития предприятий малого и среднего бизнеса в аграрном секторе. Исследованы виды эффективности государственной поддержки малого бизнеса, оценены возможности доступа малых и средних предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств. В целом, предложено оценивать эффективности государственной поддержки на разных стадиях жизненного цикла предприятий малого и среднего бизнеса с целью эффективного его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN THE AGRICULTURE OF THE OREL REGION

In the context of a pandemic, state support for small businesses in agriculture becomes even more important than in a stable period of the economic development. Small business in the current conditions was the most affected segment of the economy. Its turnover, reserves, and financial capabilities are not as large as those of large organizations, so the slightest change in the economy leads to a lightning reaction, both positive and negative ones.In this regard, it is the state that should become a financial guarantor of the functioning and subsequent development of small businesses. The main purpose of the study is to consider theoretical and methodological state support for small and medium-sized businesses. The information base of the study was made up of: annual financial statements of small enterprises in the Orel region, statistical collections of the Federal State Statistics Service (Rosstat) and its territorial body in the Orel region, scientific publications on the topic of the research, normative and reference literature. In the course of the study, we used economic-statistical, abstract-logical, comparative methods of the analysis. The article presents an algorithm for developing a mechanism for state support for the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector. The types of state support effectiveness for small businesses are studied, and the possibilities of access of small and medium-sized enterprises (including start-UPS) to sources of financial resources are evaluated. In General, it is proposed to evaluate the effectiveness of state support at different stages of the life cycle of small and medium-sized businesses, in order to develop it effectively.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК / UDC 631.1.017:005.71-022.51:338.246.027(470.319)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

IMPROVING STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN THE AGRICULTURE OF THE OREL REGION

Чистякова M.K., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Chistyakova M.K., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Department ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

E-mail: chmk162@yandex. ru Шмидт Ю.И., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Schmidt Yu.I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Department ФГБОУ ВО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»,

Тверь, Россия

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Tver State Agricultural Academy", Tver, Russia E-mail: ushmidt@tvgsha.ru

В условиях пандемии государственная поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве приобретает еще более важный смысл, чем в стабильное время экономического развития. Малый бизнес в сложившихся условиях оказался самым наиболее пострадавшим сегментом экономики. Его обороты, запасы, финансовые возможности не так велики, как у крупных организаций, поэтому малейшее изменение в экономике приводит к молниеносной реакции как в положительную, так и в отрицательную сторону. В этой связи, именно государство должно стать неким финансовым гарантом функционирования и последующего развития малого бизнеса. Основной целью исследования являлось рассмотрение теоретических и методологических государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Информационную базу исследования составили: годовая бухгалтерская отчетность малых предприятий Орловской области, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и его территориального органа по Орловской области, научные публикации по теме исследования, нормативная и справочная литература. В ходе исследования применялись экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный методы анализа. В статье представлен алгоритм разработки механизма государственной поддержки развития предприятий малого и среднего бизнеса в аграрном секторе. Исследованы виды эффективности государственной поддержки малого бизнеса, оценены возможности доступа малых и средних предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств. В целом, предложено оценивать эффективности государственной поддержки на разных стадиях жизненного цикла предприятий малого и среднего бизнеса с целью эффективного его развития. Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве, направления господдержки предприятий малого бизнеса в Орловской области, эффективность государственной поддержки малого бизнеса.

In the context of a pandemic, state support for small businesses in agriculture becomes even more important than in a stable period of the economic development. Small business in the current conditions was the most affected segment of the economy. Its turnover, reserves, and financial capabilities are not as large as those of large organizations, so the slightest change in the economy leads to a lightning reaction, both positive and negative ones.In this regard, it is the state that should become a financial guarantor of the functioning and subsequent development of small businesses. The main purpose of the study is to consider theoretical and methodological state support for small and medium-sized businesses. The information base of the study was made up of: annual financial statements of small enterprises in the Orel region, statistical

collections of the Federal State Statistics Service (Rosstat) and its territorial body in the Orel region, scientific publications on the topic of the research, normative and reference literature. In the course of the study, we used economic-statistical, abstract-logical, comparative methods of the analysis. The article presents an algorithm for developing a mechanism for state support for the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector. The types of state support effectiveness for small businesses are studied, and the possibilities of access of small and medium-sized enterprises (including start-UPS) to sources of financial resources are evaluated. In General, it is proposed to evaluate the effectiveness of state support at different stages of the life cycle of small and medium-sized businesses, in order to develop it effectively. Key words: small business, state support for small businesses in agriculture, directions of state support for small businesses in the Orel region, effectiveness of state support for small businesses.

Введение. Малый бизнес в сложившихся условиях экономического спада не остается без поддержки со стороны государства. В связи с этим, очень важны методические аспекты, сформулированные именно так, чтобы малый бизнес вышел из кризиса с наименьшими потерями. Наиболее значимым для этого является оценка государственной поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве в Орловской области и разработка актуального механизма государственной поддержки. В Орловской области уже созданы необходимые условия для реализации эффективной государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, но остается ряд нерешенных проблем, которые все еще мешают получить некоторым малым предприятиям адресную поддержку и повысить эффективность именно от этого направления финансирования.

Основной целью исследования являлось рассмотрение теоретических и методологических государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Условия, материалы и методы. Информационную базу исследования составили: годовая бухгалтерская отчетность малых предприятий Орловской области, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и его территориального органа по Орловской области, научные публикации по теме исследования, нормативная и справочная литература. В ходе исследования применялись экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный методы анализа.

Основная часть. Для достижения цели государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства должны быть решены задачи:

- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

- финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства [1, с. 164].

В целях расширения возможностей доступа малых и средних предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, следует организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

- создание кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, которые будут предоставлять на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого и среднего бизнеса агропромышленного комплекса;

- разработка действенного механизма государственных гарантий, способствующих разделению рисков между государством, кредитными организациями и малыми и средними предприятиями;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;

- внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);

- формирование системы кредитных историй предприятий малого и среднего бизнеса специализированными организациями (кредитными бюро) с целью доступа малых и средних предприятий к кредитам коммерческих банков [2].

Алгоритм разработки механизма государственной поддержки развития предприятий малого и среднего бизнеса в аграрном секторе представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Алгоритм разработки механизма государственной поддержки развития предприятий малого и среднего бизнеса в аграрном секторе

При разработке механизма и инструментов государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства важно не только разработать сами поддерживающие мероприятия, но и провести анализ институциональной и структурно-функциональной среды функционирования малого и среднего бизнеса [3]. Анализ проводится по следующим направлениям:

- анализ существующей нормативно-правовой базы;

- анализ уровня производства сельскохозяйственной продукции по типам и видам хозяйств аграрного сектора экономики;

- анализ государственной финансовой поддержки предприятий аграрного сектора;

- анализ сложившихся земельных отношений;

- анализ эффективности функционирования аграрных структур;

- анализ интеграционных и кооперационных процессов;

- анализ рынков сбыта аграрной продукции;

- анализ демографической ситуации в сельской местности;

- анализ развития сельских территорий в другие.

Далее необходимо определить основные факторы и оценить их влияние на развитие предприятий малого и среднего бизнеса. От качества проведения данного этапа зависит выбор направлений государственной поддержки [4]. Вццы эффективности государственной поддержки малого бизнеса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Виды эффективности государственной поддержки малого бизнеса

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляется в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и в соответствии с подпрограммой «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области» государственной программы «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» [4].

Малый бизнес соответствует определенным правовым нормам, критериям, касающимся количества сотрудников и дохода, который организация получает. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в редакции от 27.12.2018 N 5Э7-ФЗ) это потребительские кооперативы и коммерческие организации; индивидуальные предприниматели; крестьянские (сельскохозяйственные) хозяйства [5].

Рассмотрим, кто принадлежит малому бизнесу. Численность работников (по данным предыдущего календарного года) должна составлять: для средних предприятий - от 101 до 250 человек (включая); для малого бизнеса - до 100 человек (включая); для микропредприятий - до 15 человек. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС: для микропредприятий - 120 млн. руб.; малый бизнес - 800 млн. руб.; средние предприятия - 2 млрд. руб., согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. На 2020 год, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в Орловской области количество субъектов

малого и среднего предпринимательства составило 25 869 единиц, в том числе: 70 единицы - средние предприятия, 849 единица - малые предприятия, 7060 единиц - микропредприятия, 17890 единиц - индивидуальные предприниматели [6].

Основные направления господдержки предприятий малого и среднего бизнеса Орловской области в 2019 году представлены в таблице.

Таблица - Основные направления господдержки предприятий малого и среднего бизнеса Орловской области в 2019 году_

Источники финансирования Объемы финансирования, млн. рублей

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 119,6

Увеличение капитализации фонда микрофинансирования по программе «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам» 8

Предоставление микрозаймов фонда микрофинансирования (в размере до 5 млн. рублей сроком до трех лет, по ставке от 3% годовых) 517

На развитие центра поддержки предпринимательства 30

На осуществление деятельности центра кластерного развития 16

Факторы эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе представлены на рисунке 3.

_ Факторы эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в АПК

Стратегические цели

государства, легитимные

концепции и модели развития общественной системы;

политический курс

Организация системы

государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые политическое и правовое пространства

Необходимое условие эффективного

функционирования институтов власти и управления, включая нормативно-правовые механизмы

1) реальная целостность системы государственного поддержки, единством правил «игры» всех управляющих субъектов;

2) правовая стабильность и достаточно высокая правовая культура;

3) высокая дееспособностью государственной власти на всех уровнях, местного самоуправления. Потенциал фактора эффективности остается нереализованным

Состояние государственного

аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессионализм; уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством

Эффективность государственной поддержки напрямую связана с наличием современной бюрократии, обладающей высоким

профессионализмом, стратегическим

инновационным мышлением, признающей в качестве приоритетного демократический стиль управляющей деятельности и руководствующейся

государственным интересом

Экономическая, политическая,

социальная стабильность (или нестабильность) общества

Ограниченность применения рыночных методов оценки в сфере государственного управления, смена управленческой парадигмы, актуализация анализа социальных взаимодействий в ходе управленческого процесса, а также требование оценки социальных эффектов управленческих решений

Рисунок 3 - Факторы эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе

Региональную государственную поддержку необходимо рассматривать через призму показателей эффективности. В этой связи их классификацию целесообразно составить в зависимости от рассматриваемого механизма.

Существуют несколько стадий жизни бизнеса [7], которые представлены на рисунке 4. Стадии жизненного цикла необходимо рассматривать при условии вероятности их наступления.

Рисунок 4 - Стадии жизни бизнеса

Нами выделены основные риски, к которым относят: низкое качество планирования (вероятность наступления 0,8), отсутствие результата в установленный срок (вероятность - 0,75), потери доступа к более дешевым ресурсам (вероятность - 0,75). На стадии роста бизнеса в АПК основными рисками является возможность убыточного производства (вероятность наступления 0,99), получение отрицательного результата (вероятность - 0,95), множество конкурентов (вероятность - 0,84).

Таким образом, актуальным является рассмотрение факторов эффективности государственной поддержки на разных стадиях жизненного цикла предприятий малого и среднего бизнеса (рис. 5).

Факторы эффективности государственной поддержки на разных стадиях жизненного цикла предприятий малого и среднего бизнеса

Этап

Составление бизнес-плана

Грамотное управление бизнесом

Внедрение идей в производство

Зрелость и стабилизация

Стратегическое управление

Элементы

Стадия основания бизнеса

Планирование

Регистрация

Формулировка целей

Определение стратегии и тактики развития

Стадия роста бизнеса

Обеспечение финансирования бизнеса оборотными средствами

Определяется и проводится апробация системы управления бизнесом

Определяется конкурентная стратегия

Стадия расширения

Захват рынка

Расширение каналов и точек сбыта

Расширение клиентской базы

Сформированная команда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стадия зрелости

Захват рынка

Расширение каналов и точек сбыта

Стадия увядания

Невозможность реализовать результат фундаментальных исследований на данном уровне развития НИОКР

Риски

Низкое качество планирования

Отсутствие результата в срок

Убыточное производство

Получение отрицательного результата

Много конкурентов

Получение отрицательного результата

Много конкурентов

\

Новые

технологии

ч У

Л

Неверная оценка полученного результата исследований

Отсутствие результата в срок

Политические, финансовые, экологические и т.д.

Рисунок 5 - Факторы эффективности государственной поддержки на разных стадиях жизненного цикла предприятий малого и среднего бизнеса

Выводы. Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса имеет важное значение для его функционирования и развития. В результате проведенного анализа основных направлений господдержки предприятий малого и среднего бизнеса Орловской области в 2019 году, сделан вывод о том, что уже созданы необходимые условия для реализации эффективной государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, но для этого необходимо использование алгоритма разработки механизма государственной поддержки развития предприятий малого и среднего бизнеса в аграрном секторе. Данные мероприятия, помогут малому бизнесу увеличить финансовые возможности и эффективно развиваться.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алентьева Н.В. Малый и средний бизнес как определяющий фактор роста экономики России // Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. Благовещенск, 2020. С. 164.

2. Ажлуни A.M., Шарыгина О.Л. Особенности организационных конфликтов в организациях малого и среднего бизнеса // Аграрный сектор экономики России: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской (национальной) научной конференции. Орел, 2020. С. 267-275.

3. Чистякова М.К., Алентьева Н.В., Шмидт Ю.И. Современные аспекты сельскохозяйственного кредитования малого бизнеса в России // Экономика и предпринимательство. 2020. № 10 (123). С. 600-604.

4. Алентьева Н.В. Проблемы и перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе // Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса: сборник статей I Международной научно-практической конференции. Орел, 2018. С. 385-389.

5. Чистякова М.К., Алентьева Н.В., Шмидт Ю.И. Развитие льготного кредитования малого бизнеса коммерческими банками // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 600-606.

6. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 20.12.2020).

7. Сопина Е.С., Алентьева Н.В. Государственная поддержка малого бизнеса -приоритетное направление развития АПК Орловской области // Первая ступень в науке: сборник трудов по результатам работы VIII Международной научно-практической конференции. Вологда-Молочное, 2020. С. 377-380.

REFERENCES

1. Alenteva N.V. Malyy i sredniy biznes kak opredelyayushchiy faktor rosta ekonomiki Rossii // Agropromyshlennyy kompleks: problemy i perspektivy razvitiya: tezisy dokladov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Blagoveshchensk, 2020. S. 164.

2. Azhluni A.M., Sharygina O.L. Osobennosti organizatsionnykh konfliktov v organizatsiyakh malogo i srednego biznesa // Agrarnyy sektor ekonomiki Rossii: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: materialy vserossiyskoy (natsionalnoy) nauchnoy konferentsii. Orel, 2020. S. 267-275.

3. Chistyakova M.K., Alenteva N.V., Shmidt Yu.I. Sovremennye aspekty selskokhozyaystvennogo kreditovaniya malogo biznesa v Rossii // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2020. № 10 (123). S. 600-604.

4. Alenteva N.V. Problemy i perspektivy razvitiya malykh form khozyaystvovaniya v agrarnom sektore // Innovatsionnaya ekonomika, strategicheskiy menedzhment i antikrizisnoe upravlenie v subektakh biznesa: sbornik statey I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Orel, 2018. S. 385-389.

5. Chistyakova M.K., Alenteva N.V., Shmidt Yu.I. Razvitie lgotnogo kreditovaniya malogo biznesa kommercheskimi bankami // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2020. № 9 (122). S. 600-606.

6. Federalnaya nalogovaya sluzhba. Yedinyy reestr subektov malogo i srednego predprinimatelstva // URL: https://ofd.nalog.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2020).

7. Sopina Ye.S., Alenteva N.V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa - prioritetnoe napravlenie razvitiya APK Orlovskoy oblasti // Pervaya stupen v nauke: sbornik trudov po rezultatam raboty VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vologda-Molochnoe, 2020. S. 377-380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.